Ремонт насоса гидроусилителя руля (ГУР) своими руками
Чтобы облегчить водителю управление транспортным средством, в современных автомобилях на рулевую колонку устанавливают гидроусилитель. Один из основных элементов этого механизма — насос, который прокачивает гидравлическую жидкость по системе ГУРа. При эксплуатации он подвергается большим нагрузкам, поэтому периодически возникает необходимость производить ремонт насоса ГУР.
Назначение и особенности конструкции
Гидроусилитель руля предназначается не только для облегчения водителю управления машиной при маневрах на дороге, но и для того, чтобы смягчались удары от неровностей и поврежденного дорожного покрытия. Особенно важно, что гидроусилитель значительно снижает вероятность аварии при разрыве шины, в первую очередь на передних колесах.
ГУР — это закрытая гидросистема, в состав которой входят:
- бачок, в который заправляют гидравлическую жидкость;
- регулятор давления;
- управляющий золотник;
- насос;
- силовой цилиндр.
Основной агрегат конструкции гидроусилителя — насос. Он обеспечивает перекачку жидкости из бачка в трубопроводы и ее дальнейшее движение под большим давлением по кольцу. Тип применяемых механизмов — шиберные или пластинчатые агрегаты. Они имеют достаточный уровень КПД и небольшой износ рабочих поверхностей. В то же время у них есть слабое звено, возможен выход из строя подшипника, из-за чего нужен ремонт насоса гидроусилителя.
Рабочее давление в насосах этого типа, предназначенных для системы ГУР, высокое, по максимуму в пределах 150 бар. В движение такой агрегат приводится ремнем, который крутит одновременно генератор и помпу.
Зазоры, которые установлены на заводе при сборке, должны сохраняться в промежутке 0,005—0,01 мм. Если зазор будет увеличиваться и станет превышать допустимый на 0,01 мм, тогда возможно падение давления в системе на малых оборотах, это ощущается на руле, как увеличение нагрузки или языком профессионалов — «тугой» руль.
Признаки и причины неисправностей
Считается, что пластинчатый агрегат — это долговечный механизм, однако, если допущены нарушения его эксплуатации, то возможно возникновение разных аварийных случаев. Выход из строя насосного агрегата гидроусилителя возможен по нескольким причинам, как то:
- утечка жидкости и понижение его уровня в бачке и трубопроводах;
- рабочая жидкость длительное время не меняется, а также применяется материал не соответствующий инструкции для этого агрегата;
- попадание посторонних примесей в систему;
- отсутствие движения жидкости и возможный перегрев гидроагрегата.
Для недопущения подобных ситуаций необходим еженедельный контроль уровня жидкости в бачке, а также проверка соединений и трубопроводов на предмет протеканий.
Выход из строя насоса ГУР определяется достаточно просто. Эти признаки сразу определяются автовладельцем.
- На малых или холостых оборотах на руле возникают повышенные, по сравнению со штатной ездой, усилия при повороте колес. При увеличении оборотов двигателя усилия пропадают.
- При вращении рулевого вала возникает неприятный посторонний звук.
- Обнаруживается характерное подтекание рабочей жидкости по ее пятнам на деталях двигателя или дорожном покрытии.
- Появляется свист подшипника. При снятом ремне и покачивании вала насоса обнаруживается люфт.
При появлении подобных признаков водитель должен произвести внешний осмотр всей системы ГУРа и принять решение, нужен ли ремонт насоса ГУР, или надо заниматься другими частями этой конструкции.
Действия при замене и ремонте насоса
Поменять этот агрегат можно своими руками. Возможна даже замена подшипника, вышедшего из строя. В этом случае пригодится ремкомплект насоса гидроусилителя, который можно купить в любом автомобильном магазине.
Прежде чем принимать решение на проведение ремонтных работ надо проверить наличие жидкости в бачке, а также соответствие ее марки разрешенной к применению на данной машине. Часто, причиной возникновения признаков неисправности бывает появление воздушных пробок в системе. Поэтому при подозрении на это надо прокачать гидравлику, удалив все воздушные пробки. Работоспособность ГУР в этом случае может полностью восстановиться.
Если при проверке качества рабочей жидкости обнаружится, что она не соответствует стандарту, надо поменять ее на жидкость нужной марки.
В случае когда принято решение делать ремонт насоса гидроусилителя руля, требуется подготовить рабочее место и нужный инструмент, а также материалы для проведения работ:
- нужен ключ на «12», а также головки на «14» и «24»;
- потребуется съемник для стопорных колец;
- заранее приготовить две шайбы из меди, прокладку для заднего кожуха, уплотнительные кольца, в количестве двух штук и сальник, их может заменить ремкомплект насоса гидроусилителя;
- обязательно наличие подшипника, имеющего маркировку «6202» и внешний диаметр 35 мм;
- для откачивания масла из бачка нужен большой шприц и емкость;
- очистить верстак и покрыть его чистым картоном для разборки насоса;
- подготовить мелкую наждачную бумагу и ветошь для протирки.
Для того чтобы снять насос ГУР и отремонтировать его своими руками, требуется выполнить следующие действия.
- Слегка отпустить осевой болт, который крепит насосный агрегат к скобе, используя отверстие имеющееся в шкиве. Полностью открутить стопорную гайку натяжителя и снять ремень.
- Используя шприц, откачать гидравлическую жидкость из бачка. Поворачивать руль вправо-влево до упора, чтобы масло полностью вышло из системы, проделать это несколько раз для полного очищения трубопроводов.
- Ослабить хомут на шланге, который идет от расширительного бачка, и снять этот трубопровод.
- Открутить болт, который крепит шланг высокого давления, идущий от насоса в систему.
- Вынуть осевой болт крепящий насос к скобе и вставить вместо него отвертку или подходящий по диаметру металлический прут, для того чтобы застопорить шкив. После этого открутить гайку, которая закрепляет шкив насоса.
- Вытащить освобожденный насосный агрегат ГУР вверх и положить его на специально приготовленное место. Удалить с корпуса агрегата грязь и масло.
- С помощью съемника убрать стопорное кольцо подшипника.
- Открутить болты крепления задней крышки. Аккуратно ее поддеть небольшой отверткой и снять, контролируя, чтобы лопасти ротора не выпали из корпуса.
- Вытащить лопасти и положить на заранее подготовленные пронумерованные бумажки, чтобы ничего не перепутать во время сборки. Внимание! Запомнить положение лопастей в собранном виде. При установке в корпус закругленная часть этих лопастей должна быть повернута наружу.
- Снять пластину и все детали находящиеся под ней.
- Выбить вал, осторожно постукивая при этом отверткой.
- Выпрессовать подшипник с вала насоса.
- Поменять негодный подшипник на заранее подготовленный.
- Проверить детали насосного агрегата на предмет дефектов и износа. Почистить поверхности от грязи и шероховатостей. Специалисты утверждают — простая чистка внутренних деталей уменьшает зазоры и позволяет продлить работу этого агрегата без замены каких-либо частей.
- Сборку проделать в обратной последовательности. В обязательном порядке поменять сальник, уплотнительные кольца и шайбы на новые, приготовленные заранее.
Если починить насос ГУР своими руками для вас сложно или для этого нет времени, то возможна замена насоса гидроусилителя на новый. Это существенно сократит время ремонта.
Также смотрите видео по теме:
разборка, сборка и ремонт ГУР, как отремонтировать своими руками, диагностика
В современных легковых и грузовых автомобилях производители устанавливают дополнительные системы для обеспечения простоты в эксплуатации. Для этого в машинах есть гидроусилитель руля, благодаря которому рулевое колесо намного легче поворачивается на низкой скорости. При интенсивном использовании устройство изнашивается, после чего водителю нужно обратиться за помощью в мастерскую или провести ремонт самостоятельно.
Как устроен гидроусилитель руля
Существует три основных типа поддержки: гидравлический, электрический или комбинированный. Теоретически, первый вариант системы в долгосрочной перспективе более подвержен поломкам, чем работающий от электроэнергии. С другой стороны, он обойдётся владельцу автомобиля дешевле благодаря возможности раздельной замены многих элементов.
Гидравлическая система состоит из нескольких основных частей:
- лопастного насоса, создающего давление жидкости;
- клапанов;
- зубчатых цилиндров, работающих с механизмом;
- шлангов высокого давления.
Видео: Как устроены рулевое управление и усилитель руля
Диагностика и обнаружение проблем
Гидронасос может использоваться как на машинах, ездящих на газу, так и на транспорте, работающем на бензине или дизеле. Если повреждённые детали можно отремонтировать, владелец транспорта сэкономит деньги и сможет получить рабочий блок после восстановления. При эксплуатации автомобиля с повреждённой или неработающей системой усилителя руля возможны различные проявления проблемы. Стоит рассмотреть наиболее частые причины поломок и способы их решения.
Важно! Во время эксплуатация автомобиля важно контролировать уровень и чистоту рабочей жидкости в системе ГУР. Недостаточное количество нужно восполнить, при загрязнении — заменить свежей, рекомендованной производителем. В процессе езды рулевая гидравлика не только изнашивается, но может и сломаться. Поэтому принято выделять два типа неисправностей:- механический износ или повреждение;
- проблемы системы.
В первом случае виновниками являются большие зазоры, которые нарушают целостность узла, поломку насоса или отказ отдельных компонентов. Во втором варианте внимание уделяется свойствам жидкости для ГУР, потере её эксплуатационных свойств и недостаточному уровню в системе.
Знаете ли вы? Появившаяся в XIX веке новинка — самоходная карета, отличалась от своих предков двигателем и наличием румпеля (рычага для управления колёсами). В Англии эти агрегаты в шутку называли «кофемолками».
Возможные причины поломки:
- Когда водитель вынужден прилагать больше усилий, чем обычно, при повороте рулевого колеса в одну из сторон, это вызвано отказом насоса. Для устранения необходимо провести ремонт блока или же заменить уплотнения.
- Появление задних толчков свидетельствует о плохом натяжении или износе дискового ремня. Дефект устраняется путём замены данного элемента или увеличения натяжения в старом.
- Если рулевое колесо сильно вращается в обоих направлениях, виновником могут являться: недостаточный уровень жидкости или слабая скорость холостого хода, низкое давление насоса или воздух в системе. Также возможна слишком свободная ременная передача.
- При тугом вращении руля в среднем положении наиболее вероятной причиной является механическая неисправность. В этом случае также нужно проверить работу насоса.
- Появление характерного шума от рулевой колонки может указывать на низкий уровень жидкости в системе. Также она может просочиться через предохранительный клапан. Плохая работа последнего заметна по звуковому свисту из моторного отсека в крайнем положении руля. Сломанный клапан может быть заменён независимо от насоса или одновременно с ним.
- Когда во время движения возникает явная вибрация, симптом указывает на появление пробки в трубках насоса. Необходимо от неё избавиться, а также устранить причину появления воздуха в гидравлике.
Разборка и сборка ГУР
Перед разборкой необходимо ознакомиться с конструкцией насоса. Если провести операцию неправильно или не в той последовательности, то после завершения ремонта можно получить нерабочий агрегат. Во время промывки деталей внутрь машины не должны попасть грязь или мусор. Для откачки избыточной жидкости из системы используется большой шприц.
Важно! Самостоятельный ремонт транспорта должен производиться с соблюдением всех мер безопасности. Автомобиль блокируют, после чего становится невозможным его непроизвольное движение вперёд или назад.
Подготовка:
- Работа начинается с отвинчивания болтов сцепления от рулевого вала. Необходимо запомнить или сделать эскиз системы относительно вала. Он склонен к смещению, особенно если во время работы используется монтировка для движения вдоль пазов.
- Шатуны отделяют от сошки съёмником. Затем поднимается переднее колесо со стороны водителя и снимается, чтобы обеспечить свободный доступ к узлу.
- Усилитель фиксированной мощности ослабляется поворотом болтов, крепящих его к боковому элементу. Чаще всего для этого требуется шестигранный ключ с головкой на 15. Пара винтов может быть полностью удалена, а на других разъёмах открепляются шланги. Далее устанавливают широкий резервуар (таз или глубокий поднос) для отверстий под узлом, туда будет стекать жидкость после отсоединения шлангов и фитингов.
- Закрыв почти опустошённую полость чистой ветошью, снимают оставшийся болт. Это нужно делать очень осторожно, чтобы деталь не упала. Теперь можно очистить узел перед восстановлением.
Ремонт и восстановление гидроусилителя руля
У мастеров существуют определённые приёмы, используемые для восстановления производительности блоков, из которых состоит механизм управления транспортным средством. Но не стоит забывать, что эти способы могут подойти не для всех марок машин. Подход к починке меняется, исходя из устройства конкретной машины. Некоторые модели можно восстанавливать только в условиях автомобильного сервиса.
Видео: Ремонт гидроусилителя руля
Ремонт рейки гидроусилителя
Рулевая рейка состоит из зубчатого вала, опорной втулки и золотникового механизма. Её извлекают из автомобиля и тщательно очищают от остатков смазки. Определяют нерабочие элементы и производят их замену новыми деталями. Это могут быть сальники, втулка, уплотнительные кольца. Ремкомплект приобретают в специализированном магазине ещё до начала работ.
Рекомендуем для прочтения:Как извлечь рулевую рейку:
- Машину устанавливают поверх смотровой ямы или же подвешивают в воздухе с помощью подъёмного механизма.
- При наличии защиты двигателя — её необходимо снять.
- Демонтируют теплоизоляцию.
Починка насоса ГУР
Блок, предварительно демонтированный и подготовленный к восстановлению, необходимо правильно разобрать. Для того чтобы иметь возможность собрать узел обратно, следует каждую деталь аккуратно выкладывать на поверхность стола в той последовательности, в которой она была извлечена.
Знаете ли вы? Чтобы управлять прародителем автомобиля, водитель должен был обладать развитой мускулатурой, так как рулевое колесо поворачивалось очень тяжело. В начале XX века английским изобретателем Фредериком Лачестером был изобретён вакуумный усилитель, который приводился в действие с помощью гидравлики и позволял легко ездить на машине.
Разборка гидроусилителя руля своими руками:
- Для разборки потребуется ключ и подходящий контейнер, в который можно будет слить оставшуюся жидкость. Затем разбирают сошку вала и выворачивают винты, сидящие на специальной смазке. Возможно, от слесаря потребуется некоторое мышечное усилие.
- Избавляются от контргайки, толкают сошки и вал, который разбирается вместе с крышкой. При отсутствии явного провисания сошки могут оставаться на месте, но желательно сменить манжету.
- Заглушку обратного клапана откручивают, осторожно вынимают из-под неё пружину. Отвинчивают крышку и снимают, не тревожа шариковую гайку. Вставляют небольшую отвёртку в гнездо, цепляют пробку и вытягивают её с помощью поршня.
- Теперь мастер получает доступ к шариковой гайке. Нужно разблокировать контргайку и снять подшипник, а также демонтировать гайку с поршня, крепящегося ободом. Ослабляются винты, и снимается шаровой трос.
Далее для того, чтобы гидроусилитель рулевого колеса вновь приобрёл работоспособность, мастер производит переборку всех важных соединений блока. Если будет найдена неисправность — её устраняют, с остальными элементами проводят профилактику.
Некоторые ремонтные операции с ГУР не сложно провести самостоятельно, к ним относятся следующие действия:
- очистка фильтров во вспомогательном устройстве или установление новых;
- замена шлангов и предохранительного клапана, сальника и манжетов;
- проверка чистоты, доливка и замена рабочей жидкости;
- удаление воздуха из системы, заусениц, грязи и шероховатостей;
- смена изношенного подшипника.
Решение других неполадок
Отказ данной системы может иметь различные симптомы. Чаще всего возникает шум во время работы, или же частичная (полная) блокировка рулевого колеса.
Интересным примером является автомобиль Volkswagen Passat B5 1.9 TDI. После холодной ночи руль в машине не функционирует полноценно, рабочим остаётся только участок с левой стороны. Он «отпускается» (что сопровождается характерным звуком, напоминающим откупоривание стока раковины) примерно через две минуты ожидания.
Большинство из автомехаников поставили бы на первое место некачественный или слишком низкий уровень жидкости в гидроусилителе. Однако причиной является рулевой механизм — на левой стороне цилиндр привода не работает должным образом, что в свою очередь блокирует опору с одной стороны. В этом случае починить нужно именно систему управления, после чего проблема будет решена.
Полная или частичная блокировка руля при использовании гидроусилителя также может быть связана с:
- перегревом системы;
- слишком низким уровнем жидкости в ГУР;
- воздухом в системе или недостаточной производительностью вспомогательного насоса;
- неправильной установкой ремня привода.
Может возникнуть любая из этих причин, но начать проверку нужно с измерения уровня жидкости в расширительном баке и поиска возможной утечки. Слишком малое её количество чаще всего вызывает «вой» дожимного насоса. Для замены обязательно приобретают специальное масло, рекомендованное изготовителем транспортного средства. Если это не помогает, и другие неисправности исключены, остаётся купить новую трансмиссию или починить старую.
Дефект системы гидроусилителя руля очень часто является вторичной неисправностью, возникающей по халатности водителя. Наиболее часто встречается поздняя замена или недостаточный уровень жидкости. Этот фактор нужно принимать во внимание и регулярно проверять состояние данного узла.
Опытный домашний автомеханик сможет самостоятельно отремонтировать гидроусилитель руля, если имеет соответствующий опыт и навыки. В противном случае владельцу автомобиля рекомендуется обращаться в автосервис, который восстановит механизм и даст гарантию полноценной эксплуатации на срок от 6 месяцев до 1 года.
Подписывайтесь на наши ленты в таких социальных сетях как, Facebook, Вконтакте, Instagram, Pinterest, Yandex Zen, Twitter и Telegram: все самые интересные автомобильные события собранные в одном месте.
Гидроусилитель руля: ремонт своими руками
Большинство современный автомобилей оснащается гидроусилителями руля. Это устройство необходимо, чтобы при маневрировании на низкой скорости поворачивание рулевого колеса было лёгким, а при езде на высоких скоростях – необходимое усилие для поворота было более ощутимым. Бывает, что гидроусилитель руля выходит из строя. Что же делать в таком случае? Есть два варианта: обратиться в сервисный центр или отремонтировать гидроусилитель своими руками. Если у вас есть опыт в обслуживании автомобиля, и вы обладаете небольшими теоретическими знаниями, то с большинством неисправностей гидроусилителя удастся справиться собственноручно.
1. Подготовка к ремонту гидроусилителя руля.
Многие автомобилисты, наверняка, знают технологию ремонта гидроусилителя руля и его обратной установки на автомобиль. Но вот что касается подготовительных работ к этому процессу, всегда остаётся множество вопросов. Рассмотрим, как же подготовить гидроусилитель руля к ремонту. Итак, чтобы подготовить устройство к ремонту необходимо произвести такие действия:
1. Гидроусилитель необходимо тщательно очистить от грязи, так как при отключении шлангов эта грязь может попасть в полости агрегата.
2. Из бачка насоса нужно по максимуму откачать жидкость.
3. Открутить винты муфты от рулевого вала, расположенные на дне автомобиля. Важно запомнить исходное положение муфты относительно вала гидроусилителя или пометить её положение.
4. Монтировкой сдвинуть эластичную муфту из шлицев.
5. При помощи съёмника отсоединить рулевые тяги от сошки.
6. Автомобиль поднять при помощи домкрата и снять переднее левое колесо.
7. От стороны арки колеса ослабить три болта, которые крепят гидроусилитель к лонжерону. Два из этих болтов стоит снять. Для этой операции необходимо использовать торцевой ключ соответствующего диаметра (обычно подходит на «15»).
8. Под штуцеры шлангов подставить ёмкость для жидкости. После этого поочерёдно отсоединять их, ожидая пока жидкость стечёт.
9. Обеспечить герметизацию штуцеров и шлангов, для чего подойдёт даже обычная тряпка.
10. Открутить оставшийся болт, придерживая при этом гидроусилитель руля одной рукой со стороны дна автомобиля. Здесь нужно быть очень внимательным и осторожным, чтобы редуктор не упал на ногу.
11. Редуктор тщательно помыть перед разборкой.
2. Основные неисправности гидроусилителя руля.
Гидроусилитель руля – довольно надёжный механизм, не требующий сложного обслуживания во время эксплуатации. И даже если он выйдет из строя, движение можно продолжить. Но вот для поворачивания колеса рулевого управления придётся приложить больше усилий.
Различают два основных вида неисправностей гидроусилителя:
1. Гидравлические (связаны с рабочей жидкостью; это может быть, например, её несвоевременная замена, эксплуатация при низких температурах).
2. Механические (связаны с неисправностями отдельных систем гидроусилителя, например, нарушение герметичности, выход из строя насоса).
Рассмотрим основные неисправности гидроусилителя руля и методы их устранения:
1. Обратные толчки рулевого колеса. Причины – плохое натяжение или износ приводного ремня насоса. Методы устранения – произвести замену ремня, подтянуть или отрегулировать положение ремня.
2. Для поворота рулевого колеса необходимо приложить больше усилий. Причины – плохо натянут или изношен ремень насоса, уровень жидкости упал ниже необходимого значения, на холостом ходу двигатель делает мало оборотов, фильтр заправочного бачка загрязнился, заниженное давление насоса, в устройство попал воздух. Методы устранения – подтянуть или заменить приводной ремень, добавить жидкость в устройство, произвести регулировку оборотов двигателя на холостом ходу, очистить или заменить фильтр, починить или заменить насос, отрегулировать герметичность всех уплотнителей и избавиться от воздуха, попавшего в устройство.
3. Для вращение руля в среднем положении необходимо значительное усилие. Причины – насос неисправен, присутствует механическая неисправность системы рулевого управления. Методы устранения – проверить или заменить насос, провести диагностику системы рулевого управления.
4. Для вращение руля в одну из сторон необходимо значительное усилие. Причины – насос неисправен. Методы устранения – проверить и отремонтировать насос, заменить сальники насоса.
5. Для быстрого поворачивания колеса нужно приложить много усилий. Причины – приводной ремень натянут слабо, низкое число оборотов двигателя на холостом ходу, в устройство попал воздух, неисправен насос, присутствует механическая неисправность. Методы устранения – заменить или отрегулировать приводной ремень, провести регулировку работы двигателя на холостом ходу, проверить герметичность и устранить воздух из системы, отремонтировать или сменить насос, провести диагностику всей системы рулевого управления.
6. Рулевое управление работает нечётко. Причины – уровень жидкости в бачке занижен или она протекает, в гидросистему попал воздух, детали рулевого механизма сносились, геометрия рулевого привода нарушена, проблемы с шинами. Методы устранения – долить жидкость в гидросистему и устранить течь, проверить герметичность и удалить попавший в систему воздух, провести диагностику систем рулевого управления и устранить обнаруженные неисправности, заменить шины на новые.
7. Во время работы рулевой привод шумит. Причины – снизился уровень жидкости в бачке, произошёл сброс жидкости через клапан предохранения (слышен свистящий звук в крайнем положении руля). Методы устранения – долить жидкость в бачок, убедиться в отсутствии течи, проверить насос, заменить предохранительный клапан.
8. Чувствуются сильные вибрации при работе системы. Причины – в гидросистему попал воздух, шины повредились или находятся в плохом состоянии. Методы устранения – удалить воздух из гидросистемы и установить причину его попадания, осмотреть и отремонтировать шины либо произвести их полную замену.
Несколько советов о том, как сохранить работоспособность гидроусилителя руля на максимально долгое время:
1. Нужно периодически заменять рабочую жидкость устройства, так как грязная жидкость обусловливает быстрый износ элементов механизма.
2. Необходимо постоянно следить за уровнем жидкости в системе и своевременно её пополнять. Если уровень падает ниже критической точки, то все детали начинают работать на износ.
3. Использовать стоит только жидкость, специально предназначенную для конкретного автомобиля.
3. Технология ремонта гидроусилителя руля.
Гидроусилитель руля отличается по своей конструкции у разных автомобилей, поэтому для каждого автомобиля имеется своя технология ремонта этого элемента. Но общие аспекты, которые помогут произвести ремонт гидроусилителя руля, остаются одинаковыми для всех автомобилей. Главное правило, помогающее отремонтировать гидроусилитель своими руками максимально эффективно – нужно быть очень внимательным и осторожным, чтобы не потерять составляющие устройства.
Ремонт гидроусилителя руля состоит из такой последовательности действий:
1. Гидроусилитель снимается из автомобиля.
2. Проводится осмотр гидроусилителя, и определяется причина поломки.
3. Причину поломки устраняют.
4. Осуществляется повторный монтаж устройства на автомобиль.
Перед ремонтом любого устройства, его необходимо правильно разобрать. Разборка гидроусилителя руля состоит из таких этапов:
1. Для разборки понадобиться шестигранный ключ (обычно, подходит «6») и ёмкость для слива жидкости АТФ.
2. Снять со штуцера заглушки, и, подняв гидроусилитель над ёмкостью, вращать сошку, пока вся жидкость не сольётся.
3. Снять вал сошки и открутить четыре болта. Эти болты «посажены» на специальную мастику, поэтому откручиваются туговато.
4. Выкрутить контргайку регулировочного винта и вкрутить его в редуктор. Это вытолкнет сошку и вал с крышкой редуктора. Если люфты в устройстве отсутствуют и не нужно менять манжету, то сошку можно не снимать.
5. Открутить заглушку обратного клапана.
6. Достать пружину и встряхнуть клапан.
7. Болты крышки открутить и, поворачивая вал, дождаться пока он вытолкнет крышку из корпуса. Помните, из шариковой гайки нельзя выкручивать вал.
8. Образовавшуюся щель поддеть и вытащить вал с крышкой и поршнем от редуктора.
9. Шариковую гайку демонтировать, открутив вал и сохранив шарики.
10. Контргайку ослабить и открутить подшипник.
11. Из корпуса поршня вытащить гайку и подшипники. Гайку разобрать, отогнув контровку болтов. Болты выкрутить, снять скобу и две части канала от шарикопровода.
12. После этого можно приступать к поиску и устранению причин поломки.
13. При обратной сборке гидроусилителя не забудьте смазать все детали жидкостью АТФ.
При разборке обязательно запомните весь процесс, чтобы потом верно собрать устройство в обратном порядке. Если вы проводите подобную операцию впервые, воспользуйтесь подробными чертежами своего гидроусилителя и обратитесь к руководству по эксплуатации автомобиля. Хорошим вариант – раскладывать поочерёдно все детали устройства и подписывать их. Так вы точно ничего не забудете и не потеряете.
Все работы по ремонту гидроусилителя стоит проводить только в чистых помещениях и за большим столом, на котором поместятся все детали. Для многих автомобилистов самостоятельный ремонт гидроусилителя, как и других элементов автомобиля становится любимым занятием, и они тратят на него уйму времени, получая массу удовольствия от результатов работы.
4. Какие операции по ремонту гидроусилителя руля можно сделать самому, а какие лучше поручить сервису.
Если автомобилист обладает внушительным опытом эксплуатации автотранспортного средства и опытом его обслуживания, то практически все операции по ремонту гидроусилителя руля он способен осуществить самостоятельно. Если же водитель новичок и не разбирается в устройстве автомобиля, то любые операции по обслуживанию и ремонту гидроусилителя руля лучше передать сервисному центру. Но большинство владельцев автомобиля, хоть и не знает в полной мере, как устроен автомобиль, но имеют небольшой опыт и навыки в обслуживании транспортного средства. Такие владельцы всё же могут произвести часть операция по ремонту гидроусилителя своими руками. Операции по ремонту гидроусилителя, которые можно сделать самостоятельно:
1. Периодический осмотр состояния гидросистемы для своевременного обнаружения её неисправностей.
2. Пополнение или замена рабочей жидкости в устройстве.
3. Чистка фильтров гидроусилителя или их замена.
4. Регулировка или замена приводного ремня устройства.
5. Замена шлангов гидроусилителя.
6. Устранение воздуха, попавшего в гидравлическую систему.
7. Замена сальников насоса.
8. Регулировка оборотов двигателя на холостом ходу.
9. Замена предохранительного клапана.
10. Замена сальники насоса.
Операции по ремонту гидроусилителя, которые лучше передать специалистам из сервисного центра или СТО:
1. Полный ремонт насоса гидроусилителя руля. Это – главный элемент во всём гидроусилители и оплошности в его починке недопустимы.
2. Диагностика и устранение неполадок всех систем рулевого управления.
3. Образовалась сильная течь в системе и невозможно определить её причины.
Подписывайтесь на наши ленты в таких социальных сетях как, Facebook, Вконтакте, Instagram, Pinterest, Yandex Zen, Twitter и Telegram: все самые интересные автомобильные события собранные в одном месте.
Как произвести своими руками ремонт насоса гидроусилителя руля (ГУР)
Отказ рулевого управления на ходу способен добавить седых волос даже самому опытному водителю. Произойти это может по разным причинам, однако правило тут действует всегда одно: ремонтировать надо немедленно. Сегодня речь пойдёт о ремонте насоса гидроусилителя руля. Поговорим о том, как и почему этот узел выходит из строя, и как с этим разобраться своими руками.
Устройство и основные причины неполадок
Стрелками показаны основные элементы системы
Главная задача гидроусилителя руля (ГУРа) — облегчить управление автомобилем. Кроме того, ГУР компенсирует удары при движении по неровной дороге и, что самое важное, при проколе переднего колеса ГУР снижает вероятность ДТП. Основной элемент ГУРа — насос, который, как и любой другой агрегат, может выйти из строя по следующим причинам:
- Уровень жидкости ГУР понижен из-за утечки в трубопроводе или в бачке.
- В систему ГУР попали посторонние примеси.
- Жидкость ГУР длительное время не менялась и полностью выработала свой ресурс.
- На стенках трубопроводов со временем возникли наслоения, затрудняющие циркуляцию жидкости, что ведёт к быстрому перегреву насоса.
- В системе трубопроводов появилась одна или несколько воздушных пробок.
Диагностика неисправностей ГУРа
Выявить неполадки с насосом достаточно просто. Вот основные признаки, на которые необходимо обратить внимание:
- Водителю требуется значительно больше усилий для того, чтобы повернуть руль при движении на небольшой скорости. Ещё больше усилий требуется, если автомобиль стоит и двигатель работает на холостых оборотах. Но после разгона эти проблемы исчезают.
- При повороте руля появляется характерный скрип, который хорошо слышен даже в кабине.
- Подшипник ГУР на холостых оборотах начинает издавать тонкий свист, который может пропадать при наборе скорости.
- При выезде со стоянки на асфальте видны пятна жидкости ГУР, а на самом насосе и трубопроводах видны характерные потёки.
В каких случаях придётся разбирать насос
Вот основные проблемы, при устранении которых без разборки насоса обойтись не удастся:
- Подшипник насоса ГУРа вышел из строя, при этом остальная система не пострадала.
- Нарушена герметичность сальников насоса и они нуждаются в замене.
- Износилась прокладка под задним кожухом насоса.
Необходимые инструменты для ремонта своими руками
- Комплект рожковых ключей.
- Комплект торцовых головок с воротком.
- Съёмник для стопорных колец.
- Отвёртка с плоским жалом.
- Комплект новых прокладок.
- Новые сальники.
- Новый подшипник насоса ГУРа.
- Шприц медицинский (больших размеров).
- Пустая ёмкость для слива жидкости из бачка ГУРа.
- Ветошь.
Как отремонтировать гидроусилитель руля
- С помощью рожковых ключей ослабляются болты крепления насоса. Затем откручивается натяжитель ремня ГРМ, после чего ремень снимается.
- Жидкость из бачка ГУР выкачивается шприцем и сливается в заранее подготовленную ёмкость. Когда бачок опустеет, руль несколько раз поворачивается влево и вправо. В результате остатки жидкости выдавливаются в бачок и выкачиваются шприцем.
Жидкость выкачивается с помощью медицинского шприца
- Хомут, с помощью которого шланг системы крепится к расширительному бачку, ослабляется с помощью плоской отвёртки, после чего шланг снимается вручную.
Шланг снимается вручную после ослабления хомута
- Далее отсоединяется шланг высокого давления. Он удерживается болтом, который откручивается рожковым ключом на 10. Шланг снимается.
- Далее откручиваются скобы крепления насоса, он снимается и тщательно очищается от грязи и потёков масла. Делается это с помощью ветоши.
Предварительно сняты шланги и крепёж
- Чтобы снять стопорное кольцо подшипника, используется съёмник.
- После снятия кольца откручиваются болты, удерживающие заднюю крышку насоса. После извлечения 4 болтов крышка аккуратно поддевается плоской отвёрткой и снимается. Открывается доступ к ротору насоса.
Снять крышку легко, поддев отвёрткой
- Ротор снимается, из него извлекаются лопасти. Они укладываются на лист бумаги, каждой лопасти присваивается номер. Таким образом исключается путаница при обратной сборке.
- Открывается доступ к валу насоса. Он выбивается вместе с подшипником с помощью рукоятки отвёртки.
Вал удобно извлекать, стукнув по нему отвёрткой
- Старый подшипник снимается с вала и заменяется новым. Вал помещается на место.
Для его снятия лучше воспользоваться специальным съёмником
- Все изношенные сальники и прокладка под задней крышкой также заменяются, после чего производится обратная сборка насоса и он устанавливается на штатное место.
Как производятся работы по разборке на Шевроле Авео (видео)
Как видим, особой сложности ремонт насоса гидроусилителя не представляет. Добраться до него легко, разобрать тоже. Важный момент всего один: вынимать ротор нужно очень аккуратно, чтобы не допустить выпадения лопастей (на большинстве легковых автомобилей они ничем не закреплены). Лопасти из ротора нужно вынимать по одной, а при обратной сборке ставить их туда, где они были. Путаница категорически недопустима.
Копирайтер с пятилетним стажем. Оцените статью: Поделитесь с друзьями!Ремонт гидроусилителя руля (ГУР) своими руками » АвтоНоватор
Ремонт гидроусилителя руля — задача сложная, а работа кропотливая. Статья рассчитана на тех автолюбителей, которые знакомы с устройством основных систем автомобиля.
Подготовка к ремонту гидроусилителя руля
Многие, наверняка, знают, как снять ГУР с машины и установить его обратно по окончанию работ. С чего нужно начинать?
1. Очистите грязь с гидроусилителя, чтобы она не оказалась в полостях агрегата при отсоединении шлангов.
2. Откачайте из бачка насоса столько жидкости, сколько получится (желательно побольше).
3. Взяв шестигранник «6», открутите снизу машины винты муфты рулевого вала. Не забудьте перед этим пометить креном её положение относительно вала гидроусилителя.
4. Сдвиньте со шлицев эластичную муфту при помощи монтировки.
5. Отсоедините от сошки рулевые тяги съёмником.
6. Машину отдомкратьте, а левое переднее колесо снимите.
7. Взяв торцовый ключ на «15», ослабьте со стороны арки колеса три болта крепления гидроусилителя к лонжерону, сняв два из них.
8. Подставьте под штуцеры шлангов ёмкость и по очереди отсоединяйте их, чтобы стекла жидкость.
9. Шланги и штуцеры загерметизируйте хотя бы тряпкой.
10. Придерживая гидроусилитель снизу машины одной рукой, открутите тот болт, что остался, и не уроните на ногу редуктор.
11. Перед разборкой редуктора тщательно отмойте его.
Технология ремонта гидроусилителя руля
Многие специалисты настоятельно рекомендуют перечитать статьи о гидроусилителях руля конкретно для вашего автомобиля. Некоторые гидроусилители разбираются почти полностью, за исключением пары «шариковая гайка — винт рулевого вала», другие — лучше не трогать. Хотя даже если вы случайно вывернули из гайки винт, а шарики попали в полость редуктора, — просто не растеряйте их.
Этапы ремонта гидроусилителя руля:
1. Для разборки детали возьмите очень прочный шестигранник на «6», а также обычный старый поднос, в который начнёт сливаться АТФ.
2. Снимите предварительно со штуцера заглушки и поднимите ГУР над ведром, вращая сошку, чтобы слить жидкость.
3. Далее снимите вал сошки и открутите четыре болта, посаженных на фиксирующую мастику, а оттого довольно сложно откручивающихся.
4. Открутите контргайку регулировочного винта, а затем, вращая винт, вкрутите его в редуктор, чтобы вытолкнуть вал вместе с крышкой редуктора и сошкой.
5. Если не нужно устранять люфт вала сошки или заменять манжету, то эту сошку можно оставить в покое и не снимать. Открутите пробку обратного клапана.
6. Достаньте пружину, а клапан вытряхните.
7. Открутите болты крышки и, осторожно поворачивая вал, добейтесь, чтоб он слегка вытолкнул из корпуса крышку. Смотрите, не выкрутите вал из шариковой гайки.
8. Подденьте образовавшуюся щель и вытащите вал вместе с крышкой и поршнем из редуктора.
9. Демонтируйте шариковую гайку, выкрутив вал и собрав шарики.
10. Отпустите контргайку и открутите подшипник.
11. Вытащите из корпуса поршня корпус гайки и подшипники. Далее разберите гайку, отогнув контровку болтов. Открутите их, скобу снимите, как и обе части канала шарикопровода.
12. Ищем причину поломки. Причин люфта ГУР может быть несколько: зазоры в паре «вал-шариковая гайка», в подшипниковом узле вала (в крышке), а также в подшипниковом узле шариковой гайки в самом корпусе поршня.
13. Отрегулируйте зазоры. Образовались они, к слову, из-за банального ослабления резьбовых соединений, которые удерживают подшипниковые узлы. Если люфт обнаружен в узле вал-крышка, то отпустите контргайку и затяните её так, чтобы люфт исчез, но без фанатизма. Не забудьте проводить «операцию» в чистоте, то есть вычищенная деталь должна сиять.
Если вы проделываете эту работу впервые, то не поленитесь достать подробные чертежи ГУР или взять листы бумаги и выкладывать каждую запчасть на отдельном листочке, ставя на нём номер. Идеально проводить работу за большим столом. Так вы точно ничего не потеряете и соберёте ГУР без ошибок, да с рулём и не шутят, ведь это — ваша безопасность на дороге, как и ваших близких.
14. Соберите редуктор в обратном порядке, не забыв смазать детали «АТФкой».
Удачи вам, автомобилисты, в ремонте гидроусилителя руля!
Ремонт ГУРа своими руками, как разобрать насос, ремонт рейки (видео)
Ремонт ГУРа своими руками – непростая, но выполнимая задача. Стараясь увеличить межремонтный пробег и упростить техническое обслуживание, разработчики современных автомобилей отдают предпочтение агрегатным методам ремонта. Это означает, что при выходе из строя какого-то узла или агрегата он заменяется целиком, а его ремонт, если и производится, то в условиях производства, располагающего специальным оборудованием. Именно таким способом восстанавливаются компоненты гидроусилителя руля. Но поскольку отдельные агрегаты системы гидроусилителя стоят довольно дорого, то у многих автовладельцев возникает желание заняться их самостоятельным ремонтом. В определенных случаях это действительно возможно.
Виды ремонтных работ
Не все необходимые запасные части для ремонта гидроусилителя руля своими руками предназначены для открытой продажи. Задаваясь вопросом о том, как отремонтировать ГУР, нужно сразу определиться с тем, что все операции разделяются по трем основным категориям.
- Простейшие. К ним относятся действия, связанные с восстановлением работоспособности агрегатов, утраченной по следующим причинам:
- Потеря рабочей жидкостью своих основных свойств. Это бывает в результате эксплуатации гидроусилителя при температурах, не соответствующих допустимым характеристикам, длительным высоким нагрузкам, смешиванию несовместимых между собой сортов рабочей жидкости или несвоевременной замене масла.
- Засорение каналов и клапанов, участвующих в работе устройств.
- Средней сложности. Мелкие детали собственно гидроусилителя и его насоса, такие как уплотнения, сальники, пружины или клапана, чаще всего можно заменить, если раздобыть новые детали.
- Высокой сложности. Изношенные или поврежденные валы, а также посадочные места корпусов агрегатов подлежат ремонту только в заводских условиях. Для этого требуется станочный парк и наличие восстановительного технологического оборудования. Что до новых деталей, то их стоимость высока, поэтому часто значительно проще приобрести агрегат в сборе.
Признаки неисправности
Одинаковые симптомы неисправности гидроусилителя руля могут сигнализировать о выходе из строя различных деталей и устройств. К тому же разработчики автомобилей используют различные конструктивные решения, имеющие даже принципиальные отличия. Таким образом, по некоторым признакам удается точно судить о характере неисправности, а иные говорят лишь о наличии поломки, не позволяя выявить причину неисправности. К наиболее распространенным симптомам относятся.
- Падение уровня жидкости в бачке. Это может происходить в результате потери герметичности в системе. Жидкость утекает через лопнувшие шланги, поврежденные прокладки или сальники. Выявить место утечки проще всего визуально, подвергнув все элементы тщательному осмотру.
- Шумы в насосе ГУР. Сразу следует оговориться, что в системах определенной конструкции характерные звуки, возникающие, когда рулевое колесо вывернуто в крайнее положение, – нормальное явление. Но это вовсе не повод держать руль длительное время повернутым до упора. При появлении шума усилие на рулевое колесо следует немедленно ослабить, поскольку возникающие в таком положении высокие нагрузки приведут к поломке дорогостоящего агрегата. Прочие звуки могут сигнализировать о застывании жидкости при низких температурах, ослаблении или износе приводного ремня, износе валов и подшипников, засорении клапанов.
- Пульсация, возрастание усилия или заедания, возникающие при вращении рулевого колеса. Эти симптомы могут появляться при различном его положении, и не всегда связаны с поломкой ГУР. Но если диагностика не выявила нарушения балансировки колес, выходя из строя элементов подвески и деталей привода рулевого управления, то следующим в очереди на поиск неисправности оказывается насос гидроусилителя. Причины могут быть различны – начиная от низкого уровня жидкости в бачке и заканчивая повреждением ротора насоса.
Простой уровень сложности
К простым ремонтным операциям относятся:
- Замена потерявшей свои свойства жидкости гидроусилителя руля. Для этого придется вооружиться медицинским шприцем большого объема или резиновой грушей и, откачивая жидкость из бачка, порциями доливать свежую. Попавший в систему воздух следует удалить, несколько раз переместив руль из одного крайнего положения в другое. Произведенная замена во многих случаях позволяет очистить от засорения загрязненные клапана. Если этого не произошло, ремонт автоматически переходит в среднюю категорию сложности.
- Подтяжка или замена приводного ремня насоса. Тут все просто. Ослабляется фиксирующий болт системы натяжения, после чего насос за корпус перемещается в нужном направлении, позволяя натянуть или снять ремень. В некоторых автомобилях насос ГУР приводится общим приводным ремнем и тогда следует действовать в соответствии с инструкцией по его снятию и установке.
- Замена поврежденных трубок и шлангов. Выполнить подобные операции вполне по силам даже начинающему механику, если действовать осмысленно и аккуратно. Следует лишь предварительно удалить жидкость из системы. По окончании работ обязательно протрите вытекшее масло ветошью, чтобы оно не выгорало на горячем двигателе и вам не пришлось дышать едкими испарениями.
Средний уровень
К операциям средней сложности можно отнести замену сальников, уплотнений, подшипников и клапанов насоса ГУР. Если определено, что во всем виновата помпа, то ее придется снять и разобрать. Прежде чем вы решите разобрать насос гидроусилителя, важно убедиться, что у вас будет чем заменить вышедшие из строя детали. Ведь если прокладки можно изготовить самому, а сальники или подшипники подобрать по размерам, то с клапанами все обстоит значительно сложнее. В большинстве случаев корпуса насосов состоят из нескольких частей, соединенных между собой стягивающими болтами. После их ослабления разборка осуществляется последовательно. Иногда для этого могут потребоваться специальные выколотки и съемники.
Поскольку смазка подшипников осуществляется рабочей жидкостью, пытаться восстановить их работоспособность бесполезно.
При наличии повреждений, детали следует просто заменить. Но если обнаружено, что дело не в самом подшипнике, а в поврежденном посадочном месте на валу или в корпусе, установка новых комплектующих не даст желаемого результата, а ремонт сразу перейдет в категорию высокой сложности. При выявлении неисправности клапанов рекомендуется производить замену комплектом, так как эти детали группируются по своей пропускной способности. В зависимости от конструкции, они выворачиваются с помощью отвертки или гаечного ключа. Разбирать узел следует в чистоте, избегая попаданий внутрь него загрязнений.
Сложность – максимальная
Ремонт высокой сложности. В условиях гаража и даже станции технического обслуживания от него стоит отказаться, ввиду его высокой трудоемкости и высокой стоимости. Тем более что во многих случаях в магазинах и мастерских удается приобрести уже восстановленную деталь, сдав в зачет ее стоимости вышедшую из строя.
Помните, что за ремонт ГУР своими руками средней сложности стоит браться лишь в том случае, если вы обладаете необходимым инструментом и навыками. Иначе все закончится покупкой новых запасных частей и визитом в сервисный центр.