Схема указателя уровня топлива: Устройство и принцип работы приборов уровня топлива в автомобиле

Содержание

Как проверить датчик уровня топлива

Когда не работает датчик топлива, то водитель не сможет рассчитать на сколько ему хватит того топлива что находится в баке. Плюс стрелка, которая показывает пустой бак, несомненно нервирует. В зависимости от типа датчика уровня топлива (ДУТ) чаще всего причинами могут быть истирание резистивных элементов, повреждение поплавка на рабочем рычаге либо проблемы с проводкой. Однако есть и другие, о которых также стоит знать. Зачастую проверку и элементарный ремонт датчика можно провести в гаражных условиях. А вот для диагностики электронных ДУТ придется обращаться за помощью в автосервис.

Содержание:

Где находится датчик уровня топлива

Чтобы понять почему датчик топлива показывает неправильно либо не работает вовсе, необходимо узнать где он стоит. Правда тут особого секрета нет, ведь естественно он находится непосредственно в топливном баке. Единственная разница, которая может быть это вариант его исполнения. В зависимости от конструкции он может быть встроен в топливный модуль, который представляет собой единое устройство, состоящее из датчика топлива, обратного клапана, топливного насоса и фильтра (у инжекторных двигателей), либо устанавливаться отдельно посередине/сбоку бензобака отдельно или же вкручивается отдельным устройством в бак если это дизельный автомобиль.

Типы датчиков уровня топлива

В автомобилях может использоваться один из трех основных типов датчиков уровня топлива. А именно:

  • Рычажный. Относится к типу поплавковых датчиков. Это самый старый и простой тип данного устройства. Состоит из потенциометра (реостата — переменного резистора), рычага, и подвешенного на него поплавка. Преимущество поплавкового датчика — простота и надежность конструкции, а также низкая цена. Недостаток — большая погрешность прибора. Кроме этого, во время езды машины по неровной дороге зачастую стрелка прибора на панели колеблется, отражая тем самым движение топлива в баке.
  • Трубчатый. Также является поплавковым. Конструкция состоит из полой трубки, поплавка, направляющей стойки, сигнального провода (или проводов) а также контактной группы. Обеспечивает достаточно высокую точность показания уровня топлива, поскольку поплавок находится в ограниченном пространстве (внутри полой трубки). Достаточно распространенная модель датчика уровня топлива.
  • Электронный. Это самый новый тип датчика, устанавливаемый на современные автомобили, имеет собственный блок управления. Его другое название — бесконтактный, что обусловлено принципом действия. Так, рабочий рычаг непосредственно находится на поверхности топлива, а считывающее устройство соединено с ним посредством магнитного поля. Погрешность у таких приборов минимальна и не превышает 1%, а зачастую гораздо меньше.

Обратите внимание, что даже современные датчики зависимы от качества контактов на разъемах (в частности, условий эксплуатации и обслуживания). Поэтому выйти из строя может любой из перечисленных типов ДУТ.

Принцип работы датчика уровня топлива

В зависимости от принципа работы датчиков будут немного отличаться и неисправности которые могут с ними возникать. Рассмотрим схему работы датчика уровня топлива каждого из видов.

Поплавковый рычажный ДУТ

Принцип работы датчика уровня поплавкового типа основан на использовании реостата. К его центральной части прикреплен рычажок, на конце которого располагается поплавок. В зависимости от уровня топлива в баке поплавок будет перемещаться передвигая соответственно, и рычажок реостата по контактной дорожке. Во время такого движения будет изменяться сопротивление, что фиксируется электросистемой автомобиля. Соответственно, стрелка на приборной панели будет перемещаться в соответствии с указанным сопротивлением на реостате. К слову, при определенном положении поплавка, а значит, и значении сопротивления на реостате будет загораться контрольная лампа на приборной панели, указывающая на то, что в баке осталось мало топлива и необходима дозаправка.

Для наглядности рассмотрим работу датчика уровня топлива на примере автомобилей ВАЗ-2108/ВАЗ-2109, ВАЗ-21099. У них в конструкции могут использоваться два датчика — для высокой и низкой приборной панели. Конструкционно они похожи, однако имеют различное рабочее сопротивление. В частности, для датчика высокой панели значение сопротивления от 238 до 262 Ом означает, что топливный бак пуст. При сопротивлении 59…71 Ом стрелка топливного прибора находится приблизительно посередине (соответственно, и бак значит наполовину наполнен). Если же сопротивление находится в пределах 17…23 Ома, то это означает, что бак машины залит полностью.

Что касается датчика для низкой панели, то тут ситуация аналогичная. Так, при сопротивлении 285…335 Ом стрелка указывает на пустой бак. При 100…135 Ом стрелка будет соответствовать половине, а при значении 7…25 Ом — в конце шкалы, указывать, на полностью заправленный бак.

Указанные сопротивления важны в контексте проверки датчика, поскольку при выходе его из строя первое, что нужно сделать — выполнить проверку внутреннего сопротивления датчика с помощью электронного мультиметра.

Обратите внимание, что указанные значения сопротивлений актуальных лишь для перечисленных моделей ВАЗ. Для других же машин соответствующие значения необходимо искать дополнительно в прилагаемой к ним технической документации (мануалу). Однако даже эти показатели можно использовать как ориентир!

Трубчатый ДУТ

Конструкция датчика основывается на корпусе с направляющей стойкой (собственно, трубка), на другом конце которого расположен провод с контактной группой (фишкой). Также в конструкции есть поплавок с контактными кольцами, расположенный внутри полой трубки. Фланец корпуса крепится с помощью крепежных болтов на верхней стенке топливного бака. К слову, это является недостатком подобного типа датчиков и накладывает ограничение на его использование. В частности, датчики трубчатого типа можно устанавливать лишь на баки, высота которых достаточно велика.

Алгоритм работы трубчатого датчика уровня топлива следующий:

  • На трубке, которая касается дна, в нижней ее части, есть отверстие (или два), через которое топливо поступает во внутрь.
  • Расположенный внутри трубки поплавок имеет контактные кольца и при движении по трубке с изменением уровня топлива в баке изменяется и сопротивление. Измерение сопротивления происходит по одному или двум контактных проводах расположенных вдоль направляющей трубки.
  • Движение поплавка на поверхности топлива естественным образом меняет значение электрического сопротивления на контактном проводе при подаче на него питания.
  • В момент, когда поплавок находится в верхнем положении (бак полностью заполнен) задействуется небольшой отрезок контактного провода, соответственно, значение сопротивления минимально. В момент же, когда бак пустой — поплавок находится в нижней крайней точке, соответственно, длина сигнального провода максимальна, что соответствует и максимальному электрическому сопротивлению.

Сопротивление датчика уровня топлива будет отличаться у различных машин, поэтому при измерении нужно пользоваться технической документацией.

Электронный ДУТ

Электронные датчики уровня топлива устанавливают на автомобили, где используется качественный бензин и дизельное топливо, произведенный на биологической основе. Это обеспечивает не только очень точные показания датчика, но и позволяет «не прикасаться» исполнительному механизму непосредственно к топливу. Однако особенностью использования таких датчиков является то, что он не обеспечивает плавности в наблюдении за уровнем топлива (с небольшими шагами). В основе конструкции бесконтактных ДУТ лежит неактивный магнитный датчик. Схема датчика уровня топлива по которой он работает следующая:

  • Основная часть датчика находится в герметичном корпусе. С топливом соприкасается лишь магнитный датчик (MAPPS) и его рычаг.
  • Движение поплавка с магнитом происходит по сектору, определенному металлическими пластинами разной длины. Сигнал, соответствующий определенному уровню топлива в баке формируется зависимо от положения магнита на отдельной пластине.

Указатель уровня топлива в данном случае формируется по дискретному методу поскольку амплитуда сигнала обратной связи будет меняться от отрезка к отрезку который проходит магнит. В зависимости от модели конкретного датчика значение амплитуды сигнала и прочая техническая информация, отличается. Погрешность работы такой системы не превышает 0,5%…1% но и стоимость значительно выше обычной контактной системы, поэтому устанавливаются данные ДУТ лишь на машины бизнес и премиум класса.

Неисправности датчика уровня топлива

Внешне неисправности датчика уровня топлива проявляются одной из следующих ситуаций:

  • стрелка на приборе постоянно находится в движении, дергается, прыгает в крайние положения;
  • при полном топливном баке стрелка показывает его частичную заправку либо же вообще что он пуст;
  • при включенном зажигании стрелка на приборе находится на нулевой отметке при условии, что топливо в баке гарантированно есть;

Если у вас появились подобные проблемы значит не работает датчик уровня топлива, а вот если движение стрелки не упало в ноль, а лампа сигнала минимального остатка не загорелась либо напротив горит и при наполненном баке, то это свидетельствует о неисправностях самой приборной панели.

На автомобилях управляемых ЭБУ о наличии проблем с ДУТ можно узнать по зафиксированным в ОЗУ блока кодов ошибок для этого достаточно подключить диагностический сканер для считывании памяти и проверки параметров датчиков различных систем.

Ошибки датчика уровня топлива

Номера основных ошибок что соответствуют неисправностям датчика уровня топлива:

  • P0460 — «Неисправность электрической цепи ДУТ». На практике это означает повреждение либо обрыв питающего и/или сигнального провода. Часто это банально ухудшение контактов из-за их окисления.
  • P0461 — «Выход уровня сигнала за допустимые пределы». Ошибка формируется в случае, если сигнал от датчика уровня топлива слишком слабый или слишком сильный. Это может сопровождаться также перебоями в подаче топлива в двигатель, и как следствие, снижение его мощности вплоть до полной остановки.
  • P0462 — «Низкий уровень сигнала в цепи ДУТ». Обычно ошибка формируется в результате коррозии контактов, обрыва цепи заземления, короткого замыкания в цепи, повреждения топливного бака (утечка топлива).
  • P0463 — «Высокий уровень сигнала в цепи ДУТ». Как правило, ошибка формируется в результате повреждения или самого датчика уровня топлива или его поплавка. Известны случаи, когда она возникала по причине того, что ржавел топливный бак.
  • P0464 — «Ненадежный контакт в цепи ДУТ». Ошибка формируется в результате повреждения изоляции на проводке, окисление контактов, перебои в передаче сигнала от датчика на электронный блок управления.

Причины неисправности

Причинами, почему не работает датчик уровня топлива либо он неправильно показывает, становятся такие неисправности:

  • Поплавок потерял герметичность. Подобная ситуация актуальна, когда в качестве поплавка используется шарик из хрупкой пластмассы, которая может растрескаться в результате механического воздействия либо в результате эксплуатации авто при сильных морозах. В этом случае поплавок будет находиться внутри жидкости или, что чаще, попросту утонет и ляжет на дно. Результатом будет постоянные показания прибора, что в баке нет топлива. Ремонтные меры предусматривают замену поплавка либо же всего узла целиком. Еще редкий вариант заключается в том, что поплавок может попросту отсоединиться от рычага, на котором он закреплен и «уйти в самостоятельное плавание».
  • Деформация рычага, на котором держится поплавок. В результате этого поплавок может терять подвижность либо отражать не корректную информацию. Часто такая ситуация происходит при неаккуратном извлечении топливного модуля с бака, но иногда даже и как результат длительной эксплуатации машины на дорогах с неровным покрытием, то есть, при постоянных вибрациях при езде. Можно попытаться придать рычагу изначальную форму, однако чаще всего соответствующий рычаг просто меняют на новый.
  • Повреждение корпуса датчика. В результате этого может измениться показания резистивных элементов либо повреждение рычага, снимающего соответствующие показания. В данном случае причиной, почему датчик не правильно показывает уровень топлива — это использование некачественного бензина либо ударные механические нагрузки на деталь.
  • Выход из строя резистивных элементов. Это достаточно частая причина, почему датчик уровня топлива не работает. Элементы на реостате выходят из строя по естественным причинам, то есть, в результате стирания при длительной эксплуатации. Возможен вариант, когда износ частичный, например, посередине. В этом случае стрелка прибора будет дергаться. Также возможно, что между скользящим элементом и резистивной дорожкой пропал контакт вследствие повреждения либо износа резистивного напыления либо ослабления прижима лапки бегунка. При такой неисправности стрелка будет лежать на нуле.
  • Отсутствие электрического контакта на определенном участке цепи. Как правило, на контактах, которые окисляются либо влагой, либо топливом. Могут быть повреждены провода, их изоляция, обрыв. Также иногда возникают проблемы с электрическими разъемами.
  • Сигнальный провод «коротит» на «массу». В этом случае значение его сопротивления будет искажаться и стремиться к нулю. При такой неисправности датчик уровня неправильно показывает уровень передавая информацию, что бак полностью залит.
  • Перегорание предохранителя, отвечающего за работу датчика уровня топлива. Номер предохранителя необходимо смотреть в электрической схеме конкретного автомобиля.
  • Нарушение крепления датчика на корпусе топливного бака. Например, с перекосом. Как правило, в такой ситуации запах топлива распространяется наружу, в частности, в салоне будет слышен запах бензина.
  • Встречаются случаи, когда у резистивной платы, по которой движется бегунок, попросту отваливается крепежная пайка.
  • У трубчатых датчиков уровня топлива может быть оборван сигнальный провод. В этом случае стрелка будет постоянно показывать пустой бак.
  • Также трубчатым датчикам свойственен налет, который может образоваться на направляющей стойке. Это естественным образом приведет к затруднению (и даже невозможности) движения поплавка. Налет обычно образуется в результате использования некачественного топлива (с большим количеством парафина, газолина вместо бензина). В этом случае стрелка прибора замрет в одном положении, причем не обязательно в одном из крайних.
  • У бесконтактных датчиков может быть поврежден магнитный датчик и/или его проводка. На некоторых из них устанавливается специальная контрольная и управляющая плата. Проблема может быть и с ней. В этом случае обычно датчик полностью выходит из строя, то есть, не показывает уровень топлива вообще.

Чаще всего проблемы возникают с поплавками либо с резистивными элементами, которые со временем истираются и перестают передавать корректные данные. Но заметьте, что когда уровень топлива не показывается, то не всегда виноват именно датчик. Часто не работает стрелка, и тут виноват уже прибор на панели, который, по сути, является потенциоментром. Поэтому если датчик топливо неправильно показывает, то нужно его снять и проверить мультиметром и произвести визуальную дефектовку.

Как проверить датчик уровня топлива

Первое, что нужно сделать при проверке любого датчика уровня топлива — проверить приходит ли к нему питание через предохранитель. В случае, если конструкция автомобиля не предполагает открытый доступ к датчику, в таком случае нужно воспользоваться электросхемой автомобиля и подключиться к соответствующим выводам на колодках. Для этого нужно будет использовать кусочки проводов. Если же доступ есть (обычно через багажник или под задним сидением), то необходимо отключить фишку от датчика и далее воспользоваться электронным мультиметром для проверки либо контролькой.

Чтобы понять к каким контактам нужно подключатся используйте схему электропроводки, если же дело с обычным резистивным датчиком уровня инжекторного авто, то в качестве ориентира можно смотреть на сечение проводов подходящих к колодке — на бензонасос провода всегда толще, чем на датчик. В общих чертах алгоритм проверки будет следующим:

  • Одним щупом тестера прикоснуться к плюсовому выводу на фишке, а другим — к минусовому либо корпусу автомобиля (желательно выбирать место, где лакокрасочного покрытия или нет совсем или оно минимально).
  • Если питание приходит — мультиметр покажет +12 Вольт (в стандартных легковых автомобилях).

Если питания нет — для начала нужно проверить целостность предохранителя, а потом целостность проводов плюса и минуса. Когда же питание есть, но датчик топлива показывает некорректные данные, необходимо продолжать проверку и убедиться, в чем дело — в датчике или проводке.

Проверка датчика уровня топлива по универсальному методу

После проверки, приходит ли питание от предохранителя на датчик топлива, необходимо проверить как работу самого датчика, так и сигналы, отходящие от него на потенциометр на приборной панели, то есть, прибор уровня топлива.

Между датчиком топлива и потенциометром, используемых в машинах с карбюраторным двигателем, имеет три провода. Один из которых — «масса», второй — сигнальный провод сопротивления, идущий к прибору, и третий — сигнальный к контрольной лампе критического уровня топлива!

Между датчиками и потенциометрами у инжекторных моторов проводов четыре. Первый — «масса», второй — питание на бензонасос, третий — сигнальный, четвертый — на сигнальную лампу. Между электронными датчиками и прибором также имеют три провода. Первые два — это питание и «масса», а третий — сигнальный, идущий к блоку управления, который укажет количество топлива на цифровом табло приборной панели.

Проверку поплавкового или трубчатого датчика уровня топлива имеет смысл начать с универсального метода. Он выполняется в двух вариантах — когда стрелка постоянно находится в начале шкалы и когда стрелка находится постоянно в конце шкалы. Начнем с первого. Для этого необходимо:

  • Обеспечить доступ к контактной группе датчика на топливном баке.
  • Включить зажигание.
  • Разорвать цепь сигнального провода (используя дополнительные провода).
  • Наблюдать за поведением указателя уровня на панели приборов.

В случае, когда после этого стрелка на приборе сместилась в конец шкалы — датчик уровня топлива неисправен. Если же стрелка осталась на месте — требуется проверить целостность сигнального провода, то есть, «прозвонить» его.

Если стрелка постоянно находится в конце шкалы, то проверка датчика выполняется по следующему алгоритму:

  • Обеспечить доступ к контактной группе датчика над бензобаком.
  • Включить зажигание.
  • Конец сигнального провода, идущего на приборку, поочередно замкнуть сначала на контакт датчика, а потом на кузов («массу»).
  • В случае, если стрелка прибора при этом осталась на нулевой отметке в обоих случаях, то это значит, что, скорее всего, оборвался сигнальный провод, соединяющий датчик с прибором. Следовательно, его нужно прозвонить.
  • Если стрелка отклоняется в противоположную сторону в случае замыкания провода на кузов — значит, отсутствует контакт датчика с «массой».
  • Если же стрелка смещается в обоих случаях — значит, датчик неисправен и требуется дальнейшая диагностика.

Для более точной диагностики датчик уровня топлива лучше проверять его в снятом состоянии.

В процессе демонтажа следите за тем, чтобы мусор с крышки или ободка уплотнителя не попал в топливный бак. Поэтому перед демонтажом желательно протереть ветошью пыль и грязь на крышке топливного модуля.

Как проверить рычажный датчик уровня топлива мультиметром

Конкретный пример как проверить рычажный датчик уровня топлива поплавкового типа в снятом состоянии рассмотрим на основе автомобилей ВАЗ-2108, ВАЗ-2109 и ВАЗ-21099. Алгоритм проверки будет следующим:

  • Включаем мультиметр в режим измерения сопротивления.
  • Подключаем к выводам датчика щупы и двигаем резистивным рычагом по дорожке. Сопротивления при различных режимах должно постепенно изменяться.
  • Так, если поправок висит внизу под собственным весом (соответствует пустому баку), то сопротивление на датчике должно быть в пределах 238…262 или 285…335 Ом в зависимости от того, какой используется датчик. Если поднять поплавок вниз, то сопротивление должно снизится до 17…23 либо 7…25 Ом. На практике указанные значения могут НЕЗНАЧИТЕЛЬНО отличаться. Если показания отличаются значительно, не меняются или же меняются скачкообразно в процессе движения поплавка — скорее всего, датчик неисправен.

Кроме измерения датчика уровня топлива мультиметром также нужно выполнить его визуальную проверку. В частности, проверить работоспособность нужно, убедившись, что провода и разъемы не имеют механических повреждений. Также обязательно нужно осмотреть наличие окислов и/или мусора на переменном сопротивлении, а планка с контактами надежно закреплена и припаяна к выводам. Еще надо проверить плотность контакта, то есть, насколько плотно «язычок» подходит к переменному сопротивлению. При необходимости его нужно будет подогнуть (только осторожно!).

На других автомобилях (или при использовании других датчиков) алгоритм проверки будет таким же, однако предварительно необходимо знать номинальное значение сопротивлений установленных датчиков. Это можно найти в инструкции к ним либо в технической документации к автомобилю (мануалу).

Обратите внимание, что если датчик уровня топлива исправен, а указатель на приборной панели все равно работает некорректно либо не работает вовсе — значит, неисправен сам указатель. Зачастую ремонт связан с заменой (или добавлением) подстроечного резистора. Это требуется для того, чтобы скорректировать вышедшее из строя сопротивление на самом приборе.

Ремонт датчика уровня топлива

В первую очередь необходимо понимать, что ремонт датчика уровня топлива невозможен без его демонтажа с посадочного места.

Если на рычажном датчике уровня топлива износились резистивные элементы — можно попробовать подогнуть «язычок», который непосредственно скользит по ним и передает значение тока на контролирующий прибор.

Заодно можно почистить контактные дорожки прибора. В случае же, если резистивная дорожка износилась значительно, то ремонт не возможен и ДУТ подлежит только замене. Если плата с резистивной дорожкой «гуляет» на своем посадочном месте — ее нужно припаять заново.

Когда возникли неисправности в электрической цепи датчика, обычно проблемы возникают на контактах. Соответственно, их нужно почистить и подтянуть. Также желательно смазать их специальной смазкой. Повреждены провода — желательно заменить на новые (можно целым жгутом). Однако если повреждение изоляции незначительное, то можно воспользоваться для ремонта изолентой или термоусадкой для проводов.

Если в трубчатом датчике загрязнилась направляющая трубка — значит, ее нужно почистить и смыть налет с помощью спрея с очистителем. Заодно можно почистить и сигнальные провода, расположенные вдоль трубки.

Недостатком электронного датчика уровня топлива является его неремонтопригодность. По крайней мере, в гаражных условиях.

Поэтому, если данный узел вышел из строя — обратитесь за помощью в автосервис либо к официальному представителю автопроизводителя вашего автомобиля.

Спрашивайте в комментариях. Ответим обязательно!

Это стрелочник виноват! — журнал За рулем

Стрелочные указатели на щитке приборов самые традиционные — с них по существу и начиналось оснащение первых автомобилей приборами, позволявшими более-менее объективно судить о режиме работы машины. Помимо спидометра, о фокусах которого не раз говорили, на приборном щитке обычно располагаются также указатели уровня топлива в баке и температуры охлаждающей жидкости. Эти «стрелочники» есть почти на любом автомобиле. Но в компании с ними нередко оказываются и другие приборы — амперметры, вольтметры, эконометры и т. п. На некоторых автомобилях встречается и указатель давления масла, хотя многие автопроизводители нынче от него отказались, полагая, что эта информация чрезмерна для современного автомобилиста. Возможно, стоило бы узнать его мнение. Разве смазка для деталей менее важна, чем температура?

От принятой схемы зависит алгоритм работы прибора. Современный вы наверняка сочтете наиболее логичным: пока машина не работает, стрелка температуры, давления и т. д. на нуле. После пуска двигателя стрелка начинает свое движение «в плюс», а не наоборот, как в старой схеме. Там выключение двигателя перебрасывало стрелку к верхнему краю шкалы! Конечно, некоторые люди способны привыкнуть к чему угодно, но зачем их к этому вынуждать?

Одним из самых проблемных традиционно остается указатель уровня топлива в баке с его датчиком. Во-первых, судить об остатке топлива только по его уровню некорректно — для этого надо встроить в машину бак, горизонтальное сечение которого на разных высотах одно и то же, как у цилиндрической бочки, стоящей вертикально. Для современного легкового автомобиля это нонсенс. На худой конец бак должен иметь хотя бы форму параллелограмма, но и это для легковой машины неприемлемо — мало места. В то же время заводской бак очень технологичен: минимум операций, минимум потраченного металла, но, увы, плата за это — нелинейный характер изменения остатка топлива в зависимости от его уровня. Только самый наивный человек может всерьез доверять указателю уровня топлива и, заехав на заправку на новенькой машине, смело заказать: «Мне — тридцать литров!» Вылить несколько литров на землю — и невыгодно, и негигиенично, и пожароопасно, и асфальт портит, и воздух…

Полезно помнить, что сами датчики уровня топлива чаще всего невзаимозаменяемы. Например, датчик от ВАЗ-2101 — 2107 никак не встроить в бак «восьмого» семейства — размеры не позволяют. Впрочем, это всякому очевидно. А вот параметры датчиков на автомобилях АЗЛК и ГАЗ разные, хотя сами приборы очень похожи (легко спутать!). Более того, параметры датчиков на разных моделях одной марки могут существенно различаться — при покупке будьте внимательны.

Но все сказанное — цветочки, если мы вспомним, что на ходу надо учитывать поведение автомобиля в динамике, особенно если на нем плоский горизонтальный топливный бак, топливо в котором колышется при ускорении, замедлении, на поворотах, на неровной дороге. Автомобилей с вертикальным баком (как у «жигулей»-седанов) немного, хотя надо признать, что даже их датчики начинают врать, когда машина испытывает продольное ускорение или замедление.

Как с этим бороться? Нынче ведь и топливный бак можно полностью «электрифицировать», но во сколько это обойдется! (Автолюбители уже давно это делают сами — ставят бортовой компьютер, который учитывает все необходимое: количество топлива в баке неподвижного автомобиля, его расход, остаток и т.д.). А чтобы стрелка не сводила с ума, штатный указатель оснащен демпфером, не позволяющим ей реагировать на быстрые колебания уровня. Вспомните: после включения зажигания стрелка довольно медленно движется по шкале, пока остановится на правильных показаниях. Увы, демпфер всех проблем не решает. Например, автомобиль долго движется на подъеме горной дороги или с креном по косогору… Силы статические. Это учитывают, стараясь разместить поплавок датчика ближе к центру бака. Насколько это удается?.. У всех по-разному.

С датчиком уровня топлива можно как-то поиграть, например подгибая рычаг. Самое грубое вранье этого стрелочника (например, бак якобы переполнен литров на 15!) обычно удается устранить. Остальные датчики нерегулируемые. Если врут — жалуйтесь на изготовителя!

Принципиальная схема включения указателей в современном виде для российских авто и многих иномарок. Указатель имеет три электрических вывода, один из которых обязательно «плюс» после включения зажигания, второй — «минус», третий — провод связи с датчиком, размещенным в моторном отсеке или топливном баке. Такая схема работы приборов реализована на автомобилях ВАЗ, ГАЗ, «ИЖ-Ода» и последних моделях «Москвич».

Схема включения указателей на старых моделях АЗЛК-412, 2140, ИЖ, ЗАЗ (от 965 до 968). Старые указатели и современные невзаимозаменяемы! Если вы хотите усовершенствовать дедушкин автомобиль — покупайте соответствующую пару указатель-датчик.

Наиболее изученный нашим населением «вертикальный» бак классических «жигулей»-седанов — и тот не без фокусов, особенно в начале и конце шкалы указателя. Характеристика переменного резистора (нихромовой проволоки, намотанной на диэлектрический каркас) по высоте подъема поплавка не стыкуется с нелинейным изменением сечения бака, к тому же поплавок движется не строго по вертикали, а закреплен на поворачивающейся оси.

Перед вами (слева направо) триада — топливо, температура, давление. Слева — датчики уровня бензина. В центре — температурный датчик с указателем. Чувствительный элемент — биметаллическая пластина, прогибающаяся в зависимости от температуры и через движок меняющая сопротивление реостата. Справа — датчики давления. Здесь тоже есть реостат, движок которого перемещается под действием прогибающейся от давления подпружиненной диафрагмы.

В новом указателе уровня топлива на впрысковых ВАЗах нет нихромовой проволоки, вместо нее определенного номинала резисторы, нанесенные на керамическую подложку. Они подобраны так, что позволяют судить об остатке топлива в баке более объективно. Но не обольщайтесь — обмануть может и этот прибор.

Одна из схем датчика уровня топлива (БМВ) с оригинальным демпфером. Поплавок ходит вверх-вниз в колодце-контейнере, сообщающемся с основным объемом бака через маленькие отверстия вверху (вентиляция) и внизу (дренаж). Скорость перемещения поплавка уже не меняется по воле волн — она ограничена скоростью перетекания топлива и воздуха через отверстия.

Указатель уровня топлива ВАЗ 21083, схема

В комбинации приборов на передней панели автомобиля ВАЗ 21083 установлен стрелочный указатель уровня топлива, соединенный с датчиком уровня топлива в бензобаке (24.3827).

Рядом с указателем уровня имеется контрольная лампа аварийного резерва топлива, загорающаяся при остатке бензина в баке в пределах 4-6,5 литров.

Схема: работа указателя уровня топлива ВАЗ 21083 при полном баке

При полном бензобаке поплавок датчика уровня топлива поднимается вверх (всплывает). Соединенный с ним подвижный контакт скользит по обмотке реостата. Число витков задействованных в электрической цепи уменьшается, сопротивление падает.

В зависимости от изменения сопротивления  реостата датчика изменяется величина силы тока в обмотках катушек указателя в комбинации приборов. В данном случае она возрастает и вращает постоянный магнит, соединенный со стрелкой. Стрелка отклоняется в конец шкалы, показывая полный бак (100-135 Ом — стрелка указателя в середине шкалы, 7-25 Ом — в самом конце).

Схема: работа указателя уровня топлива 21083 при пустом баке

Когда уровень топлива в бензобаке снижается, поплавок датчика уровня топлива опускается, ползунок реостата ползет вверх (включая все больше витков обмотки реостата в цепь), сопротивление цепи растет. Величина магнитного потока, воздействующего на дисковый магнит стрелки указателя, снижается. Стрелка отклоняется к началу шкалы. Для четкого обратного отклонения ей помогает дополнительный магнит возврата, установленный в корпусе указателя. При сопротивлении цепи 285-335 Ом стрелка указателя находится в начале шкалы и показывает пустой бак.

Примечания и дополнения

В ряде случаев указатель уровня топлива в бензобаке показывает неверную информацию, либо вообще отказывается работать. Подробно о причинах неисправности и том, что делать в такой ситуации: «Не работает указатель уровня топлива в щитке приборов автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099».


TWOKARBURATORS VK-Мы ВКонтакте
TWOKARBURATORS DZ-Мы в Яндекс Дзен

Еще статьи по датчикам автомобиля ВАЗ 21083

— Датчик указателя температуры ОЖ ВАЗ 21083, схема подключения

— Датчик давления масла ВАЗ 21083, схема подключения

— Датчик уровня топлива в бензобаке ВАЗ 21083, схема подключения

— Датчик уровня тормозной жидкости ВАЗ 21083, схема подключения

— Датчик Холла в бесконтактной системе зажигания ВАЗ 21083

— Проверка и ремонт датчика-винта ЭПХХ карбюратора Солекс ВАЗ 21083

— Датчик кислорода (Лямбда-зонд) системы управления двигателем 2111 ВАЗ 21083

Датчик уровня топлива (ДУТ) 2108, 2109, 21099

В системе питания карбюраторного двигателя автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099  устанавливается датчик уровня топлива (ДУТ), предназначенный контролировать количество  бензина в топливном баке. Он расположен на заборнике топлива в топливном баке автомобиля. На щитке приборов имеется указатель уровня топлива и лампа (сигнализатор) резерва топлива, связанные электрической цепью с датчиком уровня топлива и передающие информацию с него непосредственно водителю.


Устройство датчика топлива автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099

Датчик уровня топлива (ДУТ) имеет круглый фланец, крепящийся непосредственно к топливному баку. На фланце расположена соединительная колодка датчика с двумя выводами. К нему же приварена трубка топливозаборника и трубка обратки. Сам датчик имеет пластиковый корпус, крепящийся на опорной пластине. Внутри корпуса расположен реостат с обмоткой из нихромовой проволоки и неподвижный контакт включения лампы резерва топлива. Контакт соединен с колодкой датчика (вывод «W»). У реостата имеется ползунок, установленный на вращающейся оси и соединенный с подвижным рычагом, на конце которого установлен пластмассовый герметичный поплавок. Нижний конец реостата соединен с колодкой датчика.

Принцип действия датчика уровня топлива автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099

Поплавок перемещается вниз или вверх при падении или увеличении уровня топлива топлива в бензобаке. Одновременно перемещается соединенный с ним ползунок по обмотке реостата меняя сопротивление на выходе с реостата с низкого на высокое и обратно. Падение и повышение сопротивления отражается на перемещении стрелки указателя уровня топлива в щитке приборов. Уровень в баке низкий, поплавок опущен – сопротивление 285-335 Ом (стрелка указателя уровня топлива на нуле), стрелка указателя показывает пол бака – сопротивление 100-135 Ом, полный бак (стрелка до отказа вправо, поплавок поднят)– 7-25 Ом.

В нижнем положении поплавка, когда уровень топлива самый минимальный (4-7 л), замыкаются контакты на ползунке и контакт лампы резерва топлива. Лампа на щитке приборов загорается.

Работа датчика уровня топлива (ДУТ) при полном баке: поплавок всплыл вверх, контакт ползунка внизу реостата (сопротивление минимальное), подвижный и неподвижный контакты контрольной лампы резерва топлива разомкнуты (лампа не горит)Работа датчика уровня топлива при падении уровня топлива в топливном баке автомобиля: поплавок упал, контакт ползунка поднялся вверх по обмотке реостата (сопротивление максимальное), подвижный и неподвижный контакты лампы резерва топлива сомкнулись (лампа загорелась)

Подробнее о том как работает указатель и датчик уровня топлива: «Указатель уровня топлива ВАЗ 21083, схема».

Электрическая схема соединений датчика уровня топлива автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099

Схема подключения датчика уровня топлива в бензобаке ВАЗ 21083

Применяемость датчика уровня топлива на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099

На автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099 и их модификациях применяется датчик уровня топлива 24.3827 и его разновидности. Характеристики его следующие: напряжение -12 В, полное сопротивление реостата-350 Ом, длина рычага поплавка-115 мм, угол наклона рычага при пустом баке-27,5 градусов.

Неисправности датчика уровня топлива

При выходе из строя датчика уровня топлива указатель уровня топлива в щитке приборов либо вовсе не работает, либо показывает неверную информацию. Подробнее о неисправности датчика уровня топлива см. «Не работает указатель уровня топлива в щитке приборов ВАЗ 2108, 2109, 21099».


Примечания и дополнения

— Реостат это электрический прибор, позволяющий регулировать силу тока и напряжение в электрической цепи посредством изменения сопротивления проходящего через его обмотку электрического тока.

Ползунок, являясь подвижным контактом, перемещаясь по виткам обмотки реостата (проводника), изменяет количество витков включенных в цепь тем самым изменяет длину проводника и соответственно его сопротивление.

Еще статьи по топливной системе автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099

— Снятие и установка датчика уровня топлива автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099

— Схема топливной системы автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 с карбюраторным двигателем

— Прочищаем сетчатый топливный фильтр на заборнике топлива в бензобаке автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099

— Топливный модуль (электробензонасос) инжекторных ВАЗ 21083, 21093, 21099

— Неисправности топливной системы автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099

Схема бакомера для автомобиля своими руками

Схема бакомера для автомобиля своими руками

 

Сегодня вашему вниманию предоставляю действительно самодельный прибор. Опять же на микроконтроллере PIC16f676 и на этот раз с сдвоенным, динамическим семи-сигментным индикатором. Данное устройство создатели назвали «Бакометр» — И является оно цифровым указателем уровня бензина в литрах.
Точность устройства вызывает доверие так как калибруется оно непосредственно на конкретном автомобиле, так как датчики уровня топлива только по марке одинаковые. Первоисточник был этот сайт

 

 

 

 

Схема устройства:

Дальше делаем печатную плату, лудим,

Сверлим отверстия под детали

Спустя пару часиков устройство готово

Прошивка микроконтроллера, крона, и вот первый запуск «Бакометр»-а

Теперь нужно сделать морду лица.Для этого понадобилась пара винтиков как для установки материнок в корпус и винтики к ним. Черные винтики были взяты от материнкок ASUS. Когда-то собирал и они мне очень понравились поэтому ставил обычные а эти оставлял пригодиись.

После сборки прибор был откалиброван на столе с помощью переменного резистора на 500 Ом. Этого достаточно для наглядности так как сопротивление пустого бака классики около 340 Ом.
Бакометр после калибровки показывает уровень бензина в баке согласно прошивке. Прошивку можно сделать 0-99 литров.

При снижении уровня в баке меньше 5 литров индикатор начинает мигать отображая показания в баке до 00 литров. Это хорошо видно на видео. И скачек 35-40 на видео потому как калибровал на глаз и расстояние на переменнике от 35 до 40 литров оказалось очень маленьким. В реальных усовиях такого не будет.
Ну и само видео примера работы

Автор статьи, и сборка-Вадим Корнелюк

Скачать прошивку и печатку

Так добро пожаловать на другие статьи нашего сайта по автомобилям

Цифровой индикатор уровня топлива и напряжения АКБ для автомобиля V.3 (ATMega8 и дисплей от Nokia 1110i)


Скоро будет год, как я выложил на Датагоре свою первую статью о цифровом индикаторе топлива и уже более двух лет, как я сам пользуюсь этим индикатором. И ни разу он меня не подвел, ехать на заправку когда в баке остается 2-3 литра стало нормой, и это не экстрим и не показуха, когда знаешь, что эти 2 или 3 литра точно есть и их хватит доехать до ближайших нескольких заправок относишься к этому спокойно, никакого сравнения с мигающей лампочкой штатного прибора.
На этом заканчиваю филосовствовать — к делу!

Содержание / Contents

Наверное непонятно, почему собственно версия V.3, когда версии 2 не было, на самом деле была, вот она

Но она оказалась неудачной, для питания были использованы импульсные стабилизаторы на MC33063, которые дают пульсации в обе стороны и избавится мне от них так и не удалось. А поскольку появилась идея создания КИТа было решено делать новую версию, с надежным питанием, с защитой всех входных цепей и на деталях соответствующих условиям эксплуатации, в первую очередь это температурный диапазон -40..+125°C.
Так появилась новая 3-я версия, сделанная почти по всем правилам, с обновленной прошивкой.

КИТ к сожалению оказался не востребованным, но на него было потрачено немало времени, а теперь он пылится на полке, вернее в своей папке.
И вот чтобы труды не пропадали даром выкладываю всю документацию по проекту, буду рад если кому-нибудь пригодится.

От Игоря (Datagor):
При анализе личной переписки, комментариев к первой статье и после проведения выборочных опросов было установлено, что народ хочет не просто очень качественный бензомер, но и часы с будильником и т.п. и прочее (и шоб внутри был маленький китаец и за пивом бегал) , что превращает эту замечательную и совершенно самостоятельную разработку в очередной бортовой компьютер (БК). При этом, за этот БК народ желал заплатить не более 500 руб в собранном виде. А это и совсем ни в какие ворота не пролазит…
БК мы делать не стали и подписку на кит открывать на таком грустном фоне тоже не стали.
Уважаемому Сергею (HSL) при любом раскладе — наш почет и спасибы!
Качество его разработок на высочайшем уровне.

Итак по порядку…

Схема блока процессора, их 2 модификации А5 и А2
Схема А5

Схема А2


Разница в подключении сигнала AREF (опорное напряжение), в варианте А5 оно берется с шины питания +5в, в варианте А2 берется от внутреннего источника.
Основной является модификация А5, А2 сделана для расширения функционала, на случай когда с основной модификацией не удастся откалибровать бак.
На плате это осуществляется разной установкой элементов R11, C4, C6 более подробно это будет описано ниже в инструкции.
Разъем для подключения платы дисплея также используется и для внутрисхемного программирования

Схема блока дисплея


Этот блок получился универсальным, на нем дисплей, органы управления, стабилизатор для питания дисплея, так что его вполне можно использовать и с другими устройствами.Плата процессора

Разъем для подключения платы дисплея также используется для внутрисхемного программирования МК.

Плата дисплея


Дисплей подключается через стандартный разъем и крепится к плате на двухстороннем скотче.Напряжения питания 8-30 в
Напряжения срабатывания ночного режима подсветки 10-20 в
Сопротивление датчика топлива (рекомендуемое) 250-500 Ом
Дискретность отображения напряжения 0,1 в
Диапазон отображения напряжение 8 -30 в
Дискретность отображения количества топлива 1 л.
Поддерживаемый диапазон емкости бака 30-99 л.
Диапазон инерционности 1-10 сек.
Диапазон градаций яркости 0-255 ед.
Диапазон градаций контрастности 1-15 ед.Цифровой индикатор уровня топлива и напряжения позволяет контролировать:
  • Напряжение бортовой сети с точностью отображения до 0,1 вольта, допустимый диапазон рабочих напряжений 8-30 Вольт.
  • Остаток топлива в баке с точностью отображения 1 литр, допустимый диапазон измерения 30-99 литров. Рекомендуемое сопротивление датчика в баке 250-500 Ом.
  • Подключается устройство к следующим точкам: земля, питание, датчик в баке, подсветка приборной панели или габариты.
  • Возможность установки емкости бака от 30 до 99 литров.
  • Возможность политровой калибровки выбранной емкости.
  • Возможность сгладить последствия качания датчика в баке, методом десятикратного измерения уровня топлива и выводом усредненного значения, с выбором времени замера от 1 до 10 секунд.
  • Возможность устанавливать яркость подсветки дисплея разделльно для дневного и ночного режима работы. Режим работы определяется по факту включения габаритов и подсветки приборной панели.
  • Возможность устанавливать обычный или инверсный режим работы дисплея.
  • Возможность устанавливать уровень контрастности дисплея.
Органы управления

Управление осуществляется кнопками Menu, Ok, Up, Down
Menu – в основном режиме вход в режим установок. В режиме установок возврат в предыдущее меню, без сохранения текущих изменений и выход из режима установок.
Ok — Действует только в режиме установок. Вход в выбраный пункт, сохранение текущих параметров в энергонезависимой памяти.
Up – Действует только в режиме установок. Перемещение вверх по пунктам меню, увеличение текущего значения.
Down – Действует только в режиме установок. Перемещение вниз по пунктам меню, уменьшение текущего значения.

Режимы работы
Основной режим


В основной режим устройство входит через 2 секунды после подачи на него напряжения питания. Показания значения напряжения появляются сразу, показания значения остатка топлива появляется с задержкой обусловленной установкой инертности, 1-10 секунд.

Режим установок


Режим установок предназначен для настройки устройства под конкретные условия эксплуатации. Вход в режим установок осуществляется кнопкой Menu

Пункты меню
Емкость бака


позволяет установить объем используемого бака. Кнопками меню Up/Down изменяется в пределах от 30 до 99 литров. Для сохранение выбранного объема необходимо нажать кнопку Ok. Для выхода в меню без сохранения сделанных изменений необходимо нажать кнопку Menu.

Калибровка


позволяет политрово откалибровать емкость бака. Калибровка осуществляется после выбора необходимого объема бака в меню Емкость бака.
Литры – в данном пункте кнопками Up/Down устанавливается необходимое значение ячейки литров для записи значения калибровки. Запись значения калибровки производится кнопкой Ok.
Датчик – показывает текущее значение датчика остатка
топлива. При нажатии кнопки Ok это значение заносится в текущую ячейку памяти выбранную в пункте меню Литры.
В памяти – показывает сохраненное в памяти значение, соответствующее выбранной в данный момент, в пункте Литры, ячейке памяти.

Инерционность


позволяет установить период измерения остатка топлива. Кнопками меню Up/Down изменяется в пределах 1 — 10 секунд. В течении выбранного периода времени через равные промежутки, происходит 10 замеров остатка топлива, после чего вычисляется среднее значение.

Подсветка


позволяет установить яркость подсветки днем и ночью. Факт дня и ночи определяется включением габаритов и подсветки приборной панели.Кнопками Up/Down выбирается нужный пункт для корректировки День/Ночь. Для входа в режим изменеий выбранного значения необходимо нажать кнопку Ok, после чего кнопками Up/Down установить необходимое значение яркости подсветки от 0 до 255. Для сохранения установленного значения необходимо нажать кнопку Ok, для выхода из текущего пункта без сохранения изменений необходимо нажать кнопку Menu.

Инверсия


позволяет выбрать режим работы дисплея обычный/инверсный. Выбор нужного пункта производится кнопками Up/Down. Сохранение выбранного значения производится кнопкой Ok. Выход из текущего пункта без сохранения изменений производится кнопкой Menu.

Контрастность


позволяет установить желаемую контрастность дисплея. Кнопками меню Up/Down изменяется в пределах от 1 до 15. Сохранение выбранного значения производится кнопкой Ok. Выход из текущего пункта без сохранения производится кнопкой Menu.
Подключите устройство согласно маркировке.
[-] Земля, для подключения земли желательно выбрать надежный контакт.
[+] Плюс питания бортовой сети, 12 Вольт подключается к любой точке бортовой сети после замка зажигания.
[G] Габариты, подключается к цепи питания габаритов или подсветки приборной панели
[F] Датчик топлива, для исключения влияния родного датчика, его желательно отключить и подключить устройство непосредственно к линии датчика в баке.
Включите зажигание, подключите параллельно питанию вольтметр и
проконтролируйте показания напряжения индикатора, при необходимости подстройте показания индикатора подстроечным резистором R2
Войдите в режим настроек нажав кнопку Menu
Калибровка бака: перед началом калибровки необходимо установить объем бака.
Бак калибруется следующим образом:
  1. Сливается безнин из бака
  2. Заходим в меню калибровки кнопками Up/Down выставляем значение литров в 0 и нажимаем кнопку Ok
  3. Заливаем 1 литр безина, кнопками Up/Down устанавливаем значение литров в 1 и нажимаем кнопку Ok
  4. Повторяем последние последние два пункта до заполнения бака.
    Инерционность, якость подсветки днем и ночью, инверсия, контрастность установите по своему усмотрению
Плата центрального процессора расчитана на две модификации прошивки микроконтроллера A5 и A2. Различия модификаций касаются диапазона измерений входных сигналов. По умолчанию устанавливается модификация A5. Модификация A2 предназначена для нестандартных случаев подключения и невозможности откалибровать бак с модификацией A5,
Данная модификация касается следующих элементов R11, C4, C6

При установленном R11


используется прошивка с модификацией ***.A5 (например 020.A5)

При установленных C4, C6


используется прошивка с модификацией ***. A2 (например 020.A2)При программировании фьюзы выставляются следующим образом

  • Использование с модификацией платы A2 прошивки A5 может привезти к непредсказуемым показаниям устройства.
  • Использование с модификацией платы A5 прошивки A2 может привести к выходу из строя микроконтроллера.

В приложенном архиве ▼ Файловый сервис недоступен. Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

вся документация: схемы, монтажные схемы в формате jpg, схемы с платами в формате DipTrace, прошивки для обоих модификаций.

С уважением, Сергей (hsl)

 

ДАТЧИКИ

Рис.10 Штифты манометра

Рис.11 Измерительное сопротивление

(c) При проверке манометров температуры и давления масла важно, чтобы температура двигателя и частота вращения двигателя совпадали с положением манометра. Поэтому время между отметкой положения манометра и измерением отправляющего устройства должно быть минимальным.

(d) Если сопротивление и положение датчика не совпадают, замените датчик.

(e) Если все в порядке, измерьте сопротивление между соответствующим контактом передающего блока и контактом заземления на разъемах жгута проводов кластера.

(f) Если есть разница в показаниях, проверьте печатную плату на предмет контакта с разъемами кластера.

(г) Если все в порядке и контакты не деформированы, заменить печатную плату.

(h) Если все проходит нормально, см. Отправка модульного теста.

(4) Таблица сопротивления манометра (рис. 11) представляет собой общие рекомендации для проверки положения манометра относительно сопротивления передающего устройства. Из-за того, что положение датчика по сравнению с сопротивлением передающего устройства ограничено лишь несколькими точками, необходима хорошая оценка, когда сопротивление падает между градуировками.Даже когда сопротивление соответствует градуировке, датчик имеет допуск 6-4 Ом.

Вольтметр: калибровочная точка на вольтметре соответствует 13 вольту между замком зажигания и контактами заземления. Если напряжение отличается от этого, оцените правильное положение манометра с входным напряжением.

СНЯТИЕ ТАХОМЕТРА И ТУРБО ДАТЧИКА

(1) Снимите блок переключателя.

(2) Снимите маску кластера и линзу в сборе.

(3) Выкрутите винты крепления тахометра к корпусу комбинации приборов.

(4) Для снятия потяните тахометр назад.

(5) Отсоедините шланг турбонагнетателя. Если турбо шланг не отсоединяется, снимите кластер.

(6) Для установки выполните указанные выше процедуры в обратном порядке.

ТЕСТИРОВАНИЕ ЦЕПИ ТАХОМЕТРА

(1) Удалить кластер.

(2) Проверить напряжение аккумуляторной батареи в гнезде 8 красного разъема комбинации приборов (рис.6).

(3) При включенном зажигании проверьте напряжение аккумуляторной батареи в гнезде 9 красного разъема комбинации приборов.

(4) Проверить гнездо 14 красного разъема комбинации приборов на отсутствие замыкания на массу.

(5) Проверьте сигнал тахометра от контроллера двигателя, подключив ЦИФРОВОЙ ВОЛЬТМЕТР переменного тока к гнезду 6 черного разъема комбинации приборов и к массе. При работающем двигателе должно быть показание не менее 1,0 В (рис. 6).

(a) Если напряжение в пределах спецификации, переходите к шагу 7.

(b) Если напряжение НЕ в пределах спецификации, выполните шаги 6.

(6) Если меньше 1.0 вольт в полости 6, проверьте целостность цепи между полостью 6 и контактом 43 разъема контроллера двигателя.

(a) Если обрыв в порядке, между полостью 6 и контактом 43 разъема контроллера двигателя замените контроллер двигателя.

(b) Отсутствует целостность цепи. Проверьте разъемы на наличие поврежденных контактов, выводов клемм или дефектного провода.

Блок отправки топливного бака Тех

Топливо Tank Sending Unit Tech

./layout/blkbdr-772_mid.gif»>

Будь то поиск и устранение неисправностей в топливной системе вашего грузовика, чтобы выяснить, почему датчик уровня топлива не работает (или работает неточно) или просто нужно знать, как проверьте часть свалки, зная, что делать, вы можете сэкономить много головные боли и деньги в долгосрочной перспективе.На этой странице я надеюсь дать вам информация, которую вам необходимо знать, чтобы поставить точный диагноз вашего части. На этой странице я расскажу только о заводских настройках, однако, поскольку огромное количество дополнительных топливных баков на вторичном рынке очевидно, сделает это руководство невыполнимой задачей.

FYI: самые распространенные Топливный бак, который использовался в грузовиках Ford 1967-72 годов, — это бак, установленный в кабине. Стандартная версия вмещает 19 галлонов, оборудованных испарителем.органы управления вмещают 18,5 галлона, и Также была доступна версия на 21,5 галлона.


Рис. 1 — Это два самых распространенных отправляющих устройства, с которыми вы встретитесь. Слева находится Заводской топливный бак на 25 галлонов. Справа стандарт Блок подачи топливного бака в кабине на 19 галлонов.


Фиг. 2

Фиг. 3

Фиг. 4

Здесь некоторые общие крупные планы передающего устройства топливного бака в кабине. Рис. 3 и 4 показывают два немного разных стиля голов, но хотя немного разные по внешнему виду, они оба работают одинаково и имеют одинаковые значения электрического сопротивления.


ОСНОВЫ

Хотя это, вероятно, не похоже на кого-то, кто проблемы с указателем уровня топлива, это на самом деле очень простые электрические устройства. Понимание того, как они работают значительно упрощает диагностику проблем. Вот как топливо колея работ:

Схема топливомера состоит из отправляющего блок в топливном баке, датчик на приборной панели и проводку и проводку (или монтажную плату) приборной панели между ними.Как и большинство датчиков, блок отправки танка — это просто переменный резистор. Его функция — противостоять потоку из ток от земли к датчику в зависимости от положения поплавка внутри танка. Чем выше уровень топлива, тем выше поднимается поплавок, который уменьшает сопротивление между датчиком и землей. Чем больше тока течет через счетчик, тем выше перемещается стрелка датчика.


Фиг.5

Передающее устройство работает от 5-вольтового импульса, подаваемого регулятор напряжения панели приборов (ИПВР, рис. 5), так что просто подвести к устройству провод под напряжением 12 В не сработает, а на самом деле будет обжарить отправляющий блок. См. Рис. 6 для типичного расположение на задней стороне панели приборов.



Фиг.6


Рис.7 — стиль ’67-69 по сравнению с моделями ’70-’72 регулятор. Более поздний стиль использовался с печатной схемой. доска. (нажмите для увеличения)

Вы можете проверить IPVR, не вытаскивая приборную панель. Наклоните сиденье вперед и снимите оранжевый провод с топливного бака. танковый отправляющий блок.Когда вы прощупываете разъем, ваш тестовый свет должен мигать и гаснуть. Вы также можете выполнить тот же тест под капот. Отсоедините провод от датчика температуры. и / или датчик давления масла и проверить эти разъемы … они тоже должен мигать.


УСТРАНЕНИЕ НЕПОЛАДОК

ПРОБЛЕМА: Указатель уровня топлива вообще не работает…нет движения иглы.

С включите зажигание, снимите провод с передающего блока топливного бака и заземлите его на корпус устройства. Это снимает сопротивление поставляемый отправляющим устройством, и должен вызывать качание манометра в положение «Полный». Такое бывает?

В датчик и проводка в порядке.Проблема, скорее всего, в отправляющем устройстве. В отправляющий блок должен быть удален для дальнейшего тестирования. (1) Земля проводку передающего устройства к хорошему заземлению шасси (вместо корпус блока отправки) и следите за манометром. Теперь привязка к «Полная» сторона?

В проблема в заземлении передающего устройства. Либо сам агрегат плохой или поплавок / рычаг заедает / отсутствует. Отправляющее устройство должно быть удален для дальнейшего тестирования.

В прервано электропитание манометра (проверьте предохранители), датчик неисправен, или провод от датчика к передающему блоку открыто или в нем есть перерыв.

Тестирование Отправляющий блок

После передающий блок был снят с резервуара, убедитесь, что поплавок присутствует, цел и все еще плавает и что там не связывает поплавок.Подсоедините проводку манометра к блок и заземлите его. Перемещайте поплавок вверх и вниз. Если манометр показывает полный в верхнем положении и пустой в нижнем положение, то отправляющий блок хорош. Проверить, подключив омметром и убедившись, что он показывает полное сопротивление 8-12 Ом и 70-73 Ом пусто. Если нет, то передающий блок нуждается в ремонте или заменены. Можно легко разобрать головку передающего блока, чтобы чистить и / или ремонтировать…смотрите фотографии ниже.


ПРИМЕЧАНИЯ ПО УСТРАНЕНИЮ НЕИСПРАВНОСТЕЙ

(1) Если у вас есть двойные баки и неработающий или нерегулярный датчик уровня топлива, и заземляя провод отправляющего устройства на каждом резервуаре, вы наверное нет проблем с и отправляющими устройствами. Взгляни на Ваш селекторный переключатель топливного бака виноват. Проверьте переключатель на преемственность.Вы можете обнаружить, что вам нужно тщательно разобрать и очистите переключатель изнутри и смажьте его диэлектрическим смазка.


Фиг. 8

В учебных целях зацепил этот отправляющий блок до цифрового и аналогового омметра до сравните показания. Оба дали похожие показания и подтвердил, что он читается в нормальном параметры.

ПРИМЕЧАНИЕ. Вы ДОЛЖНЫ убедиться, что ваш омметр может чтение диапазона нужно … много недорогих различные единицы хозяйственного магазина не предназначены для измерить этот прекрасный диапазон. Мой маленький аналоговый омметр имелся только один диапазон сопротивления считыванию, который 1-1000 Ом. Эта шкала НАМНОГО велика для читая небольшие изменения, необходимые здесь, и даже стрелка измерителя не двигалась на все.Вам нужен тестер с сопротивлением 1-100 Ом или 1-200 Ом. спектр. Правильное оборудование делает все разница!


Фиг. 9


Фиг. 10

Фиг. 11

Измерение сопротивления в положении «Полный» float давал показания в пределах 9-11 Ом.

Измерение сопротивление в «пустом» положении поплавка давало показания в пределах 67-70 Ом.

В виде Как уже упоминалось выше, устройство отправки топливного бака — это не что иное, как переменная резистор, а датчик уровня топлива просто измеряет сопротивление между горячим проводом и землей. Отправляющие устройства топливного бака, используемые во всех продуктах Ford вплоть до 1986 имеют диапазон полного сопротивления примерно 8-12 Ом и 70-73 Ом пусто.(Я тестировал свой заводской 25-галлон в рамке передающий блок вспомогательного бака, однако, получил показания 20 Ом полный и 85 Ом пустой.)


Рис. 5 — Чтобы открыть головку, просто выпрямите эти металлические язычки, удерживающие устройство закрытым, и осторожно потяните две половинки.


Рис.6 — После открытия агрегата вверх, вы увидите тонкий обернутый провод, из которого состоит резистор.Тонкая металлическая салфетка скользит по намотанным проводам, а сопротивление измеряется между концом резистора и конец металлического хвостовика.


Рис. 7 — Вот еще один вид открытый резистор, с лучшим углом, показывающим металлическую салфетку внутри. При необходимости эту салфетку можно осторожно согнуть, чтобы лучший контакт с намотанным проводом резистора. Иногда салфетка упала с вала и ее можно снова припаять.Вы также можно аккуратно очистить внутренние детали тонкой стальной мочалкой, но ОЧЕНЬ осторожно, чтобы не порвать провода.

Если вы не можете найти точную замену отправляющего устройства заводского типа (или не желая платить цены, которые они получают в наши дни), есть другой вариант. Вы можете просто пойти в магазин автозапчастей и сказать, что вам нужен отправка устройства на работу с указанными выше значениями сопротивления.Если вы можете получить только тот, который имеет аналогичные значения сопротивления, но не точные, вы можете обычно сгибают шток поплавка и / или царапины на теле отправителя, чтобы изменить сопротивление в соответствии с требованиями. Большинство отправляющих единиц иметь универсальные фланцы, которые подойдут для любого резервуара, кроме домашнего сделанный.

Если вы идете на вторичный рынок, в зависимости от того, у кого вы его получите from, возможно, вам придется использовать их отправляющий модуль. Большинство датчиков вторичного рынка , а не для использования с заводским отправляющим устройством Ford.Тем не мение, У автометра есть специальные датчики, которые работают с заводскими настройками. отправляющий блок. С сайта Autometer:

http://www. autometer.com/tech_faq_answer.aspx?sid=1&qid=56

В электрический топливомер с короткой стрелой производства Auto Измеритель для диапазона Ford 73-10ohm откалиброван для оригинальный завод Ford, нелинейный, уровень топлива дизайн отправителя.Если вы посмотрите на саму циферблат, вы заметите, что середина шкалы находится в факт не в центре поля, чтобы калибровка для соответствия этому специальному отправителю.

Датчик уровня топлива Ford с диапазоном 73-10 Ом работает со следующими диапазонами Ом для полного, половинного, Пустой и ниже пустой:

Полный: 10 Ом
Половинный бак: 25 Ом
Пустой: 50 Ом
Ширина указателя ниже E: 73 Ом

Если вы заменили оригинальное оборудование, отправка Форд блок в вашем автомобиле с блоком отправки на вторичный рынок, вы можете заметить, что датчик будет соответствовать отправляемому единицы на полной и пустой частях шкалы, но что показания между ними не совпадают.В Причина в том, что некоторые отправители на вторичном рынке при работе в диапазоне 73-10 Ом теперь используют линейный движение вместо исходной нелинейной шкалы. В сравнительная разница показаний в омах для полного, половинного и Пустые были предоставлены ниже для справки.

Полный: 10 Ом
Половинный бак: 41 Ом
Пустой: 73 Ом

Как видите, эти цифры радикально отличаются от этих заводских отправляющих агрегатов Ford и влияние на показания манометра.

В случае возникновения такой ситуации мы рекомендуем один из двух вариантов. Во-первых, нужно искать датчик уровня топлива в оригинальной комплектации Ford прямо для вашего автомобиля. Другой был бы приобретите один из наших масштабированных манометров 240-33 Ом и соответствует # 3262 отправляющему устройству, или если это устройство не будет подходит для вашего конкретного типа бака, аналогичное топливо 240-33 Ом устройство отправки уровня от производителя вашего резервуара.Мы рекомендуют блоки 240-33 Ом, потому что они широкие линейная шкала и обеспечивает очень точное считывание уровень топлива в баке.


Ом / Сопротивление
(Пустой / Полный)
Популярные модели
0-90 Ом большинство автомобилей GM, 1965 г.
73-10 Ом Ford и большинство Chrysler до 1989 года
240-33.5 Ом Промышленный стандарт, работает на многих популярные автомобили
0-30 Ом большинство автомобилей GM до 1965 года
16-158 Ом большинство фордов 89-го года выпуска


Хотите добавить ссылку на этот сайт? Сохраните этот баннер на жестком диске, чтобы разместить его на своем страница в Интернете.
Правильная ссылка для использования: http://www.fordification.com

Кодовый номер B1201 Неисправность информации о топливе

Если не работает только указатель уровня топлива, указатель уровня топлива в баке, комбинированный счетчик, жгут проводов или разъем (ы) могут быть неисправны.

  • Повреждены жгуты проводов и разъемы
  • Неисправность датчика уровня топлива в баке
  • Неисправность комбинированного счетчика

Q.Разъем Е-15 датчика уровня топлива в баке в хорошем состоянии?

(1) Отсоединить разъем Е-15 от датчика уровня топлива в баке.

(2) Используйте специальный инструмент MB991219 для подключения контрольной лампы (12 В — 3,4 Вт) между жгутом проводов. клеммы 1 и 2 разъема.
(3) Поверните ключ зажигания в положение «ON».
(4) Убедитесь, что контрольная лампа горит.
OK: горит

Q.Результат проверки удовлетворительный?

Перейти к этапу 6.

Перейти к этапу 3.

Q. В хорошем ли состоянии разъем D-02 комбинированного счетчика?


  • Проверить линию ввода / вывода на обрыв и короткое замыкание.

Q.Жгут проводов между разъемом D-02 комбинированного счетчика (клеммы 40 и 49)? и разъем Е-15 датчика уровня топлива (контакты 2 и 1) в хорошем состоянии?


  • Номер позиции 7: Указатель уровня топлива (цель)
OK: Показания датчика уровня топлива и M.U.T.-III согласуются друг с другом.

Q.Результат проверки нормальный?

Убедитесь, что указатель уровня топлива работает нормально.

Q. Результат проверки нормальный?

Процедура завершена.
Замените датчик уровня топлива в баке и переходите к этапу 7.
Убедитесь, что указатель уровня топлива работает нормально.

Q. Результат проверки нормальный?

Процедура завершена.
Заменить комбинированный счетчик.

Таблица выбора кулоновского счетчика (датчик уровня заряда батареи) | Параметрический поиск

Некоторые файлы cookie необходимы для безопасного входа в систему, но другие необязательны для функциональной активности. Сбор наших данных используется для улучшения наших продуктов и услуг. Мы рекомендуем вам принять наши файлы cookie, чтобы обеспечить максимальную производительность и функциональность нашего сайта. Для получения дополнительной информации вы можете просмотреть сведения о файлах cookie.Узнайте больше о нашей политике конфиденциальности.

Принять и продолжить Принять и продолжить

Файлы cookie, которые мы используем, можно разделить на следующие категории:

Строго необходимые файлы cookie:
Это файлы cookie, которые необходимы для работы analog.com или определенных предлагаемых функций. Они либо служат единственной цели передачи данных по сети, либо строго необходимы для предоставления онлайн-услуг, явно запрошенных вами.
Аналитические / рабочие файлы cookie:
Эти файлы cookie позволяют нам выполнять веб-аналитику или другие формы измерения аудитории, такие как распознавание и подсчет количества посетителей и наблюдение за тем, как посетители перемещаются по нашему веб-сайту.

Author:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *