Причины выхода катализатора из строя: Почему выходит из строя каталитический нейтрализатор — журнал За рулем – 403 — Доступ запрещён

Содержание

Причины выхода из строя катализатора

Какой бы ни был комфортабельный, надежный и недорогой в обслуживании автомобиль, отечественные дороги и неосторожная эксплуатация требуют тщательного контроля над ним. Особое внимание следует уделить выхлопной системе.

О том, что выхлопная система нуждается в ремонте, свидетельствуют следующие признаки:

— громкий «рев»;
— мощность двигателя заметно снижается;
— двигатель работает нестабильно;
— в салон автомобиля попадают выхлопные газы;
— на деталях автомобиля появляется копоть.

Самые частые причины возникновения неполадок в выхлопной системе – механические повреждения и коррозия. Ржавчина разрушает корпус глушителя, резонатор, катализатор. Образуется она, когда в выхлопную систему попадает вода, соли, реагенты, или внутри резонатора, глушителя скапливается конденсат.

Чтобы произвести качественный ремонт выхлопной системы, следует обратиться в специализированный автосервис, где проведут полную ее диагностику. Наиболее часто для ремонта выхлопных систем используют сварку. С ее помощью устраняется большинство дефектов системы выхлопа. Если металлический элемент системы выхлопа подвергнут коррозии, то с помощью сварки его починить будет нельзя. Такой элемент следует заменить. Проведение сварочных работ в выхлопной системе требует соблюдения технологических правил, что обеспечивает высокое качество ремонта. Для этих целей используют обычную либо аргоновую сварку. Последняя наиболее эффективна для выхлопных систем из алюминия или нержавеющей стали.

Для полноценного проведения ремонта выхлопной системы, необходимо понимать, как она устроена. Коллектор, приемная труба, катализатор, средний глушитель, гофра, резонатор и основной или задний глушитель – составляющие выхлопной системы. Каждый из элементов данной системы решает свою определенную задачу.

В результате правильной работы выхлопной системы снижается шум, нейтрализуются токсичные элементы, двигатель работает стабильно. Все это оказывает влияние на эксплуатацию автомобиля. Каждый элемент выхлопной системы подвергается достаточно сильному воздействию высоких температур и внешней агрессивной среды. Под действием этих факторов вполне может выйти из строя какой-либо элемент выхлопной системы.

Так, если автомобиль «рычит» так громко, что этого нельзя не заметить, диагноз ясен – прогорел глушитель. Недобросовестный мастер в этом случае просто вырежет катализатор и вварит недорогой бачок от отечественного авто. «Рычание», конечно, пропадет, но появится другой неприятный звук.
Нередко можно увидеть и несколько другую ситуацию – из глушителя автомобиля обильно выливается жидкость. Особенно это заметно в момент, когда автомобиль стартует.

Это означает, что выхлопная система уже нуждается в тщательной диагностике. Да и ее ремонт не за горами.

Глушитель выхлопной системы требует особого внимания. Если в систему попадают масла, рабочая смесь, антифриз, происходит закоксовывание сот каталитического преобразователя. В результате выхлопные газы возвращаются в камеру сгорания, двигатель перегревается, все уплотнительные резинки выходят из строя, поршневые кольца изнашиваются до непригодного к эксплуатации состояния. Впоследствии придется ремонтировать двигатель с большими материальными затратами.

Еще одной проблемой для выхлопной системы может оказаться бензин. На заправках очень часто бывает некачественное топливо. В результате выходит из строя катализатор. Это самая частая проблема иномарок. Керамическая решетка катализатора разламывается и это приводит к обратному выхлопу.

Затем рабочая смесь попадает в емкость катализатора при достаточно высокой температуре. Определенно это приведет к возникновению пожара. В этом случае рекомендуется проверить цвет выхлопной системы в автосервисе. Изменение цвета покажет наличие проблем и скорее всего последующим действием будет ремонт выхлопной системы.

Как бы то ни было, профилактические мероприятия обойдутся куда дешевле, чем ремонт выхлопной системы автомобиля или непоправимые последствия аварии по вине неисправной выхлопной системы.

 

Как распознать неисправность автомобильного катализатора. Почему выходит из строя каталитический нейтрализатор

распознать неисправность автомобильного катализатораКак определить, исправен ли каталитический нейтрализатор вашего автомобиля? Справляется ли он с нейтрализацией вредных примесей в выхлопных газах?

Каталитический нейтрализатор

Катализатор является неотъемлемой частью выхлопной системы всех современных автомобилей. Он снижает содержание вредных веществ в выхлопных газах.

Внутри каталитического нейтрализатора расположена металлическая или керамическая конструкция, имеющая структуру сот.

каталитический нейтрализатор

Такая конструкция объясняется необходимостью обеспечить ее максимальную площадь контакта с выхлопными газами.

Поверхность сотовой конструкции покрыта тонким слоем платиноиридиевого сплава.

Поступающие в катализатор оксиды азота (NO и NO2), углеводороды (CH) и окись углерода (CO) в результате химической реакции окисления превращаются во вполне безобидные углекислый газ (CO2), водяной пар (H2O) и азот (N2).

Почему выходит из строя катализатор

почему выходит из строя катализаторРесурс работы катализатора в нормальных условиях составляет от 100 до 150 тыс. км пробега автомобиля.

В процессе эксплуатации каталитический слой постепенно выгорает. С уменьшением активной площади уменьшается эффективность его работы, катализатор дожигает не весь объем выхлопных газов.

Уровень вредных газов на выходе возрастает и в момент, когда он превысит максимально допустимое значение, датчик лямбда-зонда посылает в электронный блок управления сигнал о неполадках и на панели приборов загорается индикатор Check Engine.

Кроме естественного износа, каталитический нейтрализатор преждевременно выходит из строя из-за того, что его активный слой покрывается тетраэтилсвинцом, не позволяющим катализатору выполнять свои функции.

Откуда берется тетраэтилсвинец? Из некачественного топлива, в которое для искусственного увеличения октанового числа добавлено большое количество присадок.

Еще одна причина преждевременного выхода катализатора из строя – забивание ячеек его сетки сажей.

почему выходит из строя катализатор 2

Из-за повышенного расхода моторного масла, неполного сгорания топлива в цилиндрах по причине неправильного смесеобразования или пропусков зажигания, содержание сажи в выхлопных газах многократно возрастет.

На поверхности ячеек отложится толстый слой сажи и полноценно работать в таком состоянии каталитический нейтрализатор не сможет.

Более того, сажа под воздействием высоких температур выхлопных газов будет гореть и довольно скоро бобина катализатора попросту оплавится, сделав устройство непригодным к дальнейшей эксплуатации.

В конце концов, катализатор может выйти из строя в результате механического повреждения. При неаккуратной езде по плохим дорогам или преодоления высоких бордюров достаточно одного серьезного удара по катализатору для того, чтобы его керамическая бобина с сотами деформировалась, а то и полностью разрушилась.

Признаки неисправного каталитического нейтрализатора

признаки неисправного каталитического нейтрализатора

Индикатор Check Engine сможет оповестить вас о проблемах с катализатором только в том случае, если автомобиль оборудован двумя датчиками кислорода (перед катализатором и после него).

Если же лямбда-зонд один и расположен перед устройством, тревожный индикатор не загорится никогда, а потому ориентироваться следует на другие характерные симптомы.

Признаком забитого катализатора является снижение давления выхлопных газов из трубы. При нормально работающем каталитическом нейтрализаторе поток газов из выхлопной трубы настолько сильный, что перекрыть руку трубой удается с трудом. С забитым же катализатором поток газов заметно слабее.

признаки неисправного каталитического нейтрализатора 2Резкий неприятный запах сероводорода (тухлых яиц) из выхлопной трубы безошибочно укажет на недостаточное дополнительное окисление катализатором выхлопных газов.

Причиной тому может быть разрушение бобины, ее оплавление или заполнение сот сажей.

Металлический звук в выхлопной системе во время разгона или активной перегазовки – своеобразный сигнал SOS от полуразрушенной или сместившейся со своего посадочного места полностью забитой бобины катализатора.

Если в добавок к одному из вышеперечисленных симптомов автомобиль стал с трудом набирать скорость, а расход топлива увеличился до неприличия, катализатор вашего автомобиля либо работает некорректно, либо вовсе неисправен, а потому нуждается в ремонте или замене новым.

Удачи вам! Ни гвоздя, ни жезла!


KIA Motors Rus о ситуации с каталитическими нейтрализаторами — журнал За рулем

После двух наших публикаций по поводу срока гарантии на каталитические нейтрализаторы для автомобилей Kia на редакцию посыпались письма и звонки владельцев, которые не могли добиться правды у официальных дилеров марки. Мы вновь обратились в представительство корейской компании за детальными разъяснениями.

Еще раз о проблеме: владельцы сразу нескольких моделей Kia написали коллективное письмо, где жаловались на слишком маленькую гарантию на нейтрализаторы, которая ограничивалась 1000 км пробега. Между тем были случаи рассыпания узла, а керамическая крошка попадала в двигатель, выводя его из строя. При обращении к официальным дилерам владельцы получали отказ в ремонте как двигателей, так и нейтрализаторов.

В Kia пообещали разобраться в проблеме и увеличить срок гарантии, но жалобы в редакцию не прекратились. Последней каплей стало письмо Максима Хряпкина, где он изложил проблему, с которой столкнулся. Максим — владелец автомобиля Kia Rio 2014 года выпуска, находящегося на гарантии. Пробег машины — 87 500 км.

— Во время движения автомобиль начал терять мощность на оборотах свыше 3000 и подтраивать также на оборотах свыше 3000. Я позвонил в дилерский центр, где обслуживаю а/м, и записался на диагностику. Мастеру по телефону объяснил суть происходящего с а/м и услышал ответ, что на 90% это катализатор. Я спросил, можно ли продолжать движение? Он ответил, что не рекомендуется, но если до 3 тыс. оборотов не троит и а/м нормально едет, «добирайтесь аккуратно до нас». Я так и поступил. Поехал аккуратно, но не доехал…

Через несколько км двигатель заглох. Я вызвал эвакуатор и добрался до дилерского центра. На следующий день со мной связался его сотрудник и сказал, что они удалили катализатор, но двигатель не заводится, так как вышел из строя. Случай не гарантийный, так как на катализатор гарантия 1000 км. Далее мне посоветовали делать экспертизу топлива и подавать в суд на заправку.

На вопрос, как его сотрудник мог мне посоветовать аккуратно двигаться, зная возможные последствия, сказал, что он же говорил вам, нежелательно… (все телефонные разговоры с сотрудниками дилерского центра мною записаны).

В Kia на горячей линии мне сказали, что на а/м 2012 г. выпуска гарантия на катализатор 1000 км, 150 000 км гарантия на а/м 2016 г. выпуска. Где же правда?

«За рулем.РФ» обратился в Kia Motors Rus за разъяснениями, и компания прислала официальный комментарий, который доступен по ссылке.

В нем говорится, что условия гарантии на каталитический нейтрализатор автомобилей Kia до 2016 года выпуска обозначены в сервисной книжке, которая была выдана клиенту в момент покупки автомобиля. В начале 2016 года в ответ на запросы российских клиентов компания Kia Motors Rus внесла изменения во внутренние регламенты для дилерской сети. Гарантия на каталитический нейтрализатор для автомобилей с 2016 года выпуска увеличена до 3 лет или 100 тысяч км пробега и приравнена к сроку гарантии на все остальные элементы системы выпуска отработанных газов.

Однако в зависимости от результатов технической диагностики на автомобили более ранних годов выпуска, но у которых еще не окончился срок гарантии, компания по своему усмотрению может применить программу «доброй воли».

Дилеры осведомлены о гарантийной политике Kia Motors Rus, утверждается в письме.

В целом, стоит отметить, что, согласно имеющейся у нас статистике обращений, лишь крайне небольшое число клиентов (десятые доли процента от общего объема продаж) столкнулось с проблемой выхода из строя каталитического нейтрализатора на некоторых моделях автомобилей Kia с бензиновым двигателем. В большинстве случаев основной причиной выхода из строя каталитического нейтрализатора является использование топлива неудовлетворительного качества.

Официальные дилеры Kia проводят техническую диагностику, чтобы выяснить, является ли выход из строя каталитического нейтрализатора производственным дефектом или результатом использования некачественного топлива. Если клиенты не согласны с решением дилера, они могут его оспорить, обратившись на информационную линию Kia по телефону 8-800-301-08-80.

Если диагностика автомобиля покажет, что каталитический нейтрализатор вышел из строя из-за производственного дефекта, официальные дилеры Kia рассмотрят возможность устранения всех последствий разрушения каталитического нейтрализатора по программе «доброй воли».

С автором письма Максимом Хряпкиным обещали связаться из Службы клиентской поддержки Kia Motors Rus и обсудить «возможность решения его вопроса».

Благодарю за помощь в подготовке материала пр

Причины выхода из строя катализатора

Какой бы ни был комфортабельный, надежный и недорогой в обслуживании автомобиль, отечественные дороги и неосторожная эксплуатация требуют тщательного контроля над ним. Особое внимание следует уделить выхлопной системе.

О том, что выхлопная система нуждается в ремонте, свидетельствуют следующие признаки:

— громкий «рев»;
— мощность двигателя заметно снижается;
— двигатель работает нестабильно;
— в салон автомобиля попадают выхлопные газы;
— на деталях автомобиля появляется копоть.

Самые частые причины возникновения неполадок в выхлопной системе – механические повреждения и коррозия. Ржавчина разрушает корпус глушителя, резонатор, катализатор. Образуется она, когда в выхлопную систему попадает вода, соли, реагенты, или внутри резонатора, глушителя скапливается конденсат.

Чтобы произвести качественный ремонт выхлопной системы, следует обратиться в специализированный автосервис, где проведут полную ее диагностику. Наиболее часто для ремонта выхлопных систем используют сварку. С ее помощью устраняется большинство дефектов системы выхлопа. Если металлический элемент системы выхлопа подвергнут коррозии, то с помощью сварки его починить будет нельзя. Такой элемент следует заменить. Проведение сварочных работ в выхлопной системе требует соблюдения технологических правил, что обеспечивает высокое качество ремонта. Для этих целей используют обычную либо аргоновую сварку. Последняя наиболее эффективна для выхлопных систем из алюминия или нержавеющей стали.

Для полноценного проведения ремонта выхлопной системы, необходимо понимать, как она устроена. Коллектор, приемная труба, катализатор, средний глушитель, гофра, резонатор и основной или задний глушитель – составляющие выхлопной системы. Каждый из элементов данной системы решает свою определенную задачу.

В результате правильной работы выхлопной системы снижается шум, нейтрализуются токсичные элементы, двигатель работает стабильно. Все это оказывает влияние на эксплуатацию автомобиля. Каждый элемент выхлопной системы подвергается достаточно сильному воздействию высоких температур и внешней агрессивной среды. Под действием этих факторов вполне может выйти из строя какой-либо элемент выхлопной системы.

Так, если автомобиль «рычит» так громко, что этого нельзя не заметить, диагноз ясен – прогорел глушитель. Недобросовестный мастер в этом случае просто вырежет катализатор и вварит недорогой бачок от отечественного авто. «Рычание», конечно, пропадет, но появится другой неприятный звук.
Нередко можно увидеть и несколько другую ситуацию – из глушителя автомобиля обильно выливается жидкость. Особенно это заметно в момент, когда автомобиль стартует.

Это означает, что выхлопная система уже нуждается в тщательной диагностике. Да и ее ремонт не за горами.

Глушитель выхлопной системы требует особого внимания. Если в систему попадают масла, рабочая смесь, антифриз, происходит закоксовывание сот каталитического преобразователя. В результате выхлопные газы возвращаются в камеру сгорания, двигатель перегревается, все уплотнительные резинки выходят из строя, поршневые кольца изнашиваются до непригодного к эксплуатации состояния. Впоследствии придется ремонтировать двигатель с большими материальными затратами.

Еще одной проблемой для выхлопной системы может оказаться бензин. На заправках очень часто бывает некачественное топливо. В результате выходит из строя катализатор. Это самая частая проблема иномарок. Керамическая решетка катализатора разламывается и это приводит к обратному выхлопу.

Затем рабочая смесь попадает в емкость катализатора при достаточно высокой температуре. Определенно это приведет к возникновению пожара. В этом случае рекомендуется проверить цвет выхлопной системы в автосервисе. Изменение цвета покажет наличие проблем и скорее всего последующим действием будет ремонт выхлопной системы.

Как бы то ни было, профилактические мероприятия обойдутся куда дешевле, чем ремонт выхлопной системы автомобиля или непоправимые последствия аварии по вине неисправной выхлопной системы.

 

Ремонт каталитического нейтрализатора

Каталитический нейтрализатор или катализатор — деталь, не играющая непосредственной роли в приведение машины в движение. Он нужен для того, чтобы уровень вредных веществ в выхлопных газах соответствовал современным нормам экологической безопасности.

На самом деле, существуют и другие способы кроме покупки оригинального катализатора, однако некоторые из них снижают экологический стандарт (например, Евро-4), которому соответствовал автомобиль с установленным на заводе штатным узлом, позволяя при этом сэкономить средства. Необходимо четко представлять себе последствия применения того или иного метода «ремонта катализатора», чтобы принять правильное решение, так как понижение стандарта может привести к трудностям в прохождении техосмотра и другим неожиданностям.

Причины выхода из строя катализатора и последствия для автомобиля

Причин выхода из строя катализатора может быть несколько, но ломаются они всегда одинаково – находящиеся внутри соты из тугоплавкого материала кордиерита с нанесенным реагирующим слоем забиваются, и выхлопные газы перестают проходить сквозь катализатор с нужной скоростью. Это приводит к изменению обратного давления в системе выхлопа и нарушениям в работе системы впрыска.

Забиваются соты, как правило, в результате многочисленных заправок некачественным топливом с повышенным содержанием свинца, сажей от сгоревшего масла, попадающего в камеру сгорания через изношенные маслозащитные кольца или колпачки, или механическим повреждениям корпуса катализатора при наезде на препятствия, когда часть внутренней структуры разрушается, и обломки забивают уцелевшие соты.

Как продиагностировать катализатор

К сожалению, в домашних условиях сделать это непросто. В современных автомобилях блок управление делает это сам и хранит в памяти информацию под соответствующим кодом. Увидеть этот код можно, лишь поехав в сервис на компьютерную диагностику при помощи специализированного сканера. Если же возможности поехать на компьютерную диагностику нет, а катализатор раскаляется докрасна, грозя устроить пожар, остается только снять его и проверить «на просвет». Снять катализатор без подъемника трудно, да и успешный результат не гарантирован, так как не всякая конструкция катализатора позволяет визуально оценить состояние сот – внутри могут быть изгибы и перегородки, и вы не увидите просвет с другой стороны, даже если катализатор «здоров».

Способы решения проблемы

Просто удалить катализатор из системы выхлопа невозможно. Если автомобиль новый, то он в соответствии с высоким экологическим стандартом оснащен вторым датчиком кислорода, подающим электронному блоку управления сигнал о количестве кислорода в выхлопных газах после катализатора. Удалив катализатор и заменив его, к примеру, куском трубы, вы полностью нарушите работу системы впрыска, так как блок управления не сможет рассчитать правильное соотношение бензина и воздуха в топливо-воздушной смеси, и смесь будет переобогащенной (с целью снижения температуры в, так как ЭБУ будет считать отсутствующий катализатор забитым).

Если же автомобиль не новый и сделан  с учетом более низкого экологического стандарта и без применения второго лямбда-зонда, состав смеси при удалении катализатора все равно окажется некорректным, так как изменится обратное давление в системе выпуска, а следовательно, условия продувки камеры сгорания. Иными словами, смесь останется такой же, как была, а вот условия ее сгорания изменятся. Недогоревшие остатки, попадая в выхлопную систему беспрепятственно, будут раскалять ее сверх меры и вскоре выведут из строя. 

Первый способ. Заменить вышедший из строя катализатор новым. Совершая эту операцию следует знать, что катализаторы бывают заводскими и универсальными. Универсальный катализатор можно подобрать по марке автомобиля, и он встанет на место не хуже оригинального, но срок службы таких деталей ниже, как, впрочем и цена.

Второй способ. Заменить на пламягаситель турбинного типа. Таких деталей на рынке предостаточно, но покупать предпочтительно все же оригинальную запчасть. К примеру, GM производит автомобили Lacetti для разных рынков, в том числе, для тех, где правила экологической безопасности не столь суровы, как в Европе. Поэтому вместо катализатора можно приобрести штатный пламягаситель, предназначенный для автомобилей других регионов. К этому способу прибегают чаще всего ввиду дешевизны, но результат воздействия на систему впрыска автомобиля непредсказуем и зависит от опытности людей, взявшихся делать ремонт.

Кроме того, в автомобили, оснащенные вторым датчиком кислорода, помимо пламягасителя необходимо ставить и так называемую «обманку», то есть эмулятор корректной работы второго лямбда-зонда, так как ЭБУ будет «готовить» корректную смесь лишь получив этот сигнал. Стоимость ремонта зависит от стоимости пламягасителя и обманки, и может приближаться к затратам на новый штатный катализатор плюс работа на его замену.

Третий способ. «Выпотрошить» испорченный катализатор, механически удалив из него забитые соты. Этот способ также подразумевает установку «обманки» в случае, если в автомобиле предусмотрен второй датчик кислорода. Однако даже если его нет, необходимо после «потрошения» превращать корпус катализатора в импровизированный пламягаситель, заполняя его сеткой  из нержавеющей стали с высоким содержанием никеля. Сталь этой марки отличается высокой тугоплавкостью, быстро не сгорает и позволяет избавиться от звона и вибрации, неизбежных в случае установки пустого корпуса бывшего катализатора.

Кроме того, заполненный сеткой старый катализатор сохраняет способность обеспечивать штатный уровень обратного давления, что позволяет добиться нормальной работы первого лямбда зонда. Если второго датчика нет, это единственный способ сохранить на прежнем уровне расход топлива и не нарушать мощностных характеристик.

Безусловно, альтернативные способы ремонта кажутся привлекательными с точки зрения затрат. Однако, принимая решение, необходимо понимать, что лишь замена штатного катализатора на новую аналогичную деталь позволит и в дальнейшем беспрепятственно проходить техосмотр, во время которого измеряется токсичность выхлопа и сравнивается с нормами, предусмотренными тем стандартом, которому соответствует ваш автомобиль.

Author:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *