Что такое в машине антифриз – характеристики антифриза и тосола, куда его заливать в автомобиле и зачем он нужен машине зимой и летом

Содержание

что это, зачем он нужен автомобилю, состав

Каждый автомобилист знает, что в его машине есть антифриз. Однако для чего он нужен, куда заливать, каких видов бывает – знают не все. На самом деле антифриз необходим автомобилю для полноценной работы системы охлаждения двигателя.

Для полноценной работы силового агрегата необходимо выбирать исключительно качественные жидкости. К антифризу выдвигают серьезные требования, поэтому при покупке необходимо учитывать все технические характеристики продукта. Узнать, что такое антифриз и из чего он сделан, вы сможете из статьи.

Для чего нужен антифриз?

Для работы любого автомобиля необходим антифриз. С его помощью удается отвести избыточное тепло из силового агрегата, а также не допустить его замерзания при значительном минусе. Это защищает стенки двигателя от растрескивания, что увеличивает срок службы двигателя. Антифриз циркулирует по всей системе автомобиля. В современных автомобилях антифриз помогает быстро нагреть пространства – для этого эта жидкость отправляется по малому кругу, обходя радиатор.

Когда силовому агрегату удается разогреться до определенного значения, антифриз начинает ходить по большому кругу. Тогда жидкость попадает на радиатор охлаждения, за счет чего системе удается поддерживать температуру антифриза на одном уровне. Движение антифриза начинается внутри блока цилиндров, которые отдают тепло помпе. Именно она и отводит антифриз к радиатору.

Состав антифриза

Антифриз – охлаждающая жидкость, которая предназначена для отвода лишнего тепла. Также она необходима для предотвращения замерзания жидкости при низких температурах. Антифриз состоит из двух главных ингредиентов – воды и этиленгликоля. Дополнительно в состав могут добавлять антикоррозийные присадки, которые препятствуют выпадению осадка из жидкости.

На упаковках с антифризом всегда указывают тип жидкости и температуру замерзания. Дополнительно автомобилисту очень важно знать, насколько быстро ОЖ замерзает при низких температурах, параметр его вязкости и воздействия на резину. Нужно учитывать, что любой антифриз оказывает негативное влияние на металлические детали из системы охлаждения. Именно из-за этого в состав добавляют антикоррозийные ингибиторы, стабилизаторы и многое другое.

Нужно учитывать, что определенных стандартов, которые бы регламентировали состав и срок службы охлаждающей жидкости. Нередко в продажу поступают жидкости, которые замерзают при -25 градусов, а начинают кипеть уже при +90. В качественном антифризе температура кипения должна быть на отметке 105-115 градусов.

Виды антифриза

В самом начале автомобилестроения в качестве антифриза использовали обыкновенную воду. Она плохо отводила тепло, из-за чего быстро закипала. Впоследствии стали добавлять соль. Прародителем современных охлаждающих жидкостей стал тосол, который впервые был упомянут в 1930 году.

Только в это время ОЖ стали делать из этиленгликоля, потом стали добавлять определенные присадки. Сегодня на рынке представлено большое количество антифризов, которые отличаются по цвету, сроку эксплуатации и другим параметрам. Сегодня охлаждающие жидкости делятся на следующие типы:

  • Силикатные. В их составе присутствуют соли неорганических кислот. Они выполняют функцию различных присадок. Недостаток силикатных охлаждающих жидкостей заключается в том, что они оставляют на стенках охлаждающей системы тонкую пленку. В будущем это приводит к недостаточному охлаждению мотора. Также это повышает расход масла и топлива.
  • Карбоксилатные – состоят из органических кислот, за счет чего предотвращают появление накипи или каких-либо отложений. Это наиболее популярные типы охлаждающей жидкости, которые предназначены для замены один раз в 5 лет.
  • Гибридные. Охлаждающие жидкости, которые выпускаются под маркировкой G11.
  • Лобриды – смесь из силикатов и карбоксилатов. Это современные охлаждающие жидкости, которые подходят для определенных автомобилей.
  • Традиционные. Такие охлаждающие жидкости применяются для устаревших автомобилей. Они закипают при температуре в 100 градусов, предназначены для замены 1 раз в 2 года.

Последней разработкой инженеров стал антифриз G13. Он появился на рынке в 2008 году. Жидкость сделана из органических и минеральных добавок, которые поддерживают нормальную работу силового агрегата.

В чем разница между антифризом G11 и G12?

G11- антифриз, который создан на неорганической основе. Дополнительно в него добавляют антикоррозийные ингибиторы, которые формируют защитную пленку на внутренней поверхности двигателя. Такие ОЖ предназначены для замены один раз в 2-3 года. Антифриз этого класса имеет зеленый цвет, требует обязательной сертификации.

Антифриз G12 – охлаждающая жидкость красного цвета. Она более современная, способна по-другому защищать двигатель автомобиля от износа. Предназначен для более новых автомобилей, в охлаждающей системе которых нет деталей из латуни и меди. Это значит, что в ОЖ добавляют другие антикоррозийные присадки.

Антифриз – это важный продукт в системе любого автомобиля. К его выбору каждый автомобилист должен относиться максимально ответственно. Старайтесь приобретать ОЖ исключительно в проверенных местах, чтобы не нарваться на подделку. Только в таком случае вы не столкнетесь ни с какими проблемами из-за неправильной жидкости в системе охлаждения.

Все про антифриз и тосол: назначение, состав, свойства

Что такое антифриз. Назначение, состав, свойства.

Охлаждающая жидкость для двигателя, или антифриз — это специальная жидкость, которая проходит через двигатель, поддерживая его в правильном рабочем диапазоне температур. Его изготавливают из этиленгликоля или пропилена. Как правило, он зеленого, синего или даже розового цвета. Однако антифриз не ограничивается только регулированием температуры. Поддержание надлежащего уровня данной жидкости также помогает предотвратить коррозию.

Традиционно, сочетание антифриза и воды известно как «охлаждающая жидкость».

В отличие от автомобилей с воздушным охлаждением, которые полагаются на обдув компонентов двигателя вентилятором, двигатели с водяным охлаждением используют радиатор, водяной насос, термостат, сердечник нагревателя, шланги и проходы внутри двигателя.

зачем нужен антифриз

Зачем нужен антифриз

Без охлаждающей жидкости тепло, выделяемое при постоянном внутреннем сгорании, очень быстро разрушает двигатель. Одной воды недостаточно для поддержания системы в охлажденном состоянии. Высокие температуры внутри двигателя могут привести к его «закипанию», так как через какое-то время вода в системе полностью испарится.

Аналогичным образом, в очень холодную погоду вода во время простоя автомобиля замерзает, что делает такую систему охлаждения бесполезной.

Как работает система охлаждения

Двигатель вашего автомобиля выделяет много тепла во время работы и должен постоянно охлаждаться, чтобы избежать повреждения. Система охлаждения в вашем автомобиле работает за счет подачи охлаждающей жидкости через каналы в блоке двигателя и головки. По мере прохождения охлаждающей жидкости через эти каналы она забирает тепло от двигателя. Затем жидкость проходит через резиновый шланг к радиатору в передней части автомобиля. Как только жидкость охлаждается, она возвращается в двигатель, чтобы повторить цикл. А специальный насос поддерживает движение жидкости через всю систему.

Подробнее о системе охлаждения двигателя смотрите в данном видео:

Какой срок службы антифриза

Говоря о сроке службы, нужно быть очень внимательными. Когда используется понятие «охлаждающая жидкость», это может означать несколько вещей. Охлаждающая жидкость, состоящая из растворов антифриза и воды из бытового крана 50 на 50, прослужит около 3 лет. Охлаждающая жидкость, состоящая из антифриза и дистиллированной (деионизированной) воды (раствор 50 на 50), должна прослужить около 5 лет. Лучше всего ориентируйтесь на инструкцию, которая будет на вашей упаковке.

антифриз срок службы

Если вы живете в регионе, подверженном воздействию очень низких температур, то стоит рассматривать замену охлаждающей жидкости в начале зимы в качестве своего рода страховки. Примесь антифриза должна быть не более 50%, так как любое большее количество антифриза увеличит температуру замерзания. Учтите, что 50% примеси антифриза даст устойчивость к температурам до -30C, тогда как 60% антифриза в смеси снижает этот порог до -20С.

Типы антифризов

Охлаждающие жидкости производят во множестве стран по всему миру. Каждая страна имеет свой стандарт. Причем, многие национальные стандарты являются на сегодняшний день уже устаревшими.

Вот некоторые из них:

  • ГОСТ 28084-89 — РФ,
  • BS 6580: 1992 — UK,
  • SAE J 1034 и ASTM D 3306 — USA,
  • AFNOR NF R15-601 — Франция,
  • JIS K2234 — Япония.

Множество национальных стандартов создает ряд сложностей для производителей антифиризов. Особенно, если они занимаются экспортом своей продукции.

Современное разделение охлаждающих жидкостей происходит по составу антикоррозийных присадок следующим образом:

  1. Традиционные (Тосол и его модификации, ингибиторы коррозии — неорганические вещества, срок службы 1-2 года, выдерживает температуру до 108 градусов по цельсию),
  2. Гибридные (маркировка G11, содержит как органический, так и неорганический ингибитор, срок службы 3 года),
  3. Карбоксилатные (маркировка G12, содержит ингибитор коррозии на основе органических кислот, срок службы около 5 лет),
  4. Лобридные (маркировка G12++, в состав входит небольшая часть минеральных ингибиторов, в сочетании с органической основой),
  5. G13 (в состав входит пропиленгликоль вместо этиленгликоля. Самы дорогой представитель антифризов. Однако, он считается наименее токсичным и его срок службы не ограничен, если жидкость залита в новый автомобиль).

Для тех, кто хочет погрузиться в виды антифризов еще глубже, оставляем специальное видео:

Отличие тосола от антифриза

Это вопрос, который можно очень часто встретить на просторах интернета. На самом же деле, ответ очень простой. Разницы между тосолом и антифризом нет. Тосол — это просто разновидность антифриза. Дело в том, что в Советском Союзе так называли охлаждающую жидкость. А еще раньше заливали воду и разбавляли этиленгликолем для предотвращения замерзания при минусовой температуре. Но данная жидсокть получалась слишком вязкой. К тому же, она давала слишком сильную коррозию метала. Именно поэтому и была создана новая охлаждающая жидкость под названием тосол. ТОС — это Технология Органического Синтеза.

Слово «антифриз» в переводе на русский — «незамерзающий». Все антифризы состоят из двух базовых компонентов — воды и этиленгликоля. Плюс различные присадки. Это современное название охлаждающих жидкостей для автомобилей. Различий между тосолом и антифризом нет, это миф.

Еще больше информации по этому вопросу вы найдете в данном видео:

Цветовая классификация антифризов

Не менее редко на просторах интернета можно встретить вопрос: чем красный антифриз отличается, скажем, от зеленого? Какой выбрать?

На самом деле все очень просто. Изначально антифриз бесцветен. Краситель в него добавляют производители для улучшения видимости уровня жидкости в расширительном бачке. Различные охлаждающие жидкости по типу имеют различные цвета, причем определенные.

Например,

  • Традиционный антифриз (тосол) обычно синего цвета.
  • Гибридный (G11) обычно зеленого цвета.
  • Карбоксилатный (G12) — красного или розового цвета.

цвета антифризов

Таким образом, цвет антифриза — это всего лишь сопутствующий параметр, по которому можно определить его классификацию. И выбор жидкости нужно уже производить исходя из нее. Кроме того, антифризы одного цвета могут отличаться как по свойству, так и по качеству.

Как правильно выбирать

Антифриз можно купить либо уже готовый к использованию, либо в виде концентрата (его нужно будет обязательно разбавлять дистиллированной водой в соответствии с пропорциями, указанными на этикетке).  В остальном стоит ориентироваться на тип и бренд производителя.

Безусловно, самые современные антифризы — это 12 и 13 серии.

Всегда ориентируйтесь на рекомендацию вашего автопроизводителя. Если он рекомендует заливать зеленый антифриз марки G11, то выбирать стоит именно его.

В алюминиевые радиаторы рекомендуют заливать G11, а в те радиаторы, где преобладает медь и латунь — G12.

Но основной совет — ориентируйтесь на то, что рекомендовано и залито заводом изготовителем.

Кроме того, если вы сомневаетесь в оригинальности купленной жидкости, проверьте ее на кислотность. В небольшое кол-во жидкости добавьте немного пищевой соды. Если реакция не пошла, такую жидкость можно смело заливать в двигатель.

Можно ли смешивать антифризы разных цветов

Смешивать антифризы разных марок и типов нежелательно, так как у них разные комплекты присадок, и они могут между собой взаимодействовать, выпадая в осадок и ухудшая антикоррозионные функции жидкости.

Важно знать, что в некоторых отдельных случаях смешивание присадок приводит к усилению коррозии.

Особенности применения антифризов. Замена охлаждающей жидкости

Перед заменой антифриз систему охлаждения необходимо промыть. Это необходимо, чтобы избавиться от остатков старой охлаждающей жидкости и избежать смешивания. Промыть систему можно либо специальными присадками, либо дистиллированной водой.

Важно помнить, что после промывки в системе остается до 2 литров воды. Учитывайте это при разбавлении концентрата.

Что делать, если вы обнаружили утечку антифриза

Если вы обнаружили, что охлаждающей жидкости в системе стало меньше, то в первую очередь необходимо проверить, нет ли течи в шлангах, исследуйте их тщательно. Антифриз может уходить из-за трещин, плохих соединений и разрывов. Данную неисправность можно также обнаружить в виде подтеков на ковриках в салоне.

Течь можно искать также в районе радиатора, около помпы. Обязательно проверьте крышку бачка, особенно уплотнительную резину, насколько она хорошо сидит.

Проверку производите как на горячем, так и на холодном двигателе. Смотрите, есть ли капли или течь жидкости.

Самая неприятная причина, по которой может уходить антифриз — внутренняя разгерметизация системы охлаждения.

Если же течь обнаружить не удается, то с большой долей вероятности у вас пробита прокладка головки двигателя. Постарайтесь вспомнить, не перегревался ли ваш мотор за последнее время, не работает ли он с перебоями. При такой неисправности антифриз уходит в цилиндры и сгорает вместе с топливом. Это дополнительный признак пробитой прокладки.

Подробнее о возможных причинах и решении проблемах смотрите на видео:

Почему не стоит доливать антифриз

Вы открываете капот и обнаруживаете, что охлаждающей жидкости в расширительном баке стало меньше. Первая мысль — долить жидкость. Однако, здесь нужно быть крайне аккуратным.

Если вы не знаете, какой антифриз был залит изначально, то при добавлении нового может произойти смешивание, о последствиях которого мы говорили чуть раньше.

Чтобы не менять охлаждающую жидкость полностью, вы можете просто долить обычную дистиллированную воду, это безопасно.


А напоследок мы подготовили для вас очень интересное видео на тему охлаждающих жидкостей! Эксперименты с антифризами:

Что такое антифриз и для чего он нужен в машине

Антифриз – что это, как его использовать?

Слово «антифриз», широко распространенное в автомобильной технике часто вызывает непонимание у начинающих водителей. Это связано с тем, что дословный перевод английских слов “anti” – “против” и “freeze” – “замерзать” означает буквально «жидкость против замерзания».

В связи с этим, незнакомые с автомобильными терминами люди могут думать, что речь идет о жидкости, предназначенной для защиты чего-то от холода, или, как минимум, для нагревания какого-либо механизма.

На самом деле, все совсем наоборот, ведь антифриз, вопреки своему дословному переводу – это не нагревающая, а охлаждающая жидкость. Автомобильный двигатель (бензиновый или дизельный) работает за счет сгорания внутри него паров бензина или дизельного топлива.

В процессе этой работы выделяется не только большое число газов (благодаря их давлению и движется сам автомобиль), но и значительное количество тепловой энергии. Это тепло нагревает металлические элементы самого двигателя.

Если не обеспечить мотору в таких условиях охлаждение, он может буквально сгореть, то есть часть металла расплавится и в корпусе двигателя образуется отверстие. В такой ситуации двигатель очень быстро пришел бы в негодность, но инженеры продумали довольно эффективную систему охлаждения мотора.

В любом современном автомобиле есть специальная емкость, куда заливается охлаждающая жидкость – тосол или антифриз. Эта жидкость прокачивается отдельным насосом и по специальным трубкам подается к поверхности двигателя.

Там она нагревается, забирая избыточное тепло, а затем прокачивается к радиатору – решетчатой трубке спереди автомобиля, которая охлаждает жидкость. Таким образом, автомобиль оказывается защищенным от перегрева.

Однако важно отметить, что обычная вода не может служить охлаждающей жидкостью. Как известно, обычная вода замерзает при температуре ниже нуля градусов, а лед менее плотный чем жидкая вода. Если налить в бутылку или другую герметичную емкость воду, ее попросту разорвет изнутри при сильном морозе.

То же самое происходило бы и с охлаждающей системой автомобиля, если бы туда наливали чистую воду. Именно поэтому антифриз представляет собой жидкость, устойчивую к низким температурам – даже при тридцати градусном морозе она остается жидкой и не повреждает трубки и стенки охлаждающей системы. Именно поэтому ее и называют «антифриз».

Значение антифриза нельзя недооценивать – двигатель современного автомобиля способен работать без остановок много часов подряд. Но если из этой же машины слить охлаждающую жидкость, двигатель перегреется за считанные минуты, и в лучшем случае просто выключится, а в худшем – и вовсе придет в негодность.

Кроме того, антифриз принимает участие и в поддержании комфортной для человека температуры в самом салоне. В сильный мороз внутри машины было бы очень холодно, однако при включенном моторе антифриз по специальным трубкам проходит, в том числе и в том месте, через которое внутрь салона подается свежий воздух. Благодаря этому воздух в салоне нагревается и становится комфортным для водителя и пассажиров.

В связи с этим, автомобилист всегда должен внимательно следить за уровнем и состоянием антифриза. Эту жидкость рекомендуется менять раз в 1-2 года, поскольку со временем полезные компоненты антифриза выветриваются, а сам он приобретает неприятный (мутно-ржавый) цвет.

Такая «жижа» не способна качественно охлаждать двигатель и отдавать тепло, и к тому же, засоряет трубки и насос охлаждающей системы. Если же уровень антифриза в специальном бачке снизился, внутрь бачка следует долить антифриз, ведь при недостаточном его количестве мотор может очень быстро перегреться. Кроме того, в этом случае неплохо бы вообще проверить всю систему на предмет возможных утечек.

Отдельно следует отметить тип и качество охлаждающей жидкости, которую заливают в автомобиль. Существуют разные виды антифризов (чаще всего для удобства их окрашивают разными цветами), каждый из которых подходит под свою марку и модель машины.

Антифризы разных видов лучше не смешивать между собой, и заливать в движок только тот тип антифриза, который рекомендован производителем. Это связано с тем, что при смешивании разных химических веществ, между ними могут начаться определенные химические реакции. Предсказать их результат невозможно, а потому проводить подобные эксперименты в своем автомобиле не следует.

Отдельно же следует отметить качество антифриза. Хотя бытует мнение, что охлаждающая жидкость не так уж и важна, нежелательно покупать дешевые и сомнительные жидкости. Любые примеси (особенно вода) вредят охлаждающей системе автомобиля, что может привести не только к ухудшению его работы, но и к серьезным поломкам.

Поэтому лучше всего покупать и заливать в бачок жидкость от известных производителей, которая обеспечит наилучшую работу для двигателя.

Что нужно знать про антифриз и для чего он нужен?

Но очень часто автомобилисты упускают из вида систему охлаждения своей машины. Эффективно работающая система охлаждения жизненно важна для здоровья вашего двигателя. Охлаждающая жидкость/антифриз предотвращает перегрев двигателя, а также защищает его от замерзания, когда температура снаружи опускается ниже нуля.

Антифриз – это концентрированная жидкость на основе этиленгликоля, которую вы смешиваете с водой и используете для заполнения системы охлаждения вашего автомобиля. Как следует из названия, антифриз предотвращает замерзание охлаждающей жидкости вашего двигателя при минусовых температурах. Защита от замерзания также помогает предотвратить образование отложений и коррозию в двигателе, а также улучшает передачу тепла от нагретого двигателя к охлаждающей жидкости.

Превращаясь в лёд, вода увеличивает свой объём примерно на 9%. Поэтому, если вы заполнили охлаждающие каналы вашего двигателя и радиатора чистой водой в холодную погоду, вы будете неприятно удивлены результатом.

Однако для этого и существует этиленгликоль, у которого температура замерзания составляет около 9 градусов Цельсия. Это ниже, чем температура, при которой замерзает вода, но недостаточно холодная, чтобы практично использовать ее в автомобиле. Но если смешать воду и этиленгликоль, вы получите температуру замерзания около – 40 градусов Цельсия, которая способна защитить систему охлаждения вашего двигателя от неблагоприятных погодных условий.

Антифриз также может содержать различные присадки, которые помогут обеспечить чистоту и продуктивность системы охлаждения вашей машины, защиту от коррозии и роста биологически активных веществ, образующихся в воде.

Самый больший ассортимент охлаждающих жидкостей представлен брендом Total, который производит и поставляет в Украину смазочные материалы. Линейка антифризов Total для легковых автомобилей состоит из 14 продуктов, 4 видов: органических, лобридных, гибридных и минеральных. Охлаждающие жидкости Total – это качественный продукт, проверенный временем и потребителями.

Антифриз – лучшее решение проблемы замерзания воды в вашей системе охлаждения. С качественной и правильно подобранной охлаждающей жидкостью ваш двигатель будет в отличном состоянии при любой погоде.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Заблуждения об охлаждающих жидкостях

Сейчас образцы антифризов, приобретенные в рамках расследования, проходят исследование в лаборатории. По предварительным данным, в двух банках уже обнаружено запрещенное вещество — метанол. Хороший вопрос, как такой товар оказался на прилавках торговых центров и гипермаркетов. В будущих публикациях мы к этому моменту обязательно вернемся, а пока вспомним десять заблуждений об антифризах.

Миф первый. Выбирать нужно по цвету

Самое распространенное мнение, будто при выборе антифриза следует ориентироваться на цвет готовой жидкости или концентрата. Большинство продавцов на рынке или в специализированном торговом центре первым делом спрашивают: «Красный? Тогда могу предложить следующих производителей...» В этом корреспонденты Onliner убедились сами во время закупок контрольных образцов.

Эксперты устали переубеждать, что на цвет охлаждающей жидкости можно не обращать никакого внимания. В очередной раз повторяем: краситель нужен исключительно для идентификации утечек в системе охлаждения. Производители антифриза давно не маркируют формулу продукта с помощью цвета. Более того, некоторые предупреждают, что со временем краситель может деградировать и это нормально.

Откуда пошло такое заблуждение? У начальника отдела технического развития компании «Шате-М Плюс» (выступает партнером расследования) Евгения Рязанова есть такое объяснение: «Компания Volkswagen, у которой многие производители и позаимствовали уже привычные обозначения, действительно разделяла свои продукты с помощью цвета. Жидкость, маркируемая как G11, была синей, G12 — красной, G13 — лиловой. Для антифризов других производителей это не актуально».

Миф второй. Главная задача — не замерзать при минусовых температурах

Если буквально перевести слово «антифриз», то получится «против замерзания» (от греч. «против» и англ. «замерзать»). Исходя из этого можно решить, будто главная и единственная задача охлаждающей жидкости — не замерзать при температурах ниже нуля. Отчасти это так, но есть нюансы...

— На самом деле важнейшая роль охлаждающей жидкости — регулировать температуру в системе и не допускать перегрева двигателя, — говорят специалисты. — Около трети энергии, полученной в результате сгорания топлива, рассеивается через радиатор.

О том, в каких условиях приходится работать антифризу, говорит следующий факт: температура деталей в поршневой группе может достигать +350 градусов по Цельсию.

Конечно, охлаждающая жидкость не должна замерзать, но это третья по приоритету задача — после регулирования температуры в двигателе и предотвращения коррозии в системе охлаждения.

Миф третий. Доливать нужно концентрат/антифриз, а не воду

Во время экспресс-теста на парковке обнаружился занимательный факт: характеристики охлаждающей жидкости во многих автомобилях были чрезмерны для наших климатических условий. Антифриз был рассчитан на –50 и даже ниже.

— Это может быть связано с тем, что автомобилисты при снижении уровня охлаждающей жидкости в расширительном бачке доливают антифриз или даже концентрат, — предполагают эксперты. — В действительности же если в системе охлаждения не было утечек, достаточно пополнить уровень с помощью дистиллированной или деминерализованной воды. Ведь испаряется не антифриз, а вода.

Миф четвертый. Если уровень в норме, то менять не нужно

Сейчас на рынке широко предлагаются т. н. longlife-антифризы. Производители утверждают, что их можно менять раз в пять лет или после 250 тысяч километров пробега. Маркетинговый ли это ход или жидкость действительно столь долговечная? Каждый отвечает на этот вопрос по-своему.

Обычно регламент замены охлаждающей жидкости указан в инструкции по эксплуатации транспортного средства. Как правило, он составляет два года.

— Ориентироваться нужно на рекомендации производителя автомобиля, а не изготовителя антифриза, — подчеркивает Евгений Рязанов.

Миф пятый. Чем более современный продукт, тем лучше

Автомобилисты считают: чем новее продукт, тем лучше для системы охлаждения. Однако это тоже заблуждение, которое может привести к негативным последствиям для машины.

Специалисты любят повторять: плохих антифризов (если говорить применительно к поколению) не бывает! Просто каждый тип годится для своего двигателя. Например, если блок цилиндров выполнен из чугуна, то следует выбирать тосол или антифриз, маркируемый как G11.

— Дело в том, что данная охлаждающая жидкость изготовлена на силикатной основе, что позволяет предотвращать образование коррозии, — говорит начальник отдела технического развития компании «Шате-М Плюс».

Если же в двигателе больше алюминиевых деталей, то советуют заливать антифриз, сочетающий силикаты и карбоксилаты.

А вообще, производители двигателей прописывают, какую именно охлаждающую жидкость следует использовать. Но кто у нас читает инструкции, да?

Миф шестой. Чем более низкая температура, тем лучше

Опять-таки миф из разряда вредных. У нас почему-то все принято делать с запасом. Если рекомендовано –40, то сделаем –50. На всякий случай. Мало ли что...

— Есть разные точки зрения, но факт остается фактом: производители автомобилей не рекомендуют использовать более вязкие жидкости, — напоминают эксперты. — Прокачать антифриз с большей плотностью, чем предусмотрено, насосу системы охлаждения может оказаться не под силу.

Самое верное решение — разбавлять концентрат так, как советует изготовитель и с учетом климатических условий страны, где будет эксплуатироваться машина.

Миф седьмой. Все антифризы одинаковые — этиленгликоль и вода

Есть мнение, что производство охлаждающей жидкости — не такой уж сложный процесс. Пожалуй, в большей степени это утверждение верное.

Для понимания: концентрат антифриза может содержать до 90% этиленгликоля, до 20% — глицерина (может быть и меньше) и до 5—7% — присадок. Еще немного ингибиторов коррозии, горького компонента и красителя.

За функцию незамерзания при отрицательных температурах отвечают этиленгликоль и вода. Как говорится, смешал — и готово. Тут как раз ничего сложного.

Разница между антифризами и основная интеллектуальная составляющая заключены в присадках. Их главная функция — предотвращать коррозию. Рецептура авторитетных производителей содержится в строжайшем секрете и является главным аргументом маркетологов.

Основными разработчиками присадок и лидерами на мировом рынке антифризов считаются три концерна — BASF (Германия), Chevron (США) и Arteco (Бельгия).

Миф восьмой. Концентрат плохой — в небольшой мороз замерз в банке

Случается такая история. В мороз банки с антифризами выставляют на улице, как бы демонстрируя качество продукта. Внезапно продавцы понимают, что при −15 градусах и ниже концентрат замерзает. Значит, плохой продукт?

— Вовсе нет, — объясняют производители. — Чистый этиленгликоль, который составляет основу антифриза (чтобы добиться температуры замерзания −40 градусов и ниже, нужно 52—53% этиленгликоля), замерзает при −13. Настоящий антифриз — это смесь концентрата с водой. При необходимости можно добиться температуры замерзания такой смеси в −65 градусов и ниже.

Миф девятый. Антифриз замерз. Все плохо?

Это один из главных страхов автомобилистов: антифриз замерзнет, а значит, расширится в объеме, патрубки лопнут и радиатор разорвет.

— Напрасные опасения, — успокаивает Евгений Рязанов. — Качественный антифриз при замерзании не расширяется в объеме, а превращается в снежную кашу.

Однако эксплуатировать машину, в которой охлаждающая жидкость замерзла (антифриз циркулирует между помпой и радиатором, не доходя до термостата и водяной рубашки двигателя), не следует. Это чревато перегревом мотора.

Миф десятый. В старый автомобиль летом можно заливать воду

Заблуждение из советского прошлого: летом залил в радиатор воду и забыл (зимой, понятное дело, она расширяется в объеме на 10% и превращается в лед). В старых ЗИЛах это работало. Ну может в жару на светофоре закипит, так это ж не проблема...

— Если бы все было так просто, то производство антифризов никто бы не налаживал, — считают специалисты. — Главная проблема при использовании воды в системе охлаждения — образование коррозии. Этот процесс скрыт от глаз, но это не значит, что он не происходит.

По словам экспертов, даже дистиллированная вода может оказывать негативное воздействие на элементы системы охлаждения. А неочищенная и подавно. «Сталь очень подвержена коррозии, а чугун страдает еще больше. Так что когда слышите, что МАЗы или трактора катаются на воде, вы должны понимать: в этот момент идет активный процесс образования коррозии», — подчеркивают специалисты.

Благодарим за помощь в подготовке публикации партнера расследования — компанию «Шате-М Плюс».

Читайте также:

Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей

Auto.Onliner теперь в Telegram! Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. [email protected]

Антифриз - что это такое и куда его заливать?

При работе двигателей внутреннего сгорания выделяется огромное количество тепла. Чтобы двигатель не перегревался, была изобретена система охлаждения, главным элементом которой является радиатор. Мы уже достаточно детально описывали на нашем сайте Vodi.su как правильно промывать радиатор, а также что он из себя представляет — это обыкновенный теплообменник, состоящий из верхнего и нижнего бачков и трубочек между ними.

Охлаждается двигатель с помощью жидкости — это может быть как обыкновенная вода, так и незамерзающие составы — антифриз или тосол. Что такое антифриз? На эту тему и хотелось бы поговорить.

Уже из самого названия видно, что антифриз означает «незамерзающий» — Anti и Freeze (замерзать).

Получают антифриз путем добавления к водной основе различных видов технического спирта — этиленгликоля, глицерина. Кроме того используют целый пакет различных присадок: антипенные присадки, ингибиторы коррозии, антикавитационные (предотвращают образование внутренних полостей и попадание антифриза в цилиндры двигателя).

Какими свойствами обладает антифриз?

Самое главное качество антифриза — температура замерзания. Если вы покупаете концентрат, который нужно разбавлять с дистиллированной водой, то температура замерзания для него может составлять минус 80 градусов по Цельсию. Если же вы его разбавите в концентрации один к одному, то температура кристаллизации будет достигать 34-40 градусов. Согласитесь, что на большей части России температуры редко опускаются ниже 40-ка градусов.

Еще одно преимущество антифриза — значительно меньший, чем у воды, коэффициент расширения при замерзании. То есть даже если чисто гипотетически представить, что температура упадет ниже 50-ти градусов, и вы не успеете вовремя слить жидкость из радиатора, то объем антифриза увеличится всего лишь на полтора-два процента. Для справки — вода при замерзании увеличивается в объеме на 9 процентов. Понятно, что поломки будут минимальными.

Обратите внимание и на такой факт — температура кипения антифриза выше, чем у воды и тосола. Тосол закипает при температуре 110-120 градусов, а концентрат антифриза — при 197 градусах. Соответственно, если вы его будете размешивать с водой в определенной пропорции, то температура кипения понизится. Не нужно говорить о том, что в летних пробках по дороге на Крым или Сочи перегревшиеся моторы — обычное явление. Поэтому антифриз нужно заливать не только зимой, но и летом.

Разновидности охлаждающих жидкостей

Если вы зайдете в автомагазин, то первое, что бросится в глаза — разноцветные антифризы: желтый, красный, зеленый, синий. Цвет абсолютно не играет никакой роли и красители, которые добавляют к антифризу, существенным образом не влияют на его качества. Просто производители таким вот образом помечают свою продукцию.

Антифризы разных цветов нельзя смешивать друг с другом, более того, даже смешивание антифризов одного цвета, но от разных производителей не всегда разрешается и в данном вопросе лучше всего проконсультироваться со специалистами.

Многих автомобилистов интересует вопрос — тосол или антифриз: какая между ними разница и что лучше использовать. Мы писали об этом на Vodi.su. Разница между ними состоит в том, что тосол — это чисто советская разработка, предназначается для автомобилей отечественного производства. Если вы являетесь владельцем BMW или Opel, то использовать тосол мы бы вам не советовали.

Кроме всего прочего антифризы различаются по своему составу:

  • Силикатные (тосол относится к данному виду) — соли неорганических кислот (силикаты, фосфаты, бораты, нитриты и др.) используются в качестве основной присадки, со временем эти соли образуют накипь, которая оседает в виде тонкой пленки и ухудшает теплопроводность, двигатель начинает перегреваться и потреблять больше масла и топлива;
  • Карбоксилатные — предпочтение отдается органическим кислотам, можно встретить обозначение таких ОЖ — G12 или G12+. Преимущество перед предыдущим видом состоит в том, что карбоксилатные ингибиторы не образуют пленку, а скапливаются в местах наиболее подверженных коррозии. Срок их службы значительно более долгий — до 5-ти лет, они обеспечивают максимальную антикоррозийную и антикавитационную защиту;
  • Гибридные (G11). Впервые были применены на автомобилях концерна Volkswagen, однако позже от них отказались. Как несложно догадаться, гибридные антифризы являются переходным звеном между силикатными и карбоксилатными, со всеми их положительными и негативными сторонами.

Совсем недавно — с 2008 года — в продаже появились лобрид антифризы G12++, G13. Они так же, как и гибридные, содержат некоторое количество минеральных ингибиторов, добавленных к органической основе. Такие антифризы характеризуются длительным сроком службы — до 100 тысяч километров пробега.

Лобрид антифризы взяты на вооружение такими автогигантами, как Volkswagen Group, Citroen, Peugeot.

Химический состав лобридов:

  • 10% силикатов;
  • 90% карбоксилатов.

Есть также разновидность, где этиленгликоль заменен глицерином. На сегодняшний день это одно из лучших предложений на рынке охлаждающих жидкостей для автомобилей нового поколения.

Как правильно выбирать антифриз?

Если вы начинаете замечать, что температура двигателя отклоняется в большую или меньшую сторону от оптимальной — 83 градуса — это может свидетельствовать о падении уровня антифриза в бачке. Загляните под капот, найдите расширительный бачок и в нем есть отметки min/max, уровень ОЖ должен быть между этими двумя отметками. Не забудьте заглушить двигатель, чтобы вся жидкость стекла в бачок.

Если вы видите, что жидкости становится меньше, то покупайте только тот антифриз, который рекомендует изготовитель.

Как такового единого стандарта нету, просто придерживайтесь таких правил:

  • не смешивайте антифриз разных цветов;
  • для доливки используйте антифриз того же производителя;
  • если не можете найти необходимый вид, то полностью слейте все остатки и проведите очистку системы охлаждения и залейте новую порцию качественной ОЖ.

Внимательно осматривайте канистру и ее содержимое — в ней не допускается наличие никакого осадка, жидкость должна быть прозрачной. Встряхните емкость — антифриз не должен очень сильно пениться, в идеале пена полностью исчезает за несколько секунд. Посторонних запахов тоже не должно быть, под крышечкой должна находиться заводская пломба.

Не стоит полагать, что качественные жидкости производят только за границей. Для отечественной техники подойдет продукция ВАМП, Лукойл, Sintec. На наших заводах используют иностранные присадки, а сам процесс производства контролируют в строгом соответствии со стандартами. Для иномарок покупайте иностранные антифризы — Texaco, Shell, Felix, Total.

Хороший антифриз за весь период эксплуатации не должен менять свой цвет коренным образом — допускается некоторое потемнение, например розовый антифриз может покраснеть, голубой оттенок изменится в сторону синего и так далее. Экономить на антифризе не рекомендуется. Не покупайте дешевый тосол на базаре или на раскладках у дороги — можно очень легко купить подделку, из-за чего придется тратиться на дорогостоящий ремонт.

Классификация антифризов.

Загрузка...

Антифриз и его свойства

Каждый автовладелец хотел бы, чтобы двигатель его автомобиля всегда находился в исправном состоянии и не доставлял дополнительных забот. Охлаждающая жидкость (далее - ОЖ), о которой пойдёт речь в статье, является очень важным расходным материалом для работы силового агрегата.

Всем известно, что для обеспечения нормального функционирования двигателя его детали и узлы обязательно нужно охлаждать. Наиболее распространенными являются системы охлаждения с принудительной жидкостной циркуляцией. ОЖ, циркулирующие в этой системе, нагреваются более чем до 100 градусов, а остывание их происходит после остановки силового агрегата. Функционирование самого мотора и системы его охлаждения во многих случаях обуславливается свойствами ОЖ.

Стоит сразу прояснить, что российские охлаждающие жидкости, которые не замерзают под воздействием отрицательных температур, с давних пор носят название «тосол». Таким образом, тосол это то же самое, что и антифриз.

Все ОЖ состоят из воды и спектра специальных присадок. И вот этот раствор и защищает силовой агрегат автомобиля от превышения допустимой для работы мотора температуры и коррозии деталей системы охлаждения. К тому же, он же и помогает быстрее согреться мотору зимой. Если вы попробуете растереть пальцами антифриз, то обнаружите что он жирный. Это специальные присадки, которые служат для смазывания элементов системы охлаждения (например, помпы) и предотвращают рассыхание её резиновых и пластиковых элементов (патрубков, уплотнений и т.д.). Из этого становится понятным, что на защиту силового агрегата и системы охлаждения не последнее влияние оказывает качество ОЖ.

Перечислим основные свойства антифриза:

1. Способность сопротивляться отрицательным температурам, оставаясь в жидком состоянии;

2. Способность не закипать в определенном температурном диапазоне;

3. Негорючесть;

4. Антифриз не должен пениться;

5. Повышенная теплоемкость и теплопроводность;

6. Антифриз не должен быть агрессивным к материалам деталей системы охлаждения;

7. Охлаждающая жидкость должна оставаться в стабильном состоянии, независимо от того эксплуатируется она в системе охлаждения или хранится в канистре;

Когда необходимо производить замену антифриза в автомобиле?

Со временем характеристики антифриза меняются из-за постоянного воздействия на него то высокой, то низкой температуры. Помимо этого в систему охлаждения попадают и инородные вещества. Все это приводит к тому, что охлаждающая жидкость начинает пениться, агрессивно относиться к металлам, количество щелочи в ней начинает изменяться и т.д. В среднем, срок службы антифриза составляет примерно 60 тысяч км. (либо 2 года) для антифриза с маркировкой G11 и 200-250 тыс.км (либо 5 лет) для антифриза с маркировками G12, G13, но это при условии, что все это время его плотность не менялась. Очень важно производить регулярную замену охлаждающей жидкости еще и потому, что присадки, содержащиеся в ней, после многократных перепадов температур (от минусовых и до +120 и выше) утрачивают свои защитные свойства, и антифриз становится более агрессивным к материалам системы охлаждения, теплообмен его среды изменяется.

 Раньше для производства «охлаждайки» применяли воду, спирт, специальные соли и глицерин. На сегодняшний момент химическая промышленность далеко шагнула вперед, и эти компоненты заменены современными составами, которые обладают улучшенными характеристиками.

Как правило, для систем охлаждения современных автомобилей применяют антифризы, основанием для которых служит этиленгликоль (его используют для снижения температуры замерзания растворов на основе воды).

Такая смесь отлично отвечает всем необходимым свойствам охлаждающей жидкости. А вот недостатком такой смеси является ядовитость этиленгликоля. При попадании его в организм человека сильно поражаются печень и почки, и хотя об этой опасности не знает только тот, кто не умеет читать, случаи отравления фиксировались. С точки зрения экологии обычный слив отработанного антифриза в канализацию или на землю также опасен. Из-за указанных выше факторов производителям пришлось искать более безопасную альтернативу.

Результатом стало появление охлаждающих жидкостей на основе пропиленгликоля. Хоть его полностью безвредным нельзя назвать, но зато он намного менее токсичен. Недостатком таких антифризов является повышенная вязкость при низкой температуре, что немного препятствует его прокачиванию по системе охлаждения. Но главным минусом такой жидкости стоит считать ее высокую цену. Именно по этой причине на рынке почти не представлено антифризов такого типа.

В плане отрицательного воздействия на детали системы охлаждения оба этих состав одинаковы. Как уже упоминалось выше, чтобы охлаждающая жидкость не воздействовала на металл, резину и пластиковые элементы в нее добавляют присадки. В зависимости от их состава антифризы и делятся на группы.

Самой распространенной классификацией антифризов на территории СНГ является деление их по спецификации концерна VAG на: G11, G12 и G13 (силикатные, карбоксилатные и пропиленгликолевые соответственно).

Что касается цвета антифриза, то тут единого стандарта нет. Нитритные могут иметь синий или голубой цвет, группа G11 обычно зеленого цвета (хотя бывают желтые, синие и красные), G12 чаще всего красного цвета (но могут быть зеленого и желтого), G13 обычно имеют оранжевый или желтый цвет.

Какого цвета выбрать антифриз для своей машины?

Стоит отметить, что все антифризы изначально не имеют никакого цвета, в яркие цвета их специально окрашивает производитель. Помимо производственной и маркетинговой необходимости яркая окраска охлаждающей жидкости предупреждает об опасности (как было сказано выше - все антифризы ядовиты), также яркий цвет помогает визуально определить уровень антифриза в бачке. Еще потеря цвета указывает и на потерю свойств охлаждающей жидкости. Ели антифриз вашей машины стал непонятного бурого цвета, то его срочно нужно заменить.

Какие марки антифриза можно смешивать или доливать к другим маркам

Исходя из вышесказанного, не стоит при покупке антифриза ориентироваться на его цвет. В качестве ориентира стоит использовать инструкцию по эксплуатации вашего автомобиля, в которой будет указана спецификация рекомендованной жидкости, либо на маркировку, которую видно на бачке, либо на его крышке куда заливается ОЖ.

Что будет если смешать антифризы разных цветов?

Если вы хотите долить небольшое количество антифриза до уровня в бачке, то стоит покупать антифриз с тем же цветом.

Если антифриз нужного вам цвета отсутствует по какой-либо причине, а ситуация не терпит отлагательств, то перед доливкой в систему другого антифриза проведите не большой тест. Наберите, например, шприцем небольшое количество жидкости из расширительного бачка вашей машины и смешайте его в небольшой стеклянной емкости с жидкостью, которую собираетесь долить. Если по прошествии небольшого промежутка времени визуальных изменений в получившемся растворе не произошло (хлопья, осадок и др.), то можете производить доливку.

Хотелось бы остановиться на вопросе – почему вам приходится доливать антифриз? Если за время эксплуатации год-два машины уровень в бачке понизился на сантиметр (плюс-минус) то волноваться не стоит. В данном случае имело место его естественное испарение (вернее воды, которая присутствует в его составе).  Но если вам часто приходится доливать антифриз в бачок – то стоит искать причину, по которой он уходит. И главное – куда он уходит. Для начала проверьте на герметичность систему охлаждения. Проще все это сделать так – утром отгоните автомобиль от места стоянки и исследуйте площадь, на которой стоял ваш автомобиль. Если там все сухо, и следов протекания нет, то дело осложняется. Скорее всего, антифриз уходит через пробитую прокладку ГБЦ в блок двигателя. Об этом вам скажет возросший уровень масла и его состояние – масло будет с желтыми сгустками и неоднородного состояния. Эта проблема  требует уже обращения к мотористу, и чем быстрее, тем лучше. Также о прохудившейся прокладке ГБЦ скажут пузырьки воздуха в расширительном бачке при заведенном двигателе.

Если вам предстоит полная смена антифриза в системе, а нужной вам спецификации нет в магазине, то можно брать жидкость любого цвета.

Как именно самостоятельно слить антифриз из системы? Начнем с того, что полностью его вы не сольете, часть его все равно останется в блоке. Для слива предусмотрен краник, который обычно располагается внизу радиатора, если краника нет, то необходимо просто ослабить хомут нижнего патрубка радиатора, после чего снять патрубок. Важно! Процедуру стоит выполнять только на остывшем двигателе.

Далее залейте немного антифриза в систему через крышку радиатора (именно через нее), и когда его соты покроются жидкостью, заведите мотор. Через соты начнет выходить воздух. Далее постепенно доливайте ОЖ до необходимого уровня.

Стоит ли промывать систему при замене антифриза?

Это зависит от цвета и состояния слитой жидкости. Если она непонятного или бурого цвета, с грязью и инородными вкраплениями, то необходимо промыть систему. Чем промывать? В идеале, промывать необходимо тем, что обираетесь заливать, чтобы уже не смешивать чистый антифриз ни с чем. Но в целях экономии большинство автовладельцев промывают систему водой.

В общем, из статьи становится понятно, что на стояние системы охлаждения, а значит - и двигателя, не последнее влияние оказывают характеристики охлаждающей жидкости. Необходимо соблюдать регламент ее замены, а также постоянно мониторить ее состояние, и в случае необходимости - менять раньше регламента.

Видео, которое ответит на вопрос - можно ли смешивать антифрез разных марок:

Author:

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о