Моторесурс двигателя – Что такое моторесурс двигателя? Какой моторесурс дизельного двигателя? Какой ресурс у двигателя Ресурс современных двигателей легковых автомобилей

Содержание

Моторесурс — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 26 ноября 2016; проверки требуют 4 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 26 ноября 2016; проверки требуют 4 правки.

Моторесурс — один из основных технических параметров, с помощью которого даётся оценка долговечности двигателя, машины или транспортного средства[1][2][3]. Под моторесурсом, как правило, понимается объём наработки техники до состояния, при котором её дальнейшая эксплуатация невозможна либо связана с нарушением требований технической безопасности или недопустимым снижением эффективности работы[1][4].

Моторесурс транспортного средства определяется его пробегом в километрах, который отсчитывается с начала эксплуатации. Моторесурс тракторной техники и других видов нетранспортных машин, а также — двигателей внутреннего сгорания начисляется в часах работы, а для сельскохозяйственных комбайнов — в единицах убранной площади (га)

[1]. Величина моторесурса определяется из результатов ресурсных стендовых и эксплуатационных испытаний на фактическую долговечность работы основных деталей и узлов с учётом действующих стандартов системы материально-технического обслуживания[2][3]. В таком виде её значения устанавливаются нормативно-технической документацией и являются минимально допустимой величиной моторесурса; отправка двигателя или машины на плановый капитальный ремонт осуществляется только после его окончательной выработки[2][3]. Стоит, однако, заметить, что в пределах моторесурса допускается замена отдельных быстроизнашивающихся деталей и узлов (траки гусеничных лент, вкладыши подшипников, поршневые кольца и т.п.)[2][3].

Эксплуатационный опыт использования военной техники позволяет утверждать, что определённая часть механизмов и технических устройств может функционировать значительно дольше установленного моторесурса[2][3]. Как следствие, с накоплением соответствующего объёма статистической информации, для него может быть назначено новое значение

[2][3]. Моторесурс техники может также измениться на этапе её проектирования за счёт использования новых конструкторских решений и технологий[2][3]. Наиболее полное использование ресурса технических средств обеспечивается неукоснительным следованием эксплуатационному регламенту и своевременной технической диагностикой узлов, систем и агрегатов[2][3].

  1. 1 2 3 Моторесурс // Большая советская энциклопедия / А.М. Прохоров. — 3-е издание. — Большая советская энциклопедия, 1974. — Т. 17. — С. 63. — 616 с.
  2. 1 2 3 4 5 6 7 8 Моторесурс // Военная энциклопедия / П. С. Грачёв. — Москва: Военное издательство, 2001. — Т. 5. — С. 184. — ISBN 5-203-1876-6.
  3. 1 2 3 4 5 6
    7 8 Моторесурс // Советская военная энциклопедия. — Москва: Военное издательство Минобороны СССР, 1978. — Т. 5. — С. 433.
  4. ↑ Моторесурс // Военно-морской словарь / Чернавин В. Н. — М.: Воениздат, 1990. — С. 262. — 511 с. — ISBN 5-203-00174-X.

От чего зависит ресурс двигателя

Среди множества характеристик автомобиля, одной из наиболее важных является ресурс двигателя. Это параметр, определяющий, какое расстояние может преодолеть машина до того, как ее силовому агрегату потребуется капитальный ремонт. Данная величина достаточно условна, поскольку во многом зависит от того, как и в каких условиях эксплуатируется транспортное средство.

Соответственно, один и тот же автомобиль, например, Субару Форестер, может полностью выработать ресурс двигателя за сто тысяч километров (при постоянной езде по тем же сибирским зимникам и летникам), а может благополучно отъездить триста тысяч по Краснодарскому краю без намека на капремонт.

Автопроизводители, как правило, указывают гарантийный пробег, в течение которого с мотором ничего не случится при соблюдении правил эксплуатации. Истинный ресурс двигателя автомобиля, как правило, намного больше. Например, АвтоВАЗ для своих первых моделей устанавливал ресурс двигателя 125 тысяч км, для «десятого» семейства цифра выросла до 150 тысяч, однако по дорогам ездят десятки тысяч «Лад» с пробегом далеко за двести тысяч, чьи моторы не доставляют владельцам хлопот.

Некоторое время назад зарубежные автоконцерны стремились оснастить свои машины двигателями «миллионниками», рассчитанными на безотказную работу в течение всего срока эксплуатации автомобиля. Затем политика компаний поменялась, они посчитали (и небезосновательно), что гораздо большую прибыль можно получить с продажи запчастей, и искусственно сократили ресурс своих моторов. У современных иномарок эта цифра обычно составляет порядка трехсот тысяч.

На практике хозяин автомобиля может понять, что пора отправляться в мастерскую, по ряду характерных симптомов:

  1. значительная потеря мощности;
  2. ненормально высокий расход топлива и моторного масла;
  3. появление посторонних стуков.

Как увеличить ресурс двигателя

Существует несколько простых способов увеличить этот важный параметр и максимально отодвинуть день, когда без капитального ремонта обойтись не удастся.


Вот чего не следует делать:

  • загружать машину «под завязку»;
  • буксировать прицепы;
  • ездить по бездорожью;
  • допускать длительную работу мотора на высоких оборотах (лучше всего держать обороты в районе 2-3 тыс.).
  • в зимнее время динамично ездить на непрогретом двигателе.

В дальнейшем от этих правил можно, а от некоторых и нужно отступать. Последнее касается работы на высоких оборотах. Для того чтобы свечи зажигания бензинового двигателя и детали цилиндро-поршневой группы самоочищались, мотор автомобиля должен периодически работать на высоких оборотах в течение одной — двух минут. За это время скопившийся нагар успевает полностью выгореть.

Чтобы увеличить срок эксплуатации мотора, необходимо следить за качеством смазочных материалов и периодичностью замены. Масло лучше использовать то, которое рекомендует автопроизводитель и менять вовремя. Не следует экономить и на качестве фильтров как масляного, так и воздушного.

Ресурс двигателей разных типов

Многих автомобилистов интересует ответ на вопрос, какой двигатель дольше «ходит». Действительно, ведь существует несколько типов двигателей, и логично предположить, что у двухтактного, четырехтактного и роторного запас прочности разный. Не менее интересно автовладельцам, отличается ли ресурс дизельного двигателя от бензинового.

Наименьший запас прочности у двухтактного бензинового двигателя мотоцикла. Объясняется это, главным образом высокими оборотами коленчатого вала. Вторая причина кроется в отсутствии системы смазки как таковой. Смазывание цилиндро-поршневой группы двухтактного мотора происходит рабочей смесью, для этого в бензин добавляется масло.

На разных режимах работы, мотору мотоцикла требуется разное количество смазки, а изменить его подачу не представляется возможным. В результате мотор получает нормальную смазку только в определенных режимах работы, а при сильных нагрузках он может испытывать масляное голодание.

У роторного или, правильнее, роторно-поршневого двигателя Ванкеля, дела обстоят немногим лучше. К слову, единственным автопроизводителем, серийно устанавливающим такие моторы на свои машины является компания Mazda. Двигатели данного типа устанавливаются на ее модели серии RX (например, MazdaRX-8).

Ресурс двигателя роторного типа невелик в сравнении с четырехтактными моторами, работающими по циклу Отто. При грамотном и своевременном обслуживании он не превышает ста тысяч километров.

В среднем же, учитывая, что MazdaRX-8 приобретается не для спокойных поездок, мотор автомобиля требует капремонта или замены после пятидесяти — шестидесяти тысяч.

Владельцы Субару любят хвастаться тем, что оппозитные моторы дольше живут, однако это совсем не так. Принципиально оппозитный двигатель автомобиля Субару ничем не отличается от какого-нибудь g4fc, поэтому и говорить о том, какой силовой агрегат дольше прослужит без капремонта, не имеет смысла. В пользу того же рядного g4fc можно сказать, что он гораздо проще и дешевле в обслуживании.

Говоря о ресурсе турбомоторов, правильнее говорить о запасе прочности самой турбины, которая выходит из строя в разы быстрее, а без нее двигатель превращается в обычный атмосферник.

Ресурс турбины обычно составляет около ста тысяч километров, после чего требуется либо ремонт турбины, либо (что чаще) ее замена. На срок службы турбины в значительной мере влияет соблюдение водителем правил эксплуатации автомобиля с турбомотором.

Соответственно, при одном и том же пробеге в одинаковых условиях, поршни дизельного двигателя совершат вдвое меньше поступательных движений, т. е. физический износ также будет значительно меньше. Здесь приведена таблица, в которой скомпонованы ресурсы двигателей разных типов.

При выборе автомобиля каждый покупатель ориентируется по обширному списку критерий и требований, которым должна соответствовать машина. Среди этих параметров практически всегда фигурирует понятие ресурса силовой установки.

Это действительно важная характеристика, во многом позволяющая понять о том, как долго можно будет эксплуатировать то или иное транспортное средство.

Ресурс мотора является хоть и во многом условным параметром, но он способен отразить возможности автомобиля. Не зря про моторесурс указывается в официальных документах на машину, а также автопроизводитель стремится добиться максимальных значений этой характеристики.

Что это такое

Ресурсом называют сроки жизни автомобильных двигателей. Важно уточнить, что здесь речь идёт о максимальном количестве километров, которые способно пройти транспортное средство до момента, когда потребуется выполнить капитальный ремонт силовой установки.

Условность величины объясняется тем, что во многом моторесурс зависит от непосредственных условий эксплуатации автомобиля. Если это нормальные условия без сильных перегрузок и экстремальных нагрузок, машина с лёгкостью преодолеет заявленную производителем отметку по максимальному пробегу. Но при агрессивном вождении, постоянной эксплуатации мотора под нагрузкой ресурс закончится раньше. Также негативно на срок службы влияют всевозможные технические доработки, направленные на повышение мощности и производительности в ущерб надёжности и долговечности.

Из-за этого один и тот же автомобиль с аналогичными характеристиками, но при разных условиях эксплуатации, может выработать свой ресурс уже за 100-150 тысяч километров, либо проехать более 500 тысяч, и только потом потребовать капитального ремонта. А порой даже больше.

Сами автомобильные компании в большинстве случаев указывают только гарантийный ресурс. То есть пробег, в течение которого двигатель не пострадает, если соблюдать все предписанные правила эксплуатации. Но настоящий и полный ресурс намного больше, чем гарантийный.

На примере автомобилей производства АвтоВАЗ можно сказать, что первые модели, называемые классикой, имели гарантийный срок службы равный 125 тысячам километров. Когда появились ВАЗ 2110 и его собратья, ресурс подняли до 150 тысяч километров.

Но каждый прекрасно знает и сам лично наблюдал, как по российским дорогам ездят сотни, а порой и тысячи автомобилей от АвтоВАЗ, на одометре которых цифры перешли далеко за 200-300 тысяч километров. При этом сами машины находятся в адекватном состоянии, никаких намёков на капитальный ремонт не появляется.

Сравнительно недавно зарубежные автокомпании решили, что нужно создавать двигатели, которые смогут работать безотказно в течение всего срока службы самой машины. Так начали появляться так называемые миллионники. То есть ресурс подобных двигателей был рассчитан на преодоление 1 миллиона километров.

Но подобная политика оказалась непродолжительной. Внимательно пересмотрев свой подход к производству, вектор изменился на противоположный. Автоконцерны поняли, что для повышения заработка им выгоднее снизить моторесрус. Это приведёт к необходимости покупать запчасти, а также чаще менять машины. Отсюда и рост продаж.

В итоге компании отказались от двигателей миллионников, и начали искусственно снижать моторесурс. Для современных автомобилей зарубежного производства стандартный моторесурс составляет около 300 тысяч километров. Причём такие параметры актуальны для сроков службы дизельных двигателей и бензиновых силовых установок.

Есть несколько характерных признаков, указывающих на то, что автомобиль постепенно изнашивает ресурс своего двигателя, а потому требуется ремонт. Это можно определить по:

  • увеличению расхода топлива;
  • активному потреблению моторного масла;
  • потере мощности;
  • посторонним стукам в моторе.

Это ещё не указывает именно на капитальный ремонт. Не так что автовладельцы делают его, продолжая эксплуатацию своего автомобиля. В большинстве случаев от машины, ресурс которой подходит к концу, стараются избавиться, и купить что-то более свежее среди предложений на вторичном рынке, либо вовсе покупают новые авто из салона. Это уже зависит от конкретных финансовых возможностей.

Ресурс в зависимости от типа двигателя

Во многом о сроках службы двигателей можно судить по тому, к какому типу силовых установок относится тот или иной агрегат.

Несмотря на то, что ресурс для современных двигателей составляет около 300 тысяч километров, это усреднённое значение. Для более точного определения важно учесть, о каком именно типе мотора идёт речь в конкретном случае.

Открыто компании в этом не признаются, но в действительности для новых легковых автомобилей ресурс устанавливаемых двигателей занижается искусственно. Как именно это делается, каждый производитель решает сам. Но для современных машин подобное явление стало нормой.

Потому вполне закономерно, что автолюбители активно интересуются, у какого двигателя, предусмотренного для легкового автомобиля, ресурс самый большой.

Вопрос более чем справедливый, поскольку роторные, двухтактные, четырёхтактные и прочие силовые агрегаты действительно обладают разными запасами прочности. На примере разных типов мотором стоит узнать, каков ресурс в том или ином движке, и чем срок службы бензинового двигателя отличается от дизельного.

  1. Самый маленький запас прочности отмечается у двухтактных двигателей, работающих на бензине, которые устанавливают на мототехнику. Это обусловлено очень высокими параметрами оборотов коленвала. Также здесь фактически отсутствует смазочная система, что также негативное влияет на срок жизни. Чтобы цилиндро-поршневая группа смазывалась, для этого используется смесь из топлива и масла. Меняя режим работы, таким двигателям требуется разное количество смазки, но система мотора менять этот параметр не может. То есть двигатель нормально смазывается, находясь только в определённых рабочих режимах. Когда нагрузки повышены, наблюдается эффект масляного голодания. Отсюда и малый ресурс.
  2. Заметно лучше себя показывают роторные силовые установки. В настоящее время подобные двигатели встречаются редко. Есть только один автопроизводитель, который использует роторные ДВС серийно. Это японская компания Mazda. Причём стоят они на ограниченном количестве моделей. Моторесурс в таком случае превышает двухтактные двигатели, но уступает классическим четырёхтактным решениям. Даже если вовремя и грамотно обслуживать роторную систему, срок службы не превысит 100-150 тысяч километров. Но поскольку такие моторы ставят на серийные спортивные автомобили, реальный пробег до капитального ремонта обычно составляет не более 75 тысяч километров.
  3. Четырёхтактные бензиновые. Эти двигатели превосходят по моторесурсу оба рассмотренных ранее мотора. Причём на иномарках срок службы двигателя больше, чем у отечественных разработок. Но даже в этой ситуации срок жизни исчисляется сотнями тысяч километров. Не такие уж и редкие ситуации, когда четырёхтактники проезжали свыше 500 тысяч километров. Подобные параметры актуальны для всех типов четырёхтактных бензиновых моторов, вне зависимости от того, какая используется схема расположения цилиндров.
  4. Оппозитные силовые установки. Характерная особенность японских автомобилей производства компании Subaru. Владельцы этих машин часто заявляют о том, что оппозитные агрегаты очень долговечные, и якобы превосходят конкурентов четырёхтактного бензинового типа. Но существенных и принципиальных отличий по моторесурсу между этими агрегатами нет. Потому несправедливо заявлять о том, что оппозитники обладают большим сроком службы. Плюс классические четырёхтактные двигатели проще по своей конструкции, из-за чего упрощается их обслуживание и снижается стоимость проведения ремонтных работ.
  5. Турбированные двигатели. Если говорить применительно к турбомоторам об их долговечности, то тут основное внимание уделяется сроку службы именно самой турбины. Она не может похвастаться продолжительной безотказной эксплуатацией, при том что сам двигатель может продолжить качественно выполнять свои функции в течение длительного времени. Но стоит убрать с турбомотора турбину, и он превращается в стандартный и самый обычный атмосферный двигатель. Средняя продолжительность службы турбины составляет 100 тысяч километров. После этого нужно её ремонтировать, но чаще выполняется полная замена элемента. Чем правильнее водитель придерживается рекомендаций по эксплуатации турбомотора, которые отличаются от атмосферных аналогов, тем дольше прослужит турбированная силовая установка.
  6. Дизельные двигатели. Это моторы с наибольшим ресурсом и запасом прочности. Тому есть свои объяснения и причины. Для начала при производстве дизельных двигателей используются высокопрочные сплавы, что обусловлено повышенной степенью сжатия. Плюс дизели более тихоходные. Речь идёт об оборотах. Если стандартные бензиновые двигатели обычно в рабочем режиме передвигаются при оборотах 3-4 тысячи единиц, для дизеля актуальной цифрой является 1,5-2 тысячи оборотов. Другими словами, при равных пробегах, поршни на дизельной силовой установке совершают в 2 раза меньше возвратно-поступательных движений, чем на бензиновых аналогах. А это непосредственно влияет на физический износ.

Наглядно можно видеть, что двигатели разного типа действительно могут существенно отличаться по ресурсу. Срок службы во многом зависит от конструктивных особенностей мотора.

И если говорить применительно к автомобилям, самыми слабыми в плане срока службы оказываются роторные двигатели. А вот лучшие показатели демонстрируют четырёхтактные бензиновые моторы и дизельные агрегаты.

Учитывая усреднённые показатели, производителями наиболее долговечных двигателей можно считать следующие компании:

Утверждать точно, сколько именно сможет проехать тот или иной автомобиль до капитального ремонта, практически невозможно. Всё очень индивидуально и зависит от целого ряда факторов.

При благоприятных условиях и при адекватной эксплуатации есть все шансы на надёжных двигателях преодолеть отметку в 500-600 тысяч километров. Если же перегружать мотор, регулярно ездить по плохим дорогам, заливать плохое топливо и не менять своевременно расходники, то даже самые теоретически долговечные моторы не продержатся и 150 тысяч километров при потенциале более 500 тысяч км.

Способы повышения моторесурса

Автомобилисты, которые действительно любят, ценят и дорожат своим транспортным средством, ищут полезные советы относительно продления жизни двигателя.

Если говорить применительно к серийным гражданским автомобилям, которые преимущественно эксплуатируются в городских условиях и на трассах, периодически выезжая на лёгкое бездорожье за городом, можно дать 8 полезных рекомендаций. Эти советы вряд ли актуально применять в отношении спортивных машин, поскольку требования, предъявляемые к ним, очень специфичные. Да и эксплуатируются подобные авто в совершенно других условиях.

При желании увеличить срок службы мотору, обратите внимание на следующие нюансы:

  • процесс обкатки;
  • инструкции;
  • масло;
  • жидкости охлаждения;
  • горючее;
  • режимы эксплуатации;
  • катализатор;
  • вибрации;
  • изоляция жидкостей.

Чтобы разъяснить каждый из этих пунктов, нужно рассмотреть их отдельно.

Изоляция жидкостей

Никто не спорит, что в двигатель нужно заливать только качественные рабочие жидкости. Это истина, о которой вряд ли стоит напоминать.

Но некоторые забывают о важности исключения смешивания разных составов. То есть все жидкости обязательно следует друг от друга изолировать. В основном это касается масла и охлаждающей жидкости.

Когда в бачке с ОЖ обнаруживаются следы масла, либо в смазке двигателя появляется эмульсия из-за охладителя, это крайне тревожный сигнал. Смешивание этих компонентов непременно приводит к преждевременному износу двигателя.

Если игнорировать подобные симптомы, вы своими руками приблизите тот момент, когда потребуется делать дорогой капитальный ремонт. Причём наступает он намного быстрее, чем зачастую ожидают автовладельцы.

Вибрации и катализатор

Когда двигатель начинает издавать нехарактерные звуки, и при этом параллельно вибрирует, требуется срочная и обязательная диагностика.

При сильных вибрациях скорость износа двигателя увеличивается в несколько раз. Даже полностью исправные детали за короткий срок могут полностью износиться и выйти из строя.

Также опасна поломка катализатора, который выполняет функцию очистки выхлопа, создаваемого двигателем при сжигании топливовоздушной смеси. Поломка этого элемента ведёт к коррозии, засорению масляного фильтра и прочим негативным последствиям.

Буквально несколько часов эксплуатации машина со сломанным катализатором снижает моторесурс на несколько десятков тысяч километров.

Режим эксплуатации

Ресурс мотора напрямую зависит от условий, в которых эксплуатируется автомобиль. И тут есть несколько ситуаций, когда режим идёт точно не на пользу двигателю:

  1. Длительные остановки с периодическим преодолением коротких дистанций. Это характерная особенности при эксплуатации в большом городе в условиях плотного трафика, при стоянках в пробках и на светофорах.
  2. Агрессивная манера езды, когда машина резко разгоняется и тормозит. Также ничего хорошего для двигателя такой водитель не делает.
  3. Продолжительный отдых. Кажется абсурдом заявление, что при длительной стоянке машины в гараже ресурс всё равно снижается. Но это так. Чтобы минимизировать негативное влияние, при планировании не эксплуатировать авто более 1-2 месяцев, рекомендуется провести консервацию.

Машина любит движение, и двигатель оптимально себя чувствует, когда работает на средних оборотах, плавно набирает и снижает скорость.

Если вы проживаете в городе, и чаще всего ездите в условиях городского трафика, автомобилю периодически нужно устраивать день разгрузки. Для этого выезжают на трассу и едут с разрешённой скоростью хотя бы несколько десятков километров. Скорость около 90-110 км/час будет оптимальной практически для любого двигателя средней и высокой мощности.

Горючее

Тут основное внимание уделяется октановому числу. Чем оно ниже, тем хуже его будет перерабатывать современный двигатель.

Нынешние моторы предъявляют высокие требования в плане качества используемого топлива. Чтобы моторесурс не сокращался, следует заправляться на проверенных АЗС, заливать рекомендуемую производителем марку топлива и не забывать о чеках.

Если вы зальёте низкосортное топливо со множеством присадок и разными примесями, двигателю придётся усерднее работать для его сжигания, а фильтры начнут постепенно загрязняться.

Выбирайте хорошие заправки и старайтесь только в самых экстренных случаях заезжать на сомнительные АЗС.

Жидкости охлаждения

Поскольку двигатель работает при высоких температурах, ему нужно охлаждаться. Для этого предусмотрена соответствующая система, где циркулируют специальные жидкости.

Часто водители не уделяют должного внимания качеству и производителю жидкости охлаждения. А зря. Это крайне важный компонент в обеспечении длительной и безотказной работы двигателя. Чтобы увеличить моторесурс или максимально продлить срок службы силовой установки, выбирайте качественные ОЖ в соответствии с рекомендациями автопроизводителя.

Тут актуально узнать про смешивание разных жидкостей, о проблеме подделок и отличий тосола от антифриза.

Масло

Чуть ли не главной рабочей жидкостью в автомобиле является именно моторное масло. С его помощью можно не только продлить мотору жизнь, но и существенно сократить моторесурс.

И всё зависит от того, насколько ответственно автомобилист подойдёт к вопросу выбора, замены и доливки моторной смазки. Существуют рекомендации производителя, где чётко прописано, масло с какими параметрами нужно заливать в конкретный двигатель конкретного автомобиля.

Есть рекомендуемые производителем конкретные марки. Но они бывают очень дорогими или просто недоступными в продаже. Тогда автовладельцам нужно переходить на альтернативные решения. При этом они обязаны иметь те же самые характеристики и свойства, что и рекомендуемые заводом масла.

Некоторые уверены, что мотору не важно, каким маслом смазывать внутренние поверхности. Либо же уверены, что любое дорогое масло справится с поставленными задачами. И оба мнения совершенно не соответствуют действительности. Заливать в мотор нужно строго ту смазку, которая полностью отвечает требованиям автопроизводителя. Оно не просто так рекомендуется. В рамках подготовки к выпуску этого мотора инженеры выяснили, что именно такая смазка с такими характеристиками обеспечивает необходимый срок службы двигателю и гарантирует заявленный моторесурс.

Инструкции

Когда человек покупает автомобиль, чаще всего он тут же садится за руль, и со всеми возникающими вопросами предпочитает разбираться по мере их поступления. Только в крайних случаях водитель берёт в руки инструкции. И это категорически неправильное отношение.

Любая новая машина является неизведанным узлом, состоящим из огромного числа механизмов и систем. Потому автовладелец обязан сначала изучить её характеристики, возможности, разобраться с рекомендациями производителя и прочими моментами.

Из подобных документов можно и нужно узнать следующее:

  • передаточное число;
  • рекомендуемые масла;
  • рекомендуемые рабочие жидкости;
  • периодичность замены;
  • технические характеристики;
  • моторесурс;
  • тип двигателя;
  • тип коробки передач;
  • расположение датчиков;
  • маркировку приборной панели;
  • значение сигнальных ламп и пр.

Особое внимание стоит уделить вопросу рекомендуемой периодичности замены тех или иных расходников и деталей на самом двигателе, а также остальных узлах транспортного средства.

Проблема современных авто в том, что производители указывают эти значения применительно к практически идеальным условиям эксплуатации. В реальной жизни мало кто с ними сталкивается. И уж особенно в нашей стране, где качество дорог, топлива на АЗС и погода оставляют желать лучшего. Потому будет правильно, если от указанных сроков или пробегов отнимать минимум 10-15%. А иногда и все 30-40%. Всё зависит от конкретных условий эксплуатации и степени их тяжести.

Процедура обкатки

Это актуально для новых двигателей, а также для тех, у которых моторесурс закончился, и возникла необходимость провести капитальный ремонт. Обкатка нужна обязательно. И это даже не обсуждаются.

Некоторые уверены, что обкатка подразумевает соблюдение скоростного режима на минимальных значениях, а также переключение коробки передач максимум до 3 скорости. Но это не так.

Ключевыми аспектами правильной обкатки является поддержание средних оборотов, а также исключение резкого торможения и такого же резкого ускорения. Перегрузки при обкатке противопоказаны.

Продолжительность обкатки бывает разной. Зачастую точные цифры указывает автопроизводитель, что является ещё одним поводом заглянуть в руководство по эксплуатации. Новые двигатели обычно откатывают около 2 тысяч километров.

Современные двигатели, чтобы сохранить моторесурс, уже изначально запрограммированы на невозможность использовать весь потенциал до тех пор, пока на одометре не будет преодолена отметка в 1500-2000 километров.

Моторесурс действительно имеет большое значение для любого автомобиля и типа двигателя.

Не стоит рассчитывать на то, что при покупке автомобиля с самым надёжным и долговечным мотором он будет служить полный свой срок, несмотря на нарушения правил эксплуатации, использование низкокачественных рабочих жидкостей и пр. Всё напрямую зависит от самого автовладельца.

Нужно понимать, что срок службы мотора непосредственно связан с отношением к транспортному средству. И если вы хотите добиться максимальной отдачи от двигателя, за ним требуется соответствующим образом ухаживать и следить. Это не так сложно, как может показаться.

Как правило, вопросом, какой ресурс у двигателя того или иного автомобиля, задаются водители, которые планируют приобрести машину на вторичном рынке. Другими словами, данная тема больше волнует покупателей подержанных автомобилей. Вполне логично, что после приобретения авто б/у далеко не каждый захочет тратиться на капитальный ремонт двигателя через 30-50 тыс. км. пробега.

По этой причине желательно знать, сколько в среднем способен выходить тот или иной двигатель, то есть когда агрегат нужно ремонтировать с учетом особенностей и практической эксплуатации. В этой статье мы поговорим о том, какой ресурс закладывают производители современных ДВС, а также сколько такие двигатели выхаживают у среднестатистического водителя.

Читайте в этой статье

Средний срок службы современных моторов

Начнем с того, что еще продолжает оставаться на слуху информация о сверхнадежных двигателях старых иномарок, для которых при должном обслуживании и уходе вполне реальной цифрой до капремонта была отметка в миллион километров.

С учетом ряда изменений в мировой политике, глобализации производства и постоянного ужесточения экологических норм, крупные зарубежные автопроизводители больше не стремятся разрабатывать и оснащать свои автомобили такими надежными двигателями (миллионниками и даже полумиллионниками).

Если же по какой-либо причине владелец не расстается с машиной и продолжает ее эксплуатировать, тогда источником дополнительной прибыли являются продажи запчастей. Другими словами, сокращать ресурс моторов и других узлов также выгодно в экономическом плане.

С учетом данной информации становится понятно, что для большинства современных иномарок усредненной цифрой ресурса ДВС можно считать отметку около 300-350 тыс. км. Что касается отечественного автопрома, показатель составляет около 150-200 тыс. км.

При этом важно понимать, что на ресурс двигателя огромное влияние также оказывает целый ряд индивидуальных условий. В одних случаях силовой агрегат может с легкостью пройти и 500-600 тыс., тогда как в других капремонт необходимо делать уже через 100 тыс.

При этом другие владельцы предпочитают лить самую дешевую смазку, меняя масло даже позже определенного регламентом интервала. Становится понятно, что ресурс силового агрегата сильно зависит не только от качества изготовления мотора, но и от самого водителя.

Также важно понимать, что современный двигатель стал мощнее и одновременно экономичнее своих предшественников. Это значит, что силовой агрегат форсируют всеми доступными способами (турбонаддув, изменение фаз газораспределения и т.п.) при этом рабочий объем не увеличивается.

Параллельно с этим снизился вес силового агрегата, более прочные материалы (например, чугун) уступили место облегченным алюминиевым сплавам, на поверхности стали наносится особые покрытия (Никасил, Алюсил и т.д).

Другими словами, с небольшого по объему агрегата сегодня снимается максимум мощности и крутящего момента. Вполне очевидно, что такой ДВС постоянно испытывает большие нагрузки, причем даже в штатных режимах. Если сравнить двигатели нового поколения со старыми моторами с большим рабочим объемом, предшественники потребляли больше топлива, однако были менее тепло и механически нагруженными, в их конструкции использовались проверенные временем прочные материалы, что и обеспечивало увеличенный ресурс.

Хотя сегодня технологии производства деталей и точность изготовления и сборки шагнули далеко вперед, общие мировые тенденции все равно подтолкнули авто производителей к выпуску так называемых «одноразовых» моторов, которые должны отработать заявленный гарантийный период (100-150 тыс. км. пробега), после чего еще пройти отрезок, который как раз и упирается в среднюю отметку около 300 тыс.

Отметим, что данное утверждение справедливо для атмосферных двигателей. Если говорить о турбированных версиях (особенно бензиновых ДВС), большая мощность при скромном рабочем объеме сокращает их ресурс как минимум на треть, то есть до 200 тысяч километров до ремонта. Что касается турбодизелей, средней отметкой для них можно считать показатель около 300-350 тыс. км.

Еще важно понимать, что дальнейший ремонт «одноразового» двигателя может быть даже не предусмотрен заводом-изготовителем (нет возможности расточить блок цилиндров, в каталогах запчастей отсутствуют ремонтные поршни, кольца и т.д). Конечно, в ряде случаев вопрос решается гильзовкой блока у квалифицированных специалистов, однако сумма восстановления агрегата получается довольно значительной.

Плучается, полностью и качественно отремонтировать современный двигатель с большим пробегом может оказаться экономически нецелесообразным решением, так как стоимость ремонта может дойти до 30-40% от общей стоимости всего подержанного авто.

Полезные советы

Итак, с учетом приведенной выше информации становится понятно, что атмосферный бензиновый мотор современной иномарки имеет средний ресурс около 300 тыс. км. При этом уход, грамотная эксплуатация и своевременное профессиональное обслуживание позволяет продлить жизнь двигателя до 400-450 тыс. км.

Исключением можно считать разве что маленькие форсированные ДВС. Например, трехцилиндровые агрегаты на компактных малолитражках с объемом около 1.0 литра служат, в среднем, 150-180 тыс. км. Дело в том, что такие моторы часто перекручивают, чтобы не отставать от потока и динамично поддерживать заданный темп.

Теперь давайте рассмотрим ресурсы двигателей иномарок, таблица наглядно иллюстрирует средние показатели срока службы двигателей на отечественных авто и машинах иностранного производства различных брендов.

Ваз 150-200 тыс.км.
Nissan/Mazda/Mitsubishi 250-500 тыс.км.
Toyota 350-550 тыс.км.
Hyundai/Kia 200-250 тыс.км.
Opel/ Chevrolet 200-300 тыс.км.
Peugeot/Renault 250-400 тыс.км.
Mercedes/BMW 300-600 тыс.км.
VW/Audi/Skoda 250-550 тыс.км.
Ford 300-500 тыс.км.

Также стоит отдельно упомянуть бренд Subaru. Оппозитные моторы этого производителя способны проходить, в среднем, 250-350 тыс. Также заслуживает внимания и роторный двигатель Mazda, который служит всего 50-100 тыс. км.

Напоследок хотелось бы отметить, что приведенные выше данные являются средним показателем. На практике часто можно встретить модели ВАЗ (например, 2110, Калина, Приора), пробег которых составляет 250 тыс. км. и двигатель не нуждается в ремонте.

Также наглядным примером являются как бюджетные модели Renault Logan, Chevrolet Aveo/Lacetti, ЗАЗ Lanos и Hyundai Accent/Solaris, так и более дорогие Mitsubishi Lancer, Mazda 3-6, BMW 3-5 серии, VW Polo/Golf или Toyota Corolla, где пробеги составляют по 250-350 тыс. км и двигатель работает без явных проблем.

Другими словами, простой двигатель будет дольше ходить до серьезного ремонта при грамотной эксплуатации по сравнению с высокотехнологичным форсированным атмосферным или турбированным силовым агрегатом. При выборе подержанного автомобиля данную особенность также необходимо обязательно учитывать.

Обороты и мотресурс двигателя. Недостатки езды на низких и высоких оборотах. На каком количестве оборотов мотора ездить лучше всего. Советы и рекомендации.

Список самых надежных бензиновых и дизельных моторов: 4-х цилиндровые силовые агрегаты, рядные 6-ти цилиндровые ДВС и V-образные силовые установки. Рейтинг.

Особенности эксплуатации и обслуживания двигателя внутреннего сгорания. Что нужно делать, чтобы двигатель проработал как можно дольше без ремнота.

От чего зависит моторесурс дизельного мотора. Плановый пробег дизеля до первого капитального ремонта. Как увеличить ресурс дизельного ДВС.

Что значит капремонт двигателя автомобиля, какие работы выполняются. От чего зависит ресурс двигателя до капремонта и как его увеличить. Полезные советы.

От чего зависит срок службы турбонагнетателя дизельного ДВС. Особенности и рекомендации касательно эксплуатации и ремонта турбин с изменяемой геометрией.

Какой ресурс у двигателя автомобиля? Какой ресурс у двигателя У каких авто самый большой ресурс двигателя.

Выбирая очередной автомобиль, многие интересуются комплектацией, системой мультимедиа, комфортом. Моторесурс двигателя — это также немаловажный параметр при выборе. Что это такое? Понятие в целом определяет время работы агрегата до первого в его жизни капитального ремонта. Зачастую цифра зависит от того, насколько быстро изнашивается Но так написано в справочниках и энциклопедиях.

Ресурс двигателя — что это?

Среди автолюбителей под этим понятием подразумевают время эффективной работы мотора.

То есть, когда агрегат стал потреблять больше топлива, снизилась мощность, появились различные стуки и другие посторонние звуки во время работы, двигатель стал потреблять больше масла, все это говорит о том, что моторесурс двигателя исчерпан, и ему в ближайшем будущем понадобится капитальный ремонт.

Чтобы мотор мог эффективно работать, от владельца требуется соблюдать правила эксплуатации. Гораздо проще заранее предотвратить возможные проблемы, чем потом их устранять в экстренном порядке.

Улучшить ресурс поможет качественное моторное масло и охлаждающая жидкость. Также следует следить за состоянием воздушных фильтров. Автомобиль должен регулярно проходить техническое обслуживание. Необходимо не допустить нестандартных режимов работы агрегата.

Дизельный двигатель

Приобретая хочется знать, какой моторесурс двигателя. Вообще, о дизелях говорят, что они имеют самое высокое количество моточасов до первого ремонта. Многие дизели входят в список «миллионников».

От чего зависит показатель?

На эту цифру очень сильное влияние оказывает объем камер сгорания.

И чем больше данный показатель, тем более положительно это сказывается на сроке службы. Немаловажную роль играет состояние цилиндров и поршней. Например, на целостность колец негативно влияют условиях использования. Нагар и пыль могут воздействовать на детали абразивно и таким образом разрушать их. Также быстро изнашивается и верхняя часть цилиндра — на нее давят газы и внутренние кольца, при этом смазка может быть недостаточной.

Естественно, определить моторесурс дизельного двигателя может только производитель. Разные автомобили и разные модели двигателей могут иметь разные показатели. Чем выше стоимость мотора, тем он качественнее. Также важно, для каких целей применяют машину. Если на авто участвуют в гонках, это одно дело, а если машина используется как семейный автомобиль — совсем другое.

Ресурсы бензиновых и дизельных моторов

Считается, что моторесурс дизельного двигателя более чем в 2 раза выше, чем тот же показатель у бензиновых агрегатов. Но на практике это не всегда является подтверждается. Естественно, что японский бензиновый агрегат прослужит дольше, чем аналогичный, но собранный в Поднебесной.

Но даже если рассмотреть равноценные машины с аналогичными двигателями, то дизельный силовой агрегат более ресурсный.

За счет чего на дизелях выше ресурс?

Все дело в том, что в качестве материалов для изготовления дизелей выбирают более прочные материалы. Так, изготовлен не из алюминия, а из чугуна. К тому же допуски прочности здесь значительно выше. Так же изготавливается и поршневая группа — каждая деталь имеет более высокие пределы прочности. И проработают такие двигатели гораздо дольше.

На дизельных авто число рабочих оборотов в 1,5 раза меньше, чем на бензиновых. Вместе с этим уменьшается и число ходов поршня и снижается его износ. Число оборотов поршневой группы и коленвала на дизеле составит от 1500 до 3000 об., тогда как на бензиновом данный показатель будет выше в два раза.

Как изменить ресурс дизеля?

Можно легко уменьшить или увеличить моторесурс двигателя, неважно, дизельный он или бензиновый. Цифра легко меняется при помощи От качества и свойства масла во многом зависит то, насколько долго и как эффективно будет работать мотор и весь автомобиль. Масло играет довольно серьезную роль.

Правильно выбрать смазочную жидкость весьма сложно. Каждый мотор используется в разных условиях.

Одни работают по д нагрузками, другие — в условиях высоких температур.

Снизить моторесурс можно при помощи температурных напряжений. Тепловые перегрузки влияют на работу мотора даже больше, чем давление. Зная это, можно поднять мощность при помощи наддува, сохранив при этом и температурный режим, и моторесурс.

Долговечность двигателей «Рено»

При выборе автомобилей этого производителя для многих покупателей решающим фактором считается их долговечность. По мнению европейских автовладельцев, моторесурс двигателя "Рено” составляет около 750 000 км. Это цифра — самая высокая среди всех показателей седанов B-класса. Естественно, эта цифра актуальна лишь тогда, когда за автомобилем пра

Какой ресурс у автомобильного двигателя

Одним из главных критериев отбора автомобилей, на которые российский потребитель обращает свое внимание, является ресурс мотора. Под этим понятием нужно понимать время эксплуатации, на протяжении которого силовой агрегат станет работать без сбоев, не требуя капитального ремонта.

Содержание статьи:

Моточасы

Когда на другой технике ресурс рассчитывается в моточасах, то на машинах личного пользования ресурс движка измеряется в километрах. Мы рассмотрим, какие ресурсы имеют моторы современных транспортных средств (как российского производства, так и иностранного).

Что такое моточасы

Как известно, первые авто отечественного изготовления (малолитражные ВАЗ) разрабатывались под стандарты своего времени.

Ресурс двигателей Ваз

На классических машинах ВАЗ ресурс мотора был ограничен 120 000 км. При этом во всех следующих модификациях ВАЗ использовался такой же движок, но с отдельными небольшими доработками. В итоге, ресурсоемкость силового агрегата увеличился до 160 000 км.

Такой показатель у автомобилей Лада 10-го семейства, а также у машин Приора и Калина.

Ресурс французских двигателей

Ресурс движков китайских производителей. Сегодня китайское автомобилестроение стремительно развивается. Солидная комплектация, современный дизайн, небольшая стоимость – все это привлекает потребителей.

Но ресурс китайских моторов не намного больше, чем у отечественных аналогов. В частности, средняя «продолжительность жизни» китайского двигателя равняется 250 000 км.

Французике двигатели

Часто на наших улицах можно увидеть и автотранспорт французского изготовления. В этом случае ресурс мотора достигает 300 000 км.

Приблизительно на таком же уровне находятся и машины корейских производителей, которых сейчас в России очень много. Согласно данным статистики, моторы корейских авто могут проработать (без капитального ремонта) приблизительно 350 000 км.

Итальянские моторы

Следующими в рейтинге находятся японские машины. Хотя японские авто и являются одними из наиболее надежных вариантов, но этой надежности хватает на 400 000 км пробега. При этом подобный показатель свойственен для авто разных классов и марок (Honda, Nissan, Toyota, Mitsubishi).

Очень большой ресурс имеют движки американского производителя. Все дело в том, что американцам нравится путешествовать на огромные расстояния, а для этого нужен выносливый автотранспорт. По приблизительным расчетам, американские моторы могут служить до 500 000 км.

Добиться таких замечательных результатов получилось за счет низкого уровня сжатия горючей смеси. Благодаря этому двигатель автомобиля может работать даже на не очень качественном топливе без каких-либо серьезных последствий.

Немецкие двигатели

Наиболее надежными являются движки немецкого изготовления. Их показатель колеблется от 450 000 км (для машин Фольксваген и Опель) до 600 000 км (для авто марки Ауди, БМВ и Мерседес).

Разумеется, все это приблизительные данные. Довольно часто ресурс мотора зависит не столько от величины пробега, сколько от самого качества бензина, от условий эксплуатации и от периодичности замены масла.

Износ двигателя

Например, в СССР некоторые автомобили Волга без капремонта проезжали около 450 000 км. Как правило, определяющим фактором, который влияет на ресурс автомобильного двигателя, считается качество горючего и запасных деталей. Кроме того, нужно учитывать и отношение водителя к своей машине. А количество километров пробега – это только упрощенная схема измерения, которую привыкли использовать автолюбители.

Видео по теме:

Как продлить работу двигателя автомобиля и увеличить ресурс ДВС

Хорошо известен тот факт, что ресурс двигателя у одного владельца может существенно отличаться как в большую, так и в меньшую сторону по сравнению с точно таким же силовым агрегатом у другого на аналогичной модели. Сразу отметим, обычно такая разница обусловлена несколькими основными причинами, о которых знает далеко не каждый водитель.

Как правило, водители эксплуатируют свой автомобиль в удобной и привычной манере, мало задумываясь о том, что некоторые распространенные ошибки и заблуждения могут достаточно быстро перерасти в необходимость капитального ремонта ДВС.

В этой статье мы поговорим о том, какие факторы оказывают наиболее серьезное влияние на ресурс мотора, а также что нужно делать автолюбителям для того, чтобы максимально продлить жизнь двигателя.

Читайте в этой статье

Обкатка нового двигателя или мотора после капитального ремонта

Чаще всего срок службы нового двигателя и качество его дальнейшей работы предопределяется самим водителем в период обкатки. Более всего это актуально по отношению к новым автомобилям.

Популярным мифом, который активно распространяют менеджеры в автосалонах, является то, что сегодня ДВС не нужно дополнительно обкатывать. Аргументом является то, что современные моторы сильно отличаются от разработок прошлого века, имеют высокое качество обработки, сборки, подгонки и настройки всех деталей и узлов. Более того, существует убеждение, что машину обкатали прямо на заводе.

Обращаем ваше внимание, если вы покупаете обычный гражданский автомобиль, а не спорткар вроде Ferrari, Nissan GTR, Bugatti Veyron или Lamborghini, тогда такую машину никто специально не обкатывал в заводских условиях. Максимум, на который можно рассчитывать, это так называемая «холодная обкатка».

Если просто, весь процесс представляет собой прокручивание ДВС без его запуска для притирки деталей и проверки силового агрегата. В ряде случаев на заводах даже такая процедура не производится для нового двигателя, сходящего с конвейера. С учетом вышесказанного становится понятно, что обкатывать автомобиль нужно, причем делает это сам владелец уже после покупки.

Не смотря на то, что качество изготовления и точность во время производства ДВС за последнее время сильно возросли, общий принцип работы поршневого двигателя не поменялся. Это значит, что детали все равно нуждаются в приработке. Притираются поршневые кольца, в цилиндрах постепенно набивается «зеркало» и т.д.

Конечно, можно не придерживаться режима обкатки и двигатель все равно выходит, как минимум, гарантийный период. Об этом хорошо знают вышеупомянутые менеджеры автосалонов, для которых намного выгоднее, чтобы после окончания гарантии вы снова пришли к ним за новым авто.

Еще важно помнить, что даже с самого начала эксплуатации даже новый, но при этом неправильно обкатанный мотор может несколько потерять в мощности и приемистости, расходовать больше масла и топлива и т.д.  Гарантийным случаем это не является, на начальном этапе заметить разницу можно будет только в сравнении с другим таким же авто.

Однако далее проблемы будут прогрессировать более интенсивно, так как скажется преждевременный износ ЦПГ, общий ресурс двигателя в итоге значительно сократится. Чтобы этого не произошло, обязательно нужно знать, как обкатывать новый автомобиль и двигатель или же восстановленный силовой агрегат после капремонта.

Правильный подбор и своевременная замена моторного масла

Грамотное обслуживание силового агрегата является одним из самых действенных способов для того, чтобы продлить работу двигателя и не испытывать серьезных проблем в процессе его эксплуатации. Под таким обслуживанием, прежде всего, следует понимать замену моторного масла и масляного фильтра.

  • Прежде всего, нужно начинать с правильного подбора смазочного материала. Масло должно быть качественным, соответствовать всем требованиям и рекомендациям производителя двигателя.

Параллельно при выборе стоит обратить внимание на сезонность, то есть использовать смазочный материал, вязкость которого по SAE соответствует реальным условиям эксплуатации. По этой причине в ряде случаев отдельно рекомендуется дополнительно корректировать смену масла с учетом сезона (так называемое летнее и зимнее масло).

Например, если лето в регионе очень жаркое, а зимы холодные, тогда в летний период заливается всесезонное масло с индексом вязкости  5W40 или 10W40, а с наступлением холодов осуществляется обязательный переход на 5W30.

К таким условиям относят следующие особенности:

  1. Если автомобиль преимущественно ездит по городу с малой скоростью и низкими оборотами.
  2. Для машины актуальны частые и короткие поездки.
  3. Двигатель, особенно зимой, не прогревается должным образом и не выходит на рабочие температуры.
  4. ТС долго стоит в пробках, мотор часто и много работает на ХХ;
  5. Регулярно буксируется прицеп, перевозятся грузы и т.д.

Как видно, если к этому добавить низкое качество топлива в СНГ, причем на это нет возможности повлиять, тогда можно смело заявить, что большинство автомобилей на наших дорогах эксплуатируются именно в тех условиях, которые производители считают тяжелыми.

По этой причине указанный в техническом руководстве по ремонту и эксплуатации интервал по замене масла каждые 10 или 15 тыс. км. или 12 месяцев (в зависимости от того, что наступит раньше) можно считать весьма усредненным показателем. На практике замену масла и фильтров оптимально производить каждые 8-9 тыс. км. для синтетических, 7-8 тыс. км. для гидрокрекинговых, 6-7 тыс. для полусинтетических и 4-5 тыс. для минеральных моторных масел.

Если нагрузки на агрегат постоянные и очень высокие, двигатель форсированный или оснащен турбонаддувом,  для таких ДВС вопрос замены масла и сокращения интервалов стоит еще более остро.

Также смазку обязательно меняют по сокращенному интервалу несколько раз тогда, когда возникли аварийные или любые другие причины, которые могут повлиять на срок службы самого моторного масла (например, тосол или горючее попадало в поддон, имеет место активное попадание газов из камеры сгорания в картер и т.д.). Сокращение интервала нужно для промывки системы смазки свежим моторным маслом.

  • Очень важно не только своевременно, но и правильно менять масло. Сливать отработку нужно только традиционным способом (горячее масло вытекает через сливное отверстие в поддоне, а не при помощи вакуумного отсоса через маслозаливную горловину во время экспресс-замен).

Заливать свежую смазку нужно строго по уровню, не допуская превышения или падения уровня масла в двигателе относительно рекомендуемой отметки. Помните, как высокий, так и низкий уровень масла негативно сказывается на ресурсе ДВС.

Еще за уровнем масла нужно постоянно следить, так как некоторые двигатели (даже будучи новыми) могут расходовать смазочную жидкость на угар в силу конструктивных особенностей. Такой расход не является неисправностью, однако обязывает водителя периодически проверять уровень в поддоне.

На многих моторах даже незначительное снижение уровня масла приводит к значительному повышению степени износа ДВС. Другими словами, если водитель не учитывает особенности своего двигателя, это обычно плохо сказывается на ресурсе агрегата.

Добавим, что если уровень понижается от замены до замены, тогда для поддержания нужного количества смазки следует иметь запас моторного масла на долив. При этом стоит учитывать, что запрещается смешивать масла как разных брендов, так и продукты одного производителя с разной масляной основой, вязкостью, допусками, пакетами присадок и т.д.

Корректная работа системы охлаждения, электронного управления и питания ДВС

От эффективности работы различных систем зависит не только стабильная работа самого ДВС, но и срок службы агрегата. Часто бывает так, что двигатель относительно нормально работает, при этом сбои возникают в системе топливоподачи, электронного управления или охлаждения. Некоторые водители попросту не замечают неполадок из-за отсутствия опыта, другие попросту игнорируют проблему и затягивают с диагностикой.

Нужно понимать, что любые отклонения от нормы являются поводом для незамедлительного визита на СТО. В противном случае даже мелкие неисправности могут в дальнейшем стать причиной более серьезных поломок.  Другими словами, игнорирование даже мелких проблем приводит к тому, что общий ресурс агрегата сокращается.

  • Например, проблемы в системе охлаждения часто заставляют двигатель перегреваться. При этом далеко не всегда перегрев должен быть критическим. Если значительный рост температуры сразу выведет ДВС из строя, то локальные перегревы обычно остаются незамеченными, однако также наносят силовому агрегату значительный ущерб.

Еще добавим, что в ряде случаев неправильно работающий термостат может привести к тому, что мотор постоянно остается холодным и не выходит на рабочую температуру. В такой ситуации ДВС работает далеко не в оптимальных условиях, зазоры увеличены, топливо сгорает неполноценно.

С учетом вышесказанного нужно своевременно менять тосол или антифриз, промывать систему охлаждения, следить за чистотой радиатора,  периодически проверять герметичность всех патрубков и соединений, убедиться в работоспособности вентилятора системы охлаждения, помпы и термостата.

Следует учитывать, что «сheck» во многих случаях не горит, однако некорректная работа определенных датчиков приводит к тому, что возникают проблемы со смесеобразованием. Работа мотора на обогащенной или слишком обедненной смеси негативно сказывается на ресурсе ДВС.

Еще одной причиной проблем со смесеобразованием может оказаться электронный «мозг» ЭБУ. Обычно контроллер сам по себе выходит из строя редко, чего не скажешь о случаях, когда осуществлялся чип-тюнинг, блок управления перепрошивался, производилась коррекция топливных карт и т.п.

  • Что касается системы питания, нужно отдельное внимание уделять инжекторным форсункам. Нарушение формы факела распыла в результате их загрязнения может привести к очень неприятным последствиям для двигателя.

Форсунки должны своевременно открываться и закрываться, не допускается их подтекание и перелив топлива. В противном случае двигатель может работать с перебоями, излишки горючего попадают в картер ДВС, разжижая моторное масло. В результате смазка теряет свои свойства, детали двигателя начинают усиленно изнашиваться.

Чтобы продлить ресурс силового агрегата, необходима периодическая чистка инжектора (форсунок), а также компьютерная диагностика двигателя автомобиля. Такой подход позволяет вовремя обнаружить отклонения в работе датчиков, избежать проблем со смесеобразованием, а также поддерживать форсунки в рабочем состоянии.

Быстрое определение и устранение неполадок

Появление любых посторонних звуков, стуков или вибраций во время работы двигателя является сигналом к тому, что в моторе или навесном оборудовании могут возникнуть неисправности. В одних случаях проблема решается заменой ремней, роликов, шкивов, опорных подушек ДВС и т.п. В других диагностика и ремонт нужны самому мотору.

При этом важно знать, что обрыв приводного ремня ГРМ или цепи ГРМ немедленно выведет из строя силовой агрегат. Дело в том, что при обрыве на многих ДВС гнет клапана, а также могут проявиться и другие последствия.

По этой причине необходимо менять ремень и ролики ГРМ строго по регламенту. Также в обслуживании, хотя и  реже, нуждается цепной привод. Специалисты рекомендуют производить профилактический осмотр ремней на предмет их повреждения или растяжения на каждом плановом ТО. Что касается замены, цепь ГРМ на некоторых моторах нужно менять к 100-150 тыс. км, а ремень ГРМ вместе с роликами обычно меняют каждые 50 тыс. км.

  • Еще добавим, что нормой для ответственного водителя является проверка уровня и состояние технических жидкостей не реже одного раза в неделю. В случае с ДВС обычно проверяется уровень масла, а также уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке.

Параллельно оценивается запах и вид смазки, а также ОЖ. Не допускается явное изменение цвета, появление пятен, вспенивание, эмульсия и т.п. Следует отметить, что появление незначительных или интенсивных утечек через патрубки, крышки, уплотнители, сальники или прокладки является поводом для прекращения эксплуатации ДВС и осмотра двигателя на станции техобслуживания.

Прогрев двигателя перед поездкой, оптимальный режим езды и правильный выбор передачи

Начнем с прогрева, так как этот вопрос порождает много споров. Прежде всего, водители с опытом, которые знакомы с карбюраторными авто, привыкли к тому, что такую машину перед поездкой нужно прогревать. Более того, прогрев был необходим в любое время года. Данная процедура всеми воспринималась как сама собой разумеющаяся по одной простой причине — пока двигатель не прогреется, нормально ехать попросту невозможно или крайне затруднительно.

С приходом инжектора на смену карбюраторному впрыску ситуация изменилась. В этой системе топливо равномерно подается в цилиндры, всеми процессами управляет ЭБУ, агрегат работает ровно независимо от температуры ДВС. Добавим, что после ужесточения экологических норм и стандартов в мануалах к современным автомобилям обычно указано, что греть двигатель на холостом ходу не нужно.

Другими словами, сразу после запуска рекомендуется начинать движение, а сам агрегат быстро нагреется уже во время езды. Отметим, что такие рекомендации, в большей степени, нужны для экономии топлива и в целях защиты окружающей среды.  Ресурс силового агрегата отодвинут на второй план. Если не вдаваться в подробности, детали ДВС состоят из металла и различных сплавов. Как известно, от нагрева металлы расширяются.

Не сложно догадаться, что инженеры проектируют двигатель так, что оптимальным режимом работы для мотора является его полный прогрев и выход на рабочие температуры. Только в таком режиме силовую установку можно нагружать, так как после прогрева в норму приходят зазоры, разжижается моторное масло и т.п.

Если же учесть, что одни детали внутри двигателя нагреваются быстрее, а другие подвержены нагреву несколько позже, тогда можно сделать один важный вывод – без предварительного прогрева увеличивать нагрузки на ДВС крайне нежелательно, особенно зимой.

Одновременно с этим нельзя допускать, чтобы силовой агрегат долго работал в режиме холостого хода, который также является тяжелым для мотора (низкое давление в системе смазки и т.п.). Получается, компромиссом является то, что предварительный прогрев на ХХ нужен, однако ждать полного выхода ДВС на рабочие температуры не стоит. После того, как стрелка указателя температуры ОЖ начала подниматься, можно начинать движение.

Однако до выхода на рабочую температуру не следует нагружать мотор, поднимать обороты выше 1/3 от максимальных (около 2-2.5 тыс. об/мин), двигаться на повышенных передачах, задействовать прием торможения двигателем, резко разгоняться и т.д. Езда до полного прогрева должна быть спокойной и плавной.

  • Теперь давайте поговорим об оборотах и выборе передачи на автомобилях с МКПП или в тех моделях, где АКПП позволяет водителю управлять трансмиссией в ручном режиме. Прежде всего, любой двигатель не «любит» крайностей, то есть слишком высоких или низких оборотов.

Если мотор постоянно крутить до отсечки или ближе к красной зоне, тогда нагрузки на все его узлы будут максимальными. Условного «здоровья» агрегату это не добавит. При этом на низких оборотах давление в системе смазки низкое, часто в этом случае водитель использует агрегат в режиме езды в натяг.

Такой режим означает, что автомобиль движется, например, в горку, на повышенной передаче и низких оборотах. Чтобы поддерживать заданный темп, водитель не переключает скорость на пониженную, а просто сильнее нажимает на педаль газа. В этот момент в ДВС возникает детонация, можно услышать стук «пальцев» и т.д.

Важно помнить, что указанная манера езды в натяг и на низких оборотах также очень сильно бьет по ресурсу ДВС. Чтобы увеличить срок службы любого мотора, оптимально держать стрелку тахометра в среднем диапазоне, своевременно переключаясь на нужную передачу в зависимости от дорожных условий, скорости движения, нагрузок на двигатель и других индивидуальных факторов.

 Отказ от использования присадок в масло или топливо

Сегодня можно встретить огромное количество присадок и добавок, производители которых обещают улучшить свойства смазки и топлива, промыть двигатель или топливную систему от загрязнений, защитить детали ДВС от износа и т.п. Также в отдельную группу можно отнести так называемые «ремонтные» составы, которые устраняют течи, возвращают прокладкам и уплотнителям эластичность, позволяют загерметизировать трещины и другие мелкие дефекты.

Как показывает практика, польза от использования таких решений весьма сомнительная, особенно если говорить о добавках в систему смазки двигателя для защиты деталей ДВС, промывочных маслах, промывках – «пятиминтуках» и других похожих жидкостях. Дело в том, что качественное моторное масло в своем составе уже содержит весь необходимый пакет присадок.

Необходимо учитывать, что любая добавка так или иначе изменяет свойства залитого смазочного материала. По этой причине использование «ремонтных» составов (например, чтобы устранить течь ОЖ из системы охлаждения или утечку масла через сальники) допускается только в экстренных аварийных случаях. Другими словами, подобные добавки можно использовать только для того, чтобы добраться до места ремонта своим ходом.

Если же есть такая возможность, машину лучше доставить на СТО при помощи эвакуатора или на буксире. Что касается различных присадок «нано», которые защищают детали мотора от износа, подобные продукты лучше не использовать.

Регулярная замена «расходников»

Для того чтобы силовой агрегат работал как можно дольше, стоит также упомянуть обязательную и своевременную замену так называемых расходных частей. К ним относят фильтры топлива, масла и воздуха, свечные провода и сами свечи зажигания, тормозные колодки и т.д.

Прежде всего, как атмосферному, так и турбодвигателю автомобиля нужен постоянный поток воздуха. Воздух является составным элементом топливно-воздушной смеси, которая сгорает в цилиндрах. Кроме этого, воздух обязательно должен быть чистым, то есть нельзя допустить, чтобы в мотор попадал мусор и мелкие механические частицы, так как внутри ДВС появятся дефекты.

Для решения задачи во впускной системе установлен воздушный фильтр. Если указанный фильтр загрязняется, тогда количество воздуха в смеси может уменьшиться, двигатель будет работать на обогащенной смеси, увеличится расход топлива, в цилиндрах образуется нагар и т.д.

Чтобы этого не происходило, воздушный фильтр нужно менять. Частота замены предусмотрена регламентом, однако всегда нужно делать поправку на степень загрязненности и запыленности воздуха в конкретном регионе, особенности эксплуатации ТС (например, частая езда по грунтовым дорогам, оффроадинг) стиль вождения и другие условия. Как правило, в СНГ водители меняют фильтр воздуха каждые 10 тыс. км.

  • Теперь перейдем к системе зажигания. Важным элементом указанной системы являются свечи зажигания. Свечи следует регулярно проверять и вовремя менять. При этом особое внимание нужно уделять вопросу подбора свечей.

Дело в том, что для разных двигателей производитель ДВС предусматривает использование того или иного типа. Они бывают обычными, с одним или несколькими электродами, отличаются по физическим размерам, калильному числу и ряду других параметров.

Если просто, свечи зажигания нужно точно подбирать под конкретный двигатель по специальным каталогам, которые предлагает производитель свечей. Ошибки в этом вопросе могут привести к нарушению процессов искрообразования и сгорания топлива в цилиндрах. Естественно, ресурс агрегата от езды на неподходящих свечах может сократиться.

Что касается высоковольтных силовых  проводов, обычно указанные элементы желательно менять каждые 20-30 тыс. км. Такой подход является залогом стабильной работы системы зажигания, мощной искры и, как следствие, эффективного воспламенения и полноценного сгорания смеси топлива и воздуха в цилиндрах.

Полезные советы

Как известно, любые проблемы в топливной системе приводят к нестабильной работе двигателя. Также определенный вред для ДВС несет мусор и примеси в горючем. Для предотвращения попадания различных загрязнений в системе установлено несколько топливных  фильтров (грубой и тонкой очистки).

В большинстве случаев указанные элементы хорошо справляются с функцией очистки, но так происходит не всегда. Если конкретнее, привычка ездить с практически пустым баком и выкатывать остатки топлива становится причиной сокращения ресурса мотора.

Дело в том, что на дне бензобака в процессе эксплуатации скапливается осадок и грязь, также может собираться конденсат.  За несколько лет такого мусора может накопиться достаточно много. Вполне очевидно, что во время езды с пустым баком мусор активно попадает в топливные фильтры и забивает их. Более того, некоторые загрязнения проходят через фильтрующий элемент и проникают в камеру сгорания, формируя отложения внутри ДВС.

Чтобы этого не происходило, нужно всегда держать уровень топлива не менее половины бака.  Это позволит  сохранить бензонасос и продлить срок службы фильтров, в холодную погоду уменьшится количество конденсата, а также снижаются риски попадания нежелательных примесей из бензобака в мотор.

Что в итоге

Если учесть все аспекты, которые мы рассмотрели, двигатель автомобиля вполне можно сравнить с живым человеческим организмом. Он точно так же нуждается в «здоровом» питании и чистом воздухе, который должен поступать в «легкие» мотора в полном объеме.

Рекомендуем также прочитать статью о том, как часто нужно менять свечи зажигания. Из этой статьи вы узнаете о том, когда рекомендуется осуществлять замену свечей зажигания и почему указанные элементы нужно обязательно менять по истечении определенного срока.

Также для двигателя не допускаются отклонения от нормальной температуры, агрегат нужно поддерживать в чистоте, регулярно проводить профилактические осмотры, грамотно и быстро «лечить» болезни  и т.д.  Еще на срок службы  ДВС сильно влияет степень нагрузки на мотор, очень многое зависит от самого водителя и его манеры езды.

Напоследок еще раз отметим, что своевременная замена моторного масла и «расходников», промывка инжектора, а также периодическое проведение компьютерной диагностики являются теми самыми секретами долгой и беспроблемной жизни мотора.

При этом важно уметь не только обнаружить, но и быстро устранить любые мелкие поломки, что позволяет избежать дальнейшего развития проблемы. Помните, только эффективное сочетание качественного обслуживания и профессионального устранения мелких неисправностей позволяет двигателю с легкостью пройти не одну сотню тысяч километров до серьезного или капитального ремонта.

Читайте также

Моторесурс двигателя - от чего зависит и как его увеличить?

Моторесурс дизельного двигателя

Любой водитель, приобретая автомобиль, работающий на дизельном топливе, должен узнать, какой моторесурс у дизельного двигателя – от чего он зависит? Под этой фразой в дизельном моторе понимается время, которое мотор должен отработать, пока не наступит пора первого капитального ремонта. Сегодня вы узнаете, от чего зависит этот параметр и насколько сильно он отличается от ресурса бензинного двигателя. Кроме того, мы расскажем вам о том, как увеличить ресурс данного типа мотора.

Какие факторы влияют на ресурс дизельного мотора?

В первую очередь, на срок службы данного мотора большое влияние оказывает его объем. Под рабочим объемом понимается сумма объемов всех цилиндров, в пределах которых происходит сжигание топливовоздушной смеси. Чем больше объем двигателя, тем больше времени сможет он сможет отработать без оперативного вмешательства, связанного с заменой изношенных частей силового агрегата.

Кроме того, на срок службы двигателя огромное влияние может оказывать и состояние кривошипно-шатунного механизма. Ведь попавшая вместе с воздухом пыль может осесть на поверхности трущихся деталей и вызвать появление микроскопических царапин, которые негативно сказываются на смазке, что приводит к увеличению температуры и ускоренному износу поршневых колец стенок цилиндров.

Естественно, информация о сроке службы двигателя должна быть тщательно проверенна заводом-изготовителем. Ведь различные двигатели и модели автомобилей совершенно по-разному воспринимают определенные нагрузки, а значит и рассчитаны на определенное количество часов работы. Так, например, износ двигателя, автомобиль которого принимает участие в соревнования, происходит очень быстро. Но данной проблемой не должен располагать мотор, который установлен на обычном семейном автомобиле, предназначенном для тихой и размеренной езды.

В целом, ресурс мотора будет зависеть от степени износа таких деталей, как шейки коленчатого вала или же от состояния стенок цилиндров и степени «усталости» шатунов.

Разница сроков службы дизельного и бензинового мотора

Изначально дизельный мотор подразумевает большую мощность и нагрузки, что непременно должно подкрепляться и повышенным сроком службы силовой установки. Многие дизельные двигатели и по сей день дают пору множеству современных агрегатов, работающих на бензине. Тем не менее, такое случается не всегда, так как производителей как дизельных, так и бензиновых моторов очень много. Ведь если сравнивать дорогой бензиновый мотор, изготовленный в Японии с китайским аналогом знаменитого дизельного двигателя, то конечно, этот «бой» будет далеко не в пользу дизеля. Тем не менее, дизельный мотор принято считать одним из самых долговечных.

Блок цилиндров дизельного двигателя

Главным секретом любого дизельного мотора можно считать блок цилиндров. Прежде всего, они изготовлены из специального чугуна, имеющего высокий запас прочности и большое сопротивление широким скачкам температуры. Современные бензиновые моторы изготавливают из алюминия для снижения веса, но на высоких оборотах такой мотор перегревается, что приводит к естественной деформации цилиндров,

Кроме того, это касается не только блока. Ведь все части дизельного мотора изготавливаются именно из чугуна, что в корне объясняет его долговечную и надежную работу.

Последним отличием можно назвать число оборотов. Ведь бензиновый мотор работает в полтора раза быстрее, что ускоряет износ поршневой группы, а, следовательно, приводит к износу всего мотора в целом. Дизельные же двигатели имеют всего 2000 рабочих оборотов в минуту, а значит, малый ход поршня и его замедленный износ.

Как можно повлиять на срок службы дизельного двигателя?

Как вы уже догадались, ресурс двигателя зависит не только от материала его изготовления и технических проекционных характеристик, но и от самого водителя, а точнее, от правильности обслуживания силовой установки.

Прежде всего, водитель должен применять для смазки только качественное масло, прошедшее специальную проверку и допущенное для эксплуатации на заданном типе двигателя. Ведь система смазки – это «кровь» любого мотора и от ее содержимого зависит его жизнь.

Масло для дизельного мотора необходимо подбирать с учетом прилагаемых нагрузок. Если предполагается использовать двигатель в условиях, приближенных к экстремальным, то рекомендуется заливать масло только с высоким коэффициентом вязкости, чтобы избежать его разжижения при повышениях температуры. Тип и марку масла можно также узнать, прочитав технический паспорт на силовой агрегат. В нем указаны все характеристики масел, применяемые на моторе при различных условиях.

Опытные водители знают, что дизельный мотор очень чувствителен к резкому увеличению температуры. Данное явление имеет более серьезное влияние, нежели качество заливаемого масла. Чтобы избежать перегревов и увеличить мощность мотора, можно установить турбо компрессор, соединенный с интеркуллером, который поможет поддержать двигателю нужный ему температурный режим.

Вот, пожалуй, и все, что необходимо знать о сроке службы дизельного двигателя. Как видите, плата за мощный и надежный мотор немалая, ведь вам придется заранее запасаться дорогостоящими запчастями и автомобильной химией, способной избавить вас от лишних трат и сохранить жизнь мотора, даже если туда залетели довольно крупные частицы пыли. 

Author:

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о