Луаз тюнинг 967: 403 — Доступ запрещён – Все гениальное – непросто: тест-драйв военного ТПК ЛуАЗ-967

Все гениальное – непросто: тест-драйв военного ТПК ЛуАЗ-967


Еще одному нешуточному «навороту» мог бы позавидовать любой современный «проходимец». Уникальность его не в уровне технологий, а напротив – в простоте и одновременно редкой многофункциональности. На бортах ТПК в заводской комплектации шарнирно подвешивали пару продолговатых панелей, которые сегодняшние фанаты офф-роуда назвали бы сэнд-траками.

Собственно, это они и есть, однако прочность их рассчитана не только на преодоление зыбучих песков, но и на проезд по ним над окопами, неровностями, а также – на выезд машины из водоема по болотистому берегу. В транспортном положении на кузове автомобиля эти трапики фиксировались в двух положениях. В верхнем они служили бортами, удерживающими груз, людей и лежащих на носилках раненых. А в нижнее их переводили, чтобы понизить силуэт машины на поле боя, а еще чтобы они не мешали грузить раненых и прочие тяжести. Для этой же цели, кстати, на машинах первых серий был сделан откидывающимся задний борт. Наконец, солдатская молва утверждала, что трапы эти также могли работать резервным бензобаком и вмещали в себя до 20 литров топлива. К сожалению, последнее утверждение проверить не удалось.

Наконец, едва ли не самое главное в ТПК: его конструкторы смогли гениально совместить сугубо военное предназначение уникальной машины с реалиями народного хозяйства. Мало того, что армейскую амфибию укомплектовали серийным мотором от «Запорожца», так еще создали на ее платформе популярный внедорожник для села ЛуАЗ-969 – недорогой, практичный и с такой же невероятной проходимостью. Разве что не плавающий. Мы как-нибудь сделаем и его тест-драйв тоже.

На ходу

Чтобы ехать в ТПК, нужно перво-наперво понимать, зачем это тебе нужно. А нужно, чтобы не идти пешком, причем там, где и пройти-то невозможно. И все, больше никаких желаний типа мягких сидений, отопителя, крыши, дверей и прочих глупостей. Если себя настроить таким образом, транспортер переднего края ЛуАЗ-967 будет воспринят вами правильно, даже если вы не сержант ВДВ.

Посадка за рулем конечно, необычна, но не так страшна, как может показаться. Ноги держу в стороны, потому что между колен торчит два рычага плюс внизу тоннель трансмиссии. Но ступни стоят в специальных нишах-углублениях, поэтому колени согнуты меньше, чем на

«Виллисе», который мы тестировали в прошлом году, и особых неудобств нет.


технические характеристики, тюнинг :: SYL.ru

ЛуАЗ-967 – военная машина, за основу которой был взят, пожалуй, самый смешной автомобиль, когда-либо выпускавшийся в Советском Союзе: «Горбатый Запорожец».

ЛуАЗ-967

Причины создания машины

Во время войны в Корее, начавшейся в 1950 году, СССР, хоть и не участвовал в прямых столкновениях, однако являлся основным снабженцем северной коалиции, поставляя на фронт вооружение и технику. Именно там выяснилось, что легкого автомобиля, способного подвозить боеприпасы на передовую, эвакуировать раненых, проводить разведывательные вылазки, в Советском Союзе нет. Стоявший на вооружении джип ГАЗ-69 хоть и отличался хорошей проходимостью, но его мобильности явно не хватало для выполнения деликатных миссий.

Поэтому было решено разработать легкий, компактный вездеход, который мог бы не только бодро передвигаться по пересеченной местности, но еще и плавал, а также его можно было десантировать с самолета.

Первые образцы

Первую опытную машину НАМИ-032Г собрали в 1956 году. Над ее конструкцией работала группа института НАМИ, которую возглавлял Б.М.Фитерман.

Кузов образца был изготовлен из стеклопластика со стальным основанием. Двигатель – двухтактный, мотоциклетный мощностью в 22 л.с. Подвеска – торсионного типа, продольно-рычажная. Конструкция трансмиссии предусматривала неотключаемый передний мост, с возможностью задействования заднего. Так как эксплуатировать машину в основном планировалось в условиях бездорожья, то межосевой дифференциал не устанавливался. Все узлы трансмиссии были объединены в единый водонепроницаемый блок.

Испытания автомобиля показали, что пластиковый кузов не обладал достаточной прочностью, особенно если брать в расчет то, что его планировалось применять в десантировании с самолета. Да и мощности мотора явно не хватало для полноценного использования машины.

В 1961 году был собран прототип НАМИ-032-М, с цельнометаллическим кузовом. Подвеску усилили коваными торсионами, заменив ими ранее устанавливаемые пластинчатые. Такое обновление позволяло сбрасывать машину с парашютом. А вот двигатель на автомобиле оставили прежний, так как на тот момент альтернативы ему не нашли. И лишь после того, как всю техдокументацию для дальнейшей работы над машиной передали Запорожскому автозаводу, к 1965 году его инженерами был собран полноценный автомобиль-транспортер ЗАЗ-967, конструкция которого предусматривала использование двигателя от серийного ЗАЗ-965 («Горбатый Запорожец»), который был мощнее и надежнее своего предшественника.

В итоге после доработок транспортер был передан на Луцкий автозавод для серийного производства. С конвейера машина начала сходить под индексом ЛуАЗ-967.

ЛуАЗ-967 амфибия

Транспортер переднего края

Смотря на детище, появившееся в результате совместных усилий конструкторов НАМИ и ЗАЗ, о внешней красоте машины даже мыслей не возникает. Но то, что автомобиль ЛуАЗ-967 обладает выраженной нетривиальностью с претензией на уникальность – это точно.

ЛуАЗик, как и его прототип, имел полный привод: передний – основной, задний – подключаемый. КПП – четырехступенчатая, с одной-единственной понижающей передачей. Подвеска – торсионная, независимая. Для повышения проходимости имелась блокировка заднего дифференциала. В передней части предусматривалась лебедка, способная развить тяговое усилие до 200 кг. Предназначалась она не для оказания самопомощи при застревании машины, как на других внедорожниках, а для вытаскивания на носилках-волокушах раненых солдат с поля боя. Длина троса составляла 100 метров.

К тому же совершенно плоское днище автомобиля являлось дополнительным подспорьем в преодолении воронок от снарядов и рытвин. Что не очень получалось у ГАЗ-69, то и дело «садящегося» на мосты.

Плавающий ЛуАЗ-967

Таким образом, конструкторы с поставленной задачей прекрасно справились, у них получился компактный и легкий ТПК (транспортер переднего края). Кроме того, ЛуАЗ-967 мог служить платформой, на которую можно было поставить различное вооружение: пулеметы, гранатометы и даже противотанковые установки.

Кабина ЛуАЗика

Об удобствах кабины говорить не приходится, ввиду их полного отсутствия. Место водителя установлено посредине, рычаги управления располагались как раз между его ног. Поэтому сидеть приходилось «в раскорячку».

Автомобиль ЛуАЗ-967

Рулевая колонка имела свой секрет. Во время движения по простреливаемой местности водитель мог опустить ее к полу, и, откинув назад спинку сидения, управлять машиной лежа, при этом педаль акселератора заменял ручной дроссель.

ЛуАЗ-967 вездеход

По бокам от шофера, вдоль бортов, располагались трансформируемые сиденья, которые в сложенном состоянии образовывали ровную поверхность пола, на которой можно было установить пару носилок. За сиденьем водителя, спиной к нему, находилось место для санитара.

Крыши не предусматривалось, ее роль выполнял съемный брезентовый тент.

На ЛуАЗ-967 не было никаких отопительных приборов, даже окна закрыть было нечем, поэтому, можно сказать, что эксплуатировать такую автомашину в холодное время года будет удовольствием сомнительным.

Плавающий ЛуАЗ-967

Этот автомобиль хоть и плавающий, но до характеристик настоящей амфибии ему, конечно, далеко. Водного движителя у ЛуАЗика нет, эту роль выполняют вращающиеся колеса, поэтому максимум, что из него можно выдавить наплаву, это 2-3 км/час. К тому же для длительного плавания ЛуАЗ-967-амфибия не предназначена. Противостоять течению и даже небольшим волнам для нее было проблематично. К тому же двигатель на машине стоял от «ушастого» "Запорожца", который имел воздушное охлаждение, и во время форсирования широких водных преград, да при такой малой скорости, он попросту перегревался.

ЛуАЗ-967 технические характеристики

На бортах ЛуАЗ-967 закреплялись два металлических трака, при помощи которых машина въезжала в воду и выезжала из нее, а также преодолевала рвы. Во время плавания эти тракты, поднятые под углом в 90 градусов, служили дополнительными стабилизаторами, повышающими горизонтальную устойчивость автомобиля.

Ну и какая может быть амфибия без откачивающего насоса? Такой необходимый агрегат, конечно, стоял и на ЛуАЗике.

Кстати, на первой модели задний борт был откидной, который стал «слабым местом», наплаву: через него в салон просачивалась вода, к тому же неплотное его закрытие вообще могло стать причиной затопления амфибии. Поэтому в последующих модификациях от него отказались.

Проходимость амфибии

У ЛуАЗика было почти все, что требовалось машине для высокой проходимости: небольшая масса, отличный дорожный просвет, качественная подвеска, полный привод… Не хватало только одного: хороших колес. Они были слишком узкими, чтобы уверенно передвигаться по зыбким грунтам. Тем более машина, считающаяся амфибией, по определению должна хорошо ездить по песку, глине, грязи, часто встречающимся на прибрежной полосе. Однако у ЛУАЗика пятно соприкосновения колеса с поверхностью грунта было очень маленьким, и даже при своем небольшом весе автомобиль увязал. К тому же по бездорожью, как правило, машина едет с небольшой скоростью, а с воздушным охлаждением двигателя такое передвижение грозит его перегревом.

В общем, ЛуАЗ хоть и вездеход, но все же для слишком протяженных, суровых дорожных условий не очень пригоден. Поэтому его стихия - это короткие участки пересеченной местности, включающие водные преграды. Ну, а для преодоления зыбких грунтов придется пользоваться предусмотренными конструкцией траками.

ЛуАЗ-967: технические характеристики

  • Габариты амфибии (мм) – 3682х1712х1580.
  • Колесная база (мм) – 1800.
  • Масса снаряженная (кг) – 950.
  • Масса полная (кг) – 1350.
  • Клиренс (мм) – 285.
  • Мощность мотора (л. с.): при объеме 0,9 литра – 27, при 1,2 литра – 37.
  • Объем бензобака (л) – 68.
  • Предельная шоссейная скорость (км/ч) – 75.
  • Скорость на воде (км/ч) – 3.
  • Тормозная система – барабанная на обеих осях.
  • Размер шин – 5,90 – 13 дюймов.
  • Крутизна преодолеваемого подъема – до 58%.
  • Высота платформы (мм) – 800.
  • Расход горючего на 100 км (л) – 10.ЛуАЗ-967 тюнинг

Модификации ЛуАЗика

  • ЛуАЗ–967-А выпускался параллельно с базовой моделью и отличался от нее только новым более мощным двигателем МеМЗ–967-А (40л.с). Годы выпуска – с 1965 до 1977.
  • ЛуАЗ–967-М, по сути, являлся усовершенствованным ЛуАЗ–967-А. Но при этом с электрооборудованием, унифицированным с автомобилями, выпускаемыми на УАЗе, и гидравликой с «Москвичами». Таким образом, теперь некоторые запчасти ЛуАЗ-967 были взаимозаменяемыми, с деталями, установленными на популярные отечественные машины, что в условиях повсеместного дефицита значительно повышало их доступность. Выпуск этого внедорожника продолжался до 1980 года.

Попытка дальнейшего развития ТПК

После удачной реализации проекта НАМИ–032-М (ЛуАЗ-967) конструкторы института решили продолжить развитие линейки транспортеров переднего края.

В 1989 году ими был разработан и собран опытный образец ТПК – НАМИ-0281, в котором было воплощено все, чего не хватало его предшественнику: и крупные колеса, с хорошим пятном контакта с дорогой, и водяной движитель, и даже регулировка давления в шинах. При этом он был гораздо вместительней ЛуАЗика.

Запчасти ЛуАЗ-967

Однако такое развитие привело к тому, что новая машина стала больше подходить под определение БРДМ, а не транспортера, способного скрытно и маневренно передвигаться в условиях боевой обстановки. В результате дальнейшее развитие этого проекта остановилось.

Самостоятельная модернизация «967-го»

Несмотря на то что 967-ой уже давно не выпускается, его еще можно приобрести «с рук».

И желающих заиметь его в личное пользование немало, особенно среди любителей отдыха на природе. Это неудивительно, ведь отличная функциональность, ремонтопригодность и высокая надежность, что еще нужно для хорошей машины? Разве что небольшая модернизация…

Тент на ЛуАЗ-967

Но берясь за самостоятельное усовершенствование автомобиля, главное, ничего не испортить. Ведь простота ЛуАЗика является его отличительной чертой. И если переборщить с «наворотами», можно сделать только хуже.

Поэтому, чтобы улучшить ЛуАЗ-967, тюнинг должен быть минимальным, вполне достаточно будет:

  • В передней и задней частях установить силовые отбойники.
  • Укрепить кузов дугами безопасности.
  • Ну и, конечно же, поставить новые колеса.

Касаемо тюнинга салона, то тут, как говорится, на что хватит средств и фантазии. Однако не стоит забывать, что эта машина – не роскошь, а надежное средство передвижения по плохим дорогам. И созданному образу нужно соответствовать.

технические характеристики, тюнинг и описание

В начале 50-х годов в военном ведомстве СССР родилась идея создания простейшего транспортного средства для доставки боеприпасов и перевозки раненых в боевых условиях. Основным катализатором возникновения идеи стал опыт Корейской войны. Применявшиеся в ходе конфликта полноразмерные автомобили не смогли полноценно выполнять такие задачи.

"Первый блин комом"

В качестве силового агрегата заказчики предлагали 23-сильный двигатель мотоцикла М-72. Такое пожелание было высказано с целью максимальной унификации техники. Первоначально заказ на разработку поступил в конструкторское бюро Ирбитского мотоциклетного завода. После черновой проработки и анализа проекта ИМЗ был вынужден отказаться от заказа. Дальнейшие работы стал вести НАМИ при содействии специалистов ИМЗ. Автомобиль получил рабочее название ТПК (транспортер переднего края).

Первый проект будущего военного автомобиля ЛуАЗ разработал Ю. Долматовский. Однако его работа сильно отличалась от технического задания и была отклонена заказчиком. Но благодаря этому проекту задание было доработано и конкретизировано по целому ряду пунктов.

Новая концепция

Второй проект разрабатывал известный конструктор Б. Фиттерман. Его машина, в отличие от первого проекта, имела переднее расположение силового агрегата. Изначально в конструкцию машины был заложен принцип полного привода, что потребовало создания новой трансмиссии. Для обеспечения низкой высоты машины подвеска колес делалась независимой на торсионах.

ЛуАЗ 967М

Поскольку заказчик требовал обеспечить размещение водителя и двух лежачих раненых в салоне жестко ограниченного размера, то место водителя расположили по оси машины. На местах для раненых имелись откидные скамейки для сидячих пассажиров. Еще одним оригинальным решением стала складная рулевая колонка, позволявшая управлять машиной из лежачего положения. Такое решение было продиктовано требованием заказчика обеспечить минимальную высоту машины. В конце 1956 года именно такой нестандартный проект будущего ТПК ЛуАЗ-967 (LuAZ 967) был утвержден военным ведомством.

Фиаско второго проекта

Первый прототип машины с мотоциклетным мотором был построен в 1957 году, после чего в НАМИ продолжились работы над усовершенствованием проекта. Именно в ходе этих доработок будущий ЛуАЗ-967М получил знаменитые колесные редукторы, позволившие увеличить дорожный просвет до 262 мм.

Транспортер переднего края ЛуАЗ 967М

Доработанный прототип под обозначением НАМИ 032 прошел очередной цикл испытаний, по результатам которых был забракован. Теперь заказчика не устроило его же требование – двигатель М 72. Критике подверглись недостаточная мощность, неспособность машины к преодолению водных преград и превышение веса конструкции.

Свет в конце тоннеля

ЛуАЗ-967М спасло создание «Запорожца» с его V-образным двигателем воздушного охлаждения. Уже в 1961 году строится второй модернизированный прототип с мотоциклетным мотором М 72, но конструктивно машина могла быть оснащена двигателем нового типа.

Через год опытный образец был передан на завод «Коммунар» для проведения работ по интеграции нового «сердца». Многие конструкторы заводов ИМЗ и НАМИ перешли в новое бюро в Запорожье.

Запорожский вариант

На новом месте была создана окончательная концепция транспортера переднего края ЛуАЗ-967М. В качестве силового агрегата применили 27-сильный мотор МеМЗ 966. Изменился принцип трансмиссии – передние колеса получили неотключаемый привод, а задние подключались водителем по мере необходимости.

ЛуАЗ 967 967М

Привод заднего моста был выполнен по уникальной схеме – коробка и мост соединялись стальной пустотелой трубой в жесткую конструкцию. Внутри трубы проходил приводной вал. Полуоси обладали свободой относительно картера заднего моста благодаря карданным шарнирам на редукторе и сухарному узлу на дифференциале. Для расширения тягового диапазона в трансмиссию включили понижающую передачу и блокиратор дифференциала заднего моста. Органы управления этими устройствами вывели на место водителя.

На передней части машины имелась лебедка с приводом от носка коленчатого вала двигателя. Основным предназначением лебедки было подтягивание пластиковых волокуш с ранеными. Волокуши входили в стандартное оснащение машины. Кроме того, в комплект входили металлические трапы для преодоления препятствий. Трапы могли устанавливаться по бортам и исполнять роль защитных экранов.

ЛуАЗ 967М тюнинг

Все рычаги управления автомобилем находились на полу кузова между ногами водителя. За рулевым колесом находился типовой щиток приборов от грузовиков. На щитке по центру имелся спидометр, слева от него указатели давления и температуры масла, справа – указатели топлива и зарядки батареи. Кроме того, на щитке имелось несколько контрольных ламп и переключатели. На рулевой колонке стояла фара-искатель и подрулевой переключатель.

Долгий путь в серию

Машина в таком виде получила обозначение ЗАЗ-967 и после испытаний была рекомендована к серийному производству. Но завод «Коммунар» не имел возможности развернуть производство еще одной модели, поэтому документацию на машину передали на Луцкий машиностроительный завод (ЛуМЗ). Завод начал осваивать производство ТПК и гражданского внедорожника модели 969В.

ЛуАЗ 967 тпк luaz 967

Если производство гражданских машин началось уже в 1967 году, то с производством транспортера опять возникли проблемы. Машина была официально принята на вооружение в 1969 году под обозначением ЛуАЗ-967 и предназначалась для поставок в различные рода войск. Но каждый из родов войск выдвигал свои требования и замечания к конструкции, что приводило к постоянным доработкам машины. ЛуАЗ-967 никогда не выпускался серийно, существовали лишь отдельные образцы.

Модернизация несерийной машины

Опыт эксплуатации внедорожников ЛуАЗ-967 из опытных партий показал необходимость применения более мощного двигателя. Положение вновь спас Мелитопольский моторный завод, начавший выпуск 37-сильного мотора МеМЗ 968. Армейский вариант этого мотора под индексом 967 установили на многострадальный транспортёр.

Двигатель МеМЗ 967 отличался от гражданского мотора доработанной системой охлаждения. В нее включили дополнительный радиатор для охлаждения масла с индивидуальным электрическим вентилятором. Осевой вентилятор двигателя не продувал ребра цилиндров, а вытягивал через них воздух и выбрасывал его из моторного отсека. Поскольку армейская машина должна надежно работать в широком диапазоне температур, то двигатель оснастили пусковым устройством 5ПП-40А. Устройство представляло собой шприц, с помощью которого в коллектор впрыскивалась горючая жидкость (сернистый эфир) с низкой температурой испарения.

ЛуАЗ 967 технические характеристики тюнинг

Опционально машину оснащали воздушным предпусковым подогревателем ШААЗ 967-1015009-01. Конструктивно он представлял собой автономный отопитель от автомобилей ЗАЗ, приспособленный к переноске. В комплекте имелись металлические гофрированные рукава для подачи горячего воздуха к узлам прогреваемого двигателя.

Остальные изменения были малозначительны – несколько изменились элементы внешнего оформления машины, снизилось передаточное число редукторов колес. В 1972 году была собрана первая партия машин для испытаний. По их результатам машину вновь рекомендовали к серийному производству, теперь уже под обозначением ЛуАЗ-967М.

Долгожданная серия

Машина начала сходить с конвейера в 1975 году, т.е. спустя почти 20 лет после оформления первичного технического задания. Выпуск машины осуществлялся исключительно по армейским заказам и продолжался практически до распада СССР. Последние экземпляры собрали в самом конце 80-х годов. Прекращение производства было связано с ухудшением финансирования армии, которая перестала заказывать новые машины. Всего было собрано порядка 20 тысяч ТПК.

На базе машины были созданы несколько модификаций для установки различного вооружения – гранатометов, безоткатных орудий и ракетных установок для поражения наземных и воздушных целей. Такие самоходные установки выпускались ограниченными опытными тиражами.

Параллельно в серию пошла и модернизированная гражданская версия. Машина отличалась простотой конструкции, она продолжает пользоваться популярностью и в наши дни. Широко распространён тюнинг ЛуАЗ-969М. Способы доработок поражают своей широтой – установка двигателей с жидкостным охлаждением, установка цельнометаллических кузовов оригинальной конструкции и многое другое.

Опытной серией был выпущен патрульный вариант машины под обозначением ЛуАЗ-967МП. Транспортер оснащался радиостанцией и местами для экипажа на штатных местах для носилок. Снаружи патрульную версию отличал передний бампер, зеркала заднего вида и тент над пассажирским отделением.

Серийные изменения

В ходе производства в конструкцию ЛуАЗ-967М вносились разнообразные изменения. В 1978 году машина получила светотехнику с полным соответствием международным стандартам. Такое изменение позволило применять транспортер на дорогах общего пользования. Вместо одиночной фары-искателя на рулевой колонке применили две стационарные - по углам кузова. Заднюю круглую светотехнику заменили прямоугольные комбинированные фонари стандартной модели ФП133, расположенные вертикально.

Вторая крупная доработка была произведена через несколько лет и коснулась вопроса плавучести машины. Из конструкции убрали негерметичный задний борт и установили бытовой насос «Малютка», который откачивал попадающую в корпус воду. Задние фонари ФП133 стали устанавливаться горизонтально.

Третий этап доработки конструкции пришелся на середину 80-х годов. На машине стали ставить немного модернизированный 39-сильный двигатель и улучшили уплотнение узлов машины. В конструкцию вновь ввели оригинальный насос для откачки воды из корпуса.

Наши дни

Вскоре после распада СССР начались продажи армейской техники со складов хранения. В числе этих машин были и машины ТПК. Многие владельцы осуществляют самостоятельную доработку и тюнинг ЛуАЗ-967М.

Военные автомобили ЛуАЗ

Основным направлением внешней модернизации являются установка силовых бамперов в передней и задней части кузова, а также установка более крупных колес с внедорожной резиной. Салон машины оснащают более комфортабельными сидениями и дугами для тента. Благодаря тюнингу технические характеристики ЛуАЗ-967 заметно улучшаются. Но особенно ценятся машины в оригинальном состоянии, которые часто становятся украшением любой коллекции автомобилей.

Боевые Запорожцы и секретные военные вездеходы ЛуАЗа

Все, кто выросли в СССР или хотя бы в 1990-е, наверняка не раз видели неказистый внедорожник ЛуАЗ-969. Но мало кто знает, что этот простейший вездеход для сельской местности изначально базировался на доработанном шасси секретного армейского транспортера переднего края (ТПК), который с середины 1950-х разрабатывал московский институт НАМИ. А когда ученые мужи окончательно запутались в своих идеях, проект этой амфибии передали на молодой Запорожский автозавод, создавший первые работоспособные ТПК ЗАЗ-967, превратившиеся затем в серийные машины ЛуАЗ-967.

ЗАЗ-967 (1962 – 1967 гг.)

С 1962 года исправлением ошибок солидного института и доработкой ТПК занимался конструкторско-экспериментальный отдел Запорожского автозавода «Коммунар». Именно там появились первые прообразы будущих транспортеров с новыми агрегатами и маркировкой ЗАЗ-967, внешность которых изменялась затем почти каждый год.

По основным агрегатам и узлам новые ТПК были унифицированы с серийными «запорожцами», но представляли собой самостоятельную конструкцию, которая легла в основу грузопассажирского автомобиля ЗАЗ-969. В отличие от московских прототипов, на ТПК из Запорожья появились более мощные верхнеклапанные моторы V4 воздушного охлаждения и механизм блокировки дифференциала в заднем приводе.

image002.jpg

Транспортер ЗАЗ-967 с мотором V4 мощностью 22,5 л. с. 1962 год (из архива 21 НИИЦ)


Машины образца 1962 – 1963 годов имели характерную плоскую переднюю панель с горизонтальной барабанной лебедкой и треугольными выемками для малогабаритных фар, два глушителя по сторонам капота с отводами выхлопа вниз, верхний воздухозаборный кожух и запасное колесо на откидном заднем борту. Для управления автомобилем из положения лежа рулевая колонка осталась прежней, дополнительные сиденья складывались в емкости под полом, по бортам крепился шанцевый инструмент.


image003.jpg

Спереди видны центральное положение руля и передняя лебедка

image004.jpg

Грузовая платформа амфибии ЗАЗ-967 с поднятыми трапами-мостками

4.jpg

ЗАЗ-967 в сцепе с простым одноосным грузовым прицепом. 1963 год (из архива В. Куранова)


Образцы 1964–1965 годов с суженным передком и глушителем в кожухе на передней панели рядом с лебедкой всё больше напоминали будущие ТПК. Машины двух первых серий снабжали мотором МеМЗ-966 мощностью 22,5 л. с., синхронизированной четырехступенчатой коробкой передач, отключением привода задних колес, колесными редукторами и независимой торсионной подвеской. Доработки и испытания продолжались до ноября 1965 года. По их результатам появились 27-сильные прототипы, ставшие основой серийного варианта ЛуАЗ-967.


image006.jpg

Модернизированный вариант ЗАЗ-967 с суженным капотом. 1964 год (из архива 21 НИИЦ)

image007.jpg

Транспортер ЗАЗ-967 в сцепе с тентованным санитарным прицепом (из архива В. Куранова)

image008.jpg

Зимние испытания доработанного автомобиля ЗАЗ-967. 1965 год (из архива 21 НИИЦ)


На опытных и предсерийных ТПК устанавливалась цельнометаллическая грузовая платформа с бортами и двумя откидными и съемными трапами-мостками. В поднятом положении они служили боковыми бортами-ограждениями носилок или спинками сидений. Компактная лебедка имела червячный механизм с приводом от двигателя посредством двух клиновидных ремней.

На машинах ЗАЗ-967 впервые были опробованы три способа перевозки раненых: на двух боковых носилках, закрепленных поверх бортов и задних колесных ниш, на специальных подстилках на полу кузова или на штатных сиденьях и на полу за водителем. Еще более эффективным считался четвертый вариант доставки двух-трех раненых на одноосном прицепе с откидными бортами и тентом, хотя маневренность мини-автопоезда оставляла желать большего.


image009.jpg

Модернизированный 27-сильный транспортер ЗАЗ-967. 1967 год (из архива 21 НИИЦ)

9.jpg

Управление машиной ЗАЗ-967 из положения лежа на полу кузова (из архива В. Куранова)


ЛуАЗ-967 (1968 – 1971 гг.)

В 1968 году небольшой Луцкий автозавод, специализировавшийся на утилитарных машинах с агрегатами головного предприятия ЗАЗ, принял к серийному производству армейский ТПК ЛуАЗ-967. Одновременно он поступил на вооружение Советской армии для применения в боевых и санитарных подразделениях при скрытной доставке вооружения, личного состава и эвакуации раненых в непосредственной близости от линии фронта.

Конструктивно ЛуАЗ-967 представлял собой доработанный вариант ЗАЗ-967 с новой пятиступенчатой коробкой передач и водооткачивающим насосом, приспособленный к серийному изготовлению. Среди его технических особенностей были карданный привод задних колес, заключенный в продольную трубу, фара-искатель за лобовым стеклом и вынесенный на переднюю облицовку глушитель в решетчатом кожухе.


image011.jpg

Первый доработанный образец плавающего транспортера ЛуАЗ-967

11.jpg

Предсерийный транспортер ЛуАЗ-967 с 27-сильным мотором V4. 1968 год (из архива А. Малюкова)

image013.jpg

Плавающий автомобиль ЛуАЗ-967 в Советской армии. 1969 год (из архива автора)

image014.jpg

Водитель в лежачем положении транспортирует одного раненого (из проспекта ЛуАЗа)

image015.jpg

Погрузка на минитранспортер ЛуАЗ-967 двух раненых на носилках


С использованием серийного ТПК военные разработали перспективную программу его расширенного применения. Автомобиль, изначально созданный как санитарный транспортер-эвакуатор, планировалось превратить в эффективный сверхлегкий джип для патрулирования, охранения и разведки, а также многоцелевое шасси для быстроходных боевых машин быстрого реагирования. В опытном порядке на нем монтировали пулеметы, станковый гранатомет, противотанковые ракеты и безоткатные орудия. Все эти добрые намерения так и не вышли из стадии смелых экспериментов.


image016.jpg

Транспортер ЛуАЗ-967 со станковым гранатометом АГС-17М. 1969 год (из архива 21 НИИЦ)

image017.jpg

Пробная установка на ТПК противотанкового ракетного комплекса

image018.jpg

Применение ЛуАЗ-967 в качестве носителя легкого безоткатного орудия


ЛуАЗ-967М (1972 – 1991 гг.)

В 1972-м путем незначительной модернизации ЛуАЗа-967 в Луцке наладили сборку варианта ЛуАЗ-967М. Его серийное производство удалось развернуть через три года. Мощность машины возросла до 37 л. с., что привело к изменениям и усилениям агрегатов трансмиссии, шасси и применению расширенных шин. Другими новинками стали двухконтурная гидравлическая тормозная система и электрооборудование, унифицированные с автомобилями «Москвич» и УАЗ соответственно.


image019.jpg

Модернизированный 37-сильный ЛуАЗ-967М с мотором V4. 1975 год (фото Е. Смирнова)

image020.jpg

Вид сзади на плавающий транспортер ТПК Народной армии ГДР (фото R.Kunkel)

image021.jpg

ТПК с приподнятым брезентовым тентовым полотнищем. 1981 год (из архива автора)


Внешне ЛуАЗ-967М отличался передней панелью кузова с двумя фарами и глушителем, с 1981 года его комплектовали упрощенными съемными тентами-полотнищами. На последних выпусках упразднили лебедку, а задний борт сделали неоткидным. На шоссе ТПК развивал скорость 75 км/ч, на плаву — 3–4 км/ч, запаса топлива хватало на 40 минут движения на воде.


image022.jpg

Применение трапов-мостков на пересеченной местности (кадр из фильма «Автомобили в погонах»)

image023.jpg

Испытания санитарной машины ЛуАЗ-967М на плаву (кинокадр)


В начале 1980-х был разработан транспортный или патрульный вариант ЛуАЗ-967МП, представлявший собой мини-джип, вместо носилок снабженный радиостанцией или легким вооружением. Внешне он отличался наличием переднего бампера, широкими зеркалами заднего вида, защитными фартуками по бокам передних сидений, новым объемным тентом с боковинами и отсутствием возимых мостков. Все эти исполнения тоже остались в опытных образцах. До 1991 года было собрано около 20 тыс. автомобилей серии ТПК, в большинстве — модели ЛуАЗ-967М.


image024.jpg

Патрульно-штабной ТПК ЛуАЗ-967МП с объемным тентом. 1982 год (из архива 21 НИИЦ)

image025.jpg

Установка на ТПК 30-мм гранатомета АГС-17М с боекомплектом (из архива 21 НИИЦ)


ЛуАЗ-972/1901 (1982 – 1991 гг.)

В начале 1980-х годов в Луцке собрали пробные образцы трехосного плавающего транспортера ЛуАЗ-972 с равномерно разнесенными ведущими мостами, которому присвоили военный код «Геолог». Конструктивно от серийного ЛуАЗа-967М он отличался удлиненным кузовом и дополнительной средней парой управляемых и ведущих колес, идентичных передним. Формально автомобиль оставался санитарным ТПК, а фактически представлял собой легкий транспортер вооружения. Его идея возникла в процессе создания двухосных ТПК с системами вооружения, которые планировалось использовать для скрытной доставки боевого расчета с носимым зенитно-ракетным комплексом «Игла». После испытаний ЛуАЗ-972 получил рекомендации по существенной доработке.


image026.jpg

Опытный трехосный плавающий транспортер ЛуАЗ-972. 1982 год (из архива 21 НИИЦ)

image027.jpg

Военные испытания транспортера ЛуАЗ-972 в 21 НИИИ. 1984 год

image028.jpg

Легкая трехосная машина в процессе преодолевания глубокого рва

image029.jpg

Сравнительные испытания автомобилей ЛуАЗ-972 и ЛуАЗ-967 (кадр из фильма «Автомобили в погонах»)


В 1990 году вариант с модернизированными агрегатами и новым водоизмещающим кузовом был переименован в ЛуАЗ-1901, сохранив шифр «Геолог». К его конструктивным особенностям относились рядный трехцилиндровый дизель мощностью 48–51 л. с., гидропневматическая подвеска от легковой модели ЛуАЗ-1301 и самоблокирующиеся дифференциалы всех мостов. В остроносом герметичном кузове без дверей помещалось четыре откидных сиденья, расположенных в шахматном порядке, или более тяжелое оснащение. До развала СССР автомобиль успел пройти испытания, но вскоре работы по нему были закрыты.


image030.jpg

Трехосный тентованный ТПК ЛуАЗ-1901 для испытаний в 21 НИИИ (из архива 21 НИИЦ)

image031.jpg

Единственный сохранившийся ЛуАЗ-1901 в Рязанском военном автомузее (фото М. Шелепенкова)


В новых рыночных реалиях ни военные, ни гражданские ЛуАЗы выжить не смогли. В 1990-е предпринималось несколько попыток их реанимирования, но все они остались тщетными.


Источники иллюстраций: архив 21 НИИЦ (фото и кинокадры), книга Raritaten der NVA, фотографии М. Шелепенкова, Е. Смирнова и R. Kunkel.


Читайте также:


Author:

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о