Что такое «кастер» и для чего он нужен?
Развал и схождение обычно ходят парой и в представлении начинающего автомобилиста, и в понимании отпетого профессионала. Однако в англоязычном изложении в эту компанию часто внедряется некто третий: toe, camber and caster. Что же это за «кастер» такой? И почему автопроизводители вспоминают о нем крайне редко, хотя услышать это иноязычное слово нередко можно из уст людей, увлеченных тюнингом или быстрой ездой.
По-русски этот параметр правильно называется «угол продольного наклона оси поворота колеса». Сразу можно сделать вывод, что на подавляющем большинстве автомобилей «кастер» можно обнаружить и измерить только на передних колесах. Увидеть этот продольный наклон проще всего, если речь идет о классической схеме подвески «мак-ферсон». Если снять одно из передних колес. мы увидим, что амортизатор расположен не строго вертикально, а под определенным углом. Этот угол — и есть тот самый «кастер».
На гоночных машинах кастер заметно больше, чем на серийных: раллийный VW Polo — один из многочисленных примеров. Обратите внимание, как сильно завален амортизатор.
Автопроизводители о нем редко упоминает, так как регулировка этого параметра предусмотрена разве что на гипер-экзотических машинах вроде британских спорткаров, выпускающихся тиражом 10 штук в год. Возня с кастером — удел создателей машин, предназначенных для быстрой езды.
Дело в том, что с увеличением «угла продольного наклона оси поворота колеса» будет усиливаться эффект самовыравнивания — стремление колес встать прямо. А при агрессивных маневрах на высокой скорости этот эффект должен быть ощутимо сильнее, чем на обычной машине. Поэтому при превращении серийной машины в гоночную инженеры часто заменяют стандартные верхние опоры стоек на продвинутые, с возможностью регулировки кастера.
Обычно комплект верхних опор дает возможность регулировать и развал, и кастер.
Регулировка кастера на дорожных машинах лишена смысла. Дело в том, что увеличение угла приводит к ощутимому увеличению усилия на руле и делает реакции машины на руль более резкими, дергаными.
Инженеры давно научились просчитывать компромиссные настройки, когда и эфффект самовыравнивания имеется, и усилие на руле остается приемлемым. Причем точки эти даже на принципиально разных машинах укладываются в весьма узкий диапазон. Поэтому по «углу продольного наклона оси поворота колеса» современные автомобили отличаются не слишком сильно.
Склонность машины быстро выпрямлять траекторию особенно ценится в дрифте — на так называемых перекладках, когда на коротком отрезке идущую в глубоком заносе машину надо резко переложить в столь же глубокий занос, но в противоположную сторону.
P.S. АвтоВести до сих пор не ответили на простой вопрос, интересующий лично вас? Тогда оставьте этот вопрос в комментариях. Но не забудьте перед этим свериться с полным списком материалов этой рубрики.
Кастор (угол) — это… Что такое Кастор (угол)?
У этого термина существуют и другие значения, см. Кастор. θ — кастор, красная линия — ось поворота колеса. На рисунке кастор положительный (угол отсчитывается по часовой стрелке, перед автомобиля находится слева)Кастор (англ. caster angle или castor angle) — угол продольного наклона оси поворота колеса автомобиля.
Кастор измеряется в градусах и представляет собой угол в продольной плоскости автомобиля между вертикальной линией и линией, проходящей через центры поворота колеса.
Эта линия проходит через шаровые опоры верхнего и нижнего рычагов подвески («классическая» двухрычажная подвеска), либо через верхнюю и нижнюю точки крепления амортизаторной стойки (подвеска типа «Мак Ферсон») либо по оси шкворня (шкворневая подвеска) в продольной плоскости автомобиля. Кастор может быть как положительным, так и отрицательным.
Влияние кастора на управляемость автомобиля
Кастор влияет на стабилизирующий момент и на изменение развала колес при повороте руля. Чем больше кастор, тем больше стабилизирующий эффект при вывернутых колёсах.
Из-за того, что точка контакта колеса (при положительном касторе) с поверхностью лежит несколько позади оси поворота, при отклонении колеса от прямолинейного движения возникают боковые силы, стремящиеся вернуть колесо в начальное положение.
Кроме того, если в начальный момент отклонения колес от нейтрального положения при прохождении поворота только внешнее колесо имеет необходимый отрицательный развал, то по мере увеличения отклонения колес в сторону поворота внешнее колесо приобретает ещё больший отрицательный развал, а отрицательный развал внутреннего колеса уменьшается или даже становится положительным. Таким образом, кастор благоприятно влияет на сцепление управляемых колес в поворотах.
При повороте в одну из сторон одно из колес стремится приподнять шасси, другое же само приподнимается. Таким образом, для поворота колес необходимо не только преодолеть силы трения, но и затратить некоторое количество энергии на приподнимание шасси. Благодаря этому и выше описанным боковым силам водитель может «чувствовать» автомобиль.[1]
При дефектах кузова, после ударов, этот угол обычно изменяется неодинаково. Разница между этими углами на левом и правом колёсах обычно приводит к уводу автомобиля с прямой линии даже при идеально отрегулированных остальных углах и качественной резине.
Параметры кастора
Параметры кастора для легковых автомобилей
Автомобиль | Значение кастора[2] |
---|---|
ЗАЗ-965, ЗАЗ-965А | 2°31’ |
ЗАЗ-966, ЗАЗ-966В | 2°30’ |
ЗАЗ-968, ЗАЗ-968А, ЗАЗ-968М | 5°30’ |
ЛуАЗ-969, ЛуАЗ-969М | 5°30’ |
Москвич 407 | 1°…3° |
Москвич-403, −408, −412, −2140, −2138, −2137, −2136 | 0°20’…1°20’ |
ВАЗ-2101, −2102, −2105 | 3°30’…4°30’ |
ВАЗ-2103, −2106, −2107 | 3°40’…4°20’ |
ВАЗ-2121 | 3°00’…4°00’ |
ГАЗ-21 | 1° |
ГАЗ-24 | 0°…1° |
ГАЗ-3110 | 3°…6° |
ГАЗ-13, ГАЗ-14 | 0°…1° |
ГАЗ-69, ГАЗ-69А | 3°30’±30’ |
ЗИЛ-114, ЗИЛ-117, ЗИЛ-41047 | 0°45’±30’ |
УАЗ-469, УАЗ-469Б | 3°30’ |
Параметры кастора для грузовых автомобилей
Автомобиль | Значение кастора[2] |
---|---|
ГАЗ-51 | 2°30’ |
ГАЗ-52-03, ГАЗ-52-04 | 3° |
ГАЗ-53, ГАЗ-53А | 2°30’ |
ЗИЛ-164 | 1°30’ |
ЗИЛ-130 | 2°30’ |
ЗИЛ-157 | 2°30’ |
МАЗ-500, −503, −504, −5335, −6422 | 2°30’ |
Урал-375, Урал-377 | 2°10’ |
КрАЗ-256, −257, −258 | 0° |
КрАЗ-255Б, КрАЗ-260 | 5° |
Примечания
Ссылки
Угол кастор (кастер): что это такое
Про углы развала и схождения известно большинству автолюбителей. Важность этих параметров для управляемости и минимизации износа покрышек понимает любой, кто имеет собственное транспортное средство. Но обычно все забывают о третьем угле установке колес – кастере (или касторе). На большинстве современных автомобилей он не регулируется, а производители не упоминают о нем в рекомендуемых параметрах. Однако этот показатель имеет такое же важное значение в общей геометрии колесной базы, как и другие углы установки колес.
Автомобиль с развернутым колесом
Кастер – что это такое?
На техническом языке, определение кастера звучит как «угол поворотной оси колеса к продольному сечению автомобиля». На большинстве современных машин данный параметр присущ только передней управляемой паре. Определяется наклоном стойки стабилизатора по отношению к вертикали.
Настраиваем кастор
Увидеть угол кастера можно, сняв колесо. В таком положении можно увидеть, что амортизатор расположен не строго вертикально, а под небольшим отклонением. Более четко термин представлен на двухколесной технике – мотоциклах, велосипедах. Угол наклона вилки наглядно отображает кастер.
На что влияет?
Как и другие регулировки положения колес, угол кастора отвечает за управляемость машины. А именно, от его значения зависит уровень самовыравниваемости колес при поворотах. Чем больше значение, тем быстрее реакция на движение рулем, но требуется большее усилие.
Сбитый кастор — причина увода автомобиля в сторону
Именно поэтому величина поддается регулировки только на спортивных автомобилях. Особенно настройки актуальны для дрифта, где необходимо быстро изменять угол движения авто при переходе из одного виража в другой в заносе. Поэтому для регулировки верхний крепеж стойки стабилизатора осуществляется на специальные опоры с подвижным механизмом.
Какой бывает?
Единица измерения кастера – градусы. В зависимости от расположения амортизатора, угол может быть:
- Нулевым. Стойка располагается вертикально;
- Положительным. Стабилизатор отклонен в сторону салона;
- Отрицательным. Наклон в сторону фар.
Нулевой кастор
Положительный кастор
На современных автомобилях устанавливается малое положительное значение. Объясняется это наилучшими условиями управляемости, небольшой силой сопротивления качения. Такое положение обеспечивает оптимальное соотношение выверта к усилию на руле.
Нулевой кастер использовался на ранних моделях. Временем была доказана нецелесообразность такого расположения колес, из-за динамических изменений в геометрии при торможении или ускорении.
Из-за чего изменяется и как проверить?
Как и сход-развал, кастер напрямую зависит от состояния элементов подвески. Но также он может измениться при нарушении геометрии кузова. Верхняя опора стойки стабилизатора крепится в специальные углубления, так называемые «стаканы». Их деформация из-за удара или ржавчины приводит к отклонению от нормы.
Измерение кастера производится на специальных стендах, предназначенных для настройки развала-схождения. Так как на большинстве автомобилей заводская регулировка не предусмотрена, то изменение значения производится путем установки шайб в места крепления амортизатора. Из-за разности показатель на передних колесах, автомобиль начнет уводить в сторону колеса, на котором кастер больше.
Понравилась статья? Расскажите друзьям: Оцените статью, для нас это очень важно:Проголосовавших: 1 чел.
Средний рейтинг: 5 из 5.
Что такое кастер автомобиля и что о нем нужно знать — Полезные статьи
Угол кастера автомобиля один из наиболее важных параметров настройки подвески, от него зависит поведение автомобиля в дороге. Больше всего сложностей возникает при выборе оптимального угла для спортивных автомобилей. Кастер – это отклонение оси поворота колеса, с помощью его правильной регулировки, можно получить самоцентрирующуюся рулевую систему, которая отражается на поведении автомобиля при разгоне, движении накатом и торможении. При большом угле кастера увеличивается радиус разворота, сцепление с дорогой становится хуже, но колеса центрируются лучше.
При небольшом кастере улучшается сцепление колес с дорогой, для поездок по неровной дороге, инженеры гоночных автомобилей уменьшают угол кастера, если предстоит поездка по скоростной, ровной трассе, его наоборот увеличивают. Кастер влияет на развал колес в повороте, чем больше пятно контакта, тем устойчивее автомобиль. Максимальная поворачиваемость достигается при нулевом значении кастера, в таком случае подвеска и амортизаторы работают с наибольшей эффективностью и поглощают все неровности на проезжей части.
Маленький кастер увеличивает вероятность сноса передней оси, поскольку центр тяжести при ускорении начинает смещаться назад, разгружается передняя ось и колеса перестают держать дорогу. Большой кастер увеличивает вероятность сноса передней оси, улучшается управляемость автомобиля, поскольку увеличивается пятно контакта с дорогой.
Регулировка кастера производится путем снятия или добавления шайб, которые устанавливаются на растяжках подвески. Максимально допустимое их число составляет – 2 спереди и 4 сзади. Проводится регулировка кастера только вместе с регулировкой развала-схождения, иначе можно нарушить работу подвески и автомобиль будет вести себя непредсказуемо на дороге.
Регулировать угол установки колес желательно каждые 30 000 км пробега, а также после замены деталей подвески. Автосервис «Колесо.69» в Твери оснащен современным оборудованием, наши опытные специалисты выполнят все необходимые работы по ремонту, диагностике автомобиля, проведут замену деталей и проконсультируют вас по всем вопросам.