Стробоскоп автомобильный: назначение, принцип действия, конструкция

Стробоскоп автомобильный
Стробоскопы применяют для настройки угла опережения зажигания, а также его контроля. Существует определенная пропорция, согласно которой угол опережения должен становиться больше наряду с увеличением оборотов двигателя. Из этого несложно сделать вывод о том, что стробоскоп автомобильный используют для настройки на холостом ходу вплоть до 5 000 оборотов коленчатого вала в секунду.
Сегодня существует целая масса разновидностей стробоскопов, начиная от самодельных и заканчивая дорогостоящими профессиональными устройствами. Конечно, если вы не являетесь сотрудником СТО, то нет смысла покупать дорогой агрегат, так как пользоваться им придется не часто, особенно если учитывать, что можно собрать автомобильный стробоскоп своими руками всего за 10-20 минут.
Пользоваться устройством довольно просто. При неработающем двигателе в специальное кольцо датчика стробоскопа продевается высоковольтный провод со свечи двигателя (1-го цилиндра). Затем провод подключается обратно, запускается двигатель, а затем стробоскоп. Далее по датчикам определяется угол опережения.
Автомобильный стробоскоп на светодиодах
Чаще всего для индикации используются именно светодиоды. Это обусловлено крайне низким сроком службы импульсных ламп. Безусловно, светодиод более яркий, и его свечение хорошо видно даже на солнце. Как правило, корпус изготавливается пластмассовым, и состоит он из двух половин. С одной стороны есть отверстие для светодиода. Стоит заметить, что все элементы собираются на печатной плате.
Трансформатор имеет 2 обмотки. В качестве первичной обмотки используется диаметр провода 0,3 мм. Вторичная изготавливается из провода диаметром 0,2 мм с количеством витков 638. Довольно сложно найти ферритовый сердечник с катушкой. Его можно снять с вышедшего из строя блока питания ПК.
Индуктивное кольцо датчика изготавливается следующим образом. Берем ферритовые кольца с диаметром до 4 см и общей проницаемостью не более 3 000 Н м. Непосредственно на кольцо нужно намотать порядка 36 витков проволоки диаметром 0,8 мм. Все это можно покрыть слоем изоляции. Таким образом, у нас имеется готовый к работе стробоскоп автомобильный.
Немного о настройке стробоскопа
Если была использована качественная плата и все работает нормально, то и настройка не требуется. Но зачастую это не так. Поэтому схему следует собирать последовательно, по отдельному узлу. Нужно понимать, что сначала запаивается одна микросхема, потом вторая, третья и т.д.
В заключение хотелось бы отметить, что автомобильный стробоскоп может вовсе не иметь платы. Достаточно лишь взять фонарик, правильно подключить к высоковольтному проводу свечи 1-го цилиндра индикатор. Такое устройство тоже будет работать. Если при работающем двигателе нажать на педаль газа и услышать щелчок после 3-5 секунд работы, то зажигание раннее. Если стук или щелчок вообще отсутствует, то оно позднее. Трамблер регулируется вправо-влево.
Чтобы проверить, работает ли устройство, нужно всего лишь взять пьезоэлемент от зажигалки или что-то в этом роде. Если при каждой искре лампа загорается, то автомобильный стробоскоп своими руками был изготовлен правильно, если же нет, то нужно проверить цепь еще раз. Возможно, где-то отошел контакт.
зачем нужны и можно ли ставить?
Зачем это нужно.
В настоящее время среди автомобилистов получили широкую популярность светодиодные стробоскопы. Их установка делает вид автомобиля более ярким и, в некотором смысле, агрессивным. По своему прямому назначению стробоскопы на авто относятся к проблесковым маячкам. Их основная задача – подавать сигналы другим водителям яркими вспышками света, привлекать внимание на дороге.
Разрешены или нет?
Если вы собираетесь установить на свой автомобиль светодиодные стробоскопы, то необходимо знать, что некоторые их модели относятся к спецсигналам. Поэтому, чтобы официально пользоваться таким светосигналом, необходимо получение разрешения на их установку и использование. Но белые стробоскопические ходовые огни не относятся к спецсигналам, поэтому их установка и использование не является нарушением ПДД.
Достоинства светодиодных стробоскопов.
Светодиодные стробоскопы имеют некоторые свойства, за которые они ценятся среди автомобилистов и получают широкое распространение.
- Универсальность. Светодиоды можно установить на любом автотранспорте, независимо от вида, типа, марки, включая мотоциклы.
- Долговечность. Благодаря отсутствию нити, как в лампах накаливания, которая, со временем перегорает, светодиоды, практически вечны в своём применении.
- Экономичность. Светодиодные стробоскопы потребляют очень малое, можно сказать, мизерное количество энергии. Все расходы на светодиоды, связаны только с их приобретением и установкой, поэтому экономических позиций это наиболее перспективное вложение средств в приборы освещения.
- Стробоскопы, установленные на автомобиль, не требуют какого-либо специального обслуживания, просты в использовании, при этом очень эффективны. Свою прямую задачу по привлечению внимания к машине, когда в этом есть необходимость, светодиоды выполняют превосходно.
- Существует большое количество самых различных видов светодиодных стробоскопов. Их можно установить в самых разных частях автомобиля. При желании, автомобиль можно сделать похожим на новогоднюю ёлку, обвешанную сверкающими гирляндами.

Какие бывают стробоскопы.
Можно установить стробоскопы на авто в виде фар-вспышек белого, синего, жёлтого, бело-желтого, красно-синего и других цветов/ Часто автомобилисты устанавливают стробоскопы под решётку радиатора, чтобы не привлекать внимания сотрудников ГИБДД, либо внутри салона. Существуют модели, позволяющие размещать стробоскоп на крыше автомобиля (проблесковый маячок).
Хотите самые крутые стробоскопы? Жми сюда
помощь света в настройке двигателя
Опережение зажигания в бензиновых двигателях и момент впрыска топлива в дизельных — это важные параметры, играющие определяющую роль в работе мотора. Поэтому установка опережения зажигания должна выполняться как можно точнее, иначе двигатель просто не будет работать. Большую помощь в этом деле оказывают стробоскопы — специальные инструменты, о которых пойдет речь в данной статье.
Эта публикация продолжает серию статей о специальном инструменте.
Что такое стробоскоп и зачем он нужен двигателю
Опережение зажигания — один из важнейших параметров, определяющих работу двигателя. Если неправильно выбрать момент зажигания топливно-воздушной смеси в бензиновых двигателях или момент впрыска топлива в камеру сгорания в дизелях, то мотор будет работать из рук вон плохо. Как установлено, зажигание и впрыск необходимо производить чуть ранее, чем цилиндр дойдет до верхней мертвой точки — поэтому параметр и назван опережением зажигания. Но почему так?
Дело в том, что сгорание любого топлива происходит не моментально, а занимает какой-то промежуток времени, поэтому при поджигании топлива еще до ВМТ «по-настоящему» оно начнет гореть только у ВМТ, поэтому передаст поршню накопленную энергию (в виде давления расширяющихся отработанных газов) с максимальной эффективностью. Двигатель разовьет большую мощность и будет работать без перебоев.
Если зажечь топливо непосредственно в ВМТ, поршень получит не всю энергию, а работа двигателя в целом будет неудовлетворительной. А если, напротив, зажечь топливо слишком рано, то поршню из-за давления газов будет трудно дойти до ВМТ. В ряде случаев такой двигатель даже и завести будет невозможно.
Опережение зажигания определяется для каждого двигателя еще на заводе, а чтобы в дальнейшем двигатель можно было отрегулировать, на него наносятся установочные метки — одна неподвижная, непосредственно на двигателе, а вторая подвижная, на маховике или шкиве привода генератора (она, как нетрудно понять, показывает скорость вращения коленвала). В определенные моменты времени эти метки занимают определенное положение друг относительно друга, а определить это положение как раз и помогает стробоскоп.
Устройство и принцип действия стробоскопа
Стробоскоп — прибор, предназначенный для наблюдения за быстропротекающими процессами в реальном времени. В простейшем случае стробоскоп представляет собой устройство, формирующее частые короткие световые вспышки, с помощью которых и достигается стробоскопический эффект.
Стробоскопический эффект сводится к следующему. Если на какое либо движущееся (в том числе и вращающееся) тело направить короткие и частые вспышки света, то для нашего глаза тело как бы «замрет» — мы будем видеть не плавное движение, а прерывистое, состоящее из множества статичных «картинок».
Если с помощью стробоскопа наблюдать повторяющееся движение — например, метку на вращающемся шкиве или маховике двигателя, то при определенных частотах вспышек (частота вспышек должна быть кратна частоте вращения шкива) метка для нашего глаза замрет на одном месте, и именно благодаря этому эффекту существует возможность регулировки опережения зажигания.
В современном стробоскопе яркие и короткие световые импульсы создаются специальными безынерционными ксеноновыми лампами (обычные лампы накаливания зажигаются и гаснут медленно, и даже при частоте тока 50 Гц колебания их яркости уже незаметны нашему глазу, поэтому они непригодны для работы в стробоскопе), которые управляются электронным блоком. Однако ресурс ксеноновой лампы, работающей в таком режиме, ограничен, поэтому ее необходимо периодически заменять.
Сейчас рынок предлагает не просто стробоскопы, а приборы с массой дополнительных функций. В частности, цифровые стробоскопы могут измерять опережение зажигания в бензиновых двигателях и момент впрыска топлива в дизельных, измерять частоту вращения коленчатого вала, напряжение в бортовой сети и другие параметры. И все измеренные характеристики выводятся на встроенный экран, что значительно упрощает применение прибора.
Также стробоскопы комплектуются целым набором зажимов и датчиков для проведения измерений на различных типах двигателей. Все это делает стробоскоп универсальным прибором, который могут применять и профессионалы, и рядовые автолюбители.
Применение стробоскопа для проверки бензиновых двигателей
С помощью стробоскопа можно с одинаковым успехом проверять работу и карбюраторных, и инжекторных двигателей. В обоих случаях для определения момента опережения зажигания необходимо закрепить емкостный датчик (выполнен в виде обычного зажима типа «крокодил») на высоковольтном проводе, идущем к свече зажигания первого цилиндра, а лампу стробоскопа направить на установочные метки.
Если опережение зажигания выставлено правильно, то при работе двигателя на холостом ходу метки должны совпасть. В случае расхождения меток необходимо отрегулировать прерыватель-распределитель зажигания (трамблёр) так, чтобы метки «сошлись». Здесь необходимо отметить, что измерение и регулировка должна проводиться только с отключенной от вакуумного датчика трамблера вакуумной трубкой.
С помощью стробоскопа также можно проверять работу центробежного и вакуумного (для карбюраторного двигателя) регуляторов трамблера.
Проверка работы центробежного регулятора также проводится с отсоединенной вакуумной трубкой. Оценить работу регулятора можно, увеличив обороты двигателя примерно до 2000 — в этом случае угол опережения зажигания должен увеличиться (на 5-7 градусов, но все зависит от двигателя). Если этого не происходит, то центробежный регулятор трамблёра неисправен и его необходимо ремонтировать.
Для проверки вакуумного регулятора необходимо подключить вакуумную трубку и снова увеличить обороты двигателя. При исправном регуляторе установочные метки разойдутся еще больше — не менее чем на 15 градусов.
Многие современные инжекторные двигатели лишены традиционного прерывателя-распределителя, поэтому для них актуальна только установка опережения зажигания по измерению момента подачи импульса на свечи.
Применение стробоскопа для проверки дизельных двигателей
Для установки опережения зажигания дизельного двигателя используется похожая методика, однако здесь для определения момента впрыска топлива используется пъезодатчик, устанавливаемый на топливную магистраль первого цилиндра. При подаче топлива от ТНВД к форсунке, топливная трубка испытывает толчок и на очень короткое время расширяется — это кратковременное увеличение диаметра трубки фиксируется датчиком и используется для регулировки опережения зажигания.
Как и в случае с бензиновым двигателем, угол опережения впрыска топлива в камеру сгорания определяется по установочным меткам, которые в каждом конкретном двигателе должны иметь строго определенное положение. При несовпадении меток необходимо провести регулировку с помощью установленной на ТНВД муфты опережения зажигания (МОЗ).
Однако, как нетрудно понять, такая методика подходит лишь для традиционных систем впрыска топлива, а для современных моторов с системой Common Rail или насос-форсунками этот способ неприменим. В таких двигателях присутствуют электронные блоки управления и регулировки проводятся с их помощью. Хотя определение положения установочных меток даже в самых современных двигателях осуществляется с помощью все того же стробоскопа.
Правильно выставленное опережение зажигания — залог легкого пуска и бесперебойной работы двигателя. А благодаря стробоскопу выполнить все необходимые регулировки можно без помощи специалистов.
Какие бывают автомобильные стробоскопы?
△
▽
На сегодняшний день на рынке представлены различные автомобильные стробоскопы, Вы можете даже сделать стробоскоп своими руками, но это не совсем безопасно. Автомобильные стробоскопы предназначены для установки уоз (угла опережения зажигания) и для выставления зажигания. Мы расскажем Вам о наиболее известных марках, таких как: Квазар, Джет, СТ-01, Ст-02 и Ст-03 и поможем Вам выбрать автомобильный стробоскоп.
Итак, автомобильный стробоскоп Квазар проверяет и регулирует установку начального угла опережения зажигания (уоз). А также проверяет работоспособность центробежного и вакуумного регуляторов опережения зажигания карбюраторных двигателей внутреннего сгорания всех типов легковых автомобилях, которые были выпущены в СНГ. Верхний предел частоты следования световых импульсов 50Гц.
Автомобильный стробоскоп Джет своевременно обнаруживает и устраняет неполадки в работе важнейших систем транспортного средства. Покупать автомобильный стробоскоп стоит владельцам легковых автомобилей дизельного типа. Предназначен прибор для корректной установки момента впрыска топлива в дизельных силовых агрегатах. Автомобильный стробоскоп Джет взаимодействует с любыми типами штатных систем зажигания – контактными и электронными.
Автомобильный стробоскоп СТ – 02 измеряет и правильно устанавливает уоз (угол опережения зажигания) на карбюраторных и инжекторных двигателях и оперативно контролирует работу основных узлов автомобиля при проведении диагностических и ремонтных работ. В автомобильный стробоскоп СТ-02 встроен вольтметр, измеряющий напряжение бортовой сети автомобиля и тахометр. Также автомобильный стробоскоп СТ-02 измеряет и показывает обороты коленвала двухтактных и 2-8 цилиндровых четырехтактных двигателей внутреннего сгорания. Автомобильный стробоскоп СТ-02 обладает возможностью выбора соотношения количества импульсов зажигания на оборот. А также как и все автомобильные стробоскопы измеряет и устанавливает уоз (угол опережения зажигания).
Автомобильный стробоскоп СТ-01 предназначен для измерения и правильной установки уоз (угла опережения зажигания). По своим функциям он практически не отличается от автомобильного стробоскопа СТ-02. Диапазон рабочих температур варьируется от -25Cº до +60Сº. Напряжение питания составляет 10-16 В.
Автомобильный стробоскоп СТ-03 проверяет, правильно ли установлен угол опережения впрыска топлива на дизельном двигателе автомобиля во время проведения ремонтных и диагностических работ. Излучатель — ксеноновая лампа вспышка. Питается от аккумулятора автомобиля от 10 до 32 В. К особенностям автомобильного стробоскопа относится автоматическая подстройка под уровень сигнала снимаемого с пьезодатчика.
Если Вас заинтересовала продукция фирмы «НПП ОРИОН», заходите на сайт нашего Интернет-магазина «НПП ОРИОН», где Вы сможете купить автомобильный стробоскоп отличного качества и по доступным ценам. Мы ждем Вас!
Вся информация об автомобильных стробоскопах
Добро пожаловать!
Стробоскоп – на вид похож на пистолет но он имеет разные формы, в форме ночного фонаря есть, в форме пистолета (В основном они такие и идут), при помощи данного агрегата можно проверить правильно ли выставлено зажигание на автомобиле или же нет, но данному агрегату тоже не всегда можно доверять (Он выставляет то правильно, но вот понять какое именно для автомобиля нужно зажигание трамблёр вам уже не скажет) поэтому и без него можно выставить зажигание на автомобиле по средством езды, то есть на дороге как многие говорят.
Формы автомобильного стробоскопа:
• Разновидностей автомобильных стробоскопов существует множество, самым распространённым на данный момент является стробоскоп так сказать пистолетной формы. По внешним факторам такой стробоскоп напоминает по своей форме пистолет, а так же он имеет схожие черты с ручным радаром для установки скорости, которым по большей степени используется в правоохранительных органах, в основном в «ГАИ».
• А так же существует еще один вид стробоскопа который напоминает по своей форме обычный ручной фонарь (смотрите фото ниже). Стоимость такого стробоскопа обычно меньше, в отличие от стробоскопа который напоминает по своей форме пистолет. Но как правило стробоскоп формы фонаря обладает гораздо меньшим функционалом, в основном он служит лишь для установки момента зажигания.
Питание стробоскопа:
• Обычно относительно недорогие стробоскопы идут с бортовым питанием, то есть с питанием за счёт сети автомобиля. Питается бортовой стробоскоп обычно от аккумуляторной батареи, два зажима которые идут от стробоскопа подсоединяются к клемам аккумулятора. («Плюсовой» зажим стробоскопа – подсоединяется к клеме «+» аккумулятора. «Минусовой» зажим стробоскопа – подсоединяется к клеме «-» аккумулятора). После чего стробоскоп начинает питаться от аккумулятора, и за счёт этого он получает энергию на которой он в дальнейшем и работает.
• Еще стробоскоп бывает на автономном питании, работа самого стробоскопа остаётся точно такой же, просто в этом случае от него уже не идут провода, а он питается за счёт обычных батареек, или же в некоторых случаях за счёт встроенного аккумулятора, который вам придётся периодически подзаряжать.
Предназначение стробоскопа:
• Он создан с целью проверки момента зажигания. С его помощью можно понять правильно ли установлен момент зажигания на автомобили или нет.
А что будет если момент зажигания будет установлено не правильно?
В этом случае с машиной может начаться ряд проблем, таких как:
- Потеря мощности у двигателя автомобиля.
- А так же неустойчивая работа двигателя. В основном это проявляется на холостом ходу.
- Ко всему этому может добавиться быстрое перегревание двигателя.
- А так же увеличится расход топлива.
Примечание!
Из-за неправильно установленного момента зажигания может быть еще ряд проблем, таких например как затруднённый пуск двигателя и многое другое. (Как отрегулировать момент зажигания, вы найдёте в самом низу статьи в рубрике «Ссылки!»)
Более подробно об не правильно установленном моменте зажигания:
Во-первых не правильно установленный момент разделяется на две группы.
- Первая группа это раннее зажигание.
- Вторая группа это позднее зажигание.
Раннее зажигание:
Если вдруг момент зажигания на вашем автомобиле установлен ранее, то в таком случае поршень просто не будет доходить до верхней мертвой точки «ВМТ», потому что искра из-за раннего зажигания будет попадать в камеру сгорания до того, пока поршень будет только ещё идти к верху. Из-за чего двигатель у автомобиля будет хуже набирать обороты, а расход топлива будет увеличен.
Позднее зажигание:
В этом случае поршень уже будет доходить до верха и начнёт возвращаться уже обратно, а в этот момент когда он уже идёт вниз смесь воспламеняется, из-за этого давление на поршень упадёт и в связи с этим мощность у двигателя тоже будет падать.
Примечание!
Зажигание должно быть всегда точное, а именно смесь должна воспламеняться именно тогда когда поршень вот вот достигнет «ВМТ». В связи с этими настройками, двигатель у автомобиля будет работать без перебойно и не будет тратить излишки топлива!
Принцип работы стробоскопа:
• Вся его работа направлена на подачу света, а если быть более точнее то на постоянное мерцание с небольшими промежутками времени.
• Вообще основной работой автомобильного стробоскопа является как уже говорилось ранее, установка момента зажигания. Установка происходит за счёт мерцания лучей стробоскопа, которые будут в это время направлены на две метки одна из которых подвижная, а другая из которых неподвижная метка. Далее в действия включается принцип стробоскопического эффекта, то есть под мерцание лучей стробоскопа, подвижная метка вам должна будет казаться неподвижной.
Примечание!
Если же метка постепенно смещается, это означает то что момент зажигания вашего двигателя неисправен!
• Мерцания которые даёт стробоскоп, в основном достигаются путём установки специального датчика который идёт от стробоскопа. А после того как машина будет заведена стробоскоп сам начнёт свою работу, а вам в это время нужно будет лишь поднести его к меткам.
• Любую проверку которую вы собираетесь производить при помощи стробоскопа, лучше осуществлять в вечернее время суток, потому что утром могут быть не очень хорошо заметны мерцания стробоскопа.
Время работы стробоскопа:
Большая часть стробоскопов могут непрерывно работать всего лишь около 5-10 мин. Всё это связано с тем, то что лампы которые встраиваются в стробоскоп могут работать только в таком режиме. После длительной работы стробоскопической лампе необходимо остыть, примерно столько же по времени сколько стробоскоп и работал. Более подробно должно быть указано в инструкции, которая должна выдаваться при покупке нового стробоскопа.
Ссылки!
Регулировка момента зажигания, на автомобилях семейства «Самара».
Для чего применяется автомобильный стробоскоп? – MotorPuls
Любой автомобилист должен знать о том, что момент зажигания необходимо настраивать правильно, и он должен срабатывать исключительно в нужный момент. Если все будет настроено верно, значительно продлится эксплуатационный срок двигателя, мощность ДВС будет больше, а также будет присутствовать высокий КПД. Однако для этого нужно иметь специальное оборудование, например такое, как автомобильный стробоскоп. Настроить зажигание без этого прибора можно, но для этого необходимо иметь в запасе много лет опыта.
Автомобильный стробоскоп.
Основное назначение автомобильного стробоскопа заключается в настройке угла опережения в зажигании. Также стробоскоп предназначен для контроля угла опережения. Имеется специальная пропорция, по которой угол опережения нужно ставить большим смотря на увеличение оборотов в двигателе. Исходя из этого, можно прийти к выводу, что данный прибор применяют для настройки зажигания на холостом ходу. Обороты могут составлять до цифры пяти тысяч в секунду на коленчатом валу. На сегодняшний день изготавливают множество разновидностей автомобильных профессиональных стробоскопов. Делают и самодельные приборы. Если Вы не работник автосервиса, то Вам не нужно приобретать дорогостоящий прибор, ведь Вы не будете его использовать каждый день. Сделать стробоскоп самостоятельно не сложно, это можно выполнить в течение двадцати минут.
В своем использовании прибор весьма прост. Когда двигатель выключен, в кольцо датчика устройства проводится провод, находящийся в первом цилиндре, на свече двигателя. После этого провод пропускается обратно, включается двигатель, после этого устройство стробоскопа. И по датчикам можно легко определить угол опережения.
Устройство стробоскопа со светодиодами.
В основном всегда для индикации на стробоскопе применяют светодиоды. Используют именно их в связи с тем, что в импульсивных лампах присутствует слишком низкий эксплуатационный срок. Светодиоды светят намного ярче, да и свет всегда виден, даже при палящем солнце. Корпус стробоскопа выполнен из пластмассового материала и состоит он из 2-х частей. На одной стороне присутствует небольшое отверстие, предназначенное для встроенного светодиода. Все присутствующие элементы в приборе собирают на печатной плате. У трансформатора две обмотки. Диаметр первой обмотки составляет 0,3 миллиметра, а количество витков – 638. Стоит отметить, что отыскать ферритовый сердечник с наличием катушки весьма проблематично. Но его можно достать и иным способом. Он находится в блоке питания персонального компьютера, оттуда его можно достать. Чтобы изготовить индуктивное кольцо датчика, необходимо взять четырехсантиметровые ферритовые кольца, общая проницаемость у которых не будет составлять больше, чем 3,000 Нм. После этого на кольцо наматывается 36 витков 0,8 миллиметровой проволоки и тщательно изолируется. На этом процесс окончен, у Вас есть рабочий автомобильный стробоскоп.
Стробоскопы. Виды и работа.Применение.Стробоскопический эффект
Стробоскоп – это осветительная установка, создаваемая яркие повторяющиеся световые импульсы, чередуя их с отключением. При работе он создает стробоскопический эффект, который основан на восприятии мозгом человека остаточного изображения. Фактически стробоскопы выдают яркие повторяющиеся вспышки, создающие обман зрения при совпадении определенных условий.
Что такое стробоскопический эффект
Это обман зрения, который основан на специфике восприятия человеческого мозга. Стробоскопический эффект в большей мере применим для вращающихся объектов. К примеру, если на оборачивающийся диск светить стробоскопом, при этом частота каждого его оборота будет совпадать с появлением новой вспышкой лампы, создастся впечатление, что круг неподвижен.
Мозг человека воспринимает происходящее только в момент вспышки стробоскопа. Пока лампа не светит, диск делает оборот, что естественно незаметно. Как только стробоскоп снова осветит поверхность вращающегося круга, то глаза увидят его в том же положении, что и на предыдущей вспышке. Таким образом, мозг будет считать, что диск неподвижен.
В том случае, если частота мерцания стробоскопа и вращающегося объекта имеют небольшое несовпадение, то при каждом включении мозга будет заметно незначительное перемещение. Если диск будет вращаться очень быстро, то при несовпадении частоты просто покажется, что он очень медленно проворачивается. В зависимости от того в какую сторону происходит несовпадение частоты между вращением и мерцанием, может создаваться разный визуальный эффект перемещения объекта. Даже если диск вращается по часовой стрелке, то при определенных условиях может показаться, что происходит обратное смещение.
Стробоскопический эффект является широко известным в профессиональных кругах, в сфере кинематографа. Видеозаписывающее оборудование снимает изображения в виде картинок, которые меняются с высокой частотой, порядка 24 кадров в секунду. Каждая последующая картинка показывает изображение объекта, на котором тот немного сдвинут в сторону. Благодаря этому просматривая кадры, человеческий мозг воспринимает это как движение.
Во время съемок вращающихся объектов частота их оборотов может совпадать с частотой кадров, записываемых с помощью камеры. В дальнейшем просматривая такое видео можно заметить, что нередко у автомобиля, едущего на очень высокой скорости, колеса оборачиваются медленно, или вообще вращаются в обратную сторону. Также стробоскопический эффект очень заметен если смотреть на видеозапись вращения лопастей вертолета. Создается такое впечатление, что они неподвижны или оборачиваются очень медленно.
Стробоскопический эффект может возникнуть при использовании люминесцентных ламп с дросселем, которые также выдают свет с мерцанием. В связи с этим их запрещено применять для освещения производственных станков. Если частота мерцания ламп и оборотов станка совпадут, то у оператора может создаться впечатление, что оборудование остановилось, хотя на самом деле это не так.
В большом промышленном цеху, где множество рабочих машин, сложно определить по звуку работает двигатель у данного станка или нет. Если довериться глазам и прикоснуться к фрезе, или любой другой острой оснастке, то можно получить травму. Именно поэтому техника безопасности запрещает использовать дроссельные люминесцентные лампы на промышленных объектах с вращающимся оборудованием.
Виды стробоскопов по назначению
Данные осветительные устройства бывают следующих видов:
- Автомобильные.
- Для дискотек.
- Для наружной рекламы.
- Тактические фонари.
Автомобильные стробоскопы
Такое устройство применяется для настройки зажигания двигателя автомобиля. Для этой цели выпускаются специальные стробоскопы, представляющие собой устройство внешне похожее на пистолет с мигающей линзой. От него отходит два провода. На конце одного имеются два зажима крокодила, которые присоединяются к аккумуляторной батареи согласно полярности.
Второй кабель, идущий от стробоскопа, с помощью прищепки фиксируется на бронепроводе, подающем напряжение на свечу зажигания. После этого на шкиве и крышке двигателя, где имеются заводские метки, ставятся точки белым маркером, краской или мелом.
После запуска двигателя свечение стробоскопа направляется на метки. Под воздействием вспышек света глаз успевает замечать – где именно располагается маркер, чтобы провести правильную регулировку. Без стробоскопа различить что-то на вращающемся шкиве, который делает порядка 850 оборотов в минуту, просто невозможно. Каждая вспышка света на устройстве идет параллельно с подачей искры в цилиндре.
Помимо базовой конструкции, существуют и более усовершенствованные стробоскопы, которые имеют дополнительный провод, для присоединения к катушке автомобиля. Такие устройства позволяют работать как тахометр, они показывают текущие обороты двигателя. Также они выполняют функции вольтметра. Поскольку дизельные двигателя работают по другому принципу, чем бензиновые моторы, для них используется особенный тип стробоскопов. Они вместо прищепки для закрепления на бронепровод свечи оснащаются датчиком удара, который фиксируется к топливопроводу.
Практически любой автомобильный стробоскоп предусматривает различные режимы настроек, в зависимости от типа двигателя. Благодаря этому такие устройства можно использовать абсолютно на любой машине. Единственное важное отличие заключается только в том, что прибор для диагностики зажигания в бензиновом и дизельном двигателе отличается.
Стробоскоп для танцпола
На дискотеках применяются стробоскопы для освещения танцплощадок. Данные установки создают мигающий эффект, в результате чего получается ощущение визуального замедления движущихся людей. Такие устройства включаются в темноте. Яркие вспышки освещают танцующих, после чего наступает момент полной темноты. До повторной вспышки наблюдаемый человек меняет положение тела, в результате при взгляде на него кажется, что он это сделал мгновенно, поскольку глаза не видели момент плавного перехода.
Стробоскоп для дискотеки может иметь различные цвета ламп, что позволяет разнообразить эффекты свечения. Обычно цветные устройства имеют 5 расцветок. Такие приборы делают от 0 до 20 вспышек в секунду. Наличие цветных ламп создает эффект бегущих огней, также стробоскопы могут поддерживать вспышки в такт проигрываемой музыки.
Применение для наружной рекламы
Мерцание стробоскопа способно эффективно привлекать внимание окружающих, чем и пользуются при показе наружной рекламы. Используемые для этого лампы хаотично вспыхивают, что привлекает внимание проходящих мимо. Используемые для этого стробоскопы создают рассеивающий свет, поэтому он не ослепляет окружающих. Благодаря этому исключается создание опасных ситуаций.
Тактический фонарь
Данные устройства представляют собой тактический фонарь, который помимо обычного режима свечения также может создавать стробоскопический эффект. Такие устройства применяются для самозащиты. Достаточно направить фонарь на нападающего и неожиданно его включить. Как следствие злоумышленник будет дезориентирован, а также получит временное нарушение прямого и периферийного зрения. Подобное воздействие яркой вспышкой света вызывает смятение нервной системы, и даже способствует появлению панического страха. Подобные осветительные устройства используются не только для самозащиты, но и применяются правоохранительными органами многих стран мира. Эти устройства, несмотря на мощность, имеют вполне компактные габариты, что облегчает их ношение.
Источники света
Создавать свет в стробоскопе могут газоразрядные лампы или светодиоды. Более современным решением является применение именно светодиодов, поскольку они имеют определенные преимущества. В первую очередь они не боятся вибрации, отличаются большим эксплуатационным ресурсом и требуют меньше энергии. Они являются более безопасными. Светодиодные стробоскопы занимают мало места. Для питания светодиодов не нужно применять источник высокого напряжения, что исключает риск поражения током. Все тактические фонари оснащены именно светодиодным стробоскопом.