Проверить геометрию кузова – Как проверить геометрию кузова автомобиля / Полезная информация / Срочный Кузовной Ремонт

Содержание

Контрольные точки геометрии кузова автомобиля

Контрольные точки геометрии кузова — главный параметр, который позволяет проверить целостность транспортного средства. По этим точкам проверяют соответствие геометрии автомобиля заводским нормам. Любое отклонение в расстоянии между точками замеров приводит к кузовному ремонту, который, в зависимости от нарушений, можно провести самостоятельно или в СТО.

Причины нарушения

Правильное расстояние между всеми конкретными технологическими отверстиями на кузове автомобиля называется геометрией кузова. Расстояние определяется заводом-изготовителем. Его неизменность обеспечивает оптимальную работу всех узлов и агрегатов автомобиля, установленных на кузове. Места проверки:

  1. Диагональ дверных проемов.
  2. Расстояние между опорными точками кузова, к которым крепятся двигатель и ходовая.
  3. Диагональ между лонжеронами и стаканами.
  4. Диагональ капота, багажного отделения.
  5. Расстояние между контрольной точкой на крыше и передним бампером.

Машина на стенде

Любое повреждение транспортного средства, годовая эксплуатация приводят к нарушению геометрии кузова. Расстояния изменяются, деформируя размер колесной базы, смещая внутренние детали.

Геометрия нарушается в следующих случаях:

  1. Авария. Иногда достаточно задеть бампером забор.
  2. Частая езда по ухабам, переезд ж/д путей на высокой скорости.
  3. Заводские недоработки — недостаточно жестко прикрученные болты.

В двух последних случаях 70 % нагрузки берет на себя подвеска автомобиля, автомобилист же сталкивается с такой проблемой, как растянутые пружины и сломанные амортизаторы. Кузовная геометрия в этом случае изменяется постепенно.

Разбитый БМВ

После ДТП на кузов приходится 100 % нагрузки, геометрия изменяется моментально, необходимо проводить диагностику на стапеле в СТО или нивелиром (можно в гараже).

Первые признаки нарушения

Больше половины водителей не проводят регулярные замеры между технологическими отверстиями даже самостоятельно после кузовного ремонта. Приобретая автомобиль на вторичном рынке, для проверки необходимо ехать на специализированное СТО, часто информация о заводских размерах конкретной марки недоступна. Осмотр платный, однако экономия средств может вылиться в крупный ремонт уже через несколько месяцев. Признаки, что геометрия кузова нарушена:

  1. Тяжело закрываются двери в салон, крышка капота, багажник.

В автомобилях ВАЗ багажник может плохо закрываться не по причине нарушенной геометрии, а при неисправностях с замками. Это характерная и знакомая многим поломка ВАЗ.

  1. Проседание деталей в 80 % связано с деформацией стоек, а не с поломками в крепежах.
  2. На скорости более 80 км/ч автомобиль «кидает» из стороны в сторону, появляется вибрация кузова. При осмотре комплектующих все агрегаты работают исправно, вибрация кузова отсутствует.
  3. Частые поломки в ходовой части — признак деформации стаканов и лонжеронов.

Порванная подушка двигателя — первый признак нарушенной конструкции, даже если не было ДТП.

Как проверить геометрию автомобиля

Стандартно проверка кузова должна проводится 1 раз в год, если авто не побывало в аварии. Самостоятельно можно сделать проверку геометрии, ориентируясь на ширину передней и задней колеи и на межосевое расстояние. В техсопровождении к паспорту автомобиля есть прописанные размеры. Проверка занимает меньше минуты, водитель всегда может приблизительно прикинуть возможные нарушения.

Рулетка на капоте

Наиболее важны для диагностики геометрии кузова расстояния (в миллиметрах) между контрольными точками. Это расстояние от места крепления агрегата (от лонжерона) до стакана. Для самостоятельного определения необходимо знать расстояния и места измерения, которые определяются изготовителем.

На СТО

Проверка геометрии на специализированной автостанции становится неизбежной, если после диагностики колес на развал и схождение слесарь говорит, что отрегулировать посадку уже невозможно и необходимо проверить кузов на точное соотношение расстояний.

Первичная диагностика на СТО проводится с помощью нивелира. Прибор показывает, как отклонились колеса от заданного размера. Эта процедура лишь определяет, есть ли нарушение геометрии в принципе или нет.

Замер развала-схождения

Дальнейшая диагностика проводится на стенде. Автомобиль закрепляется на стапеле, предварительно с машины снимаются вся навесная облицовка: бампера, обвесы. В редких случаях необходим демонтаж агрегатов ходовой.

Дальнейшее диагностирование проводится электронными датчиками. Слесарь устанавливает их на контрольные точки, а устройства посылают трехмерный сигнал своего местонахождения на монитор.

Если СТО не имеет современного оборудования, мастер может использовать линейку для измерения геометрии кузова. Но это кустарный метод, дающий отклонение в размерах ± 5 мм.

На стапеле по контрольным точкам проводят следующие замеры:

  • проем багажника;
  • моторный отсек;
  • передние, задние лонжероны;
  • проем переднего, заднего стекла;
  • проем всех дверей авто;
  • срезы передней, средней, задней части автомобиля.

Каркас выправляют с помощью гидравлического оборудования и вакуумных присосок. После серьезной аварии кузов выравнивают растяжкой только при условии, что металл сохранил свои свойства.

Если в СТО предложат компьютерную проверку геометрии с помощью диодной указки, то разбирать авто на составляющие не потребуется — достаточно поставить машину на стенд. Программа проведет замеры и наложит их на шаблон модели. Буквально 10 минут диагностики, и распечатка кузова со всеми проблемами готова. Допустимая норма отклонений ± 5 мм.

В домашних условиях

Проверка кузова автомобиля в гараже необходима, если водитель замечает сложности с управлением без видимых причин. Для этого понадобится:

  • линейка геометрическая, рулетка;
  • масштабная рейка;
  • циркуль;
  • штангенциркуль.

Цифровой штангенциркуль

Необходимые расстояния между контрольными точками находят в техдокументации на авто. Можно воспользоваться подсказками в интернете. Необходимо брать официальные сайты производителя. Японские бренды размещают техдокументацию на свои модели в свободном доступе, европейские комплектации придется поискать. Что проверять самостоятельно:

  1. Визуально проверить, насколько плотно и равномерно закрываются двери, багажник и капот. Посмотреть расстояние от крышки, проема двери до кузова.
  2. Загнать авто на яму, снизу проверить межосевое расстояние, используя рулетку.
  3. Расстояние между колесами на оси поперечное.
  4. Найти по инструкции все контрольные точки (технические отверстия, болты).
  5. Снять элементы обшивки, если они мешают провести замеры и перекрывают доступ.
  6. Начинать замер от центральной части основания кузова или рамы.
  7. Проверить диагонали между точками в моторном отсеке.
  8. Провести замер по контрольным отверстиям и болтам между направляющими рамы, от них к крепежам силового блока.
  9. Каждый замер проверять дополнительными измерениями.
  10. Проверить диагональ крыши.

Расхождения на 0,5 см указывают на среднюю степень изменения геометрии, более 1 см — на значительные отклонения в расстоянии.

Возможные последствия

Правильные геометрические параметры автомобиля — это безопасность водителя и пассажиров. Относительно положения силовых элементов кузова задается угол расположения каждого из колес автомобиля. При нарушении геометрии измерительная система развала-схождения никогда не будет соответствовать норме. Если кузов «повело» относительно мало, мастер настроит положение колес, но ненадолго.

Изменения геометрии приводят к тому, что постепенно деформируется днище, в промежутках между точками сварки в длинномерных элементах кузова появляются складки, характеристики безопасности конструкции заметно снижаются.

При лобовом столкновении двигатель должен провалиться под днище. Если размеры кузова нарушены, мотор влетит в салон, риск смертельного исхода для водителя и пассажира увеличивается на 50 %.

Как восстановить геометрию

Восстановление геометрии в гараже сводится к рихтовке кузовных элементов и подтяжке всех болтов, если авто не стало участником аварии. Рулеткой проверяются замеры между технологическими отверстиями. Если геометрия нарушена незначительно из-за долгой эксплуатации, рекомендуется проверить все крепежи кузова и сварочные швы.

Основательно восстановить кузов после ДТП самостоятельно, без специального оборудования, практически невозможно. Даже если с точностью до миллиметра провести замеры, выровнять кузовные элементы часто нельзя, необходимо менять их на новые. При деформации рамы потребуется устанавливать авто на стенд и проводить вытяжку.

Проверка геометрии кузова автомобиля. Подробно об измерении

В общем про­цес­се ремон­та кузо­ва авто­мо­би­ля очень важ­ную роль игра­ет про­цесс изме­ре­ния гео­мет­ри­че­ских пара­мет­ров струк­тур­ных эле­мен­тов. Маши­ну нель­зя пра­виль­но отре­мон­ти­ро­вать без воз­вра­та кон­троль­ных точек кузо­ва в пер­во­на­чаль­ное поло­же­ние, опре­де­лён­ное про­из­во­ди­те­лем. Для это­го нуж­но делать изме­ре­ния точ­но и по несколь­ку раз в про­цес­се ремон­та.

Суще­ству­ет несколь­ко раз­но­вид­но­стей изме­ри­тель­но­го обо­ру­до­ва­ния. В целом, их мож­но раз­де­лить на 5 базо­вых типов:

  1. Линей­ки, рулет­ка, спе­ци­аль­ный цир­куль
  2. Уни­вер­саль­ные изме­ри­тель­ные систе­мы (меха­ни­че­ские)
  3. Спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ные систе­мы с креп­ле­ни­ем
  4. Уни­вер­саль­ные лазер­ные систе­мы
  5. Компьютерные/электронные систе­мы

Подроб­нее об изме­ри­тель­ных систе­мах мож­но про­чи­тать здесь.

Изме­ре­ния гео­мет­рии кузо­ва авто­мо­би­ля услов­но мож­но раз­де­лить на три вида:

  • Изме­ре­ние меж­ду кон­троль­ны­ми точ­ка­ми. Осу­ществ­ля­ет­ся, что­бы сде­лать быст­рую про­вер­ку перед ремон­том и в про­цес­се ремон­та. Изме­ре­ния про­из­во­дят­ся про­стой рулет­кой, а так­же линей­кой для про­вер­ки гео­мет­рии кузо­ва.
  • Срав­ни­тель­ное (срав­ни­ва­ют­ся рас­сто­я­ния сим­мет­рич­ных точек на раз­ных сто­ро­нах кузо­ва). Срав­ни­тель­ное изме­ре­ние явля­ет­ся уни­вер­саль­ным самым быст­рым и лёг­ким мето­дом про­вер­ки гео­мет­рии повре­ждён­но­го кузо­ва. Про­из­во­дят­ся срав­не­ния диа­го­наль­ных рас­сто­я­ний меж­ду сим­мет­рич­ны­ми точ­ка­ми. Мож­но изме­рять, срав­ни­вая повре­ждён­ную часть авто­мо­би­ля с непо­вре­ждён­ной.
  • 3‑х мер­ное изме­ре­ние (опре­де­ля­ет­ся про­стран­ствен­ное поло­же­ние кон­троль­ных точек отно­си­тель­но базо­вых плос­ко­стей при помо­щи спе­ци­аль­но­го обо­ру­до­ва­ния).

Изме­ре­ния поз­во­ля­ют опре­де­лить сте­пень глав­ных повре­жде­ний, выявить вто­ро­сте­пен­ные повре­жде­ния и опре­де­лить план вос­ста­нов­ле­ния.

Контрольные точки геометрии кузова автомобиля

Боль­шин­ство кон­троль­ных точек пред­став­ля­ют собой отвер­стия в струк­тур­ных эле­мен­тах кузо­ва. Вооб­ще,  в каче­стве кон­троль­ных точек могут высту­пать любые ста­ци­о­нар­ные точ­ки на струк­тур­ных эле­мен­тах кузо­ва. Мож­но мерить , к при­ме­ру, меж­ду сим­мет­рич­ны­ми угла­ми.

Кон­троль­ные точ­ки рас­по­ла­га­ют­ся в вер­ти­каль­ной или гори­зон­таль­ной плос­ко­стях. Их места варьи­ру­ют­ся в зави­си­мо­сти от моде­ли маши­ны. В руко­вод­ствах по ремон­ту ука­зы­ва­ет­ся место­по­ло­же­ние кон­крет­ных точек и рас­сто­я­ния меж­ду ними.

измерение геометрии кузова автомобиляИзме­ре­ния про­из­во­дят­ся меж­ду цен­тра­ми кон­троль­ных отвер­стий или меж­ду их кра­я­ми.

Обыч­но изме­ря­ют­ся рас­сто­я­ния от цен­тра до цен­тра этих отвер­стий, рас­по­ло­жен­ных в про­ти­во­по­лож­ных сто­ро­нах авто­мо­би­ля. Отвер­стия кон­троль­ных точек обыч­но име­ют боль­ший диа­метр, чем кон­чи­ки изме­ри­тель­ной линей­ки. В этом слу­чае нуж­но делать изме­ре­ние от края до края отвер­стий.

При необ­хо­ди­мо­сти изме­ря­ют­ся места креп­ле­ния эле­мен­тов под­вес­ки, так как они вли­я­ют на раз­вал-схож­де­ние. Мож­но так­же изме­рять поло­же­ние колёс.

В слу­чае ава­рий­ной дефор­ма­ции, кон­троль­ные точ­ки мож­но исполь­зо­вать для опре­де­ле­ния цен­траль­ной плос­ко­сти маши­ны, опи­ра­ясь на его непо­вре­ждён­ную часть. Далее цен­траль­ная плос­кость помо­жет узнать сте­пень откло­не­ния повре­ждён­ной части или пра­виль­ность ремон­та.

При исполь­зо­ва­нии изме­ри­тель­ной линей­ки, жела­тель­но иметь в нали­чии инфор­ма­цию о завод­ских пара­мет­рах рас­сто­я­ний меж­ду кон­троль­ны­ми точ­ка­ми. Све­ря­ясь с эти­ми пара­мет­ра­ми, нуж­но учи­ты­вать, какие рас­сто­я­ния ука­за­ны (от цен­тра к цен­тру или от края к краю). Если нет инфор­ма­ции о завод­ских гео­мет­ри­че­ских пара­мет­рах кузо­ва, то мож­но исполь­зо­вать непо­вре­ждён­ный авто­мо­биль той же моде­ли для срав­не­ния рас­сто­я­ний. Так­же исполь­зу­ет­ся срав­ни­тель­ное изме­ре­ние про­ти­во­по­лож­ной, непо­вре­ждён­ной части.

Правила измерения геометрии кузова автомобиля

  • Перед про­вер­кой гео­мет­рии авто­мо­биль дол­жен сто­ять ров­но. Колё­са долж­ны быть нака­че­ны с оди­на­ко­вым дав­ле­ни­ем. В кон­струк­ции неко­то­рых лине­ек при­сут­ству­ет уро­вень, для удоб­ства рас­по­ло­же­ния линей­ки парал­лель­но плос­ко­сти маши­ны. Это быва­ет необ­хо­ди­мым, когда есть кон­крет­ные дан­ные рас­сто­я­ний меж­ду кон­троль­ны­ми точ­ка­ми для изме­ри­тель­ной линей­ки. Нуж­но учи­ты­вать, что в неко­то­рых руко­вод­ствах по ремон­ту пока­за­ны рас­сто­я­ния для изме­ри­тель­ной линей­ки (зна­че­ни­я­ми на шка­ле линей­ки), а в дру­гих рас­сто­я­ния от точ­ки к точ­ке (фак­ти­че­ское рас­сто­я­ние). Это могут быть раз­ные зна­че­ния.
  • Таким обра­зом, для пра­виль­но­го изме­ре­ния, линей­ка долж­на рас­по­ла­гать­ся парал­лель­но кузо­ву, ина­че пока­за­ния будут некор­рект­ны­ми (опять же, если осу­ществ­ля­ет­ся срав­не­ние с дан­ны­ми рас­сто­я­ний для её шка­лы).  Для это­го ино­гда ука­за­те­ли линей­ки долж­ны быть выдви­ну­ты на раз­ную дли­ну. В этом слу­чае пока­за­ния на шка­ле линей­ки могут не сов­па­дать с реаль­ным рас­сто­я­ни­ем и тре­бу­ют допол­ни­тель­но­го заме­ра рулет­кой меж­ду ука­за­те­ля­ми. Когда ука­за­те­ли выдви­ну­ты на оди­на­ко­вую дли­ну, то зна­че­ние на шка­ле сов­па­да­ет с фак­ти­че­ским.
  • Изме­ре­ния дела­ют­ся по фик­си­ро­ван­ным точ­кам кузо­ва, таким как бол­ты, разъ­ёмы или отвер­стия и пр.
  • Каж­дое изме­ре­ние долж­но про­ве­рять­ся с помо­щью двух допол­ни­тель­ных кон­троль­ных точек.
  • Луч­ше изме­рять более длин­ные рас­сто­я­ния. Так мож­но полу­чить наи­бо­лее досто­вер­ную кар­ти­ну сме­ще­ния струк­тур­ных эле­мен­тов.
  • В неко­то­рых слу­ча­ях изме­ре­ние и срав­не­ние дли­ны двух про­ти­во­по­лож­ных сто­рон дают луч­шее пред­став­ле­ние о дефор­ма­ции, чем диа­го­наль­ные изме­ре­ния. Нуж­но исполь­зо­вать диа­го­наль­ные заме­ры в сово­куп­но­сти с заме­ра­ми дли­ны.
  • При изме­ре­нии и ремон­те раз­ре­ша­ет­ся опре­де­лён­ный допуск (сум­мар­ный допуск не более 3 мм). Допуск в 3 мм был дол­гие годы раз­ре­шён при про­из­вод­стве авто­мо­би­лей. В сего­дняш­ние дни мно­гие про­из­во­ди­те­ли изго­тав­ли­ва­ют кузо­ва с нуле­вым допус­ком.
  • Изме­ре­ние рас­сто­я­ния меж­ду отвер­сти­я­ми оди­на­ко­во­го диа­мет­ра дела­ют­ся от цен­тра к цен­тру, либо от края к краю. Рас­сто­я­ние меж­ду креп­ле­ни­я­ми дела­ет­ся от цен­тра к цен­тру (к при­ме­ру, меж­ду цен­тра­ми голо­вок бол­тов).
  • Рас­сто­я­ние меж­ду отвер­сти­я­ми раз­но­го раз­ме­ра про­из­во­дит­ся дву­мя изме­ре­ни­я­ми. Пер­вый замер дела­ет­ся меж­ду внут­рен­ни­ми кра­я­ми отвер­стий, вто­рой дела­ет­ся меж­ду наруж­ны­ми кра­я­ми отвер­стий. Далее два полу­чив­ши­е­ся зна­че­ния сум­ми­ру­ют­ся и сум­ма делит­ся на 2. Резуль­та­том будет рас­сто­я­ние меж­ду цен­тра­ми отвер­стий раз­но­го раз­ме­ра.

Проверка геометрии кузова рулеткой

измерение геометрии кузова автомобиля

Рулет­ка исполь­зу­ет­ся, когда нет пре­пят­ствий меж­ду изме­ря­е­мы­ми точ­ка­ми. При изме­ре­нии рулет­кой нуж­но, что­бы лен­та не была изо­гну­та. Смот­реть на шка­лу нуж­но толь­ко под углом 90 гра­ду­сов и каж­дый раз с оди­на­ко­во­го места, что­бы не оши­бить­ся в зна­че­нии. Нуж­но, что­бы фик­са­тор лен­ты не имел излиш­не­го люф­та.  Лен­та рулет­ки долж­на лежать ров­но меж­ду точ­ка­ми, что­бы изме­ре­ние было кор­рект­ным. Для удоб­ства рабо­ты с неболь­ши­ми отвер­сти­я­ми, фик­са­тор лен­ты мож­но дора­бо­тать (см. рису­нок).

Линейка для измерения геометрии кузова автомобиля

Рас­клад­ная изме­ри­тель­ная линей­ка явля­ет­ся наи­бо­лее часто при­ме­ня­е­мым устрой­ством для про­вер­ки гео­мет­рии кузо­ва.

измерение геометрии кузова автомобиля

Изме­ри­тель­ная линей­ка спо­соб­на мерить рас­сто­я­ние меж­ду дву­мя точ­ка­ми. Каж­дое рас­сто­я­ние долж­но про­ве­рять­ся дву­мя допол­ни­тель­ны­ми кон­троль­ны­ми точ­ка­ми.

Совре­мен­ная линей­ка для изме­ре­ния гео­мет­рии кузо­ва явля­ет­ся теле­ско­пи­че­ским устрой­ством с регу­ли­ру­е­мы­ми по высо­те ука­за­те­ля­ми. Даже при рас­кла­ды­ва­нии на пол­ную дли­ну, она не даёт погреш­но­сти. В зави­си­мо­сти от типа исполь­зу­е­мой линей­ки может потре­бо­вать­ся допол­ни­тель­ный замер меж­ду ука­за­те­ля­ми. К допол­ни­тель­ным аксес­су­а­рам отно­сят­ся насад­ки и рас­ши­ре­ния для плот­но­го раз­ме­ще­ния в отвер­сти­ях.

Линей­ка поз­во­ля­ет про­из­во­дить изме­ре­ния при нали­чии пре­пят­ствий меж­ду изме­ря­е­мы­ми точ­ка­ми.

Все авто­мо­би­ли сим­мет­рич­ны отно­си­тель­но вооб­ра­жа­е­мой цен­траль­ной плос­ко­сти, рас­по­ло­жен­ной вдоль цен­тра маши­ны. Одна­ко, быва­ет несколь­ко точек на неко­то­рых авто, кото­рые, по раз­ным при­чи­нам, не сим­мет­рич­ны, но они не дела­ют всю маши­ну асси­мет­рич­ной. Без сим­мет­рии авто­мо­биль было бы очень слож­но изго­то­вить, да и про­дать.

Важ­но, что­бы ука­за­те­ли были плот­но встав­ле­ны в отвер­стия.

Как было упо­мя­ну­то ранее, если ука­за­те­ли были выстав­ле­ны на раз­ную высо­ту, то зна­че­ние на шка­ле линей­ки может отли­чать­ся от фак­ти­че­ско­го рас­сто­я­ния меж­ду изме­ря­е­мы­ми точ­ка­ми. Для кор­рект­но­го зна­че­ния нуж­но допол­ни­тель­но мерить рас­сто­я­ние меж­ду ука­за­те­ля­ми рулет­кой.

Линей­ка и ука­за­те­ли долж­ны быть ров­ны­ми. Ука­за­те­ли долж­ны рас­по­ла­гать­ся на 90 гра­ду­сов отно­си­тель­но линей­ки и не иметь люф­та.

Важ­но, что­бы при изме­ре­нии дли­на ука­за­те­лей была выстав­ле­на на оди­на­ко­вом рас­сто­я­нии.

измерение геометрии кузова автомобиля

Если не тре­бу­ет­ся полу­чить точ­ные зна­че­ния, а про­из­во­дит­ся срав­не­ние одной сто­ро­ны с дру­гой, то линей­ка не обя­за­тель­но долж­на рас­по­ла­гать­ся парал­лель­но плос­ко­сти маши­ны. Мож­но срав­ни­вать рас­сто­я­ния с про­ти­во­по­лож­ной частью, а так­же с подоб­ны­ми точ­ка­ми тако­го же цело­го авто.

Ука­за­те­ли не нуж­но надав­ли­вать при изме­ре­нии, что­бы они не гну­лись и пока­за­ния не иска­жа­лись. Дан­ную линей­ку мож­но изго­то­вить само­му (см. ста­тью).

В допол­не­ние к диа­го­наль­ным изме­ре­ни­ям необ­хо­ди­мо делать заме­ры дли­ны и шири­ны. Это даст более точ­ное пред­став­ле­ние о пра­виль­но­сти рас­по­ло­же­ния кон­троль­ных точек. Диа­го­наль­ные изме­ре­ния могут сов­па­дать, даже если есть сме­ще­ние обе­их сто­рон.

Сравнительное измерение геометрии кузова автомобиля

Самый быст­рый метод изме­ре­ния повре­ждён­ной части кузо­ва – срав­ни­тель­ное изме­ре­ние. Для этих целей хоро­шо под­хо­дит спе­ци­аль­ный цир­куль, но так­же мож­но исполь­зо­вать и изме­ри­тель­ную линей­ку. Если, к при­ме­ру, делать заме­ры про­стран­ства под капо­том, то одна часть цир­ку­ля встав­ля­ет­ся в одно из бол­то­вых отвер­стий, рас­по­ло­жен­ных у лобо­во­го стек­ла, а дру­гая ста­вить­ся к любо­му месту, кото­рое нуж­но срав­нить с про­ти­во­по­лож­ной сто­ро­ной. Далее цир­куль фик­си­ру­ет­ся спе­ци­аль­ным меха­низ­мом и пере­став­ля­ет­ся на такие же точ­ки с про­ти­во­по­лож­но­го места. Таким обра­зом мож­но быст­ро про­ве­рить несколь­ко сим­мет­рич­ных точек и понять куда про­изо­шло сме­ще­ние струк­тур­ных эле­мен­тов. Подоб­ным обра­зом цир­ку­лем мож­но изме­рять любую часть маши­ны. Такое срав­не­ние мож­но делать мно­же­ство раз в про­цес­се ремон­та для кон­тро­ля.

Цир­куль для срав­ни­тель­но­го изме­ре­ния гео­мет­рии кузо­ва

измерение геометрии кузова автомобиля

Цир­куль для срав­ни­тель­но­го изме­ре­ния гео­мет­рии кузо­ва напо­ми­на­ет по кон­струк­ции обыч­ный цир­куль. Два ука­за­те­ля соеди­не­ны вме­сте и не име­ют какой-либо шка­лы. Для срав­ни­тель­но­го заме­ра необ­хо­ди­мо каж­дый из ука­за­те­лей поме­стить в отвер­стие кон­троль­ных точек, рас­сто­я­ние меж­ду кото­ры­ми необ­хо­ди­мо про­ве­рить. Далее ука­за­те­ли фик­си­ру­ют­ся спе­ци­аль­ным фик­са­то­ром, вхо­дя­щим в кон­струк­цию устрой­ства, и цир­куль пере­став­ля­ет­ся на точ­ки, рас­по­ло­жен­ные с про­ти­во­по­лож­ной части, для срав­не­ния. При необ­хо­ди­мо­сти мож­но заме­рить рас­сто­я­ние меж­ду ука­за­те­ля­ми при помо­щи рулет­ки. Такой цир­куль хорош тем, что мож­но очень быст­ро сде­лать срав­не­ние двух сто­рон авто­мо­би­ля для опре­де­ле­ния сте­пе­ни несо­от­вет­ствия. Им мож­но срав­ни­вать самые труд­но­до­ступ­ные места. Такой инстру­мент неслож­но изго­то­вить само­му.

Трёхмерное измерение кузова автомобиля

измерение геометрии кузова автомобиля

Трёх­мер­ное изме­ре­ние вклю­ча­ет в себя изме­ре­ние дли­ны, шири­ны и высо­ты струк­тур­ных эле­мен­тов кузо­ва. Оно осу­ществ­ля­ет­ся  трёх­мер­ны­ми изме­ри­тель­ны­ми систе­ма­ми.

Прин­цип таков, что при помо­щи изме­ри­тель­ной систе­мы полу­ча­ют рас­сто­я­ние от вооб­ра­жа­е­мых основ­ных плос­ко­стей кузо­ва: цен­траль­ной, основ­ной и нуле­вой (см. иллю­стра­цию).

Эти плос­ко­сти явля­ет­ся вооб­ра­жа­е­мы­ми. Такие плос­ко­сти уста­нав­ли­ва­ют­ся и исполь­зу­ют­ся трёх­мер­ной изме­ри­тель­ной систе­мой.

Шири­на изме­ря­ет­ся от цен­траль­ной плос­ко­сти авто­мо­би­ля, дли­на от нуле­вой плос­ко­сти, а высо­та от основ­ной (рас­по­ло­жен­ной парал­лель­но дни­щу).

измерение геометрии кузова автомобиля

Цен­траль­ная плос­кость

Цен­траль­ная плос­кость или цен­траль­ная линия делит авто­мо­биль на две оди­на­ко­вых поло­ви­ны вдоль. На неко­то­рых маши­нах суще­ству­ют мет­ки, пока­зы­ва­ю­щие центр авто­мо­би­ля. Такие мет­ки отштам­по­ва­ны на метал­ле кузо­ва как в верх­ней, так и в ниж­ней его части. Этим мож­но вос­поль­зо­вать­ся при заме­ре про­стой изме­ри­тель­ной линей­кой или рулет­кой. Они помо­га­ют сохра­нить вре­мя при про­ве­де­нии заме­ров.  Рас­сто­я­ние от цен­тра до кон­крет­ной точ­ки спра­ва будет таким же, что и рас­сто­я­ние от цен­траль­ной линии к такой же точ­ки сле­ва. Боль­шин­ство авто­мо­би­лей сде­ла­ны сим­мет­рич­ны­ми за исклю­че­ни­ем неко­то­рых точек. Одна часть кузо­ва долж­на быть зер­каль­ной про­ти­во­по­лож­ной сто­роне.

Измерение днища кузова

На дни­ще про­из­во­дят­ся как диа­го­наль­ные изме­ре­ния, так и про­вер­ка на скру­чи­ва­ние и сме­ще­ние отно­си­тель­но цен­траль­ной линии.

измерение геометрии кузова автомобиля

Скру­чи­ва­ние или сме­ще­ние отно­си­тель­но цен­тра мож­но про­ве­рить на цен­траль­ной сек­ции кузо­ва.

Для такой про­вер­ки суще­ству­ет метод под­ве­ши­ва­ния цен­три­ру­ю­щих лине­ек в кон­троль­ные отвер­стия на дни­ще. Места, на кото­рые под­ве­ши­ва­ют­ся линей­ки, не долж­ны быть дефор­ми­ро­ва­ны. Под­ве­ши­ва­ет­ся несколь­ко лине­ек вдоль сило­вых эле­мен­тов дни­ща. Если они парал­лель­ны, то скру­чи­ва­ния нет, если не парал­лель­ны, то скру­чи­ва­ние при­сут­ству­ет. Центр лине­ек так­же дол­жен сов­па­дать, ина­че суще­ству­ет сме­ще­ние отно­си­тель­но цен­траль­ной плос­ко­сти.

[adsp-pro‑4]

Печа­тать ста­тью

Ещё интересные статьи:

Как проверить геометрию кузова авто в домашних условиях

Редкий водитель в наше время сможет полностью избежать ДТП за свой водительский стаж. Хоть небольшое, но касание всегда может случиться. Любое соприкосновение с другим автомобилем или препятствием может вызвать деформацию кузова. При деформации в результате аварии нарушается его геометрия. В результате этого возникают перекосы в области месторасположения колес, изменяются диагонали, перекашиваются проемы дверей и рамки стекол. Ухудшается пассивная безопасность автомобиля, управляемость авто и его внешний вид.

Проверяем геометрию кузова авто

После удара при ДТП в перед автомобиля придется делать замер моторного отсека. Если удар пришелся в зад, тогда необходимо проверить на геометрию багажный отсек. После произошедшего удара в бок надо проверить проемы. Чтобы проверить геометрию кузова своими руками потребуется штангенциркуль, рейка и рулетка.

Нужно понимать, что правильную геометрию кузова соотносят с точными размерами автомашины, которые указанные в техпаспорте завода-производителя.

Самые важные нюансы при диагностике это:

  • ширина передней и задней колеи;
  • длина колесной базы;
  • длина лонжеронов;
  • габариты моторного отсека;
  • габариты багажника;
  • габариты салона.

Как проверить геометрию кузова

Для восстановления автомобиля необходимо владеть информацией о стандартных размерах кузова вашей модели автомашины, а также о месте нахождении контрольных точек для измерения. У опытного водителя вопросы по проверке геометрии авто не возникает – её всегда можно проверить в домашних условиях.

Проверяем геометрию кузова авто

Для этого стоит придерживаться некоторых рекомендаций:

  1. Открываем и закрываем аккуратно все двери, капот и багажник. Если они не закрываются спокойно, значит нарушена геометрия.
  2. Визуальный осмотр позволит выявить явные признаки искривления. Можно не просто осматривать визуально кузов и раму, но и ощупывать, чтобы прочувствовать складки. Необходимо знать местонахождение предусмотренных конструкцией складок в местах изгиба деталей, чтобы не перепутать их с деформационными. Они могут быть и еле-еле заметными и ярко выраженными. Если на стеклах есть вертикальные трещины, значит смещены стойки.
  3. После проверки целостности на складки, нужно проверить правильность размещения колес. Контроль проводится с использованием специального штангенциркуля. Если правое колесо размещается иначе по сравнению с левым, значит есть нарушение.
  4. Измерение диагоналей проводится масштабной рейкой. Контролирующие диагонали должны проходить через контрольные или базовые точки. Они должны пройти через направляющие отверстия рамы дальше к крепежам. Визуально оценивается симметричность полученных диагоналей. Затем считается расстояние между точками с одной стороны, затем противоположной. Полученные результаты измерений должны быть равноценными. Различие данных показывает на деформацию кузовной геометрии, которую придется исправлять кузовным ремонтом.
  5. Измерение рейкой начинается с центральной точки основания кузова или рамы. Это место проще использовать для начальной точки, потому что здесь крайне редко что-то нарушается. Измеряются длины от центрального отверстия под осью кузова до базовых точек. Диагонали замеряются от точек рамы до точек на передней и задней оси. На этом этапе может потребоваться снятие некоторых деталей. Масштабную рейку можно заменить обычной рулеткой, но она даст большую погрешность при измерениях.

Если вы не можете почему-либо измерить геометрию ходовой части в домашних условиях, найдите ровную прямую автодорогу, на которой нет машин. Разгонитесь до 50 км/час и отпустите руль на пару секунд. Если авто поедет в сторону – значит, нарушена геометрия: в ту сторону в которую поедет – та и искривлена. Если поедет прямо, увеличьте скорость до 90 км/час и повторите этот маневр.

Применение стендов

Гораздо легче проверить геометрию кузова, если в наличии есть стенд с посадочными местами для базовых точек. Кузов просто крепится на шаблон, а нарушения фиксируются. Затем на стапеле проводится правка.

Можно проверять геометрию при помощи электронной системы. По этой методике координаты базовых точек устанавливаются инструментом с датчиком. Затем программа сравнивает новые показатели с исходными от завода-изготовителя.

Проверка геометрии кузова по контрольным точкам, диагностика геометрии кузова в Москве

Филиал №1

Полежаевская

2-й Силикатный пр-д 9, стр. 10

Тел: +7(499) 769-55-88

Филиал №2

Строгино

ул. Маршала Прошлякова,
дом 19 (Въезд с торца здания)

Тел: +7(964) 761-88-88

Филиал №3

Выхино

ул. Ферганская, 10

Тел: +7(964) 761-88-88

Филиал №4

Ленинский пр-т

ул. Новаторов, дом 10

Тел: +7(964) 761-88-88

Филиал №5

г. Балашиха

ул. Носовихинское шоссе,
дом 65A

Тел: +7(964) 761-88-88

Филиал №6

м. Текстильщики

Остаповский пр-д 11, стр. 1А

Тел: +7(964) 761-88-88

Филиал №7

г. Щелково

Фряновское шоссе 72А

Тел: +7(964) 761-88-88

Филиал №8

м.Кунцевская

Верейская 41,ворота 2,стр. 22А

Тел: +7(964) 761-88-88

Филиал №9

м.Тушино

Василия Петушкова, 3, к. 3, стр. 2, пав. 306

Тел: +7(964) 761-88-88

Филиал №10

м.Нагорная

Электролитный пр-д 12Б
стр. 2А

Тел: +7(964) 761-88-88

Филиал №11

г.Одинцово

ул. Внуковская
13А

Тел: +7(964) 761-88-88

Филиал №12

г. Истра

Тел: +7(964) 761-88-88

Филиал №13

м.Волгоградский пр-т

Остаповский проезд 10

Тел: +7(964) 761-88-88

Филиал №14

м.Первомайская

9-ая Парковая д 62 стр 4А

Тел: +7(964) 761-88-88

Филиал №15

Ремонт двигателей, АКПП, агрегатов, комп. диагностика

Тел: +7(964) 761-88-88

Мобильный филиал

Диагностика и ремонт на выезде

Тел: +7(964) 761-88-88

самостоятельная проверка геометрии кузова автомобиля, ЛКП и прочего

Собрались покупать машину и ее нужно проверить? Неважно, новый это транспорт или б/у с рук: битым может оказаться любой авто. Поэтому нужна проверка геометрии кузова автомобиля и прочих элементов. Рассмотрим подробно, как узнать битая машина или нет самому: осмотр, толщиномер, базы.

Как узнать битая машина или нет

Первый шаг не выходя из дома – узнайте у продавца VIN номер машины. Пробейте по бесплатным и платным базам, которые все расскажут про историю авто.

Базы для проверки машин со ссылками ищите здесь.

Дело дошло до осмотра вживую? Идем по следующим шагам.

Как определить битый авто

Для нормального осмотра потребуется:

  • Зоркий глаз: надо быть в состоянии увидеть разницу в оттенках краски и различия в толщине зазоров. Либо найти друга с хорошим зрением;
  • Свой или арендованный толщиномер;
  • Лишние деньги на полноценную диагностику в сервисе с подключением к мозгам машины и (в крайнем случае) для проверки геометрии кузова.

Машину после ДТП выдаст некачественный ремонт: покраска, следы демонтажа деталей и прочее. Подробно – дальше.

как узнать битая машина или нетРазница в оттенке краски сильно бросается в глаза при нормальном освещении.

Где и кто продает битые автомобили

Битые автомобили продают везде: авторынки, онлайн площадки, трейд-ин салоны, комиссионные стоянки. Любой транспорт с рук может иметь печальную историю аварий или криминала.

Сегодня популярно и легко искать авто сидя дома за компьютером. Минус: автомобиль выглядит ровным и блестящим, даже если на деле там много проблем.

Плюсы: машину можно пробить по базам не сходя с места.

Как продают битую машину у официалов? Случай нередкий – машину после списания в тотал из-за ДТП выкупает частное лицо. Восстанавливает и сдаёт в трейд-ин, где ее выкупят без тщательной проверки халатные сотрудников приёмки.

Примеров тому море, а после покупки такой машины махать руками придётся только через суд.

Первичный осмотр машины при покупке

Классические первые шаги осмотра при хорошем дневном освещении:

  1. Сесть у фары и посмотреть на кузов вдоль борта – замятости будут играть на свету;
  2. Оценить состояние фар: сильно изношенные затертые фары говорят о большом пробеге. Если одна прозрачнее другой, это говорит о возможном ДТП и замене оптики;
  3. Посмотреть на номерные знаки: номерные таблички сильно мнутся при ДТП и их редко восстанавливают до идеала. «Пожеванные» номера – результат удара;
  4. Сравнить маркировку стекол: стекла на машине имеют одну маркировку. Отличающееся лобовое некритично – их нередко меняют из-за затертостей по КАСКО.
как узнать битая машина или нетСильный износ фары – показатель пробега в 200-300 тысяч километров.

Внешнее нарушение симметрии зазоров

Смотрим зазоры.

Первый осмотр с расстояния: все зазоры по контуру дверей, капота и крышки багажника должны быть одинаковой толщины. Есть явная разница? Деталь снималась и была криво поставлена на место.

Второй осмотр тщательный: поочередно открываем и закрываем все двери, капот, багажник. При открывании не должно быть затруднений, закусываний ручки двери или замка.

Закрываться должно легко. Если дверь приходится с усилием бить, чтобы она нормально закрылась – как вариант это нарушение геометрии авто вследствие ДТП.

как узнать битая машина или нетИногда зазоры неровные на новых авто. Чем выше класс машины, тем меньше вероятность плохих показателей.

Как проверить толщиномером битый автомобиль или нет

Далее смотрим толщиномером. Для этого проверяем каждую деталь в нескольких местах:

  • Показатели в пределах 200 микрон;
  • Показатели по одной детали не расходяться более чем на 30 микрон.

Смотрим по кругу. Не забываем открыть двери и промерить стойки.

Лучше найти таблицу заводских показателей по толщине краски. Так вы узнаете толщину ЛКП с завода.

как узнать битая машина или нетТолщиномер не промерит пластиковые детали – только металл.

Проверяем толщину сварных швов

На заводе кузов авто собирают из нескольких элементов. Значит, где-то есть сварные швы (помимо точек сварки). Чаще всего под капотом, в районе стаканов и щитка двигателя.

Открываем капот и смотрим на состояние видимых швов и герметика. Герметик идет крашенный с завода, равномерным ровным аккуратным слоем.

Наляпанный герметик покрашенный с баллончика (или со следами явного окраса) – признак ремонта.

Непорядок со швами моторного щита – повод отказаться от покупки. Автомобиль может быть не после ДТП, а угнанный с меняным вваренным щитком от другого ТС.

как узнать битая машина или нетДля уверенности лучше заранее найти такой же автомобиль, гарантированно не битый, и запомнить состояние швов и герметика на нем.

Уплотнители и точечная сварка

Перекупы и хитрые продавцы скрывают ДТП полировкой кузова, забив на другие показатели. Поэтому смотрим машину глубже.

Не стесняемся открыть двери, снять уплотнительные резинки (одеваются они обратно очень легко), просмотреть контуры на наличие заводской точечной сварки.

Её неравномерность или отсутствие – признак ремонта или вварки части кузова.

При снятых резинках отогните материал потолка вниз и загляните внутрь: в каком состоянии шторка безопасности? Если она вообще должна быть на вашей машине, оцените ее состояние – нередко после аварий их просто обрезают или скручивают стяжками и запихивают на место.

как узнать битая машина или нетПример установки невостановленной обрезанной шторки безопасности.

Крепежные элементы: что смотреть

Крепежные элементы дверей, лючка бензобака, капота, багажника, крыльев покажут, снимались ли они.

С завода их крепежные винты идут под тонким слоем краски – если их снимали крутили, то на гранях краска будет ободрана, сами грани сбиты.

Восстановленная краска будет отличаться от общего окраса авто, незаводские винты будут отличны от соседей. Не заметить такие признаки крайне сложно.

Критично ли, если снимался лючок бензобака? Нет, но это основная деталь, нужная для подбора краски. Его легко снять и вернуть на место. Но зачем владелец подбирал краску – вопрос, который надо смело задать в лицо. Особенно, если машина продается как небитая.

как узнать битая машина или нетТак выглядит винт, который демонтировался: краска и грани сбиты. ФОТО: https://www.autode.net

Салон и диагностика

Салон не выдаст аварийности автомобиля, но и здесь есть что проверить:

  • Состояние обивки должно соответствовать заявленному возрасту машины;
  • Руль и педали без накладок и оплетки, не затертые;
  • Вся заявленная электроначинка работает до последней кнопки;
  • При включении зажигания на панели приборов индицируются все нужные датчики, после заводки они тухнут;
  • Есть люк? Открываем, смотрим, не ржавеет ли кромка.

Компьютерная диагностика покажет то, чего не увидит глаз – историю авто. По памяти датчиков узнаем настоящий пробег, срабатывали ли подушки безопасности.

Качественная диагностика стоит дорого. Лучше обратиться к специалистам с оборудованием, опытом и лицензией. Обычный ELM327 сканер не поможет.

Пошаговая проверка геометрии кузова автомобиля

Геометрия кузова – правильное расположение контрольных точек на кузове вашей машины. Эти точки устанавливает изготовитель, между ними должны быть строго заданные расстояния.

Если расстояния между контрольными точками не совпадают с заводскими – геометрия кузова нарушена.

Что, если проверка выявит проблемы? Машину может уводить при езде, безопасность падает. Главное – это признак ДТП или долгой эксплуатации.

Почему важно проверять геометрию кузова

Кузов способен деформироваться сам: тому виной кочки, лежачие полицейские, тяжёлые грузы. Проверить геометрию кузова рекомендуют раз в год. Если вовремя отследить неполадки, их легче будет исправить.

Если запустить ситуацию:

  • машина не будет держать дорогу;
  • двери, капот и багажник станут плохо закрываться.
проверка геометрии кузова автомобиляПри проблемах с геометрией невозможно правильно выставить сход-развал.

Признаки нарушения геометрии

Первые признаки проблем: при вывешивании двери заклинивает, на ухабах кузов играет и скрипит.

Хуже: двери не закрываются как следует, регулировка замков не помогает.

Плохо: на скорости машина рыскает, сход-развал в норме.

Самостоятельная проверка

Для самостоятельной проверки зазоров и расстояний потребуется таблица заводских показателей между контрольными точками.

Промерять нужно:

  • Проемы дверей по диагонали и ширине;
  • Проемы ветрового и заднего стекол;
  • Расстояние между стаканами под капотом;
  • Расстояние между лонжеронами и их длина.
проверка геометрии кузова автомобиляОсновные расстояния, которые можно промерить самому без обращения в сервис.

Если нет заводской таблицы с нужными расстояниями, сравните правую и левую стороны автомобиля. Разница в результатах измерений – повод для вмешательства.

Как проверить геометрию в сервисе

Самостоятельная проверка показала проблемы с расстояниями между контрольными точками или зазорами? Надо гнать машину в сервис-СТО. Там проверят специальным оборудованием.

На СТО есть лазерные системы измерений: они покажут, какие из точек ушли от заводских норм и насколько. Например, уход правого стакана вверх и влево или смещение одного из лонжеронов.

Пример работы такого устройства в видео.

Как можно восстановить геометрию авто

Самому восстанавливать геометрию без опыта работ нельзя. Только сделаете хуже. Надо оценить стоимость работ по восстановлению и насколько безопасной будет машина после ремонта.

Для работ есть два варианта:

  • Фирменные сервисы;
  • Гаражные мастера.

Если мастер с большим опытом и хорошим оборудованием – цена будет не ниже работ в сервисе.

Сервис со стапелем для вытягивания кузова обойдется недешево, но сделает машину близко к идеалу.

Цену работ по фотографии никто не оценит: в таком ремонте важна цена нормо-часа. Как быстро сделают машину – будет видно только по итогу работ.

проверка геометрии кузова автомобиляСтапель – устройство для фиксации авто и вытягивания любого элемента в нужную сторону с филигранной точностью.

Подытожим

Запомним:

  • Покупка б/у машины в салоне – не гарантия безаварийности.
  • Узнайте битую машину самостоятельно, особенно если ремонт некачественный.
  • Не стесняйтесь задавать много вопросов хозяину, смотреть под уплотнительными резинками.
  • Если нет толщиномера, возьмите напрокат.
  • У машины не ставится сход развал или проблемы с зазорами? Нужна проверка геометрии кузова.
Больше статей по б/у транспорту здесь.

Есть мнения или идеи? Пишите в комментариях, будем рады!

как проверить, что это такое и как восстановить

Многие водители редко измеряют геометрию кузова автомобиля, считая это мероприятие бессмысленным и дорогим. И вроде бы все логично: человек ездит аккуратно, аварийных ситуаций не создает, да и по бездорожью не рассекает. Однако не все так просто.

Состояние своего «железного коня» нужно отслеживать постоянно, ведь детали изнашиваются постепенно и незаметно, что в итоге может повлечь неприятности в самый неподходящий момент.

О важности геометрии кузова автомобиля и о том, что это за зверь такой, читайте в нашей статье.

Что такое геометрия кузова?

При создании ключевых деталей автомашины производитель обязательно соблюдает их симметричность, которая постоянно контролируется на специальном оборудовании во время изготовления. Она дает возможность правильно разместить все основные компоненты автомобиля, влияющие не только на его внешний вид, но и на ходовые характеристики.

Нарушение геометрической симметричности кузова, к которому крепятся ключевые детали, соответственно, приводит к изменению их положения. А теперь представьте, как будет вести себя машина на дороге, если сместятся колеса или подвеска?

Безусловно, детали кузова, принимающие на себя основную нагрузку, делаются достаточно прочными, однако с течением времени или под действием иных факторов они тоже изнашиваются.

Именно по этой причине следует производить тщательную проверку автомобиля перед покупкой, особенно в случае приобретения его с рук.

Что влияет на геометрию кузова автомобиля?

Даже если ваша машина простаивает в гараже – ее запчасти и комплектующие все равно изнашиваются под действием коррозии и иных химических процессов. К другим причинам, из-за которых изменяется геометрия кузова, относят:

  • Механические повреждения, полученные во время ДТП (даже незначительный удар может серьезно повредить каркас).
  • Езда по бездорожью.
  • Неровные дороги.
  • Постоянная перегрузка автомобиля в результате перевозки гораздо большего веса, чем указан в техпаспорте.

Серьезная деформация кузова может привести к выходу из строя ключевых компонентов машины, что резко повысит стоимость ремонта.

Проверка геометрии кузова: поводы для беспокойства

Если целостность каркаса нарушена незначительно, то визуальный осмотр машины не позволит вам определить наличие проблемы. Однако при серьезных расхождениях симметрии автомобиль начинает вести себя непредсказуемо во время движения. Кроме того, появляются и внешние дефекты.

Нарушение геометрии кузова можно диагностировать по следующим признакам:

  • Трудности при открывании и закрывании багажника, капота и дверей, если речь не идет об их проседании.
  • Деформация лонжеронов и стаканов, вибрации и нестабильное поведение машины (при полностью исправной ходовой части).
  • Визуальный осмотр под лупой выявляет морщинки в местах применения сварки.
  • Наблюдается «кособокость», т.е. смещение осевой симметрии на колесах.
  • Появились трещины на стеклах и большие зазоры между деталями.

Кроме того, определить наличие проблемы можно следующим образом. Найдите прямую дорогу без других машин, и разгонитесь до 50-100 километров в час. После этого отпустите руль на несколько секунд и посмотрите, заносит ли автомобиль. Оценка его управляемости и позволит выявить наличие или отсутствие асимметрии. Разумеется, такие манёвры не следует проводить на мокром асфальте или, тем более, на гололедице. В противном случае вы и достоверных результатов не получите, и в аварию попадете.

Более надежные методы диагностирования заключаются в измерении так называемых контрольных точек геометрии кузова.

Что такое контрольные точки?

Каждый производитель обязательно выставляет на деталях кузова специальные метки, а также записывает номинальные расстояния между ними либо в техпаспорте, либо в специальной документации. Такая измерительная система унифицирована и используется всеми автопроизводителями. Как правило, схемы с контрольными точками под любой автомобиль можно найти в интернете либо получить в представительстве компании.

Таким образом, если измерить расстояние между этими точками и сравнить его с оригинальным, можно точно узнать, имеет место нарушение геометрии кузова или нет.

Геометрия Кузова ваз 2109

Пример контрольных точек ваз 2109

Как проверить геометрию кузова в домашних условиях?

Сразу отметим, что при использовании этих методов существуют погрешности из-за неточности самих приборов и измерений.

С помощью штангенциркуля и масштабной линейки можно измерить диагонали дверных проемов, колесные оси и мест крепления запчастей. Специальная линейка может увеличить точность измерений, однако она стоит дороже. Помните, что определенные точки контроля находятся под облицовочными панелями и другими деталями. Чтобы сделать необходимые замеры, их следует снять.

Экспресс измерение геометрии кузова в СТО

Самым надежным и лучшим вариантом проверки симметрии является обращение в специальный сервис, где измеряются все показатели и на их основании выносится вердикт. Такая процедура стоит довольно дорого, однако она с лихвой может сэкономить вам большую сумму денег. Например, мастер может сообщить вам, что отрегулировать осевую симметрию не представляется возможным и, следовательно, обновлять ходовую часть тоже бессмысленно.

Измерение геометрии кузова

В таких центрах применяются самые современные методы диагностики, позволяющие точно оценить состояние «железного коня». Кроме того, здесь же на стапеле производится вытяжка и правка деталей, если это необходимо. Такие работы выполняются на специальных стендах для проверки и восстановления геометрии кузова.

Существует несколько способов определить контрольные размеры геометрии кузова. Самым современным считается измерительная система, в которой используются специальные датчики, закрепляющиеся на контрольных точках. Такие устройства отправляют на компьютер сигнал о своем положении в пространстве, тот рассчитывает расстояние и выдает итоговый результат. Определяемые параметры анализирует мастер и принимает решение о требующемся ремонте измеряемого автомобиля. В самых современных сервисах производится экспресс-тестирование. Машину даже не приходится разбирать – вы просто заезжаете на платформу, и через несколько минут на компьютер уже выводятся все необходимые данные. Правда, такая экспресс-диагностика стоит недешево.

К другим вариантам измерений относят лазерную или оптическую геометрию кузова, использование механических приспособлений, ручную диагностику. Однако эти способы значительно уступают датчикам в точности.

Восстановление геометрии кузова

Обратите внимание, что качественная диагностика кузова автомобиля, как и измерение его геометрии, может быть проведена только в сервисных центрах. Не верьте различным рассказам на форумах о гаражных мастерах «Самоделкиных». Безусловно, денег такие работники просят намного меньше, да и при визуальном осмотре отмечается якобы качественно сделанное вытягивание каркаса и его реставрация. Однако при постройке кузовной части автомобиля инженеры пользуются специальными расчетами, незначительное нарушение которых приводит к ухудшению управляемости транспортного средства и, как следствие, к созданию аварийной ситуации. Вряд ли вы готовы заплатить за некачественно проведенное исправление геометрии кузова вашим здоровьем и здоровьем других людей.

Комплексная работа может осуществляться только при наличии стенда для восстановления геометрии кузова, оборудованного специальной электронной системой. Такое устройство в реальном времени отслеживает расстояние между контрольными точками и своевременно сообщает мастеру о совпадении реальных и эталонных показателей. Выравнивание геометрии кузова в таком случае осуществляется в сжатые сроки.

Стапель

Стапель

Отметим, что некоторые детали при их вытяжении могут сломаться. Другие же изготовлены из пластика, а третьи вообще непригодны к холодной или горячей вытяжке. В этом случае стоимость ремонта может сильно вырасти.

Электронная система, отслеживающая показатели, может отсутствовать. В этом случае диагностика геометрии кузова, как и устранение проблемы, будут стоить дешевле. Но из-за того, что мастер будет вытягивать детали, что называется, на глазок, работу придется выполнять гораздо дольше, да и металл запчастей не будет рад таким вот «танцам с бубном» при растяжении.

Геометрия кузова: как избежать серьезных проблем и сократить стоимость ремонта?

В заключение статьи дадим несколько советов, которые позволят вам и деньги сэкономить, и безопасность сохранить:

  • Проводите измерение геометрии кузова 1-2 раза в год;
  • Прислушивайтесь к своему автомобилю, отслеживайте его поведение и управляемость;
  • Периодически осматривайте машину на предмет появления зазоров;
  • Обязательно проверьте БУ-автомобиль при покупке, поскольку его хозяин может в принципе не знать о проблеме либо сознательно замалчивать ее.

Последнее особенно актуально, если впоследствии выяснится, что восстановить симметричную геометрию кузова автомобиля будет стоить дороже, чем купить нового железного коня.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


Поделиться новостью в соцсетях

Как проверить геометрию кузова автомобиля своими руками

За свою жизнь почти каждый автолюбитель попадает в более или менее серьезную аварию. Кто-то таранит чужую машину из-за собственной нерасторопности. Кто-то вылетает в кювет при попытке избежать лобового столкновения. Кто-то проламывает стену собственного гаража, перепутав педали газа и тормоза. А на кого-то падает дерево во время грозы или урагана.

Каждый получает индивидуальный печальный опыт самостоятельно. Но есть одна проблема, которая возникает практически перед всеми автомобилистами, попавшими в дорожно-транспортное происшествие (ДТП), это кузовной ремонт. Далее рассмотрим, чем важна геометрия кузова, почему ее необходимо восстановить после аварии и как проверить правильность выполнения работ.

Геометрия кузова — это точные размеры автомобиля, определенные заводом производителем. Наиболее важные из них:

  • ширина передней колеи;
  • ширина задней колеи;
  • длина колесной базы;
  • длина лонжеронов и расстояние между ними.

При нарушении вышеуказанных показателей ухудшается управляемость автомобиля. Менее важные:

  • размеры дверных проемов;
  • размеры оконных проемов;
  • размеры моторного отсека;
  • размеры багажного отделения;
  • размеры салона.

При нарушении вышеуказанных показателей ухудшается внешний вид автомобиля. Колея — это расстояние между правым и левым колесами, расположенными на одной оси. Ширина колеи рассчитывается от середины протектора шины правого колеса до середины протектора шины левого колеса. Колесная база — это расстояние от передней до задней оси машины. Длина колесной базы измеряется от центра ступицы передней оси до центра ступицы задней оси.

Лонжероны — это основа силового каркаса моторного и багажного отделений автомобиля. К ним обычно крепятся грязезащитные перегородки, крылья, пол, бампера, двигатель, коробка переключения передач у переднеприводных автомобилей, рулевая колонка и съемные несущие элементы конструкции моторного и багажного отсеков.

Выявление нарушений

Проверка геометрии кузова — дело довольно простое. Обычно оно необходимо при покупке подержанной машины либо при проверке результатов кузовного ремонта.

  1. Для начала необходимо поочередно открыть и закрыть все двери, капот и крышку багажника. При этом не стоит прикладывать большие усилия. Если двери не захлопываются плотно с первого раза, значит, искривлены стойки. Если капот и крышка багажника не закрываются с первого раза, значит, искривлены лонжероны. Деформация может составлять миллиметры, но это уже причина для предъявления претензий или торга, поскольку нарушенная геометрия кузова снижает пассивную безопасность.
  2. Далее нужно присесть на корточки и посмотреть вдоль борта машины. В таком положении вы сразу заметите все неровности и увеличенные зазоры.
  3. Затем следует осмотреть ветровое и заднее стекло на наличие трещин. Вертикальные трещины, расположенные с одной стороны, свидетельствуют о смещении стоек.
  4. Проверить, не нарушена ли геометрия ходовой части, можно при помощи замеров. Для этого необходимо иметь рулетку и знать точные размеры колесной базы.

Если по каким-либо причинам вы не можете измерить геометрию ходовой части, постарайтесь найти ровную прямую дорогу без интенсивного движения. Разгонитесь на ней до скорости 50 километров в час и отпустите рулевое колесо на пару мгновений. Если после этого машина поедет направо или налево, значит, ее били именно в эту сторону. Если же машина продолжит прямолинейное движение, увеличьте скорость до 90 километров в час и повторите эксперимент.

Будьте предельно осторожны! Если автомобиль и при высокой скорости будет продолжать двигаться прямо, значит, геометрия ходовой части в норме. Это не значит, что машину не били, возможно, просто качественно отремонтировали. Перед проведением эксперимента убедитесь в том, что давление в правых и левых шинах симметричное.

Если статья была Вам полезна, можете поделиться материалом в социальных сетях:

Author:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *