Проверка статора генератора: Проверка статора генератора автомобилей ВАЗ 2108, 2109

Проверка статора генератора автомобилей ВАЗ 2108, 2109

Неисправностей у статора генератора автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 и их модификаций может быть как минимум две.

Это «обрыв» в его обмотках и короткое замыкание обмоток на «массу». Признаком неисправности генератора служит исчезновение зарядного тока. В этой ситуации после пуска двигателя на гаснет лампа разряда аккумуляторной батарей на щитке приборов, стрелка вольтметра стремится к красной зоне. Если измерить напряжение на выводах АКБ при работающем двигателе, то оно окажется ниже требуемых от генератора 37.3701 13.6 В. В ряде случаев при наличии короткого замыкания обмоток статора генератор издает характерный вой.

Необходимые инструменты

Мультиметр, автотестер или иной аналогичный прибор с режимом омметра

При отсутствии измерительного прибора необходима контрольная лампа (лампочка на 12 В с припаянными двумя проводами)

Подготовительные работы

— Снимаем генератор с двигателя автомобиля

— Разбираем генератор и извлекаем статор

— Очищаем статор от грязи

Проверка статора генератора 37.

3701
1. Проверяем на наличие «обрыва».

Прижимаем щупы мультиметра в режиме омметра к выводам обмотки статора.  Если «обрыва» нет, прибор покажет сопротивление в пределах 10 Ом. Если присутствует «обрыв» в обмотках статора, то есть ток по ним не проходит, то сопротивление стремится к бесконечности. Проверяем таким образом поочередно все три вывода.

Проверка обмоток статора генератора 37.3701 на «обрыв»

Если применяем контрольную лампу, то подаем минус от минуса АКБ на один из выводов обмотки статора (при помощи изолированного провода), а плюс через контрольную лампу на другой вывод. Лампа загорелась – все в норме, нет – «обрыв». Повторяем операцию поочередно для всех выводов.

2. Проверяем на наличие короткого замыкания.

Прижимаем минусовой щуп мультиметра в режиме омметра к статору, а плюсовой к любому выводу обмотки. Если короткого замыкания нет, сопротивление на приборе стремится к бесконечности. Повторяем операцию для каждого вывода обмотки.

Проверка статора генератора 37. 3701 на «короткое замыкание»

При проведении проверки статора генератора на короткое замыкание контрольной лампой подаем минус от вывода АКБ на статор, а плюс через контрольную лампу на любой вывод обмотки. Лампа загорелась – присутствует короткое замыкание, нет – все в норме. Повторяем процедуру для каждого вывода.

Примечания и дополнения

— Следует отметить, что аналогичные симптомы (кроме воя генератора) могут появиться при неисправности регулятора напряжения, диодного моста («пробит» диод), ротора генератора. Так как неисправность статора генератора встречается намного реже чем неисправность регулятора или диодного моста, то в первую очередь стоит проверить именно их, а затем приниматься за проверку статора.

Еще статьи по электрооборудованию автомобилей ВАЗ

— Проверка исправности ротора 37.3701 генератора автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099

— Не крутит стартер на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099

— Проверка диодного моста генератора автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 (без снятия генератора с двигателя)

— Горит лампа разряда АКБ после запуска двигателя на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099

— Не работают стоп-сигналы на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099

— Как снять (заменить) диодный мост генератора ВАЗ 2108, 2109, 21099?

Подписывайтесь на нас!

Статор генератора, проверка и ремонт статора генератора своими руками, инструкция по перемотке статора.

Как проверить и перемотать статор генератора. Самостоятельная проверка и ремонт статора генератора. Признаки и причины неисправностей.

Ключевым узлом в электросети транспортного средства заслуженно считается генератор. Данное устройство обеспечивает питание всем потребителям энергии автомобиля, начиная от магнитолы и оптики и заканчивая различными вспомогательными девайсами, как, например, регистратор и навигатор. Один из основных компонентов этого механизма — статор генератора, о котором и пойдет речь в статье. 

Содержание

  • Устройство и принцип действия статора генератора
  • Неисправности статора: причины и признаки
  • Диагностика статора генератора с помощью мультиметра
  • Перемотка генератора своими руками, инструкция по перемотке статора генератора
  • Заключение

Устройство и принцип действия статора генератора

Статор состоит из таких компонентов:

  • Пакет или сердечник.
  • Обмотки статора.
  • Выводы для подсоединения к выпрямительному устройству.

В конструкцию статора входит три обмотки, где формируется 3 различных значения переменного тока. Эта схема являет собой трехфазный вывод. Один конец каждой обмотки подсоединяется к корпусу генератора, а второй подключается к выпрямительному устройству. Для усиления и концентрации магнитного поля в обмоточных компонентах, провод от каждой обмотки прокладывают вокруг сердечника, выполненного в виде металлических пластин.

Обмотка статора расположена в специальных пазах, которых зачастую 36. В пазу обмотка зафиксирована с помощью пазового клина, который тоже изготовлен из изоляционного материала.

Неисправности статора: причины и признаки

В работе статора может произойти два варианта поломок: замыкание обмоток на массу или обрыв в обмотках. Из-за температурных перепадов и долгого влияния влажности на торцевой стороне сердечника может растрескаться и расслоиться изоляция. Это может послужить причиной замыкания, а также ускоренного выхода агрегата из строя.

Не зависимо от причины, симптом поломки один — генератор перестает функционировать нормально, в его работе возникают неполадки, также устройство не способно генерировать ток.

Диагностика статора генератора с помощью мультиметра

Статор генератора можно проверить на предмет замыкания или обрыва.

Чтобы выполнить диагностику обрыва, вам понадобится контрольная лампа или мультиметр:

  1. Берем тестер. Его необходимо активировать в режим омметра. Щупы подсоединяем к выводам обмотки. При отсутствии обрыва в устройстве, тестер выведет на дисплей следующее значение сопротивления — примерно 10 Ом. Но если в устройстве есть обрыв, ток не сможет пройти к обмоткам, а значит значение сопротивления будет устремляться к бесконечности. В этом случае следует проверить все три вывода.
  2. В случае диагностики контрольной лампой необходимо подать от АКБ отрицательный заряд на обмотку, а точнее, на один из ее контактов. Для этого вам понадобится изолированный провод.
    А положительный заряд подаем через контрольную лампу на другой контакт. Теперь обратите внимание на источник освещения. Если он стал гореть, значит девайс работает нормально. А если нет, значит в системе есть обрыв. Повторяем процедуру проверки для каждого вывода.

Диагностика на наличие короткого замыкания тоже выполняется при помощи лампы или тестера:

  1. Настройте мультиметр в режим омметра. Отрицательный щуп тестера подсоедините к статору. Положительный щуп соедините с любым контактом обмотки. Повторите процедуру с каждым выводом.
  2. Диагностика контрольной лампой выполняется аналогично. Соедините отрицательный контакт АКБ с выводом статора, а положительный — с любым контактом обмотки. Горящая лампа будет указывать на наличие короткого замыкания в механизме. Если же лампа не будет гореть, значит устройство работает нормально. Диагностика выполняется с каждым выводом.

Перемотка генератора своими руками, инструкция по перемотке статора генератора

Порядок работ:

  1. В первую очередь разберите генератор и достаньте из него статор.
  2. Обожгите имеющиеся обмотки, чтобы они сгорели, однако перед этим посчитайте число витков и сделайте для перемотки соответствующую схему. На статоре при этом отметьте места выводов для конца и начала обмотки.
  3. После сгорания выполняется очистка.
  4. Затем с помощью таких материалов, как прессшпан или синтофлекс, нарежьте изоляционные прокладки. Важно, чтобы они выступали из торцов паза на 2.5-3 миллиметра. Когда вы сделаете одну прокладку и подогнете ее под размеры, нужно будет отрезать кусок ленты в соответствии с ее длиной или шириной. Далее, используя данную прокладку, отрежьте 36 кусков идентичной длины и установите их в пазы.
  5. После этого выполняется перемотка. Ее суть основывается на том, чтобы провод из одного паза волной следовал сразу в четвертый. Когда половина витков будет намотана на одной фазе, начинайте наматывать в обратную сторону, но при этом нужно перекрывать пустые части полукатушек. Аналогичным образом наматываются все фазы.
  6. Когда фазы уже перемотаны, установите в пазы выступающие части прокладок. Выступающие части полукатушек не должны выступать снаружи за границы крепления и внутри за границы металла. Для этого обстучите катушки через проставки.
  7. Примерьте статорное устройство в крышке генератора, чтобы убедиться, что обмотки не контактируют с корпусом. Если касание есть, избавьтесь от него.
  8. Очистите и соедините выводы обмоточных элементов, для чего их необходимо скрутить между собой и запаять. Также их нужно заизолировать, для чего можно воспользоваться текстильным кембриком.
  9. Перед непосредственным соединением убедитесь, что нет короткого замыкания. При наличии замыкания обнаружьте место контакта и заизолируйте его, для чего понадобится еще одна прокладка.
  10. Далее свяжите обмоточный компонент и зафиксируйте его контакты при помощи кордовой нити. Если она отсутствует, можно воспользоваться льняной нитью, однако не используйте капроновую, так как она расплавится при сушке и потечет.
  11. Статор необходимо немного подогреть для просушки и поместить в емкость, куда нужно предварительно залить пропиточный лак или похожее вещество. Нельзя применять мебельный лак.
  12. Когда девайс пропитается, его следует подвесить и подождать какое-то время, пока не стечет весь лак.
  13. Затем поместите устройство в обычную духовку и настройте ее на минимальный нагрев. Статор желательно подвесить и установить под него старую кафельную плитку. Подождите один час. Если лак за это время перестанет липнуть, значит необходимо сушить девайс при такой температуре еще два часа.

Заключение

Как видите, перемотка статора в целом является довольно кропотливой и сложной процедурой, справиться с выполнением которой может далеко не каждый. Выполнение данного мероприятия в общей сложности займет не меньше четырех часов.

ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ

  • Печка 2110, плохо греет печка 2110, система отопления ваз 2110, ремонт системы отопления ВАЗ 2110 своими руками
  • ВАЗ 2114 печка дует холодным воздухом, печка 2114, плохо греет печка ваз 2114, устройство и ремонт отопления ВАЗ 2114 своими руками, снятие печки ваз 2114
  • Как поддомкратить машину.
    Как правильно ставить домкрат. Виды домкратов для автомобилей.
  • Блок предохранителей ВАЗ 2109, блок предохранителей ваз 2109 карбюратор, блок предохранителей ваз 2109 инжектор, старый блок предохранителей ваз 2109, схема блока предохранителей ВАЗ 2109, замена блока предохранителей ВАЗ 2109
  • Катализатора выхлопных газов автомобиля, неисправный катализатор, плюсы и минусы катализатора, как поменять катализатор на пламегаситель
  • Печка дует холодным воздухом ВАЗ 2114, плохо дует печка ваз 2114, почему плохо дует печка ваз 2114
  • Как узнать владельца авто по номеру его машины, проверить авто по номеру машины ГИБДД, проверка авто по гос номеру машины бесплатно
  • Как выбрать подержанные шины, полезные советы
  • Зима автомобиль дорога, давление в шинах легкового автомобиля зимой, хороший аккумулятор для автомобиля зимой, прогревать ли автомобиль зимой
  • Зимой плохо заводится машина. Как правильно заводить машину зимой, нужно ли прогревать машину зимой, полезные советы
  • Экономичные машины по расходу топлива, самая экономичная машина по расходу топлива
  • Марки шин для легковых автомобилей, расшифровка маркировки шин автомобилей, остаточный протектор шин легкового автомобиля, как подобрать шины по марке автомобиля, рисунок протектора шины автомобиля
  • Работа механической коробки передач, работа сцепления механической коробки передач, вождение с механической коробкой передач, полезные советы
  • Задняя балка пежо 206 седан, устройство задней балки пежо 206. Задняя балка Пежо 206 неисправность, ремонт задней балки пежо 206
  • Дизельное топливо зимой, присадка для дизельного топлива зимой, как выбрать лучшее дизельное топливо
  • Дизель зимой не заводится. Как завести дизель зимой, прогрев дизеля зимой.
  • Японские шины Бриджстоун, зимние шипованные шины бриджстоун, шины Бриджстоун марки
  • Маркировка шин расшифровка для легковых автомобилей, маркировка колесных дисков, как правильно подобрать шины по дискам
  • Дизельный двигатель зимой, запуск дизельного двигателя зимой, какое масло заливать в дизельный двигатель зимой, полезные советы
  • Светодиодная подсветка автомобиля, подсветка днища автомобиля, подсветка ног в автомобиле, подсветка в двери автомобиля, подсветка автомобиля штраф
  • Восстановленные шины, шина наварка, восстановленный протектор шин, можно ли их использовать
  • Выбираем зимние шины, что представляет из себя зимняя резина, какое давление в зимних шинах должно быть, маркировка зимних шин, как правильно выбрать зимние шины, лучшие зимние шины 2019
  • Рулевая рейка автомобиля, стук рулевой рейки, причины стука и ремонт рулевой рейки своими руками
  • Бескамерные шины автомобиля, набор для ремонта бескамерных шин, ремонт бескамерной шины своими руками
  • Шины российского производства, российские шины зимние, российские всесезонные шины, воронежские шины Amtel, шины “Матадор Омск шина”, Кама-шины-это шины мирового уровня
  • Как открыть автомобиль без ключа. Потерял ключ от автомобиля что делать, ключ от автомобиля внутри машины
  • Тихие шины, тихие зимние шины, тихие шипованные шины, какие шины выбрать, обзор шин
  • Шины и безопасность, безопасность движения шины, почему необходимо постоянно следить за автомобильными шинами
  • Правила безопасного вождения автомобиля в дождь и слякоть, безопасное вождение автомобиля для начинающих
  • Преобразователь ржавчины какой лучше для авто, преобразователи ржавчины выбрать, как пользоваться преобразователем ржавчины, советы профессионалов
  • Полировка кузова автомобиля своими руками, как выбрать полировальную пасту, полезные советы
  • Долговечность двигателя, срок службы двигателя, как продлить срок службы двигателя
  • Стук в автомобиле. Стук при движении автомобиля. Что может стучать в автомобиле. Как определить причину стука.
  • ABS автомобиля, что такое abs автомобиля, неисправности системы ABS, диагностика ABS
  • Обгон автомобиля, когда можно начинать обгон автомобиля, правила обгона ПДД
  • Не работает бензонасос ваз 2110, схема бензонасоса ваз 2110, устройство бензонасоса ваза 2110, ремонт бензонасоса ваз 2110,
  • Автомобильные антенны для радио, устройство автомобильной антенны, автомобильная антенна своими руками
  • Передняя подвеска Калина, устройство передней подвески калина, стук в передней подвеске калина, ремонт передней подвески Калина
  • Амортизатор масляный, лучшие масляные амортизаторы, прокачка масляных амортизаторов, как правильно прокачать масляный амортизатор
  • Неисправности сцепления, буксует сцепление, причины неисправности сцепления, как устранить

Метрель д.

д.

Современные материалы для изоляции электрических проводов прошли долгий путь со времен шелка и гуттаперчи (натуральный латекс), которые, как это ни парадоксально, нужно было держать во влажном состоянии, чтобы они прилипали к проводу и не падали. Они обладают несравненно лучшими диэлектрическими свойствами, дешевле и долговечнее, могут быть изготовлены в любой форме. Тем не менее, они не застрахованы от разрушения такими элементами, как высокие и (очень) низкие температуры, УФ-излучение, перенапряжение, влажность и механические воздействия.

Учитывая серьезные последствия отказа материалов, анализ изоляции является одним из основных методов оценки надлежащего функционирования практически любой электрической машины, прибора, установки или системы. Однако требования, рекомендации и стандарты между ними сильно различаются. Генераторы и другие (большие) вращающиеся электрические машины являются яркими примерами, поскольку изоляция подвергается большим нагрузкам, чем в других приложениях, особенно высоким температурам и механическим воздействиям. Тем не менее, он по-прежнему подвержен на первый взгляд обыденным элементам, таким как влага, которая при правильных условиях может нанести ущерб и непоправимо повредить машину.

 

Влажность, температура и изоляция

Независимо от используемого изоляционного материала основным эффектом влаги является (помимо физического разрушения материала, вызванного различными химическими процессами) создание токопроводящих путей утечки, которые приводят к значительному снижение диэлектрической прочности и, следовательно, увеличение вероятности (диэлектрического) пробоя. В случае генераторов воздушная влага может попасть внутрь машины через вентиляционные отверстия или незаметные щели в тех генераторах, которые имеют специальную замкнутую систему охлаждения (система жидкостного охлаждения).

Колебания температуры внутри машины приводят к тому, что влага конденсируется в жидком виде и просачивается в изоляцию обмоток. Если нет возможности просушить обмотки или никто не проверил качество изоляции – машина может прослужить очень мало. Но влага может попасть в машину даже тогда, когда она не работает – т.е. при неправильных условиях хранения, на солнце и других вредных воздействиях окружающей среды. Такая машина должна быть тщательно проверена перед вводом в эксплуатацию, и именно это должен был сделать инспектор по электробезопасности, аффилированный с Metrel, для генератора мощностью 100 кВт, который, как предполагалось, был подвержен воздействию влаги из-за условий хранения.

 

Снят с хранения, но еще не эксплуатируется

Генератор мощностью 100 кВт (3 фазы, 50 Гц, 400 В / 195 А, 1000 об/мин) около 10 лет использовался в микроавтобусе. гидроэлектростанция (турбина Фрэнсиса), пока станцию ​​не разобрали из-за проблем с потоком воды. Генератор тогда хранился на довольно ветхом складе, недалеко от бывшей электростанции, но возле небольшого пруда, вместе с некоторыми другими электрическими машинами, включая несколько больших электродвигателей. У последних была обнаружена плохая изоляция как статора (якоря), так и ротора, и они нуждались в ремонте, и возникло подозрение, что генератор, который собирались установить на новой (гидроэлектростанции), мог иметь аналогичные характеристики. вопросы.

 

Испытание статора и ротора

Генератор доставлен в ремонтную мастерскую производителя трансформаторов. Большое количество электромагнитных помех, которые можно найти в этой и подобных средах, может быть проблематичным при тестировании / измерении, но MI 3210 TeraOhm XA 10kV , который использовал инспектор, поставляется с экранированными измерительными проводами, которые значительно уменьшают эту проблему. Кроме того, он оснащен защитными входными клеммами, а измерительные провода поставляются с соответствующими соединительными проводами, что устраняет потенциальные токи утечки, которые возникают в результате загрязнения поверхности и влаги и могут повлиять на точность измерения.

Прежде чем приступать к измерению/анализу сопротивления изоляции, следует более чем поверхностно подумать о желаемом минимальном сопротивлении для данной машины/системы. Вообще говоря, хорошим эмпирическим правилом является сопротивление не менее 1 МОм на каждый кВ. Однако это число (1 МОм) справедливо только при комнатной температуре (20 °C). При более высоких температурах требования возрастают очень быстро – на каждые 10 °C требования к сопротивлению увеличиваются более чем на 50 % (роторные машины класса B). Например, при 40 °C сопротивление должно быть не менее 2,5 МОм на каждый (номинальный) кВ.

Взаимосвязь между влажностью и изменением сопротивления не так проста и сильно различается для разных изоляционных материалов, но все же можно с уверенностью сказать, что любая влага снижает сопротивление изоляции. В любом случае, инспектор подключил статор генератора и обмотки статора к MI 3210 TeraOhm XA 10kV и провел три отдельных измерения для каждого: метод времени нарастания/показатель поляризации (PI), коэффициент диэлектрической абсорбции (DAR) и испытание на диэлектрический разряд. Из этих трех лучшим выбором для оценки повреждения изоляции влагой является испытание на диэлектрический разряд (DD).

Тестируемый объект находится под высоким напряжением в течение длительного периода времени, обычно от 10 до 30 минут. Затем напряжение отключают и измеряют разрядный ток. Измеренные (разрядные) токи генератора были, как и предсказывалось изначально, очень высокими, как и (очевидно) результат DD, более 5 (хорошее значение обычно ниже 2).

В связи с этим был произведен капитальный ремонт генератора; ротор был снят и подвергнут тщательной очистке, как и статор. Оба были визуально проверены на наличие повреждений и хранились в отапливаемом помещении с контролируемой атмосферой до полного высыхания. После сборки генератор снова был оценен с помощью MI 3210 TeraOhm XA 10kV и справился с задачей – изоляция была признана хорошей, и генератор был введен в эксплуатацию на новой электростанции.

Как проверить статор возбудителя и диодный мост

Важно устранить наиболее распространенные причины низкого или нулевого выходного напряжения, обычно 15–50 В, измеренные на клеммах генератора. Вот шаги, чтобы запустить проверки самостоятельно.

Для начала снимите крышку соединительной коробки, установленную в верхней части генератора. Это позволяет заглянуть в живот зверя. См. изображение в шаге один.

Шаг 1: Проверка целостности и сопротивления статора возбудителя

ПРИМЕЧАНИЕ ПО БЕЗОПАСНОСТИ – Проверка статора возбудителя должна выполняться при выключенном генераторе.

Отсоедините провода статора возбудителя F+ и F- от регулятора напряжения – красный и черный провода на рисунке ниже. С помощью мультиметра проверьте целостность цепи между проводами F+ и F-. Если у вас НЕТ непрерывности между F+ и F-, у вас вышла из строя обмотка статора возбудителя.

Переключите прибор на автоматический выбор диапазона в омах и проверьте сопротивление между проводами F+ и F-. Если сопротивление статора возбудителя не соответствует табличному значению в пределах ± 5 Ом, это также является неисправностью обмотки статора возбудителя.

Шаг 2: Проверка диодов/выпрямителя в сборе

Для выполнения этой проверки генератор должен быть выключен.

Снимите торцевую крышку с генератора, чтобы получить доступ к диодному мосту.

Диоды можно проверять на месте. Снимите два провода основного ротора (B) и три провода ротора возбудителя (A) с узла выпрямителя (см. рисунок). Отметьте расположение каждого провода для правильной сборки. Теперь диоды изолированы от генератора и готовы к проверке.

Проверка диодов мультиметром: Переключите мультиметр в режим проверки диодов, поместите один вывод на верхнюю часть диода, а другой вывод коснитесь соответствующей основной клеммы. Проверьте каждый из трех диодов FORWARD по очереди. Поменяйте местами измерительные провода и повторите. Хороший диод не покажет напряжения в одном направлении и 0,4-0,5 В постоянного тока в другом.

Повторите процедуру проверки трех диодов REVERSE.

Отсутствие напряжения в любом направлении или напряжение в обоих направлениях указывает на неисправность диода.

ИЛИ

Аналоговый измеритель: Поместите один провод поверх диода, другой провод соприкасается с соответствующей основной клеммой. Проверьте каждый из трех диодов FORWARD по очереди. Поменяйте местами измерительные провода и повторите. Хороший диод будет иметь гораздо большее сопротивление в одном направлении. Типичное прямое сопротивление составляет менее 100 Ом. Типичное сопротивление в обратном направлении составляет более 30 000 Ом. Повторите процедуру тестирования для трех диодов REVERSE.

Непрерывность цепи с небольшим сопротивлением или без сопротивления в обоих направлениях или с очень высоким сопротивлением в обоих направлениях указывает на неисправный диод. Вышедшие из строя диоды или выпрямительный узел необходимо будет заменить.

Имейте в виду, что если ваш генератор находился в течение длительного периода времени в месте с колебаниями температуры и конденсацией, вам необходимо в течение нескольких часов подавать тепло в ствол через конец, чтобы высушить его и удалить любые загрязнения. влага, залегающая на дне ствола при запуске. Если нет, вы рискуете выпустить дым из устройства.

В следующем выпуске мы расскажем, что делать, если ваш генератор простаивал в течение длительного периода времени, а выходное напряжение переменного тока равно нулю.

Author:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *