Лямбда зонд для чего: Лямбда Зонд Хонда — зачем он нужен и что это такое

Лямбда-зонд, разновидности — Электронный журнал Авто3н

Кислородный датчик (лямбда) получил свое название в честь греческой буквы, которой в автомобильной промышленности отображают коэффициент излишнего воздуха в топливной смеси автомобиля. По факту лямбда — это датчик, который делает замеры по выхлопу, для дальнейшей корректировки заданного уровня воздуха и бензина в смеси.


Конструктивные отличия и виды лямбда зонда:

Датчик может изменяться по конструкции, дополняться по функционалу, но при этом принцип работы его, остается неизменным. Разработчики учитывают недостатки и постоянно вносят изменения и доработки в конструкцию, тем самым улучшая работоспособность.


• Подогрев
Первые модели датчика кислорода, работали лишь после прогрева до температуры в 300-400 градусов от выхлопных газов, поэтому его располагали вблизи мотора, но для прогрева требовалось немало времени, в этот промежуток датчик не работал.

Чтоб повысить чувствительность кислородного датчика при низких температурах, и после холодного запуска мотора, начали применять принудительное обогревание лямбды. Подогревающий элемент вмонтирован во внутреннюю часть датчика, и подключен к бортовой сети автомобиля. Такой обогрев ускоряет выход лямбды на рабочую температуру, увеличивает срок жизни катализатора, и снижает расход топлива.


• Материалы
У стандартного датчика наконечник выполнен из керамики, у более современных лямбда зондов наконечник может быть изготовлен из двух различных материалов, это оксид циркония, и оксид титана. Такие современные датчики работают немного по иному принципу, нежели стандартные. Они делают замер не по напряжению, а по сопротивлению датчика, чем меньше кислорода в отработанных газах выхлопной системы, тем выше сопротивление лямбды.

Датчик с наконечником из оксида титана, быстрее обновляет свои показания в зависимости от изменения состава смеси, более точный и долговечный, но и по стоимости он в разы дороже, чем оксид циркония. За точность и длительность работы, необходимо будет переплатить.
Лямбда с наконечником из оксида циркония, на порядок дешевле, чем титановая, но при этом работает удовлетворительно, при условии соблюдения правил эксплуатации. За счет небольшой стоимости, данные датчики пользуются спросом на авто рынке.


• Взаимозаменяемость
Не всегда есть возможность при поломке купить такой же датчик, в таких случаях приходится подбирать аналоги близкие по характеристикам и показателям. При замене лямбда зонда на аналоговый, существует правило: если на машине был установлен датчик, не имеющий подогрева, вместо него можно установить аналогичный с подогревом, при условии установки дополнительного питающего провода. Но не как, не на оборот. Если в машине предусмотрен принудительный подогрев лямбды, и туда установить простой не подогреваемый датчик, то в момент запуска и прогрева мотора, бортовой компьютер будет неправильно считывать показания и выдавать ошибку неисправности.

Читайте по теме: Уникальный датчик кислорода, обеспечивающий более 200 вариантов применения на автомобилях популярных марок и моделей.

Автор публикации

Лямбда-зонд

  • Каталоги
  • Масла
  • Автохимия
  • Шины и диски
  • Автоэлектроника
  • Аксессуары
  • Инструмент
  • Разное
  • VIN запрос
  • Главная /
  • org/ListItem» itemscope=»itemscope»>Статьи /
  • Лямбда-зонд

Датчик кислорода, или лямбда-зонд, — составляющая блока управления мотором. Он предназначен для измерения количества кислорода в выхлопе автомобиля (этот параметр говорит об особенностях сгорания топлива). 

Некоторые проблемы в работе двигателя могут быть вызваны выходом лямбда-зонда из строя. Чтобы определить, в нем ли их источник, надо сделать проверку датчика кислорода. Самая простая — визуальная: на зонде не должно быть налета свинца или сажи, если он присутствует, с большой долей вероятности устройство придется заменить на новое. Если внешне датчик выглядит нормальным, но сомнения в его исправности есть, необходимо воспользоваться вольтметром, омметром или тестером.


Сначала измеряется напряжение в цепи подогрева, для чего включается зажигание и щупы вольтметра втыкаются в разъемы проводов. Напряжение должно быть равно 12 В, как и напряжение аккумулятора. Если нет плюса, проверяется, цела ли цепь от аккумулятора, при отсутствии минуса стоит обратить внимание на цепь от электронного блока управления. 

Для измерения опорного напряжения включают зажигание и делают замеры между массой и сигнальным проводом. Ощутимые отклонения от показателя в 0.45 В говорят об обрыве в сигнальной цепи или потере контакта с массой. 

 

Следующий этап — диагностика нагревателя датчика кислорода, при которой отключается его разъем и измеряется сопротивление между идущими к нагревателю проводами. Оно должно находиться в пределах 2-10 Ом, его полное отсутствие говорит о необходимости менять датчик.

Для оценки сигнала от лямбда-зонда нужен вольтметр со стрелкой или осциллограф, щупы которого подключаются между сигнальным проводом и проводом массы после запуска и прогрева двигателя. Когда количество оборотов силового агрегата достигает 3000, показания прибора должны находиться в пределе от 0. 1 до 0.9 В, меняясь 9-10 раз за 10 с. Меньшее количество говорит о плохом отклике.

Помимо датчиков кислорода, которые предназначены непосредственно для вашего автомобиля, существует линейка универсальных лямбда-зондов, которые подходят на разные модели машин. По цене такие датчики значительно дешевле, а по качеству ни в чем не уступают оригинальными их аналогам. Среди таких универсальных лямбда-зондов одними из самых популярных являются датчики кислорода от производителей DENSO и BOSCH. От вас только потребуется проверить, какой именно тип детали подходит для вашего автомобиля, и при желании купить нужный вам лямбда-зонд. Ниже представлены лямбда-зонды для наиболее популярных моделей автомобилей, которые предлагает наш интернет-магазин. 

Датчики кислорода
Производитель
Артикул Наименование Применимость
DENSO DOX-2004 датчик кислорода передний Ford Focus II, C-Max, Transit VI / Volvo C30, S40 II
BOSCH 0 258 006 573
DENSO DOX-2068 датчик кислорода задний Ford Focus II, C-Max, Mondeo / Volvo C30, S40 II
BOSCH 0 258 006 569
HYUNDAI/KIA 39210-2B100 датчик кислорода передний Hyundai Solaris, Elantra III, i20, i30 / Kia Rio III, Ceed, Cerato, Soul, Venga, Picanto II
BOSCH 0 258 986 745
HYUNDAI/KIA 39210-2B140 датчик кислорода задний Hyundai Solaris
BOSCH 0 258 986 657
MITSUBISHI MN 137944 датчик кислорода передний Mitsubishi Lancer IX, Carisma / Volvo S40, V40
BOSCH 0 258 005 110
DENSO DOX-0150 датчик кислорода задний универсальный Mitsubishi Lancer IX
BLUE PRINT ADC47046 датчик кислорода задний Mitsubishi Lancer IX
GREAT WALL SMW250917
датчик кислорода передний
Great Wall Hover h4, H5
GREAT WALL SMW250480 датчик кислорода задний Great Wall Hover h4, H5
MAZDA Z601-18-861A датчик кислорода передний Mazda 3 (2004-2009 г. г.)
DENSO DOX-0331
MAZDA Z602-18-861A датчик кислорода задний Mazda 3 (2004-2009 г.г.), Mazda 3 II (2009-2013 г.г.)
DENSO DOX-0332

 

Лямбда-зонд и его важный вход в ЭБУ

В предыдущей статье мы обсуждали работу ЭБУ, где уже стало ясно, что лямбда-зонд предоставляет ЭБУ жизненно важную информацию. Было бы слишком далеко вдаваться во все подробности, чтобы обсудить, как эта часть работает и как она взаимодействует с ECU. В этой статье мы объясним точное взаимодействие двух компонентов!

Какой датчик?

Правильно, лямбда-зонд. Среди автомобильных техников эту деталь иногда называют лямбда-зондом, датчиком кислорода или датчиком кислорода. Это название подразумевает функцию этой части. Короче говоря, этот датчик измеряет количество кислорода в выхлопе. У голландской организации сектора мобильности BOVAG есть очень хорошее и краткое описание этой части:

«Лямбда-зонд — это датчик в выхлопе вашего автомобиля, который измеряет количество кислорода в выхлопных газах. Если значение содержания кислорода меняется, система управления двигателем регулирует его автоматически. Таким образом, каталитический нейтрализатор работает оптимально, а выхлопные газы менее вредны для окружающей среды».

Сказав это, хорошо знать, что большинство современных автомобилей имеют два кислородных датчика. Один датчик измеряет газы, выходящие из двигателя, а второй датчик расположен за каталитическим нейтрализатором. Поскольку лямбда-зонд представляет собой полый керамический цилиндр, через него может проходить кислород. Датчик измеряет наличие кислорода и генерирует сигнал напряжения. Провода на датчике могут нагревать лямбда-зонд и передавать данные на ЭБУ. Основываясь на этих данных, ECU определяет, насколько обедненной (мало выхлопных газов и много кислорода) или богатой (много выхлопных газов и мало кислорода) воздушно-топливной смеси. Нагрев датчика кислорода также имеет важное значение: это позволяет датчику быстро реагировать на холодный двигатель, что приводит к лучшему и более экономичному сгоранию!
Теперь, когда мы это знаем, профессионалу может быть интересно узнать краткую историю этой детали:

История лямбда-зонда

Чтобы немного рассказать об истории лямбда-зонда, мы хотим вернуть вас назад во время. Чтобы быть точным, для этого нам нужно отправиться в 1976 год. Небольшое исследование показывает, что это был особенный год. 1976 год – это год, когда Queen выпустили «Богемскую рапсодию», родилась «Панненка пенальти», был основан бренд Apple и вошел в обиход легендарный Concorde. И взгляд на учебники истории показывает, что 1976 год был особенным для Швеции. Шведская группа ABBA выпустила Dancing Queen в том же году (мы приносим свои извинения за то, что песня застряла у вас в голове прямо сейчас…), Бьорн Борг пробился к победе в Уимблдоне, и, в довершение всего, Швеция представила лямбда-зонд. . Настоящий забавный факт для именинников!

Ну, вернемся к датчику О2. В результате более строгих экологических норм и правил выбросов, введенных в Соединенных Штатах, Volvo стала первой маркой, которая в 1976 году оснастила этой новой технологией модели 240 и 260. Volvo так гордилась этим нововведением, что даже Эмблема «Лямбда Зонд» на решетке радиатора нескольких автомобилей.

После успешного внедрения Volvo установила еще более тесное партнерство с Bosch, которая взяла на себя ответственность за производство цилиндрической детали. Вскоре в 1982 году последовали лямбда-зонды второго поколения. Большим преимуществом этого второго поколения было то, что этот датчик нагревался. За сорок лет, последовавших за появлением лямбда-зонда, компания Bosch произвела более 1 миллиарда таких деталей.

Что ЭБУ делает с информацией лямбда-зонда?

После этого заглянуть в учебники истории пора вернуться к работе лямбда-зонда. Приведенное ранее определение этого датчика содержит очень важный элемент, заслуживающий более подробного объяснения. Это относится к следующему предложению: «Если значение содержания кислорода меняется, система управления двигателем регулирует это автоматически».

Главный вопрос, конечно же, что и как регулирует система управления двигателем, или ЭБУ, исходя из содержания кислорода в выхлопных газах. Это основано на так называемом значении лямбда. ЭБУ постоянно сравнивает количество воздуха, которое измеряет кислородный датчик, с количеством впрыскиваемого топлива. Когда это значение падает ниже 1, в топливной смеси не хватает воздуха (богатая смесь). Если это значение выше 1, имеется избыток воздуха (бедная смесь). На основании этих данных блок управления двигателем принимает собственное решение. Самое очевидное решение для ЭБУ — это начать регулировать топливно-воздушную смесь так, чтобы пропорции совпадали. Этого можно добиться, например, регулировкой времени открытия форсунок. Однако, если значение отклоняется слишком сильно или значение продолжает отклоняться после регулировки, загорится сигнальная лампа двигателя, и двигатель может перейти в аварийный режим.

Неисправный лямбда-зонд сильно влияет на работу ЭБУ

Теперь, когда разъяснено взаимодействие обоих компонентов, становится ясно, какое влияние эта деталь оказывает на работу ЭБУ. Поэтому неисправный лямбда-зонд необходимо быстро заменить. Продолжительное вождение с неисправным датчиком также может привести к повреждению каталитического нейтрализатора. Поскольку индикатор управления двигателем (индикатор MIR) часто загорается при неисправности лямбда-зонда, важно продолжить диагностику и выполнить различные тесты.

Проверка и измерение неисправных лямбда-зондов

Первый тест, который вы можете сделать, это увеличить число оборотов двигателя примерно до 1500–2000 об/мин. Важно как можно меньше двигать педалью акселератора. Если обороты нестабильны, у вас может быть первое указание на то, что лямбда-зонд может быть неисправен.

После того, как вы убедились в стабильных оборотах двигателя, вам необходимо взять омметр и измерить сопротивление нагревателя. Иногда для этого нужно снять тепловой экран с выпускного коллектора. Проведите это измерение при нормальной температуре двигателя (от 85 до 95°С) и воспользуйтесь электрической схемой. Верно ли значение? Затем приступайте к измерению сигнала. Правильно функционирующий кислородный датчик дает значение от 0,1 до 0,9 Вольт. Если это не так, можно сделать вывод, что лямбда-зонд стал причиной включения лампочки управления двигателем! Вам нужно почистить лямбда-зонд, или вы можете заменить датчик.

Опыт показывает, что лучше заменить лямбда-зонд на оригинал, а не выбирать неоригинальный датчик. Как только вы начнете искать «послепродажный лямбда-зонд» на различных автомобильных форумах, станет ясно, что мы подразумеваем под этим. Есть масса случаев, когда проблема не решается, а лампочка продолжает гореть.

40 лет лямбда-зонду Bosch

Эта статья является частью исторического блога

Откройте для себя всю серию

В настоящее время автомобили с двигателями внутреннего сгорания и без лямбда-зонда немыслимы. Именно этот непритязательный компонент обеспечивает работу трехкомпонентных каталитических нейтрализаторов, которые теперь соответствуют самым строгим стандартам выбросов — разработка, которая была бы невозможна без этой технологии.

Проверка лямбда-зонда в 1975

Компания Bosch является одним из пионеров в области обработки выхлопных газов и известна как изобретатель лямбда-зонда. Объяснения такого рода технологий часто бывают довольно сухими, но они помогают людям понять, почему технология работает так хорошо. Ключом к технологии лямбда-зондов является значение лямбда 1. Это происходит, когда в топливной смеси достигается соотношение 14,66 килограмма воздуха на один килограмм топлива и эта смесь полностью сгорает. Однако это соотношение обычно не достигается в двигателе без корректирующего вмешательства. Если топлива слишком много, двигатель производит загрязняющие вещества угарный газ и углеводороды, а если слишком много кислорода, он производит оксиды азота. Даже при правильном соотношении будет неоднократно происходить неполное сгорание, в результате чего все три загрязняющих вещества попадут в окружающую среду через выхлопные газы.
Роль каталитического нейтрализатора в этом сценарии заключается в дожигании выбросов, образующихся при неполном сгорании. Роль лямбда-зонда заключается в измерении содержания кислорода в продуктах сгорания до того, как они попадут в каталитический нейтрализатор по мере их истечения. В конце концов, необходимое 90-процентное снижение выбросов выхлопных газов может быть достигнуто только в том случае, если датчик выявляет ошибочные составы выхлопных газов, передает эту информацию в систему управления двигателем (зажигание и впрыск) и, таким образом, обеспечивает необходимые корректировки в подаваемой смеси.

Корни лямбда-технологии восходят к 1889 году, когда профессор Вальтер Нернст, впоследствии получивший Нобелевскую премию по химии, открыл термодинамические соотношения в форме «уравнения Нернста», которые дают жизненно важный ключ к современным лямбда-вычислениям. технологии.
В компании Robert Bosch GmbH эта тема приобрела большое значение в 1968 году, когда компания начала использовать технологию, необходимую для лямбда-зонда, для измерения содержания кислорода в свинцовых плавильных заводах, используемых для производства аккумуляторов.

Этот опыт подтвердил свою ценность, когда в 1970 году природоохранные агентства США объявили о введении строгих законов о выбросах выхлопных газов. Компания Bosch осознала знамения времени и начала экспериментировать с лямбда-зондами для регулирования состава смеси. В процесс также влилась информация из других бизнес-подразделений. Знания о производстве термостойкой керамики при производстве свечей зажигания позволили подобрать подходящие материалы, поскольку датчики должны были выдерживать температуру выхлопных газов до 1000 градусов Цельсия.

Передовые разработки начались с тестирования сторонних продуктов. Но эти эксперименты привели к фатальным результатам. Испытания датчиков длились всего один час. Предстояло многое сделать, чтобы подготовить их к продаже.
Осенью 1971 года удалось начать испытания первой собственной модели компании. Результат был обескураживающим, так как лабораторные прототипы выдерживали нагрузку всего два часа. Причиной были различные тепловые проблемы. И это еще не все. Низкая прочность электродов предъявляла еще большие требования к стойкости осажденных инженеров. В 1975, они, наконец, достигли 250-часового срока службы, что эквивалентно расстоянию в 20 000 километров.

«Тепло и уютно» — под таким слоганом компания Bosch продвигала продукцию недавно приобретенного подразделения: под руководством Bosch компания Junkers, помимо водонагревателей, также производила системы обогрева помещений.

Лямбда-зонд первого поколения из собрания архивов Bosch, конец 1970-х годов

Первым покупателем, который использовал лямбда-зонды Bosch в серийном производстве, был шведский производитель Volvo, который интегрировал их в свою серию 240/260 для рынка США — с огромным эффектом . В ответ на достигнутый низкий уровень выбросов загрязняющих веществ, который также будет соответствовать более строгим законам в будущем, в 1977 Американский производитель Ford заключил сделку с Robert Bosch GmbH на поставку более трех миллионов единиц в год.

К 1982 году на рынок была выпущена новая модель, обладающая ключевым преимуществом. Он подогревался, а это означало, что он будет надежно функционировать уже через 30 секунд после запуска холодного двигателя. В то же время эта умелая регулировка удвоила срок его службы примерно до 160 000 километров. Это улучшение было достигнуто за счет преодоления неприятной чувствительности датчика холода к горячим выбросам выхлопных газов, которые сразу же нагревали датчик до 400 градусов Цельсия при повороте ключа зажигания.

Благодаря этому нововведению компания Bosch смогла расширить свои позиции на рынке. В 1986 году с конвейера сошел 10-миллионный датчик, и была достигнута точка безубыточности. Тяжелые вложения, сделанные на раннем этапе, наконец окупились. В январе 1993 года компания Bosch смогла отпраздновать 50-миллионный выпуск лямбда-зонда. В мае 2008 года последовал 500-миллионный выпуск, а в 2016 году Bosch отпраздновал первое место. 1 миллиард – и 40 лет.

«Тепло и уютно» — под таким слоганом компания Bosch продвигала продукцию недавно приобретенного подразделения: под руководством Bosch компания Junkers, помимо водонагревателей, также производила системы обогрева помещений.

Author:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *