Своими руками плавное включение фар – Плавное включение фар и габаритных огней автомобиля. Устройство для увеличения срока эксплуатации автомобильных ламп

Плавное включение фар и габаритных огней автомобиля. Устройство для увеличения срока эксплуатации автомобильных ламп

Недавно один из наших форумчан, Rus_lan, выложил на форум интересную штуку — устройство для плавного включения фар автомобиля. Штука эта многих сразу же заинтересовала (и меня в том числе), поэтому тему было решено более подробно раскрыть и описать в отдельной статье.

Итак, если вы автолюбитель, то вам наверняка приходится менять в своём автомобиле различные лампы накаливания: дальний и ближний свет, габаритные огни, поворотники…

Поскольку наиболее активно в автомобиле используются лампы ближнего света и габаритных огней, то и менять их приходится чаще всего.

Хорошо известно, что перегорают лампы обычно в момент включения, причём зимой гораздо чаще, чем летом. Почему так происходит?

Дело в том, что рабочая температура нити лампы накаливания составляет более двух с половиной тысяч градусов цельсия. Именно при такой температуре нить и начинает светиться. До рабочей температуры нить нагревается протекающим по ней током. Если нагрев происходит слишком быстро и неравномерно, то температуры соседних участков нити не успевают выравниваться за счёт теплопроводности, между соседними участками создаётся большой перепад температур, расширяются эти участки сильно неравномерно, в результате чего в нити возникают большие механические нагрузки и она рвётся. Похожий эффект можно наблюдать, если плеснуть холодной водой на раскалённый камень. Внешние слои камня при этом резко охлаждаются и сжимаются, в то время, как внутренние ещё остаются горячими и расширенными. В результате, как мы знаем, камень трескается.

Кроме эффекта, описанного выше, механические нагрузки возникают также из-за магнитного взаимодействия витков спирали, сила которого опять же пропорциональна силе тока.

Хорошо, ну а при чём же здесь всё-таки момент включения? Всё очень просто. В момент включения, когда нить холодная, её сопротивление значительно ниже, чем сопротивление в нагретом состоянии, соответственно и протекающий в это время ток значительно больше рабочего тока. Следовательно, в момент включения мы имеем максимальную скорость нагрева нити, а также максимальное магнитное взаимодействие витков. Зимой начальная температура, а значит и начальное сопротивление нити, ниже, чем летом, следовательно начальный ток ещё больше.

Как с этим бороться? Давайте подумаем. Избавиться от неравномерного нагрева нити мы не можем, поскольку он возникает вследствии дефектов самой нити (например, если нить неравномерна по толщине, то более тонкие участки имеют большее сопротивление и нагреваются быстрее и сильнее). Однако, мы вполне можем уменьшить скорость нагрева и магнитное взаимодействие между витками спирали. Для этого нужно всего лишь ограничить протекающий через нашу лампочку ток, чтобы он, в то время, пока спираль нагревается, не превышал рабочего значения (или хотя бы превышал его незначительно). Именно такое устройство, позволяющее при включении плавно увеличивать ток через лампочку, и предложил Rus_lan.

Схема:

Детали:

  1. C1 — конденсатор 47мкФ x 16В
  2. R1 — резистор 68кОм
  3. R2 — резистор 6,8кОм
  4. R3 — резистор 24кОм
  5. T1 — полевой транзистор FDB6670AL
  6. D1 — диод (любой)

Работает это устройство следующим образом: за счёт резисторов и конденсатора, установленного параллельно затвору полевика, напряжение на затворе транзистора растёт очень медленно, соответственно также медленно этот транзистор и открывается, что, в свою очередь, обеспечивает плавное увеличение напряжения на лампе и тока через неё. Делитель R

1R3 задаёт максимальное напряжение на затворе. Резистор R2 дополнительно увеличивает время включения и защищает затвор транзистора, предотвращая любые возможности возникновения резких бросков тока через него.

Схема выложена в том варианте, в котором Rus_lan выложил её на форум, но лично я бы в ней кое-что изменил. Дело в том, что электролитические конденсаторы крайне плохо переносят низкие температуры (а у нас, например, зимой морозы -300С и ниже совсем не редкость), поэтому я считаю, что лучше взять какой-нибудь керамический кондёр. Понятно, что найти керамику с такой ёмкостью нереально, но в таком случае можно взять конденсатор с ёмкостью поменьше, а уменьшение ёмкости скомпенсировать пропорциональным увеличением резисторов R1, R3.

Собранное устройство выглядит вот так:

А вот так оно выглядит в работе (в автомобильной фаре):

На этом всё, как говорится «ни гвоздя, ни жезла», удачи!

Плавный розжиг автомобильных фар – Поделки для авто

По мимо эстетические удовольствия от постепенного загорания фар, схема розжига имеет и практическую ценность для ламп. На лампах не будет резких скачков напряжение что увеличит срок ее службы и защитит от нежелательных выгораний. Для реализации схемы плавного розжига автомобильных фар, самым главным элементом будет полевой транзистор.

Плавный розжиг автомобильных фар схема

Транзистор надо брать достаточно мощный рассчитанный на токи до 25 А. Естественно транзистор надо будет установить на теплоотвод, греться будет прилично. Схему можно использовать и для светодиодных ламп или лент, тогда такого мощного транзистора не надо, однако все равно рассмотрим схему для мощных ламп накаливания, т.к. она справедлива в любом случае не зависимо от того какой источник света стоит на нагрузке.

Плавный розжиг автомобильных фар фото

При установке номиналов, показанных на схеме время включения/отключения фар будет составлять примерно 3-4 секунды. Время задержки задается RC-цепочкой (на схеме резистор номиналом 51 кОм и конденсатор 220 мкФ). С номиналом резистора можете по экспериментировать, выбирая нужное вам время включения и затухания. Чем меньше будет номинал резистора, тем быстрее будет происходит заряд/разряд конденсатора.

Плавный розжиг автомобильных фар картинка

Полевой транзистор использовался марки IRF9540, в качестве биполярного транзистора управляющего включением полевика можно взять S9014 или отечественный аналог КТ3102.

Плавный розжиг фар Плавный розжиг фото

Обратите внимания что конденсатор полярный, неправильное полярность, поданная на электролит сразу его, взорвет, будьте аккуратны. Мощности 0,25 Вт хватит для всех резисторов в схеме. Перед установкой в автомобиль обязательно поэкспериментируйте сколько составляет время включения/затухания. При неверной установке номиналов время задержки может растянуться и на пару минут.

Автор; АКА Касьян

Похожие статьи:

Плавное включение и выключение фар на ВАЗ 2110 своими руками

Иногда замечал, что на некоторых автомобилях свет включается и выключается плавно, то есть он как-будто набирается мощи. Такая же ситуация возникает и в театрах, там обычно пользуются реостатом, он помогает распределять напряжение на лампочки и по этой причине лампы гаснут не сразу, а постепенно. При включении свет так же загорается плавно, дабы не слепить зрителей. Данное чудо меня очень сильно заинтересовало, я решил воплотить данный девайс на своем ВАЗ 2110. Добиться данного эффекта можно с помощью специального прибора.
Что же мы получим воплотив данный девайс в деле:
1. Ресурс галогенных ламп значительно повысится;
2. При включении фар свет не будет резким и не будет ослеплять водителя впереди стоящего или идущего транспорта, пешеходов и животных, так как при медленном включении, человеческий глаз адаптируется к источнику света и не получает сильной нагрузки на сетчатку;
3. Это очень красиво.

Как я и говорил, данный девайс помогает сохранить работоспособность ламп, это происходит потому, что при пуске через спираль лампы проходит более меньший номинал напряжения. А в случае с обычным способом включения, лампа получает куда большее напряжение, нежели должно быть по ГОСТу, поэтому лампа перегревается и в итоге происходит обрыв спирали накаливания. Вот такая схема идет с завода производителя.

Итак, начнем. Для работы нам понадобится реле для каждой из ламп номиналом 12 вольт. Их можно снять с автомобильной зарядки для телефонов.

Резисторы от 0,1 до 0.5 Ом желательно подобрать под характеристики реле, желательно, чтобы они срабатывали при максимальном значении тока. В цепи происходит большая активность тока, так что резистор нужно приобретать мощностью примерно в 5 Ватт с керамической основой, чтобы избежать перегрузки и отказа резисторов. Итак, приступим к монтажу оборудования. Размещаем две релюшки. Для того, чтобы разместить реле, у нас имеется огромное количество свободного места, в моем случае, релюшки были монтированы на корпус кузова, рядом с передними фарами. На провода лампочек были припаяны резисторы. Получившиеся контакты ламп с резисторами пропускаем через релюшки и отводим контакты питания.

Номинал подпитки системы освещения остается таким же, равным 12V. Далее соединяем выходной и входной провод с помощью стандартных контактов питания фар. Соединяем конструкцию с массой (-). Теперь конструкция почти готова. Проверяем ее в деле. Если все работает, то начинаем делать защитный кожух для релюшек. Форму и размер кожухов можно сделать любым, все зависит от вашей смекалки и фантазии. В моем случае, я сделал кожухи из пластиковой коробочки, от счетных палочек, которые используются в начальных классах школы.

По краям проделал два отверстия для проводов, просунул в коробочку релюшку и закрепил конструкцию на кузове. Остав

Чтобы автомобильные галогеновые лампы служили дольше. Плавное включение фар. Схема


Езда автомобиля с включенными фарами в любое время суток является проверенным во всем мире методом повышения безопасности на дорогах. Но для автовладельцев есть в этом и отрицательный момент: постоянное включение фар значительно сокращает срок службы галогеновых ламп, и их приходится чаще менять, а стоят они – не три копейки.

Автомобильные галогеновые лампы перегорают чаще всего не во время работы, а именно во время включения, и вот почему: в момент включения лампы через ее холодную нить проходит ток, на порядок превышающий номинальное рабочее значение. По мере разогрева нити ее сопротивление увеличивается и, соответственно, уменьшается проходящий через нее ток.

Плавное включение фар в несколько раз увеличивает срок службы ламп головного света автомобиля.

Как обеспечить плавное включение фар автомобиля. Простая схема

Схема, которую я предлагаю вашему вниманию, обеспечивает плавное включение фар, ограничивая ток, протекающий через холодную нить галогеновой лампы в начальный момент включения, и обеспечивая ее постепенный разогрев.

 

Плавное включение фар обеспечивает резистор R2, ограничивающий в начальный момент ток на лампах в пределах 14А. Цепочка R1C1 обеспечивает временную задержку в пределах 0.2 сек., чего достаточно, чтобы нити ламп разогрелись, и их сопротивление возросло. После открытия транзистора VT1 контакт реле замыкается и лампы фар подключаются к бортовой сети напрямую.

Устройство, обеспечивающее плавное включение фар недорого в исполнении и очень простое – его вполне может изготовить своими силами любой автомобилист, умеющий держать в руках паяльник, а галогеновые лампы будут служить дольше в несколько раз.

Транзистор VT1 — BD165 (отечественный аналог — КТ815А).

Стабилитрон VD1 — КС174А.

Резистор R2 – самодельный, намотан из нихромового провода сечением 1мм.

Реле K1 — РС527 (обычное «Жигулевское» реле включения фар).

Author:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *