ГРОМКОГОВОРИТЕЛЬ
Здравствуйте. Опять эту статью решено посвятить автолюбителям. Сегодня подлежит к рассмотрению громкоговоритель для авто. Наверное все прекрасно знают, о чем пойдет речь. Милиция при нарушении кричит за машиной номера, чтобы водитель понял и остановился, но конечно кричит при помощи устройства под названием громкоговоритель. Именно его мы сегодня приготовим своими руками. Устройство собрано из доступных деталей и имеет очень простую конструкцию, собственно как и все статьи на сайте радиосхемы. Итак, о самом устройстве. Усилитель мощности, динамическая головка и микрофон без предварительного усилителя, вот и вся конструкция самого громкоговорителя. Микрофон электретный, применен от китайского магнитофона, динамическая головка от колонок С-30 (25 ГД), усилитель мощности собран на интегральной микросxеме TDA2003 включенной по мостовому варианту. Таким образом удалось получить выxодную мощность порядка 20 ватт. Вот xарактеристики используемого УМЗЧ:
Ток потребления при максимальной выходной мощности – 4 А
Максимальная выходная мощность – 20 Вт
Диапазон частот — 40–40000 Гц
Сопротивление нагрузки – 4 Ом
Входное напряжение – 50 мВ.
Почему был выбран именно этот вариант усилителя? Просто у него очень большая чувствительность и приличная мощность, плюс к этому ничтожная цена — всего 1 доллар за штуку. Усилители нужно ставить на теплоотвод во избежание от перегрева. У меня на плате собраны сразу два усилителя, поскольку требовалось наличие более громкого звука, соответственно использовал и две динамические головки. Итак, после сборки усилителя мощности берем электретный микрофон. Внимательно смотрим на его контакты — один из контактов линиями подключен к корпусу, этот контакт нужно подключить к минусу общего питания. К выxоду микрофона подключен конденсатор 0,1 микрофарад и резистор 10 килоом, второй конец резистора нужно подключить к плюсу общего питания, а конденсатор подключен к вxоду усилителя мощности.
Подробно смотрите сxему. Готовый микрофон нужно установить в маленьком пластмассовом корпусе и поставить вместе с усилителем мощности вблизи к водителю. Нужно на плюс микрофона поставить кнопку и общий выключатель по питанию. Усилитель желательно поставить в корпус от автомобильного магнитофона, но можно использовать практически любой подxодящий.
Динамическая головка — громкоговоритель поставлена в цилиндрический корпус и закреплена в удобном месте под капотом. При нажатии кнопки можно говорить, а ваш голос будет издаваться из динамической головки и будет слышен всем. В моём варианте конструкция громкоговорителя собрана в пластмассовой трубе. В обе стороны трубы поставлены динамические головки. Можно дополнить устройство оригинальным сигналом и вашу машину не отличить от милицейской. Использование подобного устройства не законно, не забывайте об этом! Автор — АКА.
Форум по громкоговорителямОбсудить статью ГРОМКОГОВОРИТЕЛЬ
Динамические громкоговорители в схемах на микроконтроллере
Речь пойдёт о стандартных громкоговорителях, которые устанавливаются в радиоприёмниках, телевизорах, акустических системах. Их основная функция заключается в качественном воспроизведении аналогового звука. В конструкциях, содержащих MK, в основном используется «цифровой» звук. Это означает, что прямоугольные импульсные сигналы, формируемые MK, подаются на вход громкоговорителя через усилитель или согласующий каскад. О музыкальном качестве звучания здесь вопрос не ставится. Главное — это узнаваемость мелодии или звукового сигнала, а также его достаточная громкость.
Номинальная мощность громкоговорителей общего применения составляет 0.25…30 Вт. Сопротивление звуковой катушки унифицировано согласно следующему ряду: 4; 8; 16; 32; 64; 100; 150 Ом. Имеется разделение по диапазонам частот:
63.. .5000 Гц (НЧ), 3…20 кГц (ВЧ), 63…12500 Гц (НЧ, СЧ, ВЧ).
При непосредственном подключении динамических громкоговорителей к MK приходится ограничивать выходной ток (Рис. 2.54, а, б). На практике для генерации «цифрового» звука чаще применяют транзисторные ключи, собранные по однотактной (Рис. 2.55, а…ф) или двухтактной (Рис. 2.56, а…з) схемам.
Рис. 2.54. Схемы непосредственного подключения динамических громкоговорителей к MK:
а) прямое подключение динамика BA1 к запараллеленным линиям MK, на которых должны синхронно выставляться ВЫСОКИЕ/НИЗКИЕ уровни. Резистор R1 ограничивает ток. Разделительный конденсатор C1 позволяет не заботиться об остаточном уровне на выходе MK (НИЗКИЙ или ВЫСОКИЙ) в перерывах звука в программе. Тумблер S1 аппаратно отключает звук;
б) динамик BA1 обязательно должен быть высокоомным. При выключении звука на выходе MK необходимо выставлять ВЫСОКИЙ уровень, чтобы через катушку BA1 не протекал ток.
Рис. 2.55. Схемы подключения динамических громкоговорителей к MK по однотактной схеме (начало):
а) громкоговоритель BA1 работает в режиме подмагничивания с постоянной составляющей, но это допускается, если звук генерируется кратковременно. В режиме длительного «молчания» надо формировать НИЗКИЙ, а не ВЫСОКИЙ уровень на выходе MK, чтобы транзистор VT1 был закрыт. Переменный резистор &2должен быть мощным одно или двух ваттным, чтобы не выгорал резистивный слой при установке движка резистора ближе к верхнему по схеме выводу;
б) элементы корректирующей ЛС-цепочки выполняют две функции: резистор R1 ограничивает постоянный ток через громкоговоритель BA1, а конденсатор C1 увеличивает громкость звучания, поскольку имеет низкое сопротивление на высоких частотах; О
в) аналогично Рис. 2.55, а, но с разнесением громкоговорителя BA1 и регулятора громкости R2 в коллектор и эмиттер транзистора VT1. Диод VD1 уменьшает выбросы напряжения, возникающие при большой индуктивности громкоговорителя BA1;
г) вывод речевых сигналов с MK через канал ШИМ. Фильтрация гармоник производится непосредственно в громкоговорителе BA1\
д) транзистор VT1 работает в режиме эмиттерного повторителя. Максимальный размах сигнала на громкоговорителе BA1 уменьшается с 5 до 4.3 В. В паузах звука на выходе MK надо устанавливать НИЗКИЙ уровень;
е)разделительный конденсатор С/ защищает громкоговоритель BA1 от повреждения при случайном выставлении постоянно ВЫСОКОГО уровня на выходе MK;
з) эмиттерный повторитель на транзисторе VT1 структуры р—п—р. В паузах звука на выходе MK надо устанавливать ВЫСОКИЙ уровень;
и) эмиттерный повторитель на транзисторе VT1 с конденсаторной развязкой. В паузах звука на выходе MK может устанавливаться любой уровень; О
О Рис. 2.55. Схемы подключения динамических громкоговорителей к MK по однотактной схеме (продолжение):
к) аналогично Рис. 2.55, а, но на транзисторе VT1 структуры р—п—р. Необязательный резистор R1 закрывает транзистор во время рестарта MK. В паузах звука на выходе MK необходимо устанавливать ВЫСОКИЙ уровень, чтобы через динамик BA1 не протекал постоянный ток;
л) ключ на полевом транзисторе VT1 (замена IR1ML2803) имеет более низкое сопротивление в открытом состоянии, чем аналогичный ключ на биполярном транзисторе. Резистор R2 не даёт «висеть в воздухе» затвору транзистора VT1 в момент рестарта MK. Диод VD1 ставят не столько для защиты транзистора K77, сколько для снижения импульсных помех, генерируемых в цепь питания +5…+12 В;
м) транзисторы K77, VT2 соединены по схеме Дарлингтона, что обеспечивает большой коэффициент усиления. Конденсатор C1 устраняет самовозбуждение каскада. Его можно заменить резистором, имеющим сопротивление 47 кОм. Вместо резистора R2 допускается короткозамкнутая перемычка. В паузах звука на выходе MK надо устанавливать НИЗКИЙ уровень;
н) ключ на транзисторах разной структуры. Диод VD1 защищает транзистор VT1 от выбросов отрицательного напряжения;
о) аналогично Рис. 2.55, м, но на транзисторах структуры р—п—р. В паузах звука на выходе MK надо устанавливать ВЫСОКИЙ уровень;
п) с верхнего выхода MK через транзистор VT1 генерируется звуковой сигнал, а с нижнего выхода MK через транзистор VT2 можно увеличивать/уменьшать громкость; О
с) имитация тембра аккордеонного звучания при помощи суммирования двух звуковых сигналов, отличающихся по частоте ровно на одну октаву. В перерывах звука оба выхода МК долы иметь ВЫСОКИЙ уровень, чтобы транзистор VT1 был надёжно закрыт;
т)двух транзисторный ключ позволяет повысить напряжение питания до +12 В и более. Двух ваттным переменным резистором R4 регулируется громкость. Длительность звучания должна быть кратковременной, чтобы катушка громкоговорителя BA1 не успела намагнититься;
у) звуковой сигнал генерируется с выхода MK через транзистор VT2. Резистором RJ регулируется громкость путём изменения сопротивления «коллектор — эмиттер» транзистора VT1\ ф) мощный автомобильный УНЧ. Дроссель L1 снижает нагрузку по току на динамик BA1.
Рис. 2.56. Схемы подключения динамических громкоговорителей к МК по двухтактной схеме
(начало):
а) двухтактный каскад образован двумя ключами на транзисторах VT1, К72разной проводимости. Разделительный конденсатор С2должен иметь достаточно большую ёмкость для воспроизведения низких частот. При переходе сигнала с НИЗКОГО в ВЫСОКИЙ уровень и наоборот на короткий момент времени оба транзистора оказываются открытыми. Однако, из-за наличия накопительного конденсатора C1 и батарейного питания, сквозные токи не опасны, хотя и могут создавать помехи нормальной работе MK и других узлов;
б) схема Д.Лансфорда. Для устранения сквозных токов применяют раздельное управление транзисторами P77, Г72от двух линий МК . Логика работы следующая: закрыть оба транзистора, открыть транзистор K77, выждать время, равное полпериоду звуковой частоты, закрыть транзистор VT1, сделать защитную паузу длительностью 1…5% от периода, открыть транзистор VT2, выждать время в полпериода звуковой частоты и т.д. Конденсатор С/ и громкоговоритель BA1 можно поменять местами. Необходимо следить, чтобы в программе MK на обоих выходах не выставлялись одновременно одинаковые уровни;
в)двухтактный эмиттерный повторитель на транзисторах VT1, VT2 обеспечивает хорошее согласование выхода MK с низким сопротивлением звуковой катушки громкоговорителя BA1. Размах амплитуды выходного сигнала на 1.3…1.4 В меньше, чем напряжение питания. При высоком сопротивлении громкоговорителя BA1 можно применить маломощные транзисторы, например, VT1 — KT315, VT2-KT361;
г) аналогично Рис. 2.56, б, но с двумя конденсаторами C7, C2, которые подключаются последовательно друг с другом, но параллельно источнику питания, что дополнительно снижает сетевые пульсации. Подобный приём применяется в схемотехнике аналоговых бестрансформорных УНЧ. Ёмкости конденсаторов должны быть по-возможности одинаковыми и в 2 раза большими, чем для обычной схемы с одним конденсатором; О
О Рис. 2.56. Схемы подключения динамических громкоговорителей к MK по двухтактной схеме (окончание):
д) мостовой усилитель на транзисторах VT1…VT4 можно рассматривать как два отдельных двухтактных каскада, работающих в противофазе. В первом полупериоде открываются транзисторы VT1, VT4, во втором — VT2, VT3. Для устранения сквозных токов в программе МК должны быть предусмотрены защитные паузы, чтобы не открывались одновременно транзисторы VT1 и VT2, VT3 и VT4. При отладке устройства рекомендуется применять источник питания с защитой по току на случай ошибок в программе;
е) двухтактный усилитель с резистивными делителями R1, R3 и R2, R4. Разделительный конденсатор C1 определяет завал АЧХ на низких частотах. Он должен иметь достаточно большую ёмкость для качественного воспроизведения широкополосных сигналов;
ж) многоканальное полифоническое звучание. Двухкаскадный УНЧ на трёх транзисторах VT1…VT3 обеспечивает низкие искажения за счёт обратной связи через резистор R3, которым выставляется напряжение на эмиттерах транзисторов VT2, VT3 близким к половине питания. Резисторы R …R n можно использовать одинаковые (смеситель цифровых сигналов) или разные (ЦАП на матрице «2R»). В последнем случае следует зашунтировать резистор R1 конденсатором ёмкостью 0.01…0.47 МК Ф;
з) применение полевых транзисторов VT1, ГТ2увеличивает размах выходного сигнала практически до напряжения питания. Резистор Я2устраняет возможные щелчки в громкоговорителе BA1 при рестарте MK, в некритичных случаях может отсутствовать.
Источник: Рюмик, С. М., 1000 и одна микроконтроллерная схема. Вып. 2 / С. М. Рюмик. — М.:ЛР Додэка-ХХ1, 2011. — 400 с.: ил. + CD. — (Серия «Программируемые системы»).
Загрузка… |
Электроника > Усилитель > Как сделать мегафон Хотите получать все новые публикации себе на e-mail? Подписывайтесь на рассылку!
|
Устройство динамика (громкоговорителя).
Устройство, обозначение и основные параметры электродинамического громкоговорителя
Для начала расставим все точки над «i» и разберёмся в терминологии.
Электродинамический громкоговоритель, динамический громкоговоритель, динамик, динамическая головка прямого излучения – это разнообразные названия одного и того же прибора служащего для преобразования электрических колебаний звуковой частоты в колебания воздуха, которые и воспринимаются нами как звук.
Звуковые динамики или по-другому динамические головки прямого излучения вы не раз видели. Они активно применяются в бытовой электронике. Именно громкоговоритель преобразует электрический сигнал на выходе усилителя звуковой частоты в слышимый звук.
Стоит отметить, что КПД (коэффициент полезного действия) звукового динамика очень низкий и составляет около 2 – 3%. Это, конечно, огромный минус, но до сих пор ничего лучше не придумали. Хотя стоит отметить, что кроме электродинамического громкоговорителя существуют и другие приборы для преобразования электрических колебаний звуковой частоты в акустические колебания. Это, например, громкоговорители электростатического, пьезоэлектрического, электромагнитного типа, но широкое распространение и применение в электронике получили громкоговорители электродинамического типа.
Как устроен динамик?
Чтобы понять, как работает электродинамический громкоговоритель, обратимся к рисунку.
Динамик состоит из магнитной системы – она расположена с тыльной стороны. В её состав входит кольцевой магнит. Он изготавливается из специальных магнитных сплавов или же магнитной керамики. Магнитная керамика – это особым образом спрессованные и «спечённые» порошки, в составе которых присутствуют ферромагнитные вещества – ферриты. Также в магнитную систему входят стальные фланцы и стальной цилиндр, который называют керном. Фланцы, керн и кольцевой магнит формируют магнитную цепь.
Между керном и стальным фланцем имеется зазор, в котором образуется магнитное поле. В зазор, который очень мал, помещается катушка. Катушка представляет собой жёсткий цилиндрический каркас, на который намотан тонкий медный провод. Эту катушку ещё называют звуковой катушкой. Каркас звуковой катушки соединяется с диффузором – он то и «толкает» воздух, создавая сжатия и разряжения окружающего воздуха – акустические волны.
Диффузор может выполняться из разных материалов, но чаще его делают из спрессованной или отлитой бумажной массы. Технологии не стоят на месте и в ходу можно встретить диффузоры из пластмассы, бумаги с металлизированным покрытием и других материалов.
Чтобы звуковая катушка не задевала за стенки керна и фланец постоянного магнита её устанавливают точно в середине магнитного зазора с помощью центрирующей шайбы. Центрирующая шайба гофрирована. Именно благодаря этому звуковая катушка может свободно двигаться в зазоре и при этом не касаться стенок керна.
Диффузор укреплён на металлическом корпусе – корзине. Края диффузора гофрированы, что позволяет ему свободно колебаться. Гофрированные края диффузора формируют так называемый верхний подвес, а нижний подвес – это центрирующая шайба.
Тонкие провода от звуковой катушки выводятся на внешнюю сторону диффузора и крепятся заклёпками. А с внутренней стороны диффузора к заклёпкам крепится многожильный медный провод. Далее эти многожильные проводники припаиваются к лепесткам, которые закреплены на изолированной от металлического корпуса пластинке. За счёт контактных лепестков, к которым припаяны многожильные выводы звуковой катушки, динамик подключается к схеме.
Как работает динамик?
Если пропустить через звуковую катушку динамика переменный электрический ток, то магнитное поле катушки будет взаимодействовать с постоянным магнитным полем магнитной системы динамика. Это заставит звуковую катушку либо втягиваться внутрь зазора при одном направлении тока в катушке, либо выталкиваться из него при другом. Механические колебания звуковой катушки передаются диффузору, который начинает колебаться в такт с частотой переменного тока, создавая при этом акустические волны.
Обозначение динамика на схеме.
Условное графическое обозначение динамика имеет следующий вид.
Рядом с обозначением пишутся буквы B или BA, а далее порядковый номер динамика в принципиальной схеме (1, 2, 3 и т.д.). Условное изображение динамика на схеме очень точно передаёт реальную конструкцию электродинамического громкоговорителя.
Основные параметры звукового динамика.
Основные параметры звукового динамика, на которые следует обращать внимание:
Номинальное электрическое сопротивление (Ом). Медный провод звуковой катушки обладает активным сопротивлением. Активное сопротивление – это сопротивление провода при постоянном токе. Его можно легко измерить с помощью цифрового мультиметра в режиме омметра. Читайте измерение сопротивления цифровым мультиметром.
Но кроме активного сопротивления звуковая катушка обладает ещё и реактивным сопротивлением. Реактивное сопротивление образуется потому, что звуковая катушка, это, по сути, обычная катушка индуктивности и её индуктивность оказывает сопротивление переменному току. Реактивное сопротивление зависит от частоты переменного тока.
Активное и реактивное сопротивление звуковой катушки образует полное сопротивление звуковой катушки. Оно обозначается буквой Z (так называемый, импеданс). Получается, что активное сопротивление катушки не меняется, а реактивное сопротивление меняется в зависимости от частоты тока. Чтобы внести порядок реактивное сопротивление звуковой катушки динамика измеряют на фиксированной частоте 1000 Гц и прибавляют к этой величине активное сопротивление катушки.
В итоге получается параметр, который и называется номинальное (или полное) электрическое сопротивление звуковой катушки. Для большинства динамических головок эта величина составляет 2, 4, 6, 8 Ом. Также встречаются динамики с полным сопротивлением 16 Ом. На корпусе импортных динамиков, как правило, указывается эта величина, например, вот так – 8Ω или 8 Ohm.
Стоит отметить тот факт, что полное сопротивление катушки где-то на 10 – 20% больше активного. Поэтому определить его можно достаточно просто. Нужно всего лишь измерить активное сопротивление звуковой катушки омметром и увеличить полученную величину на 10 – 20%. В большинстве случаев можно вообще учитывать только чисто активное сопротивление.
Номинальное электрическое сопротивление звуковой катушки является одним из важных параметров, так как его необходимо учитывать при согласовании усилителя и нагрузки (динамика).
Диапазон частот – это полоса звуковых частот, которые способен воспроизвести динамик. Измеряется в герцах (Гц). Напомним, что человеческое ухо воспринимает частоты в диапазоне 20 Гц – 20 кГц. И, это только очень хорошее ухо :).
Никакой динамик не способен точно воспроизвести весь слышимый частотный диапазон. Качество звуковоспроизведения будет всё-равно отличаться от того, что требуется.
Поэтому слышимый диапазон звуковых частот условно разделили на 3 части: низкочастотную (НЧ), среднечастотную (СЧ) и высокочастотную (ВЧ). Так, например, НЧ-динамики лучше всего воспроизводят низкие частоты – басы, а высокочастотные – «писк» и «звон» – их поэтому и называют пищалками. Также, есть и широкополосные динамики. Они воспроизводят практически весь звуковой диапазон, но качество воспроизведения у них среднее. Выигрываем в одном – перекрываем весь диапазон частот, проигрываем в другом – в качестве. Поэтому широкополосные динамики встраивают в радиоприёмники, телевизоры и прочие устройства, где порой не требуется получить высококачественный звук, а нужна лишь чёткая передача голоса и речи.
Для качественного воспроизведения звука НЧ, СЧ и ВЧ-динамики объединяются в едином корпусе, снабжаются частотными фильтрами. Это акустические системы. Так как каждый из динамиков воспроизводит только свою часть звукового диапазона, то суммарная работа всех динамиков значительно увеличивает качество звука.
Как правило, низкочастотные динамики рассчитаны на воспроизведение частот от 25 Гц до 5000 Гц. НЧ-динамики обычно имеют диффузор большого диаметра и массивную магнитную систему.
Динамики СЧ рассчитаны на воспроизведение полосы частот от 200 Гц до 7000 Гц. Габариты их чуть меньше НЧ-динамиков (зависит от мощности).
Высокочастотные динамики прекрасно воспроизводят частоты от 2000 Гц до 20000 Гц и выше, вплоть до 25 кГц. Диаметр диффузора у таких динамиков, как правило, небольшой, хотя магнитная система может быть достаточно габаритная.
Номинальная мощность (Вт) – это электрическая мощность тока звуковой частоты, которую можно подвести к динамику без угрозы его порчи или повреждения. Измеряется в ваттах (Вт) и милливаттах (мВт). Напомним, что 1 Вт = 1000 мВт. Подробнее о сокращённой записи числовых величин можно прочесть здесь.
Величина мощности, на которую рассчитан конкретный динамик, может быть указана на его корпусе. Например, вот так – 1W (1 Вт).
Это значит, что такой динамик можно легко использовать совместно с усилителем, выходная мощность которого не превышает 0,5 – 1 Вт. Конечно, лучше выбирать динамик с некоторым запасом по мощности. На фото также видно, что указано номинальное электрическое сопротивление – 4Ω (4 Ом).
Если подать на динамик мощность большую той, на которую он рассчитан, то он будет работать с перегрузкой, начнёт «хрипеть», искажать звук и вскоре выйдет из строя.
Вспомним, что КПД динамика составляет около 2 – 3%. А это значит, что если к динамику подвести электрическую мощность в 10 Вт, то в звуковые волны он преобразует лишь 0,2 – 0,3 Вт. Довольно немного, правда? Но, человеческое ухо устроено весьма изощрённо, и способно услышать звук, если излучатель воспроизводит акустическую мощность около 1 – 3 мВт на расстоянии от него в несколько метров. При этом к излучателю – в данном случае динамику – нужно подвести электрическую мощность в 50 – 100 мВт. Поэтому, не всё так плохо и для комфортного озвучивания небольшой комнаты вполне достаточно подвести к динамику 1 – 3 Вт электрической мощности.
Это всего лишь три основных параметра динамика. Кроме них ещё есть такие, как уровень чувствительности, частота резонанса, амплитудно-частотная характеристика (АЧХ), добротность и др.
Порой на практике приходится соединять несколько динамиков или акустических систем. А что нужно знать при этом? Подробности в статье – Как соединять динамики?
Главная » Радиоэлектроника для начинающих » Текущая страница
Также Вам будет интересно узнать:
Как сделать озвучивание параметров автомобиля
На базе звуковых электронных модулей можно сделать много разнообразных самоделок. Это могут быть дверные звонки, игрушки проговаривающие текст или какие то музыкальные фрагменты, озвучка голосом важных сигналов или параметров автомобиля или приборов, автоответчика домофона и т.п. Вообще большая сфера применения этих звуковых модулей зависящая только от ваших фантазий и навыков.
В плату на микросхеме JQ6500 можно записать через USB разъем пять звуковых файлов, подключив ее к компьютеру. При этом загружается программа загрузки звуковых файлов, зашитая в модуль. Выбираем нужные файлы формате MP3, далее загружаем в модуль.
Контакты К1-К5 служат для воспроизведения файлов загруженных в память JQ6500, замыкаем на землю нужный контакт и воспроизводится соответствующий звуковой файл. Контакты SPK+, SPK- для подключения громкоговорителя. Контакты DC-5V, GND для подачи питания напряжением 5 Вольт.
Микросхема 8002А, установленная с обратной стороны платы, представляет усилитель НЧ на 2 Вт обеспечивающий неплохую громкость звука.
Сначала для проверки собираем эту стандартную схему на макетной плате.
Проверяем схему, все записанные речевые сигналы должны воспроизводится нормально.
Данный модуль можно применить в автомобиле для воспроизведения напоминающих речевых сигналов, например – не закрыта крышка багажника, включен стояночный тормоз, открыта дверь, включен дальний свет(габариты, ближний свет) и т.д.
Для этого нужно собрать другую схему подключения.
Берем сигнал +12 Вольт от лампы дальнего света. Через делитель из двух резисторов напряжение уменьшается до +5 Вольт и подается на инвертор на микросхеме К155ЛА3. На выходе инвертора получим сигнал логической единицы и соответственно модуль JQ6500 проиграет речевой файл.
Понадобится
Для изготовления этой самоделки понадобились:
- -плата модуля JQ6500 -1шт;
- -громкоговоритель мощностью 0,5 Вт -1шт;
- -корпус от дверного звонка -1шт;
- -понижающая плата -1шт;
- -усилитель PAM8403-1шт;
- -микросхема К155ЛА3-1шт;
- -резисторы 10 кОм и 1 кОм –по 4 шт;
- -макетная плата;
- -соединительные провода ;
- -паяльник;
- -клемник.
Изготовление информатора
Отрезаем от макетной платы необходимый кусок и размещаем на нем модуль JQ6500, микросхему К155ЛА3, резисторы и клемную колодку (для подключения входных сигналов управления). С помощью тонких проводов распаиваем схему. У всех в схеме плат минусовая шина питания общая.
Для увеличения громкости можно подключить дополнительный усилитель звука PAM8403.
Понижающая плата служит для преобразования напряжения бортовой сети 12 Вольт в напряжения питания модулей 5 Вольт.
Все платки хорошо разместились в корпусе от старого дверного звонка.
В автомобиле устройство подключаем к бортовой сети 12 Вольт и через клемник подаем входные управляющие сигналы.
Получилось интересное недорогое устройство для подачи звуковых сигналов как в авто так и во многих других сферах применения, сделанное своими руками.
Смотрите видео
В видео показан процесс проверки и тест устройства.
Как сделать громкоговоритель для телефона своими руками
Современные мобильные устройства всеми своими характеристиками подразумевают индивидуальную модель использования. Никому не придет в голову разговаривать вдвоем по одному телефону, играть на пару в одну игру, да и смотреть видео на мизерном экранчике, толкаясь перед ним головами, удобным не назовешь. Однако иногда бывают случаи, когда умения вашего телефона понадобятся сразу всей компании. Например, если вы выбрались на природу и хотите провести время под хорошую и достаточно громкую музыку. Или у вас дома выключили свет и ничего не остается, как устроить ночную дискотеку. Во всех этих случаях вам пригодится самодельные спикеры, которые можно сделать из подручных материалов.
Кухонная посуда
Самый простой DIY динамик для смартфона можно найти на любой кухне и представляет собой подходящую по размеру миску, вазочку или чашу. Не стоит недооценивать размер и материал посуды для звучания устройства. Изделия из бамбука, пластика, стекла или керамики, с разной толщиной и размерами дают настолько разные аудио эффекты, что любой встроенный программный эквалайзер отдыхает. Экспериментируя с разными емкостями, вы сможете найти самое подходящее для вас звучание. Что касается усиления, то оно значительно лучше, когда динамик направлен в сторону дна чаши.
Журнал
Не менее интересные результаты можно получить от использования скрученного в трубку журнала. Закрепите конструкцию резинками, скрепками или клеем, затем прорежьте примерно посередине прорезь для телефона. Вставьте его таким образом, чтобы динамик телефона был внутри журнала. Звуки, издаваемые таким устройством, не могут похвастаться излишней громкостью, зато приобретают некоторую объемность и даже благородство, благодаря приглушению слишком высоких нот, издаваемых пищалкой телефона.
Туалетная бумага и пластиковые стаканчики
Следующий пример построения рукотворного динамика будет самым сложным, так как он состоит аж из трех частей. Нам понадобится один стержень от рулона туалетной бумаги и два пластиковых стаканчика. Собрав конструкцию таким образом, как показано на фотографии, мы получаем довольно громкое, но не очень насыщенное, слегка «пластиковое» звучание. Впрочем, экспериментируя с разными видами пластиковой посуды и их расположением на основе, можно добиться довольно интересных результатов.
Упаковка от чипсов
Эта конструкция отличается неустойчивостью, так что вам придется позаботиться о ее фиксации. Не смотря на свой внешний вид, данное устройство обладает хорошими звукоусилительными способностями и неплохим качеством. Вы можете также значительно его изменить, пробуя различные наполнители для звуковой трубы, например туалетную бумагу.
Взяв за основу предложенные способы усиления звуковых колебаний и дополнив их своими изобретениями , вы сможете не только найти свою уникальную конструкцию телефонного спикера, но и с интересом провести время. Экспериментируйте, изобретайте, делитесь своими находками в комментариях!
Фото: Shutterstock
Громкоговоритель
Сегодня мы рассмотрим необычную тему — установка громкоговорителя на автомобиль.
Сборка
В данной схеме нам понадобится пара ИС в типовом включении — КР548Уh2 в роли микpофонного усилка, он устанавливается в тангенте, микросхема TDA2004 или TDA2005 будет на мостовом включении в роли оконечного усилка, ставится в самом коpпусе сиpены, вместо pодной платы.
Схема
В роли акустического излучателся мы используем доpаботанную сиpену от сигналки с магнитной головкой (пьезоизлучатели не подойдут). Доpаботка заключается в том, что нужно будет pазобрать сиpену и выкинуть её pодную пищалку вместе с усилком.
Нам нужен электродинамический микрофон. Если использовать электpетный микpофон (допустим, от китайской телефонной тpубки), точка где соединяется микpофон с конденсатоpом необходимо чеpез pезистоp ~4.7К подсоединить к +12В (обязательно после кнопки). Резистоp 100К должен находиться в цепи обpатной связи К548Уh2 в связи с этим советуем установить сопpотивлением ~30 — 47К. Этот pезистоp нужен, чтобы настраивать громкость. Микpосхема TDA2004 устанавливается на маленький pадиатоp.
Настройка и эксплуатация
Если с излучателем, то утснавливается под капотом, а если тангентой, то в салоне. В противном случае вам не избежать «визга» из-за самовозбуждения. При помощи подстроечного резистора настраивается нужный уpовень гpомкости, для того, чтобы не возникали сильне искажения звука и самовозбуждения. В случае если недостаточно гpомкости (напpимеp, из — за плохого микpофона) и явно не хватает запаса мощности вашего излучателя, в таком случае вы можете повысить мощность микpофонного усилка, при этом вы увеличите в несколько pаз средний номинал подстpоечника в цепи обpатной связи (имеется в виду тот, котоpый в схеме 100К).
Ещё было бы неплохо конечно установить фильтр по частоте возбуждения или ещё какую нибудь примочку, которая не будет давать схеме самовозбуждаться. Хотя, данная схема и без этого работает хорошо, поэтому на ваше усмотрение.