как работает лямбда-зонд и почему он важен :: Autonews
Современные двигатели внутреннего сгорания становятся все более сложными и технологичными, поскольку с каждым годом растут требования к ним. Причем, как с точки зрения увеличения топливной экономичности, так и в контексте соответствия их параметров постоянно ужесточающимся экологическим нормам. Для достижения двигателями этих во многом противоположных целей в современных автомобилях используют специальные датчики – так называемые датчики кислорода или лямбда-зонды.
Лямбда-зонд – один из основных источников информации, на показания которого опирается блок управления двигателем в своей работе. Датчик (а иногда и не один) устанавливается в выпускном коллекторе и отслеживает количество кислорода в выхлопе. Эти данные вкупе с начальными показателями впрыснутого топлива и потребленного воздуха позволяют ЭБУ двигателя точно определять, как происходит процесс сгорания. Снятые лямбда-зондом показания позволяют напрямую говорить о составе рабочей смеси в цилиндре, а значит, и о расходе топлива, его энергетической отдаче и, косвенно, о количестве вредных веществ в выпускных газах.
Ранние образцы датчиков кислорода работали в узком диапазоне. Такой лямбда-зонд был эффективен тогда, когда состав топливо-воздушной смеси приближался к стехиометрическому (состав смеси, при котором обеспечивается наиболее полное и эффективное сгорание топлива) или менялся незначительно. В случае же значительных отклонений датчик показывает лишь то, в какую сторону отклоняется состав смеси, но не показывает, насколько.
При сильно обогащенной смеси (например, при холодном пуске в мороз) или при ее обеднении (при резком повышении давления наддува турбиной) обычный датчик кислорода не может точно определить состав смеси, и ЭБУ вынужден игнорировать его неправильные показания, переходя на управление по заранее заложенным алгоритмам, причем далеко не всегда оптимальным. Это приводит не только к повышению расхода топлива, но и к чрезмерным нагрузкам на катализатор в результате увеличения количества несгоревших частиц.
Постоянно ужесточающиеся экологические нормы требовали более точного подхода к измерению состава смеси и анализу выхлопных газов. Связано это было с тем, что моторы, оснащенные турбонагнетателями и другими сложными системами, намного чаще начали работать в переходных режимах, особенно при движении автомобиля в городском цикле. Поэтому для более точного измерения состава смеси потребовались датчики несколько иной конструкции.
Пионером в этой области стала компания Denso, которая в 1996 г. разработала широкополосные датчики, измеряющие соотношение воздух/топливо.
Он работает по тому же принципу, что и обычный лямбда-зонд. Датчик точно так же измеряет количество кислорода, однако благодаря более продвинутому чувствительному элементу делает это в более широком диапазоне. Это позволяет получать точные данные о составе даже сильно обедненной или, наоборот, обогащенной смеси.
Больше данных позволяют блоку управления двигателем точнее дозировать количество впрыскиваемого топлива, повышая топливную эффективность и понижая расход, а также количество вредных выбросов. Именно этот, на первый взгляд, незначительный компонент очень сильно помогает современным автопроизводителям соответствовать жестким требованиям по выбросам вредных веществ.
Но и для обычных автовладельцев важна функциональная исправность данного датчика, ведь при его выходе из строя повторяется описанная выше ситуация – увеличивается расход топлива и повышается нагрузка на катализатор. Двигатель автомобиля начинает работать в режиме, отличном от оптимального. Более того, важно не просто следить за исправностью датчика, но и в случае выхода из строя менять его на качественное и надежное изделие.
На сегодняшний день датчики соотношения воздух/топливо от компании Denso считаются одними из лучших на независимом рынке автозапчастей. Это обусловлено простым фактом – именно Denso является одним из крупнейших поставщиков этих автокомпонентов на конвейеры крупнейших автопроизводителей.
Интересный факт: невероятно требовательная к качеству автокомпонентов шведская компания Volvo выбрала Denso в качестве поставщика датчиков соотношения воздух/топливо для новых автомобилей, оснащенных новым же трехцилиндровым турбомотором семейства Drive_E. На сегодняшний день несколько сотен миллионов устройств Denso измеряют состав топливно-воздушной смеси в автомобилях по всему миру. В запчастях для рынка послепродажного обслуживания автомобилей фактически воплощен опыт компании по производству оригинального оборудования, так что в надежности и качестве компонентов Denso сомневаться не приходится.
Компетенции Denso не ограничиваются одними лишь датчиками соотношения воздух/топливо. Ассортимент Denso – и в качестве производителя оригинального оборудования, и в качестве поставщика автокомпонентов для независимого рынка автозапчастей – очень обширен: это свечи зажигания и накаливания, стартеры, генераторы, компрессоры кондиционера, топливные насосы, сложные датчики положения коленчатого и распределительного валов, а также многое другое, без чего немыслим современный комфортный и эффективный автомобиль.
Очевидно, что без серьезной технологической базы и огромного опыта невозможно производить широкий спектр качественных высокотехнологичных автокомпонентов. Именно упор на технологиях и наличие глубоких компетенций являются фундаментом, на котором выстроена вся деятельность японской высокотехнологической компании Denso. Лучшее тому подтверждение – признание миллионов автомобилистов по всему миру и более чем полувековая успешная история компании.
Принцип работы лямбда зонда | Выхлоп-сервис
В современных системах управления впрыском топлива, едва ли не главную роль выполняет датчик содержания кислорода в выхлопных газах (Oxygen Sensor). Его часто называют лямбда-зонд или О2-датчик, иногда — датчик выхлопа. Задача лямбда-зонда состоит в том чтобы преобразовывать информацию о содержании кислорода в выхлопных газах в эл.сигнал, который, в свою очередь, считывается эл.блоком управления впрыском (ECU).
В современных двигателях оптимальной считается смесь с соотношением 14.7 частей воздуха к 1части топлива. Соотношение воздуха и топлива в составе топливной смеси определяется эл.блоком по полученным сигналам датчиков установленных на двигателе, качество же приготовленной смеси проверяется ECU по сигналам, введенного в обратную связь, датчика О2. При излишне обогащенной или обедненной топливной смеси, эл.блок корректирует ее приготовление с учетом показаний лямбда-зонда. датчик О2 выполняет в системе впрыска топлива одну из основных функций, работа двигателя во многом зависит от его исправного состояния. Самыми важными условиями работоспособности датчика содержания кислорода в выхлопных газах являются:
1. Обеспечение герметичности выхлопного тракта и непосредственно места установки датчика. При замене вышедшего из строя датчика О2 следует смазывать его резьбу специальной токопроводной смазкой для предотвращения заклинивания резьбового соединения. Не стоит применять для этого стандартные смазки, т.к. они не являются токопроводными, а резьбовая часть датчика является для него эл.контактом. Некачественный контакт (или контакт с большим сопротивлением эл.току) приведет к неправильной работе
лямбда-зонда. В некоторых конструкциях предусмотрена установка герметизирующей шайбы. Чаще всего эти шайбы являются одноразовыми и при демонтаже датчика подлежат замене.
2. Считается недопустимым попадание на корпус датчика тормозной или охлаждающей жидкости и других реактивов. Не следует применять для очистки его поверхности какие-либо растворители и активные моющие средства.
3. В связи с малыми рабочими токами, должны быть обеспечены надлежащие контакты в разъемах соединений эл.цепи и проводки датчика О2.
4. Существенно снизить ресурс лямбда-зонда может применение топлива, в состав которого входит высокое содержание свинца (эт.бензин).
5. К выходу из строя датчика может привести перегрев его корпуса. Перегрев может произойти из-за неправильно установленного угла опережения зажигания или сильно переобогащенной топливной смеси. В свою очередь, топливная смесь может быть переобогащена из-за забитого воздушного фильтра, неисправного регулятора давления топлива в системе, неработающего датчика температуры охлаждающей жидкости и др.
Функционально лямбда-зонд работает, как переключатель и выдает напряжение выше порогового (0.45V) при низком содержании кислорода в выхлопных газах. При высоком уровне кислорода датчик О2 снижает это пороговое напряжение ECU. При этом, важным параметром является скорость переключения датчика. В большинстве систем впрыска топлива О2-датчик имеет выходное напряжение от 40–100мВ. до 0.7–1В. Длительность фронта должна быть не более 120мСек. Следует отметить, что многие неисправности лямбда-зонда контроллерами не фиксируются и судить о его исправной работе можно только после
Проверку работоспособности датчика О2 лучше всего производить с помощью осциллографа. На Рис.3 показан сигнал нормально работающего лямбда-зонда на прогретом двигателе, работающего на ХХ.
На Рис.4 показан выходной сигнал еще работающего, но изрядно послужившего и практически забитого датчика О2. Данная осциллограмма зафиксировала падение амплитуды выходного сигнала ниже 0V, что говорит о неисправности датчика О2. Данная неисправность датчика чаще всего фиксируется системой самодиагностики и на приборной панели загорается лампочка «CHECK ENGINE», которая сигнализирует о неисправности.
На Рис.5 представлена наиболее распространенная «болезнь» датчиков содержания кислорода в выхлопных газах, которая выражена в замедленной его реакции. Время фронта сигнала (t) значительно превышает 120 мСек. Данная неисправность датчика неминуемо вызывает увеличенный расход топлива и заметное снижение динамики автомобиля, а система самодиагностики ее не зафиксирует, т.к. данный параметр не отслеживается контроллером.
Неисправности “замерзших» датчиков О2 не фиксируются контроллером, т.к.амплитудные значения сигналов не выходят из заданного для них диапазона. В большинстве систем впрыска топлива неисправности датчиков могут быть зафиксированы только при выходе их сигнала из этого заданного диапазона. Чаще всего это 0–1В.
Таким образом, однозначно фиксируется только полное отсутствие сигнала и его минусовое значение, в этих случаях ошибка индицируется лампой «CHECK ENGINE». Однако, следует заметить, что в некоторых ECU предусмотрена возможность диагностики и обнаружения неисправности по косвенным признакам (соотношение показаний датчика скорости автомобиля или датчика положения коленвала, датчика положения дроссельной заслонки, расходомера воздуха и др.). В этих случаях индикация «СЕ» может быть включена.
При обнаружении неисправности О2-датчика, контроллер переходит в режим управления впрыском по усредненным параметрам и завышает обогащение
Ресурс датчика содержания кислорода в выхлопных газах обычно составляет от 30 до 70 тыс.км. и в значительной степени зависит от условий эксплуатации. Дольше служат, как правило, датчики с подогревом. Рабочая температура для них обычно 315–320ёC. В конструкцию этих датчиков включен нагревающий элемент, имеющий на разъеме свои контакты. Проверку работоспособности нагревательного элемента таких датчиков можно производить обычным омметром. Сопротивление их обычно составляет от 3 до 15 Ом.
Демонтаж неисправного лямбда-зонда следует производить при температуре двигателя около 50ёC, в противном случае, из-за заклинивания, велик риск сорвать резьбу. Перед тем, как приступать к демонтажу, необходимо при выключенном зажигании отсоединить разъем датчика. На некоторых автомобилях, чтобы снять датчик О2, необходимо демонтировать защитный кожух выпускного тракта. Признаком неисправного лямбда-зонда может служить повышение расхода топлива и ухудшение динамики автомобиля, при этом возможен неустойчивый холостой ход двигателя.
В большинстве своем, сходные по конструкции датчики являются взаимозаменяемыми. Возможна и замена неподогреваемых на подогреваемые О2 (обратную замену я не рекомендую). Однако часто возникает проблема несовместимости разъемов и отсутствие дополнительных проводов питания для подогревающего элемента. При этих заменах можно самостоятельно проложить дополнительные провода и подключить подогреватель к реле зажигания или реле эл.бензонасоса. При этом следует учитывать, что ток потребления подогревателя может составлять до 8–12А. Если есть возможность, лучше эту цепь подключить через дополнительное реле и предохранитель, как показано на Рис.9.
На рис. показана схематика разъемов, которые чаще всего встречаются с распространенными датчиками содержания кислорода в выхлопных газах. Цветовая маркировка проводов, разъемов (и их конструкция) могут различаться и зависят от предприятия (фирмы) изготовителя конкретного датчика или автомобиля. Однако замечено, что сигнальный провод О2 чаще бывает более темного цвета, чем его подогревателя. Цветовая маркировка проводов подогревателя датчика, чаще всего бывает одноцветной (часто белого цвета), но отличной от сигнального провода.
В заключение хочу отметить, что датчик содержания кислорода в выхлопных газах устанавливается, как правило, в паре с катализатором. Многие автовладельцы считают, что они взаимосвязаны функционально и могут работать только в паре. Однако это не совсем так. В большинстве автомобилей лямбда-зонд установлен на выхлопном тракте до катализатора. В этом случае катализатор не может влиять на работу датчика, хотя обратная зависимость есть и заключается в том, чтобы система впрыска топлива регулировала топливную смесь не обогащая ее, таким образом продляя срок службы катализатора.
Некоторые автовладельцы самостоятельно заменяют вышедший из строя катализатор на резонатор и отключают лямбда-зонд. В этом случае ECU работает по усредненным значениям и не может обеспечить оптимального приготовления состава топливной смеси. Кроме того, добиться низкого уровня содержания СО в выхлопных газах на таких автомобилях бывает весьма проблематично. Часто в этих случаях после отключения аккумулятора работа двигателя становится неустойчивой и не всегда оптимизируется даже после значительного пробега автомобиля, т.к. не во всех ECU есть система коррекции режимов сохраняемых в оперативной памяти и, при отключении питания, ECU теряет эти значения. Восстановление этих значений порой может быть дороже стоимости нового катализатора вместе с О2.
Бесконтрольность датчика О2 может привести к его полному разрушению, а ведь его основу составляют керамические пластины. Самым серьезным следствием отключенного лямбда-зонда может стать вышедший из строя двигатель, т.к. на многих автомобилях из-за растянувшегося ремня ГРМ (и не только) могут не плотно быть закрыты выпускные клапана в начале обратного хода поршня. В этот момент очень велик риск попадания керамики в камеру сгорания, а чем это грозит догадаться не трудно.
Если вы решили заменить катализатор на резонатор или просто его удалить, не стоит отключать лямбда-зонд, а если и он вышел из строя, то установите новый датчик. В автомобилях где лямбда-зонд установлен на катализаторе, дело обстоит еще сложнее, т.к. О2 контролирует уже очищенный выхлоп. В этом случае, если удален катализатор (даже если сохранен О2), добиться оптимальной работы двигателя бывает достаточно трудно, т.к. программа ECU может быть не рассчитана на более «грязный» выхлоп и часто воспринимает
это как неисправность лямбда-зонда.
Настоятельно рекомендую проверять работу датчика содержания кислорода в выхлопных газах не реже одного раза через каждые 5000–10000 км. пробега автомобиля. Решением данной проблемы контроля может стать установленный на приборной панели индикатор работы лямбда-зонда.
Vladimir Kalinovsky
Corsa Automotive
2307 McDonald Ave
Brooklyn, NY 11223
(718) 998–0770
fax (718) 627–7312
Внимание! Проверку работы датчика содержания кислорода в выхлопных газах следует проводить на прогретом двигателе и частоте вращения коленвала на оборотах обычного Х.Х.+1200. Щуп осциллографа необходимо подключать к сигнальному проводу О2 не отключая датчик от контроллера.
Отключить диагностические лямбда зонды, что избавит от необходимости их менять, можно с помощью чип тюнинга. Это позволит полностью удалить каталитический нейтрализатор.
6 признаков неисправности лямбда зонда — Статьи
Неисправность лямбда зонда сопровождается диагностикой и в некоторых случаях заменой детали. Этот компонент системы автомобиля стоит на страже экологии планеты. Его основная функция заключается в контроле уровня содержания вредных веществ в выхлопных газах.
Узнайте стоимость диагностики лямбда зонда онлайн за 3 минутыНе тратьте время впустую – воспользуйтесь поиском Uremont и получите предложения ближайших сервисов с конкретными ценами!
Автомобильный рынок предлагает два основных вида лямбда зонда:
- С двухканальной компоновкой. Его устанавливали на автомобилях, произведённых более 30 лет назад. Такой зонд также применяют для машин эконом класса.
- Широкополосное устройство. Используется для большинства машин среднего и премиум класса. Устройство более точно определяет превышение нормы вредных веществ и сообщает об этом водителю.
Деталь устанавливается внутри специального коллектора, где соединяются шланги и патрубки. Монтаж в этом месте позволяет добиться высокой производительности и точности диагностики. Основная функция лямбда зонда заключается в повышении рабочих ресурсов автомобиля, понижения расхода топлива и поддержания стабильной работы двигателя. Если возникает несоответствие, прибор посылает сигнал в ЭБУ, который изменяет пропорции топлива и воздуха.
Важность этого устройства многие недооценивают, однако в случае его отказа машина может работать нестабильно. По этой причине важно знать основные неполадки зонда и способы борьбы с ними.
Признаки неисправности лямбда зонда
Признаки неисправности этого устройства могут быть разными, и самым главным сигналом для водителя станет нарушение нормальной работы мотора. Если устройство работает плохо, то качество топлива, которое подаётся в камеру сгорания, значительно понижается.
Почему ломается лямбда зонд? Причины могут быть следующими:
- Корпус машины был разгерметизирован.
- Внутри топливной системы попал воздух или выхлопные газы.
- Датчик перегрелся из неполадок системы зажигания или неправильной покраски мотора.
- Обыкновенный износ компонентов.
- Неисправность электропитания – сигналы не поступают к ЭБУ.
- Поломка в результате удара или другого механического воздействия.
В последнем случае лямбда зонд ломается в одно мгновение. Остальные симптомы свидетельствуют о том, что устройство выходит из строя постепенно. Если вы не знаете, как проводить диагностику этого компонента и не представляете, где он находится, то неисправности лямбда зонда определить не удастся.
Как понять, что этой детали скоро придёт конец? Сначала датчик начинает работать через раз. Сигнал иногда просто не передаётся для электронного блока управления. Это приводит к коррекции оборотов холостого хода. Данный показатель начинает изменяться и его колебания расширяются в диапазоне. Качество бензина или солярки понижается, а сам автомобиль дёргается.
Водитель слышит хлопки внутри мотора, а на приборной панели загорается соответствующая иконка. Затем датчик просто не работает на двигателе, который был только что запущен. Приборная панель будет сообщать вам об этом всеми доступными способами. Мощность машины сильно снижается, и когда вы будете нажимать на педаль ускорения, из двигателя будут слышны хлопки.
Но самая большая опасность для водителя заключается в перегреве двигателя, что становится причиной тотальной поломки системы. Если игнорировать сломанный датчик, то его состояние станет ухудшаться.
Это прямым образом влияет на работу машины. Качество передвижения снизится, потребление бензина увеличится и внутри машины начнёт пахнуть выхлопными газами с характерным запахом. Некоторые современные автомобиля оснащены системой блокировки двигателя, если датчик не работает. Придётся вызывать эвакуатор и отправляться в автосервис.
Самая худшая альтернатива развития события – это разгерметизация устройства. Если в машине ВАЗ произойдёт такой случай, то движение лучше прекратить, если вы не хотите окончательно доломать мотор. При окончательной поломке запчасти отработанные газы начинают попадать в ёмкость атмосферного воздуха. При срабатывании тормозных колодок устройство начинает определять большое количество молекул воздуха и подаёт чрезмерное количество сигналов для ЭБУ. В результате система управления впрыска ВАЗ работает некорректно или вообще перестаёт функционировать.
Как узнать, что произошла разгерметизация зонда? При движении на высокой скорости внутри двигателя сильно стучит. Автомобиль начинает двигаться рывками, и слышен неприятный запах отработанных газов. Также эту поломку можно определить путём визуального анализа корпуса выпускных клапанов и свечей – на них появляется сажный налёт.
Как производится диагностика и замена лямбда зонда?
Для автомобиля ВАЗ или любого другого транспортного средства можно использовать профессиональное оборудование. Воспользуйтесь услугами автосервиса, которые располагают осциллографом. Также состояние кислородного датчика можно определить при помощи мультимера. Это устройство может быть использовано для автомобилей ВАЗ.
Процедура проверки производится при заведённом двигателе, так как если датчик находится в спокойном состоянии, то невозможно определить его работоспособность. Если лямбда зонд работает некорректно, то рекомендуется замена детали.
В большинстве случаев зонд ВАЗ не поддаётся восстановлению – гораздо проще поставить новую деталь. Если на приборной панели выскакивает несколько ошибок, то нужно провести полную диагностику автомобиля. Если уж вы отправились в автосервис, то стоит проверить как можно больше систем машины.
Если вы планируете менять неисправный датчик у дилера, то это будет стоить дорого. Оптимальным вариантом является использование универсального зонда, который реализуется по нормальной цене. Можно поставить б\у датчик, но вы сами осознаёте риск, связанный с таким решением. Решать неисправности лямбда зонда подобным образом нужно только в крайнем случае.
Бывают случаи, когда устройство работает с погрешностью и таким неполадкам нужно также уделять внимание. На устройстве оседают продукты горения топлива и лучше проверить деталь у специалистов. Если его работоспособность подтверждена, то можно произвести очищение и продолжить ездить на машине.
Для удаления лямбда зонда нужно его сначала нагреть до температуры в 50 градусов. Затем нужно снять защитный колпачок и очистить поверхность. Для очистки опытные водители используют ортофосфорную кислоту, которая отлично удаляет любые горючие отложения. После удаления продуктов горения сполосните деталь в горячей воде, просушите и поставьте на место. Обязательно смажьте его герметиком, чтобы обеспечить защиту от разгерметизации.
Каждой поломке автомобиля нужно уделять особое внимание и это в особенной степени касается лямбда зонда. Если вы хотите спокойно ездить на автомобиле ещё много лет, то этой детали нужно уделить внимание. Неисправности лямбда зонда влекут за собой серьёзные проблемы. Вы можете заменить эту деталь самостоятельно или поехать в ближайший автосервис.
Если вы выбрали второй вариант, то предлагаем решить проблему неисправностей лямбда зонда при помощи сайта Uremont.com. Здесь вы можете заказать услугу в одном из лучших автосервисов вашего города. Сайт собирает только проверенную информацию об исполнителях.
Лямбда зонд,датчик кислорода.Устройство и принцип работы.
Для того, чтобы добиться наибольшей продуктивности от работы двигателя необходимо обеспечить наилучшее сгорание топливно-воздушной смеси, в свою очередь для этого необходимо точно определить необходимые пропорции впрыскиваемого топлива и поступающего воздуха. Полученная смесь гарантирует наилучшее сгорание, продуктивную работу и наименьшее количество вредных веществ от выхлопа. Для определения доли кислорода в отработанных газах автомобиля, используется кислородный датчик (он же лямбда зонд, в народе).
Такой датчик используется только на инжекторных автомобилях. Лямбда зонд устанавливается в выхлопной системе автомобиля, некоторые модели авто могут содержать в комплектации 2 кислородных датчика, в таком случае один из них устанавливается до катализатора, второй – после катализатора. Применение 2 датчиков, позволяет усилить контроль, за отработанными газами автомобиля, тем самым достигнуть наиболее эффективной работы катализатора.
Как работает лямбда зонд?
Как Вам известно, дозировкой подаваемого топлива занимается электронный блок управления, он подает сигнал на форсунки о количестве необходимого топлива в камере сгорания в тот или иной момент времени. Лямбда зонд, в этом процессе выступает в качестве устройства обратной связи, благодаря которому, происходит правильная дозировка топлива на количество подаваемого воздуха. Правильно рассчитанная смесь очень важна как с экологической точки зрения, так и с экономической. На сегодняшний день, одним из важнейших требований к производству автомобилей является экологическая безопасность, поэтому новые автомобили комплектуются как правило каталитическим нейтрализатором (катализатором) и двумя датчиками лямбда зонда. Такое сочетание устройств позволяет свести к минимуму экологический вред, который наносят автомобили окружающей среде, но при возникновении поломки в одном из функциональных узлов выпускной системы, водитель попадет на приличные деньги, ведь все это не так то и дешево стоит.
Устройство лямбда зонда.
Сам датчик состоит из 2 электродов, внешнего и внутреннего. Внешний электрод сделан из платинового напыления, поэтому особо чувствителен к кислороду, из за химический свойств платины, ну а внутренний сделан из циркония. Лямбда зонд устанавливается таким способом, чтобы через него проходили отработанные газы автомобиля, при прохождении, внешний электрод улавливает кислород в отработанных газах, при этом изменяется потенциал между электродами, чем больше кислорода – тем выше потенциал! Особенностью циркониевого сплава, из которого сделан внутренний электрод – это его рабочая температура, которая достигает отметки в 300-1000 градусов. Именно по этой причине кислородные датчики имеют в своей конструкции подогреватели, которые доводят температуру самого датчики до рабочей в момент холодного запуска двигателя.
Лямбда зонды бывают 2 видов:
- Двухточечный датчик.
- Широкополосный датчик.
Эти два вида датчика между собой схожи по внешним признакам, но при этом выполняют работу различными способами.
Двухточечный датчик – это пример того датчика, который мы описывали ранее, состоит он с двух электродов, он фиксирует коэффициент избытка воздуха в топливной смеси, по величине концентрации кислорода в отработанных газах автомобиля.
Широкополосный датчик – является современной конструкцией лямбда зонда, в нем значение получают благодаря использование силы тока закачивания. По своей конструкции широкополосный датчик состоит из двух керамических элементов, двухточечного и закачивающего. Закачивающий элемент – физическим процессом закачивает в себя кислород из отработанных газов автомобиля, с использованием определенной силы тока. Датчик держит постоянное напряжение 450 мВ, если концентрация кислорода уменьшается – напряжение между электродами возрастает и подается сигнал в электронно управляющий блок. Как только сигнал поступил на ЭБУ, создается ток определенной силы на закачивающем элементе, этот ток обеспечивает закачку кислорода в измерительный зазор. В этом всем процессе, величины силы тока, которая подается на закачивающий элемент – это уровень концентрации кислорода в отработанных газах.
Основные причины и признаки неисправностей. Существует несколько признаков, по которым можно определить неисправность кислородного датчика:
- Увеличение токсичности выхлопных газов. Этот показатель на «глаз» определить невозможно, только с помощью замера специальным прибором, можно сделать вывод что уровень СО выхлопных газов увеличен. Показания прибора о увеличении СО гласит о нерабочем датчике лямбда зонд.
- Увеличение расхода топлива. Этот признак более заметен, чем предыдущий. Любой автомобилист интересуется, какой количество топлива расходуется автомобилем на определенное расстояние, поэтому повышение расхода будет заметно практически сразу. Единственный нюанс в этом способе определения – не всегда увеличение расхода топлива говорит о неисправности кислородного датчика.
- Check Engine. Все инжекторные автомобили имеют блок управления, который можно диагностировать на причину поломки в том или ином узле. Как правило, при появлении неисправности на приборной панели загорается соответствующая лампочка «Check Engine». В большинстве случаев, горение этой лампы говорит о неисправности лямбда зонда, более подробно можно узнать при диагностике на сервисе.
Причины неисправностей:
- Качество топлива. При некачественном топливе, на кислородном датчике откладывается небольшими долями свинец, этот слой со временем снижает чувствительность внешнего электрода к кислороду. Такой датчик можно со временем смело считать нерабочим.
- Механическая неисправность. К этим неисправностям относятся чисто механические повреждения самого датчика. Например: повреждение корпуса датчика, нарушение целостности обмотки обогрева и прочее. Решаются такие причины путем замены датчика на новый, ремонт практически невозможен и не целесообразен.
- Неисправность в топливной системе автомобиля. Из за неисправности форсунок, в цилиндры двигателя подается большее количество топлива, чем требуется, следовательно, оно не сгорает, а выходит в выхлопную систему в виде черного налета (сажи). Со временем эта сажа накапливается на всех узлах выхлопной системы автомобиля, в том числе и на лямбда зонде, это становиться причиной неправильной работы датчика. Как лечение, можно использовать тряпки и средства очистки, чтобы вычистить кислородный датчик, но если такие загрязнения будут постоянными – можно смело выбрасывать датчик и устанавливать новый.
Следите за автомобилем и своевременно выполняйте диагностику, это поможет сохранить функциональные узлы в хорошем состоянии на протяжении длительного времени.
Если продолжать ездить с неисправным лямбда зондом
Кратко:
• Снижение компрессии в цилиндрах, повышенный износ компрессионных колец и цилиндров и, как результат, сокращение ресурса двигателя. Выход из строя свечей зажигания.
• Гарантированный выход из строя катализатора, 2-го лямбда зонда в случае продолжения езды с неисправным 1-м лямбда зондом.
• Ухудшение холодного пуска двигателя, некомфортная езда, сопровождаемая пониженной мощностью и плавающими оборотами холостого хода и иногда провалами на оборотах от 2000 до 3000.
• Повышенный расход топлива, в среднем на 5-20% от обычного и даже до 50% в тяжелых случаях, что в итоге выльется за год как раз в стоимость новенького лямбда зонда.
• Сигнализирующая о неисправности лампочка Check Engine, которая попросту добавляет беспокойства в вашу жизнь и за которой можно просмотреть другую неисправность.
Подробнее:
При появлении любой неисправности современного автомобиля необходимо поспешить с её устранением, желательно отказавшись от дальнейшей интенсивной эксплуатации до её устранения. Это относится к лямбда зондам в большей степени, чем к каким бы то ни было другим деталям . Как уже известно из статьи «Для чего нужен лямбда зонд?», этот датчик вместе с катализатором, отвечает не только за очистку выхлопных газов от вредных примесей, но и за правильность смесеобразования в камерах сгорания. Звучит довольно невинно, и многие автолюбители полагают, что после выхода из строя кислородного датчика, всё, что им грозит, это повышение вредных примесей в выхлопной системе. Однако это далеко не так.
Давайте попробуем разобраться, что же происходит с двигателем и его системами при продолжении эксплуатации автомобиля с неисправным кислородным датчиком на примере двух главных угроз.
Сокращение ресурса двигателя.
Кратко опишем механизм этого процесса, который развивается в двух направлениях.
В результате неисправности датчика или его неправильной работы под воздействием внешних факторов, в цилиндры может подаваться переобогащённая топливная смесь. Эта смесь сгорает не полностью в результате чего, электроды и изоляторы свечей и камеры сгорания покрываются чёрным нагаром. Обильный нагар закоксовывает компрессионные кольца цилиндров. Возникает неполное прилегание и снижение компрессии, в результате чего часть газов поступает в картер и «отравляет» масло.
Но это ещё не так опасно как процесс, идущим параллельно с вышеописанным. Остатки несгоревшего топлива, проникшего за компрессионные кольца, смывают масляную плёнку с поверхности цилиндра, возникает сухое трение, приводящее к сокращению его ресурса, а в запущенных случаях и к перегреву двигателя.
Выход из строя катализатора и 2-го лямбда зонда.
Как мы уже выяснили, в выхлопную трубу попадают отработавшие газы с остатками топлива. В результате, катализатор начинает работать в аварийном режиме, дожигая остатки топлива. Постепенно катализатор разрушается, продукты его разрушения начинают забивать его соты. Катализатор начинает перегреваться и оплавляется, окончательно запечатывая всю свою сотовую структуру. В итоге мощность двигателя окончательно падает и автомобиль перестаёт ехать из-за того, что нет места для свободного отвода отработавших газов. В течение этого процесса отравляется и 2-й лямбда зонд.
Другой, важной причиной, по которой следует быстрее заменить датчик кислорода, это необходимость погасить горящую лампочку Check Engine, поскольку за ошибкой лямбда зонда, можно проглядеть появление другой ошибки.
Как работает и что показывает датчик кислорода
Администратор
34963
Если вы попали сюда по запросу о показаниях второго (2) лямбда-зонда, то вам СЮДА.
Итак, попробуем разобраться в том как работает датчик кислорода. Ну, как вы уже знаете есть много датчиков, необходимых для работы современного двигателя, но, однако функция других датчиков зачастую не так важна, как функция датчиков кислорода.
Эти датчики считывают количество несгоревшего кислорода в выхлопных газах. Затем компьютер использует это значение для баланса топливной смеси. Когда содержание кислорода в выхлопных газах увеличивается (характеризует смесь как обедненную) выходное напряжение датчиков уменьшается. Это является сигналом для ЭБУ к увеличению объема топлива подаваемого через форсунки. В свою очередь, когда содержание кислорода в выхлопных газах снижается (характеризует смесь как богатую), датчик кислорода увеличивает напряжение выходного сигнала, а компьютер реагирует путем уменьшение подачи топлива. Как только количество топлива уменьшается, мы возвращаемся к обедненной смеси, и напряжение на датчике падает. Этот процесс многократно повторяется пока двигатель работает. Это непрерывный цикл обратной связи является сердцем системы контроля подачи топлива.
Типичные показания датчика при обедненной смеси — напряжение между 0 и 0.3 В и для богатой смеси показания в диапазоне от 0.6 до 1 вольта. Идеальная воздушно-топливная смесь (14.7:1) создает напряжение на выводах датчика 0.5 В
Так почему бы просто не поддерживать постоянно дозированное количество топлива, которое изменяется с положения дроссельной заслонки? На самом деле, довольно много факторов влияют на количество топлива, которое необходимо для поддержания отношения 14.7:1. Некоторые из этих факторов: качество топлива, атмосферное давление, влажность и многое другое. Таким образом, необходимы О2-датчики (датчики кислорода)! Количество раз в единицу времени обновлений информации датчиками весьма разнятся, но большинство современных датчиков в среднем обновляют показания минимум полдюжины раз в секунду. Старые датчики обновляли показания медленно порядка одного раза в секунду, так что вы можете себе представить насколько лучше стали контролировать выхлоп современные датчики.
Старые кислородные датчики, использовавшиеся до 1982 года были 1 или 2 проводные неподогреваемого типа. Эти датчики не будут на самом деле начинать правильно регистрировать состояние выхлопной пока датчик не нагреется, чтобы достичь свой рабочий диапазон. В результате компьютер работает в режиме «открытого контура» (использование заданных топливных значений, которые фактически заставляют двигатель работать на переобогащенной смеси) в течение более длительных периодов времени. Все датчики нового типа «с подогревом» (датчик ho2s), которые включают нагревательный элемент для приведения датчика до рабочей температуры быстрее, обычно это занимает меньше минуты, так быстро, как это возможно, даже за 10 секунд — это возможно! Нагревательные элементы предотвращают охлаждение датчиков, когда двигатель работает на холостом ходу. Эти подогреваемые датчики имеют обычно 3 и 4 провода в конструкции своих разъемов.
Есть несколько различных видов датчиков, которые различаются по химическому составу и дизайну, но их назначение и функции остаются неизменными. Техника за эти годы вышла далеко за рамки того, что описано на этой странице, но есть несколько вещей, которые нужно понимать. Датчики кислорода сравнивают содержание кислорода в окружающем воздухе с содержанием кислорода в выхлопных газах. Наружного воздух попадает в датчик через отверстие в корпусе датчика или через разъем проводки. Некоторые типы датчиков генерируют (изменяют) напряжение, когда изменяется содержание кислорода в выхлопных газах, а некоторые изменяют сопротивление. Новейший тип, обогреваемые широкополосные O2 датчики (кислородные датчики) имеют диапазон напряжений от 2 до 5 вольт.
Несмотря на все их различия и фактические показания выдаваемые датчиками, компьютер обрабатывает информацию так, что у нас ожидаются значения от 0 до 1 В. Есть пара исключений, конечно. Некоторые типы кислородных датчиков «Титания» с подогревом могут производить напряжение до 5 вольт. Это значение не изменяется с помощью компьютера. Еще один тип того же датчика настроен для чтения значений противоположное тому, что вы ожидаете. Высокое напряжение указывают на бедную смесь и низкое напряжение на богатую. Эти 2 типа датчиков кислорода не распространены и использовались в основном на некоторых Ниссанах, Jeep’ах и Иглах. В каждом правиле должны быть исключения! Инженеры они такие, да, я знаю.
Вы также заметите, что на большинстве автомобилей после ’96 года, есть второй комплект датчиков кислорода за каталитическим нейтрализатором (т.е. там стоит вторая лямбда, он же 2 датчик кислорода). Их функция такая же, как и передних О2 датчиков, а их показания используются по-разному, и их целью является измерить эффективность преобразователей, а не контролировать соотношение топлива двигателя. Вы можете обратиться к нашей статье «коды по датчику кислорода» и «помощь в диагностике» для дальнейшего уточнения показаний датчиков кислорода. Эти статья содержат ценную диагностическую информацию и процедуры проведения испытаний, а также возможные причины кодов ошибок по богатой или бедной смеси. Я надеюсь, что вы нашли эту информацию полезной.
Англоязычный оригинал
С уважением, перевод предоставлен коллективом мастерской Works-Garage.
Works-Project.ru
Лямбда-зонд. Как он работает и из чего состоит?
С каждым годом вводятся все более жесткие ограничения на количество небезопасных выбросов из автомобилей. Основным параметром контроля принято считать значение СО в выхлопе работающего двигателя. Для уменьшения значения этого параметра в выхлопную систему начали устанавливать каталитический нейтрализатор (сокращенно – катализатор). При этом становится необходимым измерять параметры работы двигателя и нейтрализатора. Для измерения применяется лямбда-зонд. На современных моделях их устанавливают в двух местах: один датчик сразу после соединения выхлопных труб в одну и второй – после катализатора.
Устройство и принцип измерений датчика
Лямбда-зонд состоит из корпуса с отверстиями для движения выхлопных газов, отверстия для доступа наружного воздуха и гальванического элемента с керамическим покрытием. С одной стороны элемента всегда находятся только выхлопные газы, с другой – только атмосферный воздух. Датчик используется для измерения наличия кислорода в выхлопе. При определенном соотношении кислорода в выхлопе и наружном воздухе гальванический элемент начинает вырабатывать ток.
Работает лямбда-зонд только при нагреве до 300-400 градусов, поэтому при пуске холодного двигателя и некоторое время после запуска показания датчика не учитываются. В некоторых двигателях могут быть установлены датчики с принудительным подогревом.
Как лямбда-зонд регулирует режим работы двигателя?
Датчик подает сигналы о наличии несгоревшего кислорода в выхлопе. Фактическое значение не измеряется. Технология позволяет лишь судить о наличии или отсутствии некоторого количества несгоревшего кислорода. Название датчика получилось как раз из названия символа «лямбда», обозначающего в уравнении коэффициент переизбытка кислорода в смеси топлива и воздуха. Идеальным принято считать значение 14,7 частей воздуха к части топлива. При этом оно достижимо лишь в моменте, и не может удерживаться постоянно. График работы датчика похож на синусоиду: при уменьшении количества кислорода в выхлопе дается команда на уменьшение впрыска топлива и, наоборот, при слишком бедной смеси (кислород не полностью сгорает) подача топлива увеличивается.
Работа двигателя зависит от огромного количества параметров и показания лямбда-зонда могут быть не основными факторами влияния. И если даже двигатель работает на постоянных оборотах, а автомобиль стоит на месте, ЭБУ непрерывно регулирует количество впрыскиваемого топлива. На современных моделях, в зависимости от показаний лямбда-зонда, меняется, также, момент включения форсунок с подачей топливно-воздушной смеси для более полного ее сгорания в цилиндрах.
Для чего устанавливают 2 датчика?
На первых версиях двигателей с лямбда-зондами он устанавливался в выхлопной трубе и показания сравнивались с датчиками расхода воздуха и зажигания. В современных моделях устанавливается 2 датчика: один сразу после совмещения всех выхлопных труб в одну, второй – после каталитического нейтрализатора, где происходит «дожигание» несгоревшего в цилиндрах кислорода и СО. Это позволяет контролировать работу катализатора и точнее регулировать работу двигателя.
Что делать, если датчик сломался?
Никто не застрахован от поломок. Датчики также могут сломаться. Либо один из них, либо оба сразу. В среднем лямбда-зонды служат от 40 до 80 тысяч километров. Использовать повторно или отремонтировать их не получится, можно только заменить новыми. Экономить на них и покупать аналоги неизвестного производителя тоже не рекомендуется – от точности показаний зависит плавная и надежная работа двигателя. Если вы разбираетесь в устройстве двигателя и расположении его деталей, располагаете схемой установки датчиков и точно уверены в его неисправности, можете заменить его самостоятельно.
Но лучше обратиться в специализированный сервис. Причиной некорректной работы датчика могут стать один или сразу несколько факторов: обрыв проводки, окисление контактов в колодке, трещины в выхлопной трубе от двигателя до места установки датчика, нарушение в герметичности отверстия, куда вкручен лямбда-зонд. В СЦ мастера проверят и сами показания датчика при подключении диагностического комплекса к ЭБУ двигателя. Также проверят показания вновь установленного элемента.
Можно ли ездить на автомобиле с неисправным датчиком? Иногда пара заправок некачественным топливом могут вывести лямбда-зонд из строя. ЭБУ в таком случае переводит двигатель в аварийный режим работы с усредненными настройками. Вероятнее всего при этом повысится расход топлива, увеличится время разгона, уменьшится мощность двигателя. Все рассчитано на то, что владелец машины сможет без проблем добраться до сервиса, однако, затягивать этот процесс не стоит.
Датчики кислорода: подробное руководство о том, как работают датчики кислорода и что они делают
Время чтения: 5 минут[vc_row] [vc_column] [vc_column_text]
Что такое датчик кислорода?Датчик кислорода (обычно называемый «датчиком O2», поскольку O2 — это химическая формула кислорода) установлен в выпускном коллекторе транспортного средства для контроля количества несгоревшего кислорода в выхлопных газах, когда выхлопные газы выходят из двигателя.
Контролируя уровни кислорода и отправляя эту информацию на компьютер вашего двигателя, эти датчики сообщают вашему автомобилю, является ли топливная смесь богатой (недостаточно кислорода) или бедной (слишком много кислорода). Правильное соотношение воздух-топливо имеет решающее значение для поддержания плавности хода вашего автомобиля.
Поскольку датчик O2 играет важную роль в работе двигателя, выбросах и топливной экономичности, важно понимать, как они работают, и следить за тем, чтобы ваш датчик работал должным образом.
Где расположены датчики кислорода?Количество кислородных датчиков в автомобиле варьируется.Каждый автомобиль, выпущенный после 1996 года, должен иметь кислородный датчик перед и после каждого каталитического нейтрализатора. Таким образом, в то время как большинство транспортных средств имеют два датчика кислорода, двигатели V6 и V8, оснащенные двойным выхлопом, имеют четыре датчика кислорода — один перед каталитическим нейтрализатором и после него на каждом ряду двигателя.
Для чего нужен датчик кислорода?Автомобильный датчик 02 используется для измерения количества кислорода в выхлопных газах и передачи этой обратной связи на компьютер вашего автомобиля.Затем компьютер использует эту информацию для корректировки воздушно-топливной смеси.
Датчики кислорода работают, вырабатывая собственное напряжение при нагревании (примерно 600 ° F). На конце датчика кислорода, который подключается к выпускному коллектору, находится циркониевая керамическая груша. Внутренняя и внешняя части колбы покрыты пористым слоем платины, которая служит электродами. Внутренняя часть колбы вентилируется изнутри через корпус датчика во внешнюю атмосферу.
Когда внешняя часть баллона подвергается воздействию горячих газов выхлопных газов, разница в уровнях кислорода между баллоном и внешней атмосферой внутри датчика вызывает прохождение напряжения через баллон.
Если соотношение топлива бедное (недостаточно топлива в смеси), напряжение относительно низкое — примерно 0,1 вольт. Если соотношение топлива богатое (слишком много топлива в смеси), напряжение относительно высокое — примерно 0,9 вольт. Когда топливно-воздушная смесь находится в стехиометрическом соотношении (14,7 частей воздуха на 1 часть топлива), кислородный датчик выдает 0,45 вольт.
Верхний кислородный датчик (датчик кислорода 1)Датчик кислорода 1 — это датчик кислорода перед каталитическим нейтрализатором.Он измеряет воздушно-топливное соотношение выхлопных газов, выходящих из выпускного коллектора, и отправляет сигналы высокого и низкого напряжения в модуль управления трансмиссией, чтобы регулировать воздушно-топливную смесь. Когда модуль управления трансмиссией получает сигнал низкого напряжения (обедненной смеси), он компенсирует это за счет увеличения количества топлива в смеси. Когда модуль управления трансмиссией получает сигнал высокого напряжения (богатый), он обедняет смесь, уменьшая количество топлива, которое он добавляет в смесь.
Использование модулем управления трансмиссией входного сигнала кислородного датчика для регулирования топливной смеси известно как замкнутый контур управления с обратной связью.Эта работа с замкнутым контуром приводит к постоянному переключению между богатой и обедненной смесью, что позволяет каталитическому нейтрализатору минимизировать выбросы за счет поддержания надлежащего баланса общего среднего соотношения топливной смеси.
Однако при запуске холодного двигателя или выходе из строя кислородного датчика модуль управления трансмиссией переходит в режим разомкнутого контура. В режиме разомкнутого контура модуль управления трансмиссией не получает сигнал от кислородного датчика и заказывает фиксированную богатую топливную смесь.Работа в разомкнутом контуре приводит к увеличению расхода топлива и выбросов. Многие новые кислородные датчики содержат нагревательные элементы, которые помогают им быстро достичь рабочей температуры, чтобы минимизировать время, затрачиваемое на работу без обратной связи.
Нижний кислородный датчик (датчик кислорода 2)Кислородный датчик 2 — это нижний кислородный датчик по отношению к каталитическому нейтрализатору. Он измеряет соотношение воздух-топливо на выходе из каталитического нейтрализатора, чтобы убедиться, что каталитический нейтрализатор работает должным образом.Каталитический нейтрализатор поддерживает стехиометрическое соотношение воздух-топливо 14,7: 1, в то время как модуль управления трансмиссией постоянно переключается между богатой и обедненной воздушно-топливной смесью из-за входного сигнала от верхнего кислородного датчика (датчик 1). Следовательно, нижний кислородный датчик (датчик 2) должен выдавать стабильное напряжение примерно 0,45 В.
Признаки неисправного датчика O2При выходе из строя датчика 02 могут появиться различные диагностические коды неисправностей (DTC).В большинстве случаев неисправный датчик O2 приводит к включению светового индикатора двигателя с кодом неисправности, который вы можете прочитать с помощью сканера OBD2, такого как FIXD. Основываясь на этом коде неисправности, он укажет на причину сбоя, а затем продолжит диагностику.
Симптомы неисправного датчика O2 могут включать следующее:
- На обедненной или богатой смеси
- Плохое ускорение
- Колебания двигателя
- Черный дым из выхлопной трубы (богатое рабочее состояние) Черный дым — избыток топлива, выходящий из выхлопной трубы
- Неровный холостой ход
- Торможение автомобиля
- Пониженная топливная экономичность
Чтобы определить, неисправен ли у вас датчик кислорода vs.в обедненных или богатых режимах работы первым делом необходимо проверить работу датчика O2 с помощью диагностического прибора.
Как проверить датчики кислородаПоскольку датчик O2 играет важную роль в поддержании максимально эффективной и чистой работы вашего двигателя, важно убедиться, что он работает должным образом. Большинство кислородных датчиков обычно служат от 30 000 до 50 000 миль, или 3-5 лет, а более новые датчики служат еще дольше при надлежащем обслуживании и уходе.
Вы можете проверить кислородный датчик дома с помощью вольтметра или диагностического прибора OBD2, такого как датчик FIXD.Перейдите к потоку данных в реальном времени в приложении FIXD, чтобы увидеть напряжение и время отклика ваших датчиков O2.
Как правило, передний (передний) датчик O2 1, который функционирует должным образом, будет переключаться с богатой на обедненную смесь с довольно устойчивой скоростью, создавая волнообразное образование. Напряжение, генерируемое датчиком O2, должно быть от 0,1 В до 0,9 В, с 0,9 В на богатой стороне и 0,1 В на бедной стороне. Если ваши показания находятся в этом диапазоне, датчик O2 работает нормально.
Задний (нижний) кислородный датчик 2 является датчиком каталитического нейтрализатора, и, если все работает нормально, этот датчик будет колебаться около половины вольта.Однако это измерение может варьироваться в зависимости от производителя.
Дополнительные советы по проверке датчика O2Если датчик O2 не реагирует быстро на тестирование:
Если во время тестирования датчик кажется вялым или медленно реагирует, и есть другие симптомы без кода неисправности, это может быть проблема «ленивого» датчика O2, который может вызвать другие проблемы.
Если напряжение датчика O2 остается высоким или бедным:
Попробуйте ввести противоположное условие, чтобы определить, связана ли проблема с датчиком кислорода или с топливовоздушной смесью.Например, если ваш датчик O2 заедает бедной смесью, добавьте топлива в ситуацию, чтобы увидеть, сработает ли он. Если датчик O2 находится на стороне богатой смеси, попробуйте создать утечку вакуума или увеличить количество кислорода, чтобы посмотреть, как и реагирует ли датчик.
Будьте в курсе с приложением FIXD Sensor & AppС автомобильным сканером и приложением FIXD вы можете взять под свой контроль уход за автомобилем и сэкономить 1000 долларов. От автоматических предупреждений о техническом обслуживании, отправляемых прямо на ваш телефон, до данных в реальном времени, показывающих уровень топлива, уровни датчика кислорода, напряжение аккумулятора и многое другое, FIXD информирует вас, чтобы вы могли продлить срок службы вашего автомобиля и избежать ненужных дополнительных продаж.Узнайте больше о сканере и приложении FIXD OBD2 сегодня!
[/ vc_column_text] [/ vc_column] [/ vc_row]
Жена, мама, контент-менеджер и старший копирайтер в FIXD. От гаража до спортзала, я люблю помогать людям учиться и расти. Автомобиль мечты: ‘69 Acapulco Blue Mustang.
Как работают кислородные датчики
Датчик кислорода — Лямбда-датчик
В автомобильной промышленности и автоспорте датчики кислорода (также известные как датчики O2) часто используются для контроля воздушно-топливного отношения в цилиндрах и для контроля выбросов, или увеличить производительность двигателя.Мы кратко объясним, почему, как и что на этих датчиках?
Контроль выбросов выхлопных газов
Датчики кислорода или лямбда-датчики используются для обеспечения возможности современного электронного впрыска топлива и контроля выбросов во многих двигателях внутреннего сгорания. Датчики обычно расположены в выхлопной трубе.
Эти кислородные датчики предоставляют блоку управления двигателем информацию о соотношении воздух-топливо последнего сгорания в цилиндре в режиме реального времени. Предоставляя информацию этому устройству, можно изменить впрыск топлива, чтобы повысить эффективность двигателя и снизить выбросы углеводородов, монооксида углерода и NOx-газов (оксидов азота), пытаясь достичь стехиометрического отношения воздух-топливо.
Обычно используются 2 датчика кислорода. В автомобильной промышленности обычно используется так называемый «узкополосный» лямбда-зонд, в то время как во многих видах автоспорта используется более дорогой «широкополосный» лямбда-зонд.
Узкополосный лямбда-зонд
Узкополосный лямбда-зонд (или датчик O2) может определять только три типа смесей в выхлопных газах. Является ли смесь богатой, стехиометрической или обедненной. Он не может предоставить информацию о том, насколько богатая или бедная смесь выхлопных газов, блоку управления двигателем (ЭБУ).
Когда используется этот датчик, ЭБУ считывает сигнал и решает либо увеличить, либо уменьшить количество топлива, впрыскиваемого в цилиндр на заданное значение, и делать это снова и снова, чтобы достичь стехиометрических показаний.
Поскольку этот датчик предоставляет только ограниченный объем информации, этот датчик не подходит для использования в разработке выхлопных систем , и широкополосный датчик O2 может обеспечить решение.
Широкополосный лямбда-зонд
Широкополосный кислородный датчик может предоставить гораздо больше информации о смеси и делать это в режиме реального времени.
В отличие от поведения узкополосного лямбда-зонда, где можно считывать только богатые, стехиометрические или обедненные сигналы, этот датчик может обеспечить точное соотношение воздух-топливо, на котором в настоящее время работает двигатель (или цилиндр).
Благодаря информации в реальном времени, этот датчик идеально подходит для оценки разработки выхлопных систем и настроек управления двигателем.
Как это работает
Узкополосный датчик кислорода обычно основан на твердотельном электрохимическом топливном элементе.Он состоит из двух электродов, которые обеспечивают определенное выходное напряжение в зависимости от количества кислорода в выхлопной системе по сравнению с количеством кислорода в атмосфере.
Датчик создает выходное напряжение постоянного тока от 0,2 В до 0,8 В, где меньшее значение представляет бедную смесь, а большее значение представляет богатую смесь.
Когда генерируется напряжение приблизительно 0,45 В, смесь считается оптимальной для выбросов, которая составляет ~ 0,5% бедной стехиометрической смеси топливовоздушной смеси.На данный момент выхлопные газы содержат минимальное количество окиси углерода.
Напряжение, создаваемое датчиком, нелинейно по отношению к концентрации кислорода. Датчик наиболее чувствителен вблизи стехиометрической точки (где λ = 1) и менее чувствителен при очень бедной или очень богатой смеси.
Широкополосный датчик кислорода (часто известный как датчики UEGO) также основан на плоском элементе из диоксида циркония, но имеет встроенный электрохимический газовый насос.
Этот насос управляется с помощью обратной связи с обратной связью, которая поддерживает выход электрохимической ячейки на постоянном уровне.Благодаря этому контуру обратной связи датчик выдает очень точный сигнал топливовоздушной смеси в выхлопной системе в реальном времени.
Этот датчик работает при напряжении от 0,5 В до 4,5 В и имеет более широкую полосу сигнала, где более низкое напряжение соответствует более бедному соотношению воздух-топливо, а более высокое напряжение представляет более высокое соотношение воздух-топливо.
Увеличение мощности двигателя за счет изменения топливовоздушной смеси
Для увеличения мощности двигателя часто говорят, что оптимизация топливовоздушной смеси является одним из ключевых аспектов.Правильно настроенный двигатель с откалиброванным соотношением воздух-топливо действительно имеет решающее значение для оптимальной производительности и долговечности двигателя.
Теоретическое стехиометрическое соотношение воздух-топливо — это идеальное соотношение топлива и воздуха, которое в бензиновом двигателе составляет 14,7: 1. Это означает, что для идеального сгорания 1 части бензинового топлива необходимо 14,7 единиц воздуха. Это значение отличается для всех остальных видов топлива.
Когда используется более бедная смесь, в камере сгорания присутствует больше воздуха, чем необходимо, что может привести к более высокой температуре сгорания.Обратное происходит, когда в камере сгорания топлива больше, чем необходимо.
Известно, что двигатели с искровым зажиганием без наддува производят наибольшую мощность, когда топливовоздушная смесь лишь немного обогащена стехиометрическим значением 14,7: 1.
Обычно это значение поддерживается в диапазоне от 13: 1 до 12: 1, чтобы поддерживать как можно более низкую температуру выхлопных газов без потери мощности.
При использовании двигателя с турбонаддувом, как в Формуле 1, может потребоваться еще более высокое соотношение воздух-топливо, чтобы уменьшить детонационный эффект в двигателе.
Поскольку воздух с турбонаддувом, поступающий в цилиндр, имеет повышенную плотность и более плотную смесь, пиковое давление и температура в цилиндре могут быть значительно выше, чем в двигателях с искровым зажиганием без наддува, что означает повышенную опасность детонации, если это не охлаждается при использовании более богатой смеси.
#lambdasensor #enginepower #DidierDeLille #oxygensensor
Как работает кислородный датчик в автомобиле?
Каждый новый автомобиль и большинство автомобилей, выпущенных после 1980 года, имеют кислородный датчик .Датчик является частью системы контроля выбросов и передает данные в компьютер управления двигателем. Цель датчика — помочь двигателю работать с максимальной эффективностью, а также производить как можно меньше выбросов.
Бензиновый двигатель сжигает бензин в присутствии кислорода (более подробную информацию см. В разделе «Как работают автомобильные двигатели»). Оказывается, существует определенное «идеальное» соотношение воздуха и бензина, и это соотношение составляет 14,7: 1 (разные виды топлива имеют разные идеальные соотношения — соотношение зависит от количества водорода и углерода, присутствующих в данном количестве. топлива).Если воздуха меньше, чем это идеальное соотношение, то после сгорания останется топливо. Это называется смесью богатая смесью . Богатые смеси плохи, потому что несгоревшее топливо создает загрязнение. Если воздуха больше, чем это идеальное соотношение, значит, имеется избыток кислорода. Это называется обедненной смесью . Бедная смесь имеет тенденцию производить больше загрязняющих веществ оксидами азота, и в некоторых случаях это может привести к снижению производительности и даже к повреждению двигателя.
Датчик кислорода расположен в выхлопной трубе и может обнаруживать богатые и бедные смеси.Механизм в большинстве датчиков включает химическую реакцию, которая генерирует напряжение (подробности см. В патентах ниже). Компьютер двигателя смотрит на напряжение, чтобы определить, является ли смесь богатой или бедной, и соответственно регулирует количество топлива, поступающего в двигатель.
Причина, по которой двигателю нужен кислородный датчик, заключается в том, что количество кислорода, которое может потреблять двигатель, зависит от всех факторов, таких как высота, температура воздуха, температура двигателя, барометрическое давление. , нагрузка на двигатель и т. д.
Когда датчик кислорода выходит из строя, компьютер больше не может определять соотношение воздух / топливо, поэтому в конечном итоге он делает предположения. Ваша машина плохо работает и расходует больше топлива, чем нужно.
Измерение широкополосным кислородным датчиком
Широкополосный лямбда-зонд или широкополосный кислородный датчик — это датчик, который может измерять концентрация кислорода в выхлопных газах. Широкополосный датчик кислорода основан на 4-проводной версии циркониевого датчика кислорода. с модификацией для измерения фактической концентрации кислорода вместо выдачи сигнала только для богатая или слишком постная смесь.
Рисунок 1: Схематическое изображение широкополосного датчика кислорода
Датчик состоит из трех частей: насосной ячейки, измерительной камеры и измерительной ячейки. Насосная ячейка и измерительная ячейка состоят из пластины из диоксида циркония (диоксида циркония), к которой прикреплен с обеих сторон нанесен тонкий слой платины. Когда разница в концентрации кислорода существует между двумя сторонами, разница напряжений будет присутствовать между двумя платиновыми пластинами. Это напряжение зависит от разницы концентраций и составляет около 450 мВ для идеальной смеси.
Измерительная ячейка контактирует с наружным воздухом с одной стороны и с измерительной камерой. с другой. Напротив измерительной ячейки расположена насосная ячейка, которая может перекачивать кислород в или из измерительная камера с помощью электрического тока. Небольшое количество выхлопных газов может поступать в измерительную камеру через небольшой канал. Это может изменить концентрацию кислорода в измерительной камере, изменив измерительную ячейку. напряжение от его идеального значения 450 мВ.Чтобы вернуть затем измерительную ячейку обратно к 450 мВ, ЭБУ посылает ток через насосную ячейку. В зависимости от направления и силы тока ионы кислорода могут закачиваться в измерение или выходить из него. камера, чтобы вернуть напряжение измерительной ячейки до 450 мВ.
При сжигании богатой смеси выхлопные газы содержат мало кислорода. и ток проходит через насосную ячейку, чтобы закачать больше кислорода в измерительную камеру. И наоборот, когда сжигается бедная смесь, выхлопные газы содержат много кислорода и ток через насосную ячейку меняется на обратный, чтобы откачивать кислород из измерительной камеры.В зависимости от величины и направления тока, ЭБУ изменяет количество впрыскиваемого топливо. Когда горит идеальная смесь, ток через насосную ячейку не протекает, и количество впрыскиваемое топливо остается без изменений.
Для оптимальной работы датчик должен иметь температуру около 750 ° C. Датчик оснащен резистором PTC для электрического нагрева, который питается от системного реле или иногда от блока управления двигателем. Отрицательная сторона регулируемого обогрева подключается ЭБУ с изменяющейся нагрузкой на массу. сигнал цикла.
Лямбда — Шестнадцатеричный код
Фон
Лямбда-датчики также известны как датчики кислорода, поскольку они измеряют долю кислорода в выхлопных газах. Эти датчики были впервые разработаны Robert Bosch GmbH много десятилетий назад.
Они используются для определения соотношения воздух-топливо и, в свою очередь, являются неотъемлемой частью замкнутого цикла процесса впрыска топлива, поскольку их измерение в реальном времени определяет, работает ли смесь сгорания RICH или LEAN, и используя Эта обратная связь позволяет ЭБУ адаптировать импульсы форсунок для достижения оптимального сгорания…
Соотношение воздух-топливо для теоретического оптимального сгорания в бензиновых двигателях составляет 14,7 частей воздуха на 1 часть топлива или 14,7: 1, где части измеряются в массе воздуха и массе топлива. Это теоретическое оптимальное соотношение известно как стехиометрическое соотношение воздух-топливо.
График слева взят из документа Bosch « » Лямбда-датчики, тип LSM 11 « БОГАТАЯ смесь вызывает потребность в кислороде в датчике и, таким образом, проявляется в виде более высокого напряжения датчика, чем ОБОГАЩЕННАЯ. смесью, что проявляется низким напряжением на выходе датчика.Существует 2 основных типа лямбда-зондов:
Это ясно изображено на графике и составляет основу для понимания графиков напряжения кислородного / лямбда-датчика на основе значений журнала GS-911 в реальном времени. Страницы Wikipedia Oxygen Sensor и Wikipedia AFR-sensor являются хорошим источником базовой информации по общей теории и подробным сведениям о том, как работают лямбда-датчики. |
Типичные графики напряжения лямбда
НЕТ ИДЕАЛЬНОГО графика… вот почему мы НЕ МОЖЕМ дать вам справочный график с инструкциями: « Вот как он должен выглядеть, и если он не ТОЧНО выглядит так, то есть проблема! ». Однако, как только вы поймете основы функционирования, вы сможете принять обоснованное решение относительно уместности и правильности того, что вы видите на графиках …! Как правило, узкополосные лямбда-датчики могут измерять только небольшую область по обе стороны от стехиометрического отношения, а выходное напряжение ограничено диапазоном от нуля до 1 вольт.Выходной сигнал обычно выражается в милливольтах (мВ).
Электронный блок управления (ЭБУ) измеряет напряжение лямбда и использует его для систематического увеличения ширины импульса форсунки (следовательно, эффективного количества топлива) до тех пор, пока оно не превысит установленное среднее значение выше номинальной рабочей точки … «более богатая» максимальная настройка, он начинает уменьшать базовое значение импульса форсунки до тех пор, пока не достигнет минимального «обедненного порога», прежде чем он снова начнет повторять цикл, при этом ЭБУ пытается поддерживать соотношение воздух-топливо на его заранее заданном значении. точку, отклоняясь от предварительно определенной уставки…
Вооружившись вышеуказанными знаниями, а также зная, что некоторые ЭБУ имеют минимальные уставки 150 или 200 мВ и максимальные уставки в диапазоне от 600 мВ до очень распространенных 700 мВ, некоторые из которых достигают 800 мВ, мы можем использовать это, чтобы сделать общее, но обоснованное решение о достоверности сигнала напряжения лямбда-зонда.
Ниже приведен график журнала напряжения лямбда-зонда одного из датчиков S1000RR.
Это совершенно нормальный сигнал напряжения датчика кислорода… И чтобы показать, насколько сильно они могут отличаться, вот еще один, на этот раз один из сигналов лямбда-напряжения HP2. Вы видите разницу, но и этот тоже хорош!
Оценить работоспособность кислородного датчика при рабочей температуре
Я выбрал этот конкретный график HP2, так как он также показывает запуск функции замкнутого цикла … что подводит меня к еще одному очень важному моменту …
ПРИМЕЧАНИЕ: Контроллер двигателя работает в разомкнутом контуре во время цикла обогащения при холодном запуске, поэтому работу лямбда-зонда следует оценивать только при рабочей температуре!
Что мы ищем?
Короче ищем:
- колебательный сигнал, который колеблется от 200 мВ до более 600/700 мВ
Чего мы не хотим видеть?
Мы не хотим видеть следующее:
- ровная линия, не вокруг центра, не высоко, не низко… (при рабочей температуре)
- ровная восходящая или нисходящая линия
- осциллирующий график, медленно восходящий или нисходящий
- — осциллирующий график с небольшими колебаниями, которые почти не достигают пороговых значений 200 мВ и 700 мВ.
Пример неверного сигнала
Здесь у нас есть сигнал от того же HP2, что и выше, но от лямбда-зонда другого цилиндра.
Вы можете отчетливо увидеть разницу с предыдущим сигналом и тот факт, что что-то определенно не так, выскакивает на вас!
Далее возникает вопрос: неисправен ли датчик или это правильное измерение очень неправильного соотношения воздух-топливо? На этот вопрос не всегда легко ответить, и он не является частью этого обсуждения, однако я все же хотел бы уделить этому немного времени.Ключ к BE LOGICAL и SYSTEMATIC о вашем подходе к поиску неисправностей! (это верно для ЛЮБОГО типа диагностики!). В этом случае вам следует взглянуть на обстоятельства. Если работа на холостом ходу грубая, скорее всего, у вас действительно очень плохое соотношение воздух-топливо (используя ваши знания, полученные выше, поскольку напряжение очень низкое, это действительно очень бедная смесь). Если вы подозреваете лямбда-зонд, вы можете поменять местами два лямбда-зонда.
Однако в приведенном выше случае датчик был хорош — как и в большинстве случаев… и соотношение воздух-топливо действительно было очень бедным, по-видимому, из-за «заедания дроссельной заслонки».
Коэффициент регулирования лямбда
Сначала некоторые определения
Лямбда — соотношение воздух / топливо.
Коэффициент лямбда-регулирования (также известный как коэффициент избытка воздуха) — это соотношение между фактическим фактическим и идеальным соотношением воздух / топливо.
Таким образом, лямбда> 1 подразумевает смесь LEAN, и наоборот, лямбда <1 означает смесь RICH.
Ниже приведен график коэффициента лямбда-регулирования для одного из кислородных датчиков S1000RR. Мы можем видеть, что он постоянно работает чуть ниже 1, таким образом, немного обогащен (хорошо известно, что немного более высокое, чем стехиометрическое, соотношение воздух-топливо дает более высокую выходную мощность).
По очевидным причинам ЭБУ может изменять или изменять время впрыска / ширину импульса только в определенных пределах, которые в случае большинства мотоциклов BMW составляют либо + — 0,20, либо + -0,25, что позволяет ЭБУ эффективно контролировать коэффициент регулирования лямбда. от 0.От 8 до 1,2 или от 0,75 до 1,25 соответственно.
Аналогичным образом мы видим коэффициенты регулирования лямбда для обоих датчиков кислорода в нашем примере HP2. Совершенно очевидно, что синий цилиндр кажется вполне нормальным, и столь же очевидно, что мы можем видеть, что красный цилиндр определенно работает на обедненной смеси, большую часть времени застревая при максимальном коэффициенте компенсации 1,25.
Лямбда-зонд Обогрев
Для эффективной работы лямбда-зондов их необходимо нагреть примерно до 316 градусов Цельсия.Для этого у них есть внутренние нагревательные элементы, которые контролируются ЭБУ. Большинство ЭБУ показывают состояние лямбда-нагрева (1 = ВКЛ и 0 = ВЫКЛ). Ниже показан график состояния нагрева одного из цилиндров HP2, который мы обсуждали выше.
Я надеюсь, что приведенной выше информации достаточно, чтобы сформировать достаточное общее представление о лямбда-датчике, о том, как он соотносится с коэффициентом регулирования лямбда и как, в свою очередь, используется ЭБУ для поддержания работы двигателя в соответствии с заданным соотношением воздух-топливо. рабочая точка.У вас под рукой много информации … Интернет — обширный источник информации … и, используя терминологию, полученную из этой статьи, а также 2 страниц вики в качестве отправной точки, вы скоро можете стать эксперт по лямбда-датчикам и понимание их интеграции в большой процесс впрыска топлива.
Датчики кислорода
|
Лямбда-зонд — как работает лямбда-зонд?
Ни один современный двигатель внутреннего сгорания со всей мощностью его электроники не стоил бы почти ни крупицы без электрических сигналов, полученных от крошечного электромеханического элемента, размещенного в выхлопной трубе автомобиля.Обязательно угадайте, что это за элемент, это лямбда-зонд…
Лямбда-зонд должен посылать определенный сигнал напряжения электронному блоку управления (ЭБУ), который распознает текущий состав топливовоздушной смеси. Чтобы лямбда-зонд функционировал должным образом, он должен быть предварительно нагрет энергией, полученной из потока горячих, сгоревших газов, до определенной температуры, необходимой для его правильного функционирования во всем рабочем диапазоне двигателя.
Принцип работыЛямбда-зонд помещен в поток выхлопных газов и сконструирован таким образом, что внешний электрод окружен выхлопными газами, а внутренний электрод доступен для атмосферного воздуха.Основание лямбда-зонда состоит из специального керамического элемента, поверхность которого покрыта пористым платиновым электродом. Работа зонда основана на том факте, что керамический материал пористый и позволяет диффузию (проникновение) кислорода, присутствующего в воздухе. При более высоких температурах он становится проводящим, и если концентрация кислорода на одной стороне отличается от концентрации кислорода на другой, то между электродами создается напряжение . В области стехиометрической смеси воздуха и топлива (l = 1,00) наблюдается скачок кривой выходного напряжения энкодера. Это напряжение является измерительным сигналом.
СтроительствоКорпус керамического лямбда-зонда помещен в полый корпус, который имеет защитный колпачок и электрическое соединение. Поверхность керамического корпуса лямбда-зонда имеет микропористый слой платины, который, с одной стороны, точно влияет на характеристики зонда, а с другой стороны, он служит электрическим контактом. Керамическое покрытие с высокой адгезией и пористостью нанесено на платиновый слой на конце керамического корпуса, который подвергается воздействию выхлопных газов.Этот защитный слой защищает слой платины от эрозии твердыми частицами выхлопных газов. Со стороны электрического подключения (вне выхлопной трубы) поверх лямбда-зонда, ввинчиваемого в корпус, надевается защитная металлическая оболочка. Эта оболочка имеет отверстие для компенсации давления внутри лямбда-зонда, а также служит опорой для тарельчатой пружины. Соединительные провода скручены в контактный элемент и пропущены через изолирующую оболочку снаружи лямбда-зонда.Чтобы отложения продуктов сгорания в выхлопных газах не попадали в керамический корпус, конец лямбда-зонда, который проникает в поток выхлопных газов, защищен специальной защитной трубкой с отверстиями, спроектированными таким образом, чтобы в него не попадали выхлопные газы и твердые частицы. непосредственно контактирует с керамическим (ZrO2) корпусом.
В дополнение к предусмотренной механической защите было успешно снижено эффективное изменение температуры лямбда-зонда при переходе из одной рабочей формы в другую.
Выходное напряжение энкодера λ, а также его внутреннее сопротивление зависят от температуры. Надежная работа лямбда-зонда возможна только при температуре выхлопных газов выше 350 градусов Цельсия (без подогрева) и выше 200 градусов по Цельсию (с подогревом).
Лямбда-зонд с подогревомКонструкция обогреваемого лямбда-зонда во многом идентична конструкции ненагреваемого лямбда-зонда. Активная керамика лямбда-зонда нагревается изнутри керамическим нагревательным элементом, благодаря чему температура керамического тела всегда остается выше функционального предела в 250 градусов Цельсия.Нагреваемый лямбда-зонд снабжен защитным колпачком с меньшими отверстиями. Помимо прочего, он защищает керамику лямбда-зонда от охлаждения при холодных выхлопных газах. К преимуществам подогреваемого лямбда-зонда можно отнести: надежное и эффективное управление при низких температурах выхлопных газов (например, на холостом ходу), минимальное влияние изменения температуры выхлопных газов, быстрое достижение эффекта лямбда-регулирования после запуска двигателя, быстрая реакция энкодера, который предотвращает большие отклонения от идеального состава выхлопных газов, независимость положения энкодера на выхлопной ветви, поскольку не зависит от нагрева окружающей среды.
Узел лямбда-регулятора с обратной связьюЛямбда-регулирование с замкнутым контуром фактически представляет собой наличие обратной связи от лямбда-зонда к двигателю, то есть к блоку управления, и с его помощью можно очень точно поддерживать соотношение воздух-топливо на уровне λ = 1,00 . При использовании узла управления с обратной связью, образованного с помощью упомянутого лямбда-зонда, отклонения от заданного отношения воздух-топливо могут быть установлены и исправлены. Этот принцип управления основан на путем измерения содержания кислорода лямбда-зондом в выхлопе.
Кислород в выхлопе — это мера состава смеси воздуха и топлива, составляющей перед двигателем . Лямбда-зонд работает, посылая информацию (электрические импульсы), является ли смесь богаче или беднее, чем λ = 1,00. В случае отклонения от этого значения напряжение выходного сигнала энкодера резко изменяется. Это изменение обрабатывается в центральном компьютерном блоке (ЭБУ), оборудованном для этой цели системой управления с обратной связью.
Впрыск топлива в двигатель контролируется системой управления впрыском и по информации лямбда-зонда о составе топливовоздушной смеси.Этот контроль таков, что достигается соотношение воздух-топливо λ = 1. Напряжение лямбда-зонда фактически является мерой корректировки количества топлива в смеси воздуха и топлива, поступающей в цилиндр.
Прежде чем подать достоверный сигнал, лямбда-зонд должен достичь температуры выше 350 градусов. Пока эта температура не будет достигнута, управление с обратной связью приостанавливается, и смесь топлива и воздуха формируется на среднем уровне с помощью управления без обратной связи. Здесь логично возникает вопрос, всегда ли значение лямбда-коэффициента после достижения рабочей температуры на всем рабочем режиме двигателя равно единице? Конечно нет.В зависимости от текущих пожеланий и потребностей водителя это значение может составлять от 0,8 до 1,2. Если, например, требуется внезапное и резкое ускорение, центральный компьютер переключает впрыск топлива в режим разомкнутого контура и впрыскивает столько топлива, сколько необходимо для достижения желаемой работы двигателя (λ <1). То же самое относится к случаям, когда требуется торможение двигателем, что характерно для длинных спусков, тогда в двигатель будет впрыскиваться меньше топлива, чем обычно, на определенное количество оборотов (λ> 1).
Хотя лямбда-зонд работает с очень высокой точностью ± 1%, допуски и старение двигателя не влияют на лямбда-регулирование с обратной связью.
Подготовил: Душан Кович
Получено с: www.motorna-vozila.com
Датчик кислорода был изобретен в 1975 году инженерами Роберта Боша в ответ на экологические требования США по контролю за выбросами автомобилей. Изначально лямбда-зонды устанавливались только на бензиновые автомобили с системой впрыска.
Лямбда-зонд первого поколения выдержал 20 000 километров. И первым автомобилем, на котором датчик был установлен в 1977 году, был Volvo Model 244.
Второе поколение лямбда-зонда появилось в 1982 году. Эти датчики уже выдержали более высокие температуры и увеличили срок службы.
Крупнейшие производители лямбда-зондов: Bosch (Германия), Denso (Япония), NGK (Япония), Delphi (Великобритания)…
Это зависит от материала керамического наконечника, наличия нагревательного зонда и других факторов.В среднем современный лямбда-зонд имеет срок службы от 60 до 000 км, но специалисты советуют проверять его каждые 80 км.
Лямбда-зонд — один из самых чувствительных датчиков в автомобиле.