Правильные углы установки колес. Влияние на управляемость автомобиля
Углы установки колес играют большую роль в эксплуатации автомобиля – при правильном соблюдении они позволяют увеличить срок службы различных комплектующих, а также улучшают комфортабельность вождения. Но при этом многие не понимают, как нужно их соблюдать и для чего это нужно.
В идеале колесо должно всегда быть установлено строго перпендикулярно дорожному полотну, и такие углы установки колес позволяют добиться максимальной устойчивости, а также обеспечить минимальное сопротивление. Помимо этого, соблюдение этого правила позволяет снизить износ шины и расход топлива, что тоже крайне положительно сказывается на эксплуатации автомобиля. Но, к сожалению, такого идеала добиться невозможно.
Углы установки колес постоянно меняются в процессе изменения дорожных условий, нагрузки или при различных поворотах, поэтому конструкторами закладывается в автомобиль несколько десятков различных параметров, определяющих наиболее оптимальное положение при разных условиях. Большинство таких параметров задаются в качестве постоянных величин, в то время как другие углы установки колес могут регулироваться на протяжении эксплуатации транспортного средства.
В современных иномарках и вовсе предусматривается регулировка только такого параметра, как схождение колес, но у такой, казалось бы, положительной стороны, есть и минусы. К примеру, если из-за физического повреждения нарушается геометрия кузова или ходовой части, то может проводиться регулировка углов установки колес, а если же проводится регулировка только схождения, приходится проводить полную замену пострадавших запчастей, которые достаточно часто являются далеко не такими дешевыми.
Угол продольного наклона
Замеряется между вертикалью и той линией, которая проходит через центр поворота шаровой опоры, а также подшипника опоры телескопической стойки в плоскости, расположенной параллельно продольной оси. Он помогает стабилизировать управляемые колеса, то есть предоставляет возможность автомобилю двигаться прямо, если водитель не держится за руль. Для наглядного понимания кастера вспомните мотоцикл или велосипед, у которых рулевая колонка всегда отклоняется назад, из-за чего в процессе движения, если не проводится регулировка угла установки колес, они постоянно стремятся вернуться в прямое положение.
Именно за счет кастера, если водитель не держится за руль, автомобиль едет прямо, а после поворота начинает автоматически возвращать колеса в стандартное положение. Если изменить углы установки передних колес, то в таком случае автомобилем управлять будет сложнее, так как нужно постоянно подруливать, а это довольно утомительное занятие не только для водителя, но и для его шин, которые достаточно быстро изнашиваются. Если же увеличить кастер, то машина начнет ехать по дороге, словно на гусеницах, а вращение руля будет требовать крайне тяжелых физических усилий. Конечно, все вышесказанное относится больше к заднеприводным машинам, в которых углы установки передних колес регулируются несколько иначе, ведь в переднеприводных незначительное положительное значение кастера делается для того, чтобы стабилизировать колеса во время движения накатом, а также при появлении внезапных боковых нагрузок или торможении.
Если углы установки управляемых колес будут настроены неправильно, автомобиль начнет уходить в сторону при движении, а водителю придется прикладывать значительные усилия для поворота своего ТС в левую и правую стороны.
Угол развала колес
Замеряется между вертикалью и плоскостью вращения колеса. Другими словами, вне зависимости от того, как в процессе передвижения или изменения нагрузок наклоняются стойки и рычаги, углы установки управляемых колес по отношению к дороге должны оставаться в указанных пределах. В том случае если верхняя часть колеса отклоняется наружу, развал принято называть положительным, а если оно наклонено внутрь – отрицательным. Если присутствуют какие-то отклонения от того, какие рекомендовались данные углов установки колес, автомобиль начинает постепенно уводить в сторону, а также наблюдается неравномерный износ протектора.
Схождение
Представляет собой угол между продольной осью автомобиля и плоскостью вращения колеса. Установка углов схождения колес позволяет добиться правильного положения при любых скоростях движения и вне зависимости от углов поворота автомобиля. Если присутствует увеличенное схождение, то это провоцирует пилообразный износ наружной части протектора, в то время как отрицательный угол точно так же сказывается на внутренней. При этом стоит отметить, что при возникновении таких проблем шины могут начать визжать в поворотах, значительно снижается управляемость автомобиля, а также существенно увеличивается расход топлива, так как присутствует повышенное сопротивление качению передних колес, что негативно сказывается и на выбеге автомобиля.
Помимо указанных, есть также углы, возникновение которых является нежелательным, – это углы движения, а также смещения в одной или нескольких осях. Если автомобилист сталкивается с такими проблемами, нужно отправлять машину в автосервис, где профессионалами будут проверены углы установки колес. «Ниссан» и другие качественные иномарки тоже подвергаются подобным проблемам, и при их наличии чаще всего приходится проводить ремонт подвески или реставрировать кузов автомобиля.
Когда и зачем проводится регулировка?
В большинстве авто марок Nissan, ВАЗ и других, которые не оснащены подвеской «Мак-Ферсон», развал для передних колес зачастую имеет небольшое положительное значение (от 0о до 45о), благодаря чему снижаются усилия на управляемом колесе, а также снижается передача на рулевое управление всевозможных рывков. Если же в автомобиле используется подвеска «Мак-Ферсон», то колеса имеют небольшой или нулевой отрицательный развал.
В процессе эксплуатации различные детали подвески подвергаются естественному износу, вследствие чего нарушаются углы установки. Именно поэтому время от времени (в соответствии с инструкцией) нужно замерять углы установки задних колес и, в случае необходимости, заниматься их регулировкой.
Чаще всего «внеплановая» регулировка требуется современным транспортным средствам после наезда на всевозможные ямы или же препятствия, а также после участия в ДТП, которые привели к повреждению кузова. Если вы заметили какие-то изменения в поведении машины из-за таких случаев, вам следует моментально отправлять ее на СТО.
Помимо всего прочего, бывает и так, что приходится отправляться к «развальщикам» после того, как была проведена замена деталей подвески и рулевого управления, влияющих на положение колес.
Если же вы не столкнулись ни с одним из указанных выше случаев, но при этом вы считаете, что у вас нарушены параметры углов установки колес, то попробуйте провести анализ нынешней ситуации и понять, что могло предшествовать изменению характера езды. К примеру, если у вас раньше стояли другие колеса, то в случае их разбалансированности может появляться вибрация и неравномерный износ протектора. Также стоит отметить, что при недостаточной затяжке колесных болтов автомобиль периодически может трясти, а помимо этого, шины с дефектами, разными размерами, рисунком и даже степенью накачки тоже могут приводить к аномальному поведению вашей машины на дороге.
Если машину уводит в сторону, часто это случается вследствие подтормаживания какого-то колеса, а также из-за неполадок в тормозном механизме, в то время как сломанные амортизаторы негативно сказываются на поведении вашего авто на дороге. Тяжелое вращение руля происходит из-за неполадок в гидроусилителе, а уменьшение выбега является причиной ступичных подшипников.
Таким образом, далеко не всегда стоит «грешить» на углы установки колес. ВАЗ и другие отечественные автомобили особенно подвержены подобным неисправностям, поэтому лучше всего начать проверку именно с них.
Где проводить ремонт?
В первую очередь постарайтесь найти действительно профессионального мастера, а не старайтесь искать людей с лучшим оборудованием и стендами. Сервис следует выбирать в соответствии со своими потребностями, так как в противном случае вы будете переплачивать за то, что на самом деле вам не особо и нужно.
К примеру, если машина находится в исправном состоянии, а вы просто хотите провести проверку и регулировку схождения, для этого вовсе не обязательно использовать 3D-стенд установки углов колес. Грамотный специалист вполне справится с такими проблемами, используя измерительную штангу и стандартный подъемник, и при таком же результате предложит гораздо меньшую стоимость. Если же вы хотите проверить всю геометрию, то здесь уже действительно нужно специализированное оборудование.
Каким бывает оборудование?
Стенды, на которых проводится проверка углов установки колес и их регулировка, разделяются на две основные разновидности – компьютерные и оптические. Каждый из вариантов отличается своими особенностями и преимуществами.
Оптические
Эти стенды разделяются на две категории – лазерные и лучевые. В последних в качестве источника света выступает лампа накаливания. Два источника закрепляются на колесах, а сбоку и спереди автомобиля устанавливаются измерительные экраны, на которые проецируется световой луч. Когда регулируются углы установки колес автомобиля, лучи направляются на измерительную штангу, находящуюся перед машиной. Лазерные же являются более точными, и на них удобнее работать самому мастеру. По бокам подъемника или ямы устанавливаются измерительные экраны, в центре которых делаются отверстия, через них лазеры направляются друг на друга. На колеса устанавливаются зеркала, которыми лучи отражаются на экраны.
Преимуществом оптических стендов является их простота, а также надежность в использовании и относительно небольшая стоимость, но и недостатки у них довольно существенные. В первую очередь они менее точные, по сравнению с компьютерными, могут работать одновременно только с какой-то конкретной осью автомобиля, а также не предусматривают возможности использования в работе специальной базы данных по моделям. Помимо всего прочего, в них нет возможности провести измерение некоторых параметров, которыми характеризуется общая «геометрия» автомобиля. Таким образом, если в автомобиле используется многорычажная подвеска, проверка и регулировка углов установки колес на оптических стендах ему противопоказана.
Компьютерные
Этот тип стендов тоже имеет два подвида – это 3D и CCD (датчиковые). В последних на каждое колесо закрепляются измерительные головки, данные с которых будут обрабатываться компьютером. По используемому способу соединения между головками стенды могут быть кордовыми, а также инфракрасными проводными или беспроводными. Последний тип на данный момент является наиболее распространенным, но при выборе следует учитывать еще и то, что по сегодняшний день иногда используются компьютерные стенды с незамкнутым контуром, которые по своим функциональным возможностям гораздо хуже, по сравнению с устройствами с замкнутым.
Преимущества компьютерных стендов являются очевидными: многозадачность, предельно высокая точность, возможность измерять гораздо больше характеристик, а также использование непрерывно обновляемой базы данных. Также стоит отметить, что в таком оборудовании используется специализированная программа, которая подсказывает механику последовательность действий. Но такие стенды не лишены и минусов – в них установлены довольно хрупкие датчики, а также они зависят от освещенности и температурных условий.
С появлением компьютерных 3D-стендов произошла буквально революция в сфере проверки и регулировки углов установки колес. На стойку перед автомобилем закрепляется специальная камера, которая позволяет зафиксировать положение пластиковых светоотражающих мишеней на колесах с идеальной точностью. Чтобы измерить углы, достаточно просто прокатить автомобиль вперед-назад буквально на 20-30 сантиметров, а затем повернуть руль в разные стороны. После этого информация, полученная с видеокамер, тщательно обрабатывается компьютером, выдающим в реальном времени все необходимые геометрические параметры. Такая технология сегодня называется «машинным зрением».
Отдельное внимание следует уделить тому, что современные 3D-стенды, в отличие от остальных, не предусматривают необходимости размещения автомобиля на идеально ровной поверхности.
Тонкости работы
Отправляться на развал-схождение можно только в том случае, если у вас исправное рулевое управление и ходовая, а перед тем как будет проводиться регулировка, мастер обязательно должен провести проверку этих параметров. Машина поднимается на подъемнике, и затем специалист осматривает и двигает колеса, рычаги, тяги, пружины и выполняет еще множество других необходимых действий.
В обязательном порядке проводится измерение и в случае необходимости доводится до нормы давление в шинах. При появлении слишком больших люфтов или же каких-либо физических повреждений деталей специалист должен в обязательном порядке прекратить процедуру и отказать клиенту в проведении регулировки, если нет возможности устранить проблему на месте.
Если же все-таки не было обнаружено каких-либо отклонений, автомобиль устанавливается на горизонтальную площадку, после чего нагружается в полном соответствии с рекомендациями производителя. Другими словами, если на заводе были указаны значения углов для конкретной нагрузки, то будет прямым нарушением пробовать регулировать их на абсолютно пустой машине. Для установки деталей подвески в рабочее положение сначала ее с усилием прожимают, придавливая заднюю и переднюю часть автомобиля. Чтобы избежать серьезных погрешностей в процессе проведения измерений, проводится предварительная компенсация биения дисков вне зависимости от того, на каком стенде осуществляется регулировка. Для проведения этой процедуры мастером вывешивается ось, к колесам закрепляются измерительные приборы, и затем они прокручиваются. На современных 3D-стендах компенсация проводится без вывешивания посредством прокатывания машины в разные стороны на 20-30 см.
Как проводится регулировка?
Так как все углы установки являются взаимосвязанными, при их регулировке профессионалы стараются следовать предельно четкой последовательности. Сначала проводится регулировка кастора, и затем уже проводится изменение развала и схождения. В преимущественном большинстве современных зарубежных авто проводится только настройка последнего параметра.
Регулировка кастора предусматривает изменение количества шайб, при этом колеса автомобиля затормаживаются рабочей тормозной системой (но не ручником) – для этого в мастерских используется специализированный фиксатор педали. В принципе, процедура регулировки кастора является одной из наиболее трудоемких для «развальщиков», занимает массу времени, и поэтому многие ее не любят. Некоторые специалисты могут даже срубать шайбы зубилом, в то время как другие просто не акцентируют внимания на касторе или стараются убедить своих клиентов, что этот угол в полном порядке, поэтому всегда стоит быть бдительным.
Регулировка развала на двухрычажных подвесках осуществляется точно так же, как и в случае с кастором. На подвеске типа «Мак-Ферсон» в большинстве случаев изменение развала колес проводится посредством вращения специального эксцентрикового болта, с помощью которого стойка закрепляется к поворотному кулаку, но при этом могут использоваться и другие варианты. К примеру, на некоторых моделях вместо такого болта установлен специальный ползунковый механизм или регулировочный элемент может размещаться в основании рычага. Встречаются и такие конструкции, в которых регулировка развала проводится перемещением шаровой опоры.
Перед тем как проводить регулировку схождения, специалист должен предварительно выставить в среднее положение рулевую рейку, причем руль должен встать прямо и его закрепляют с помощью специального фиксатора. Регулировка осуществляется посредством вращения регулировочной муфты наконечников с каждой стороны (ни в коем случае не с одной). Одним из признаков правильно проведенной операции является прямое положение руля без каких-либо перекосов в процессе прямолинейного движения. Как минимум по этому признаку вы всегда сможете определить, насколько качественно была проведена регулировка и действительно ли она помогла вам справиться с проблемами во время езды.
Углы установки передних колес. Грузовые автомобили. Колеса
Углы установки передних колес
Для облегчения управления автомобилем, его устойчивости и сохранности шин управляемые колеса должны иметь определенные углы установки. Конструкция передней оси позволяет получить развал и схождение передних колес, поперечный (боковой) и продольный углы наклона шкворней.
Развал колес.
Рис. Углы установки передних колес автомобиля ГАЗ – 53А
а – развал колес и поперечный наклон шкворня, б – продольный наклон шкворня, в – схождение и наибольшие углы поворота колес.Это угол между вертикальной плоскостью и плоскостью вращения колеса автомобиля. Этот угол влияет на устойчивость управляемых колес при больших углах поворота или на низких скоростях. Если верхняя часть колеса наклонена от автомобиля наружу, развал положителен, если внутрь – отрицателен. Развал колес 1 – 4 градуса не регулируются.
Угол поперечного наклона шкворня . Наклон шкворня – это наклон верхнего его конца внутрь(к середине балки переднего моста). Угол поперечного наклона шкворня это угол, измеренный между осью шкворня и вертикалью в поперечной плоскости. Угол поперечного наклона шкворня 1-8 градуса не регулируется. Такой наклон обеспечивает стабилизацию колес особенно при небольших скоростях, облегчает управление автомобилем. При повороте колеса, благодаря поперечному наклону шкворня происходит небольшой подъем передней части машины, которая стремится вернуть колесо после поворота в положение прямолинейного движения.
Угол продольного наклона шкворня . Продольный наклон шкворня – это наклон верхнего конца шкворня назад от вертикали. Угол поперечного наклона шкворня это угол, измеренный между осью шкворня и вертикалью в продольной плоскости. Угол продольного наклона шкворня 1 – 3 градуса не регулируется. Такой наклон обеспечивает устойчивость управляемых колес при прямолинейном движении, поскольку даже при небольшом повороте колеса, стабилизирующий момент, стремится возвратить колесо в плоскость его качения.
Схождение колес . Схождение колес необходимо, чтобы обеспечить параллельное качение колес. Схождение колес – это установка их в плоскости вращения под углом к продольной оси автомобиля. Схождение колес это разность расстояний А и Б между внутренними краями шин, замеренных в горизонтальной плоскости. Колеса машины располагают так, чтобы расстояние Б между шинами впереди было несколько меньше расстояния А, между шинами сзади. Схождение колес устанавливают на техническом обслуживании в пределах 0-8 мм, для автомобиля ГАЗ-53А (1,5 – 3 мм).
Все указанные углы, кроме схождения колес, не регулируемые и обеспечиваются точностью изготовления соответствующих сопряженных деталей на заводе. У легковых автомобилей с независимой подвеской передних колес развал, схождение колес и углы наклона шкворней можно регулировать.Читать книгу целиком
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
Проверка и регулировка углов установки колёс
При нормальных условиях эксплуатации обычно не требуется частая проверка и корректировка установки колес. Однако, если шины имеют неравномерный износ, если рулевое управление дефектное, или если подвеска нуждается в ремонте из-за дорожного происшествия, следует проверить и откорректировать установку колес.
1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Если колеса нужно правильно установить, то сам процесс установки следует проводить правильно и точно. Установка колес подразумевает несколько параметров, таких как развал, продольный наклон оси поворота, поперечный наклон оси поворота и т.д. и каждый параметр тесно взаимосвязан с другим параметром.
При проверке и корректировке необходимо учесть все параметры и их связь одного с другим.
2. ГДЕ ПРОВОДИТЬ ИЗМЕРЕНИЯ И ПРЕДОСТОРОЖНОСТИ, СВЯЗАННЫЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ ПРИБОРОВ
За последние годы появилось множество новых приборов для проверки установки колес, поэтому естественно, что Вы захотите овладеть правильными методами работет с каждым типом прибора. Заметим, что приборы высокой точности могут быть довольно сложными и могут возникать погрешности, о которых Вы не знаете. Поэтому необходимо периодически обслуживать приборы, чтобы обеспечить их постоянную точность и надежность.
Всегда проводите измерения установки колес, когда автомобиль стоит на ровной горизонтальной площадке. Это необходимо потому, что несмотря на точную работу прибора, не могут быть получены правильные значения, если площадка, на которой выполняются измерения не горизонтальна.
3. НЕОБХОДИМОСТЬ ПРОВЕРКИ ПЕРЕД ИЗМЕРЕНИЯМИ УСТАНОВКИ КОЛЕС
Перед измерением установки колес следует проверить каждый параметр, влияющий на установку колес, и должны быть сделаны необходимые исправления. Правильное выполнение этой подготовительной операции обеспечит точность измерений. Параметры, которые следует проверить перед измерениями установки колес, следующие:
• Давление воздуха в шинах (при стандартных условиях)
• Заметный неравномерный износ шин или различия в размерах шин
• Биение шин (радиальное и торцовое)
• Зазор в шаровом шарнире из-за износа
• Зазор в подшипниках передних колес из-за износа
• Зазор в наконечниках рулевых тяг из-за износа
• Длины левой и правой штанг
• Разница между колесными базами левой и правой сторон
• Деформация или износ деталей рулевого привода
• Деформация или износ деталей, связанных с передней подвеской
• Боковой наклон кузова (расстояние от поверхности дороги до низшей точки шасси)
4. ВАЖНОСТЬ УСТАНОВКИ РАССТОЯНИЯ ОТ ПОВЕРХНОСТИ ДОРОГИ ДО НИЖНЕЙ ТОЧКИ ШАССИ ПЕРЕД ИЗМЕРЕНИЕМ УСТАНОВКИ КОЛЕС
На автомобиле с независимой передней подвеской такие параметры установки колес как развал и продольный наклон оси поворота изменяются в зависимости от нагрузки, потому что изменяется расстояние от поверхности дороги до нижней точки шасси. Поэтому в руководстве должны быть указаны параметры установки колес для определенного клиренса. Если нет специальных указаний, стандартными параметрами установки колес, приведенными в руководстве по ремонту и т.д., являются параметры для указанного клиренса, когда автомобиль не нагружен.
После регулировки передней оси, подвески, рулевого управления и/или установки передних колес проведите следующие дорожные испытания для проверки результатов регулировки:
ПРЯМОЛИНЕЙНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ
1. Рулевое колесо должно находиться в правильном положении при прямолинейном движении.
2. При движении по ровной дороге автомобиль должен двигаться прямо без увода влево или вправо.
3. Не должно быть чрезмерного «шимми» или вибрации
ПОВОРОТ
Рулевое колесо должно легко поворачиваться в любом направлении и должно быстро и плавно возвращаться в исходное положение при его освобождении.
ТОРМОЖЕНИЕ
Рулевое колесо не должно поворачиваться в какую-либо сторону при торможении автомобиля на горизонтальной ровной дороге.
ПРОВЕРКА НА НЕОБЫЧНЫЙ ШУМ
Во время дорожного испытания не должно быть слышно никакого ненормального шума. Кроме того, при полном повороте рулевого колеса детали рулевого управления и подвески не должны касаться шасси или кузова.
6. РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗМЕРЕНИЯ И КАК ИХ ИСПОЛЬЗОВАТЬ
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ИЗМЕРЕНИЙ
Сравните результаты измерений каждого параметра со стандартными значениями, принятыми для каждой модели автомобиля, и оцените, являются ли результаты хорошими или плохими.
Если измеренные величины имеют отклонения от стандартных значений, необходима корректировка.
МЕТОДЫ КОРРЕКТИРОВАНИЯ
Проведите корректировку параметров, для которых имеются механизмы регулировки, используя эти механизмы.
В случае, когда для параметров, таких как поперечный наклон оси поворота, нет механизмов регулировки, найдите неисправную деталь, замените или отремонтируйте ее. Однако, даже когда имеется механизм для регулировки параметров, если отклонение превышает предел регулирования механизмом регулировки, следует также определить неисправную деталь, заменить или отремонтировать ее.
1. УСТАНОВКА ПЕРЕДНИХ КОЛЁС
1) Сходимость
Для регулировки сходимости измените длины поперечных рулевых тяг, соединяющих рычаги поворотных кулаков.
(1) Если поперечная рулевая тяга расположена позади цапф, увеличение длины поперечной рулевой тяги дает увеличение сходимости. Если поперечная рулевая тяга находится перед цапфами, увеличение длины тяги дает увеличение обратной сходимости.
(2) В случае, когда установлены две поперечные рулевые тяги, регулировка сходимости осуществляется путем одинакового изменения длин левой и правой рулевых тяг. Если длины левой и правой рулевых тяг будут разные, даже точная регулировка сходимости даст неправильную регулировку углов поворота.
2) Развал и продольный наклон оси поворота
Места и методы регулировки развала и продольного наклона оси поворота зависят от типов автомобилей и подвесок.
Регулировка развала и продольного наклона оси поворота осуществляется раздельно или одновременно, в зависимости от системы подвески.
Поскольку сходимость изменяется при регулировке развала и/или продольного наклона оси поворота, после этих регулировок следует всегда проверять сходимость. Процесс регулирования зависит от модели автомобиля, поэтому за подробностями обращайтесь к соответствующему руководству по ремонту.
Обзор методов регулировки для автомобилей, имеющих отдельные механизмы регулировки развала и продольного наклона оси поворота, приведен на следующих трех страницах.
ДЛЯ СПРАВОК
В настоящее время системы подвесок, у которых можно регулировать развал и продольный наклон оси поворота, ограничены несколькими типами.
(1) Раздельная регулировка развала
В соединении между амортизатором и поворотным кулаком предусмотрен эксцентриковый механизм. Развал регулируется изменением относительного угла между амортизатором и поворотным кулаком.
Этот способ регулировки развала используется в подвесках стоечного типа.
(2) Раздельная регулировка продольного наклона оси поворота
Продольный наклон оси поворота регулируется изменением расстояния между нижним рычагом и стойкой с помощью гайки или распорной детали штанги стойки. Этот способ регулировки используется для подвесок стоечного или двухрычажного типов, в которых штанга стойки расположена впереди или позади нижнего рычага.
(3) Одновременная регулировка развала и продольного наклона оси поворота
(а) На внутреннем конце нижнего рычага предусмотрен установочный болт с эксцентриком. Поворот этого болта сдвигает ось нижнего рычага влево или вправо. Это вызывает перемещение нижнего шарового шарнира по дуге, потому что нижний рычаг удерживается штангой стойки. Происходит одновременная регулировка развала и продольного наклона оси поворота. Этот способ регулировки используется для подвесок стоечного и двухрычажного типов.
ДЛЯ СПРАВОК
Развал и продольный наклон оси поворота автомобиля ’’Лексус» LS400 регулируются как указано выше в п.п. (2) и (3) (а).
(б). Между осью верхнего рычага и опорной поверхностью рамы предусмотрены регулировочные прокладки. Угол установки верхнего рычага, т.е., положение верхнего шарового шарнира, изменяется путем увеличения или уменьшения числа и/или толщины регулировочных прокладок. Поскольку ось верхнего рычага крепится к раме в двух точках (с регулировочными прокладками спереди и сзади), развал и продольный наклон оси поворота можно отрегулировать одновременно. Этот способ регулировки применяется в подвеске двухрычажного типа.
(в.) Спереди и сзади нижнего рычага используются установочные болты с эксцентриками. При повороте этих эксцентриков изменяется угол установки нижнего рычага, изменяя, тем самым, положение нижнего шарового шарнира. Этим способом, как и способом, приведенным в п. (б.) , где можно изменять угол установки верхнего рычага, используя упомянутые регулировочные прокладки, можно регулировать одновременно развал и продольный наклон оси поворота. Этот способ регулировки используется в подвеске двухрычажного типа.
(4) Пример регулировок развала и продольного наклона оси поворота
Здесь, используя пример регулировки развала и продольного наклона оси поворота путем вращения установочных болтов с эксцентриками, мы рассмотрим, насколько нужно поворачивать установочные болты.
Ниже показан пример стандартных величин:
Развал | Продольный наклон оси поворота | ||
Стандартная проверка | Стандартная регулировка | Стандартная проверка | Стандартная регулировка |
45’±45′ | 45’+30′ | 2°30’±45′ | 2°30’±30′ |
(а) Измерьте развал и продольный наклон оси поворота
Величины, полученные при измерении: Развал: 2°
Продольный наклон оси поворота: 3°
(б.) Проверьте, находятся ли полученные при измерении величины в пределах стандартных значений. В приведенном здесь примере развал имеет отклонение от стандартных значений, поэтому необходима регулировка.
(в) Найдите пересечение (А) линии развала 2° и линии продольного наклона оси поворота 3° на номограмме.
(г.) Проверьте по номограмме, насколько нужно повернуть передний и задний регулировочные эксцентрики.
Передний эксцентрик: +7,5 (поверните болт на 7,5 делений по шкале в направлении ’’плюс”).
Задний эксцентрик: +5 (поверните болт на 5 делений по шкале в направлении . «плюс”).
(д.) Снова измерьте развал и продольный наклон оси поворота, чтобы убедиться в соответствии полученных при измерении величин их стандартным значениям. (Если они не находятся в пределах стандартных значений, проверьте, не деформирован ли рычаг подвески и т.д.).
3) Угол поворота колеса Можно отрегулировать при наличии стопорного болта поворотного кулака, но нельзя отрегулировать, если такого болта нет.
2. УСТАНОВКА ЗАДНИХ КОЛЕС
Установка задних колес независимой задней подвески производится путем регулировки развала и сходимости. Способ регулировки развала и сходимости различен для различных типов подвески. Некоторые модели не имеют механизма регулировки развала.
1) Сходимость
Обычно предусматривается рычаг с эксцентриком, который определяет положение колеса относительно кузова. Путем поворота этого эксцентрика рычаг можно сдвинуть влево или вправо, изменяя направление колеса и, тем самым, регулируя сходимость.
Подвеска двухзвенного типа со стойкой
Как и при регулировке сходимости передних колес, если длина задних рычагов (правого и левого) неодинакова при раздельной регулировке сходимости задних колес, углы левого и правого колес будут различными независимо от правильности установки сходимости. По этой причине, прежде всего, откорректируйте углы левого и правого колес, а затем отрегулируйте сходимость.
2) Развал
В двухрычажной подвеске одновременно регулируются развал и сходимость. Причина того, что развал и сходимость изменяются одновременно, состоит в том, что на нижних рычагах № 1 и № 2 установлены эксцентрики ниже оси колеса, поэтому если один из рычагов сдвинуть влево или вправо, то изменяется и сходимость.- Если сдвинуть на одинаковую величину оба рычага влево или вправо, изменится развал.
Регулировки можно производить таким же способом, как и для регулировки развала и продольного наклона оси поворота передних колес, используя подобную номограмму.
ПОИСК И УСТРАНЕНИЕ НЕИСПРАВНОСТЕЙ, ИСПОЛЬЗУЯ СУММАРНЫЙ УГОЛ
Суммарный угол рассматривается как сумма углов развала (а) и поперечного наклона оси поворота (b).
Если измерение развала и/или поперечного наклона оси поворота выходит за пределы стандартных значений, причину дефекта зачастую можно отыскать путем проверки суммарного угла, как показано ниже:
ВНИМАНИЕ!
У некоторых передних подвесок стоечного типа, используемых в переднеприводных автомобилях с передним расположением двигателя, допускается раздельная регулировка развала. В таких случаях определить причину неправильного развала и поперечного наклона оси поворота с помощью суммарного угла становится невозможным.
УГЛЫ УСТАНОВКИ КОЛЕС | НЕИСПРАВНОСТЬ | ||
Наклон поперечной оси поворота | Развал | Суммарный угол | |
Правильный | Меньше, чем в технических требованиях | Меньше, чем в технических требованиях | Изгиб цапфы |
Меньше, чем в технических требованиях | Больше, чем в технических требованиях | Правильный | Изгиб нижнего рычага подвески |
Больше, чем в технических требованиях | Меньше, чем в технических требованиях | Правильный | Изгиб верхнего рычага подвески |
Меньше, чем в технических требованиях | Больше, чем в технических требованиях | Больше, чем в технических требованиях | Изгиб нижнего рычага подвески и цапфы |
Углы установки колёс — это… Что такое Углы установки колёс?
Углы установки автомобильных колёс, известные в обиходе как «развал-схождение», влияют на устойчивость автомобиля, его управляемость и износ шин.
Для всех колёс
Развал
Колесо с отрицательным углом развала
Разва́л — между вертикалью и плоскостью вращения колеса. Развал считается отрицательным, если колёса направлены верхней стороной внутрь, и положительным, если верхней стороной наружу.
Развал на автомобиле с независимой или полунезависимой подвеской меняется с изменением крена автомобиля, и ещё с изменением загрузки. В тяжёлых грузовиках «Татра» развал задних колёс на незагруженном автомобиле настолько велик, что автомобиль едет опираясь только на внешние покрышки.
Развал обеспечивает максимальный контакт протектора шины с поверхностью дороги при движении автомобиля и устойчивость на поворотах. Отрицательный развал улучшает устойчивость в поворотах. Положительный развал применяется лишь в двух местах:
На двухрычажных подвесках развал, как правило, можно менять. На автомобилях с подвеской «Макферсон» уменьшение клиренса путём простого укорочения пружин приведёт к изменению всех четырёх углов установки колёс. Для изменения клиренса нужно менять весь узел крепления подвески.
Изначально измерялся при помощи отвесов и уровней различных систем, в настоящее время используются либо оптические датчики с компьютерной обработкой результатов, либо гравитационные датчики наклона.
На других языках: en:Camber angle.
Схождение
Схожде́ние — угол между направлением движения и плоскостью вращения колеса. Очень часто говорят о суммарном схождении двух колёс на одной оси. В некоторых автомобилях можно регулировать схождение как передних колёс, так и задних.
Схождение измеряют в градусах/минутах (знаки °’) и в миллиметрах. Схождение в миллиметрах — это расстояние между задними кромками колёс, минус расстояние между передними кромками колёс(в справочниках обычно приводятся данные по штатным колёсам, при произвольном диаметре колеса необходим пересчёт). Это определение верно только в случае неповреждённых, правильно смонтированных колёс. В противном случае применяется процедура «ран-аут» (run out), вычитающая биение колеса из величины схождения.
Именно неправильно отрегулированное схождение является основной (но не единственной) причиной ускоренного износа покрышек. Одним из первых признаков неправильно установленного схождения является визг покрышек в повороте при небольшой скорости. При схождении в 5 и более мм покрышка полностью сотрётся менее чем за 1000 км.
На других языках: en:Toe (automotive).
Для управляемых колёс
Кастр (продольный угол наклона оси поворота колеса)
Кастр, кастер или кастор (en:Caster angle) — угол между вертикалью и проекцией оси поворота колеса на продольную плоскость автомобиля. Продольный наклон обеспечивает самовыравнивание управляемых колёс за счёт скорости автомобиля. Другими словами: автомобиль выходит из поворота сам; руль, который отпущен и обладает свободным ходом, сам возвращается в положение прямолинейного движения (на ровной дороге, с отрегулированными механизмами). Это происходит, естественно, при положительном кастре. Например, кастр позволяет ездить на велосипеде, не держась за руль.
Патент Артура Кребса (1896) гласит: «Чтобы обеспечить устойчивость переднего моста, то есть, чтобы автоматически устанавливать оси колёс параллельно… передняя ось располагается на некотором расстоянии позади проекции оси рулевого механизма…»
На обычных автомобилях кастр превышает 6°[1]. Спортсмены устанавливают данное значение на несколько градусов выше, что делает ход автомобиля устойчивее, а также повышается стремление авто к прямолинейному движению. И наоборот, на цирковых велосипедах или на погрузчиках кастр часто равняется нулю, так как скорость перемещения сравнительно невелика, но при этом есть возможность повернуть по меньшему радиусу. Но автомобиль создается для большей скорости, поэтому требует лучшей управляемости.
Поперечный угол наклона оси поворота колеса
Угол поперечного наклона (en:Kingpin inclination, KPI) — ( угол между вертикалью и проекцией оси поворота колеса на поперечную плоскость автомобиля. Этот угол обеспечивает самовыравнивание управляемых колёс за счёт веса автомобиля.
Примечания
- ↑ Краткий автомобильный справочник. — 10 изд. — М.: Транспорт, 1985. — 220 с.
Литература
- «Данные установки колес 2010 (проверка, установка передних и задних колес)», Легион-Автодата: 1999—2010, 512с, ISBN 978-1-905922-40-6