Замена троса ручника своими силами на ВАЗ 2110
Ручник — так в просторечии называют стояночный тормоз. Он имеется в любом автомобиле — не исключение и ВАЗ 2110. Именно ручник используют при стоянке на длительное время (более 5 минут). Также без него не обойтись при остановке на поверхностях в уклоном. И разумеется в экстренной ситуации (например, при отказе обычных тормозов) именно стояночный тормоз позволяет быстро и эффективно остановить движущийся автомобиль.
Устройство и работа стояночного тормоза ВАЗ 2110
Стояночный тормоз состоит из двух частей:
- Тормозные механизмы.
- Тормозной привод — именно с помощью его водитель ВАЗ 2110 воздействуя на рычаг ручного тормоза передает, усилие тормозным механизмам. Этот рычаг находится справа от водителя в пространстве между сиденьями. В конструкции ручника есть храповой механизм (он и издает характерные щелчки при использовании) — при помощи его фиксируется рычаг в рабочем положении. Кроме этого на рычаге есть особая кнопка — она включает на приборной панели светящуюся пиктограмму активированного стояночного тормоза.
Далее рычаг с помощью трех тросов — переднего (на нем расположена возвратная пружина) и двух задних (они соединены с тормозными механизмами колес) осуществляет прямое воздействие на тормозные устройства непосредственно в задних колесах автомобиля.
На задних колесах ВАЗ 2110 установлен тормозной механизм барабанного типа. Один из задних тормозных тросов, соединенный с особым рычагом, воздействует на тормозную колодку. Она смещается к тормозному барабану. В итоге колесо стопорится и происходит торможение.
Показания к замене тормозного троса ВАЗ 2110
В ходе эксплуатации, даже при отсутствии нареканий, после каждых 30 тысяч километров пробега нужно произвести полный осмотр системы стояночного тормоза.
При этом могут быть замечены следующие явления:
- Явные следы износа у наконечников тормозного троса.
- Повреждены некоторые стальные нити, из которых состоит трос.
- Ход троса в оболочке затруднен, даже после обильной смазки
- Храповый механизм рычага тормоза, при его использовании, издает больше 6-8 щелчков.
- При использовании ручного тормоза, торможения как такового нет — автомобиль сдвигается с места сам на уклоне или при толчке на ровном месте.
Любое из перечисленных явлений — повод к незамедлительной смен тросов стояночного тормоза у ВАЗ 2110.
Порядок замены тросов стояночного тормоза ВАЗ 2110
Необходимые инструменты и оборудование:
- Эстакада или смотровая яма.
- Противооткатные упоры (тормозные башмаки).
- Надежные подпорки для корпуса автомобиля.
- Два домкрата.
- Две монтировки.
- Большая отвертка (со шлицем не менее 10 мм).
- Один рожковый ключ №10.
- Один рожковый ключ №13.
- Один накидной ключ №13.
Основные действия при замене троса стояночного тормоза ВАЗ 2110:
- Поставить автомобиль на эстакаду или над смотровой ямой в гараже. Здесь же зафиксировать передние колеса тормозными башмаками.
- Поднять вверх кормовую часть автомобиля с помощью двух домкратов и зафиксировать это положение надежными подпорками.
- Опустив рычаг ручного тормоза в низ до упора, снимают последовательно задние барабаны и колодки. Все они тщательно осматриваются на предмет износа. Он не должен превышать 30% от идеального состояния (говоря о тормозных колодках, нужно уточнить, что смотрят на их толщину. Она не должна быть менее 65% от толщины новых колодок)
- Освободить доступ к уравнителю, путем демонтажа глушителя.
- Демонтировать сам уравнитель с помощью откручивания гайки и контргайти, крепящих его к тормозному тросу.
- Освободить трос из креплений на днище авто.
- Вынуть тормозные колодки и освободить связанный с ними рычаг (здесь рекомендуется использовать большую отвертку) — отсоединить от него наконечники задних тормозных тросов.
- С осторожностью вынуть тормозной трос из тормозного щита. Эту и предыдущую операцию лучше выполнять с помощником, так как легко повредить руки после ослабления гайки фиксатора.
- Все места прохождения и крепежа тормозного троса нужно тщательно очистить металлической щеткой от грязи и ржавчины.
- Обработать все детали крепления и прохождения троса преобразователем ржавчины. При его отсутствии часто рекомендуют 6% уксусную кислоту (не путать со столовым уксусом!). Все эти действия нужно осуществлять в резиновых перчатках и специальных очках для защиты глаз от случайных брызг опасных веществ.
- Новый тормозной трос вставляется в тормозной щит. Потом прикрепить его с помощью наконечников к рычагу, связанному с тормозными колодками.
- Закрепить все детали на положенных им местах.
- Проверить работоспособность тормоза — проехав небольшой отрезок пути затормозить. После этого измерить (можно рукой) температуру тормозных барабанов. Она должна быть не выше температуры других деталей. Если же наблюдается нагрев, то нужно заново отрегулировать степень натяжения тормозного троса.
Замена тросика ручника на ВАЗ-2110: фото и видео
Чтобы экстренно затормозить в аварийной ситуации или надежно поставить машину под склоном более чем на 6 минут с выключенным двигателем, потребуется ручник. В действие эта система приводится при помощи рычага, который расположен в салоне между передними сидениями.
Особенности ручного тормоза на ВАЗ-2110
Устройство ручного тормоза на автомобиле ВАЗ-2110.
Иногда замена тросика может быть произведена своими силами, если нет поблизости СТО. Такую работу рекомендуется выполнять при наличии минимального опыта. Когда такого нет, то замену должны производить специалисты в сервисе. Это обеспечит более качественную работу и даст гарантию.
В правилах дорожного движения указано, что ручник должен удерживать транспорт на склоне в 25%. При этом водитель натягивает рычаг на 6-7 щелчков.
Осмотр троса
Когда автомобиль эксплуатируется долгое время без проведения ТО, то осуществлять осмотр тормозного тросика надо раз в год.
Для этого надо поставить авто на ровной горизонтальной площадке и натянуть рычаг привода троса в салоне. Должно прозвучать 6-8 щелчков.
После этого надо выйти из салона и попытаться сдвинуть машину, приложив усилие. Щелчков обязательно не должно быть больше восьми. Когда автомобиль покатиться при затянутом тросе, то надо провести его регулировку
.Узел регулировки ручного тормоза: 1 — контргайка, 2 — регулировочная гайка, 3 — тяга рычага, 4 — уравнитель тросов.
Проверка троса
Для этого стоит выполнить следующие действия:
- Поставить автомобиль на смотровую яму.
- Подложить под колеса башмаки, чтобы авто не двигалось.
- Поднять заднюю часть машины на домкрате.
- Рычаг опустить вниз до упора.
- Проверить барабаны на колесах. Износ накладок не должен быть больше четверти от общего объема.
- Трос не должен иметь потертостей и обрывов. При таких факторах он будет плохо ходить в кожухе.
Изнашиваться система может у любого транспорта во время его эксплуатации.
Повреждение оболочки троса.
Обрыв жилы троса.
Замена троса
Замена должна проводиться в таких случаях:
- Оборваны две или более нитей троса.
- Есть выработка на наконечниках.
- Трос трудно перемещается в кожухе.
Инструмент
Потребуются такие инструменты:
Алгоритм работы
Работы по замене проводятся так:
- Отпустить рычаг вниз до упора.
- Снять глушитель.
- Открутить гайки уравнителя на регулировочном узле.
Откручиваем гайки и снимаем распределитель.
- Вынуть кожух с уравнителя, открутив две гайки на 10.
- Снять крепление тросов.
Снимаем трос с креплений.
- Снять колодки на задних колесах и отсоединить от них трос.
Снимаем барабаны, отцепляем трос от рычага и выводим его из тормозного щита.
- Вынуть трос из защиты.
Чтобы легче было проводить такие работы, их рекомендуется выполнять вдвоем. Один будет оттягивать, а второй откручивать гайки.
- После демонтажа троса потребуется все места крепления к кузову и резьбовые соединения смазать и почистить от ржавчины. Также важно почистить и места прохода кожуха в креплениях на кузове. Использовать для этого можно уксус, который разъедает ржавчину. Все работы надо проводить в защитных средствах, чтобы не пораниться.
- После этого в магазине нужно приобрести новый комплект планок для распора в тормозных барабанах. Если потребуется, то колодки тоже стоит заменить. Установка тросика проводится в обратном порядке.
Новый трос перед установкой лучше смазать машинным маслом.
Тяга рычага тщательно очищается и смазывается Литолом.
Регулировка хода троса ручника на ВАЗ-2110
Рычаг должен крепко затягивать трос при 2-4 щелчках.
- Колодки ставятся на место и надеваются колеса. Они должны изначально вращаться свободно при отпущенном рычаге.
- Потом на автомобиле стоит проехать 1-2 километра. При этом надо несколько раз затормозить.
- Потом стоит попробовать барабан рукой. Он не должен быть горячим. Когда он нагреется сильней, то трос нужно немного отпустить.
- Всю процедуру повторять до тех пор, пока барабан не перестанет греться.
Крутить гайку ручника намного удобнее головкой с удлинителем.
Проверка на склоне
Также работу ручника можно проверить и на склоне. Для этого нужно заглушить мотор и поставить авто на ручник, включив нейтральную передачу.
Рекомендации
Покупать трос для замены надо только от официального производителя. Также можно использовать и его аналоги. Данные моменты лучше уточнять у менеджеров в точке продаж.
Чтобы избежать аварийной ситуации на дороге и быть уверенным в своей безопасности, нужно проводить плановые осмотры ручника раз в год, когда автомобиль эксплуатируется постоянно.
Видео о том, как отрегулировать ручник на переднеприводном автомобиле ВАЗ
Замена троса ручника на ВАЗ 2110, ВАЗ 2111, ВАЗ 2112
Добро пожаловать!
Трос ручного тормоза – со временем он растягивается и приходит в негодность, а иногда даже бывает что он рвётся (На самом деле всё от его качества зависит, некоторые тросы бывают вообще даже и не растягиваются), все эти проблемы связанные с тросом, вызывают кучу неудобств, всё начинается с того, что автомобиль попросту на ручник нельзя будет поставить или он будет держать машину, но очень и очень слабо, поэтому чтобы таких неудобств не было, трос время от времени подлежит замене на новый, сделать это не сложно и можно самому и даже ехать на сервисы не нужно.
Примечание!
Для осуществления работ по замене троса, рекомендуем чтобы было удобно работать: Во-первых загнать автомобиль на смотровую яму и во-вторых запастись воротком и к нему накидными головками, если у вас нет такой возможности, тогда обычными ключами запаситесь, такими как накидные и гаечные!
Краткое содержание:
Где находится трос ручника?
Он проходит под днищем автомобиля, чтобы более подробно понять его месторасположение, сперва на ручник нужно будет глянуть (Указан красной стрелкой на большом фото), рядом с ним есть кронштейн он ещё синей стрелкой указан, так вот под днищем трос точно в этом же месте располагается, вообще троса всего три и два последних обязательно должны заменяться в сборе (Парой), первый трос это тот который от ручника идёт (Маленький трос, см. маленькое фото), два вторых это которые к кронштейну подсоединяются, кронштейн так же показан на маленьком фото и указан синей стрелкой.
Когда нужно менять трос ручника?
Он от старости может приржаветь или если им не пользоваться, точно такая же ситуация случится, в связи с этим в оболочки он начнёт перемещаться с большим трудом, будет заедать и даже возможно толком не держать машину, кроме этой проблемы, трос нужно менять когда он размахрился (Это можно понять взглянув на него) или сильно вытянулся (Если трос даже регулировкой нельзя уже настроить, то он сильно вытянулся, как регулировать трос, читайте в этой же статье ниже).
Как заменить трос ручника на ВАЗ 2110-ВАЗ 2112?
Примечание!
Сразу перед тем как преступить к работе, оба задних тормозных барабана снимите с автомобиля, потому что концы троса к тормозным колодкам прикрепляются, а не сняв барабан вы никак до колодок не доберётесь (О том как его снять, читайте в статье: «Замена тормозных колодок на десятке»)!
Снятие:
1) В начале подлезьте под автомобиль и при помощи двух ключей, в том месте которое указано красной стрелкой, ослабляем затяжку контргайки (Всего в том месте две гайки, обе они контрятся, первая гайка которая стоит ближе к кронштейну, это регулировочная, вторая же то контргайка, благодаря ним кстати можно трос отрегулировать, делается это вот как: Контр гайка ослабляется и регулировочная вращается в нужном направлении, тем самым кронштейн начинает перемещаться и происходит регулировка троса, в завершение контр гайка вновь стопорит регулировочную и тем самым трос отрегулирован) и после чего можете их обе выкручивать, когда гайки будут у вас в руках, отведите кронштейн назад и главный трос (Его ещё тягой называют) выведется из кронштейна (см. маленькое фото).
Примечание!
После проделанной операции, из кронштейна выньте оба конца троса, один для наглядности стрелкой показан и как только они окажутся вынутыми, отложите кронштейн в сторонку, чтобы он не мешал дальнейшей работе по замене троса!
2) Теперь при помощи двух отвёрток или можно чисто одной запастись, выньте кончики троса из крючков рычагов, более подробно на фото ниже всю информацию смотрите, в двух словах, кончики (Один из кончиков синей стрелкой указан) к крючкам подсоединены и вот их нужно и вынуть (По одному кончику на каждое колесо), чтобы ещё в одних местах наконечники тросов освободить.
3) Ну и в завершение, выньте из второго кронштейна оболочки обоих тросов, а так же отвернув две гайки (По одной на каждый кронштейн), снимите дополнительные кронштейны с рычагов (см. маленькое фото ниже) и после чего, полностью снимите оба троса с автомобиля, но только учитывайте что они идут крест на крест, поэтому при обратной установки, не забудьте это и обязательно учитывайте.
Установка:
Установка обоих тросов осуществляется в обратном порядке, все снятые кронштейны обязательно подсоедините на свои места, чтобы тросы не болтались и не задевали не за что лишнее.
Дополнительный видео-ролик:
Более подробно увидеть процесс замены троса, вы можете в ролике, который размещён чуть ниже, кроме этого в нём ещё объясняется процедура замены самого ручка, возможно вам и это понадобится.
Замена троса ручника на ВАЗ-2110
Ручник, по-научному ручной или стояночный тормоз – незаменимая часть автомобиля, пользу которой многие недооценивают.
Ручник – это рычаг, который в неожиданной ситуации поможет совершить экстренное торможение автомобиля, а в сложной – тронуться с места на горке, без ущерба сзади стоящим автомобилям. И все же основной задачей ручного тормоза является удержание машины от случайного движения.
Ручник существенно облегчает жизнь автомобилистам, а иногда даже выручает. Поэтому, чтобы не случилось форс-мажорной ситуации и в необходимый момент ручной тормоз не подвел, нужно следить за состоянием троса, за его исправностью.
Как выявить неполадки в работе ручного тормоза? Перечислим основные проблемы и причины сбоя в работе ручника.
Основные неисправности ручного тормоза:
- Тяжело или совсем невозможно поставить машину на ручник, трос тяжело перемещается.
Причина: в середине лопнули нити и распушились;
- Машина катится, даже при поднятом ручнике.
Причина: трос слабо натянут;
- При попытке поставить на ручник, машина приседает на один бок.
Причина: порвался один тросик;
- Ручник слишком легко поднимается, а машина катится.
Причина: трос износился, начали рваться нити.
При выявлении неисправности, трос следует заменить. Если поблизости не оказалось автосервиса, вооружитесь двумя ключами на «13», одним на «10», баллонным ключом и плоскогубцами. Поехали!
Замена троса ручного тормоза
1. Убедитесь, что машина стоит не на ручнике. Если это так, опустите его. Чтобы обеспечить себе безопасность и предотвратить откат машины, поставьте ее на скорость и под передние колеса положите противо-откаты.
2. Далее срываем колесные болты баллонным ключом против часовой стрелки, «домкратим» машину и снимаем любое из задних колес.
3. Выкручиваем два барабанных болта и ими, путем вкручивания в специальные отверстия в барабане, снимаем его.
4. Плоскогубцами снимаем верхнюю и нижнюю пружины, ослабляя тем самым колодки, получая доступ к внутренним пружинам, отодвинув которые, беспрепятственно снимаем колодки.
5. Выдергиваем тросик из тормозного щита.
6. Ослабляем держатель троса на балке и вытягиваем из него тросик.
7. Отодвигаем резонатор (глушитель) в сторону рукой, если не получается, снимаем глушитель.
8. Ослабляем гайки натяжителя ручника (1,8). Снимаем с крепления (4) и рычага (3).
9. Вытягиваем рубашку тросика из уравнителя и вытаскиваем тросик из тяги.
С другим колесом делаем тоже самое.
Собираем в обратной последовательности.
Итоги замены
После сборки, следует проверить правильность замены тросика.
Для этого необходимо:
- Поднять заднюю часть машины с помощью домкрата, либо загнать на смотровую яму;
- Опустить рычаг вниз до конца;
- Ослабить контргайку и затянуть до натяжения троса регулировочную гайку;
- Проверить щелчки, норма от 2 до 5;
- Для надежности закрутить контргайку, придерживая регулировочную от проворачивания.
Проверяем работу ручника: ставим машину на ручник и вращаем колеса. Вращение должно быть равномерным и без трений.
Для большей уверенности выбираем крутую горку (с примерным уклоном не менее 25%) и ставим машину на ручной тормоз. Стоит? Значит замена произведена правильно.
Замена троса ручника ВАЗ 2110 — Лада мастер
Стояночный тормоз в автомобилях может использоваться по-разному, и не только на стоянке. Это полезная и действенная мера по повышению безопасности, но в некоторых случаях, при правильном использовании, ручник может служить дополнительным средством не просто безопасности, но и управления. В любом случае, он должен быть исправен. Даже в автомобиле ВАЗ 2110, где система стояночного тормоза реализована по старой классической схеме.
Содержание:
- Механический износ ручника
- Трос стояночного тормоза и особенности его эксплуатации
- Износ задних барабанных тормозов
- Принцип регулировки троса ручника
- Регулировка и замена троса ручника ВАЗ 2110
- Особенности операции по замене троса
Механический износ ручника
Принцип работы ручника на всех автомобилях с барабанным типом задних тормозов просто, хоть и имеет некоторые нюансы от модели к модели. Но на десятке все просто. Посредством ручки стояночного тормоза водитель приводит в движение трос, который двумя концами вводится в зацепление с рычажным механизмом активации ручного тормоза в тормозных барабанах. На диске суппорта трос входит в зацепление с приводным рычагом, который разводит колодки, блокируя тем самым задние колеса.
В процессе эксплуатации автомобиля тормозные колодки изнашиваются, а поскольку механический привод ручника не имеет автоматической регулировки величины рабочего хода троса в зависимости от износа колодок, приходится регулировать натяжение троса вручную. Не такая это и проблема, единственное, что осложняет регулировку — постоянная грязь и ржавчина на регулировочных соединениях.
Трос стояночного тормоза и особенности его эксплуатации
Основным элементом привода стояночного тормоза есть трос, который хоть и железный, но имеет свой ресурс. Трос работает в довольно сложных условиях, постоянно в пыли и грязи, воде и соли, поэтому ресурс его может быть не таким высоким, как этого хотелось бы. Со временем трос растягивается. Это и есть основная причина замены — изменение длины троса может не позволить колесам заблокироваться, хотя ручка тормоза может быть поднята на максимальную высоту. Здесь некоторое время может помочь регулировка, которая сводится, в принципе, к укорачиванию троса.
До бесконечности трос укорачивать механизм не сможет, да и сам трос не всегда может выдержать нагрузки и начинает лопаться, от прожилки к прожилке, постепенно уменьшаясь в диаметре. И так до тех пор, пока его сечение не станет критическим и он попросту порвется.
Износ задних барабанных тормозов
Причиной некорректной работы ручного тормоза может стать не только трос, он, как правило, держится до последнего и замена троса ручника ВАЗ 2110 может проводиться крайне редко, в зависимости от того, какую роль ручному тормозу выделяет водитель. По правилам, как учат в автошколах, ручник вообще чуть ли не главный помощник водителя в критических ситуациях. Если что — дергай за ручник. Как парашют. Но на самом деле, гораздо эффективнее и проще во время движения и при трогании с места в сложных условиях, пользоваться тормозом, а не ручником, хотя для этого нужен опыт и умение.
Как бы там ни было, износ тормозных колодок тоже сильно влияет на работу ручника и если в системе тормозов реализована регулировка зазора между барабаном и колодкой, то с ручником приходится разбираться самостоятельно. Регулировать его нужно время от времени. По опыту и по указаниям того же ВАЗа, ручник должен полностью блокировать колеса за три щелчка. Если больше — тросу светит замена или регулировка.
Принцип регулировки троса ручника
Очень просто. Только нужно разгрузить багажник от дополнительных тяжестей. В том смысле, что там не должно быть сейфов, холодильников, стиральных машин, картошки и прочего груза. Иначе вся регулировка пойдет коту под хвост. Дело в том, что при просаживании кормы натяжение троса немного увеличивается.
Незначительно, но этого достаточно, чтобы сбить регулировку полностью. Так вот, для регулировки натяжения троса необходима смотровая яма или эстакада. Подъемник не пойдет, как и домкрат. Колеса должны стоять на земле и быть нагруженными.
Регулировка и замена троса ручника ВАЗ 2110
Когда автомобиль стоит на ровной поверхности, а механик с ключом на 13 и на 14, с плоскогубцами и жидкостью WD40 находится под машиной, он может приступать к регулировке или замене троса. Регулировка производится путем отпускания контрогайки и подтяжки регулировочной гайки до нужного натяжения троса. Для того, чтобы сорвать гайку, вероятнее всего, придется воспользоваться либо WD40, либо тормозной жидкостью для отмачивания грязи.
Для замены троса ручного тормоза необходимо полностью провести демонтаж задних тормозных барабанов и старого троса. Операция сама по себе не сложная, но займет пару часов времени именно из-за количества демонтажных работ. Менять желательно оба троса парой, чтобы после замены снова не проводить разборку второй раз, но уже другого колеса.
Особенности операции по замене троса
Демонтаж и монтаж нового троса не требует каких-либо пояснений и дополнительных инструкций, поскольку работа выполняется точно по такой же схеме, как при замене задних тормозных колодок, только без демонтажа самих колодок.
Единственное, что нужно запомнить — тросы располагаются по отношению к компенсатору крест-накрест в районе заднего моста.
После установки нового троса необходимо провести его регулировку уже после того, как задний мост будет в сборе. Проверяйте трос время от времени и меняйте его лучше весной или летом загодя. Зимняя замена троса — не самая приятная процедура. Снимайтесь с ручника вовремя и приятных всем путешествий!
Читайте также Вакуумный усилитель тормозов Ваз 2110 — цена, Тормозная система Ваз 2109