Уменьшится ли расход топлива, если поменять лямбда-зонд?
«У меня Mazda 626 1990 года. По городу на 10 литрах бензина проезжаю только километров 70. На высоких оборотах не езжу, на педаль «газа» активно не жму. Знаю, что не работает лямбда-зонд. Уменьшится ли расход топлива, если его поменять?»
Наверняка для читателя, задавшего вопрос, будет неожиданным открытием то, что когда он нажимает или отпускает педаль «газа», то изменяет вовсе не подачу бензина в цилиндры двигателя, а увеличивает либо уменьшает количество воздуха, поступающего в двигатель. Сколько надо подать топлива, далее зависит уже не от водителя, а от электронного блока управления, анализирующего информацию, поступающую от различных датчиков, в том числе и от устройства, именуемого лямбда-зондом.
Лямбда-зонд обязан названием сочетанию двух технических терминов. Греческой литерой «лямбда» обозначается коэффициент избытка воздуха в горючей смеси, применяющийся для определения качества приготовления смеси.
Качество горючей смеси влияет на эффективность работы двигателя. Узнать, насколько качественно горючая смесь была приготовлена, можно при исследовании (зондировании) продуктов ее сгорания на предмет наличия в них остаточного кислорода. Из последней фразы становится понятно, не только из-за чего рассматриваемое устройство называют зондом, но и почему у него есть другое название — датчик кислорода, а также по какой причине этот датчик размещают в выхлопном коллекторе.
В зависимости от количества кислорода в выхлопных газах лямбда-зонд вырабатывает электрический сигнал, величина которого сравнивается с параметрами прошивки в блоке управления двигателем.
Если выясняется, что остаточного кислорода много, блок управления делает вывод, что горючая смесь в цилиндрах была бедной, то есть содержала бензина меньше, чем требовалось для оптимального сгорания в соответствии с поступившим количеством воздуха, и в результате увеличивает подачу топлива. Если по информации лямбда-зонда кислорода мало, тогда блок управления приходит к выводу о чересчур богатой смеси и необходимости уменьшить количество подаваемого в цилиндры топлива. Такое лямбда-регулирование при работе двигателя происходит постоянно, именно в нем состоит смысл применения датчика кислорода.Когда лямбда-зонд постепенно «умирает», уровень передаваемого им сигнала искажается так, что воспринимается блоком управления как бедная смесь. Начинается регулярное обогащение смеси, что, разумеется, вызывает перерасход топлива. Если лямбда-зонд отказал полностью, тогда и вовсе включается режим работы по усредненным параметрам, не отвечающий текущим нагрузочным и скоростным условиям движения. По сути, задача этого режима — позволить автомобилю лишь доехать своим ходом до места ремонта, каким бы высоким ни был расход топлива.
Таким образом, замена лямбда-зонда должна дать результат, однако полной уверенности в том, что обойдется только этим, у нас нет. При сгорании богатой смеси происходит интенсивное образование нагара и другие негативные явления. К чему такая ситуация могла привести, зависит от того, как долго не работал лямбда-зонд.
Сергей БОЯРСКИХ
Фото автора
ABW.BY
У вас есть вопросы? У нас еcть ответы. Интересующие вас темы квалифицированно прокомментируют либо специалисты, либо наши авторы — результат вы увидите на сайте abw.by. Присылайте вопросы на адрес [email protected] и следите за сайтом.
расход топлива после замены кислородных датчиков
eeo
Бывает здесь
- #1
Добрый день.
CULTUSkrasnodar
Сузуковод со стажем
- #2
Ответ: расход топлива после замены кислородных датчиков
eeo написал(а):
Добрый день. Недавно поменял оба кислородных датчика на Бошь, поменял масло, фильтр воздушный и получил…. 10 литров расход топлива на 100км смеш. пути 30-70 город-трасса. В чем прикол до этого было 7.8-8.5л. Заправки те же. Ваши версии…. Грешу на грязные форсунки….
Нажмите для раскрытия…
Сомневаюсь…
amigos
Эксперт
- #3
Ответ: расход топлива после замены кислородных датчиков
eeo написал(а):
Добрый день. Недавно поменял оба кислородных датчика на Бошь, поменял масло, фильтр воздушный и получил…. 10 литров расход топлива на 100км смеш. пути 30-70 город-трасса. В чем прикол до этого было 7.8-8.5л. Заправки те же. Ваши версии…. Грешу на грязные форсунки….
Нажмите для раскрытия…
хмм…. если всеж из-за кислородных датчиков, то моё мнение могут быть 2 проблемы: 1) сам датчик неисправен или даёт неверные показания — его можно проверить осцилографом (но нужно что бы проверял знающий человек), 2) это неправильно подобрано сопротивление обогрева — хотя вроде обогрев нужен только при разогреве машины.
А так причиг может быть масса: форсунки, фильтр, топливо, свечи, ВВ провода и т.д.
АлексейОмск
Местный
- #4
Ответ: расход топлива после замены кислородных датчиков
amigos написал(а):
хмм. … если всеж из-за кислородных датчиков, то моё мнение могут быть 2 проблемы: 1) сам датчик неисправен или даёт неверные показания — его можно проверить осцилографом (но нужно что бы проверял знающий человек), 2) это неправильно подобрано сопротивление обогрева — хотя вроде обогрев нужен только при разогреве машины.
А так причиг может быть масса: форсунки, фильтр, топливо, свечи, ВВ провода и т.д.
Нажмите для раскрытия…
А может просто мозги не подстроились. Я заметил, при переходе с одного бензина на другой (92 на 98) и (92 на 95), расход сначала увеличивался, после пробега в 700-800 км снижался и оставался таким. Может и в этом случае нечто похожее.
ХулиGAN
Guest
- #5
Ответ: расход топлива после замены кислородных датчиков
amigos написал(а):
.
.. 2) это неправильно подобрано сопротивление обогрева — хотя вроде обогрев нужен только при разогреве машины Нажмите для раскрытия…
сопротивление подогрева здесь вообще не причем, и работает только при запуске энное количество времени.
Попадалась инфа что универсальные датчики кислорода полный отстой, я себе вообще не подбирал по параметрам ! а взял у пацана б/у от какого то америкоса похожий внешне и всё. расход прим 8,5-9 литров, зимой чуть больше.
p.s. причем не важно как тапку давить экономно или в пол, разница практически не чувствуется.
eeo
Бывает здесь
- #6
Ответ: расход топлива после замены кислородных датчиков
Тут еть небольшое дополение. В июле мотался в Ригу. Заправлялся там 95ым (92го нет в природе там). Экономичность была дикая. Правда на обратном пути осушил весь бак (оставалось 100-300гр топлива). Знаю что плохо, но заправок в Псовской обл мало и все подозрительные. Свечи менял недавно, вв провода не менял, катушки и форсунки не менял и давно не промывал. Да еще один симптом, при заводке плавают обороты (так бывает только зимой когда холодно). В целом машина не особо тупит. Ваши версии.
SUZUKовот
Бывает здесь
- #7
Ответ: расход топлива после замены кислородных датчиков
eeo написал(а):
Добрый день. Недавно поменял оба кислородных датчика на Бошь, поменял масло, фильтр воздушный и получил…. 10 литров расход топлива на 100км смеш. пути 30-70 город-трасса. В чем прикол до этого было 7.8-8.5л. Заправки те же. Ваши версии…. Грешу на грязные форсунки….
Нажмите для раскрытия…
«Захотелось мне ночью есть, я съел торт, булочку, соленые огурцы, кефир, выпил молоко, съел пирожки с мясом, блины. Думаю отравился пирожком»
Slava Taranov
оптимист
- #8
Ответ: расход топлива после замены кислородных датчиков
Раз расход увеличился после замены датчиков, думаю стоит действительно проверить осциллографом как они работают.
mapsensor
Наш человек
- #9
Ответ: расход топлива после замены кислородных датчиков
А сопротивление сверял, я тут внедрял бошевский датчик абс на ниссан у родного денсо сопротивление в два раза меньше было , сжеч эл.схему нефик делать, и вообще зачем это говно(бош) ставить в япы ,лучше китай сейчас наверное.
Levin
Наш человек
- #10
Ответ: расход топлива после замены кислородных датчиков
eeo написал(а):
Добрый день. Недавно поменял оба кислородных датчика на Бошь, поменял масло, фильтр воздушный и получил…. 10 литров расход топлива на 100км смеш. пути 30-70 город-трасса. В чем прикол до этого было 7.8-8.5л. Заправки те же. Ваши версии…. Грешу на грязные форсунки….
Нажмите для раскрытия…
После замены датчика получил 7литров расхода против 10 при скорости 130-140км При 100-110 на трассе и того меньше-6 с полтинной. Заправка только 92 бензином. Двиг 1,5. Датчик NGK—один провод.
Кислородные датчики
— ключ к производительности и экономии топлива
Образование
Кислородные датчикииспользуются уже более четверти века, начиная с 1980 года, когда появились первые компьютеризированные системы управления двигателем.
Знаете ли вы свои кислородные датчики? Кислородные датчики используются уже более четверти века, начиная с 1980 года, когда появились первые компьютеризированные системы управления двигателем. Датчик кислорода (O2) является частью системы управления подачей топлива. Он контролирует несгоревший кислород в выхлопе. Модуль управления трансмиссией (PCM) использует эту информацию, чтобы определить, является ли топливная смесь богатой (слишком много топлива) или обедненной (недостаточно топлива).
Чтобы обеспечить наилучшие рабочие характеристики, экономию топлива и выбросы, PCM должен постоянно корректировать топливную смесь во время работы двигателя. Он делает это, наблюдая за сигналом датчика (датчиков) O2, а затем увеличивая или уменьшая время включения (выдержку) топливных форсунок для управления подачей топлива.
ВНУТРЕННИЕ НАГРЕВАТЕЛИ
Кислородные датчики не выдают сигнал, пока они не нагреются, поэтому кислородные датчики в большинстве автомобилей последних моделей имеют внутренний нагреватель, который начинает нагревать датчик, как только запускается двигатель. В более старых датчиках O2 первого поколения эта функция отсутствовала, и им требовалось гораздо больше времени для достижения рабочей температуры, что увеличивало выбросы при холодном запуске.
Как только датчик нагреется, циркониевый датчик O2 будет генерировать сигнал напряжения, который может варьироваться от нескольких десятых долей вольта до почти полного вольта. Когда в выхлопе мало несгоревшего кислорода, датчик обычно выдает от 0,8 до 0,9 вольт. PCM считывает это как «богатый» сигнал, сокращает продолжительность импульсов топливной форсунки, чтобы уменьшить подачу топлива, и обедняет топливную смесь.
При наличии большого количества несгоревшего кислорода в выхлопных газах — что может быть из-за бедной топливной смеси, или если в двигателе есть пропуски зажигания или утечка компрессии — датчик O2 выдает сигнал низкого напряжения (0,3 вольта или меньше) . PCM считывает это как «обедненный» сигнал, увеличивает продолжительность импульсов форсунки и добавляет топливо для обогащения топливной смеси.
Немного другой вариант — датчик O2 титанового типа. Используемый в некоторых старых автомобилях Nissan и Jeep, этот тип датчика изменяет сопротивление, а не выдает сигнал напряжения.
В последние годы конструкция датчиков O2 изменилась. Керамический элемент в форме наперстка в датчиках O2 циркониевого типа был заменен плоским полосовым керамическим сенсорным элементом «плоского» типа.
Основной принцип работы остается прежним (выходное напряжение изменяется по мере изменения уровня O2 в выхлопных газах), но новая конструкция меньше по размеру, намного надежнее и быстрее достигает рабочей температуры. Внешне разницы не видно, т. к. наконечник датчика закрыт вентилируемым металлическим кожухом, но многие датчики О2 от 1997 и выше используют плоскую конструкцию.
Еще одним изменением стало введение «широкополосных» датчиков O2, которые также называются датчиками «воздух/топливо» или датчики A/F. В датчике O2 этого типа также используется плоский керамический элемент внутри, но он имеет дополнительную внутреннюю схему, которая позволяет датчику измерять соотношение выхлопного воздуха и топлива с гораздо более высокой степенью точности. Он может сообщать PCM точное соотношение воздух/топливо, а не только грубую индикацию обогащения или обеднения, как это делают другие датчики O2.
КАТАЛИТИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ
В 1996 году автомобили также начали использовать кислородные датчики для контроля работы каталитического нейтрализатора. Датчик O2 «ниже по потоку» размещается либо внутри, либо сразу за нейтрализатором для контроля уровня кислорода после того, как выхлоп прореагировал с катализатором.
Если эффективность работы нейтрализатора падает ниже определенного порога, что может привести к увеличению выбросов, он устанавливает диагностический код неисправности (DTC) для нейтрализатора и включает индикатор Check Engine.
Датчики O2 первого поколения обычно имеют ограниченный срок службы и могут нуждаться в замене для профилактического обслуживания примерно через 50 000–80 000 миль пробега. Датчики O2 на 1996 и более новые автомобили обычно имеют гораздо более длительный срок службы, составляющий более 100 000 миль, и их не нужно заменять, если они не были загрязнены или повреждены.
Когда датчики O2 стареют, они могут становиться вялыми и медленно реагировать на изменения уровня кислорода в выхлопных газах. Типичные симптомы включают снижение расхода топлива и увеличение выбросов выхлопных газов.
Неисправный датчик O2 не должен влиять на запуск двигателя, вызывать пропуски зажигания (если только свечи зажигания не загрязняются углеродом) или вызывать проблемы с остановкой или колебаниями двигателя. Вялый или загрязненный датчик O2 обычно показывает низкий уровень (обедненность) и приводит к тому, что двигатель работает на обогащенной смеси.
Датчики O2 могут быть загрязнены силикатами, если двигатель имеет внутреннюю утечку охлаждающей жидкости, а система охлаждения содержит обычный антифриз с силикатными ингибиторами коррозии.
Датчик O2 также может быть загрязнен фосфором и цинком из моторного масла, если двигатель имеет проблемы с расходом масла (износ направляющих клапанов или поршневых колец).
Если цепь нагревателя внутри датчика O2 выходит из строя или датчик перестает выдавать сигнал из-за внутренней неисправности или неисправности проводки (ослабление или коррозия разъема проводки), обычно устанавливается код датчика O2 (от P0130 до P0147). .
Коды можно считать, подключив сканер к диагностическому разъему автомобиля. Но часто другие проблемы с двигателем будут устанавливать коды, которые могут указывать на неисправность датчика O2, но на самом деле это не так.
Код бедной смеси P0171 или P0174, например, означает, что датчик O2 все время показывает бедную смесь. Настоящая проблема может заключаться не в плохом датчике O2, а, возможно, в утечке вакуума двигателя, низком давлении топлива или грязных топливных форсунках, которые вызывают обедненную работу двигателя. Пропуски зажигания в двигателе, негерметичный выпускной клапан или утечка в прокладке выпускного коллектора, из-за которой воздух попадает в выхлоп, также могут вызвать установку этого типа кода.
Если датчик O2 вышел из строя и нуждается в замене, некоторые датчики для замены на вторичном рынке требуют сращивания проводов датчика для соответствия всем различным типам разъемов OEM. Этот тип датчика O2 обеспечивает больший охват при меньшем количестве деталей.
Другие поставляются с разъемом того же типа, что и оригинал, и их проще установить, но для того же охвата требуется гораздо больше номеров деталей.
Вы когда-нибудь задумывались, что вызывает отказ датчиков O2? По мере старения датчиков O2 они замедляются. Но это обычно не имеет значения, пока датчик не проедет более 75 000 миль. Поэтому, когда датчик O2 выходит из строя преждевременно, причиной часто является загрязнение.
Загрязнения могут поступать из нескольких источников. Если в двигателе имеется внутренняя утечка охлаждающей жидкости (трещина в камере сгорания или негерметичная прокладка головки блока цилиндров), а охлаждающая жидкость содержит силикатные ингибиторы коррозии (которые действуют на обычные охлаждающие жидкости зеленого цвета, но не на охлаждающие жидкости оранжевого цвета с длительным сроком службы, такие как Dex-Cool), силикаты могут попасть в выхлоп и загрязнить датчики O2.
Другим источником загрязнения являются противоизносные компоненты обычного моторного масла. В последние годы количество фосфора и цинка в моторном масле было снижено, чтобы снизить риск загрязнения кислородного датчика и каталитического нейтрализатора.
В каждом двигателе используется небольшое количество масла, и со временем загрязняющие вещества могут накапливаться. По мере того, как двигатель набирает километры, а направляющие клапанов, кольца и цилиндры начинают изнашиваться, расход масла увеличивается. Следовательно, в двигателе с большим пробегом, который использует масло, фосфор и цинк, загрязнение датчиков O2 и каталитического нейтрализатора может быть проблемой.
Если датчики O2 работают вяло или вышли из строя, их, очевидно, необходимо заменить.
Но замена датчиков О2 лишь временно восстановит систему контроля обратной связи по топливу. Если сжигание масла не будет устранено, новые датчики кислорода в конечном итоге постигнет та же участь. То же самое и с забитым каталитическим нейтрализатором.
В этой статье:Выбросы, технические темы
Кислородные датчики для систем управления подачей топлива являются ключевыми
Кислородный датчик (O2) является частью системы управления подачей топлива. Он контролирует несгоревший кислород в выхлопе. Модуль управления трансмиссией (PCM) использует эту информацию, чтобы определить, является ли топливная смесь богатой (слишком много топлива) или обедненной (недостаточно топлива).
Чтобы обеспечить наилучшие характеристики, экономию топлива и выбросы, PCM должен постоянно корректировать топливную смесь во время работы двигателя. Он делает это, наблюдая за сигналом датчика (датчиков) O2, а затем увеличивая или уменьшая время включения (выдержку) топливных форсунок для управления подачей топлива.
Внутренние нагреватели
Кислородные датчики не выдают сигнал, пока они не нагреются, поэтому кислородные датчики в большинстве автомобилей последних моделей имеют внутренний нагреватель, который начинает нагревать датчик при запуске двигателя. В более старых датчиках O2 первого поколения эта функция отсутствовала, и им требовалось гораздо больше времени для достижения рабочей температуры, что увеличивало выбросы при холодном запуске.
Как только датчик нагреется, циркониевый датчик O2 будет генерировать сигнал напряжения, который может варьироваться от нескольких десятых долей вольта до почти полного вольта. Когда в выхлопных газах мало несгоревшего кислорода, датчик обычно генерирует от 0,8 до 0,9.вольт. PCM считывает это как «богатый» сигнал, сокращает продолжительность импульсов топливной форсунки, чтобы уменьшить подачу топлива, и обедняет топливную смесь.
При наличии большого количества несгоревшего кислорода в выхлопе — что может быть из-за бедной топливной смеси, или если в двигателе есть пропуски зажигания или утечка компрессии — датчик O2 выдает сигнал низкого напряжения (0,3 вольта или меньше) . PCM считывает это как «обедненный» сигнал, увеличивает продолжительность импульсов форсунки и добавляет топливо для обогащения топливной смеси.
Немного другой вариант — датчик O2 титанового типа. Используемый в некоторых старых автомобилях Nissan и Jeep, этот тип датчика изменяет сопротивление, а не выдает сигнал напряжения.
В последние годы конструкция датчиков O2 изменилась. Керамический элемент в форме наперстка в датчиках O2 циркониевого типа был заменен плоским полосовым керамическим сенсорным элементом «плоского» типа.
Основной принцип работы остается прежним (выходное напряжение изменяется по мере изменения уровня O2 в выхлопных газах), но новая конструкция меньше, намного надежнее и быстрее достигает рабочей температуры. Внешне разницы не видно, т. к. наконечник датчика закрыт вентилируемым металлическим кожухом, но многие датчики О2 от 1997 и выше используют плоскую конструкцию.
Еще одним изменением стало введение «широкополосных» датчиков O2, которые также называются датчиками «воздух/топливо» или датчики A/F. В датчике O2 этого типа также используется плоский керамический элемент внутри, но он имеет дополнительную внутреннюю схему, которая позволяет датчику измерять соотношение выхлопного воздуха и топлива с гораздо более высокой степенью точности. Он может сообщать PCM точное соотношение воздух/топливо, а не только грубую индикацию обогащения или обеднения, как это делают другие датчики O2.
Каталитический мониторинг
В 1996 году автомобили также начали использовать кислородные датчики для контроля работы каталитического нейтрализатора. Датчик O2 «ниже по потоку» размещается либо внутри, либо сразу за нейтрализатором для контроля уровня кислорода после того, как выхлопные газы вступят в реакцию с катализатором.
Если эффективность работы нейтрализатора падает ниже определенного порога, что может привести к увеличению выбросов, он устанавливает диагностический код неисправности (DTC) для нейтрализатора и включает индикатор Check Engine.
Датчики O2 первого поколения обычно имеют ограниченный срок службы и могут нуждаться в замене для профилактического обслуживания примерно через 50 000–80 000 миль пробега. Датчики O2 на 1996 и более новые автомобили обычно имеют гораздо более длительный срок службы, составляющий более 100 000 миль, и их не нужно заменять, если они не были загрязнены или повреждены.
Когда датчики O2 стареют, они могут стать вялыми и медленно реагировать на изменения уровня кислорода в выхлопных газах. Типичные симптомы включают снижение расхода топлива и увеличение выбросов выхлопных газов.
Неисправный датчик O2 не должен влиять на запуск двигателя, вызывать пропуски зажигания (если только свечи зажигания не загрязняются углеродом) или вызывать проблемы с остановкой или колебаниями двигателя. Вялый или загрязненный датчик O2 обычно показывает низкий уровень (обедненность) и приводит к тому, что двигатель работает на обогащенной смеси.
Датчики O2 могут быть загрязнены силикатами, если двигатель имеет внутреннюю утечку охлаждающей жидкости, а система охлаждения содержит обычный антифриз с силикатными ингибиторами коррозии.
Датчик O2 также может быть загрязнен фосфором и цинком из моторного масла, если двигатель имеет проблемы с расходом масла (износ направляющих клапанов или поршневых колец).
Если цепь нагревателя внутри датчика O2 выходит из строя или если датчик перестает выдавать сигнал из-за внутренней неисправности или неисправности проводки (ослабление или коррозия разъема проводки), обычно устанавливается код датчика O2 от P0130 до P0147.
Коды можно считать, подключив сканер к диагностическому разъему автомобиля. Но во многих случаях другие проблемы с двигателем будут устанавливать коды, которые могут указывать на неисправность датчика O2, но на самом деле это не так.
Код бедной смеси P0171 или P0174, например, означает, что датчик O2 все время показывает бедную смесь. Настоящая проблема может заключаться не в плохом датчике O2, а, возможно, в утечке вакуума двигателя, низком давлении топлива или грязных топливных форсунках, из-за которых двигатель работает на обедненной смеси. Пропуски зажигания в двигателе, негерметичный выпускной клапан или утечка в прокладке выпускного коллектора, из-за которой воздух попадает в выхлоп, также могут вызвать установку этого типа кода.
Если датчик O2 вышел из строя и нуждается в замене, некоторые датчики для замены на вторичном рынке требуют сращивания проводов датчика для соответствия всем различным типам разъемов OEM. Этот тип датчика O2 обеспечивает больший охват при меньшем количестве деталей.
Другие поставляются с разъемом того же типа, что и оригинал, и их проще установить, но для того же охвата требуется гораздо больше номеров деталей.
Вы когда-нибудь задумывались, что вызывает отказ датчиков O2? По мере старения датчиков O2 они замедляются. Но это обычно не имеет значения, пока датчик не проедет более 75 000 миль. Поэтому, когда датчик O2 выходит из строя преждевременно, причиной часто является загрязнение.
Загрязнения, которые могут вызвать отказ датчика O2, могут поступать из нескольких источников. Если в двигателе имеется внутренняя утечка охлаждающей жидкости (из-за трещины в камере сгорания или негерметичной прокладки головки блока цилиндров) и охлаждающая жидкость содержит силикатные ингибиторы коррозии (которые действуют на обычные охлаждающие жидкости зеленого цвета, но не на охлаждающие жидкости оранжевого цвета с длительным сроком службы, такие как Dex-Cool). ), силикаты могут попасть в выхлоп и загрязнить датчики O2.
Другим источником загрязнения являются противоизносные компоненты обычного моторного масла.