Блок управления климат контролем ваз 2110
Проблемы, связанные с работой климат-контроля ВАЗ-2110Перечислим и другие проблемы, касающиеся работы компонентов климатической системы десятки:
- Печка функционирует только в положении минимального и максимального обогрева, не обеспечивая работу с промежуточными значениями. Установить причину данной неисправности можно, измерив сопротивления на датчике вала микромоторедуктора способом, описанным выше. Если с проводкой всё в порядке (нет обрыва или КЗ), то проблема в датчике, который встроен в моторедуктор. Решается заменой последнего.
- Отопитель не обеспечивает обдува горячим воздухом – из дефлекторов дует едва тёплый поток. Если заслонка рециркуляции системы вентиляции и микроредуктор исправны, следует проверить работоспособность температурного датчика, находящегося в салоне, а если с ним всё в порядке – проверить уровень антифриза (при утечке ОЖ в печку попадает недостаточное количество тосола, из-за чего нагрев воздуха в достаточной степени отсутствует).
- Если установленная на ВАЗ-2110 пятипозиционная печка не реагирует на перемещения рукоятки задания температуры и постоянно гонит только горячий воздух (при прогретом двигателе), это также может свидетельствовать о неисправности микромоторедуктора. Проверяем по вышеописанному алгоритму температурный датчик. Если он исправен – переключаем режим обогрева с минимального на максимальный и проверяем тестером (вольтметром/амперметром), поступает ли на моторедуктор напряжение. Если да – проблема именно с ним, если нет – имеется обрыв электрической цепи.
- Электронный блок (ЭБУ) климат-контроля Омега модели ВАЗ-2110 управляет и работой вентилятора, смонтированного на датчике температуры, находящегося внутри (на потолке) автомобиля. Отметим, что на минимальном и максимальном значении заданной регулятором температуры печной вентилятор не работает – он включается только на промежуточных режимах по мере необходимости. Если имеются подозрения относительно его исправности – необходимо на его клеммы принудительно подать напряжение 1.20 В – он должен включиться. Если этого не произошло – имеется обрыв в цепи, или микровентилятор неисправен.
- Печка греет только в определённом положении рукоятки. Причиной такого положения дел может быть обрыв провода, идущего к блоку реле, находящегося с правой стороны подкапотного пространства. Может также выйти из строя дополнительный резистор вентилятора. Проверить это возможно, но для этого нужно добраться до отопителя из моторного отсека. Наконец, вероятной причиной данной неисправности может оказаться обрыв проводки внутри электронного блока – для устранения поломки следует разобрать контроллер и произвести замену проводов.
Особенности работы климатической системы ВАЗ-2110
Схема монтажного блока системы климат-контроля модели ВАЗ-2110 предусматривает возможность работы обогревателя и при намеренно отключённом датчике температуры (равно как и при его поломке). В подобном режиме установка регулятора температуры на максимальное значение приведёт к полному открытию заслонки отопителя, на минимальное – к полному закрытию. В остальных режимах заслонка откроется на величину, соответствующую значению установленной температуры. Если при неработающем температурном датчике заслонка отопителя десятки работает не так, как описано (реагирует только на крайние значения температуры) – неисправны рукоятка задания температуры или датчик положения вала моторедуктора, причём вторая неисправность случается намного реже. Лечится неисправность заменой блока управления или установкой новой рукоятки задатчика температуры.
Отметим, что многие обладатели вазовской классики часто ищут на десятке краник отопителя и не находят его. Дело в том, что он здесь действительно отсутствует, поскольку управление работой печки осуществляется только посредством заслонки. Поэтому горячий антифриз поступает в отопитель и в тёплое время года, и некоторые автовладельцы устанавливают кран, чтобы воспрепятствовать этому. И совершенно напрасно – климатическая установка поддерживает температуру на заданном уровне с точностью до двух градусов, чего вполне достаточно для комфортного времяпрепровождения в автомобиле без необходимости открывать краник и регулировать подачу воздуха в салон.
Вентилятор в режиме охлаждения включается в тех случаях, когда разница между установленной и фактической температурой внутри автомобиля превышает 5 градусов. При таком рассогласовании вентилятор начинает работать на средних оборотах.
Несколько слов о температурном датчике
Управление климатической системой ВАЗ-2110 осуществляется электронным блоком, реагирующим на показания датчика и посылающим соответствующие команды на микромоторедуктор с целью увеличения или уменьшения зазора между входящим тёплым и холодным воздухом. Ручкой контроллера можно установить температуру в салоне в диапазоне 16 – 30º С с шагом в два градуса.
Схема работы климатической установки достаточно проста: температурный датчик, находящийся на потолке автомобиля возле плафона освещения, отсылает свои показания на блок управления. Сравнивая показания датчика и выставленное пользователем значение, электроника в зависимости от значения и знака рассогласования подаёт команду на включение моторедуктора, приводящего в движение заслонки отопителя, а также изменяет скорость вращения вентилятора в нужную сторону.
Между» блоком управления и микромоторчиком существует обратная связь благодаря наличию встроенного в редуктор датчика положения печной заслонки. Блок управления интерпретирует информацию, поступающего от этого датчика, и если заслонка печки достигла требуемого положения, отключает мотор.
Отметим, что многих новичков смущает жужжание датчика температуры воздуха. Это нормально – просто в паре с ним работает микровентилятор, включающийся в тех случаях, когда необходимо максимально быстро компенсировать значительное изменение температуры внутри машины (например, при посадке пассажиров).
Блок управления климат-контролем на ВАЗ-2110 имеет регулировочный винт, который позволяет в ручном режиме настроить более точное регулирование температуры. Чтобы осуществить подобную регулировку, необходимо закрыть все двери и поднять стёкла окон, разместить внешний контрольный термометр неподалёку от температурного датчика, повернуть рукоятку управления печным вентилятором в положение «А» и установить температуру воздуха, превышающую показатель температуры, измеренный термометром. Через примерно 15 минут показания на дисплее и термометре должны сравняться. Если нет – необходимо извлечь контроллер, чтобы получить доступ к регулировочному винту, и повернуть его по часовой стрелке (когда нужно увеличить температуру) или против – если показатель дисплея выше значения, измеренного термометром. Процедуру повторяют до тех пор, пока рассогласование не станет нулевым.
Блок управляет штатным отопителем или кондиционером, для установки на автомобили ВАЗ 10-го семейства с двигателями объемом 1500, 1600, 1800 куб.см. и электронной системой управления впрыском топлива типа Январь 5.1., Январь 7.2.(Ителма), BOSCH M1.5.4., BOSCH МР 7.0., BOSCH 7.9.7, Ителма VS-5
Блок управляет штатным отопителем или кондиционером. Он автоматически поддерживает требуемую температуру в салоне, плавно регулирует в широком диапазоне обороты вращения вентилятора, от минимальных до максимально возможных. Блок имеет режим коррекции показаний с датчиков внешней и внутренней температур, а также возможность индикации кодов неисправностей ЭСУД, напряжения бортовой сети и температуры двигателя автомобиля. Яркая и насыщенная индикация, удобное и современное управление делают управление климатом в салоне простым и комфортным.
— автоматический режим поддержания заданной температуры
— полуавтоматический режим поддержания заданной температуры
— ручная регулировка температуры в салоне (положение воздушной заслонки)
— плавная регулировка оборотов вентилятора отопителя
— управление кондиционером
— измерение внешней температуры воздуха
— измерение температуры двигателя
— измерение напряжения бортовой сети
— считывание и сброс кодов ошибок ЭСУД (только для Январь 5.1., Январь 7.2.(Ителма), BOSCH M 1.5.4., BOSCH 7.9.7, Ителма VS -5.)
Блок устанавливается на штатное место автомобилей ВАЗ 10-го семейства. Для работы дополнительных функций (вкл/выкл кондиционера, индикация внешней температуры, диагностика двигателя) необходимы внешние подключения. Для этого используйте из комплекта провода, армированные клеммами. Вставьте клеммы в жгутовой 13-й контактный разъем в следующем порядке:
Вид разъема со стороны контактов
— белый провод (управление кондиционером) на место 10 контакта (провод подключается к обмотке управляющего реле).
— синий провод (датчик внешней температуры) на место 7-го контакта (провод подключите к дополнительному датчику температуры).
— коричневый провод (диагностическая цепь) на место 12 контакта (провод подключите к K-LINE диагностической колодки автомобиля).
Перед первым включением блока необходимо провести его калибровку. Для этого необходимо нажать клавишу и удерживая ее включить зажигание. После появления на индикаторе трех горизонтальных полос отпустите клавишу. В течении 5-ти секунд блок будет откалиброван. При несоответствии положения воздушной заслонки вводимому значению — проведите повторную калибровку.
Блок может работать в трех режимах: РУЧНОМ, АВТОМАТИЧЕСКОМ, ПОЛУАВТОМАТИЧЕСКОМ.
В РУЧНОМ режиме (светодиод «AUTO» не горит) положение заслонки «ТЕПЛО/ХОЛОД» определяется регулятором. Левая шкала, при этом, показывает условное положение заслонки. Для регулировки скорости вентилятора в этом режиме необходимо нажать на ручку регулятора, а затем, вращая ее в ту или другую сторону выбрать необходимую скорость вращения. По истечении 5-ти секунд регулятор опять переходит в режим регулировки заслонки «ТЕПЛО/ХОЛОД».
Для перехода в АВТОМАТИЧЕСКИЙ режим поддержания температуры в салоне необходимо нажать на клавишу В данном режиме регулятором задается желаемая температура. Далее блок самостоятельно регулирует заданную температуру заслонкой и скоростью вентилятора.
Если в автоматическом режиме регулятором изменить скорость вращения вентилятора блок переходит в ПОЛУАВТОМАТИЧЕСКИЙ режим. В данном режиме скорость вентилятора задается вручную, а заслонка регулируется автоматически. Для возврата в автоматический режим необходимо дважды нажать на клавишу
«Бриз» имеет ряд дополнительных функций, которые включаются клавишами:
индикация температуры в салоне | |
индикация температуры за бортом (требуется установка датчика температуры) | |
индикация напряжения бортовой сети, температуры двигателя, кодов ошибок ЭСУД (перебор отображаемых параметров осуществляется последовательным нажатием на клавишу). Для работы данной функции необходимо к блоку подключить цепь диагностики (см. п. Подключение). | |
включение / выключение кондиционера (если он присутствует в составе автомобиля). Поддержание заданной температуры при включенном кондиционере осуществляется также, заслонкой и скоростью вентилятора |
Режим работы блока, скорость вентилятора, устанавливаемая температура сохраняются в памяти блока климат контроля после выключения зажигания и полного отключения питания. После включения зажигания предусмотрена задержка включения всех элементов управления для облегчения запуска двигателя. Для включения кондиционера задержка дольше остальных. После задержки блок входит в режим, в котором он находился до выключения зажигания.
Как все мы прекрасно знаем еще с далеких детских лет, на планете Земля насчитывается семь чудес света, однако российским автолюбителям уже давно известно восьмое — отечественные автомобили, качество изготовления коих уже обросло легендами, которые наши дети будут рассказывать своим внукам. Причем если вопрос небольшого ресурса некоторых узлов автомобиля решается с помощью комплектующих иностранного производства, то вопрос комфортного времяпрепровождения в салоне еще открыт. Причин тому хватает, наиболее веские из них — это непродуманная эргономика места водителя и его спутников, а также проблемы с климатом внутри машины.
Остановимся более подробно на последней проблеме, ведь она актуальна, особенно при нашем климате, круглый год: летом мы «паримся» под лучами жаркого солнца, а зимой замерзаем от наступивших холодов.
Вопросы о микроклимате люди научились решать по-разному: кто-то предпочитает устанавливать кондиционер на ВАЗ, а кто-то просто пошире открывает окно. Кстати говоря, когда-то давно некая компания предлагала следующее решение задачи: устанавливаем на автомобиль два стеклоподъемника и термодатчик. Как только температура повысилась выше допустимого уровня, стеклоподъемники опускали стекло на необходимую величину, тем самым восстанавливая заданную температуру и не отвлекая водителя от управления своим авто.
Но вернемся к более реальным вещам. Некоторым может показаться, что явной угрозой для летней жары может быть кондиционер, в принципе это правильно, но так как современный автомобиль, даже отечественный, это сложная электромеханическая система, то нужен единый «мозг», который будет получать информацию от датчиков системы отопления и вентиляции и грамотно управлять ее исполнительными механизмами и самим кондиционером.
Этим «мозгом» является блок управления микроклиматом, главным плюсом которого является возможность автоматического поддержания заданной температуры. Это достигается двумя способами: либо за счет четко подобранного положения воздушной заслонки и скорости вентилятора, либо их постоянным регулированием. Так что от адекватности работы блока климат-контроля зависит очень многое.
На рынке на сегодняшний день представлено не так уж и много систем климат контроля для ВАЗ 2112 и ВАЗ 2110, в нашем же тесте были представлены наиболее распространенные из них.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ
ИЗГОТОВИТЕЛЬ: «МикроЛайн», Нижний Новгород.
ГАРАНТИЯ: 12 месяцев.
СОВМЕСТИМОСТЬ С КОНТРОЛЛЕРОМ: Январь 5.1, Январь 7.2 (Ителма), BOSCH M1.5.4, BOSCH MP 7.0, BOSCH 7.9.7, Ителма VS-5.
ДИСПЛЕЙ: светодиодный.
РЕЖИМЫ РАБОТЫ И ФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ
УПРАВЛЕНИЕ КЛИМАТОМ: автоматический режим поддержания заданной температуры, полуавтоматический режим поддержания заданной температуры, ручная регулировка температуры в салоне (положение воздушной заслонки), управление кондиционером.
ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ: измерение внешней температуры, измерение температуры двигателя, напряжения бортовой сети, считывание и сброс кодов ошибок ЭСУД.
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ АНАЛИЗ
УСТАНОВКА: установка системы климат контроля БРИЗ на ВАЗ 2110 и ВАЗ 2112 осуществляется в место штатного САУО и не вызывает головной боли, единственное, что насторожило, так это ненадежная фиксация в проеме, которая послужила причиной перекоса блока во время управления.
ЭРГОНОМИКА: управление системой климат контроля БРИЗ 2110 происходит с помощью пяти кнопок, расположенных в нижней части блока, и энкодера. Вышеупомянутые кнопки имеют следующие предназначение: A/C — управление кондиционером; AUTO — автоматический режим поддержания заданной температуры; t — режим отображения температуры за бортом автомобиля; t внутри символа автомобиля — режим отображения температуры внутри автомобиля; INJ — режим отображения температуры двигателя, напряжения бортовой сети и считывания кодов ошибок. Сигнализацией включения каждой из кнопок служит светодиод. Энкодер же предназначен для регулирования оборотов вентилятора и изменения положения воздушной заслонки, переключение между режимами вентилятор/заслонка осуществляется нажатием.
РАБОТА БЛОКА: во время тестирования БРИЗ 2110 была замечена некоторая неадекватность работы блока в автоматическом режиме, а именно — при непрогретом двигателе вентилятор выходит на максимальные обороты и регулировка температуры осуществляется лишь изменением положения воздушной заслонки, что приводит к охлаждению и так еле теплого воздуха. Но выход из данной ситуации есть — воспользоваться полуавтоматическим режимом, тогда скорость вентилятора будет задаваться вручную, а положение заслонки — автоматически.
Достижение необходимой температуры происходило достаточно быстро, да и на изменение климата в салоне блок реагировал достаточно шустро, главное, перед эксплуатацией блока провести калибровку датчика температуры в салоне. Сначала мы эту процедуру не провели, и блок буквально «сходил с ума», лихорадочно шевеля заслонкой и показывая неправильные значения температур, но после калибровки все прошло.
Небольшое неудобство было испытано во время работы с блоком «вслепую». Так как кнопки включения режимов находятся заподлицо с корпусом, то приходится отвлекаться от дороги, чтобы попасть пальцем в нужную, также насторожила неинформативная работа энкодера.
ДИСПЛЕЙ: на светодиодный дисплей системы климат контроля БРИЗ 2110 выводится такая информация, как: индикация температуры в салоне; индикация температуры за бортом; индикация напряжения бортовой сети, температуры двигателя, кодов ошибок ЭСУД; индикация положения воздушной заслонки и скорости вращения вентилятора осуществляется с помощью шкал, расположенных по бокам дисплея. Из-за маленьких символов, расположенных у «подножия» шкал, приходится привыкать к тому, за что какая из них отвечает. Причем у левой шкалы есть особенность: если блок климат-контроля работает в режиме «авто», то эта шкала информирует о заданной температуре, а если речь идет о ручном режиме, тогда шкала показывает текущее положение воздушной заслонки. Читаемость дисплея в целом находится на приемлемом уровне.
ОСОБЕННОСТИ: одной из особенностей блока БРИЗ 2110 является то, что с помощью оного можно управлять кондиционером (во время теста адекватность работы данного режима не была проверена, так как автомобиль не был оснащен последним). Еще одна приятная особенность — после включения зажигания предусмотрена задержка включения всех элементов управления для облегчения запуска двигателя.
ВНЕШНИЙ ВИД И КАЧЕСТВО ИЗДЕЛИЯ: лицевая часть изделия имеет нормальное качество изготовления, чего не скажешь о тыльной стороне, которая сделана из оцинкованной жести (скорее всего, задумана конструкторами для лучшего отвода тепла) достаточно грубо, с криво приклепанным фиксатором, который и является виновником ненадежной фиксации блока в проеме. Внешний же вид изделия достаточно хорошо гармонирует с приборной панелью.
РЕЗЮМЕ
ДОСТОИНСТВА системы климат контроля для ВАЗ 2112 и ВАЗ 2110: относительно небольшая цена, возможность управления кондиционером, полноценная гарантия.
НЕДОСТАТКИ: небольшие эргономические просчеты, качество изготовления.
ОБЩАЯ ОЦЕНКА: БРИЗ 2110 полноценный климат-контроль, в котором множество хороших идей были не слишком хорошо воплощены в жизнь.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ
ИЗГОТОВИТЕЛЬ: FERRUM, Тольятти.
ГАРАНТИЯ: 6 месяцев.
СОВМЕСТИМОСТЬ С КОНТРОЛЛЕРОМ: Январь 5.1, Январь VS5.1, Январь 7.2 (Ителма), Январь 7.2 (Автел), BOSCH M1.5.4, BOSCH MP 7.0, BOSCH 7.9.7.
ДИСПЛЕЙ: графический 128х64.
РЕЖИМЫ РАБОТЫ И ФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ: режим «Экран САУО и Параметров», режим «Мультиэкран», режим «Настройки», режим «Диагностика», режим «Техобслуживание», режим «Спорт», режим «Отчеты», режим «Органайзер».
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ АНАЛИЗ
УСТАНОВКА: инсталляция данного блока климат-контроля GAMMA GF-412 не вызывает никаких проблем, если, конечно, следовать понятной инструкции, которая поставляется в комплекте.
Хотя и здесь есть свои тонкости: информацию о маршрутных параметрах GAMMA GF-412 получает не с К-линии, а с колодки маршрутного компьютера, который штатно устанавливался на автомобили в комплектации «Люкс».
ЭРГОНОМИКА: управление блоком GAMMA GF-412 осуществляется с помощью энкодера и четырех клавиш, которые переключаются с приятными, выверенными усилиями. Выбор функции в карусельном меню осуществляется с помощью кнопок «вверх», «вниз» либо вращением энкодера, благодаря которому руководить процессами очень легко и удобно. Для подтверждения сделанного выбора необходимо нажать кнопку «EDIT» либо на торец энкодера. Для выхода из подменю служит кнопка «EXIT».
По умолчанию блок находится в режиме «САУО и Параметры», где энкодером можно настроить скорость вращения вентилятора, а, нажав на него, появляется возможность выставить необходимую температуру. В меню «Настройки» необходимо выбрать тип отопителя, и тогда скорость вентилятора будет иметь 8 фиксированных положений для 11?го и 4 для 10?го отопителя. Эта функция влияет также на полярность подключения микроредуктора заслонки системы отопления.
РАБОТА БЛОКА: к работе блока GAMMA GF-412 не возникло никаких нареканий, да и возникнуть их не должно было: ведь режим поддержки температуры осуществляется воздушной заслонкой, а скорость вентилятора регулируется вручную.
Еще раз повторимся, что управление блоком очень удобно и логично, а принцип управления отдаленно напоминает знаменитый i-Drive от BMW.
ДИСПЛЕЙ: у бортового компьютера с климат контролем GAMMA GF-412 достаточно большой графический индикатор отображает большое количество параметров, которые имеют весьма понятные символы. Дисплей хорошо читается в любую погоду и обладает мягкой голубой подсветкой (на рынке также представлены блоки с синей и оранжевой подсветкой), которая чуть притухает при включении габаритных огней. В меню «Настройки» можно выставить необходимую вам яркость и контрастность, для дневного и ночного режима по отдельности, для чего нужно включить/выключить габаритные огни во время настройки, а также задействовать инверсный режим дисплея, который противостоит ослеплению водителя в темное время суток.
Так что дисплей GAMMA GF-412 хорош, единственное, что настораживает, так это большое время отклика матрицы при температуре ниже нуля градусов, что в принципе свойственно большинству индикаторов данного типа.
ОСОБЕННОСТИ: особенность блока состоит в том, что это тандем САУО и хорошего бортовика. Так как о САУО было рассказано выше, то стоит упомянуть интересные функции бортового компьютера. А именно режим «Cпорт», в котором возможно измерить следующие динамические характеристики автомобиля: время разгона до 100 км/ч, время и max скорость, показанные при прохождении мерного участка, обороты двигателя в графическом и цифровом виде, текущую скорость. Режим «Техобслуживание» позволяет настроить пробег до следующей замены: масла, ремня ГРМ, свечей зажигания, воздушного и топливного фильтра. Режим «Мультиэкран 1,2» позволяет наблюдать на дисплее за 6 выбранными вами параметрами. В подменю «Ошибки БУД» реализована возможность текстовой расшифровки текущей ошибки ЭБУ. Для тех, кто большую часть жизни проводит в машине, в режиме «Органайзер» представлен будильник. Еще одна полезная в наше время особенность — в случае, когда вы выключили зажигание, но забыли погасить габариты, блок оповестит вас звуковой сигнализацией.
ВНЕШНИЙ ВИД И КАЧЕСТВО ИЗДЕЛИЯ: большой графический дисплей и энкодер органично «вписались» в данном блоке климат-контроля. Фактура пластика корпуса схожа с той, что применена в приборной панели, и благодаря этому гармонирует с ней. Качество изготовления блока находится на должном уровне.
РЕЗЮМЕ
ДОСТОИНСТВА: функциональность, удобство управления, большой графический дисплей, достаточно современный дизайн, качество изготовления.
НЕДОСТАТКИ: небольшой срок гарантии, относительно высокая цена.
ОБЩАЯ ОЦЕНКА: именно к системе климат контроля GAMMA GF-412 с бортовым компьютером подходит поговорка «За все хорошее нужно платить».
ТЕХНИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ
ИЗГОТОВИТЕЛЬ: ООО «МИКРОТЕК+», Нижний Новгород.
ГАРАНТИЯ: 2 года.
СОВМЕСТИМОСТЬ С КОНТРОЛЛЕРОМ: тип контроллера не влияет на работоспособность блока.
ДИСПЛЕЙ: светодиодный индикатор.
РЕЖИМЫ РАБОТЫ И ФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ
Автоматическое поддержание заданной температуры в режимах «НАГРЕВ» и «ОХЛА-ЖДЕНИЕ»; управление штатным отопителем, управление кондиционером любого типа; принудительное включение отопителя в режим «НАГРЕВ», принудительное включение кондиционера в режим «ОХЛАЖДЕНИЕ»; автоматическая регулировка скорости вращения вентилятора отопителя; ручное регулирование скорости вращения вентилятора отопителя; задержка включения компрессора при запуске двигателя; запоминание в энергонезависимой памяти установочной температуры воздуха в салоне; режим «ПРОСУШКА» — одновременное включение кондиционера и отопителя.
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ АНАЛИЗ
УСТАНОВКА: процесс установки системы климат контроля ЭСКО, сводится к следующим действиям: во-первых, нужно, собственно говоря, заменить штатный блок управления на имеющийся; во-вторых, необходимо заменить термоэлемент, который расположен в датчике температуры воздуха в салоне, а он находится на потолке; в-третьих, если на автомобиле установлен кондиционер, следует немного доработать проводку, установив в 10?й контакт 13?контактной колодки контакт включения кондиционера. И, в-четвертых, если у вас установлен отопитель старого образца, то для правильной работы блока необходимо поменять местами контакты 8 и 2 в основной колодке, однако додумываться до этого необходимо самому.
ЭРГОНОМИКА: блок ЭСКО управляется с помощью семи клавиш. Две клавиши, которые расположились с левой стороны, отвечают за увеличение и уменьшение температуры, причем на клавише, понижающей «градусы», символ меньше, чем на той, что повышает, так что все понятно с первого взгляда. С правой стороны находятся две кнопки управления скоростью вращения вентилятора, здесь такой же принцип, как и на кнопках управления температурой: меньше символ, меньше скорость и наоборот. В низу блока приютились следующие три клавиши (слева направо): включения кондиционера, включения режима автоматического поддержания температуры, включения обогрева. При задействовании каждой из клавиш над ними загорается светодиод, информирующий о включении выбранного режима.
РАБОТА БЛОКА: после того как проведены все многочисленные операции по установке блока ЭСКО, датчика температуры салона, замены контактов микроредуктора и калибровки, работу блока можно признать хорошей, хотя ничего выдающегося он не показал, да и не мог — вся «десятая» система вентиляции, достойная лишь снисходительных ухмылок, сводит на нет все усилия производителей.
ДИСПЛЕЙ: на дисплей системы климат контроля ЭСКО, который состоит из светодиодных элементов, выводится информация о реальной и заданной температуре в салоне, а также о скорости вращения вентилятора. Во время тестирования светодиодный индикатор вызвал следующие нарекания: во-первых, на дисплее очень плохо читается шкала, показывающая текущую скорость вращения вентилятора отопителя и индикаторы выбранного режима работы, особенно в солнечную погоду, а во-вторых, при дневном освещении через дисплей просвечивается эле-ктронная начинка прибора. Все вышеперечисленное говорит о том, что водителю придется «отлучаться» от дороги на достаточное время, чтобы изменить желаемый параметр климат-контроля, хотя можно предположить, что это недостаток конкретного образца.
ВНЕШНИЙ ВИД И КАЧЕСТВО ИЗДЕЛИЯ: внешний вид блока климат-контроля достаточно современен и скромен, что позволяет ему прекрасно вписываться в архитектуру 10-й приборной панели.
РЕЗЮМЕ
ДОСТОИНСТВА: приятный дизайн, простое управление.
НЕДОСТАТКИ: нечитабельный дисплей, отсутствие режима калибровки микроредуктора заслонки системы отопления.
ОБЩАЯ ОЦЕНКА: образец системы климат контроля ЭСКО оставил неоднозначное впечатление: перед покупкой лучше посмотреть его в деле.
>
ВАЗ 2110 | Электронный климат-контроль
1.12. Электронный климат-контроль
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ |
Электронный климат-контроль обеспечивает при любых погодных условиях, любой наружной температуре и в любое время года максимальный комфорт.
Для обеспечения постоянного и приятного климата в автомобиле в соответствии с внешними погодными условиями автоматически изменяются температура поступающего воздуха, количество воздуха и распределение воздуха.
Холодильный компрессор климат-контроля охлаждает воздух и отводит влагу.
При включенном холодильном компрессоре у кондиционера потребляемая мощность такой величины, которая приводит к повышению расхода топлива. Если нет необходимости в холодильном компрессоре, то следует нажать на клавишу ЕСО.
Фильтр очистки воздуха очищает поступающий снаружи воздух от пыли и сажи, а также от пыльцы и спор.
С установкой на автоматический режим кондиционирования возможно движение практически всегда. При необходимости можно климат-контроль отрегулировать вручную.
Климат-контроль работает только при работающем двигателе.
Автоматический режим
Основные установки для максимального комфорта:
– нажать на клавишу AUTO, дисплей и индикация функции включены;
– открыть все сопла обдува;
– задать на дисплее температуру клавишами „+» либо. „-» от 22°
С до 24° С.
При необходимости может быть задана большая или меньшая температура.
Ручная установка
При особых условиях (напр., оледеневшие или запотевшие стекла, поступление неприятных запахов снаружи) могут быть установлены функции климат-контроля вручную.
После повторного включения зажигания климат-контроль находится в режиме выбранных ранее установок.
При необходимости, установить режим работы следующим образом:
Сушка и размораживание стекол
Нажать (контроль включения), индикация режима AUTO погаснет.
Температура и обдув установятся автоматически, стекла размораживаются и сушатся скорейшим образом.
Возврат к автоматическому режиму: нажать или AUTO.
Режим циркуляции воздуха
Нажать (контроль включения), индикация режима AUTO погаснет.
Включение при поступлении неприятных запахов снаружи. Система циркуляции воздуха предотвращает поступление наружного воздуха, воздух в салоне автомобиля циркулирует.
Систему циркуляции воздуха следует включать лишь на некоторое время, т.к. со временем качество воздуха в салоне ухудшается.
Возврат к автоматическому режиму: нажать или AUTO.
Автоматический режим без охлаждения (экономия топлива).
ЕСО Нажать (контроль включения), индикация режима AUTO погаснет.
Включать для экономии топлива. В этом режиме холодильный компрессор выключен.
Поступающий воздух не охлаждается и не сушится, из-за этого ограничен комфорт, который предоставляет климат-контроль.
Возврат к автоматическому режиму: нажать ЕСО или AUTO.
Заданная температура
Заданная температура может устанавливаться клавишами „+» либо „-» на значения между 17° С и 27° С.
При установке ниже 17° С отображается на дисплее LO: климат-контроль работает непрерывно с максимальной мощностью охлаждения, регулирование температуры не осуществляется.
При установке выше 27° С отображается на дисплее HI: климат-контроль работает непрерывно с максимальной теплопроизводительностью, регулирование температуры не осуществляется.
Распределение воздуха
Путем нажатия на одну из следующих клавиш (индикация режима AUTO погаснет) осуществляется:
распределение воздуха к верхнему
пространству;
распределение воздуха к лобовому стеклу,
к передним боковым стеклам и к переднему и к заднему пространству для ног;
распределение воздуха к верхнему пространству,
и к переднему и к заднему пространству для ног;
распределение воздуха к переднему и
к заднему пространству для ног.
Возврат к автоматическому режиму: нажать соответствующую клавишу повторно или нажать AUTO.
Количество воздуха
Нажать справа или слева, индикация режима AUTO погаснет, повышается либо понижается частота вращения вентилятора обдува. На дисплее между клавишами К отображается ступень обдува.
Возврат к автоматическому режиму: нажать AUTO, на дисплее между клавишами отображается А.
Выключение климат-контроля
OFF Нажать, выключаются все функции климат-контроля.
Установки распределения воздуха остаются в положении ранее выбранных положений.
Доступ наружного воздуха может быть остановлен нажатием на клавишу .
По соображениям комфортности отключать климат-контроль (управление отоплением, обдувом и охлаждением) следует только в случае возникновения в системе неисправности.
Включение климат-контроля: нажать OFF или AUTO.
Общие указания
Климат-контроль работает эффективнее, если закрыты окна и люк крыши. Если салон автомобиля сильно нагрелся после длительного воздействия солнечных лучей, то открыть на некоторое время окна, чтобы нагревшийся воздух мог быстрее улетучиться.
Для бесперебойной работы не следует закрывать отверстия для датчиков в группе переключателей климат-контроля и между отверстиями подачи воздуха перед лобовым стеклом.
При включенном кондиционере образуется конденсат, выступающий на днище автомобиля.
Техобслуживание
В случае необычной работы климат-контроля: примерно в течение 5 секунд одновременно держать нажатыми клавиши AUTO и OFF, произойдет синхронизация вспомогательных двигателей, вентилятор обдува при этом на некоторое время остановится.
ВАЗ 2110 | Электронная система климат-контроля
Эта система обеспечивает максимальный комфорт при всякой погоде, любой наружной температуре и в любое время года.
Чтобы обеспечить постоянный и уютный климат в автомобиле, производится автоматическая регулировка температуры поступающего воздуха, а также расхода и распределения его в зависимости от наружных атмосферных условий.
Индикация системы осуществляется на информационном дисплее.
Рис. 1.118. Панель управления электронной системой климат-контроля
|
Система обогрева и вентиляции
Рис. 1.119. Регулятор распределения потоков воздуха
|
Левый поворотный переключатель отвечает за распределение потоков воздуха, подаваемого в салон.
Режим обдува верхнего и нижнего пространства салона через регулируемые сопла обдува. Режим обдува верхнего пространства салона через регулируемые сопла обдува. Режим обдува ветрового стекла через регулируемые сопла обдува. Режим обдува ветрового и боковых стекол и нижнего пространства салона через регулируемые сопла обдува. Режим обдува нижнего пространства салона через регулируемые сопла обдува.Средний поворотный регулятор отвечает за регулирование температуры подаваемого в салон воздуха
Рис. 1.120. Регулятор температуры подаваемого воздуха
|
При повороте регулятора вправо подается теплый воздух, влево – холодный.
Правый поворотный регулятор отвечает за расход воздуха.
Регулятор имеет четыре скорости обдува. В положении подача воздуха прекращается.
ПРИМЕЧАНИЕ Расход воздуха определяется обдувом, поэтому необходимо включать обдув и во время движения. |
Рис. 1.122. Клавиша включения обогрева заднего стекла и наружных зеркал заднего вида
|
Обогрев заднего стекла, обогрев наружных зеркал заднего вида
Обогрев осуществляется при работающем двигателе и автоматически отключается приблизительно через 15 мин. Сигнализатор контроля включения расположен в переключателе.
ПРИМЕЧАНИЕ На автомобилях с дизельным двигателем во время очистки сажевого фильтра обогрев заднего стекла автоматически выключается. |
Режим охлаждения кондиционера
Этот режим функционирует только при работающем двигателе и включенном обдуве.
Сигнализатор контроля включения расположен в переключателе.
При включенном охлаждении (компрессоре кондиционера) воздух охлаждается и осушается. Если в этом нет необходимости, выключите охлаждение для экономии топлива.
Рис. 1.123. Клавиша включения режима охлаждения кондиционера
|
При низких наружных температурах охлаждение автоматически выключается.
Система циркуляции воздуха
С помощью клавиши выключателя циркуляции система вентиляции переключается на режим циркуляции воздуха (сигнализатор включения).
При проникновении снаружи дыма или запаха на короткое время включите систему циркуляции воздуха.
Рис. 1.124. Клавиша выключения циркуляции
|
Включенная система циркуляции воздуха снижает воздухообмен. Влажность воздуха возрастает, при этом возможно запотевание стекол. Качество воздуха внутри салона со временем ухудшается.
Если распределитель воздуха переключить в положение обдува ветрового стекла, система циркуляции воздуха автоматически выключится для ускоренного удаления влаги со стекол.
Средние и боковые сопла обдува
Изменением положения регуляторов температуры достигается комфортная вентиляция верхнего пространства салона.
Чтобы открыть сопла, поверните вертикальное кольцо регулятора вниз. Вращением горизонтального кольца регулятора изменяется направление потока воздуха.
Чтобы закрыть сопло, поверните вертикальное кольцо регулятора до упора вверх. Отобразится значок 0. Пластины дефлектора остаются открытыми, но подача воздуха прекращается.
Дополнительные сопла расположены под ветровым стеклом и боковыми стеклами, а также спереди в нижнем пространстве у пола.
Обогрев передних сидений
Рис. 1.127. Клавиши включения обогрева передних сидений
|
В зависимости от нужной степени обогрева нажмите клавишу включения для соответствующего сиденья один или несколько раз. Индикация включения одной из трех ступеней осуществляется сигнализатором в клавише.
ПРИМЕЧАНИЕ Людям с повышенной чувствительностью кожи не рекомендуется длительное использование обогрева на самой высокой ступени. |
Для того чтобы выключить обогрев, нажмите клавишу. Если сигнализатор в клавише погас, значит обогрев отключен.
ПРИМЕЧАНИЕ Подогрев сидений осуществляется только при работающем двигателе. |
ВАЗ 2110 | Система климат-контроля
4.4. Система климат-контроля
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ |
Расположение компонентов системы климат-контроля
Панель управления системой климат-контроля
Расположение диагностического разъема системы климат-контроля
Автоматическая система климат-контроля обеспечивает регулированием температуры заданной водителем независимо от внешней температуры воздуха. Блок управления системы получает информацию от нескольких датчиков, для того, чтобы поддерживать температуру внутри салона автомобиля на требуемом уровне. Датчик температуры охлаждающей жидкости расположен в кожухе отопителя. Датчик температуры поступающего воздуха расположен снаружи испарителя. Солнечный датчик расположен на панели приборов со стороны водителя. Датчик температуры окружающего воздуха расположен за передней решеткой, а блок управления расположен в панели приборов (см. рис. Расположение компонентов системы климат-контроля).
Система климат-контроля оборудована системой самодиагностики, которая собирает информацию о неисправностях и преобразует их в коды, которые записываются в памяти компьютера.
Для проверки кодов самодиагностики включите зажигание, не запуская двигатель и подсоедините дополнительным проводом отдельный контакт к обозначенному пазу на диагностическом разъеме системы кондиционирования (см. рис. Расположение диагностического разъема системы климат-контроля).
Имеется 4 категории самодиагностики. Для выбора категории диагностики используйте кнопки увеличения или уменьшения задаваемой температуры системы климат-контроля.
Категория 1. Загораются все светодиоды и сегменты дисплея.
Категория 2. Высвечивается код неисправности.
Категория 3. Производится проверка исполнительных механизмов.
Категория 4. Производится калибровка датчика температуры.
Код |
Неисправность |
20 | все датчики исправны |
21 | обрыв в цепи датчика температуры внутри автомобиля |
21 | замкнута цепь датчика температуры внутри автомобиля |
22 | обрыв в цепи датчика внешней температуры |
22 | замыкание в цепи датчика внешней температуры |
23 | обрыв в цепи датчика впускаемого воздуха |
23 | замыкание в цепи датчика впускаемого воздуха |
24 | обрыв в цепи датчика температуры охлаждающей жидкости |
24 | замыкание в цепи датчика температуры охлаждающей жидкости |
25 | обрыв в цепи солнечного датчика |
26 | обрыв в цепи датчика PBR |
26 | замыкание в цепи датчика PBR |
Электронный блок климат-контроля ВАЗ 2110 БРИЗ
Блок управляет штатным отопителем или кондиционером, для установки на автомобили ВАЗ 10-го семейства с двигателями объемом 1500, 1600, 1800 куб.см. и электронной системой управления впрыском топлива типа Январь 5.1., Январь 7.2.(Ителма), BOSCH M1.5.4., BOSCH МР 7.0., BOSCH 7.9.7, Ителма VS-5Блок управляет штатным отопителем или кондиционером. Он автоматически поддерживает требуемую температуру в салоне, плавно регулирует в широком диапазоне обороты вращения вентилятора, от минимальных до максимально возможных. Блок имеет режим коррекции показаний с датчиков внешней и внутренней температур, а также возможность индикации кодов неисправностей ЭСУД, напряжения бортовой сети и температуры двигателя автомобиля. Яркая и насыщенная индикация, удобное и современное управление делают управление климатом в салоне простым и комфортным.
Режимы работы
Управление климатом — автоматический режим поддержания заданной температуры
— полуавтоматический режим поддержания заданной температуры
— ручная регулировка температуры в салоне (положение воздушной заслонки)
— плавная регулировка оборотов вентилятора отопителя
— управление кондиционером
Диагностические функции
— измерение внешней температуры воздуха
— измерение температуры двигателя
— измерение напряжения бортовой сети
— считывание и сброс кодов ошибок ЭСУД (только для Январь 5.1., Январь
7.2.(Ителма), BOSCH M 1.5.4., BOSCH 7.9.7, Ителма VS -5.)
Установка блока
Блок устанавливается на штатное место автомобилей ВАЗ 10-го семейства. Для работы дополнительных функций (вкл/выкл кондиционера, индикация внешней температуры, диагностика двигателя) необходимы внешние подключения. Для этого используйте из комплекта провода, армированные клеммами. Вставьте клеммы в жгутовой 13-й контактный разъем в следующем порядке:
Вид разъема со стороны контактов
— белый провод (управление кондиционером) на место 10 контакта (провод подключается к обмотке управляющего реле).
— синий провод (датчик внешней температуры) на место 7-го контакта (провод подключите к дополнительному датчику температуры).
— коричневый провод (диагностическая цепь) на место 12 контакта
(провод подключите к K-LINE диагностической колодки автомобиля).
Перед первым включением блока необходимо провести его калибровку. Для этого необходимо нажать клавишу и удерживая ее включить зажигание. После появления на индикаторе трех горизонтальных полос отпустите клавишу. В течении 5-ти секунд блок будет откалиброван. При несоответствии положения воздушной заслонки вводимому значению — проведите повторную калибровку.
Блок может работать в трех режимах: РУЧНОМ, АВТОМАТИЧЕСКОМ, ПОЛУАВТОМАТИЧЕСКОМ.
В РУЧНОМ режиме (светодиод «AUTO» не горит) положение заслонки «ТЕПЛО/ХОЛОД» определяется регулятором. Левая шкала, при этом, показывает условное положение заслонки. Для регулировки скорости вентилятора в этом режиме необходимо нажать на ручку регулятора, а затем, вращая ее в ту или другую сторону выбрать необходимую скорость вращения. По истечении 5-ти секунд регулятор опять переходит в режим регулировки заслонки «ТЕПЛО/ХОЛОД».
Для перехода в АВТОМАТИЧЕСКИЙ режим поддержания температуры в салоне необходимо нажать на клавишу В данном режиме регулятором задается желаемая температура. Далее блок самостоятельно регулирует заданную температуру заслонкой и скоростью вентилятора.
Если в автоматическом режиме регулятором изменить скорость вращения вентилятора блок переходит в ПОЛУАВТОМАТИЧЕСКИЙ режим. В данном режиме скорость вентилятора задается вручную, а заслонка регулируется автоматически. Для возврата в автоматический режим необходимо дважды нажать на клавишу
«Бриз» имеет ряд дополнительных функций, которые включаются клавишами:
индикация температуры в салоне | |
индикация температуры за бортом (требуется установка датчика температуры) | |
индикация напряжения бортовой сети, температуры двигателя, кодов ошибок ЭСУД (перебор отображаемых параметров осуществляется последовательным нажатием на клавишу). Для работы данной функции необходимо к блоку подключить цепь диагностики (см. п. Подключение). | |
включение / выключение кондиционера (если он присутствует в составе автомобиля). Поддержание заданной температуры при включенном кондиционере осуществляется также, заслонкой и скоростью вентилятора |
Режим работы блока, скорость вентилятора, устанавливаемая температура сохраняются в памяти блока климат контроля после выключения зажигания и полного отключения питания. После включения зажигания предусмотрена задержка включения всех элементов управления для облегчения запуска двигателя. Для включения кондиционера задержка дольше остальных. После задержки блок входит в режим, в котором он находился до выключения зажигания.