Ремонт вч динамиков своими руками: Ремонт пищалки своими руками – 403 — Доступ запрещён

Содержание

Ремонт пищалки своими руками


Как отремонтировать динамик самому? FAQ Часть8

Здесь Вы найдёте описание процесса восстановления высокочастотной динамической головки с иллюстрациями.


Самые интересные ролики на Youtube


Навигация по FAQ-у.

  1. Read Me.
  2. Как устроена динамическая головка?
  3. Какие бывают неисправности динамиков?
  4. Как выявить неисправный элемент динамика без разборки?
  5. Как заменить гибкие выводы?
  6. Как разобрать головку громкоговорителя?
  7. Как удалить металлические опилки из магнитного зазора?
  8. Как изготовить шаблон-оправку для намотки катушки динамика?
  9. Как собрать простой станок для перемотки динамиков?
  10. Как вклеенную в диффузор гильзу установить на оправку?
  11. Как рассчитать и изготовить гильзу при ремонте динамика?
  12. Как рассчитать диаметр провода при перемотке динамика?
  13. Как намотать катушку динамика?
  14. Как приклеить гильзу и центрирующую шайбу к диффузору?
  15. Как собрать и отцентровать динамик?
  16. Как отремонтировать ВЧ динамик (пищалку)?
  17. Дополнительные материалы.

Страницы 1 2 3 4 5 6 7 8


Как отремонтировать ВЧ динамик (пищалку)?


  1. Вывод катушки.
  2. Изолирующая прокладка.
  3. Подвес (эластичное продолжение купола).
  4. Диффузор купольной конструкции (мембрана, диафрагма).

Ремонт пищалок отличается от ремонта ВЧ и НЧ динамиков хотя бы уже потому, что у пищалок нет центрирующей шайбы. Поэтому разборка пищалок даже с бумажным диффузором отнимает намного меньше времени, чем разборка СЧ и НЧ динамиков.

Часто в высокочастотных динамиках вместо картонного диффузора используется мембрана, изготовленная из синтетических материалов. Мембрана имеет купольную форму и вместе с подвесом представлять собой монолитную конструкцию.

Такая конструкция обеспечивает минимальный вес и максимальную жёсткость подвижной системы, что необходимо для воспроизведения высоких частот.

Из-за очень малого хода подвижной системы, значительно упрощается процесс центровки ВЧ головок. А в большинстве пищалок с мембраной купольной конструкции центровка и вовсе обеспечивается самой конструкцией динамической головки.

В большей части пищалок, роль гибких выводов исполняют выводы катушки, поэтому их укладке следует уделить максимальное внимание. Одним из часто встречающихся дефектов как раз и является обрыв этих выводов. Особенно это касается пищалок большой мощности, у которых, как правило, и ход подвижной системы больше.

Другим частым дефектом является повреждение катушки, что иногда влечёт за собой даже разрушение гильзы. Причиной этого, чаще всего, бывает перегрузка динамика.

Дело в том, что ВЧ головки имеют сравнительно небольшую мощность. Например, в 100-Ваттной трёхполосной АС, ВЧ динамик может быть рассчитан на синусоидальную мощность всего в 6-10 Ватт. Если такая АС подключена к 100-Ваттному усилителю, а пользователь при помощи темброблока или эквалайзера направит в ВЧ головку даже половину всей мощности усилителя, то ВЧ динамику только и останется, что пискнуть в последний раз.

Для написания этого раздела, друг снабдил меня парой неисправных ВЧ динамиков 4ГДВ-1. Динамики эти вышли из строя из-за перегрузки, а в катушках при этом произошло межвитковое замыкание.

Я сделал несколько фотографий во время восстановления этих динамиков и попытался прокомментировать каждую из них.

Разборку я начал с удаления раструба, который крепился на пластмассовых защёлках.


Лучше всего поддаются ремонту пищалки, у которых диффузор крепится к корпусу винтами.


После демонтажа четырёх винтов М3, стало возможным отделить от корпуса центрирующий пластмассовый фланец и освободить подвижную систему динамика.


Но, не всегда это сделать так же просто. Иногда подвес подклеивают к элементам корпуса и тогда отделять подвижную систему нужно с максимальной осторожностью.

В других случаях, подвес смазывают какой-нибудь густой смазкой, чтобы предотвратить возникновение лишних вибраций при недостаточно плотно прижатом подвесе.


В динамике этой конструкции не предусмотрены отдельные гибкие выводы и их функции выполняют выводы катушки.

Для повышения надёжности, выводы катушки закреплены узкой бумажной лентой.


Во фланце имеются углубления, в которые укладываются выводы катушки.


На этой картинке видно, что выводы катушки проходят через пазы.


Перемотка катушки ВЧ динамика производится точно так же, как и динамиков других частотных диапазонов.

Правда в коллекции моих шаблонов не оказалось оправки нужного размера, и я изготовил шаблон из электролитического конденсатора подходящего диаметра. Как это сделать, подробно описано здесь.


Но, если у вас не очень хорошее зрение, то придётся использовать дополнительную оптику. Диаметр провода, используемого для намотки катушек ВЧ динамиков обычно меньше 0,1мм.

В частности, катушка динамика 4ГДВ-1 намотана проводом диаметром всего 0,08мм. Я в таких случаях использую бинокулярные очки с дополнительными насадочными линзами.


Бумажная лента, крепящая выводы катушки, оказалась приклеенной 88-ым клеем. Чтобы не повредить гильзу, я при удалении старой катушки размочил клеевое соединение только в тех местах, где должны были быть проложены выводы катушки.

После укладки выводов, я сомкнул концы ленты и проклеил их клеем БФ.


В некоторых пищалках выводы катушки подклеиваются к подвесу. Это предотвращает возникновения паразитного резонанса, который может ускорить разрушение выводов. При этом нужно использовать наиболее эластичные клеи, такие как «Резиновый», «Эластосил» и подобные.


Сборка динамика производится в обратном порядке и не представляет трудностей, так как центровка подвижной системы обеспечивается самой конструкцией динамика.

Перед окончательной сборкой можно проверить фазировку динамика, так как, при столь малом ходе подвижной системы, сделать это после сборки сложнее.

При правильной фазировке подвижная система должна «выпрыгнуть» из корпуса.

Зачистить от лака выводы катушки можно при помощи теблетки Аспирина. Здесь я уже рассказывал, как это можно сделать, а здесь показывал.

Вернуться наверх к «Навигации».


Страницы 1 2 3 4 5 6 7 8


26 Январь, 2012 (17:51) в Аудиотехника, Ремонт техники

Ремонт высокочастотных динамиков

Ремонт высокочастотных динамиков

Высокочастотные динамики просты в конструкции но сложны в ремонте, особенно фирменные. Диффузор у высокочастотных динамиков конический, купольный, редко плоский из лавсановой плёнки у ленточных излучателей. Обычно диффузоры приклеены к корпусу и отклеить не повредив подвес очень сложно. Обмотка намотана очень тонким проводом порядка 0,05-0,1мм. Каркас катушки изготовлен из бумаги которая разрушается при сгорании катушки. Встречается и бескаркасная намотка, повторить которую очень сложно.

 У наших высокочастотных динамиков самым распространенным является железные опилки в зазоре. Советские динамики легко разбираются и собираются но ремонт требует кропотливости аккуратности, усидчивости и самое главное опыта в такой работе. При кажущейся простоте не так просто проделать эту работу без навыков и мастерства.

Примеры ремонта динамиков.

Высокочастотный динамик Yamaha X4228CO.

 

Динамик Yamaha X4228CO не работал, слышно на слух нет высоких частот. Диффузор металлический, купольный изготовлен непосредственно с каркасом звуковой катушки. Подвес приклеен к диффузору. Проверка прибором показала обрыв обмотки.

Разобранный динамик Yamaha X4228CO

Разобрал динамик Yamaha X4228CO обмотка подгорела.

Провод звуковой катушки медный. Замерил диаметр провода, перемотал обмотку. Просушил катушку и припаял подводящие. Собрал динамик.

Отремонтированный динамик Yamaha X4228CO

Динамик заработал как новый.

 

Высокочастотный динамик DLS UP-1i.

Автомобильный высокочастотный динамик DLS UP-1i сгорела звуковая катушка.

Высокочастотный динамик DLS UP-1i

Диффузор шелковый с пропиткой, изготовлен с подвесом вместе.

Разобранный  динамик DLS UP-1i

Подвес и катушка динамика DLS UP-1i

Катушка и каркас алюминиевые и приклеены к диффузору. Провод звуковой катушки медный.

Отремонтированный  динамик DLS UP-1i

Перемотал катушку. Собрал динамик.

 

Высокочастотный динамик Eurolive 25T20A8.

Высокочастотный динамик Eurolive 25T20A8 с рупором от профессиональной акустики. Тоже сгорел как и другие динамики.

Разобрал динамик, снял диффузор.

Разобранный динамик Eurolive 25T20A8

Обычная история сгорела звуковая катушка. Перемотал звуковую катушку. Припаял подводящие. Собрал динамик, как пишут в обратной последовательности разборки.

Собранный динамик Eurolive 25T20A8 с рупором

Проверил на работоспособность, всё работает.

 

  

 

Добавить комментарий

Как разобрать динамик своими руками?


Как отремонтировать динамик самому? FAQ Часть2

В этой части руководства рассказано о том, как демонтировать подвижную систему динамика и удалить опилки из магнитного зазора.

Доступ к любому вопросу FAQ-а осуществляется с любой страницы через меню «Навигация по FAQ-у».


Самые интересные ролики на Youtube


Навигация по FAQ-у.

  1. Read Me.
  2. Как устроена динамическая головка?
  3. Какие бывают неисправности динамиков?
  4. Как выявить неисправный элемент динамика без разборки?
  5. Как заменить гибкие выводы?
  6. Как разобрать головку громкоговорителя?
  7. Как удалить металлические опилки из магнитного зазора?
  8. Как изготовить шаблон-оправку для намотки катушки динамика?
  9. Как собрать простой станок для перемотки динамиков?
  10. Как вклеенную в диффузор гильзу установить на оправку?
  11. Как рассчитать и изготовить гильзу при ремонте динамика?
  12. Как рассчитать диаметр провода при перемотке динамика?
  13. Как намотать катушку динамика?
  14. Как приклеить гильзу и центрирующую шайбу к диффузору?
  15. Как собрать и отцентровать динамик?
  16. Как отремонтировать ВЧ динамик (пищалку)?
  17. Дополнительные материалы.

Страницы 1 2 3 4 5 6 7 8


Как разобрать головку громкоговорителя?

Будьте осторожны, не подносите близко к магнитной системе стальные инструменты, особенно со стороны диффузора или центрирующей шайбы! Это может привести к повреждению диффузора или пылезащитного колпачка!

Если всё же требуется использовать инструменты вблизи магнитного зазора, используйте инструменты из немагнитных материалов.

Если центрирующая шайба приклеена с помощью эпоксидной смолы, то ремонт громкоговорителя в отсутствии запасных частей может оказаться весьма проблематичным.

В остальных случаях сложность ремонта зависит только от конструкции динамика и клеев, используемых при сборке. Если клей, которым приклеен подвес и центрирующая шайба поддаётся растворению ацетоном, то можно смело начинать разборку.

Большинство клеев лучше растворяются, когда возраст динамика ещё невелик. Бывало, что такие динамики удавалось разобрать за считанные минуты. Лучше всего поддаются демонтажу клеевые соединения, выполненные клеем БФ-2, БФ-4 или клеем с похожими свойствами.


Для разборки динамика понадобятся следующие инструменты и материалы.


  1. Ацетон – растворитель.
  2. Спирт – растворитель.
  3. Пипетка* – для дозирования растворителя.
  4. Скальпель – для разделки клеевых соединений.
  5. Лопатка – для разделки клеевых соединений.
  6. Спички – в качестве прокладок.
  7. Бязь (х/б ткань) – для удаления остатков клея.
  8. Ключ гаечный накидной – для демонтажа магнитной системы.

Могут понадобиться также и другие инструменты и материалы.

Химически чистый ацетон** предпочтительнее других растворителей из-за своей сравнительно низкой токсичности. Поэтому, лучше выбирать ацетон даже тогда, когда он уступает другим растворителям. Например, клеевые соединения, выполненные с использованием клея «88Н», лучше растворяются этилацетатом, но он намного токсичнее.

Правда, если диффузор и центрирующая шайба приклеены клеем «БФ-2» или «БФ-4», то тогда в качестве растворителя можно применить этиловый спирт. Однако вероятность того, что в спирте может оказаться вода, делает ацетон предпочтительнее.

В зависимости от того, что именно демонтируется, выбирается и соответствующие приёмы демонтажа. Так, например, если отклеивается бумажный подвес, то растворение клея следует вести с максимальной осторожностью. Если же отклеивается резиновый подвес от корпуса динамика, то работы можно производить более агрессивно.

————-

* Удобную пипетку можно изготовить из стеклянного рейсфедера и «искусственной вены» от капельницы (такой резинки, в которую втыкают иголки прямо во время подачи лекарства в вену). Обычная медицинская пипетка быстро выходит из строя под действием ацетона, да и длина её не позволяет добираться до некоторых клеевых соединений.

** Чистый ацетон несложно отличить по запаху. Вот только этот запах нужно знать. К сожалению, в настоящее время, под названием «Ацетон» продают всё что угодно. Часто в бутылки наливают какой-нибудь произвольный растворитель или смесь разных растворителей. И это не удивительно, ведь у нас 400 гр. ацетона, стоит столько же, сколько бутылка водки. Это хорошая причина, чтобы выменять бутылку водки на бутылку чистого ацетона на каком-нибудь производстве. ;)


Демонтаж подвеса.

Если вы испытываете трудности с усидчивостью, то включите в качестве фона свой любимый кинофильм, так как демонтаж подвижной системы крупного динамика может занять много времени.

;)

Демонтаж резинового подвеса начинают с какого-нибудь края, где наплывы клея меньше. Подливая ацетон и приподнимая край подвеса, создают полость, в которую снова подливают ацетон.

Работа пойдёт быстрее, если начать растворять клей сразу в нескольких местах.


;)

Каждый раз, добавляя по несколько капель ацетона в образовавшиеся полости, понемногу приподнимают края. Чтобы подвес не приклеился обратно, под него подставляются спички. По мере растворения клея, спички сдвигают к краям полости.

Не рекомендуется прилагать большие усилия при отделении резины от металла. Резина может необратимо деформироваться и даже потрескаться.


;)

Демонтаж картонного подвеса со стороны корпуса отличается от демонтажа небумажных подвесов лишь тем, что требует большей аккуратности и терпения.

Не следует прилагать больших усилий, чтобы не повредить подвес, который становится особенно уязвимым под действием растворителя.


;)

Если использовать слишком много растворителя, то можно повредить крепёжную плоскость подвеса, да и сам гофр. Поэтому, если клеевое соединение плохо поддаётся растворению, то нужно использовать механические воздействия. Тут сгодится не очень острый скальпель.

Если Вы заметили, что картонный гофр начал расслаиваться, то лучше приостановить работы и подумать о другой технологии.


;)

После демонтажа бумажного подвеса, плоскость крепления может деформироваться. Вернуть ей первоначальную форму можно, если уложить диффузор на ровную стеклянную или другую, стойкую к растворителю поверхность, и снова немного размягчить ацетоном плоскость крепления. Во время этой операции можно удалить и остатки клея.

В некоторых случаях, например, когда самый край бумажного гофра со стороны корпуса уже повреждён, можно отрезать подвес по краю и нарастить утраченную крепёжную кромку при помощи ткани или бумаги. Может показаться, что это слишком трудоёмкий вариант ремонта, но в случае разрушения подвеса под воздействием растворителя, восстановить динамик, не имея запасного диффузора, будет и вовсе невозможно.

В других случаях подвес легче отклеить со стороны диффузора, а не со стороны корпуса. Этот способ давал хорошие результаты при ремонте динамиков 10ГДШ-1 (10ГД-36) с поролоновыми подвесами, правда, пока они были новыми.


Демонтаж центрирующей шайбы.

;)

В некоторых случаях, при перемотке динамика, центрирующую шайбу отклеивают только со стороны корпуса. Обычно так поступают, когда клей, которым шайба приклеена к диффузору, плохо растворяется и при демонтаже диффузор может пострадать.


;)

Но, бывает и наоборот, что расклеить стык между центрирующей шайбой и диффузором намного проще, чем по её внешнему периметру. Тогда появляется возможность не центровать динамик при сборке.

Однако, иногда, после перемотки и сборки такого динамика, ему может потребоваться дополнительная центровка. Это касается в основном динамиков, у которых центрирующая шайба приклеена не к диффузору, а к гильзе, и может быть обусловлено слишком большим зазором между гильзой и центрирующей шайбой.


;)

При демонтаже центрирующей шайбы со стороны корпуса, клеевое соединение размачивается растворителем сразу по всему периметру. По мере размягчения клея, край шайбы приподнимается, и под него подкладываются спички.


;)

При демонтаже центрирующей шайбы со стороны диффузора, клеевое соединение пропитывается растворителем тоже сразу по всему периметру.


;)

Чтобы не допустить повреждения диффузора при длительном воздействии растворителя, процесс можно ускорить при помощи небольшой лопатки.


;)

В конце демонтажа диффузора и центрирующей шайбы, со всех поверхностей удаляют остатки клея при помощи растворителя и бязи (х/б ткани).

Чтобы мусор не попал в магнитный зазор, щель заклеивают изолентой.

Вернуться наверх к «Навигации».


Как удалить металлические опилки из магнитного зазора?

Если в магнитном зазоре присутствуют металлические опилки, то при работе динамика могут появиться паразитные призвуки, такие как шуршание, потрескивание и прочее.


;)

Чтобы удалить опилки используют два простых инструмента – отрезок медной или латунной проволоки и деревянную лопатку. Лопатку для крупных динамиков можно выстругать из ручки от маленькой кисточки, а для мелких – из зубочистки.


;)

Вначале, при помощи загнутой проволочки, опилки перемещаются в видимую область магнитного зазора.


;)

Затем деревянная лопатка покрывается слоем клея «88Н», которому дают подсохнуть. Когда клей немного отвердеет, лопатку помещают в магнитный зазор и собирают опилки. Если за один приём все опилки удалить не удалось, то лопатка очищается и на неё наносится новый слой клея.

Обе вышеописанные операции повторяются до тех пор, пока в магнитном зазоре перестанут просматриваться опилки.

Вернуться наверх к «Навигации».


Страницы 1 2 3 4 5 6 7 8


13 Ноябрь, 2011 (20:40) в Ремонт техники

Как устроен динамик? Неисправности динамиков


Как отремонтировать динамик самому? FAQ Часть1

Это первая часть руководства по ремонту головок громкоговорителей.

Здесь Вы найдёте информацию об используемой терминологии, неисправностях динамиков и самом простом ремонте, когда требуется только замена гибких выводов. Другие вопросы будут рассмотрены в очередных статьях.


Самые интересные ролики на Youtube


Навигация по FAQ-у.

  1. Read Me.
  2. Как устроена динамическая головка?
  3. Какие бывают неисправности динамиков?
  4. Как выявить неисправный элемент динамика без разборки?
  5. Как заменить гибкие выводы?
  6. Как разобрать головку громкоговорителя?
  7. Как удалить металлические опилки из магнитного зазора?
  8. Как изготовить шаблон-оправку для намотки катушки динамика?
  9. Как собрать простой станок для перемотки динамиков?
  10. Как вклеенную в диффузор гильзу установить на оправку?
  11. Как рассчитать и изготовить гильзу при ремонте динамика?
  12. Как рассчитать диаметр провода при перемотке динамика?
  13. Как намотать катушку динамика?
  14. Как приклеить гильзу и центрирующую шайбу к диффузору?
  15. Как собрать и отцентровать динамик?
  16. Как отремонтировать ВЧ динамик (пищалку)?
  17. Дополнительные материалы.

Страницы 1 2 3 4 5 6 7 8


Read Me.

Навигация по этому FAQ-у такова. Весь материал разбит на части, но при этом через «Навигацию», расположенную вверху любой страницы, можно попасть в любую точку этого FAQ-а или вернуться обратно.

Сделано это для того, чтобы перегруженная страница не стала неподъёмной для людей со слабым Интернет-каналом или тех, кто заходит в сеть через iPhone, iPod и пр.

По мере того, как будут публиковаться те или иные страницы, ссылки в меню навигации будут становиться активными.

Я делаю это впервые, поэтому возможны накладки с адресацией. О замеченных ошибках просьба сообщать в комментариях!

Пара слов о терминологии.

Динамической головкой, или головкой громкоговорителя, или сокращённо динамиком, называют электромеханическое устройство, преобразующее изменение силы и направления электрического тока в звуковые волны. https://oldoctober.com/

Громкоговорителем, или колонкой, или Акустической Системой (АС), называют акустическое оформление динамиков или, проще говоря, коробку, в которую вмонтирован динамик или динамики, если их несколько.

Если динамиков больше одного и они разные, то АС называют многополосной. Динамики условно делят на низкочастотные (НЧ), среднечастотные (СЧ) и высокочастотные (ВЧ).

В этом цикле статей речь пойдёт в основном о ремонте динамиков. АС же будут упоминаться только в этой связи.

В «Навигации» отсутствует несколько вопросов, ответы на которые мне известны.


  1. Как склеить магнит с фланцами и при этом отцентровать керн?
  2. Как изготовить пылезащитный колпачок?
  3. Как изготовить подвес для динамика?
  4. Как изготовить диффузор?
  5. Как изготовить центрирующую шайбу?

Я сомневаюсь в том, что на сегодняшний день, эти технологии ремонта ещё актуальны, так как большинство запасных частей можно приобрести отдельно. Тем не менее, если ответы на какие-то из этих вопросов заинтересуют самодельшиков, то я постараюсь подробно ответить и на них тоже, после того, как закончу писать основные темы.

Вернуться наверх к «Навигации».


Как устроена динамическая головка?

На схематическом рисунке изображён динамик в разрезе. Примерно так устроены низкочастотные и среднечастотные головки громкоговорителей.

Головка громкоговорителя (далее Динамик) состоит из следующих частей.


  1. Подвес (гофр).
  2. Гибкий вывод (косичка).
  3. Скобка (крепит косичку к диффузору).
  4. Демпфер (защищает косичку от перелома возле клеммы).
  5. Отверстие в корпусе для гибкого вывода.
  6. Изолирующая планка (удерживает клемму).
  7. Клемма.
  8. Пайки, соединяющие гибкий вывод с клеммой и выводом катушки.
  9. Вывод катушки.
  10. Катушка.
  11. Корпус динамика (корзина, каркас).
  12. Диффузор (мембрана, диафрагма).
  13. Пылезащитный колпачок (заглушка).
  14. Центрирующая шайба.
  15. Гильза.
  16. Полюсный наконечник.
  17. Керн.
  18. Верхний фланец.
  19. Магнит.
  20. Нижний фланец.

Буквами N и S обозначены Северный и Южный полюсы магнита. Это обычное расположение полюсов, хотя изредка встречается и противоположное.

На следующей картинке условный чертёж ВЧ динамика в разрезе.

  1. Вывод катушки.
  2. Изолирующая прокладка.
  3. Подвес (эластичное продолжение купола).
  4. Диффузор купольной конструкции (мембрана, диафрагма).

Основным отличием ВЧ динамиков от СЧ и НЧ головок, является отсутствие центрирующей шайбы.

Кроме этого, во многих ВЧ головках используется диффузор купольной конструкции, который часто называют мембраной. Купол и подвес у таких динамиков представляют собой единое целое, а гильза крепится к куполу.

Так как ход диффузора ВЧ динамика невелик, то часто роль гибких выводов исполняют выводы катушки.

Вернуться наверх к «Навигации».


Какие бывают неисправности динамиков?

Неисправности динамиков возникают в связи с неправильной эксплуатацией, неквалифицированной сборкой или нормальным износом.

Неправильная эксплуатация.

Чаще всего повреждения происходят из-за превышения подводимой к динамику мощности. Одной из причин подобных ошибок может быть путаница с методом определения мощности динамика и усилителя. Это обусловлено тем, что одни и те же численные значения эффективной, среднеквадратичной (RMS), или как её ещё называют, синусоидальной мощности и мощности амплитудной или музыкальной создают в катушке динамика ток, отличающийся в два раза.

Другой причиной, вызывающей перегрузку динамиков, является неосмотрительное перераспределение мощности между головками многополосных АС. Чаще всего от этого страдают ВЧ динамики – пищалки. Дело в том, что мощность пищалок в многополосных системах может составлять менее 10% от общей мощности АС. И если пользователь при помощи эквалайзера подаст бо’льшую часть мощности усилителя в ВЧ динамик, то смерть последнего может быть мгновенной.

Имеют место так же и механические повреждения пылезащитного колпачка, подвеса и диффузора. Иногда эти повреждения приводят к нарушению центровки, что в свою очередь приводит к разрушению катушки и гильзы.

Разрушение гильзы и катушки могут быть вызваны и смещением керна. В таких случаях гильзу вместе с катушкой заклинивает в магнитном зазоре. Обычно это происходит в результате падения громкоговорителя или динамика.

Неквалифицированная сборка.

Из-за неквалифицированной сборки может отклеиться гильза, катушка, подвес или центрирующая шайба. Некачественная склейка также может стать причиной появления посторонних призвуков.

Неправильное крепление гибких выводов может значительно снизить их ресурс.

Нормальный износ.

Если головка громкоговорителя собрана качественно, то в результате нормального износа больше всего страдают подвес и гибкие выводы. Диффузор тоже может разрушиться, если его запас прочности не соответствует мощности динамика.

Вернуться наверх к «Навигации».


Как выявить неисправный элемент динамика без разборки?

Все неисправности динамиков можно условно разделить на «механические» и «электрические». Однако некоторые электрические дефекты отличить от механических на слух очень сложно.

Если никаких внешних изменений, таких как разрушение гофра или диффузора не выявлено, но при этом появились посторонние призвуки в виде потрескивания или происходит периодическое пропадание звука, то сначала следует проверить гибкие выводы.

Для этого подключают стрелочный омметр к клеммам динамика и шевелят косички при неподвижном диффузоре. Если при этом стрелка омметра двигается, значит, гибкий вывод повреждён.

К другим электрическим дефектами относятся обрыв катушки и замыкание части витков катушки или всей катушки. Эти дефекты также можно выявить при помощи омметра.

Если гибкие выводы и катушка «звонятся» как исправные, то можно попытаться выявить источник паразитных призвуков при помощи генератора низкой частоты.

Для этого на вход усилителя подают сигнал задающего генератора.

Ссылка на портативную программу генератор низкой частоты есть в «Дополнительных материалах».

Частично отклеившуюся катушку или часть витков можно выявить, плавно меняя частоту генератора или включив генератор в режим ГКЧ (Генератор Качающейся Частоты).

При проверке этого динамика был использован диапазон ГКЧ 20Гц…2кГц с периодом 3 секунды. В данном динамике, видимо, отклеилась существенная часть катушки так как призвуки слышны в большом диапазоне частот. Если от гильзы отклеивается небольшой фрагмент катушки, призвуки могут появляться только на какой-нибудь отдельной частоте, и только тогда, когда повреждённый элемент конструкции входит в резонанс.

В некоторых случаях, для выявления неисправности, полезно использовать генератор инфранизких частот. Это может помочь выявить, например, дефекты склейки резинового гофра с диффузором. Стрелкой показано место, где формируется призвук.


Затирание гильзы о керн или катушки об внутреннюю поверхность верхнего фланца также можно вывить на частоте в несколько герц, если слегка прижать пальцами волны гофра.

Конечно, для дефектовки динамиков на слух, требуется некоторый опыт, но он быстро приходит, так как характер и тембр паразитных призвуков соответствует размеру и материалу конструктивных элементов динамика.

Более серьёзные повреждения динамиков выявить ещё проще.

Так, например, если при переворачивании динамика что-то слышно, то значит, от гильзы отвалилась часть витков или вся катушка.

Если диффузор двигается очень плохо, то, скорее всего, катушка слетела и заклинила гильзу в магнитном зазоре.

Если диффузор вообще не двигается, то, возможно, сдвинулся керн и заклинил катушку вместе с гильзой.

Никогда не пытайтесь разбирать такой динамик, предварительно не освободив гильзу, так как это может привести ещё и к повреждению диффузора.

Вернуться наверх к «Навигации».


Как заменить гибкие выводы динамика?

Будьте крайне осторожны при замене гибких выводов на неразобранном динамике, так как стальной инструмент, притянутый магнитной системой, может повредить диффузор и пылезащитный колпачок.

Если доступ к гибким выводам (косичкам) динамика свободен, то можно попытаться заменить их, не разбирая динамик. Но, в некоторых случаях, динамик придётся всё же разобрать. На картинке надломленный гибкий вывод.

Демонтировать старые гибкие выводы следует с максимальной осторожностью, чтобы не повредить диффузор и не оборвать выводы катушки.


Сначала разгибают латунную скобку, удерживающую гибкий вывод, если она, конечно, есть.


Затем прогревают паяльником место пайки, чтобы отделить от диффузора, и гибкий вывод, и вывод катушки. Обычно, после прогрева, клей размягчается и выводы можно демонтировать.

Чем можно заменить повреждённые гибкие выводы?

Конечно, самое простое решение, это позаимствовать гибкие выводы у другого динамика близкой мощности или заказать у поставщиков, торгующих запасными частями для динамиков. Но, если такой возможности нет, или Вы хотите сэкономить на запасных частях, то можно изготовить суррогатные косички самому.

Я Вам могу предложить два хорошо зарекомендовавших себя варианта замены. Обе эти технологии прошли самые жёсткие испытания на динамиках, работающих с большими перегрузками.

Первый и более простой вариант, это замена вышедшей из строя косички отрезком провода МГТФ подходящего сечения. Кто это впервые придумал, я не знаю, но именно с такими гибкими выводами поступали в продажу некогда популярные динамики 4A32.


Другой вариант, это изготовление косичек из гибкого телефонного кабеля советского производства. Его до сих пор можно найти среди всякого хлама на блошиных рынках.


Мне знакомо два типа такого кабеля. В одном, каждый провод состоит из семи жил, а в другом из четырнадцати. Каждая жила изготовлена путём намотки медной ленты на лавсановую нить. В разрезе лента имеет форму прямоугольника размерами 0,03 х 0,3мм.

Нетрудно рассчитать общее сечение.

0,03 * 0,3 * 14 = 0,126(мм²)

Как видите, сечение невелико, поэтому для мощных динамиков можно скрутить два и более многожильных проводов.

Вначале отрезок или отрезки телефонного кабеля препарируется при помощи паяльника.


Изоляция удаляется небольшими участками, во избежание повреждения жил.


Затем жилы каждого многожильного провода раскручиваются и снова скручиваются уже в один провод.


Чтобы во время лужения сохранить скрутку, края провода зажимаются между двумя деревянными прищепками. Затем будущие концы косички лудятся. В качестве шаблона используется оригинальный гибкий вывод.


И, наконец, гибкий вывод дважды тщательно проклеивается резиновым или 88-м клеем с интервалом в 20-ть минут.

До первой проклейки скрутка должна быть свободной, чтобы клей проник промеж жил. Сразу после первой проклейки жилы скручиваются до конца. Вторая проклейка окончательно фиксирует жилы относительно друг друга.

Таким образом, можно изготовить гибкий вывод для динамика любой мощности.


Если нет ни телефонного ни МГТФ провода, то в качестве временной меры можно использовать провод МГШВ или даже оплётку от экранированного провода, но такие косички долго не живут, да и нагрузку на диффузор оказывают бо’льшую, из-за меньшей гибкости.


При установке гибкого вывода, нужно учитывать, что самыми слабыми местами данного узла являются места крепления косички к диффузору и клемме.

Если крепёжные скобки повреждены или утеряны, то косичка крепится двумя перекрещенными стежками нити. Затем место крепления проклеивается клеем с большим сухим остатком. Подойдёт выветрившийся БФ-2/БФ-4.

Для предотвращения преждевременного перелома косички, места крепления покрываются несколькими слоями резинового или 88-ого клея с переходом на гибкий вывод.

Вернуться наверх к «Навигации».


Дополнительные материалы.

Скачать программу «Генератор низкой частоты», не требующую инсталляции (352КБ).

Справочник по клеям (2,2МБ).


Страницы 1 2 3 4 5 6 7 8


11 Ноябрь, 2011 (21:22) в Ремонт техники

Ремонт сгоревшего динамика

Как проверить сгорел ли динамик?

Чаще всего сгоревшие динамики проверяют путем прозвонки мультиметром. Этот метод подходит для определения динамика, у которого оборвана катушка или вовсе перегорела половина витков катушки. Но так как мы редко знаем родное сопротивление динамика, тяжело определить проблему и верно расценить ситуацию.

Одно мы знаем точно, что полностью и безвозвратно динамики сгорают редко. Как это бывает обычно, катушка очень разогревается и приводит к выгоранию изоляции между витками. В это время также очень часто повреждается и гильза, на которую наматывается катушка. Бывает, что катушка сдергивается с гильзы. Как правило, это происходит из-за того, что через динамик часто проходили импульсы тока (случается при проверке питания усилителя).

В таком случае можно использовать механическо-акустический способ проверки сгоревшего динамика. Для этого нужно легонько надавить на диффузор и прислушаться. Во время этой манипуляции динамик должен быть отключен и не должен скрипеть, хрипеть или издавать любые подозрительные звуки. Нужно чтобы диффузор двигался равномерно и плавно, без каких либо звучаний.

Если говорить об усилителе низкой частоты, то каким бы мощным он не был, но без толковой динамической головки он не способен выдать звук. Сейчас можно купить головки разной мощности и внешнего оформления. Но, как правило, внешний вид и дизайнерское оформление влияет на стоимость. Если взять, к примеру, киловаттовый динамик (мощность 100 ватт), то он будет стоить как минимум в два раза дороже киловаттового усилителя с низкой частотой воспроизведения. Чаще всего встречаются низкочастотные динамические головки, которые имеют большую мощность.

Механические колебания появляются впоследствии воздействия магнита на катушку динамика. Таким образом, возникают электромагнитные колебания, которые подают звуковой сигнал на катушку. Витки медного провода и их лаковое покрытие являют собой катушку. Когда лак перегорает или сильно перегревается, то происходит замыкание и сопротивление катушки пропадает.

Как уже говорилось, случается такое в самых разных ситуациях. Одной из причин является подача высокой мощности на динамик, который не рассчитан для этого. Бывает, что обмотка перегорает из-за очень длительной работы или путем замыкания каркаса динамика с оголенными витками.

Как починить сгоревший динамик?

Если вы хотите починить старые динамики советского происхождения, то это лучше не делать — потратите свое время впустую, но если вам жалко выбрасывать хорошую и красивую современную головку динамика, то можно попробовать ее отремонтировать. Для этого нужно иметь при себе монтажный нож и хорошее настроение для ремонта!

ремонт сгоревшего динамика

Шаг 1. Первое, что нужно сделать, это с помощью монтажного ножа отрезать подвес и гармошку (это нижняя часть, которая выступает как своеобразный амортизатор головки). Затем нужно снять катушку и диффузор. Если катушка сгорела, то это можно увидеть либо почувствовать на запах. Для того, чтобы проверить катушку на обрыв необходимо осторожно нажать на динамик и прислушаться. При этом динамик не должен воспроизводить любые звуки.

Шаг 2. Теперь нужно заново намотать катушку. Чтобы это сделать нужно, прежде всего, аккуратно снять поврежденную катушку. Оголенный каркас катушки из бумаги оставляем внутри. Бывает, что изготовляются и железные каркасы. После изъятия, нужно взять провод такого же диаметра, как и у провода намотки катушки. Важно не забыть вставить гильзу в отверстие для каркаса (для этого часто используют конденсатор нужного диаметра).

Шаг 3. Теперь начинаем бережно наматывать провод так, чтобы витки прижимались один к другому. Наматываем до тех пор, пока не образуется новая катушка. Как правило, динамики имеют показатель сопротивления около 4-6 ом (реже 8 ом). Начиная наматывать с верха и приближаясь к низу, наматываем провод и не забываем оставить зазор 1-3 миллиметра. Потом мотается следующий ряд над первым и таким образом получаем приблизительно 40-50 витков. Количество витков не значительно влияют на работу динамика. Когда заканчивается процесс намотки, нужно капнуть пару капель крепкого клея (супер клея).

Шаг 4. Последний шаг в ремонте головки динамика. Пожалуй, осталось совсем чуть-чуть работы, просто собрать головку динамика. Гармошку динамика и диффузор склеиваем клеем и даем ему хорошо засохнуть. Чтобы клей окончательно закрепился на покрытии динамика, даем ему половину дня и…можем проверять динамик.

Как вы уже заметили, все не так уж сложно как может показаться. Главное иметь самые элементарные базовые знания в электронике и иметь немного терпения. Теперь слушать музыку будет вдвойне приятно! Своими руками вы можете спасти не один прибор, а главное, что при этом вы экономите свои средства.



Как выпрямить колпак на динамике. Как вытянуть колпак на колонке

У мощных электродинамических громкоговорителей по центру диффузора установлена выпуклая полусфера. Она может быть выполнена из такой же бумажной массы, из которой сделан диффузор или других материалов. Колпаки бывают следующих видов:

  • Бумажные
  • Тканевые с пропиткой
  • Пластиковые
  • Алюминиевые

Полусфера не только защищает зазор магнитной системы от попадания туда посторонних частиц, но и выравнивает амплитудно-частотную характеристику динамика в области средних частот. От механических воздействий этот колпак может оказаться вдавленным. В таких случаях нужно знать, как вытянуть колпак на динамике.

Как выровнять колпак на динамике

выровнять колпак на динамике

Существует несколько способов устранения этого дефекта. Здесь многое зависит от материала, из которого изготовлен полусферический купол. Как выправить колпак на динамике, если имеются опасения, что в результате действий, он может полностью отклеиться. В этом случае рекомендуется принудительно отделить его от диффузора, выправить и затем приклеить на место. Чтобы растворить клей по периметру купола нужно воспользоваться одноразовым шприцем, на который надевается медицинская игла со сточенным кончиком. В шприц набирается растворитель типа 646. На клеевой шов между диффузором и куполом с помощью иглы аккуратно наносится растворитель. Важно чтобы он не попадал на диффузор. После обильного увлажнения шва можно тонким и острым предметом осторожно приподнимать край купола до тех пор, пока полусфера не отклеится полностью. Затем механические повреждения устраняются, и купол приклеивается на место с применением клея «Момент».

Как выгнуть колпак на динамике

Если купол приклеен надёжно, можно использовать другие способы. Для устранения вмятин на центральной полусфере подойдёт полоска скотча. Для этого её следует одним концом подклеить к вмятому участку и энергично и резко дёрнуть за свободный конец. Лучше всего таким способом устраняются вмятины на куполе, выполненном из пластиковой плёнки. Скотч хорошо приклеивается к гладкой поверхности и после его отклеивания на куполе не остаётся никаких следов. Вместо скотча к вмятине приклеивается нитка с помощью клея «Момент». После высыхания потянув за нитку прогиб можно устранить. При необходимости эти операции проделываются несколько раз, меняя точки подклейки скотча или нитки.

выгнуть колпак на динамике

Вытянуть вмятину купола можно используя тонкую стальную проволоку. Для этой цели подойдёт самая тонкая гитарная струна. Её кончик нужно отогнуть под прямым углом на расстояние 2-3 мм, чтобы получилась буква «Г». Далее этим инструментом прокалывается материал купола в нужном месте и изгибом проволоки, как рычагом, устраняется вмятина. Недостатком этого способа является появление маленьких отверстий в куполе, поэтому после завершения работы их нужно аккуратно замазать тонким слоем клея. Более сложным процессом является устранение механических повреждений на куполе, изготовленном из алюминиевых сплавов. В этом случае оптимальным вариантом будет отклейка металлической полусферы и её рихтовка на полукруглой жёсткой поверхности.



Как собрать и отцентровать динамик?


Как отремонтировать динамик самому? FAQ Часть7

В статье описаны два способа центровки динамиков, «горячий» и с использованием клиньев.


Самые интересные ролики на Youtube


Навигация по FAQ-у.

  1. Read Me.
  2. Как устроена динамическая головка?
  3. Какие бывают неисправности динамиков?
  4. Как выявить неисправный элемент динамика без разборки?
  5. Как заменить гибкие выводы?
  6. Как разобрать головку громкоговорителя?
  7. Как удалить металлические опилки из магнитного зазора?
  8. Как изготовить шаблон-оправку для намотки катушки динамика?
  9. Как собрать простой станок для перемотки динамиков?
  10. Как вклеенную в диффузор гильзу установить на оправку?
  11. Как рассчитать и изготовить гильзу при ремонте динамика?
  12. Как рассчитать диаметр провода при перемотке динамика?
  13. Как намотать катушку динамика?
  14. Как приклеить гильзу и центрирующую шайбу к диффузору?
  15. Как собрать и отцентровать динамик?
  16. Как отремонтировать ВЧ динамик (пищалку)?
  17. Дополнительные материалы.

Страницы 1 2 3 4 5 6 7 8


Как собрать и отцентровать динамик?

Прежде чем мы перейдём к рассмотрению способов сборки и центровки, я хотел бы остановиться на одном важном моменте.

Для правильной центровки катушки относительно магнитного зазора необходимо, чтобы цилиндрическая поверхность катушки (и гильзы) была соосна с осью симметрии всего динамика.

На картинке иллюстрация несоосности между цилиндрической поверхностью катушки и осью симметрии динамика.

Когда катушка находится в нейтральном положении поз.1, вроде ничего страшного не происходит и минимальный зазор сохраняется. Но, на рисунке поз.2 мы видим, что в крайнем положении катушки, зазор между катушкой и магнитной системой исчез.

Причины этого явления могут быть разными. Одной из причин может быть неточная вклейка гильзы в диффузор, как на фабрике, так и во время неквалифицированного ремонта. Другой причиной может стать радиальный натяг, образовавшийся из-за неточной приклейки подвеса или центрирующей шайбы.

Причём, даже если при установке гильзы в диффузор производился контроль перпендикулярности её оси симметрии к контактной поверхности подвеса, неточная сборка может привести к печальным последствиям.

Обычно окончательная сборка динамка начинается с приклеивания подвеса к корпусу. Если во время демонтажа гофр подвеса был сильно деформирован, то нужно постараться компенсировать деформацию при сборке, чтобы исключить неравномерность радиального натяга подвеса в крайних положениях диффузора.

Если же подвес не деформирован, а центровка осуществляется при помощи клиньев, то подвес можно приклеить прямо во время центровки.

Существуют два способа центровки динамиков. Оба имеют свои плюсы и минусы. Но, тем не менее, оба имеют право на существование, так как каждый незаменим в определённых ситуациях.

Не забудьте перед приклейкой подвеса правильно сориентировать диффузор, чтобы гибкие выводы совместились с соответствующими клеммами.


Способ центровки с использованием клиньев.

При этом способе центровки требуется доступ к воздушному зазору, образованному гильзой и керном динамика, для чего необходимо удалить пылезащитный колпачок.

Но, удалить этот колпачок, скажем, с 75ГДН так, чтобы не пострадал внешний вид головки, довольно трудно.

Однако если пылезащитный колпачок всё же был удалён, то ничего не мешает произвести центровку при помощи клиньев.

Ещё одно преимущество данного способа в том, что во время отверждения клея, подвижная система динамика не может сместиться, так как её положение зафиксировано относительно керна.

Суть технологии заключается в том, что прежде чем приклеивать центрирующую шайбу, а иногда и подвес к корпусу, между гильзой и керном вставляются распорные клинья.

Изготовить клинья можно из какого-нибудь плотного, но тонкого материала. Подойдёт электрокартон, целлулоид, полиэтилентерефталат (от пластиковых бутылок) и т.д.

На картинке несколько клиньев разного размера, изготовленных для центровки определённых динамиков.

Единственно условие при установке клиньев в зазор, это полная симметрия относительно трёх точек. Если трёх клиньев не хватило, чтобы выбрать зазор, то можно вставить ещё три, но так же симметрично. Если трёх клиньев недостаточно, а шести много, то нужно изменить либо глубину погружения, либо толщину клиньев.

Если предполагается, что перемоткой динамиков придётся заниматься часто, то можно изготовить несколько комплектов клиньев разных размеров и толщины.


Способ «горячей» центровки.

Суть этого метода заключается в том, что проверка правильности работы динамика производится прямо во время выполнения операции центровки. Способ хорош тем, что не требует удаления пылезащитного колпачка, и позволяет полностью сохранить внешний вид динамика.

Вначале производится разметка для установки подвеса и по этой разметке подвес приклеивается к корпусу, а к клеммам динамика припаиваются гибкие выводы и кабель от усилителя.

Затем, между центрирующей шайбой и корпусом наносятся четыре небольших капли клея «88Н». Это позволит легче «откатится назад», если выяснится, что подвижная система собрана неправильно или подвес приклеен неверно.

После того, как клей слегка схватится, на клеммы динамика подается небольшое напряжение синусоидальной формы, частотой три-четыре Герца, а отсутствие затирания катушки определяется на слух и на ощупь.

Используя тактильные ощущения, находится такое положение центрирующей шайбы, при котором обеспечивается равномерный воздушный зазор по периметру катушки.

Если подозрительных призвуков и тактильных ощущений нет, то центрирующая шайба проклеивается по периметру. При этом новый слой клея слегка растворяет первичные точечные склейки, что придаёт клеевому соединению некоторую степень свободы. Теперь на клеммы снова подаётся сигнал и производится окончательная коррекция положения гильзы.

Тут требуется некоторый опыт и сноровка, так как нужно произвести центровку в ограниченный промежуток времени, пока клей на схватится настолько, что сместить центрирующую шайбу будет невозможно. Если же такое всё же произошло, то можно слегка растворить клей этилацетатом и снова попытаться произвести центровку. Однако надёжность клеевого соединения при этом пострадает.

Если никаких лишних звуков динамик не издаёт, то усилитель можно отключить.

Если же при центровке динамика приходилось компенсировать некоторое усилие подвижной системы, направленное в сторону, то нужно 15-20 минут продолжать фиксировать центрирующую шайбу любым доступным способом, чтобы подвижную систему не увело в сторону пока клей хорошо не схватился. Если эта фиксация производится руками, то нужно с интервалом в 5-10 минут проверять центровку, подключая динамик к усилителю.

Окончательный прогон динамика на предельной мощности можно производить не раньше, чем через сутки.

Вернуться наверх к «Навигации».


Страницы 1 2 3 4 5 6 7 8


4 Январь, 2012 (22:39) в Ремонт техники

Author:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *