Система охлаждения ваз 2104 карбюратор – Замена охлаждающей жидкости ( антифриза или тосола ) в автомобиле ВАЗ-2101, ВАЗ-2104, ВАЗ-2105, ВАЗ-2106, ВАЗ-2107

Содержание

Схема системы охлаждения ВАЗ 2105, 2107

схема со ваз 2105. 2107


Система охлаждения (СО) двигателей автомобилей ВАЗ 2105, 2107 предназначена для поддержания их необходимой рабочей температуры. На изображении выше представлена ее схема.

Основные элементы системы охлаждения двигателя автомобилей ВАЗ 2105, 2107

— Рубашка охлаждения двигателя

Полости вокруг цилиндров двигателя, в головке блока и впускном коллекторе по которым циркулирует охлаждающая жидкость (ОЖ), отводя от них избыточное тепло.

— Помпа (водяной насос)

Предназначена для обеспечения принудительной циркуляции жидкости по системе охлаждения. Представляет собой вал с крыльчаткой, вращающийся на подшипнике в алюминиевом корпусе. Приводится в движение ременным приводом от шкива генератора и коленчатого вала. Рекомендуется периодически проверять натяжение ремня, так как при его проскальзывании помпа не может обеспечить эффективную циркуляцию ОЖ и двигатель будет перегреваться. Прогиб ремня под усилием 10 кгс должен находиться в пределах 10-15 мм.

— Радиатор

Предназначен для охлаждения  жидкости при движении автомобиля. Состоит из двух бачков и двух рядов трубок соединяющих бачки. Имеет пробку с впускным и выпускным клапанами на заливной горловине. Выпускной клапан  открывается при сильном нагреве жидкости и повышении давления в системе. При этом часть жидкости через него выбрасывается в расширительный бачок.

— Расширительный бачок

Предназначен для отвода из основной системы сильно нагретой и находящейся под давлением охлаждающей жидкости. Имеет пробку на заливной горловине. В пробке клапан, открывающийся при превышении давления в системе.

— Термостат

Термостат предназначен для поддержания нормального температурного режима двигателя путем соединения или разобщения малого и большого кругов системы охлаждения. На холодном двигателе ОЖ циркулирует по малому кругу (помпа, головка блока, блок цилиндров, печка, верхняя часть термостата). Температура ее быстро повышается. После прогрева ОЖ до 80 гр. срабатывает термоэлемент термостата, открывая его перепускной клапан. Жидкость начинает поступать через нижнюю часть термостата в радиатор (большой круг), где несколько охлаждается. От исправности термостата зависит нормальная и эффективная работа системы охлаждения двигателя вцелом.

— Вентилятор системы охлаждения

С четырехлопастной крыльчаткой объединенной с электродвигателем. Установлен на радиаторе. Предназначен для принудительного охлаждения жидкости, проходящий через радиатор. Включается при срабатывании термодатчика (ТМ-108), установленного в нижнем бачке радиатора, слева. Замыкающего свои контакты при температуре охлаждающей жидкости выше 89-95 гр., размыкающего при 84-90 гр.

— Печка (радиатор отопителя салона)

Предназначена для обогрева салона автомобиля. Входит в состав малого круга системы охлаждения, поэтому прогревается в первую очередь. Имеет кран, перекрывающий циркулирующую через нее жидкость. Кран управляется рычагом из салона автомобиля.

— Патрубки и шланги

Предназначены для обеспечения циркуляции ОЖ по системе.

Для контроля водителем за температурным состоянием двигателя на панели приборов имеется стрелочный указатель температуры охлаждающей жидкости, соединенный с датчиком температуры ввернутым в головку блока цилиндров двигателя.


Примечания и дополнения

— Рабочая температура двигателя, поддерживаемая его системой охлаждения, находится в пределах 80-94 гр.

— На холодном двигателе необходимо всегда проверять уровень охлаждающей жидкости. От ее объема напрямую зависит температурный режим двигателя и соответственно правильность его работы. При температуре воздуха 18-20 гр. уровень охлаждающей жидкости должен находиться на 4 см выше метки MIN в расширительном бачке.

— Периодичность замены охлаждающей жидкости на двигателях автомобилей ВАЗ 2105, 2107 составляет 30.000 км пробега.

Еще статьи по системе охлаждения

— Белый дым из глушителя, причины

— Двигатель не прогревается, причины

— Проверка термостата системы охлаждения

Система охлаждения ВАЗ-2107

Система охлаждения двигателя жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией жидкости. Вместимость системы 9,85 л, включая систему отопления салона кузова

Система охла­ждения состоит из следующих элементов: насоса 36 охлаждаю­щей жидкости, радиатора, расширительного бачка 8, трубопрово­дов и шлангов, вентилятора 19, рубашек охлаждения блока и го­ловки блока цилиндров.

Рис. 1. 1 - Трубка отвода жидкости от радиатора отопителя в насос охлаждающей жидкости. 2. Шланг отвода охлаждающей жидкости от впускной трубы. 3. Шланг отвода охлаждающей жидкости из радиа­тора отопителя. 4. Шланг подвода жидкости в радиатор отопителя. 5. Перепускной шланг термостата. 6. Выпускной патрубок рубашки охлаждения. 7. Подводящий шланг радиатора. 8. Расширительный бачок. 9. Пробка бачка. 10. Шланг от радиатора к расширительному бачку. 11. Пробка радиатора. 12. Выпускной (паровой) клапан пробки. 13. Впускной клапан пробки. 14. Верхний бачок радиатора. 15. Заливная горловина радиатора. 16. Трубка радиатора. 17. Охлаждаю­щие пластины радиатора. 18. Кожух вентилятора. 19. Вентилятор. 20. Шкив привода насоса охлаждающей жидкости. 21. Резиновая опора. 22. Окно со стороны блока цилиндров для подачи охлаждаю­щей жидкости. 23. Обойма сальника. 24. Подшипник валика насоса охлаждающей жидкости. 25. Крышка насоса. 26. Ступица шкива вен­тилятора. 27. Валик насоса. 28. Стопорный винт. 29. Манжета саль­ника. 30. Корпус насоса. 31. Крыльчатка насоса. 32. Приемный пат­рубок насоса. 33. Нижний бачок радиатора 34. Отводяший шланг радиатора. 35. Ремень радиатора. 36. Насос охлаждающей жидко­сти. 37. Шланг подачи охлаждающей жидкости в насос. 38. Термо­стат. 39. Резиновая вставка. 40. Входной патрубок (от радиатора). 41. Основной клапан. 42. Перепускной клапан. 43. Корпус термоста­та. 44. Патрубок перепускного шланга. 45. Патрубок шланга для по­дачи охлаждающей жидкости в насос. 46. Крышка термостата. 47. Поршень рабочего элемента. I- Схема работы термостата. II-Температура жидкости меньше 80 С. Ill- Температура жидкости 80-94 С. IV- Температура жидкости больше 94 С

При работе двигателя жидкость, нагретая в рубашках охлажде­ния, поступает через выпускной патрубок 6 по шлангам 5 и 7 в радиатор или термостат в зависимости от положения клапанов термостата. Далее охлаждающая жидкость всасывается насосом 36 и подается вновь в рубашки охлаждения.

В системе охлаждения используется специальная жидкость ТОСОЛ А-40 - водный раствор антифриза Тосол-А (концентриро­ванного этиленгликоля с антикоррозионными и антивспенивающими присадками плотностью 1,12-1,14 г/см3). ТОСОЛ А-40 голу­бого цвета плотностью 1,078-1,085 г/см3, имеет температуру за­мерзания минус 40°С.

Проверка уровня охлаждающей жидкости осуществляется на холодном двигателе (при температуре плюс 15-20°С) по уровню жидкости в расширительном бачке 8, который должен быть на 3-4 мм выше метки "MIN".

Плотность жидкости проверяется ареометром при техническом обслуживании автомобиля. При повышении плотности жидкости и пониженном уровне доливается дистиллированная вода. При нормальной плотности доливается жидкость той марки, которая находится в системе охлаждения.

При пониженной плотности охлаждающей жидкости и необхо­димости эксплуатации автомобиля в холодное время года жид­кость заменяется новой.

Для контроля температуры охлаждающей жидкости имеется датчик, установленный в головке цилиндров, и указатель на щит­ке приборов. При нормальном температурном режиме работы двигателя стрелка указателя стоит у начала красного поля шка­лы в пределах 80-100°С. Переход стрелки в красную зону указы­вает на повышенный тепловой режим двигателя, который может быть вызван неполадками в системе охлаждения (ослабление ремня привода насоса, недостаточное количество охлаждающей жидкости или неисправности термостата), а также тяжелыми до­рожными условиями.

Слив жидкости из системы осуществляется через сливные от­верстия, закрываемые пробками: одна в левом углу нижнего бач­ка 33 радиатора, другая в блоке цилиндров слева по ходу движе­ния автомобиля.

К системе охлаждения подключен отопитель салона автомоби­ля. Нагретая жидкость из головки цилиндров поступает по шлан­гу 4 через кран радиатора отопителя, а по шлангу 3 и трубке 1 отсасывается насосом 36.

Насос охлаждающей жидкости центробежного типа, приводит­ся в действие от шкива коленчатого вала клиновым ремнем при­вода генератора.

Насос крепится к блоку цилиндров с правой стороны через уплотнительную прокладку болтами с моментом затяжки 22-27 Н м (2,2-2,7 кгс-м).

Корпус 30 и крышка 25 насоса отлиты из алюминиевого сплава. В крышке в подшипнике 24, который стопорится винтом 28, уста­новлен валик 27. Подшипник 24 двухрядный, неразборный, без внутренней обоймы. Подшипник заполнен смазкой при сборке и в дальнейшем не смазывается.

На валик 27 с одной стороны напрессована крыльчатка 31, а с другой - ступица 26 шкива привода насоса. Торец крыльчатки, соприкасающийся с уплотнительным кольцом, закален токами высокой частоты на глубину 3 мм. Уплотнительное кольцо при­жимается к крыльчатке пружиной через резиновую манжету 29.

Сальник неразборный, состоит из наружной латунной обоймы 23, резиновой манжеты и пружины. Сальник запрессован в крыш­ку 25 насоса.

Корпус насоса имеет приемный патрубок 32 и окно 22 в сторо­ну блока цилиндров для подачи насосом охлаждающей жидко­сти.

При нормальном натяжении клинового ремня привода насоса прогиб ремня под усилием 100 Н (10 кгс) должен быть в переде­лах 10-15 мм.

Вентилятор

Вентилятор 19 представляет четырехлопастную крыльчатку, изготовленную из пластмассы, которая крепится болтами к сту­пице 26 шкива привода насоса. Лопасти вентилятора имеют пе­ременный по радиусу угол установки и для уменьшения шума пе­ременный шаг по ступице. Для лучшей эффективности работы вентилятор находится в кожухе 18, который крепится болтами к кронштейнам радиатора.

Радиатор и расширительный бачок

Радиатор с верхним 14 и нижним 33 бачками, с двумя рядами латунных вертикальных тру­бок 16 и лужеными охлаждающими пластинами 17 крепится че­тырьмя болтами к передку кузова и опирается на резиновые опо­ры 21.

Заливная горловина 15 радиатора закрывается пробкой 11 и соединяется шлангом 10 с полупрозрачным пластмассовым рас­ширительным бачком 8. Пробка радиатора имеет впускной кла­пан 13 и выпускной 12, через которые радиатор соединяется шлангом с расширительным бачком. Впускной клапан не прижат к прокладке (зазор 0,5 - 1,1 мм) и допускает впуск и выпуск охлаж­дающей жидкости в расширительный бачок при нагревании и ох­лаждении двигателя.

При закипании жидкости или резком увеличении температуры из-за небольшой пропускной способности впускной клапан не ус­певает выпустить жидкость в расширительный бачок и закрыва­ется, разобщая систему охлаждения с расширительным бачком. При увеличении давления при нагревании жидкости до 50 кПа от­крывается выпускной клапан 12, и часть охлаждающей жидкости отводится в расширительный бачок.

Расширительный бачок закрыт пробкой, которая имеет резино­вый клапан, срабатывающий при давлении, близком к атмосфер­ному.

С 1988 года на двигатели автомобилей ВАЗ-2105, -2104 стали устанавливать радиаторы с алюминиевыми сердцевинами, изго­товленными из двух рядов горизонтальных круглых алюминие­вых трубок и алюминиевых охлаждающих пластин. Радиатор двухходовой с пластмассовыми бачками и патрубками для под­соединения шлангов. Один из бачков имеет перегородку. Радиа­тор разборный, сердцевина крепится к бачкам через уплотнительные резиновые прокладки. Для повышения эффективности охлаждения жидкости алюминиевые охлаждающие пластины штампуются с насечкой, а в часть трубок вставляются пластмас­совые турбулизаторы в виде штопоров. Все это обеспечивает турбулентное движение воздуха и жидкости в трубках.

Необходимо помнить, что не рекомендуется с алюминиевыми радиаторами использование воды в системе охлаждения в качестве охлаждающей жидкости, чтобы исключить коррозию алюми­ниевых трубок.

Термостат и работа системы охлаждения

Термостат системы охлаждения ускоряет прогрев двигателя и поддерживает необхо­димый тепловой режим работы двигателя. При оптимальном теп­ловом режиме температура охлаждающей жидкости должна быть 85- 95 °С.

Термостат 38 состоит из корпуса 43 и крышки 46, которые завальцованы вместе с седлом основного клапана 41. Термостат имеет входной патрубок 40 для впуска охлажденной жидкости от радиатора, патрубок 44 перепускного шланга 5 для перепуска жидкости из головки цилиндров в термостат и патрубок 45 для подачи охлаждающей жидкости в насос 36.

Основной клапан установлен в стакан термоэлемента, в кото­ром завальцована резиновая вставка 39. В резиновой вставке находится стальной полированный поршень 47, закрепленный на неподвижном держателе. Между стенками и резиновой вставкой помещен термочувствительный твердый наполнитель. Основной клапан 41 прижимается пружиной к седлу. На клапане закрепле­ны две стойки, на которых установлен перепускной клапан 42, поджимаемый пружиной.

Термостат в зависимости от температуры охлаждающей жид­кости автоматически включает или отключает радиатор системы охлаждения и перепускает жидкость через радиатор или минуя его.

На холодном двигателе при температуре охлаждающей жидко­сти ниже 80°С основной клапан закрыт, перепускной открыт. При этом жидкость циркулирует по шлангу 5 через перепускной кла­пан 42 в насос 36, минуя радиатор (по малому кругу). Этим обес­печивается быстрый прогрев двигателя.

Если температура жидкости повышается выше 94°С, термочув­ствительный наполнитель термостата расширяется, сжимает ре­зиновую вставку 39 и выдавливает поршень 47, перемещая ос­новной клапан 4-1 до полного открытия. Перепускной клапан 42 полностью закрывается. Жидкость в этом случае циркулирует по большому кругу: из рубашки охлаждения по шлангу 7 в радиатор и далее по шлангу 34 через основной клапан поступает в насос, которым вновь направляется в рубашку охлаждения.

В пределах температур 80-94°С клапаны термостата находятся в промежуточных положениях, и охлаждающая жидкость цирку­лирует по малому и большому кругам. Величина открытия основ­ного клапана обеспечивает постепенное подмешивание охлаж­денной в радиаторе жидкости, чем достигается наилучший теп­ловой режим работы двигателя.

Температура начала открытия основного клапана термостата должна находится в пределах 77-86°С, ход клапана не менее 6 мм.

Проверку начала открытия основного клапана выполняют в ба­ке с водой. Начальная температура воды должна быть 73-75°С. Температуру воды постепенно увеличивают на 1°С в минуту. За температуру начала открытия клапана принимают температуру, при которой ход основного клапана составит 0,1 мм.

Простейшую проверку работы термостата можно провести на ощупь непосредственно на автомобиле. При исправном термо­стате после пуска холодного двигателя нижний бачок радиатора начинает нагреваться, когда стрелка указателя температуры жидкости на щитке приборов находится примерно на расстоянии 3-4 мм от красной зоны шкалы, что соответствует температуре охлаждающей жидкости 80-95 °С.

Замена охлаждающей жидкости ( антифриза или тосола ) в автомобиле ВАЗ-2101, ВАЗ-2104, ВАЗ-2105, ВАЗ-2106, ВАЗ-2107

today

visibility 595076

archive 0

 Эта статья опубликована, прежде всего, по просьбе посетителя нашего сайта по имени Владимир, который недавно стал счастливым обладателем автомобиля марки ВАЗ-2107.И у него, конечно же сразу появились вопросы, связанные с ремонтом и техническим обслуживанием своего автомобиля, ответы на которые он решил найти в Интернете ( в частности на данном сайте). Ну а помочь человеку, желающему грамотно провести ремонт автомобиля своими руками, святое дело! Вопрос прозвучал - Как заменить охлаждающую жидкость в автомобиле ВАЗ-2107? С ответом на него Вы сможете ознакомиться, нажав на ссылку - читать полностью.… Думаю, что данная статья будет полезна и владельцам других автомобилей марки ВАЗ. Так как процесс замены антифриза или тосола в автомобиле ВАЗ 2107 почти ничем не отличается от процесса замены охлаждающей жидкости в других автомобилях марки ВАЗ семейства Жигули ( таких как ВАЗ-2101, ВАЗ-2104, ВАЗ-2105, ВАЗ-2106 ).

Вначале, давайте определимся с количеством и видом охлаждающей жидкости, которую будем заливать в автомобиль. Что касается количества, то здесь все просто – по инструкции необходимо 9.85 литра, значит, покупаем 10 литров охлаждающей жидкости. Но вот с видом охлаждающей жидкости определиться, быстро не получится. Что заливать? Тосол или антифриз? Единого мнения нет. Что касается меня, то я могу посоветовать использовать антифриз. Его можно купить уже готовым к использованию или концентрат и развести его с дистиллированной водой в пропорции 50 на 50. Не буду объяснять, почему антифриз, при желании, на сайте Вы сможете ознакомиться с материалом, в котором описаны преимущества антифриза перед тосолом. Да и воспользовавшись поиском в Google, Вы сможет найти массу полезной информации на эту тему.

Что касается инструмента.… Здесь будет достаточно накидного ключа на «13» , отвертки и емкости для слива старой охлаждающей жидкости (возможно, еще пригодится рожковый ключ на «30»).

Порядок замены охлаждающей жидкости в автомобилях ВАЗ-2101, ВАЗ-2102, ВАЗ-2103, ВАЗ-2104, ВАЗ-2105, ВАЗ-2106, ВАЗ-2107, Жигули:

Перед тем как начинать сливать старую охлаждающую жидкость, необходимо в салоне автомобиля, рычаг управления краном отопления поставить в крайнее правое положение (кран открыт). Откручиваем пробку расширительного бачка и пробку заливной горловины радиатора. Нижнем углу радиатора находим пробку сливного отверстия (фото 2), откручиваем ее и сливаем жидкость в заранее приготовленную емкость. На радиаторах старого образца, такой пробки нет. Вместо нее, ключом на «30», придется откручивать датчик включения вентилятора (фото 3). Также и на блоке двигателя, находим и ключом на «13» откручиваем сливную пробку (фото 1).

После того, как жидкость слита, закручиваем пробки сливных отверстий на место. И во избежание образования воздушной пробки в систему, отверткой распускаем хомут, и снимает резиновый шланг со штуцера впускного коллектора (фото 4).

Все, можно заливать антифриз. Как только со штуцера начнет вытекать жидкость можно надевать на него шланг и закручивать хомут. После, полностью заполняем радиатор и закручиваем пробку. Дальше, заливаем антифриз в расширительный бачок (фото 5), оптимальный уровень – 3-4 см выше метки «MIN».

Запускаем двигатель и прогреваем, до рабочей температуры. После чего, глушим и еще раз проверяем уровень охлаждающей жидкости. В случае необходимости доливаем антифриз.

Если система охлаждения автомобиля загрязнена, то ее следует промыть водой или специальными средствами. Порядок промывки такой же, как и при замене жидкости – сливаем, заливаем и разводушиваем, заводим двигатель на несколько минут и сливаем. И так несколько раз, пока не увидите, что с радиатора и блока двигателя вытекает чистая вода.

При использование статьи или фотографий активная прямая гиперссылка на сайт www.avtorem.info обязательна!

Ремонт ВАЗ 2105 1980-1992: система охлаждения

Устройство системы охлаждения

1 – трубка отвода жидкости от радиатора отопителя;
2 – патрубок отвода горячей жидкости из головки цилиндров в радиатор отопителя;
3 – перепускной шланг термостата;
4 – выпускной патрубок рубашки охлаждения;
5 – подводящий шланг радиатора;
6 – расширительный бачок;
7 – рубашка охлаждения;
8 – пробка радиатора;
9 – трубка радиатора;
10 – кожух вентилятора;
11 – вентилятор;
12 – шкив;
13 – отводящий шланг радиатора;
14 – ремень вентилятора;
15 – насос охлаждающей жидкости;
16 – шланг подачи охлаждающей жидкости в насос;
17 – термостат

Система охлаждения – жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией жидкости, с расширительным бачком.

Насос охлаждающей жидкости центробежного типа, приводится в действие от шкива коленчатого вала клиновидным ремнем 14.

Вентилятор 11 имеет четырехлопастную крыльчатку, которая крепится болтами к ступице 5 (см. рис. Продольный разрез насоса охлаждающей жидкости) шкива 8, приводится в действие от ремня привода насоса.

Термостат с твердым термочувствительным наполнителем имеет основной 9 (см. рис. Термостат) и перепускной 2 клапаны. Начало открытия основного клапана при температуре охлаждающей жидкости 77–86° С, ход основного клапана не менее 6 мм.

Радиатор – вертикальный, трубчато-пластинчатый, с двумя рядами трубок и стальными лужеными пластинами. В пробке 8 заливной горловины имеются впускной и выпускной клапаны.

Устранение воздушных пробок в системе охлаждения на ВАЗ 2101-ВАЗ 2107

Добро пожаловать!
Воздушные пробки системы охлаждения – они как правило возникают при замене охлаждающей жидкости в двигателе автомобиля, а так же при замене отдельных узлов системы охлаждения и при замене шлангов. Если в вашем автомобиле образовалась воздушная пробка, то в таком случае её рекомендуется устранить поскольку из-за неё двигатель может перегреваться.

Примечание!
Для устранения воздушной пробки вам возможно понадобится небольшая горка!

Краткое содержание:

Как понять то что в системе охлаждения присутствует воздушная пробка?
Сделать это очень легко, но только при условии то что радиатор печки у вас находится в рабочем состоянии. Для проверки заведите двигатель вашего автомобиля и дайте ему прогреться до рабочей температуры, а после прогрева включите печку и рукой определите какой воздух из неё идёт.

Примечание!
Если воздух теплый – тогда пробки в системе отсутствуют, а если воздух холодный – тогда пробки в системе охлаждения присутствуют и их необходимо убрать!

Как устранить воздушные пробки в системе охлаждения?

Способ 1:
Для начала откройте капот автомобиля, и после чего рукой нажмите раза три на отводящий (Указан красной стрелкой), перепускной (Обозначен зелёной стрелкой) и подводящий (Обозначен на фотографии синей стрелкой) шланги радиатора.

Синяя стрелка - подводящий шланг радиатора. Красная стрелка - отводящий шланг радиатора. Зеленая стрелка - перепускной шланг радиатора.Синяя стрелка - подводящий шланг радиатора. Красная стрелка - отводящий шланг радиатора. Зеленая стрелка - перепускной шланг радиатора.

Примечание!
Нажимайте на все шланги только руками, ни в коем случае не используйте для этого плоскогубцы или же еще что то, потому что это может привести к деформации шлангов!

Способ 2:
Этот способ пошел из народа, он не всегда действует но всё же попробовать стоит:

Найди небольшой уклон или эстакаду, загоните автомобиль на неё таким образом, чтобы передняя часть была выше задней и после чего дайте поработать двигателю на холостых оборотах в течении «5 мин» и пробка должна будет пропасть.

Примечание!
Всегда помните одну важную вещь, после того как вы попробуете один из способов, сразу же проверяйте устранилась ли пробка путём прогрева двигателя до рабочей температуры, а после прогрева путём включения печки – если воздух из печки теплый, то пробка отсутствует!

Поделись!
Если вы знаете ещё несколько способов устранения пробок в системе охлаждения, тогда опишите их в комментариях и люди оценят это!

Дополнительный видео-ролик:
Более подробнее о том как понять, когда в системе охлаждения появилась пробка и как её устранить, смотрите на видео ниже:

Схема подключения вентилятора охлаждения ВАЗ

Приводятся все основные электросхемы и модификации подключения вентилятора охлаждения (ВО) жидкости в автомобилях ВАЗ различных моделей. В чём суть работы ВО? Электрический двигатель с крыльчаткой на валу установлен внутри прямоугольной металлической рамы, при помощи которой он крепится к тыльной стороне радиатора. При подаче напряжения (12 В) на контакты привода он начинает работать, вращая лопасти и создавая направленную струю воздуха, которая, собственно, и охлаждает тосол или антифриз.

Если не работает вентилятор охлаждения, не спешите обращаться в автосервис. Установить причину неисправности можно и самостоятельно. Тем более что для этого совсем не обязательно иметь специальные навыки — просто изучите справочный материал от 2shemi.ru и следуйте инструкциям по его проверке/замене.

Схема включения кулера ВАЗ 2104, 2105 и 2107

  1. вентилятор радиатора
  2. датчик температуры (находится на радиаторе снизу)
  3. монтажный блок
  4. реле зажигания
  5. замок зажигания

А — к контакту «30» генератора.

Электровентилятор охлаждения ВАЗ 2106

  1.  датчик включения электродвигателя;
  2. электродвигатель вентилятора;
  3. реле включения электродвигателя;
  4. основной блок предохранителей;
  5. выключатель зажигания;
  6. дополнительный блок предохранителей;
  7. генератор;
  8. аккумуляторная батарея.

Подключение вентилятора 2108, 2109, 21099

До 1998 года выпуска на автомобилях со старым монтажным блоком предохранителей 17.3722 (пальчиковые предохранители) в цепь вентилятора было включено реле 113.3747. После 1998 года такое реле отсутствует.

Так же до 1998 года применялся датчик включения ТМ-108 (температура замыкания его контактов 99±3ºС, размыкания 94±3ºС), после 1998 года ТМ-108-10 с аналогичными температурными диапазонами или его аналоги разных производителей. Датчик ТМ-108 работает только в паре с реле, усиленный под большой ток ТМ-108-10 может работать как с реле, так и без него.

Схема включения вентилятора охлаждения двигателя на ВАЗ 2109 с монтажным блоком 17.3722

  1. Электродвигатель вентилятора
  2. Датчик включения электродвигателя
  3. Монтажный блок
  4. Выключатель зажигания

К9 — Реле включения электродвигателя вентилятора. А — К выводу “30” генератора

Схема включения вентилятора охлаждения двигателя на ВАЗ 2109 с монтажным блоком 2114-3722010-60

  1. Электродвигатель вентилятора
  2. Датчик 66.3710 включения электродвигателя
  3. Монтажный блок

А — К выводу “30” генератора

Схема включения ВО ВАЗ 2110

Схема включения вентилятора охлаждения ВАЗ 2110 на карбюраторных и инжекторных автомобилях отличается. На автомобилях с карбюраторным двигателем, для этого используется термобиметаллический датчик ТМ-108, а на автомобилях с инжекторным двигателем управление осуществляет контроллер.

Схема на 2113, 2114, 2115 инжектор и карбюратор

Где находится реле вентилятора

4 – реле электровентилятора;
5 – реле электробензонасоса;
6 – главное реле (реле зажигания).

Внимание: порядок следования реле и предохранителей может быть произвольным, ориентируемся по цвету проводов. Поэтому находим реле от которого отходят тонкий розовый с черной полосой провод, идущий от главного реле (контакт 85*)(не путать с тонким, красным с черной полосой проводом, идущим от контроллера) и толстый силовой белый с черной полосой провод (контакт 87) (белый и розовый нужные нам провода), это и есть реле вентилятора.

Если вентилятор охлаждения не работает

Для привода вентилятора устанавливается электродвигатель постоянного тока с возбуждением от постоянных магнитов МЭ-272 или аналогичные ему. Технические данные электровентилятора и датчика включения вентилятора:

  • Номинальная частота вращения вала электродвигателя с крыльчаткой, 2500 – 2800 об/мин.
  • Потребляемая сила тока электродвигателя, 14 А
  • Температура замыкания контактов датчика, 82±2 град.
  • Температура размыкания контактов датчика, 87±2 град.

Вентилятор системы охлаждения может не включаться из-за:

  • неисправности электропривода;
  • перегоревшего предохранителя;
  • неисправного термостата;
  • вышедшего из строя термодатчика включения кулера;
  • неисправного реле ВО;
  • обрыва электропроводки;
  • неисправной пробки расширительного бачка.

Для проверки самого электродвигателя вентилятора VAZ подаем на его выводы напряжение 12 В от аккумуляторной батареи – исправный мотор заработает. Если причина неполадки в вентиляторе, его можно попытаться отремонтировать. Проблема, обычно, заключается в щетках или подшипниках. Но случается что электродвигатель выходит из строя вследствие замыкания или обрыва в обмотках. В таких случаях лучше заменить весь привод.

Предохранитель ВО находится в монтажном блоке моторного отсека автомобиля и имеет обозначение F7 (20 А). Проверка производится с помощью автомобильного тестера, включенного в режиме пробника.

  1. В автомобиле с карбюраторным мотором необходимо проверить датчик — включить зажигание и замкнуть между собой два провода, идущие к датчику. Вентилятор должен включиться. Если этого не произошло, проблема точно не в датчике.
  2. Для инжекторных авто необходимо прогреть мотор до рабочей температуры, и рассоединить разъем датчика, отключив его от бортовой сети машины. В этом случае контроллер обязан запустить вентилятор в аварийном режиме. Электронный блок воспринимает это как сбой в системе охлаждения, и заставляет работать привод вентилятора в постоянном режиме. Если привод запустился – датчик неисправен.

Замена электровентилятора в авто

  1. Ставим автомобиль на ровной поверхности, обездвиживаем его стояночным тормозом.
  2. Открываем капот, отключаем минусовую клемму.
  3. Ключом на 10 откручиваем крепления корпуса воздушного фильтра.
  4. Отверткой ослабляем хомут воздуховода на датчике расхода воздуха и снимаем гофру.
  5. Откручиваем саморезы, фиксирующие крышку корпуса воздушного фильтра, извлекаем фильтрующий элемент.
  6. Ключом на 8 откручиваем крепление воздухозаборника и демонтируем его.
  7. Ключом на 10, потом на 8 откручиваем гайки крепления кожуха вентилятора по периметру (всего 6 штук).
  8. Отключаем колодку проводов на разъеме вентилятора.
  9. Аккуратно извлекаем кожух вентилятора вместе с приводом.
  10. Ключом на 10 откручиваем 3 болта, удерживающих электродвигатель на кожухе.
  11. Ставим на его место новый.
  12. Устанавливаем конструкцию на место, фиксируем, подключаем разъем.
  13. Дальнейший монтаж производим в обратном порядке.

Модернизация схемы управления

Вентилятор охлаждения на десятке включается при тепературе 100-105°C, тогда как нормальной рабочей
температурой двигателя является 85-90°С, получается вентилятор включается при перегреве двигателя, что естественно сказывается негативно.

Эту проблему можно решить двумя способами: настроить температуру включения в «мозгах» или сделать кнопку. Мы остановимся на втором. Включение вентилятора с кнопки очень удобно: попал в затор — включил, выехал — выключил, и никого перегрева.

В салоне была установлена кнопка выбора режима работы вентилятора (отключен постоянно, включен постоянно, включение автоматически посредством датчика) — этот «тюнинг» не является обязательным, но будет очень полезным дополнением.

На контактах реле 87, 30, на проводе от аккумулятора к предохранителю и массе вентилятора будет большой ток и по этому там обязательно используем провода, сечением не менее 2 мм иначе более тонкий провод не выдержит и сгорит.

Видео — подключение и проверка ВО

Шувалов ВАЗ-2101 5 — Энциклопедия журнала "За рулем"


Двигатель. Система охлаждения

У двигателя автомобиля «Жигули» жидкостная система охлаждения. Непосредственно с ней связаны водяная рубашка подогрева впускного коллектора и карбюратора, а также отопитель кузова. Система охлаждения разработана с учетом длительной эксплуатации машины зимой. Поэтому в нее введены конструктивные элементы, облегчающие пуск двигателя в холодное время.
Работа зимой предусматривает применение антифриза. Для «Жигулей» создана специальная жидкость. Ее 50-процентный раствор в воде не замерзает даже при 45-градусном морозе. Кроме того, он обладает еще рядом полезных свойств: не образует накипи и коррозии, не склонен к вспениванию и интенсивному испарению. Заменять его надо лишь через 60 тысяч километров пробега или через два года.

Схема системы охлаждения:
I — радиатор;
2 и 4 — сливные краники;
3 — отводящий шланг;
5 — отопитель;
6 — кран включения отопителя;
7 — датчик термостата;
8 — трубка, отводящая воду от карбюратора;
9 — водяная рубашка впускного коллектора;
10 — полость подогрева карбюратора;
11 — шланг, подающий горячую воду к карбюратору;
12 — расширительный бачок;
13 — пробка радиатора;
14 — подводящий шланг;
15 — термостат;
16 — водяной насос;
17 — вентилятор.

Утечка жидкости исключается тем, что система охлаждения на автомобиле — закрытая. Она может сообщаться с атмосферой только через специальный клапан в пробке 13 радиатора. Для компенсации изменений объема (находящейся в системе жидкости и конденсации ее паров служит расширительный бачок 12.
На «Жигулях» перед радиатором нет жалюзи. Для ускорения прогрева двигателя служат термостат 15 с твердым наполнителем и водяной подогрев впускного коллектора. Вода из головки блока цилиндров поступает в водяную рубашку 9 коллектора, а через шланг 11 — также и в полость 10 подогрева карбюратора.
Параллельно системе охлаждения подключен отопитель 5, соединенный одним шлангом с патрубком между термостатом 15 и водяным насосом 16, а другим — с водяной рубашкой головки.
Термостат 15 имеет три горловины, соединяющие его с водяным насосом 16, отводящим 3 и подводящим 14 шлангами радиатора. Название узла («термо» — тепло, «стат» — постоянный) говорит о том, что он предназначен для поддержания в системе охлаждения постоянной температуры. В зависимости от положения клапанов термостата возможны три варианта циркуляции охлаждающей жидкости,

Схема работы термостата:
1 — клапан, впускающий воду из радиатора;
2 — корпус теплочувствительного элемента;
3 — клапан, впускающий воду из головки;
4, 5, 8 — патрубки, соединенные соответственно с водяным насосом, головкой двигателя и радиатором;
6 — шток;
7 — стойка;
9 — корпус термостата.

При холодном двигателе (а) поток жидкости, увлекаемой насосом через патрубок 4, откроет клапан 3 и закроет связанный с ним клапан 1. При этом жидкость будет циркулировать, минуя радиатор, по малому (внутреннему) контуру: водяная рубашка головки — термостат — насос — блок цилиндров — головка цилиндров, Таким образом обеспечивается быстрый и равномерный прогрев жидкости, заключенной в малом контуре.
При не полностью прогретом двигателе (б) теплочувствительный элемент 2, заполненный составом с очень высоким коэффициентом расширения (мелкокристаллический воск), переместится вверх относительно штока 6. Связанный с элементам 2 клапан 3 прикроется, а клапан 1 начнет открываться. В этом случае охлаждающая жидкость будет поступать через термостат к насосу уже из двух патрубков — от головки и от радиатора. Циркуляция пойдет как >по малому контуру, так и по большому, который включает радиатор, термостат, водяные рубашки блока и головки цилиндров.
При полностью прогретом двигателе (в) клапан 3 закрыт полностью, и охлаждающая жидкость циркулирует только по большому контуру, обеспечивая нормальное охлаждение двигателя.
Система подогрева карбюратора действует независимо от положения клапанов термостата. Движение нагретой жидкости по ее шлангам возможно лишь при открытом кране отопителя.
Выбранная конструкция термостата является самой современной и обеспечивает высокую надежность и точность действия. На работу этого узла совершенно не влияют колебания давления в системе охлаждения, к которым так чувствительны термостаты старых типов.
Термостат «Жигулей» не разбирается, а случае неисправности его просто надо заменить. Показатели исправной работы термостата: основной клапан 1 начинает открываться при температуре 78—82 градуса и полностью открывается при 100 градусах.

Радиатор составляют два бачка и сердцевина, набранная из 115 вертикальных латунных трубок и 113 горизонтальных стальных пластин. При заправке системы охлаждения воду (или специальную охлаждающую жидкость) вначале заливают через пробку радиатора до его наполнения. Затем закрывают пробку и доливают жидкость уже в полупрозрачный расширительный бачок до уровня на 7—8 см выше отметки «Мин». Система охлаждения может сообщаться с атмосферой через отверстие в пробке расширительного 6ачка или через клапаны в пробке радиатора.

Водяной насос:
1 — крыльчатка;
2 — вал насоса;
3 — подшипник;
4 — шкив;
5 — вентилятор;
6 — стопорный винт;
7 — дренажное отверстие;
8 — уплотнитель;
9 — графитовое кольцо;
10 — приемный патрубок.

Воздух просасывается через радиатор при помощи четырехлопастного пластмассового вентилятора 5, укрепленного на валу 2 водяного насоса и приводимого, как и сам насос, клиновым ремнем, охватывающим шкив 4, а также шкивы коленчатого вала и генератора. Натяжение ремня, контролируемое величиной его прогиба (10—15 мм под усилием 10 кг), может быть отрегулировано перемещением генератора относительно натяжной планки.
Крыльчатка насоса напрессована на вал 2, который вращается в специальном двухрядном неразборном шариковом подшипнике 3. В процессе эксплуатации подшипник не требует смазки. Для уплотнения вала в корпусе насоса служат специальный сальник 8 и графитовое кольцо 9. Вода, капающая из дренажного отверстия 7 (его необходимо периодически прочищать), является признаком того, что сальник требует замены.

Author:

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о