Определяем степень заряженности аккумулятора по напряжению
Степень заряда автомобильного аккумулятора замеряют при приобретении новой АКБ и при возникновении проблем во время эксплуатации. И если летом допустима определённая разряженность батареи, то с понижением температуры могут возникнуть трудности с энергообеспечением оборудования или даже запуском двигателя. Определение степени заряженности аккумулятора — простая процедура, которую можно осуществить самостоятельно.
Содержание:
- 1 Нормальный заряд аккумулятора
- 2 Как изменяется напряжение при разряде аккумулятора
- 3 Как правильно замерить напряжение аккумулятора
- 4 Как изменяется плотность электролита при разряде аккумулятора
- 5 Определение степени зарядки аккумулятора по встроенному гидрометрическому индикатору
Нормальный заряд аккумулятора
Приобретая новый источник питания, следует проверить степень заряженности аккумулятора, подразумевающую количество энергии, которое может выдавать аккумуляторная батарея на протяжении определённого времени. Именно поэтому замеряется заряд АКБ в Ампер-Часах. Для получения максимально грамотных показаний стоит проводить несколько замеров: без нагрузки или с ней.
Для новой АКБ уровень разности потенциалов должен быть больше 12 вольт. Если напряжение аккумулятора автомобиля упало до 10,8В, то использование такой батареи не рекомендуется — её следует зарядить. После полной зарядки АКБ показатель напряжения будет равен примерно 12,6 вольтам. Плотность электролита целиком заряженного аккумулятора составляет приблизительно 1,28 гр/см3.
Как изменяется напряжение при разряде аккумулятора
Прямая связь таких параметров, как напряжение и состояние химических элементов (электролита и пластин), а также уровня зарядки, отражается на работоспособности всей системы.
После полного заряда автомобильного аккумулятора электролит имеет высокую концентрацию кислоты, и напряжение батареи максимально. Во время эксплуатации плотность уменьшается, в связи с этим падает значение напряжения, следовательно и заряд АКБ. Стоит отметить, что разность потенциалов источника питания изменяется не только от заряда аккумулятора, но и от количества приборов, подключённых к сети.
Как соотносятся заряженность батареи и напряжение аккумулятора, можно увидеть на этом рисунке:
Тесно связаны напряжение и ёмкость АКБ. Оба параметра производитель указывает в модели источника питания. Они показывают, какую нагрузку энергии выдаёт аккумуляторная батарея на протяжении определённого времени разряда. Большие токи и быстрый разряд уменьшают ёмкость источника питания, меньшие — могут способствовать увеличению этого показателя.
Остаточную ёмкость аккумулятора принято проверять:
- по напряжению под мощностью при помощи нагрузочной вилки и постоянного тока;
- спектральным анализом;
- приборами, снимающими показания при переменном токе.
Все эти способы базируются на сведениях о сопротивлении АКБ, что позволяет только качественно оценить состояние источника питания. Зависимость ёмкости аккумулятора от напряжения не является причиной для установления работоспособности батареи. Связано это с возможным наличием плавающего заряда даст совершенно нормальный результат диагностики, что не будет соответствовать действительности. Поэтому мы рекомендуем проверять остаточную ёмкость АКБ от напряжения с помощью специалистов, которые проведут компьютерное исследование батареи.
Как правильно замерить напряжение аккумулятора
Максимально точные значения можно получить, осуществив комплекс диагностик. Для этого необходимо иметь при себе специальные устройства (мультиметр, вольтметр или нагрузочную вилку). Для осуществления измерений напряжения от аккумулятора необходимо соединить контакты устройства и клеммы батареи.
Во время диагностических процедур стоит понимать, что источник питания, подсоединённый к бортовой системе авто, потребляет энергию. Поэтому показания могут быть несколько ниже, но они не должны опускаться ниже значений 11—11,5 вольт. Проведение корректных измерений допустимо на полностью отключённой и заряженной АКБ, то есть электрическая цепь должна быть разомкнута. Однако это необязательное условие: если вы проверяете напряжение в замкнутой цепи, то учитывайте определённую погрешность.
- АКБ подсоединена к системе автомобиля, который не заведён. При этом условии бортовая сеть потребляет определённое количество энергии, поэтому показатель напряжений должен находиться в диапазоне 12,5—13,0 В.
- На заведённой машине с выключенными источниками потребления энергии показания прибора должны варьироваться в промежутке от 13,5 до 14 вольт. Более высокие показания говорят о том, что батарея разряжена, а генератор работает не в штатном режиме. Стоит учесть, что повышение данных в холодное время года не является точным свидетельством разряженности АКБ. Если в течение некоторого времени вольтаж вошёл в рамки, то система полностью работоспособна. Пониженные показатели (от 13 до 13,4 вольта) говорят о некоторой разряженности батареи. Необходима зарядка аккумулятора.
- На заведённой машине с включёнными источниками потребления электроэнергии значение напряжений должно быть больше 12,8—13,0 В.
Обращаем ваше внимание, работа с мультиметром или вольтметром допускает обратное соотношение полюсов измерительного прибора и клемм АКБ. Нагрузочная вилка должна использоваться строго в соответствии с полярностью.
Мы не рекомендуем проверять напряжение аккумулятора в машине с помощью бортовой системы, потому что она подключена не напрямую к батарее. Поэтому допускаются определённые погрешности измерений.
Проверка заряда аккумулятора по напряжению рекомендуется спустя некоторое время после полной зарядки аккумулятора автомобиля, а также в условиях рабочей температуры (около 20 градусов Цельсия).
Ниже представлена таблица «Степень заряда АКБ по напряжению».
Уровень заряда АКБ | Напряжение в разомкнутой цепи малосурьмянистых (Sb/Sb) и гибридных (Sb/Ca) аккумуляторов, вольт | Напряжение в разомкнутой цепи в кальциевых (Ca/Ca) и AGM/Gel (Ca/Ca) аккумуляторах, вольт |
100% | 12,516—12,663 | 12,666—12,813 |
75% | 12,316—12, 463 | 12,466—12,613 |
50% | 12,106—12,253 | 12,266—12,413 |
25% | 11,926—12,073 | 11,866—12,013 |
0% | 11,756—11,903 | 11,666—11,813 |
Таблица 1. Степень заряда аккумулятора по напряжению.
Как изменяется плотность электролита при разряде аккумулятора
Под плотностью следует понимать соотношение дистиллированной воды и серной кислоты (65% к 35% соответственно), являющееся максимально оптимальным для автомобильных источников электрического питания и обеспечивающее накопление заряда электричества. Чем ниже плотность электролита, тем ниже напряжение аккумулятора автомобиля и уровень его заряда. При увеличении плотности ухудшается работоспособность АКБ.
Определённая степень разряда батареи характеризуется активным поглощением серной кислоты и её оседанием на пластинах. Сульфация металлических элементов становится причиной увеличения их жёсткости и неспособности участвовать в химическом процессе. Так как серная кислота тратится, меняется соотношение компонентов — жидкость становится менее плотной, что сказывается на способности аккумулятора в машине держать заряд.
Наглядно увидеть зависимость уровень заряда аккумулятора от плотности электролита можно в этом графике:
Уровень заряда АКБ | Значение плотности электролита |
100% | 1,249—1,297 |
75% | 1,209—1,257 |
50% | 1,174—1,222 |
25% | 1,139—1,187 |
0% | 1,104—1,152 |
Таблица 2. Степень заряда аккумулятора по плотности.
Определение степени зарядки аккумулятора по встроенному гидрометрическому индикатору
Диагностика работоспособности источника питания вышеописанными способами нужна в тех случаях, когда аккумуляторная батарея не оснащена специальным индикатором. Наличие указателя зарядки аккумулятора автомобиля позволяет оценить состояние источника питания без использования дополнительных средств.
При заряде батареи свыше 60% индикатор горит зелёным светом. Это означает полную исправность АКБ и возможность запуска двигателя. Отсутствие зелёной индикации и тёмный цвет окошка сообщает о низком заряде батареи и необходимости её зарядить. Запуск автомобиля может быть затруднён. Светлый указатель информирует о том, что процент дистиллированной воды мал — её необходимо долить.
В данной статье мы постарались максимально развёрнуто ответить на все вопросы о степени зарядки АКБ по напряжению. Для диагностики состояния источника питания вам понадобится специальный инструмент:- вольтметр или мультиметр, с помощью которых можно провести исследования как по вольтажу, так и по значениям сопротивления;
- ареометр, замеряющий плотности электролита;
- устройство необходимое для заряда АКБ, имеющей определённую степень разряженности.
Для удобства восприятия информации в тексте представлена таблица заряда аккумулятора и таблица напряжения аккумулятора автомобиля.
Во время работ не забывайте про степень зарядки источника питания, которая напрямую влияет на получаемые показания. Определить степень заряженности вам также помогут вышеперечисленные приборы.
Аккумулятор — важный элемент системы машины, позволяющий ей полноценно функционировать, даже когда она не заведена. Вряд ли кому-то хочется в неподходящий момент оказаться перед проблемой разряженного источника питания. Мы настоятельно рекомендуем проводить диагностику батареи с определённой периодичностью. А как вы проверяете заряд автомобильной АКБ, поделитесь с нами в комментариях.
Таблица заряда аккумулятора аккумулятора автомобиля на 12 вольт по напряжению
Автор Акум Эксперт На чтение 6 мин Просмотров 16.7к. Опубликовано Обновлено
Из-за разряженной батареи автомобиль может не завестись в нужный момент. Поэтому автолюбитель должен уметь определять степень заряженности аккумулятора. Самый простой способ – измерить разность потенциалов на клеммах. Для этого нужны вольтметр и таблица заряда аккумулятора автомобиля по напряжению. Можно также оценить количество запасенной энергии по плотности электролита, но этот метод подходит не для всех батарей.
Содержание
- Таблица для определения степени заряда автомобильного АКБ по напряжению
- Определяем по плотности электролита
- Как измерить напряжение на батарее
- До какого напряжения нужно заряжать аккумулятор и как правильно это делать
Таблица для определения степени заряда автомобильного АКБ по напряжению
Определить степень разряженности автомобильного аккумулятора можно по таблице заряда аккумулятора. Для этого нужно измерить разность потенциалов на клеммах и посмотреть уровень заряда в процентах по приведенной ниже таблице.
Таблица заряда АКБОпределяем по плотности электролита
В состав электролита входит серная кислота и дистиллированная вода. Чистая серная кислота растворяет металлы. Поэтому, чтобы она не смогла повредить свинцовым пластинкам, ее разбавляют водой. Но если воды будет слишком много, протекание химических реакций затруднится.
Так как плотность воды и кислоты разные, то по плотности можно оценить соотношение компонентов в электролите. Если она выше нормы, значит, кислоты больше чем требуется. Соответственно, разложение свинцовых пластин идет быстрее. Оптимальной считается плотность 1,27 г/мл.
Плотность электролита зависит от температуры. Чем ниже температура, тем ниже плотность.
Зависимость плотности электролита от температурыАвтомобиль не будет постоянно эксплуатироваться в идеальных условиях. Он может использоваться для поездок на короткие дистанции. При этом двигатель часто запускается, а восстановить заряд не успевает. В таком случае будет идти ускоренная сульфатация свинцовых пластин, в результате чего плотность электролита снизится.
Если постоянно ездить на машине на большие расстояния, может произойти перезаряд аккумулятора. В результате этого электролит закипит, концентрация воды в нем уменьшится, а плотность увеличится.
В каждом из этих случаев напряжение на АКБ не будет соответствовать уровню заряда батареи. Поэтому, чтобы полностью контролировать состояние батареи, нужно регулярно измерять плотность электролита по методике .
Как измерить напряжение на батарее
Проще всего определить степень заряда аккумулятора по напряжению. Однако при этом нужно придерживаться правил:
- проводить измерения можно через 4-5 часов после заряда, чтобы параметры успели стабилизироваться;
- АКБ должен быть отключен от нагрузки;
- Если все условия выполнены нужно выставить на приборе необходимый предел измерения и подключить его к клеммам батареи.
О том, как пользоваться мультиметром и проверить с его помощью аккумулятор, можно .
До какого напряжения нужно заряжать аккумулятор и как правильно это делать
Сначала разберемся как правильно заряжать аккумулятор. Существует два способа:
- постоянным током;
- постоянным напряжением.
Зарядка постоянным током включает в себя три этапа:
- Сначала нужно установить величину тока. Она должна равняться 10% от емкости батареи. Например, для АКБ емкостью 80 Ач нужно, чтобы зарядный ток был равен 8 А. Разность потенциалов на клеммах начнет постепенно увеличиваться.
- Когда разность потенциалов достигнет уровня 14,4 В, начнется процесс электролиза воды. В результате этого вода разлагается на кислород и водород и электролит «закипает». Чтобы его замедлить, нужно уменьшить зарядный ток в 3 раза. Если он у нас был 8 А, то нужно снизить его до 3 А.
- Когда на клеммах напряжение станет равным 15 В, нужно еще раз уменьшить зарядный ток в два раза. В нашем случае он должен стать равным 1,5 А. На этом этапе нужно проверять показания приборов не реже 1 раза в 2 часа. Когда разность потенциалов и ток стабилизируются, то есть текущие показания мультиметра будут идентичны измеренным на один или два часа раньше, аккумулятор можно считать заряженным.
Мнение эксперта
Алексей Бартош
Специалист по ремонту, обслуживанию электрооборудования и промышленной электроники.
Задать вопрос
Недостатком этого метода зарядки является необходимость постоянно контролировать параметры зарядки.
График процесса зарядки постоянным токомПроцесс зарядки постоянным напряжением заключается в поддержании постоянной разности потенциалов на выводах аккумулятора. Данную схему удобно использовать при использовании зарядки которая оснащена автоматической системой регулировки параметров зарядки.
По мере зарядки ток снижается. Когда он уменьшится до величины 0,2 А, АКБ будет считаться заряженным. При этом следует также обращать внимание на зарядный ток – он должен быть на уровне 10% от емкости. Если он больше 20%, то нужно временно уменьшить напряжение на батарее. Иначе она может выйти из строя.
При восстановлении АКБ после глубокого разряда ток не должен быть выше 5% от емкости. При этом начальная разность потенциалов обычно находится в диапазоне от 12 до 13 В.
При использовании данного способа пополнения энергии время заряда зависит от величины напряжения:
- если заряжать постоянным напряжением 14,4 В, то через 24 часа уровень энергии будет равен 80%;
- если установить показания вольтметра на уровне 15 В, то через 24 часа уровень заряда достигнет величины 90%;
- используя напряжение величиной 16 В можно зарядить батарею за сутки.
График заряда постоянным напряжениемВажно! Заряжать аккумулятор напряжением более 15,6 В небезопасно. А при глубокой разрядке на восстановление может потребоваться несколько суток.
После зарядки желательно определить уровень запасенной энергии. Для начала измерим разность потенциалов на клеммах. У полностью заряженной батареи оно должно быть равно 12,7 В. Если используется нестандартный АКБ разность потенциалов может достигать от 13 до 13,3 В.
Чтобы полнее оценить состояние батареи рекомендуется провести тестирование под нагрузкой. Для этого нам потребуется лампочка мощностью 40 Вт. Подключаем лампочку к выводам аккумулятора и измеряем разность потенциалов. Напряжение должно просесть на небольшую величину. Если оно уменьшится больше, чем на 0,5 В при незначительной нагрузке, то такой АКБ скоро выйдет из строя и его необходимо менять.
Для тестирования можно также воспользоваться нагрузочной вилкой. Здесь батарея нагружается большим током. Чтобы оценить состояние АКБ, нужно воспользоваться следующей таблицей.
Определение состояния с помощью нагрузочной вилкиРекомендуется также проверить напряжение на аккумуляторе при запущенном двигателе. Для этого нужно запустить двигатель и дать ему поработать в течение 15 минут. Обычно в этом случае показания приборов находятся в диапазоне от 13,5 до 14 В. Если они ниже (от 13 до 13,4 В), то батарея заряжена не полностью. Тогда энергия, получаемая от генератора, расходуется на зарядку батареи.
На втором этапе включаем имеющиеся электроприборы: отопительную систему, дальний свет, аудиоустройства и другие. В результате разность потенциалов должна просесть не более чем на 0,2 … 0,3 В. При большем падении нужно проверить генератор и реле.
О том, какое напряжение должно быть на заряженном АКБ .
Если аккумулятор относится к категории обслуживаемых, то желательно также измерить плотность электролита. Она должна быть равна 1,27 г/см3.
Сейчас читают:
Последняя бета-версия iOS 16.1 настраивает строку состояния батареи для визуального отображения уровня заряда индикатор, расположенный в строке состояния.
В сегодняшней бета-версии уровень заряда батареи значка истощается по мере разрядки аккумулятора, что обеспечивает лучшую визуальную индикацию уровня заряда аккумулятора наряду с процентным значением.
Если включена процентная функция, теперь вы увидите число заряда, а также индикатор заряда батареи, который заполняется или разряжается в зависимости от текущего уровня заряда. До последней бета-версии индикатор батареи в строке состояния показывал проценты, но уровень заряда батареи был статичным, что иногда затрудняло определение заряда iPhone с первого взгляда.
Процент заряда батареи отсутствовал на iPhone с Face ID в iOS 15 из-за нехватки места по обе стороны от выемки, в которой находится аппаратное обеспечение камеры TrueDepth, но обновленный дизайн Apple iOS 16 добавил конкретный уровень заряда батареи к значку батареи , а в iOS 16.1 добавлены дополнительные настройки. Бета-версия iOS 16.1 также показывает процент заряда батареи для iPhone 13 mini, iPhone 12 mini, iPhone XR и iPhone 11, устройств, которые не поддерживают его в iOS 16.
Apple со второй бетой дополнительно подправила индикатор зарядки на Экране блокировки. При подключении iPhone к кабелю Lightning или беспроводному зарядному устройству на основе Qi он теперь кратко показывает процент заряда батареи над временем. Модели iPhone 14 Pro также имеют индикатор состояния батареи в Dynamic Island.
Новое в iOS 16.1 Beta 2: Экран блокировки может снова отображать процент заряда батареи во время зарядки.
Работает так же, как и в iOS 15, где дата исчезает и на несколько секунд показывается процент заряда батареи. pic.twitter.com/VPs1HoqIBs — iSpeedtestOS (@iSpeedtestOS) 20 сентября 2022 г.
Будет проведено еще несколько раундов бета-тестирования, прежде чем iOS 16.1 увидит публичный релиз, но публичная бета-версия доступна для тестирования не разработчиками. Следующая общедоступная бета-версия должна появиться в ближайшее время с обновленным значком строки состояния батареи.
Похожие статьи
iOS 16 Beta 5: процент заряда батареи теперь отображается в строке состояния iPhone значок батареи на iPhone с Face ID для отображения определенного процента заряда батареи, а не просто визуального представления уровня заряда батареи.
Новый индикатор батареи доступен на моделях iPhone 12 и iPhone 13, за исключением 5,4-дюймового iPhone 12/13 mini. Он также доступен на iPhone 11 Pro и Pro Max, XS и XS Max и…Все новое в iOS 16.1 Beta 2: индикатор зарядки экрана блокировки, исправление предупреждений о копировании и вставке, обновления состояния батареи и многое другое 16.1, в котором представлены некоторые заметные изменения индикаторов зарядки на iPhone, а также исправлено несколько ошибок. Мы собрали все изменения во второй бета-версии ниже. Строка состояния батареи Визуальный индикатор заряда Apple в iOS 16 добавила процент заряда батареи к значку батареи в строке состояния на iPhone с Face ID, а в iOS 16.1 beta 2 улучшила…
Вот почему значок состояния батареи iPhone в iOS 16 вызывает столько споров Идентификатор лица для отображения точного оставшегося процента, а не просто визуального представления уровня заряда батареи, и хотя это изменение в значительной степени приветствуется, некоторые пользователи недовольны тем, как оно было реализовано.
В iOS 15 и более ранних версиях процент заряда батареи не отображался на iPhone с…Последние бета-версии iOS 16. Параметры процента заряда батареи в режиме пониженного энергопотребления. исправления ошибок и другие скрытые улучшения, но внесено одно небольшое изменение в функцию строки состояния батареи в процентах, которая была введена в предыдущей бета-версии. При использовании режима энергосбережения теперь можно отключить процентный индикатор, отображаемый в строке состояния,…
Apple подтверждает, что отображение процента заряда батареи iOS 16 недоступно на некоторых моделях iPhone
вторник, 13 сентября 2022 г., 1:00 по тихоокеанскому времени, автор Sami Fathi отказались от возможности отображать процент заряда батареи своего iPhone прямо в строке состояния. В обновленном документе поддержки Apple сообщает, что новое отображение процента заряда батареи недоступно на iPhone XR, iPhone 11, iPhone 12 mini и iPhone 13 mini. Apple не предоставляет…
iOS 16.
1 добавляет процент заряда батареи в строку состояния iPhone 13 Mini, iPhone 12 Mini, iPhone XR и iPhone 11Среда, 14 сентября 2022 г., 11:12 по тихоокеанскому времени, Джули Кловер iPhone с Face ID для отображения определенного процента заряда батареи, а не просто визуального представления уровня заряда батареи. На момент запуска эта функция не включала iPhone 13 mini, iPhone 12 mini, iPhone XR или iPhone 11, но, согласно многочисленным сообщениям с форумов MacRumors и Twitter, все эти iPhone теперь поддерживают эту функцию….
Приложение Batteries переносит новый значок процента заряда батареи iOS 16 на Mac обновил свое популярное приложение «Батареи» новой опцией, позволяющей включить похожий значок процента заряда батареи в строке меню Mac. Как и на iPhone, процент заряда батареи отображается внутри значка батареи на Mac для одинакового отображения в iOS и macOS. Существующие…
По слухам, в строке состояния iPhone 14 Pro будет классический индикатор заряда батареи
, суббота, 3 сентября 2022 г. , 2:19 по тихоокеанскому времени, автор Сами Фатхи. Pro и iPhone 14 Pro Max, в полной мере используя дополнительное пространство экрана в верхней части дисплея благодаря новой замене выемки в форме таблетки. Согласно информации, предоставленной MacRumors, и изображениям, размещенным на форумах MacRumors, Apple вернет классическую iOS…
Popular Stories
В середине декабря ожидается запуск iOS 16.2 с несколькими новыми функциями системы, можно ожидать, что она будет запущена в середине декабря вместе с iPadOS 16.2, заявил сегодня надежный журналист Bloomberg Марк Гурман в своем информационном бюллетене Power on с изложением ожиданий на оставшуюся часть 2022 года. Первая бета-версия iOS 16.2 и iPadOS 16.2 была выпущена для разработчиков и общественности. бета-тестеров на прошлой неделе, так что еще рано…
Гурман: Apple не планирует выпускать новые Mac до конца 2022 г.
Воскресенье, 30 октября 2022 г., 6:08 по тихоокеанскому времени, Сами Фатхи релизы, которые, как ожидается, состоятся в первом квартале 2023 года, включая обновленные версии MacBook Pro, Mac mini и Mac Pro, заявил сегодня Марк Гурман из Bloomberg. В своем последнем информационном бюллетене Power On Гурман сказал, что Apple решила подождать до следующего года, чтобы объявить о новых компьютерах Mac,…
Apple начала продавать восстановленные модели MacBook Air M2
Понедельник, 31 октября 2022 г., 9:44 по тихоокеанскому времени, Джули Кловер время. MacBook Air M2 впервые был выпущен в июле, а восстановленные модели ранее не выпускались. Доступно несколько вариантов с разными конфигурациями и цветами, но базовая модель MacBook Air с чипом M2, 8-ядерным графическим процессором, 8-ядерным графическим процессором, 8 ГБ. ..
Логотип Apple с подсветкой может вернуться на будущие модели MacBook
Понедельник, 31 октября 2022 г., 8:33 утра по тихоокеанскому времени, Тим Хардвик патент это все, что нужно пройти. Фото Уэса Хикса на Unsplash Когда-то светящаяся эмблема логотипа Apple на крышках многих ноутбуков Mac, выпущенных в начале 2000-х годов, была обычным явлением в кофейнях, но ее исчезновение в 2015 году может оказаться относительно…