Лямбда зонд и расход топлива: «Пропала тяга и увеличился расход топлива». Выбираем новый кислородный датчик для двигателя

Уменьшится ли расход топлива, если поменять лямбда-зонд?

«У меня Mazda 626 1990 года. По городу на 10 литрах бензина проезжаю только километров 70. На высоких оборотах не езжу, на педаль «газа» активно не жму. Знаю, что не работает лямбда-зонд. Уменьшится ли расход топлива, если его поменять?»

Наверняка для читателя, задавшего вопрос, будет неожиданным открытием то, что когда он нажимает или отпускает педаль «газа», то изменяет вовсе не подачу бензина в цилиндры двигателя, а увеличивает либо уменьшает количество воздуха, поступающего в двигатель. Сколько надо подать топлива, далее зависит уже не от водителя, а от электронного блока управления, анализирующего информацию, поступающую от различных датчиков, в том числе и от устройства, именуемого лямбда-зондом.

Лямбда-зонд обязан названием сочетанию двух технических терминов. Греческой литерой «лямбда» обозначается коэффициент избытка воздуха в горючей смеси, применяющийся для определения качества приготовления смеси.

В зависимости от величины коэффициента горючая смесь является нормальной (оптимальной), богатой либо бедной.

Качество горючей смеси влияет на эффективность работы двигателя. Узнать, насколько качественно горючая смесь была приготовлена, можно при исследовании (зондировании) продуктов ее сгорания на предмет наличия в них остаточного кислорода. Из последней фразы становится понятно, не только из-за чего рассматриваемое устройство называют зондом, но и почему у него есть другое название — датчик кислорода, а также по какой причине этот датчик размещают в выхлопном коллекторе.

В зависимости от количества кислорода в выхлопных газах лямбда-зонд вырабатывает электрический сигнал, величина которого сравнивается с параметрами прошивки в блоке управления двигателем.

Если выясняется, что остаточного кислорода много, блок управления делает вывод, что горючая смесь в цилиндрах была бедной, то есть содержала бензина меньше, чем требовалось для оптимального сгорания в соответствии с поступившим количеством воздуха, и в результате увеличивает подачу топлива. Если по информации лямбда-зонда кислорода мало, тогда блок управления приходит к выводу о чересчур богатой смеси и необходимости уменьшить количество подаваемого в цилиндры топлива. Такое лямбда-регулирование при работе двигателя происходит постоянно, именно в нем состоит смысл применения датчика кислорода.

Когда лямбда-зонд постепенно «умирает», уровень передаваемого им сигнала искажается так, что воспринимается блоком управления как бедная смесь. Начинается регулярное обогащение смеси, что, разумеется, вызывает перерасход топлива. Если лямбда-зонд отказал полностью, тогда и вовсе включается режим работы по усредненным параметрам, не отвечающий текущим нагрузочным и скоростным условиям движения. По сути, задача этого режима — позволить автомобилю лишь доехать своим ходом до места ремонта, каким бы высоким ни был расход топлива.

Причем вовсе не обязательно, что система самодиагностики отреагирует на отказ датчика кислорода зажиганием индикатора Check.

Таким образом, замена лямбда-зонда должна дать результат, однако полной уверенности в том, что обойдется только этим, у нас нет. При сгорании богатой смеси происходит интенсивное образование нагара и другие негативные явления. К чему такая ситуация могла привести, зависит от того, как долго не работал лямбда-зонд.

Сергей БОЯРСКИХ

Фото автора
ABW.BY


У вас есть вопросы? У нас еcть ответы. Интересующие вас темы квалифицированно прокомментируют либо специалисты, либо наши авторы — результат вы увидите на сайте abw.by. Присылайте вопросы на адрес [email protected] и следите за сайтом.

расход топлива после замены кислородных датчиков

eeo
Бывает здесь