Схема системы зажигания двигателя змз 4063: Схема микропроцессорной системы зажигания двигателей ЗМЗ-4061, -4063 ГАЗель. – 403 — Доступ запрещён

Содержание

Система зажигания двигателей ЗМЗ-4061, -4063 ГАЗель.

Система зажигания двигателей ЗМЗ-4061, -4063 ГАЗель.

Автомобили с двигателями ЗМЗ-4061, -4063 оснащаются бесконтактной системой зажигания с микропроцессорным блоком управления.

Схема микропроцессорной системы зажигания двигателей ЗМЗ-4061, -4063 ГАЗель.

Коды неисправностей системы зажигания двигателей ЗМЗ-4061, -4063 ГАЗель.

Система состоит из электронного блока управления, датчиков, двух катушек зажигания, свечей зажигания, наконечников свечей, соединительных проводов высокого и низкого напряжения.

Блок управления (контроллер).

Электронный блок управления — это специализированный компьютер, который обрабатывает данные, полученные от датчиков синхронизации, абсолютного давления, детонации и температуры, управляет работой двух катушек, подавая на них импульсы низкого напряжения, и электромагнитного клапана ЭППХ.

Искрообразование происходит одновременно в двух цилиндрах: первом и четвертом либо втором и третьем.

Блок МИКАС 5.4 209.3763-004.

(МКД 105) установлен под капотом на щитке передка. При неисправности датчиков давления, температуры и абсолютного давления блок переходит в резервный режим работы. Двигатель при этом продолжает работать, хотя и не в оптимальном режиме. Это позволяет доехать до места ремонта.

Блок управления диагностирует цепи датчиков, а также проверяет исправность собственной схемы.

При обнаружении неисправности блок включает лампу сигнализатора.

Система диагностики блока управления имеет несколько режимов работы.

Рабочий режим.

При включенном зажигании электронный блок управления постоянно контролирует входящие сигналы от датчиков. О неисправностях, которые появляются и исчезают, блок информирует коротким (около 0,5 с) включением лампы сигнализатора.

При этом коды неисправностей, появляющиеся чаще одного раза в две минуты заносятся в память электронного блока. Коды неисправностей, которые не появляются в течении более двух часов будут стерты из памяти.

О неисправности, которая постоянно присутствует в системе, информирует постоянно горящая лампа сигнализатора.

Режим вывода диагностической информации.

В этом режиме электронный блок с помощью лампы сигнализатора отображает коды неисправностей, зафиксированные в памяти.

Каждой неисправности соответствует двух- или трехзначный световой код. Каждой цифре кода соответствует серия коротких (по 0,5 с) вспышек лампы сигнализатора. Между сериями вспышек следует пауза (около 1,5 с).

После того, как все цифры одного кода будут переданы (2 или 3 серии вспышек в зависимости от того, двух- или трехзначный код) следует длинная (около 4 с) пауза.

Например, неисправность под кодом «197» будет передана в такой последовательности: одно короткое включение, короткая пауза, девять коротких включений, короткая пауза, семь коротких включений, длинная пауза.

Код каждой неисправности повторяется трижды.

Режим работы с диагностическим оборудованием.

Для более полной проверки или, когда сигнализатор не работает, к диагностическому разъему подключают специальный тестер DST-2M.

Такую работу могут выполнить только специалисты, располагающие необходимым оборудованием.

Режим удаления кодов неисправностей.

Коды неисправностей стираются из памяти при отключении аккумуляторной батареи.

Датчик синхронизации.

Датчик синхронизации – индуктивного типа (2612.1.113 BOSCH или 406.3847113) установлен на переднем торце двигателя внизу, с правой стороны и предназначен для синхронизации работы блока управления с рабочим процессом двигателя. Датчик представляет собой стержневой магнит с намотанной поверх него обмоткой и заключенный в корпус из высокопрочной пластмассы.

При прохождении зубьев диска синхронизации мимо торца сердечника на выводах датчика возникает сигнал, несущий информацию о частоте вращения коленчатого вала, а отсутствующие на диске синхронизации два зубца вызывают импульс сигнала, по которому блок управления определяет верхнюю мертвую точку (ВМТ) первого цилиндра.

При выходе из строя датчика синхронизации и его цепей работа двигателя невозможна.

Проверка и замена датчика синхронизации.

Отключаем аккумуляторную батарею. Тонкой отверткой или шилом снимаем пружинный зажим колодки… и отсоединяем разъем датчика синхронизации. Подсоединяем омметр к центральному и одному боковому выводам. Измеряем сопротивление обмотки датчика, которое должно быть в пределах 700–900 Ом.

Для дальнейшей проверки исправности датчика снимаем его с двигателя. Снимаем брызговик двигателя. Ключом «на 10» отворачиваем болт крепления датчика к блоку цилиндров и вынимаем датчик из отверстия. Отогнув две скобы крепления провода датчика к двигателю, снимаем датчик.

В работоспособности датчика можно убедиться подсоединив к его выводам вольтметр. Быстро подносим металлический стержень к сердечнику датчика – если он исправен, на приборе наблюдаются скачки напряжения.

Неисправный датчик заменяем. Устанавливаем датчик в обратной последовательности. После установки датчика проверяем с помощью набора щупов зазор между его стержнем и зубьями диска синхронизации.

Зазор должен быть в пределах 1–1,5 мм.

Датчик детонации.

Датчик детонации (0261231046 Bosch или GT 305) пьезоэлектрического типа установлен на блоке двигателя под впускным трубопроводом четвертого цилиндра. Датчик воспринимает вибрации стенки блока, вызванные ударными волнами, образующимися при детонационном сгорании в цилиндрах, и выдает на соединительные контакты переменное напряжение, соответствующее уровню детонации двигателя. Блок управления отфильтровывает сигналы, появляющиеся в результате случайных механических воздействий.

При выходе из строя датчика или неисправности в его цепи электронный блок управления перейдет в резервный режим работы с заведомо поздним углом опережения зажигания, включит лампу сигнализатора СЗД и запишет в память код неисправности.

Снятие и проверка датчика детонации.

Выключаем зажигание и отключаем аккумуляторную батарею. Ключом «на 13» отворачиваем гайку крепления датчика к стенке блока цилиндров. Поддев шилом запорную пружину колодки, отсоединяем датчик от разъема.

Подсоединяем к выводам датчика вольтметр и, легко постукивая по корпусу датчика твердым предметом, наблюдаем изменение напряжения.

Отсутствие импульсов напряжения указывает на неисправность датчика. Полностью убедиться в неисправности датчика можно только на специальном вибростенде.

Устанавливаем датчик в обратной последовательности.

Датчик температуры охлаждающей жидкости.

Датчик температуры – полупроводниковый прибор, меняющий свою электрическую проводимость в зависимости от окружающей температуры. В системе зажигания имеется свой датчик температуры охлаждающей жидкости, не связанный с системой охлаждения

Датчик (19.3828 или 405226) установлен в бобышке корпуса термостата, предназначен для контроля блоком управления теплового состояния двигателя.

Снятие и проверка датчика температуры.

Выключаем зажигание и отсоединяем аккумуляторную батарею. Шилом или тонкой отверткой «отщелкнув» пружинный фиксатор разъема, отсоединяем соединительную колодку от датчика температуры. Ключом «на 19» отворачиваем и снимаем датчик. Надеваем на выводы датчика обрезки полихлорвиниловой трубки, вставляем в них оголенные на 7–8 мм концы проводов и собираем схему, изображенную ниже.

Схема проверки датчика температуры.

1 – переменный резистор 10 кОм; 2 – аккумуляторная батарея; 3 – вольтметр; 4 – миллиамперметр; 5 – датчик.

Последними подсоединяем провода к клеммам аккумуляторной батареи, убедившись, что схема собрана правильно. Переменным резистором при помощи миллиамперметра устанавливаем ток в цепи в интервале от 1 до 1,5 мА. Вольтметром измеряем напряжение в цепи при комнатной температуре (около 20°С). Последовательно опуская датчик в нагретую до температуры 25, 40, 60, 80, 90 и 100°С воду, по показаниям вольтметра составляем тепловую характеристику датчика.

У исправного датчика напряжение в цепи должно быть близким к величинам, указанным в таблице.

Характеристика датчика температуры*.

* Для датчика 19.3828 с током питания 1,5 мА.

Неисправный датчик заменяем. Устанавливаем датчики температуры в обратной последовательности. Перед установкой датчика охлаждающей жидкости на место наносим на его резьбу герметик.

Датчик абсолютного давления.

Датчик абсолютного давления установлен на щитке передка справа и предназначен для контроля разрежения во впускном трубопроводе. Датчик меняет выходное напряжение на выводе в зависимости от изменений подведенного к нему давления.

Снятие и проверка датчика абсолютного давления.

Выключаем зажигание, отключаем аккумуляторную батарею. Поддеваем тонкой отверткой или шилом пружинный фиксатор соединительной колодки и отсоединяем колодку от датчика. Снимаем шланг со штуцера датчика. Отверткой отворачиваем винт крепления датчика и снимаем датчик.

Проверяют датчик на специальном стенде.

Для того чтобы убедиться в неисправности датчика, надеваем на выводы «1» и «2» датчика короткие обрезки полихлорвиниловой трубки небольшого диаметра.

Номера выводов обозначены на корпусе датчика.

Вставляем в них оголенные концы проводов от источника постоянного тока напряжением 5 В: «плюс» к выводу «1», «минус» – «2».

Подсоединяем «плюсовой» щуп вольтметра к выводу «3», а «минусовой» – к отрицательному выводу источника тока.

При создании разрежения в датчике (например, ртом через шланг) напряжение на выходе датчика должно уменьшаться.

Датчик абсолютного давления неремонтнопригоден.

Устанавливаем датчик в обратной последовательности.

Катушки зажигания.

Катушка зажигания это трансформатор, преобразующий импульсы низкого напряжения, поступающие от блока управления в первичную обмотку, в высоковольтное напряжение во вторичной обмотке. Катушки — двухвыводные моделей

3012.3705 или 406.3705. Их неисправности чаще всего объясняются перегревом или межвитковым замыканием вследствие работы с недопустимо большими зазорами у свечей зажигания или в местах соединения высоковольтных проводов.

Проверка и замена катушек зажигания.

Выключаем зажигание и отключаем аккумуляторную батарею. Отсоединяем две колодки от разъемов первичной обмотки катушки зажигания. Отсоединяем высоковольтные провода от разъемов вторичной обмотки катушки зажигания. Подключаем к выводам первичной обмотки катушки омметр и измеряем ее сопротивление.

У исправной катушки сопротивление первичной обмотки должно быть в пределах 0,4–0,5 Ом. Чтобы получить точное значение измерений, закоротив щупы вольтметра, измеряем сопротивление проводов прибора. Подключаем к высоковольтным выводам омметр и замеряем сопротивление вторичной обмотки катушки.

У исправной катушки сопротивление вторичной обмотки должно быть в пределах 5–7 кОм. Более точно проверить исправность катушки можно только на специальном стенде. Исправная катушка должна развивать вторичное напряжение не менее 24 кВ, энергию искры – 50 мДж с длительностью 1,5 мс при частоте входного сигнала 50 Гц.

Неисправную катушку зажигания заменяем.

Отсоединив провода, ключом «на 12» отворачиваем два болта крепления катушки к крышке головки блока и снимаем ее.

Устанавливаем катушку и подсоединяем к ней провода в обратном порядке. Аналогично проверяем и при необходимости меняем вторую катушку.

Провода высокого напряжения и наконечники свечей.

Провода высокого напряжения изготовлены из провода ПВ ППВ диаметром 8 мм. На сердечник с ферритовым наполнителем намотана спираль из нихромового провода. Сердечник покрыт изоляцией и оболочкой из поливинилхлорида. На концах проводов установлены латунные наконечники.

Проверка проводов и наконечников свечей.

Для проверки провода вынимаем его наконечники из разъема катушки зажигания и наконечника свечи. Омметром замеряем сопротивление проводов высокого напряжения.

У исправных проводов 1-го и 2-го цилиндров оно должно быть не более 1000 Ом, а 3-го и 4-го – не более 900 Ом.

Угловой наконечник свечи (48.3707200) выполнен из полибутилентерефталата. В нем установлено помехоподавительное сопротивление, снижающее уровень радиопомех, возникающих при работе двигателя. Для проверки его исправности вынимаем наконечник из крышки головки блока. Омметром замеряем сопротивление наконечника, которое не должно превышать 5,60 кОм.

Снятие свечей зажигания.

Свечи зажигания установлены в узких колодцах крышки головки. Для технического обслуживания свечи вынимаем угловой наконечник. Свечным ключом «на 21» (с резиновым кольцом внутри) на удлинителе отворачиваем свечу и извлекаем ее из колодца крышки головки блока.

Аналогично снимаем остальные три свечи.

Система управления зажиганием не содержит механических деталей и поэтому не требует регулировок систематического технического обслуживания.

 

Поделиться ссылкой:

Похожие статьи

Зажигание двигателей ЗМЗ-4061, ЗМЗ-4063 автомобиля Газель

Автомобили с двигателями ЗМЗ-4061, ЗМЗ-4063 оснащаются бесконтактной системой зажигания с микропроцессорным блоком управления

Система состоит из блока управления, двух катушек зажигания типа 30.3705, или 301.3705, или 406.3705, свечей, проводов высокого и низкого напряжения, датчиков, электромагнитного клапана ЭПХХ и сигнальной лампы диагностики

Блок управления установлен в подкапотном пространстве автомобиля на правой стороне щита передка кабины (над аккумуляторной батареей).

Катушки зажигания расположены на крышке головки блока цилиндров.

Электронный блок управления обрабатывает данные, полученные от датчиков системы, и управляет двумя катушками зажигания, подавая на них импульсы низкого напряжения.

Искрообразование происходит одновременно в двух цилиндрах: 1-м и 4-м или во 2-м и 3-м.

Помимо этого блок управления получает сигналы от датчиков положения коленчатого вала (синхронизации), температуры охлаждающей жидкости, детонации и абсолютного давления и на основе этого корректирует угол опережения зажигания, что позволяет получить оптимальные показатели: мощностные, экономичные и токсичности.

В системе зажигания нет механических подвижных деталей, поэтому в процессе эксплуатации она не требует регулировок и технического обслуживания.

Схема системы зажигания ЗМЗ-4061, ЗМЗ-4063

Система зажигания с МИКАС 5.4 209.3763.004 на ГАЗель с ЗМЗ-4063

Автомобили ГАЗель ГАЗ-3302 и ГАЗ-2705 с двигателем ЗМЗ-4061 и ЗМЗ-4063 оборудованы микропроцессорной системой зажигания, которая состоит из блока управления МИКАС 5.4 209.3763.004, двух катушек зажигания типа 30.3705, или 301.3705, или 406.3705, свечей зажигания, проводов высокого и низкого напряжения, датчиков, электромагнитного клапана ЭПХХ и сигнальной лампы диагностики.

Микропроцессорная система зажигания с блоком МИКАС 5.4 209.3763.004 на ГАЗель с двигателем ЗМЗ-4061 И ЗМЗ-4063, схема, устройство, диагностика, коды ошибок и неисправностей.

Электронный блок управления МИКАС 5.4 209.3763.004 микропроцессорной системой зажигания установлен в подкапотном пространстве автомобиля Газель. На правой стороне щита передка кабины, над аккумуляторной батареей. Катушки зажигания расположены на крышке головки блока цилиндров.

Электронный блок управления МИКАС 5.4 209.3763.004 обрабатывает данные, полученные от датчиков системы, и управляет двумя катушками зажигания, подавая на них импульсы низкого напряжения. Искрообразование происходит одновременно в двух цилиндрах: 1-м и 4-м или во 2-м и 3-м. Помимо этого блок управления МИКАС 5.4 получает сигналы от датчиков:

— Положения коленчатого вала (синхронизации).
— Температуры охлаждающей жидкости.
— Детонации.
— Абсолютного давления.

На основе этого блок управления МИКАС 5.4 209.3763.004 корректирует угол опережения зажигания, что позволяет получить оптимальные показатели: мощностные, экономичные и токсичности. В микропроцессорной системе зажигания с блоком МИКАС 5.4 на ГАЗель с двигателем ЗМЗ-4061 И ЗМЗ-4063 нет механических подвижных деталей, поэтому в процессе эксплуатации она не требует регулировок и технического обслуживания.

Схема микропроцессорной системы зажигания с блоком МИКАС 5.4 209.3763.004 на ГАЗель ГАЗ-3302 и ГАЗ-2705 с двигателем ЗМЗ-4061 И ЗМЗ-4063.

Микропроцессорная система зажигания с блоком МИКАС 5.4 209.3763.004 на ГАЗель с двигателем ЗМЗ-4061 И ЗМЗ-4063, схема, устройство, диагностика, коды ошибок и неисправностейМикропроцессорная система зажигания с блоком МИКАС 5.4 209.3763.004 на ГАЗель с двигателем ЗМЗ-4061 И ЗМЗ-4063, схема, устройство, диагностика, коды ошибок и неисправностей Схема микропроцессорной системы зажигания с блоком МИКАС 5.4 209.3763.004 на ГАЗель ГАЗ-3302 и ГАЗ-2705 с двигателем ЗМЗ-4061 И ЗМЗ-4063Схема микропроцессорной системы зажигания с блоком МИКАС 5.4 209.3763.004 на ГАЗель ГАЗ-3302 и ГАЗ-2705 с двигателем ЗМЗ-4061 И ЗМЗ-4063

Неисправности микропроцессорной системы зажигания с блоком МИКАС 5.4 209.3763.004 на ГАЗель ГАЗ-3302 и ГАЗ-2705 с двигателем ЗМЗ-4061 И ЗМЗ-4063.

В блоке управления МИКАС 5.4 209.3763.004 предусмотрен режим самодиагностики, с помощью которого можно определить неисправности в системе. Если блок управления в режиме самодиагностики не может определить неисправность, то следует пользоваться специальным прибором DST-2. При этом необходимо руководствоваться инструкцией, прилагаемой к прибору.

Блок управления в режиме самодиагностики выдает световые коды на сигнальную лампу в комбинации приборов. Каждой неисправности присвоен свой цифровой код. Его определяют по числу включений лампы. Сначала считают число включений лампы для определения первой цифры кода. Например:

— Цифра 1 — одно короткое включение 0,5 секунды.
— Цифра 2 — два коротких включения.

Затем наступает пауза в 1,5 секунды. После нее считают число включений для определения второй цифры кода, затем третьей. После чего 4 секунды длится пауза, определяющая конец кода. Если код трехзначный, то длительность свечения первой цифры составляет 1 секунду.

Проверка наличия неисправностей в микропроцессорной системы зажигания с блоком МИКАС 5.4 209.3763.004 на ГАЗель ГАЗ-3302 и ГАЗ-2705 с двигателем ЗМЗ-4061 И ЗМЗ-4063.

1. Включите зажигание. Сигнальная лампа должна загореться на 0,5 секунды и погаснуть. Если система самодиагностики не обнаружила неисправность. Таким образом определяется исправность и самой сигнальной лампы.

2. Если в системе обнаружена неисправность, лампа может гореть постоянно либо только при работающем двигателе. В любом случае необходимо провести диагностику и техническое обслуживание системы управления двигателем.

3. Выключите зажигание

Перевод блока управления МИКАС 5.4 209.3763.004 в режим самодиагностики.

— Отключите аккумуляторную батарею на 10-15 секунд и вновь подключите.
— Пустите двигатель и дайте ему поработать 30-60 секунд на холостом ходу.
— Откройте крышку диагностического разъема и отдельным проводом соедините выводы «10» и «12» разъема. Разъем установлен в моторном отсеке на щите передка с правой стороны.

Перевод блока управления МИКАС 5.4 209.3763.004 в режим самодиагностикиПеревод блока управления МИКАС 5.4 209.3763.004 в режим самодиагностики

После перевода блока управления МИКАС 5.4 209.3763.004 в режим самодиагностики сигнальная лампа должна три раза высветить код 12. Это свидетельствует о начале работы режима самодиагностики. Следующие коды будут отображать имеющуюся неисправность или несколько неисправностей.

Каждый код повторяется трижды. После индикации всех кодов имеющихся неисправностей трижды высвечивается код 12 и индикация кодов повторяется. Если блок управления МИКАС 5.4 209.3763.004 не может определить неисправность или неисправностей нет, то высвечивается код 12.

Основные коды неисправностей микропроцессорной системы зажигания с блоком МИКАС 5.4 209.3763.004 на ГАЗель ГАЗ-3302 и ГАЗ-2705 с двигателем ЗМЗ-4061 И ЗМЗ-4063.

12 — Работоспособность диагностической цепи.
15 — Короткое замыкание цепи датчика абсолютного давления.
16 — Обрыв цепи датчика абсолютного давления.
21 — Низкий уровень сигнала датчика температуры охлаждающей жидкости.
22 — Высокий уровень сигнала датчика температуры охлаждающей жидкости.
25 — Низкий уровень напряжения бортовой сети автомобиля.
26 — Высокий уровень напряжения бортовой сети автомобиля.
51 — Неисправность блока управления.
53 — Неисправность датчика синхронизации.
61 — Несанкционированный перезапуск блока управления.
62 — Потеря информации в ОЗУ блока управления.
63 — Неисправность постоянной памяти.
64 — Неисправность при чтении энергонезависимой памяти блока управления.
65 — Неисправность при записи в энергонезависимую память блока управления.
181 — Короткое замыкание цепи лампы сигнализатора.
182 — Неисправность цепи лампы диагностики (обрыв).
197 — Короткое замыкание клапана ЭПХХ.
198 — Обрыв цепи клапана ЭПХХ.

Удаление кодов ошибок и неисправностей МИКАС 5.4 209.3763.004.

Хранящиеся в памяти коды неисправностей можно удалить при снятии клеммы «массы» аккумуляторной батареи более чем на 10 секунд. Необходимо следить за тем, чтобы зажигание было выключенным во избежание повреждения электронного блока. Кроме того, в списке однократных неисправностей будет некоторое время сохраняться код 62 — ошибка ОЗУ.

Необходимо учесть, что при отключении аккумуляторной батареи накопленная в оперативной памяти информация о состоянии двигателя стирается и при первом пуске двигатель может работать неудовлетворительно.

Для адаптации системы управления, пустив двигатель, дайте ему поработать на холостом ходу не менее 1 минуты. Затем прогрейте двигатель до рабочей температуры и совершите на автомобиле поездку не менее 1 км в режиме частичной нагрузки.

Похожие статьи:

  • Схемы системы управления инжекторного двигателя ВАЗ-21214 на Лада 4х4, схемы жгута проводов, контроллер ЭСУД, датчики, блоки реле и предохранителей ЭСУД.
  • Блоки предохранителей и реле на Шевроле Нива ВАЗ-2123, номиналы предохранителей, защищаемые цепи, схема соединений монтажного блока предохранителей и реле.
  • Схемы электрооборудования Chevrolet Niva ВАЗ-2123, разъемы и соединительные колодки, жгуты проводов, схема системы управления двигателем.
  • Пикап Great Wall Pao, экстерьер и интерьер, особенности конструкции, комплектация, характеристики, обзор.
  • Land Rover Discovery Sport 2019 года, экстерьер и интерьер, особенности конструкции, комплектация, характеристики, обзор.
  • SsangYong Korando четвертого поколения, экстерьер и интерьер, особенности конструкции, комплектация, характеристики, обзор.

8.5.1. ГАЗ. Эксплуатация, обслуживание и ремонт, автомобилей семейства «Соболь» (ГАЗ-2752, ГАЗ-2217, ГАЗ-22171, ГАЗ-2310). Датчики системы зажигания двигателя ЗМЗ-4063, проверка и замена. Высоковольтные провода и свечи. — «ВАЖНО ВСЕМ»

Датчик синхронизации


Датчик синхронизации – индуктивного типа (2612.1.113 BOSCH или 406.3847113), установлен на переднем торце двигателя внизу, с правой стороны и предназначен для синхронизации работы блока управления с рабочим процессом двигателя.
Датчик представляет собой стержневой магнит с намотанной поверх него обмоткой и заключенный в корпус из высокопрочной пластмассы.
При прохождении зубьев диска синхронизации мимо торца сердечника на выводах датчика возникает сигнал, несущий информацию о частоте вращения коленчатого вала, а отсутствующие на диске синхронизации два зубца вызывают импульс сигнала, по которому блок управления определяет верхнюю мертвую точку (ВМТ) первого цилиндра.
При выходе из строя датчика синхронизации и его цепей работа двигателя невозможна.

 

Проверка и замена датчика синхронизации


Отключаем аккумуляторную батарею.

ГАЗ. Эксплуатация, обслуживание и ремонт, автомобилей семейства "Соболь"  (ГАЗ-2752, ГАЗ-2217, ГАЗ-22171, ГАЗ-2310). Датчики системы зажигания двигателя ЗМЗ-4063, проверка и замена. Высоковольтные провода и свечи.

Тонкой отверткой или шилом снимаем пружинный фиксатор колодки проводов…

ГАЗ. Эксплуатация, обслуживание и ремонт, автомобилей семейства "Соболь"  (ГАЗ-2752, ГАЗ-2217, ГАЗ-22171, ГАЗ-2310). Датчики системы зажигания двигателя ЗМЗ-4063, проверка и замена. Высоковольтные провода и свечи.

…и отсоединяем колодку проводов датчика синхронизации.
Подсоединяем омметр к центральному и одному из боковых выводов.

ГАЗ. Эксплуатация, обслуживание и ремонт, автомобилей семейства "Соболь"  (ГАЗ-2752, ГАЗ-2217, ГАЗ-22171, ГАЗ-2310). Датчики системы зажигания двигателя ЗМЗ-4063, проверка и замена. Высоковольтные провода и свечи.

Измеряем сопротивление обмотки датчика, которое должно быть в пределах 700–900 Ом.
Для дальнейшей проверки исправности датчика снимаем его с двигателя (см. ниже).
Снимаем брызговик двигателя (см. раздел «9.1.1. Снятие и замена наружных деталей кузова»).

ГАЗ. Эксплуатация, обслуживание и ремонт, автомобилей семейства "Соболь"  (ГАЗ-2752, ГАЗ-2217, ГАЗ-22171, ГАЗ-2310). Датчики системы зажигания двигателя ЗМЗ-4063, проверка и замена. Высоковольтные провода и свечи.

Ключом «на 10» отворачиваем болт крепления датчика к блоку цилиндров…

ГАЗ. Эксплуатация, обслуживание и ремонт, автомобилей семейства "Соболь"  (ГАЗ-2752, ГАЗ-2217, ГАЗ-22171, ГАЗ-2310). Датчики системы зажигания двигателя ЗМЗ-4063, проверка и замена. Высоковольтные провода и свечи.

…и вынимаем датчик из отверстия.
Отогнув две скобы крепления провода датчика к двигателю,…

ГАЗ. Эксплуатация, обслуживание и ремонт, автомобилей семейства "Соболь"  (ГАЗ-2752, ГАЗ-2217, ГАЗ-22171, ГАЗ-2310). Датчики системы зажигания двигателя ЗМЗ-4063, проверка и замена. Высоковольтные провода и свечи.

…снимаем датчик.

ГАЗ. Эксплуатация, обслуживание и ремонт, автомобилей семейства "Соболь"  (ГАЗ-2752, ГАЗ-2217, ГАЗ-22171, ГАЗ-2310). Датчики системы зажигания двигателя ЗМЗ-4063, проверка и замена. Высоковольтные провода и свечи.

В работоспособности датчика можно убедиться, подсоединив к его выводам вольтметр.

ГАЗ. Эксплуатация, обслуживание и ремонт, автомобилей семейства "Соболь"  (ГАЗ-2752, ГАЗ-2217, ГАЗ-22171, ГАЗ-2310). Датчики системы зажигания двигателя ЗМЗ-4063, проверка и замена. Высоковольтные провода и свечи.

Быстро подносим металлический стержень к сердечнику датчика. Если датчик исправен, на приборе наблюдаются скачки напряжения.
Неисправный датчик заменяем.
Устанавливаем датчик в обратной последовательности.

ГАЗ. Эксплуатация, обслуживание и ремонт, автомобилей семейства "Соболь"  (ГАЗ-2752, ГАЗ-2217, ГАЗ-22171, ГАЗ-2310). Датчики системы зажигания двигателя ЗМЗ-4063, проверка и замена. Высоковольтные провода и свечи.

После установки датчика проверяем с помощью набора щупов зазор между его стержнем и зубьями диска синхронизации.
Зазор должен быть в пределах 1–1,5 мм.

 

Датчик детонации


Датчик детонации (0261231046 Bosch или GT 305) – пьезоэлектрического типа, установлен на блоке цилиндров двигателя под впускным трубопроводом четвертого цилиндра. Датчик воспринимает вибрации стенки блока, вызванные ударными волнами, образующимися при детонационном сгорании в цилиндрах, и выдает на соединительные контакты переменное напряжение, соответствующее уровню детонации двигателя. Блок
управления отфильтровывает сигналы, появляющиеся в результате случайных механических воздействий.
При выходе из строя датчика или неисправности в его цепи электронный блок управления перейдет в резервный режим работы с заведомо поздним углом опережения зажигания, включит лампу сигнализатора СЗ и запишет в память код неисправности (см. таблицу «Коды неисправностей»).

 

Снятие и проверка датчика детонации


Выключаем зажигание и отключаем аккумуляторную батарею.

ГАЗ. Эксплуатация, обслуживание и ремонт, автомобилей семейства "Соболь"  (ГАЗ-2752, ГАЗ-2217, ГАЗ-22171, ГАЗ-2310). Датчики системы зажигания двигателя ЗМЗ-4063, проверка и замена. Высоковольтные провода и свечи.

Ключом «на 13» отворачиваем гайку крепления датчика к стенке блока цилиндров (для наглядности впускной трубопровод снят).

ГАЗ. Эксплуатация, обслуживание и ремонт, автомобилей семейства "Соболь"  (ГАЗ-2752, ГАЗ-2217, ГАЗ-22171, ГАЗ-2310). Датчики системы зажигания двигателя ЗМЗ-4063, проверка и замена. Высоковольтные провода и свечи.

Поддев шилом запорную пружину колодки проводов, отсоединяем датчик.

ГАЗ. Эксплуатация, обслуживание и ремонт, автомобилей семейства "Соболь"  (ГАЗ-2752, ГАЗ-2217, ГАЗ-22171, ГАЗ-2310). Датчики системы зажигания двигателя ЗМЗ-4063, проверка и замена. Высоковольтные провода и свечи.

Подсоединяем к выводам датчика вольтметр и, легко постукивая по корпусу датчика твердым предметом, наблюдаем изменение напряжения.
Отсутствие импульсов напряжения указывает на неисправность датчика. Полностью убедиться в неисправности датчика можно только на специальном вибростенде.
Устанавливаем датчик в обратной последовательности.

 

Датчик температуры охлаждающей жидкости


Система зажигания двигателя ЗМЗ-4063 оснащена дополнительным датчиком температуры охлаждающей жидкости (19.3828 или 405226), установленным в бобышке корпуса термостата и не связанным с датчиками температуры и перегрева двигателя(см. раздел «5.1. Система охлаждения двигателя»).

 

Снятие и проверка датчика температуры


Отключаем аккумуляторную батарею.
Шилом или тонкой отверткой поддев пружинный фиксатор колодки проводов,…

ГАЗ. Эксплуатация, обслуживание и ремонт, автомобилей семейства "Соболь"  (ГАЗ-2752, ГАЗ-2217, ГАЗ-22171, ГАЗ-2310). Датчики системы зажигания двигателя ЗМЗ-4063, проверка и замена. Высоковольтные провода и свечи.

…отсоединяем колодку от датчика температуры.
Сливаем охлаждающую жидкость (см. раздел «5.1.3. Замена насоса и охлаждающей жидкости»).

ГАЗ. Эксплуатация, обслуживание и ремонт, автомобилей семейства "Соболь"  (ГАЗ-2752, ГАЗ-2217, ГАЗ-22171, ГАЗ-2310). Датчики системы зажигания двигателя ЗМЗ-4063, проверка и замена. Высоковольтные провода и свечи.

Ключом «на 19» отворачиваем…

ГАЗ. Эксплуатация, обслуживание и ремонт, автомобилей семейства "Соболь"  (ГАЗ-2752, ГАЗ-2217, ГАЗ-22171, ГАЗ-2310). Датчики системы зажигания двигателя ЗМЗ-4063, проверка и замена. Высоковольтные провода и свечи.

…и снимаем датчик.
Собираем схему проверки датчика температуры (рис. 1).

ГАЗ. Эксплуатация, обслуживание и ремонт, автомобилей семейства "Соболь"  (ГАЗ-2752, ГАЗ-2217, ГАЗ-22171, ГАЗ-2310). Датчики системы зажигания двигателя ЗМЗ-4063, проверка и замена. Высоковольтные провода и свечи.

Рис. 1. Схема проверки датчика температуры: 1 – переменный резистор 10 кОм; 2 – аккумуляторная батарея; 3 – вольтметр; 4 – миллиамперметр; 5 – датчик.


Последними подсоединяем провода к клеммам аккумуляторной батареи, убедившись, что схема собрана правильно.

ГАЗ. Эксплуатация, обслуживание и ремонт, автомобилей семейства "Соболь"  (ГАЗ-2752, ГАЗ-2217, ГАЗ-22171, ГАЗ-2310). Датчики системы зажигания двигателя ЗМЗ-4063, проверка и замена. Высоковольтные провода и свечи.

Переменным резистором при помощи миллиамперметра устанавливаем ток в цепи в интервале от 1 до 1,5 мА.

ГАЗ. Эксплуатация, обслуживание и ремонт, автомобилей семейства "Соболь"  (ГАЗ-2752, ГАЗ-2217, ГАЗ-22171, ГАЗ-2310). Датчики системы зажигания двигателя ЗМЗ-4063, проверка и замена. Высоковольтные провода и свечи.

Вольтметром измеряем напряжение в цепи при комнатной температуре (около 20 °С).

ГАЗ. Эксплуатация, обслуживание и ремонт, автомобилей семейства "Соболь"  (ГАЗ-2752, ГАЗ-2217, ГАЗ-22171, ГАЗ-2310). Датчики системы зажигания двигателя ЗМЗ-4063, проверка и замена. Высоковольтные провода и свечи.

Последовательно опуская датчик в нагретую до температуры 25, 40, 60, 80, 90 и 100 °С воду, по показаниям вольтметра составляем тепловую характеристику датчика.
У исправного датчика напряжение в цепи должно быть близким к величинам, указанным в таблице.

Характеристика датчика температуры (для датчика 19.3828 с током питания 1,5 мА)
Температура, °С Напряжение, В
25 2,98
30 3,03
40 3,13
50 3,23
60 3,33
70 3,43
80 3,53
90 3,63
100 3,73

Неисправный датчик заменяем.
Устанавливаем датчик температуры в обратной последовательности, нанеся на его резьбу герметик.

 

Катушки зажигания


Катушка зажигания представляет собой трансформатор, преобразующий импульсы низкого напряжения, поступающие от блока управления на первичную обмотку, в импульсы высокого напряжения во вторичной обмотке.
На автомобиле с двигателем 3М3-4063 устанавливаются две двух- выводные катушки зажигания модели 3012.3705 или 406.3705. Их неисправности чаще всего объясняются перегревом или межвитковым замыканием вследствие работы с недопустимо большими зазорами между электродами свечей зажигания или в местах соединения высоковольтных проводов.

 

Проверка и замена катушек зажигания


Выключаем зажигание и отключаем аккумуляторную батарею.

ГАЗ. Эксплуатация, обслуживание и ремонт, автомобилей семейства "Соболь"  (ГАЗ-2752, ГАЗ-2217, ГАЗ-22171, ГАЗ-2310). Датчики системы зажигания двигателя ЗМЗ-4063, проверка и замена. Высоковольтные провода и свечи.

Отсоединяем две колодки проводов от выводов первичной обмотки катушки зажигания.

ГАЗ. Эксплуатация, обслуживание и ремонт, автомобилей семейства "Соболь"  (ГАЗ-2752, ГАЗ-2217, ГАЗ-22171, ГАЗ-2310). Датчики системы зажигания двигателя ЗМЗ-4063, проверка и замена. Высоковольтные провода и свечи.

Отсоединяем высоковольтные провода от выводов вторичной обмотки катушки зажигания.

ГАЗ. Эксплуатация, обслуживание и ремонт, автомобилей семейства "Соболь"  (ГАЗ-2752, ГАЗ-2217, ГАЗ-22171, ГАЗ-2310). Датчики системы зажигания двигателя ЗМЗ-4063, проверка и замена. Высоковольтные провода и свечи.

Подключаем к выводам первичной обмотки катушки омметр и измеряем ее сопротивление.
У исправной катушки сопротивление первичной обмотки должно быть в пределах 0,4–0,5 Ом.

ГАЗ. Эксплуатация, обслуживание и ремонт, автомобилей семейства "Соболь"  (ГАЗ-2752, ГАЗ-2217, ГАЗ-22171, ГАЗ-2310). Датчики системы зажигания двигателя ЗМЗ-4063, проверка и замена. Высоковольтные провода и свечи.

Чтобы получить точное значение измерений, соединив между собой щупы тестера, измеряем сопротивление проводов прибора.

ГАЗ. Эксплуатация, обслуживание и ремонт, автомобилей семейства "Соболь"  (ГАЗ-2752, ГАЗ-2217, ГАЗ-22171, ГАЗ-2310). Датчики системы зажигания двигателя ЗМЗ-4063, проверка и замена. Высоковольтные провода и свечи.

Подключаем к высоковольтным выводам омметр и измеряем сопротивление вторичной обмотки катушки.
У исправной катушки сопротивление вторичной обмотки должно быть в пределах 5–7 кОм.
Более точно проверить исправность катушки можно только на специальном стенде. Исправная катушка должна развивать вторичное напряжение не менее 24 кВ, энергию искры – 50 мДж с длительностью 1,5 мс при частоте входного сигнала 50 Гц. Неисправную катушку зажигания заменяем.
Отсоединив от катушки провода,…

ГАЗ. Эксплуатация, обслуживание и ремонт, автомобилей семейства "Соболь"  (ГАЗ-2752, ГАЗ-2217, ГАЗ-22171, ГАЗ-2310). Датчики системы зажигания двигателя ЗМЗ-4063, проверка и замена. Высоковольтные провода и свечи.

…ключом «на 12» отворачиваем два болта крепления катушки к крышке головки блока цилиндров…

ГАЗ. Эксплуатация, обслуживание и ремонт, автомобилей семейства "Соболь"  (ГАЗ-2752, ГАЗ-2217, ГАЗ-22171, ГАЗ-2310). Датчики системы зажигания двигателя ЗМЗ-4063, проверка и замена. Высоковольтные провода и свечи.

…и снимаем катушку.
Устанавливаем катушку и подсоединяем к ней провода в обратном порядке.
Аналогично проверяем и при необходимости заменяем вторую катушку.

 

Провода высокого напряжения и наконечники свечей


Провода высокого напряжения изготовлены из провода ПВ ППВ диаметром 8 мм. На сердечник с ферритовым наполнителем намотана спираль из нихромового провода. Сердечник покрыт изоляцией и оболочкой из поливинилхлорида. На концах проводов установлены латунные наконечники.

 

Проверка высоковольтных проводов и наконечников свечей


ГАЗ. Эксплуатация, обслуживание и ремонт, автомобилей семейства "Соболь"  (ГАЗ-2752, ГАЗ-2217, ГАЗ-22171, ГАЗ-2310). Датчики системы зажигания двигателя ЗМЗ-4063, проверка и замена. Высоковольтные провода и свечи.

Для проверки провода вынимаем его наконечники из катушки зажигания и наконечника свечи.

ГАЗ. Эксплуатация, обслуживание и ремонт, автомобилей семейства "Соболь"  (ГАЗ-2752, ГАЗ-2217, ГАЗ-22171, ГАЗ-2310). Датчики системы зажигания двигателя ЗМЗ-4063, проверка и замена. Высоковольтные провода и свечи.

Омметром измеряем сопротивление провода высокого напряжения.
У исправных проводов 1-го и 2-го цилиндров оно должно быть не более 1000 Ом, а 3-го и 4-го – не более 900 Ом.
Угловой наконечник свечи (48.3707200) выполнен из полибутилентерефталата. В нем установлено помехоподавительное сопротивление, снижающее уровень радиопомех, возникающих при работе двигателя.

ГАЗ. Эксплуатация, обслуживание и ремонт, автомобилей семейства "Соболь"  (ГАЗ-2752, ГАЗ-2217, ГАЗ-22171, ГАЗ-2310). Датчики системы зажигания двигателя ЗМЗ-4063, проверка и замена. Высоковольтные провода и свечи.

Для проверки исправности наконечника вынимаем его из крышки головки блока цилиндров.

ГАЗ. Эксплуатация, обслуживание и ремонт, автомобилей семейства "Соболь"  (ГАЗ-2752, ГАЗ-2217, ГАЗ-22171, ГАЗ-2310). Датчики системы зажигания двигателя ЗМЗ-4063, проверка и замена. Высоковольтные провода и свечи.

Омметром измеряем сопротивление наконечника, которое не должно превышать 5,60 кОм.

 

Снятие свечей зажигания


Свечи зажигания установлены в колодцах крышки головки блока цилиндров.

ГАЗ. Эксплуатация, обслуживание и ремонт, автомобилей семейства "Соболь"  (ГАЗ-2752, ГАЗ-2217, ГАЗ-22171, ГАЗ-2310). Датчики системы зажигания двигателя ЗМЗ-4063, проверка и замена. Высоковольтные провода и свечи.

Вынимаем наконечник.

ГАЗ. Эксплуатация, обслуживание и ремонт, авт

Распиновка ЭБУ Микас | 2 Схемы

1белыйКатушки зажигания 1 и 4 ( КЗ/1-4)
Цепь управления зажиганием. Создает возбуждение в катушке зажигания 1 и 4.
2черный/белыйЗаземление блока управления. ( Общий GNI) Контакт соединен с «массой» автомобиля. Напряжение на контакте относительно «массы» должно быть близким к нулю.
3белый/зеленыйРеле бензонасоса (РБН )
Управление реле системы топливоподачи. Включение зажигания является для блока управления сигналом на подключение питания (+12 В) к реле системы топливоподачи. При отсутствии опорных сигналов положения коленчатого вала блок управления выключает реле. При возобновлении опорных сигналов положения к.в. блок вновь включает реле бензонасоса.
4синий/голубойРегулятор дополнительного воздуха* ( РДВ/1 )
5 Не используется
6белый/черныйВходной сигнал с датчика массового расхода воздуха «-» (ДМРВ.)
7черный/желтыйВходной сигнал с датчика массового расхода воздуха «+» (ДМРВ+)
8розовыйВходной сигнал с датчика положения распределительного вала «+» (ДПРВ +)
9 Не используется
10 Не используется
11зеленый/белыйВходной сигнал с датчика детонации «+» (ДД +)
Сигнал представляет собой напряжение, подаваемое на блок управления с датчика детонации для обнаружения детонации. Блок корректирует угол опережения зажигания в зависимости от уровня детонации для ее гашения
12белый/желтыйВыход питания датчика положения дроссельной заслонки (ДПДЗ (питание)
13коричневыйL — линия диагностики (L — Line)
14черныйЗаземление блока управления (Общий GNP) Контакт соединен с «массой» автомобиля. Напряжение на контакте относительно массы должно быть близким к нулю.
15 Не используется
16розовый/зеленыйФорсунка 2( Ф/2)
17оранжевыйФорсунка 1 ( Ф/1)
Управление форсунками. Напряжение на данные контакты поступает через форсунки, соединенные с +12 В. При включенном зажигании и неработающем двигателе напряжение на контактах равно напряжению аккумулятора. На холостом ходу система зарядки несколько повышает это напряжение. При более высоких частотах вращения или большей нагрузке двигателя возросшая частота и длительность импульса впрыска форсунки вызывают некоторое снижение напряжения по сравнению с напряжением на холостом ходу.
18синийКлемма 30 аккумулятора + 12 В ( 30 ) Обеспечивает постоянное питание +12 В электронного блока, в том числе при выключенном зажигании. Напряжение поступает через плавкий предохранитель.
19синий/красныйОбщий(Общий GNO) Контакт соединен с «массой» автомобиля. Напряжение на контакте должно быть равно нулю.
20коричневый/белыйКатушки зажигания 2 и 3 ( КЗ/2-3 ) Цепь управления зажиганием. Создает возбуждение в катушке зажигания 2 и 3.
21 Не используется
22розовый/голубойЛампа диагностики (ЛД ) Управление лампой диагностики. Электронный блок обеспечивает «массу» для включения лампы диагностики. При включенном зажигании и неработающем двигателе лампа должна загораться на 0,6 с и гаснуть, а напряжение на контакте относительно «массы» должно быть близким к нулю. Когда лампа включена, это напряжение совпадает с напряжением аккумулятора.
23 Не используется
24красный/розовыйЗаземление блока управления ( Общий GNI) Контакт соединен с «массой» автомобиля. Напряжение на контакте относительно «массы» должно быть близким к нулю.
25 Не используется
26желтый/черныйРегулятор дополнительного воздуха ( РДВ/2 )
27оранж./белыйЗамок зажигания, клемма 15 (15) Сигнал «включение» на блок управления с цепи замка зажигания. Сигнал не является питанием блока, он сигнализирует ему о том, что зажигание включено. Напряжение равно напряжению аккумулятора, когда замок зажигания находится в положении «зажигание» или «стартер».
28 Не используется
29 Не используется
30красный/зеленыйОбщий датчиков ( Общий GNA ) Контакт соединен с «массой» автомобиля. Напряжение на контакте относительно «массы» должно быть близким к нулю.
31желтый/белыйКанал управления прожитом датчика массового расхода воздуха (прожиг ДМРВ)
32 Не используется
33 Не используется
34оранж./красныйФорсунка 4( Ф/4)
35желтый/зеленыйФорсунка 3( Ф/3) см. контакты 16 и 17.
36кори ч/голубо иВходной сигнал с потенциометра регулировки СО (ПТСО +)
37оранж./зеленыйВход+12В(12)
38 Не используется
39 Не используется
40 Не используется
41 Не используется
42 Не используется
43синий/черныйВыходной сигнал (логического уровня) на тахометр
44белый/розовыйВходной сигнал с датчика температуры воздуха на впуске (ДТВ)
45белый/синийВходной сигнал с датчика температуры охлаждающей жидкости (ДТОХЛ ) Электронный блок управления посылает сигнал 5 В на датчик температуры охлаждающей жидкости, который представляет собой термистор. Датчик, соединенный также с «массой», меняет напряжение в зависимости от температуры охлаждающей жидкости.
46белый/коричневыйГлавное реле ( РГЛ )
47 Не используется
48желтый/синийВходной сигнал с датчика положения коленчатого вала «-» (ДПКВ -)
49белый/голубойВходной сигнал с датчика положения коленчатого вала (Дпкв+)
Контакты обеспечивают электронный блок данными о частоте вращения и положении коленчатого вала. При включенном зажигании, но неработающем двигателе напряжение должно быть ниже 1В. При вращении коленчатого вала напряжение увеличивается с ростом частоты вращения.
50 Не используется
51 Не используется
52 Не используется
53зеленыйВходной сигнал с датчика положения дроссельной заслонки
«+» (ДПДЗ+) Напряжение входного сигнала датчика положения дроссельной заслонки, которое соответствует фактическим изменениям положения дроссельной заслонки, изменяется в диапазоне от 0 до 5 В. Как правило, на холостом ходу напряжение ниже 1 В, а при полностью открытой дроссельной заслонке составляет 4,4…4,7 В.
54 Не используется
55красный/синийК — линия диагностики ( K-Line ) По этой линии осуществляется связь с диагностическим оборудованием (тестер, стенд и т. д.)

Общие — Зажигание ЗМЗ-4063. — Сайт клуба NSG

Вот и нижегородские четырехколесные «зверушки» обзавелись хитрой электронной системой — ради удобства, эффективности, экологии. Компьютерное зажигание «газелей» и «соболей» представляет один из разработчиков.

   Павел ТЕРЕМЯКИН

   Часть популярных машин ГАЗ оснащает современным шестнадцатиклапанным двигателем ЗМЗ-4063.10. Зажиганием здесь командует микропроцессорный блок МИКАС 5.4, разработанный московской фирмой НПП ЭЛКАР. Помимо компьютера, в систему входят две катушки зажигания, четыре датчика и электромагнитный клапан, который отключает подачу топлива на принудительном холостом ходу.

   Главный датчик — положения коленчатого вала (производства калужского «Автоприбора» — 23.3847 или «Бош» — 0261210113). По его сигналам блок управления синхронизирует момент зажигания с тактами мотора. Установлен датчик в приливе передней крышки цепи, напротив зубчатого диска на переднем носке коленвала. У диска 60 зубьев, два из них удалены: этот пропуск служит точкой отсчета датчику и блоку управления. Когда поршень первого цилиндра находится в верхней мертвой точке, перед сердечником датчика должна быть середина зуба № 20 (считаем с места отсутствующих «зубов» против вращения диска). При повреждении датчика положения коленвала, его электроцепей или зубчатого диска двигатель работать не будет.

   Три других датчика служат для коррекции угла опережения зажигания в зависимости от условий работы мотора. Их отказ не означает остановки двигателя, но влечет некоторое ухудшение его характеристик. Датчик абсолютного давления воздуха («Бош» 0261230004) расположен на моторном щите и соединен шлангом с впускным трубопроводом; с его помощью компьютер судит о нагрузке на двигатель. Датчик температуры (КЗАМЭ 19.3828) установлен в корпусе термостата. Датчик детонации (Уральского электромеханического завода — GT 305 или «Бош» 0261231046) закреплен на шпильке, ввернутой в блок цилиндров под впускным трубопроводом; он «чувствует» вибрацию чугунных стенок и сообщает о ней «наверх» компьютеру; тот, распознав детонацию, «припозднит» зажигание в отдельных цилиндрах.

   Катушки зажигания установлены, как и на впрысковом «волговском» двигателе ЗМЗ-4062.10, на клапанной крышке. Две штатные — двухискровые, производства АТЭ-2 (3012.3705) — обслуживают соответственно первый-четвертый и второй-третий цилиндры, причем искровой разряд происходит одновременно на двух свечах. Возможна установка четырехвыводной катушки.

   Клапан ЭПХХ — устройство, уже знакомое автомобилистам; обозначим лишь его расположение — на моторном щите.

   Микропроцессорный блок управления не только управляет зажиганием, но и может оценивать состояние элементов системы. Для диагностики в полном объеме ему потребуется помощник, прибор DST-2. Но и без него блок кое-что расскажет водителю — подмигивая лампой под комбинацией приборов, слева от рулевой колонки. При нормальной работе лампа «молчит». Загорелась — где-то в системе случился сбой. Это не означает, что надо срочно глушить мотор, но неполадку лучше поискать, не откладывая.

   Блок различает несколько типов неисправностей. Бывает, случилась разовая ошибка, где-то отошел контакт, а потом все вернулось в норму. Компьютер не будет досаждать водителю постоянно включенной лампой и погасит ее, убедившись, что все в порядке (иногда для этого достаточно остановить и вновь пустить мотор). Через два часа он вовсе забудет об однократном сбое. Если кратковременная неполадка повторяется, лампа каждый раз показывает ее, а компьютер прочно держит в памяти, пока ее не стерли отключением аккумулятора или тестером DST-2. Водителю важнее знать о текущих неисправностях — то есть присутствующих в настоящий момент. О них сигнализирует постоянно горящая лампа диагностики. Чтобы блок «заговорил», надо замкнуть контакты 10 и 12 в диагностической колодке под капотом и включить зажигание. Лампа будет высвечивать коды, каждый по три раза. Первым должен быть код «12» (одно включение лампы, 1,5-секундная пауза, два включения через полсекунды; затем пауза 4 секунды и вновь такой же код; еще 4 секунды и третий раз «12» — лучше один раз увидеть, так понятнее). «12» не означает неисправности, а показывает, что система самодиагностики активизирована. После этого кода так же, по три раза, лампа отображает неполадки, если они есть (коды представлены в таблице). Если код трехзначный, первая цифра — единичка — высвечивается вдвое дольше остальных, в течение 1 секунды. Завершает процедуру тот же код «12». Кстати, если он отсутствует при первом включении — значит, неисправен или сам блок управления, или жгут проводов.

   По нашему опыту, наиболее часто компьютер регистрирует как одноразовые и многоразовые ошибки следующие коды:

   25 — падение напряжения ниже допустимого. Возможные причины — включение стартера при «севшем» аккумуляторе, окислившиеся (незатянутые) клеммы батареи, плохой контакт с «массой»;

   53 — неисправность датчика положения коленвала. Возможно, дело в плохом контакте на датчике, но иногда он ни при чем. Сбой могут вызвать значительные помехи в бортсети, например, от высоковольтных проводов или наконечников свечей без помехоподавляющих сопротивлений;

   61 — неисправность блока управления. Означает автоматический перезапуск программы из-за действия сильной внешней помехи, например, от неисправных элементов системы зажигания;

   62 — потеря данных оперативной памяти блока управления. Происходит в случае отключения от сети аккумулятора, значительном падении напряжения.

   Все эти коды свидетельствуют о временных неполадках в «смежных» системах и при их устранении больше не проявляются.

   После ремонта или перед ним, чтобы разделить однократные и постоянные неисправности, надо стереть коды неисправностей из оперативной памяти компьютера. Для этого достаточно отсоединить «массовый» провод от аккумулятора не менее чем на одну минуту (зажигание должно быть выключено!) После, «на свежую голову» блок покажет или только «12» и «62» (см. выше; через 2 часа этот код сотрется), или еще и повторившиеся после перезагрузки неполадки.

   Отметим, что в представленной системе управления зажиганием есть резервы для модернизации, и об этом мы расскажем в одном из ближайших номеров журнала.

   Состав системы зажигания: 1 — блок управления МИКАС 5.4; 2 — катушка зажигания; 3 — датчик положения коленвала со своим жгутом проводов; 4 — клапан ЭПХХ; 5 — датчик детонации; 6 — датчик абсолютного давления воздуха во впускном трудопроводе; 7 — датчик температуры охлаждающей жидкости.

   КОДЫ НЕИСПРАВНОСТЕЙ БЛОКА УПРАВЛЕНИЯ МИКАС 5.4

    КодОписание неисправности

    12 — Запрос самодиагностики включен

    150 — брыв в цепи датчика абсолютного давления

    16 — Короткое замыкание в цепи датчика абсолютного давления

    21 — Короткое замыкание в цепи датчика температуры охлаждающей жидкости

    220 — брыв в цепи датчика температуры охлаждающей жидкости

    25 — Низкий уровень напряжения питания

    26 — Высокий уровень напряжения питания

    51, 52 — Неисправность блока управления

    53 — Неисправность датчика положения коленчатого вала или высокий уровень электрических помех в бортовой сети автомобиля

    61 — Неисправность блока управления

    62 — Потеря данных оперативной памяти (ОЗУ) блока управления

    63 — Неисправность постоянной памяти (ПЗУ) блока управления

    64, 65 — Неисправности энергонезависимой памяти блока управления или отсутствие в ней записанной информации о производителе

    181 — Короткое замыкание в цепи лампы диагностики

    182 — Обрыв в цепи лампы диагностики

    197 — *Короткое замыкание в цепи клапана ЭПХХ

    198 — *Обрыв в цепи клапана ЭПХХ

    * Относятся к последним версиям программного обеспечения.

8.5. ГАЗ. Эксплуатация, обслуживание и ремонт, автомобилей семейства «Соболь» (ГАЗ-2752, ГАЗ-2217, ГАЗ-22171, ГАЗ-2310).Система зажигания, блок управления (контроллер) двигателя ЗМЗ-4063. — «ВАЖНО ВСЕМ»

Автомобиль с двигателем ЗМЗ-4063 оснащается бесконтактной системой зажигания с микропроцессорным управлением.
Система состоит из электронного блока управления, датчиков, двух катушек зажигания, свечей зажигания, наконечников свечей, соединительных проводов высокого и низкого напряжения.
 

Блок управления (контроллер)
Электронный блок управления — специализированный компьютер, который обрабатывает данные, полученные от установленных на двигателе датчиков синхронизации, абсолютного давления, детонации и температуры, управляет работой двух катушек (подавая на них импульсы низкого напряжения) и электромагнитным клапаном ЭПХХ. Искрообразование происходит одновременно в двух цилиндрах: первом и четвертом либо втором и третьем.
Блок МИКАС 5.4 209.3763-004 (или МКД 105) установлен под капотом на щитке передка. При неисправности датчиков давления, температуры и абсолютного давления блок переходит в резервный режим работы. Двигатель при этом продолжает работать, хотя и не в оптимальном режиме. Это позволяет доехать до места ремонта.
Блок управления диагностирует цепи датчиков, а также проверяет исправность собственной схемы.
При обнаружении неисправности…

ГАЗ. Эксплуатация, обслуживание и ремонт, автомобилей семейства "Соболь"  (ГАЗ-2752, ГАЗ-2217, ГАЗ-22171, ГАЗ-2310). Система зажигания, блок управления (контроллер)..

…блок включает лампу сигнализатора.
Система диагностики блока управления имеет несколько режимов работы.

 

Рабочий режим
При работе двигателя электронный блок управления постоянно контролирует входящие сигналы от датчиков. О неисправностях, которые появляются и исчезают, блок информирует коротким (около 0,5 с) включением лампы сигнализатора. При этом коды неисправностей, появляющиеся чаще одного раза в две минуты, заносятся в память электронного блока.
Коды неисправностей, которые не появляются в течение более двух часов, будут стерты из памяти.
О неисправности, которая постоянно присутствует в системе, информирует постоянно горящая лампа сигнализатора.

 

Режим вывода диагностической информации
В этом режиме электронный блок с помощью лампы сигнализатора отображает коды неисправностей, зафиксированные в памяти.
Каждой неисправности соответствует двух- или трехзначный световой код (см. таблицу «Коды неисправностей»). Каждой цифре кода соответствует серия коротких (по 0,5 с) вспышек лампы сигнализатора. Между сериями вспышек следует пауза (около 1,5 с).
После того, как все цифры одного кода будут переданы (2 или 3 серии вспышек в зависимости от того, какой код имеет неисправность двух- или трехзначный), следует длинная (около 4 с) пауза.
Например, неисправность под кодом «197» будет передана в такой последовательности: одно короткое включение, короткая пауза, девять коротких включений, короткая пауза, семь коротких включений, длинная пауза.
Код каждой неисправности повторяется трижды.

 

Режим работы с диагностическим оборудованием
Для более полной проверки или, когда сигнализатор не работает, к колодке диагностики подключают специальный тестер DST-2M.
Такую работу могут выполнить только специалисты, располагающие необходимым оборудованием.

 

Режим удаления кодов неисправностей
Коды неисправностей стираются из памяти при отключении аккумуляторной батареи.

Коды неисправностей
Неисправность Код неисправности
Контроллер 209.3763-004 Контроллер МКД 105
Режим начала диагностики (работоспособность самодиагностики) 12
Короткое замыкание цепи датчика абсолютного давления 15 73
Обрыв цепи датчика абсолютного давления 16
Короткое замыкание цепи датчика температуры охлаждающей жидкости 21 14
Низкое напряжение бортовой сети (менее 10 В) 25 49
Высокое напряжение бортовой сети (более 18 В) 26 48
Неисправность датчика синхронизации 53
Неисправность блока управления 51, 52, 61 — 65
Короткое замыкание цепи лампы сигнализатора 181
Обрыв цепи лампы 182
Короткое замыкание цепи электромагнитного клапана (ЭПХХ) 197
Обрыв цепи электромагнитного клапана (ЭПХХ) 198

Author:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *