Узнаем как правильно определить, что забит катализатор: признаки
Выхлопная система – неотъемлемая часть каждого автомобиля. С годами она усовершенствуется, и сейчас почти все авто снабжаются катализатором. Что это за элемент и как определить, что забит катализатор? Признаки неисправности и устройство элемента – далее в нашей статье.
Назначение
Полное название элемента — каталитический нейтрализатор. Он служит для снижения уровня выброса вредных веществ в атмосферу, которые попадают туда с выхлопными газами.
Где используется?
Данный элемент применяется на всех дизельных и бензиновых двигателях с нормами «Евро-3» и выше. Каталитический нейтрализатор устанавливается сразу после приемной трубы – за выпускными коллектором.
Устройство
Элемент состоит из нескольких частей. Это корпус, блок-носитель и теплоизоляция. Второй является главным элементом в этой «цепочке». Изготавливается блок из специальной керамики, которая не боится высоких температур. По своей конструкции данная часть представляет собой множество ячеек.
Они существенно увеличивают площадь контакта керамического «ядра» с выхлопными газами. На поверхности данных ячеек есть специальные вещества (катализаторы). Это палладий, платина и родий. Данные элементы ускоряют время химических реакций. Палладий и платина относится к ряду окислительных катализаторов. Благодаря им, углеводороды, содержащиеся в газах, превращаются в водяной пар; оксиды угарного газа – в углекислый газ. Родий же является восстановительным элементом. Он превращает оксид азота в безвредный азот. В совокупности все три химических элемента снижают уровень содержания вредных веществ в отработавших газах.
Конструктивно блок-носитель располагается в металлическом корпусе. Между этими двумя элементами располагается слой теплоизоляции. Внутри нейтрализатора также расположен кислородный датчик. Главное условие работы каталитического нейтрализатора — высокая температура газов (порядка 300 градусов). Нагреваясь до такого уровня, родий, палладий и платина могут задерживать до 90 процентов вредных веществ, которые попали бы в атмосферу.
Как определить неисправность?
Какие признаки забитого катализатора? Существует несколько симптомов, благодаря которым можно узнать неисправность данного элемента:
- Машина стала трудно заводиться.
- Появляются провалы при движении, которые иногда пропадают.
- Горит лампочка «Проверьте двигатель».
Причины плохой динамики разгона объясняются низкой пропускной способностью катализатора.
Иногда бывает, что машина легко набирает скорость в 150 км/час и затем, остановившись, едва разгоняется до 60. В итоге производительность мотора резко уменьшается (низкий уровень вентиляции цилиндров). Двигатель не в состоянии захватить новую порцию воздуха, так как выхлопные газы не могут нормально выйти из системы – они «застревают» в камере сгорания.
Почему так происходит?
Если у вас забитый катализатор, признаки (дизель это или бензин – не имеет значения) неисправности его могут заключаться в большой задымленности газов. В них содержится некоторый процент масла (это естественно), но когда мотор «кушает» по литру на тысячу километров, оно начинает оставаться на ячейках нейтрализатора. Также признаки забитого катализатора – малый диаметр пропускных сот. Из-за большой концентрации смол и примесей в горючем они легко забиваются в данном элементе.
Отметим, что плохое качество топлива играет немаловажную роль в ресурсе катализатора. При частом использовании плохое горючее оседает в выпускном коллекторе, не успев полностью сгореть в камере. Это может спровоцировать перегрев частей катализатора. Немаловажную роль играют и механические повреждения. Малейший удар о неровность (тот же лежачий полицейский) вызовет деформацию элемента, из-за чего он не будет нормально функционировать. Мелкая крошка, которая откололась в полости катализатора, запросто забивает мелкие соты. Таким образом, главные признаки забитого катализатора (ВАЗ-2172 не исключение) связаны с невозможностью системы нормально «выпустить» выхлопные газы, из-за чего они застаиваются в приемной трубе и цилиндрах. Это и провоцирует собой большую потерю мощности и повышенный расход топлива.
Что делать, если забит катализатор? Признаки и диагностика элемента своими руками
Существует три способа его проверки. Первый – наиболее эффективный.
Это проверка катализатора при его демонтаже. Крепится он очень просто. Для демонтажа необходимо взять два накидных или рожковых ключа на 13. С одной стороны фиксируем болт, а с другой – вращаем гайку против часовой стрелки. Однако могут возникнуть трудности. Так как нейтрализатор расположен под днищем (не самое чистое место в автомобиле), его крепежные элементы могут попросту заржаветь.
И стандартная WD 40 здесь не спасает. Поэтому в половине случаев приходится брать в руки болгарку и срезать болты. Но это еще не все. Так как нейтрализатор – часть выхлопной системы, работает он при повышенных температурах. Соответственно, его части (одна идет от приемной трубы, вторая – на резонатор) попросту прикипают к соседнему металлу. В таком случае спасают лишь удары молотком. Но это не самое лучшее решение. Как мы уже сказали ранее, от малейших ударов внутренняя часть запросто деформируется. Резать болгаркой остальные элементы для снятия катализатора – тоже не выход. Поэтому получается, что снять этот элемент наружу не так просто. Ну а если катализатор не прикипел, при его успешном демонтаже внимательно осматриваем его на предмет засора – между сеточками должен быть сквозной просвет.
Второй способ
Данный метод диагностики выполняется без механических вмешательств – катализатор остается на своем законном месте. Способ подразумевает измерение давления в системе. Для это в место кислородного датчика вкручивается манометр (иногда требуется сделать переходник) и на разных оборотах двигателя измеряются показания.
При 2,5 тысячи нормальный уровень — 0,3 кгс/см3. Если значение меньше допустимого, газы не в состоянии нормально выйти наружу. Из-за этого машина и теряет в мощности. Также диагностику можно произвести при помощи мотор-тестера (наиболее технологичный на сегодня метод). В цилиндр на место свечи вкручивается датчик давления. Затем на разных оборотах коленчатого вала производится анализ осциллограммы. Естественно, все это требует наличия оборудования, поэтому первый способ более знаком нашим автовладельцам.
Удаление элемента
Если у вас забит катализатор (признаки неисправности мы рассмотрели), его нужно заменить на новый.
Однако существует проблема – средняя стоимость новых нейтрализаторов составляет порядка 100 долларов. Поэтому автолюбители попросту удаляют его из системы, устанавливая на его место пламегаситель или проставку в виде обыкновенной трубы. Однако после таких действий обязательно удаляется катализатор из блока ЭБУ (мозгов автомобиля). Считается, что данное действие позволит увеличить мощность и приемистость машины на 5 процентов (за счет лучшей вентиляции отработавших газов).
Итак, мы рассмотрели, почему забит катализатор, признаки неисправности и способы ее решения.
симптомы, признаки, основные причины и рекомендации
Системы каталитической нейтрализации используются для того, чтобы снизить объемы вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу из выхлопной трубы автомобиля. Однако нейтрализаторы работают до тех пор, пока каталитический элемент находится в исправном состоянии. Со временем он перестает эффективно работать. Давайте рассмотрим подробнее, что такое катализатор, его неисправности, способы решения. Также для диагностики важно знать признаки, когда забит катализатор, симптомы проблемы.
Каталитический нейтрализатор – что это и зачем?
На современных автомобилях он является одним из важнейших узлов выхлопной системы. Устройство очищает выхлопные газы от вредных веществ. Это окись азота, углерода, различные группы углеводородов. Внутри катализатора находятся специальные фильтры в виде сот.
Изготавливают их из драгоценных металлов. Это может быть иридий или платина. Именно благодаря этим металлическим сотам нейтрализуются вредные вещества. В конструкции устройства три главных элемента – это кожух из металла, блок-носитель с сотами и слой теплоизоляции. Главный элемент – блок-носитель. Конструкция его представляет собой основу из огнеупорного керамического материала. В состав входит огромное количество ячеек, похожих на соты. Они призваны повышать зону соприкосновения с газами. На соты нанесен сплав из платины и иридия. Химические реакции, которые проходят в процессе взаимодействия отработанных газов со слоем из платиноиридиевого сплава, приводят к сильному разогреванию катализатора. Как результат, все вредные несгоревшие вещества при касании металлической поверхности сот моментально сгорают. В процессе горения используется кислород, который остался в отработавших газах после выхода из камеры сгорания. Далее в выхлопную систему из катализатора выходят уже полностью безвредные вещества – N2 и CO2.
Вещества, используемые в катализаторе, и их функции
В каталитических нейтрализаторах используется несколько веществ. Это родий, платина, палладий, иридий. Первый элемент является восстановительным катализатором. Задача его – восстановить NO и преобразовать его в самый обыкновенный азот.
Платина и палладий служат окислителями. Они должны стимулировать ускорение процедуры окисления несгоревших углеводородов, а затем преобразовывать их в пар. CO превращается в углекислый газ.
Признаки и симптомы засоренного элемента
Если забит катализатор, симптомы помогут определить это. Естественно, такая симптоматика может говорить и о других неисправностях. Но при более подробной диагностике все говорит именно о катализаторе. Если элемент закупорен полностью, то двигатель будет заводиться, но сразу же после этого глохнуть. Машина хуже разгоняется. Когда водитель нажмет на педаль акселератора, может возникнуть ощущение, что автомобиль что-то держит за бампер сзади. Это говорит о наличии засора внутри нейтрализатора. Как можно еще узнать, что забит катализатор? Симптомы включают повышенный расход топлива. Но это можно учитывать лишь в случае, когда машина потеряла мощность и отзывчивость на педаль акселератора. То есть автомобиль перестал ехать, а расход увеличился в разы. Также во время запуска холодного двигателя может появиться едкий и неприятный запах.
«Чек Энджин»
Это универсальный признак, поэтому предварительно необходимо узнать код ошибки, которую выдала система. Расшифровка этих кодов есть в инструкции к автомобилю. Но следует учитывать, что такая лампа загорится лишь в том случае, если в выхлопной системе автомобиля установлены два лямбда-зонда. Первый обычно находится до нейтрализатора. Он предназначен для регулировки количества топлива, поданного в двигатель.
Второй датчик необходим для контроля за работой нейтрализатора. Именно этот лямбда-зонд выдаст ошибку. Например, если есть все вышеописанные симптомы забитого катализатора на «Форд Фокус-2», а ЭБУ выдает ошибку P0420, то это говорит о проблемах с нейтрализатором. Ошибка означает низкую эффективность вывода газов.
Особенности забитых элементов на различных автомобилях
Рассмотрим разные автомобили, которые оснащены каталитическими нейтрализаторами, для того чтобы диагностировать поломку более точно. Начать стоит с отечественных моделей от «АвтоВАЗа». Это ВАЗ-2110, -2114, “Калина”. Кроме того что машина будет медленно разгоняться, есть другие признаки и неисправности забитого катализатора. Так, возникает звук, который появляется из-под машины. Возникает ощущение, будто в корпус нейтрализатора засыпали щебень. Этот звук является сигналом, сообщающим о механическом разрушении керамической основы.
Если говорить об импортных автомобилях, то на «Форде Фокусе» наблюдаются идентичные симптомы забитого катализатора. ВАЗ-21124 тоже оснащается таким очистительным элементом. Если говорить об отечественной «двенашке», то здесь точно такое же снижение мощности и шум внутри элемента. В целом выявить и определить закупоривание или же оплавление катализаторов бывает очень сложно. Все эти признаки также говорят о проблемах с датчиками, неполадках в системе питания, сбоях работы зажигания. Отметим, что неисправности в двух последних системах и являются причиной, по которой забит катализатор. Симптомы это подтверждают. Если автомобиль заправляется некачественным горючим, топливная смесь готовится неправильно. Если есть пропуски зажигания, смесь сгорает в камерах сгорания не полностью. Из-за этого в отработанных газах содержится большое количество сажи.
Она и является причиной, по которой приходится часто менять эти узлы. Ячейки в катализаторе быстро закупориваются и оплавляются.
Причины неисправности
Узел служит более 200 тыс. км. Но в российских условиях срок этот уменьшается. Катализаторы выходят из строя по причине низкого качества горючего, большого расхода масла, неверно настроенной системы зажигания, механических повреждений.
Как диагностировать?
Посмотрим, как определить, забит ли катализатор. Способы доступны для каждого и не требуют специальных навыков и знаний. Нужно завести автомобиль и набрать обороты двигателя до его максимума. Также двигатель крутят на низких, средних и высоких частотах. В каждом из режимов резко вдавливают педаль в пол. Мотор не должен проваливаться, а, наоборот, реагировать резко. Если есть слабый отклик или двигатель не хочет раскручиваться более чем до 5000 оборотов, стоит задуматься о замене нейтрализатора. Вот еще один способ, как проверить катализатор.
Признаки и симптомы подтвердились, и пришло время точно удостоверится в поломке элемента. Для диагностирования прикладывают руку к выхлопной трубе. Отработавшие газы двигаются импульсами. Можно точно ощутить рукой, как по очереди из каждого цилиндра они выталкиваются. Если на холостых оборотах поток ровный и постоянный, это прямо говорит о забитом нейтрализаторе. Если надавить на гашетку, а затем заглушить мотор, то они будут выходить медленно. Это те газы, которые скопились из-за забитого катализатора.
Заключение
Итак, мы выяснили, по каким симптомам можно определить неисправность. Чтобы катализатор работал исправно, специалисты рекомендуют заправлять машину только качественным топливом и своевременно проводить диагностику всех систем в автомобиле.
признаков того, что вам нужно заменить каталитический нейтрализатор вашего автомобиля — глушители Seeburg
от Seeburg Mufflers
Каталитический нейтрализатор вашего автомобиля является важным компонентом вашего автомобиля, который работает для контроля выбросов, выходящих из вашего двигателя. Неисправный или сломанный каталитический нейтрализатор может иметь серьезные последствия для работы вашего автомобиля.
Понимание предупреждающих признаков старения или износа каталитического нейтрализатора может помочь вам принять решение обратиться к механику для его замены, прежде чем он превратится в серьезную проблему.
Снижение производительности двигателя
Один из самых простых признаков того, что ваш каталитический нейтрализатор нуждается в замене, это если ваш автомобиль внезапно и необъяснимо начинает работать заметно хуже, чем раньше.
Обычно это происходит из-за засорения каталитического нейтрализатора, что означает, что выбросы вашего двигателя не могут быть очищены достаточно быстро. Более медленная скорость потока выбросов не позволит двигателю работать так же эффективно.
Снижение эффективности использования топлива
Как и в предыдущем пункте, забитый каталитический нейтрализатор может серьезно снизить общую эффективность использования топлива вашего автомобиля. Это связано с тем, что ваш двигатель не может очистить свои выбросы достаточно быстро и работает в неоптимальных условиях, что будет означать, что он будет сжигать больше топлива для производства того же количества (или даже меньше) мощности.
Если вы заметили, что едете на заправку со все более постоянной скоростью, несмотря на незначительные изменения или отсутствие изменений в ваших фактических привычках вождения, возможно, виноват каталитический нейтрализатор.
Оставлять эту проблему в покое может быть дорого, так как вам придется платить за более частую заправку. Немедленно обратитесь к специалисту по глушителям, чтобы решить эту проблему на ранней стадии и сэкономить деньги в долгосрочной перспективе. Дребезжащие звуки
Дребезжащий звук, исходящий из выхлопной системы вашего автомобиля, особенно при включении зажигания или во время движения на высокой скорости, может указывать на повреждение каталитического нейтрализатора. Иногда в вашей системе глушителя просто ослаблен винт, что является простым и недорогим решением, но в других случаях сетка внутри вашего каталитического нейтрализатора вышла из строя из-за возраста.
Это означает, что он не фильтрует ваши выбросы должным образом и структурно начал выходить из строя — проблемы, которые требуют немедленной замены каталитического нейтрализатора.
Проблемы с зажиганием и запуском двигателя
Сильно забитый каталитический нейтрализатор не позволяет выхлопным газам покидать двигатель с необходимой скоростью. Это означает, что иногда у вас могут возникнуть проблемы при попытке завести автомобиль, поскольку выбросы могут накапливаться в двигателе и блокировать систему зажигания.
Неработающий каталитический нейтрализатор может привести к внезапному и необъяснимому отключению двигателя или даже отказу запуска. Это может представлять серьезную угрозу безопасности, так как ваш автомобиль может заглохнуть во время движения из-за того, что каталитический нейтрализатор недостаточно быстро удаляет выбросы. Таким образом, вы должны немедленно обратиться к специалисту по этой проблеме.
Постоянные пропуски зажигания
Наконец, если вы испытываете постоянные пропуски зажигания во время вождения автомобиля, вам, вероятно, следует обратиться к механику для осмотра вашего каталитического нейтрализатора. Хотя преобразователь может и не быть причиной пропусков зажигания, он может быть серьезно поврежден ими, разрушая сетку внутри, которая отфильтровывает выбросы вашего двигателя, и вызывая некоторые из проблем, описанных выше.
Если у вас есть какие-либо вопросы о каталитическом нейтрализаторе вашего автомобиля или вы хотите запланировать какое-либо техническое обслуживание или ремонт системы глушителя вашего автомобиля, свяжитесь со специалистами компании Seeburg Muffler Of MO, Inc. Наши обученные специалисты могут помочь со всеми вашими запросами и быстро и легко диагностировать любые проблемы, которые могут возникнуть с вашим автомобилем.
Засоренный каталитический нейтрализатор в вашем «Мерседесе»
Каталитический нейтрализатор был разработан в 1950-х годах для уменьшения засорения каталитических нейтрализаторов и вредных выбросов автомобилей, загрязняющих городской воздух. Он использует катализатор для преобразования трех вредных соединений (углеводородов, угарного газа и оксидов азота) в выхлопных газах автомобилей в безвредные соединения, такие как двуокись углерода и водяной пар, посредством химических реакций. Это устройство настолько эффективно снижало опасные выбросы выхлопных газов, что к 19В 70-х годах каталитические нейтрализаторы стали стандартом почти для всех новых автомобилей.
Металлическая канистра вставляется в выхлопную систему и заполняется химическими катализаторами. Канистра чаще всего представляет собой смесь платины и палладия, которую он использует для преобразования токсичных выбросов в процессе сгорания в более безопасные и менее вредные газы, впоследствии выделяемые выхлопными газами.
Обладая небольшими знаниями о том, как работают каталитические нейтрализаторы, вы сможете распознать любые признаки и симптомы неисправности до того, как она вызовет дорогостоящую проблему. Ниже приведен список общих признаков забитого каталитического нейтрализатора в вашем Mercedes Benz.
Двигатель глохнет и работает вялоСонливость или трудности с подъемом с постели по утрам являются одним из признаков печеночной недостаточности. Засоренный каталитический нейтрализатор может оказать такое же влияние на ваш автомобиль, что затруднит, а то и сделает невозможным его запуск.
Ваш «Мерседес» создан для того, чтобы быть высокопроизводительным автомобилем. Но, с другой стороны, забитый каталитический нейтрализатор может вызвать скопление газов в двигателе. Засор может заглушить газ, снизить мощность двигателя и снизить эффективность использования топлива.
Кроме того, забитый каталитический нейтрализатор позволяет выхлопным газам попадать в автомобиль. Этот сценарий приводит к остановке двигателя из-за более высокого давления выхлопных газов. Если ваш автомобиль внезапно начинает глохнуть или глохнуть, это может быть признаком проблемы с каталитическим нейтрализатором.
Пониженная мощность разгонаЗабитый каталитический нейтрализатор препятствует нормальному дыханию двигателя. В результате ускорение и общая производительность вашего автомобиля могут снизиться. К сожалению, большинству механиков не удается обнаружить источник потери мощности ускорения. Потеря происходит чаще всего, когда каталитический нейтрализатор частично забит. Даже если ваша нога плотно прижата к педали, может показаться, что ускорение отсутствует. Вы также можете заметить снижение расхода топлива.
Если вы заметили снижение скорости вашего автомобиля, немедленно отвезите его на осмотр. В конце концов, забитый нейтрализатор — одна из наиболее часто пропускаемых автомобильных проблем.
Более темный или черный дым выхлопных газовКогда автомобиль сжигает слишком много топлива, может образовываться черный дым выхлопных газов. Это может быть результатом забитого преобразователя. Если ваш преобразователь забит, выхлоп, который проходит через него, будет дублироваться. Затем он оставляет отложения внутри вашей выхлопной системы.
Когда эти отложения удаляются через выхлопную трубу, выхлоп становится намного темнее и гуще, чем обычно. Мало того, что этот выхлоп будет черным, так как топливо содержит много сульфатов, он также будет сильно пахнуть серой. Если вы заметили какой-либо странный вид или запах выхлопных газов, исходящий из вашего автомобиля, немедленно обратитесь к механику.
Пропуски зажигания в двигателеОдним из явных признаков неисправности каталитического нейтрализатора являются пропуски зажигания в двигателе. Забитый каталитический нейтрализатор способствует накоплению вредных и легковоспламеняющихся выхлопных газов. Когда эти газы подвергаются воздействию тепла нагруженного преобразователя, они воспламеняются и вызывают пропуски зажигания. Кроме того, пропуски зажигания в вашем автомобиле указывают на неполное сгорание в цилиндре, сигнализируя о том, что каталитический нейтрализатор работает неправильно.
Чрезмерный нагрев под автомобилемКогда ваш каталитический нейтрализатор забит, ему приходится прилагать больше усилий для преобразования токсичных газов в выхлопные газы. Преобразователь является одной из важных частей, окружающих двигатель, и когда он выходит из строя, он выделяет много тепла. Это связано с дополнительной нагрузкой, которую может оказать засор. Каталитические нейтрализаторы могут достигать температуры более 2000 градусов во время деформации.
Итак, если нейтрализатор вашего Mercedes забит, вы можете заметить необычно высокий уровень тепла, исходящего из-под автомобиля. Таким образом, он будет долго остывать.
Лампа Check Engine с подсветкойНеисправный каталитический нейтрализатор — одна из многих причин, по которой индикатор Check Engine загорается на приборной панели вашего автомобиля. Датчики соотношения воздух-топливо в современных автомобилях измеряют уровень газа в выхлопных газах.
Когда загорается индикатор Check Engine, это просто предупреждает, что преобразователь работает неправильно. Однако, поскольку другие механические проблемы могут привести к срабатыванию этой сигнализации, вы должны проверить свой автомобиль у профессионального механика для соответствующей диагностики и ремонта.
Управляйте своим «Мерседес-Бенц» с легкостьюНет никаких сомнений в том, что каталитический нейтрализатор является важным компонентом выхлопной системы любого автомобиля.