Для чего в машине катализатор: Для чего нужен катализатор в автомобиле — Лайфхак

Зачем нужен старый катализатор в авто и можно ли его удалить? | Обслуживание | Авто

Владимир Гаврилов

Примерное время чтения: 3 минуты

20286

Категория:  Обслуживание Авто

Автомобили возрастом свыше 15 лет, которые проездили в России более 150 тысяч пробега, всегда имеют проблемы с системой выхлопа. Владельцы, наслушавшись разговоров об опасности старого катализатора в выхлопной системе, спешат его демонтировать. Причем вместе с катализатором они меняют и систему контроллеров с датчиком кислорода или перепрошивают двигатель под более низкие экологические стандарты. Допустима ли такая самодеятельность и как отсутствие катализатора может повлиять на функционирование мотора?

Принцип действия очистителя выхлопа

Самым токсичным газом в выхлопе автомобиля считается угарный газ, а также оксиды азота, являющиеся продуктом неполного сгорания углеводородного топлива.

В 1970 году к иностранным производителям было предъявлено требование оснастить все машины нейтрализатором отработанных газов, который дожигал их в специальной термической камере. С 1975 года установка катализаторов стала обязательным требованием к производителям автомобилей за рубежом.

Действует каталитический нейтрализатор таким образом: в керамических ячейках газ раскаляется до 750-900 градусов и разлагается на углекислый газ, а также на азот и кислород.

Катализатор, несмотря на свою надежность, имеет сроки службы и выходит из строя через 10-15 лет эксплуатации. Его ресурс также снижается из-за физических повреждений или по причине оплавления и спекания ячеек, в результате использования некачественного топлива или банально из-за неисправностей системы зажигания. В результате нарушается проходимость газов, снижается отдача мотора, наблюдается потеря динамики. В общем, требуется замена нейтрализатора.

Удаление нейтрализатора и перепрошивка ЭБУ

Отечественные мастера для 10-летних или 15-летних машин рекомендуют другой порядок «ремонта». Они удаляют банку целиком и вваривают вместо нее трубы выхлопной системы.

Этот шаг влечет за собой массу побочных эффектов. При отсутствии каталитического нейтрализатора программы управления двигателем начинают сбоить. Они опрашивают датчики, в том числе лямбда-зонд, измеряющий количество кислорода в выхлопе. Ориентируясь на полученные данные, электронный блок управления «решает», сколько впрыскивать топлива в цилиндры через форсунки. Однако если прибор утрачен, то нужная информация отсутствует, и система переходит в аварийный режим, снижает тягу и готовит усредненную смесь. Характеристики мотора резко падают.

Мастера советуют в этом случае перепрошить электронный блок управления и перевести его на Евро 2. В этом случае работа впрыска тоже будет подведена к какому-то усредненному значению, искажающему изначальные характеристики мотора. График его работы видоизменяется, мощность падает, снижается планка крутящего момента.

В общем, после удаления каталитического нейтрализатора мотор уже не станет выдавать прежних характеристик. Кроме того, усредненная смесь будет сгорать в цилиндрах не полностью, начнется выпадение смол, закоксовывание мотора, и проявятся прочие вредные явления, постепенно разрушающие силовой агрегат.

Токсичный выхлоп

Есть и другой способ — установить в систему выхлопа обманку. Датчик кислорода устанавливается в специальную проставку так, чтобы в него попадало как можно большей кислорода из атмосферы. В результате менять ПО не требуется, поскольку система продолжает работать в штатном режиме. Но есть у метода и свои недостатки. ЭБУ, пользуясь неверными данными, не сможет правильно корректировать приготовление горючей смеси и перестанет регулировать угол опережения зажигания, в результате чего вредное воздействие на двигатель продолжится.

Кроме того, машина без катализатора выбрасывает в атмосферу больше вредных веществ, ее выхлоп неприятно пахнет, газы проникают в салон, раздражают при холодном запуске и отравляют воздух при длительном прогревании машины зимой.

В общем, лучше не экономить на выхлопной системе и произвести полноценный ремонт, установив вместо старого запекшегося каталитического нейтрализатора новый.

Тогда автомобиль продолжит радовать отменной динамикой, и водителю не придется вдыхать его ядовитые газы.

обслуживание автомобиля

Следующий материал

Новости СМИ2

Удалять или оставлять катализатор

Удалять или оставлять катализатор

Специалисты компании «Авангард Авто» на этот раз разбираются в аспектах вопроса о такой популярной ныне услуге, как удаление катализатора. Статей по данной теме приведено большое количество, но мы решили в своей статье наиболее подробно разобрать этот вопрос, основываясь на личный опыт.

Катализатор или каталитический нейтрализатор – часть выхлопной системы автомобиля, которая служит только для одной цели – снижение вредных веществ в выхлопе.

Устройство катализатора автомобиля простое. Он представляет собой трубку, состоящую из мелких керамических или металлических «сот». Стенки ячеек покрыты активной смесью, которая и взаимодействует с выхлопами. Проходя через трубку, воздух очищается, и из выхлопной трубы в атмосферу поступает гораздо меньше токсичных веществ.

Если катализатор оплавился или забился, то отработанные газы не могут через него нормально пройти, а это означает, что часть возвращается обратно в камеру сгорания и делает вновь поступившую горючую смесь менее эффективной. Таким образом, мотор душит сам себя.

Катализатор нужно менять довольно часто – каждые 100-150 тысяч км пробега. Именно за это время он успевает полностью исчерпать свой ресурс. Дело в том, что в нем идет химическая реакция, которая связывает определенные соединения из выхлопных газов. Как только активные реагенты заканчиваются, устройство становится бесполезным.

Но кроме этого, есть несколько причин, по которым каталитический нейтрализатор нужно будет заменить, не дожидаясь указанного пробега. Ускоренный износ устройства возможен при таких условиях:

  • Регулярная езда по очень плохим дорогам. Постоянная тряска по камням, ухабам и неровным грунтовкам может приводить к тому, что керамические ячейки просто разбиваются и перестают выполнять свою функцию.
  • Привычка постоянно резко вдавливать педаль газа в пол. В такой ситуации топливная смесь не успевает полностью сгорать, ее остатки также постепенно закупоривают «соты» нейтрализатора.
  • Неполадки в двигателе. Если в самом моторе или системе зажигания есть проблемы, недогоревшее топливо и масло могут попадать в катализатор, забивая мелкие ячейки.
  • Некачественное топливо или различные зимние добавки. В них содержатся примеси свинца и других тяжелых металлов, что сокращает срок жизни очистителя выхлопных газов.
  • Постоянные пробки. Пока авто стоит в заторе, его двигатель все равно работает, соответственно, идет и выхлоп отработанного газа. Ресурс катализатора расходуется быстрее рекомендованного пробега.

Чаще всего катализаторы стоят на авто, которые уже оснащены электронной системой распознавания неполадок. Поэтому при возникновении проблем с катализатором на панели загорится «Check Engine». К тому же, производители встраивают специальные кислородные датчики. Если выхлопные газы перестают очищаться, некоторые машины автоматически перестают запускаться.

Кроме этого, есть еще несколько признаков, по которым можно понять, что нейтрализатор выхлопных газов пора менять. В первую очередь, снизится мощность мотора, машина начнет хуже разгоняться. Появятся проблемы с запуском двигателя «на холодную» и повысится расход топлива. Также может появиться грохот во время старта авто. Все это происходит из-за того, что выхлопные газы не могут нормально выйти через забитую сетку и возвращаются назад в камеру сгорания – двигатель «задыхается».

Удалить и заменить неисправную деталь обязательно нужно после того, как нейтрализатор выхлопных газов исчерпал свой ресурс. Это делается либо после определенного пробега, либо если уже наблюдаются явные признаки его неисправности. Если этого не сделать, авто начнет сильнее расходовать топливо, хуже стартовать и разгоняться, а некоторые модели и вовсе перестанут заводиться. Самый простой выход – просто купить новый катализатор и установить его вместо отработавшего. Но такая деталь стоит дорого из-за содержащихся в ней драгоценных металлов.

Но как быть дальше? Скорее всего, вариант с покупкой новой детали на замену вам не подходит: новый катализатор стоит дорого, но при этом нет никаких гарантий, что он не выйдет из строя также быстро. Учитывая, что в некоторых автомобилях производители устанавливают несколько катализаторов, замена обойдется в круглую сумму, которая сопоставима со стоимостью подержанного автомобиля. Поэтому многие владельцы машин просто ставят обманки и используют пламегасители.

Для владельцев машин преимуществ в удалении каталитического нейтрализатора выхлопных газов несколько:

  • не нужно покупать и регулярно менять недолговечную дорогую деталь;
  • возрастает мощность двигателя;
  • снижается расход топлива;
  • уменьшается чувствительность к качеству топлива;
  • мотор не «задыхается» из-за ухудшения отвода выхлопных газов.

Но несмотря на все достоинства удаления катализатора, у этой процедуры есть и ряд недостатков. В первую очередь, ухудшается состав выхлопа, и как результат – более разрушительное действие автомобиля на окружающую среду. А если по какой-то причине выхлопные газы попадают в салон, там может ощущаться неприятный запах.

Если катализатор удален некорректно или же неправильно установлен пламегаситель, на приборной панели могут постоянно гореть сообщения о неисправности двигателя. Кроме того, возникают сложности с техосмотром, а также может появиться неприятный дребезжащий звук во время езды.

В завершении подытожим, что удалять или нет катализатор на вашем автомобиле — дело личное, но если вы решились на данную процедуру, но выбирать для этих работ необходимо сертифицированный автосервис, где специалисты дадут гарантию на выполненные работы, так как нередки случаи, когда автомобиль после удаления ведет себя непривычно, могут появляться ошибки на приборной панели. В таком случае обратиться за устранением этих неполадок можно по гарантии, не доказывая с пеной у рта, что вы уже были здесь и неполадка является следствием некачественной работы.

Катализаторы: что это такое и почему их воруют?

22 мая 2022 г., 22:42

Смерть, налоги и кражи катализаторов. В Стэнфорде почти наверняка члены сообщества в какой-то момент получат сообщение AlertSU, в котором сообщат новость о краже каталитического нейтрализатора. В период с февраля по март этого года Департамент общественной безопасности Стэнфордского университета (SUDPS) сообщил об 11 таких кражах.

Каталитические нейтрализаторы расположены на шасси автомобиля сразу за передними колесами, что делает их относительно легкой частью автомобиля для кражи. Каталитические нейтрализаторы помогают производителям автомобилей соблюдать строгие правила Агентства по охране окружающей среды (EPA) в отношении выбросов топлива, превращая токсины в менее вредные газы, такие как водяной пар и углекислый газ. Каталитические нейтрализаторы стоимостью от 300 до 2500 долларов США в новом состоянии требуются во всех автомобилях США с 19 года.75. 

Почему интерес именно к катализаторам?

По словам доцента кафедры химического машиностроения Маттео Карньелло, наиболее важными компонентами каталитических нейтрализаторов являются эти три драгоценных металла: платина, палладий и родий.

«Если вы думаете, что золото драгоценно, то представьте себе что-то, что в 10 раз дороже золота, и в каталитическом нейтрализаторе его довольно много», — сказал Карньелло. «Вот что делает их привлекательными для людей сейчас».

Именно эти драгоценные металлы помогают облегчить химические превращения очень вредных побочных продуктов во что-то гораздо более безвредное. Эти металлы вызывают значительный интерес именно из-за того, насколько эффективно они преобразуют токсичные загрязнители, выделяемые автомобильными двигателями. Они также являются стабильными элементами, на которые вряд ли повлияют другие компоненты, содержащиеся в бензине.

«Каталитические нейтрализаторы поглощают токсичные газы, образующиеся в двигателях внутреннего сгорания автомобилей, и, используя катализатор вместе с атомами кислорода и водорода из воздуха, они расщепляют эти вредные газы на углекислый газ, газообразный азот и кислород», — сказал Шили. Эйнав 24 года, изучает машиностроение и работает над проектом Stanford Solar Car Project.

Взломщики обычно выбирают каталитические нейтрализаторы из-за следовых количеств ценных металлов, таких как платина и родий, которые используются для очистки выхлопных газов автомобиля. Стоимость унции драгоценных металлов за последние годы резко возросла из-за дефицита, сложного процесса добычи и общего спроса на такие товары, как ювелирные изделия и микроэлектроника. При продаже на предприятие по переработке реселлеры могут заработать от 50 до 250 долларов за деталь.

«Еще 10–15 лет назад не было никакого интереса к переработке этих материалов, а теперь некоторые из этих металлов стали такими дорогими, что для этого есть больше стимулов», — пояснил Карньелло. «Печально то, что именно это делает его привлекательным для воров. Эти материалы можно восстановить, хотя для этого нужны очень специальные операции».

Несмотря на то, что технически автомобили могут работать без каталитического нейтрализатора, вождение без него является незаконным. Кроме того, такие автомобили будут способствовать высокому уровню вредных выбросов в атмосферу.

По словам Билла Ларсона, сотрудника по связям с общественностью SUDPS, каталитические нейтрализаторы «открыты под большинством автомобилей как часть глушителя» и «либо отрезаны, либо отвинчены».

Несмотря на то, что сообщения о кражах поступают из разных типов автомобилей, Toyota Prius, как правило, становится объектом нападений, поскольку их каталитические нейтрализаторы содержат больше драгоценных металлов для оптимизации гибридной системы питания, состоящей из электрической батареи и двигателя внутреннего сгорания.

Предпочтение было отражено в кампусе — записи SUDPS показывают, что подавляющее большинство краж, как сообщается, совершается из Toyota Prius. В кампусе горячие точки краж включают гаражи, такие как Wilbur Field Garage и Stock Farm Garage.

До тех пор, пока все больше автомобильных компаний и производителей не перейдут к более защитной конструкции, которая может заблокировать или предотвратить легкое удаление каталитических нейтрализаторов, маловероятно, что проблема кражи каталитических нейтрализаторов исчезнет в ближайшее время.

Тем не менее, есть стратегии, которые владельцы автомобилей могут использовать для защиты от угона — владельцы могут «купить и установить металлический каркас, чтобы обойти преобразователь или [приварить] его к раме автомобиля», — сказал Эйнав.

К счастью, такие исследователи, как Карньелло, работают над поиском альтернативных решений для значительного снижения потребности в высоких концентрациях драгоценных металлов.

Свяжитесь с Сарайю по адресу smpai918 «at» stanford.edu. Хана Дао — студентка бакалавриата в Стэнфорде, специализирующаяся на науке, технологиях и обществе, со специализацией в области психологии и научной коммуникации. Когда она не пишет для The Stanford Daily, вы можете обнаружить, что она одержима своей кошкой или поглощает вебтуны.

Срочно нужен чистый воздух? Катализаторы в помощь!

Уильям Дж. Дориа

Трудно представить себе жизнь без автомобилей или грузовиков! Они помогают нам быстро и легко путешествовать на большие расстояния, а также отправлять и получать посылки. Но, к сожалению, есть проблемы с тем, насколько мы зависим от легковых и грузовых автомобилей. Одна большая проблема заключается в том, что бензин и дизельное топливо, которые они используют, создают выхлопные газы, которые содержат много различных газов, загрязняющих наш воздух и воду. Загрязнение может привести к очень нездоровому воздуху и, в течение десятилетий, может даже вызвать изменение климата. Что делает выхлоп настолько вредным для нас, и как мы можем его улучшить?

Один из выхлопных газов называется угарным газом (СО). Это ядовитый газ, вдыхание которого в больших количествах смертельно опасно.

Другие газы в выхлопных газах автомобилей называются углеводородами (потому что они состоят из атомов водорода и углерода), и они могут способствовать изменению климата. Два других ингредиента выхлопных газов — это оксид азота (NO) и диоксид азота (NO 2 ), которые вызывают кислотные дожди. Кислотные дожди повреждают деревья в лесах и делают воду вредной для рыб и растений, обитающих в прудах, озерах и ручьях.

Все это звучит довольно плохо. Так как же решить проблему автомобильного загрязнения? Вот где на помощь приходят химики! Все эти загрязняющие молекулы в конечном итоге распадаются и образуют другие молекулы, которые не так вредны для окружающей среды. Но эти химические реакции занимают много времени, поэтому химики используют так называемый катализатор . Катализатор — это вещество, которое ускоряет химическую реакцию.

Вы наверняка видели результаты работы катализаторов, даже не подозревая об этом! Например, вы любите хлеб, сыр или йогурт? Чтобы приготовить такие продукты, нам нужно провести химическую реакцию, называемую ферментацией. Ферментация обычно слишком медленная, чтобы ее можно было использовать в кулинарии, поэтому мы добавляем катализатор, чтобы ускорить реакцию! Для хлеба этот катализатор содержится в дрожжах, которые мы добавляем в тесто для хлеба.

Химики научились использовать катализаторы для ускорения реакций распада автомобильных выхлопов. Если автомобиль вашей семьи работает на бензине, в нем есть устройство, называемое каталитическим нейтрализатором . Внутри этого устройства находится катализатор, представляющий собой кусок металла — обычно платины, палладия или родия. Эти металлы ценны. Металл наносится на керамическую сетку, которая выглядит как экран, который может быть у вас дома на окнах.

Когда выхлоп автомобиля проходит через сетку, и молекулы загрязняющих веществ прилипают к металлу. Когда эти молекулы прилипают к металлу, некоторые из их химических связей ослабевают, и им становится легче эффективно сталкиваться с другими молекулами. В результате они быстро подвергаются химическим реакциям, которые превращают их в менее вредные газы.

Author:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *