Заряжаем аккумулятор правильно — ответы на вопросы — журнал За рулем
Пора заряжать или пока не стоит? Можно ли делать это на морозе? Снимать батарею с автомобиля или нет? Как заряжать при нечастых поездках? На эти и другие вопросы автовладельцев отвечают эксперты.
Материалы по теме
Наполнять банку электричеством — выражение из словаря В. И. Даля: так он пояснил значение слова «заряжать». К современным автомобильным батареям из шести банок оно подходит идеально. Правда, банки на поверку оказываются разными — как по конструкции, так и по состоянию. Как же заполнять их электричеством?
Все АКБ условно можно разбить на малообслуживаемые, необслуживаемые и полностью необслуживаемые. Самые древние из них — малообслуживаемые, с решетками из свинцово‑сурьмянистого сплава, самые крутые — полностью необслуживаемые, с решетками из максимально чистого свинца. Надо отметить, что под «необслуживаемостью» понимаются увеличенные интервалы доливки воды или полное отсутствие этой процедуры в течение всего срока службы. Но любая необслуживаемая батарея требует периодического контроля наравне с другими компонентами автомобиля. Вопреки распространенному заблуждению, особой разницы в зарядке батарей этих трех типов нет.
Надо заряжать или не надо?
Материалы по теме
Существует простой объективный способ оценить состояние батареи. Нужно измерить вольтметром напряжение на клеммах аккумулятора, при этом отключать его от бортсети автомобиля не нужно. Напряжение разомкнутой цепи (НРЦ) должно составлять 12,6–12,7 В. Важно, чтобы между остановкой двигателя и замером напряжения прошло несколько часов (в идеале — не менее десяти), иначе показания могут оказаться завышенными.В малообслуживаемых и необслуживаемых батареях с пробками или блоком пробок в крышке можно проверить еще и плотность электролита — понадобится ареометр (он же денсиметр). Это позволит оценить заряженность батареи «побаночно». Плотность электролита в полностью заряженном аккумуляторе должна быть 1,27 г/см³. Это значение идеально с точки зрения эффективности работы активных материалов и внутреннего сопротивления аккумулятора. Плотность меньше 1,25 г/см³ используют в жарких странах, где характеристики коротких разрядов не так важны. Кстати, при такой плотности снижается скорость коррозии, что продлевает срок службы. Плотность выше 1,29–1,30 г/см³ используют на Крайнем Севере, где недозаряженная батарея подвергается опасности замерзнуть.Возможен ли заряд на морозе?
Чем ниже температура окружающего воздуха, тем хуже батарея принимает заряд. Нормальный температурный диапазон для заряда — 0…+ 25 °C. Поэтому зимой вероятность, что аккумуляторы успеют восстановиться за время поездки, зависит от скорости прогрева электролита. А на нее сильно влияет расположение батареи на автомобиле — под капотом, в багажнике или вообще снаружи. С этой точки зрения в наихудшем положении оказываются развозные грузовички с наружным расположением АКБ. Материалы по темеТаблица уровня заряда аккумулятора автомобиля по напряжению
Напряжение аккумулятора автомобиля — ведущий показатель, на основании которого грамотному водителю следует делать выводы о том, в каком состоянии находится АКБ, нуждается ли она в зарядке или в замене. Известно, что имеется прямая зависимость напряжения от уровня заряда автомобильного аккумулятора. Вначале мы рассмотрим вопрос о том, на основании каких показателей напряжения можно сделать вывод о работоспособности АКБ, почему батарея теряет U и что означает норма напряжения. После этого попробуем определить заряд аккумулятора по напряжению: таблица, на основании которой делаются те или иные выводы о состоянии батареи, будет приложена в конце статьи.
Аккумулятор теряет напряжение: в чем причина?
Если заряженный источник питания быстро разряжается, причин такого «поведения» батареи может быть несколько. Уровень заряда аккумулятора может быстро падать вследствие естественной причины: АКБ просто исчерпала свой ресурс обычным путем и нуждается в замене.
Также может выйти из строя генератор, который заряжает батарею в процессе езды, помогая ей поддерживать необходимый уровень рабочего состояния. Если аккумулятор еще не старый, и генератор в порядке — вероятно, в автомобиле есть серьезные проблемы с током в виде его постоянной утечки.
Кроме этого, бортовая сеть автомобиля может быть неисправной — например, магнитола или какой-нибудь другой прибор берет слишком много тока, и аккумулятор просто не справляется с этой нагрузкой.
Для того чтобы устранить падение напряжения, иногда бывает достаточно исправить возникшую неполадку путем технического осмотра, выявления причины, ее устранения и повторных замеров напряжения на клеммах аккумулятора после нескольких часов его эксплуатации. Важно оценить и такие показатели, как уровень плотности электролита, а также измерить напряжение под нагрузкой и без нее. Подробнее о проверке АКБ нагрузочной вилкой →
Что означает нормальное напряжение аккумулятора?
Для нормальной работы батареи ее напряжение должно колебаться в пределах 12,6-12,7 вольт, не меньше. Эта норма должна быть усвоена начинающими водителями, как таблица умножения — для того, чтобы не пропустить критический уровень падения заряда аккумулятора и не оказаться в том положении, когда машина внезапно «встанет».
Также следует знать и о том, что, в зависимости от характеристик АКБ и автомобиля, а также иных сопутствующих условий, норма может изменяться — до 13 вольт и чуть выше. Именно так утверждают некоторые производители аккумуляторных батарей, и этот фактор тоже нужно принимать во внимание. То, сколько вольт должно быть в идеале — цифра относительная. Но ориентироваться всегда нужно на показания от 12,6 до 13,3 вольт — в зависимости от типа и страны-производителя АКБ.
Если напряжение в батарее опускается ниже 12 вольт — она разряжена, как минимум, наполовину, а когда оно падает ниже 11,6 вольт — аккумулятор срочно нуждается в зарядке.
Итак, норма показателя напряжения большей части автомобильных АКБ — от 12,6 до 12,7 вольт, а если используется нестандартная модель аккумулятора, норма U может быть несколько выше: 13 вольт, но максимум 13,3. Некоторые начинающие автомобилисты спрашивают о том, какой должен быть показатель U в идеале. Идеальных цифр, разумеется, нет, поскольку меняться может и уровень тока в сети авто, и погодные условия, и потребление энергии отдельными элементами бортовой сети автомобиля.
Для того чтобы не пропустить того момента, когда заряд батареи станет понижаться до критического уровня, существует так называемая таблица заряда АКБ. Если вы замерили U на клеммах вашей батареи, можно определить заряд аккумулятора по напряжению: таблица поможет сориентироваться в этом. В ней выведена прямопропорциональная зависимость U от уровня заряженности АКБ в процентном соотношении.
Также в таблице приведены показатели плотности электролита и температуры, при которой он может замерзать в холодное время года — тоже в зависимости от того, каков уровень заряда и U в аккумуляторе.
Таблица уровня заряженности АКБ
Плотность электролита, гр/см³ | Напряжение (вольтаж) без нагрузки | Напряжение (вольтаж) под нагрузкой 100 ампер | Уровень заряженности АКБ, в % | Температура замерзания электролита, в °С |
1,11 | 11,7 | 8,4 | -7 | |
1,12 | 11,76 | 8,54 | 6 | -8 |
1,13 | 11,82 | 8,68 | 12,56 | -9 |
1,14 | 11,88 | 8,84 | 19 | -11 |
1,15 | 11,94 | 9 | 25 | -13 |
1,16 | 12 | 9,14 | 31 | -14 |
1,17 | 12,06 | 9,3 | 37,5 | -16 |
1,18 | 12,12 | 9,46 | 44 | -18 |
1,19 | 12,18 | 9,6 | 50 | -24 |
1,2 | 12,24 | 9,74 | 56 | -27 |
1,21 | 12,3 | 9,9 | 62,5 | -32 |
1,22 | 12,36 | 10,06 | 69 | -37 |
1,23 | 12,42 | 10,2 | 75 | -42 |
1,24 | 12,48 | 10,34 | 81 | -46 |
1,25 | 12,54 | 10,5 | 87,5 | -50 |
1,26 | 12,6 | 10,66 | 94 | -55 |
1,27 | 12,66 | 10,8 | 100 | -60 |
Как правильно заряжать аккумулятор ноутбука и безопасно извлекать
Когда изучаются способы, как правильно заряжать аккумулятор ноутбука, сначала изучают инструкцию. Производитель дает рекомендации по работе с компьютером. Если не следовать им, уменьшается срок жизни АКБ (аккумуляторной батареи).
Совет: не стоит разряжать аккумулятор ноутбука полностью.
Какие аккумуляторные батареи установлены в ноутбуках
Выделяют разновидности:
- Никель-кадмиевые (NiCad): отличаются большим весом, ограниченным периодом службы (выдерживают до 350 циклов зарядки/разрядки). За счет этого снижается стоимость батареи. Она применяется при низких и высоких температурах. Из-за больших габаритов и ограниченного периода службы данный вид батарей встречается только в старых моделях компьютеров.
- Никель-металл-гидридные (NiMh): характеризуются крупными размерами, но при этом они могут эксплуатироваться дольше, чем первый из рассмотренных вариантов. Данная разновидность АКБ считается одной их наиболее экологичных. Она не содержит опасных веществ. Однако сегодня такой вид батарей тоже встречается редко из-за крупных габаритов.
- Литий-ионные батареи (маркировка Li-ion): применяется чаще благодаря небольшому весу и компактным габаритам. Такие параметры позволяют уменьшить массу ноутбука. Кроме того, аккумулятор типа Li-ion служит дольше рассмотренных аналогов.
К недостаткам относят только запрет на применение в условиях пониженных температур. В этом случае нарушается работа АКБ (уменьшается емкость). Чтобы поддерживать работоспособность устройства, его нужно включать при температуре выше +5°С.
Внешний вид литий-ионной батареи (маркировка Li-ion).
- Литий-полимерные (Li-pol): это усовершенствованная версия аккумулятора типа Li-ion, при производстве используют полимер. Этот материал выступает в качестве электролита. Главное преимущество — небольшие габариты. АКБ данного вида отличается малым весом.
Стандартная модель такой батареи не может отдавать большой ток, что сокращает область ее применения: устанавливаются Li-pol устройства в компактной технике. Существуют и силовые аккумуляторы. Они характеризуются способностью отдавать большой ток.
Как заряжать батарею правильно
В большинстве ноутбуков установлены аккумуляторы типа Li-ion. В соответствии с характеристиками таких батарей выполняется зарядка. После покупки следует «разогнать» АКБ, для чего выполняется несколько циклов полной зарядки/разрядки (2-3). Сначала необходимо первый раз компьютер подключить к сети, желательно делать это, когда он отключен.
Уровень заряда новой батареи при покупке ноутбука средний.
Этого достаточно, чтобы поддерживать свойства аккумулятора на этапе хранения устройства на складе/в магазине. Нужно повысить процент заряда до 100%.
Продолжительность процесса первой зарядки изменяется от 4 до 8 часов. Некоторые потребители оставляют новый ноутбук на ночь в выключенном состоянии, но он должен быть при этом подсоединен к сети. Когда батарея полностью зарядится, устройство отсоединяют от источника питания.
Необходимо использовать ноутбук в автономном режиме. Когда уровень заряда снизится до критического (15%), устройство подключают к сети. Длительность повторной зарядки такая же — от 4 до 8 часов.
После этого можно эксплуатировать ноутбук в нормальном режиме. Однако некоторые потребители после покупки сразу начинают работать за компьютером в нормальных условиях. Производитель на этот счет не дает рекомендаций. В инструкции по применению ноутбука часто можно найти информацию о том, что для зарядки устройство необходимо подключить к сети. Более точные рекомендации отсутствуют.
Все же необходимо сначала «разогнать» батарею, т. к. подобная лояльность производителя может быть обусловлена требованиями рынка. Так, ассортимент моделей приборов расширяется, а сроки службы техники сокращаются, что вынуждает потребителей приобретать новые устройства.
В нормальных условиях АКБ заряжается несколько часов (1,5-2). Длительность этого периода изменяется в зависимости от модели ноутбука в большую или меньшую сторону. Ориентироваться следует по индикатору уровня зарядки.
Процесс заряда аккумулятора от ноутбука.
Как сэкономить заряд батареи
Приемлемым считается уровень заряда в пределах 40-85%. Если эксплуатировать ноутбук в таком режиме, это поможет уберечь батарею от преждевременного выхода из строя. Не рекомендуется использовать компьютер на пределе возможностей: уровень заряда не должен снижаться менее 10% от общего объема аккумулятора. Если это правило не выполняется, АКБ теряет некоторый процент емкости, что способствует сокращению срока его службы.
Рекомендуется контролировать температурный режим в помещении. Для ноутбука и его батареи приемлемой является температура в пределах +15…+25°С. Допускается некоторое изменение в большую или меньшую сторону — +5…+45°С. Однако долго в таких режимах эксплуатировать устройство не рекомендуется.
Чем ниже температура, тем быстрее аккумулятор типа Li-ion теряет процент емкости.
Работа за ноутбуком при температуре до +45°С должна сопровождаться его одновременным охлаждением. Для этого применяют специальные подставки с вентилятором.
Сэкономить заряд батареи можно еще и путем снижения нагрузки на нее. Так, чем сильнее загружен компьютер при работе в автономном режиме, тем быстрее снижается емкость АКБ. В результате заряжать устройство нужно чаще. В таких условиях постепенно снижается процент емкости аккумулятора.
Если планируется постоянно работать за ноутбуком, следует подключить его к источнику сети. В этом случае снижается необходимость в постоянной подзарядке аккумулятора, что позволяет уменьшить скорость потери им емкости.
Другие рекомендации:
- в настройках ноутбука устанавливается режим энергосбережения, его можно настроить под свои требования и предпочтения;
- во время максимальной загрузки компьютера (просмотр видео, игры и работа в графических редакторах) отключают функции, которые пока не применяются, например Wi-Fi или Bluetooth;
- когда ноутбук не используется, его переводят в спящий режим или режим гибернации;
- отключают невостребованные программы, которые запускаются в фоновом режиме через автозагрузку, убирается такая возможность с помощью диспетчера задач.
Нужно ли вынимать батарею из ноутбука
Современные модели АКБ устроены так, что необходимость в их демонтаже пропадает, т. к. по достижении 100%-ного уровня заряда происходит прекращение подачи тока, что обусловлено свойствами контроллера питания. Значит, извлекать батарею необязательно.
Исключение составляет ряд случаев:
- планируется долго работать за ноутбуком при подключении к источнику питания, а постоянное пребывание под воздействием высокого напряжения способствует уменьшению емкости АКБ;
- происходит интенсивный нагрев компьютера и аккумулятора;
- планируется надолго выключить ноутбук, при этом намеренно снижается уровень заряда до 40-50%, после чего батарея извлекается.
Не рекомендуется делать перерыв при эксплуатации такой техники более 5 месяцев. Когда это правило игнорировать, ускоряется процесс старения батареи.
Безопасный способ извлечения батареи из ноутбука.
Как правильно зарядить аккумулятор ноутбука без зарядного устройства
Если блок питания вышел из строя или приходится повышать уровень заряда вне дома, когда нет возможности подключить устройство к источнику сетевого напряжения, рассматривают подручные способы или специальные средства для этой цели. Когда необходимо часто путешествовать, рекомендуется сразу приобрести внешний аккумулятор.
Зарядка батареи ноутбука в автомобиле
В пути используются гаджеты, которые подключаются к прикуривателю. Это может быть автомобильный адаптер питания, автоинвертор. Первый из вариантов подходит для ограниченного количества моделей ноутбука.
Автоинвертор — более подходящий способ. Это устройство преобразует напряжение автомобиля. Его можно применять для подключения блока питания в дороге. Однако если зарядного устройства нет под рукой, можно использовать USB-переходник. С его помощью выполняется подключение к автоинвертору напрямую.
Солнечная батарея
Заряд аккумулятора с помощью солнечной батареи.Если приходится часто путешествовать, следует приобрести портативный источник питания, который можно использовать в любых условиях, даже при отсутствии возможности подключения к сетевому напряжению.
Солнечная батарея оснащена переходником, посредством которого она соединяется с силовым разъемом ноутбука. Вследствие преобразования солнечной энергии в электрический ток осуществляется зарядка батареи.
Причем уровень выходного напряжения должен быть не менее 19 В. Достаточно подключить солнечную батарею, предварительно расположив ее на солнце. Нужно помнить, что в пасмурную погоду уровень заряда устройства тоже повышается, хоть и менее интенсивно.
Зарядка от внешнего аккумулятора
Такой способ не требует подключения к источнику сетевого напряжения. Внешний аккумулятор должен характеризоваться емкостью, которая в несколько раз превышает возможности батареи ноутбука. Подключается устройство через USB-переходник.
Нужно контролировать уровень заряда внешнего аккумулятора. Если брать его с собой, не проверив емкость батареи, в дороге может оказаться, что устройство бесполезное. После нескольких циклов зарядки/разрядки внешний аккумулятор подключают к источнику питания.
Уровень заряда аккумулятора автомобиля по напряжению
АКБ – это такая же необходимая всем водителям вещь, как и двигатель, поскольку без него сердце автомобиля просто-напросто не забьется. Батарея дает ток для того, чтобы запустился стартер, а чтобы узнать уровень заряда аккумулятора стоит прибегнуть к помощи специалистов станции технического обслуживания, но не всегда это удобно для автомобилиста.
Имеется несколько действенных способов, которые могут помочь определить уровень заряда аккумулятора авто, которыми стоит научиться пользоваться для того, чтобы избежать дальнейших проблем в результате эксплуатации автотранспортного средства.
Содержание статьи:
Методы определения заряда АКБ
Определять уровень заряда автомобильного аккумулятора очень важно в любое время года, однако, в зимний период времени проблемы с зарядом неизменно приведут к проблемам с запуском двигателя. Именно поэтому очень важно научится определять уровень заряда аккумулятора автомобиля и проверять этот показатель периодически.
К основным методам определения уровня заряда аккумулятора относятся:
АКБ автомобиля
- индикаторный;
- с помощью нагрузочной вилки;
- при помощи мультиметра;
- через замер плотности электролита, залитого в аккумулятор авто.
В большинстве АКБ особенно импортного производства можно будет отыскать встроенный индикатор, позволяющий контролировать заряд без особого труда. Ранее такие индикаторы были расположены на всех аккумуляторах японского производства, а теперь ими оснащены все агрегаты европейского производства.
Этот индикатор представляет собой глазок, по которому оценивают уровень заряда:
- зеленый цвет – стопроцентная зарядка;
- прозрачность или белый цвет – потерял часть зарядки;
- черный цвет – полностью разряжен.
Нагрузочная вилка и мультиметр
Индикатор уровня заряда аккумулятора является самым простым способом определения этой величины, но отыскать его на отечественных АКБ не получится.
Проверка уровня заряда при помощи нагрузочной вилки не такой уж простой способ, поэтому производят данные измерения только в условиях станции технического обслуживания. При этом специальное устройство крепится к клеммам АКБ и подвергает ее короткому замыканию. Это похоже на стартер, поэтому данные получаются невероятно точными:
- напряжение нормальное – не менее десяти вольт;
- напряжение слабое – девять и менее вольт.
Аккумулятор со слабым напряжением опасен тем, что может разрядиться в любую минуту, особенно зимой, доставив неприятности своему владельцу.
Проверка уровня заряда АКБ мультиметром
Мультиметр – это прибор, который должен быть у каждого уважающего себя автомобилиста. Он представляет собой небольшой электронный прибор с двумя щупами, которые следует прикладывать к банкам аккумулятора.
Проверка АКБ мультиметром
Мультиметр поможет не только узнать уровень заряда аккумулятора автомобиля, но и понять, какое сопротивление у датчиков, а также, нагрузку на бортовую сеть. Все эти данные выводятся на экран прибора в режиме настоящего времени, а пользовать прибором легко даже начинающему автомобилисту.
После того, как мультиметр будет собран, стоит проверить уровень заряда, выполнив ряд действий:
- подключить к прибору проводки с противоположной полярностью;
- приложить щупы к аккумулятору автомобиля;
- установить прибор на режим измерения напряжения;
- установить поворотник прибора на двадцать вольт;
- подключить выводы мультиметра к АКБ, посмотрев результаты;
- стоит выключать зажигание автомобиля.
Проверка зарядки в АКБ Бош
Согласно данным прибора можно определить напряжение, уточнив, что норма:
- для заряженной АКБ – 12.5 Вольт;
- для заряженной наполовину АКБ – 12 Вольт;
- для разряженной полностью АКБ – 11 Вольт.
Проверка заряда АКБ при помощи электролита и ЗУ
Для того, чтобы проверить заряд аккумуляторной батареи в домашних условиях, следует обратить внимание на электролит. Для этого следует:
Зарядное устройство
- поднять капот авто и открутить все банки АКБ;
- опустив ареометр в нее и набрать электролит;
- вытащить прибор и оценить показания;
- оценить данные ареометра, уточнив, что норма – 1.23-1.27 грамм на сантиметр кубический; разряженность АКБ на 50% — 1.2 грамма на кубический сантиметр; полностью разряженный аккумулятор- 1.1.
Идеальным вариантом узнать заряд аккумулятора станет подключение к нему зарядного устройства. После подключения выводов к клеммам АКБ следует нажать проверочную кнопку, не подключая прибор к розетке.
Все варианты проверки заряда аккумуляторной батареи можно будет детально рассмотреть на видео.
Проверка заряда автомобильного аккумулятора | АВТОЧАС
Если в процессе эксплуатации аккумуляторной батареи соблюдать целый ряд условий, то она не подведет вас даже в самые лютые морозы. Основным показателем при проверке батареи является степень его заряда. Как же узнать уровень заряда АКБ?
Некоторые изготовители делают индикаторы уровня заряда. Он не отображает полной картины, а только показывает приблизительную оценку, но подскажет о необходимости зарядки АКБ. Тем не менее за запуск двигателя отвечает величина пускового тока, а ее не узнать без использования специального оборудования.
Проверка заряда аккумулятора мультиметром
Для того чтобы определить степень заряда батареи необходимо замерить напряжение на клеммах аккумулятора. Для этого необходимо:
- Снять клеммы с аккумулятора, в случае зарядки отсоединить его от зарядного устройства.
- Выдержать АКБ на протяжении нескольких часов (не более шести).
- Проверить заряд аккумулятора мультиметром на выходах.
- 12,8 вольт — батарея заряжена полностью
- 12,6 вольт — батарея заряжена на 75%.
- 12,2 вольт — батарея заряжена на 50%.
- 12,0 вольт — батарея заряжена на 25%.
- менее 10,8 вольт — батарея с глубоким разрядом, что могло привести к неисправности аккумулятора.
При замере большого значение не имеет температура окружающего воздуха.
%rtb-4%
Проверка заряда аккумулятора вольтметром
Второго шага можно избежать, если использовать специальную нагрузочную вилку. Такой способ считают более достоверным. Для этого используют вольтметр, параллельно его выводам подключается нагрузочное сопротивление. Если батарея имеет емкость от 40 до 60 А*ч, то используется сопротивление 0,018-0,020 Ом. На аккумулятор подключают соответствующие выводы тестера. Показания можно фиксировать только после выдержки в несколько секунд:
- При показании вольтметра 10,5 В батарея заряжена на 100%
- При показании вольтметра 9,9 В батарея заряжена на 75%
- При показании вольтметра 9,3 В батарея заряжена на 50%
- При показании вольтметра 8,7 В батарея заряжена на 25%
- При показании меньше 8,15 В аккумулятор с глубоким разрядом.
Проверка заряда аккумулятора без отключения от автомобиля
Для этого надо провести измерения тестером во время работы автомобиля.
- При включенных габаритных огнях и галогенных фар напряжение на клеммах должно быть в пределах 11,2 В.
- В момент запуска двигателя, показания прибора не должны быть меньше 9,5 вольт. если в этот момент напряжение меньше 9,5 вольт, то требуется подзарядка.
При данной проверке стоит особое внимание обратить на точность тестера, он должен иметь незначительные погрешности.
Можно ли доливать электролит в аккумулятор при низкой плотности?