Климат однозонный: что это значит в машине и чем отличается

Содержание

что это значит в машине и чем отличается

Климат контроль 1 зонный — система кондиционирования, управляемая вручную или работать автоматически, обеспечивающая единый температурный режим в салоне. В отличие от более сложных устройств с несколькими зонами, система распределяет охлажденный воздух по всему периметру авто и не подразумевает создание индивидуального микроклимата в разных участках. Ниже рассмотрим, что это такое, в чем отличия, по какому принципу работает, и какие плюсы / минусы.

Что такое 1 зонный климат контроль

Многие автовладельцы не понимают особенности однозонного климат контроля, что это такое в машине, делают покупку, а потом разочаровываются. На практике 1-зонная система — вариант, когда смонтированная система охватывает весь салон автомобиля без возможности настройки режимов для зоны водителя, переднего и задних пассажиров. Иными словами, люди в салоне вынуждены искать компромиссный вариант, при которой всем будет комфортно.

Чем отличается

Рассматривая, что значит климат контроль 1 зонный, необходимо понимать его отличия от других систем. Как уже отмечалось, это простейшая система, ориентированная на создание одинаковой температуры во всех точках солона. Для сравнения 2-х, 3-х, 4-х зонные устройства позволяют создавать индивидуальный микроклимат в разных точках. К примеру, возле водителя будет одна температура, возле переднего пассажира — другая, у людей сзади — третья и т. д.

С учетом сказанного легко подвести итог, чем отличается климат контроль однозонный от двухзонного. Первый обеспечивает единый микроклимат внутри авто, а второй позволяет настроить две разные зоны с индивидуальной температурой. К примеру, возле водителя и переднего пассажира может быть 20 градусов Цельсия, а сзади, где сидят дети — 23 градуса.

Разница однозонного и двухзонного климат контроля состоит и в конструктивных особенностях. Вторая система сложнее, ведь в ее функции входит создание индивидуальных температурных режимов для разных участков. На этом вопросе мы подробнее остановимся ниже.

Принцип работы

При рассмотрении, что такое однозонный климат контроль в автомобиле, стоит отметить его упрощенную конструкцию. В состав устройства входит:

  • печка-отопитель;
  • испаритель;
  • температурная заслонка;
  • вентилятор;
  • заслонки зон обдува;
  • дефлекторы на передней панели.

При этом разница однозонного и двухзонного климат может быть существенной с позиции конструкции. Во втором случае в устройство входит контур хладагента, вентилятор, испаритель, теплообменник, конденсатор и ряд других элементов. Более сложным является и электронное управление, ведь 2 зонный климат контроль настраивается для разных участков.

1 зонный климат контроль может работать в двух вариантах:

  1. Ручной режим. В таком случае водитель самостоятельно управляет уровнем охлаждения / обогрева и выставляет необходимую температуру на специальном устройстве. Если в машине слишком большая / низкая температура, такой вариант позволяет быстрей решить вопрос.
  2. Автоматический. Здесь однозонный климат контроль автоматически меняет температуру с учетом показаний, которые получены от датчика. Водителю достаточно просто включить климат контроль, и он самостоятельно охлаждает 1 зонный участок. Многие автовладельцы не пользуются этим вариантом из-за высокой шумности сразу после включения. Это логично, ведь девайсу необходимо быстрее создать комфортную температуру, а уже после переходить к обычному режиму. В дальнейшем 1 зонный помощник просто поддерживает установленное значение.

В дальнейшем водитель или передний пассажир может увеличивать / повышать градусы, а система «подхватывает» задание и выполняет его путем активизации вентилятора и подачи холодного / теплого воздуха.

Одна из особенностей 1 зонного оборудования — возможность установки режима замкнутой циркуляции. Последний позволяет забирать воздух не с улицы, а с салона машины для более быстрого охлаждения / прогрева салона. При необходимости можно выставить забор потока с улицы.

Стоит отметить, что при включении автоматического режима температуры спереди и сзади будут разными из-за удаленности пассажирской части от дефлекторов. В таком случае водителю и пассажирам придется согласовывать комфортный режим и не рассчитывать на зонный принцип. Для более точной настройки нужно перейти на ручное управление.

Принцип работы климат контроля 1 зоны очень прост. Воздух с улицы попадает в испаритель, где он охлаждается и сушится. После этого он может попасть в печку для нагрева. Решение об охлаждении / нагреве принимается с учетом ряда датчиков:

  • температуры внутри и снаружи машины;
  • давления системы кондиционирования;
  • определения уровня свечения солнца и т. д.

Блок управления, контролирующий работу 1 зонного устройства, принимает сигналы от датчиков, а на их базе принимает решение о необходимости изменения показателей. К примеру, если на улице и в салоне холодает, к работе подключается отопитель, а при жаркой погоде, наоборот, все усилия направлены на охлаждение.

Плюсы и минусы

При рассмотрении климат контроля 1 зоны стоит выделить его преимущества и недостатки. К плюсам стоит отнести:

  1. Обеспечение комфортных условий для водителя и пассажира.
  2. Наличие ручного и автоматического режима, что позволяет самому задавать нужную температуру или позволять система самостоятельно регулировать необходимые параметры.
  3. Простой интерфейс, что позволяет разобраться в работе 1 зонного устройства даже новичку.

Минусы:

  • Невозможность настройки индивидуальной температуры для разных зон автомобиля.
  • Увеличение стоимости машины.
  • Повышение расхода топлива.
  • Необходимость обращения на СТО для ремонта.

Теперь вы знаете, что такое климат контроль 1 зонный, и в чем его отличие от более сложных устройств. Простыми словами, это упрощенная версия климатической системы, в которой не предусмотрено создание индивидуальной температуры для двух и более участков в салоне. Но для многих автовладельцев такая опция и не нужна, поэтому они довольствуются имеющимся вариантом.

В комментариях поделитесь, какой у вас вариант исполнения в авто и хотелось бы иметь 2-х или 3-х зонный климат контроль.

Климат-контроль в автомобиле — принцип работы. Правильное обслуживание и неисправности микроклимата

В нашей статье мы подробно разобреремся, в вопросе: климат-контроль автомобиля — что это такое и как им пользоваться.

Содержание:

  1. Что такое климат-контроль
  2. Типы КК
  3. Устройство системы
  4. Как использовать климат контроль
  5. Установка КК
  6. Не работает климат-контроль
  7. Профилактика неисправности

Климат-контроль не просто охлаждает или согревает воздух в салоне, а поддерживает заданные параметры температуры.

Кроме более простой однозонной системы, есть более продвинутые многозонные, позволяющие устанавливать комфортные условия для водителя и пассажиров по их желанию.

Что такое климат-контроль

Климат-контроль – это система, в которую входят кондиционер, отопитель, воздушный фильтр, также датчики температуры и уровня влажности.

За согласованную работу всех частей отвечает блок управления, представляющий собой специализированный мини-компьютер.

Схема узлов климат контроля.

Задача климат-контроля (КК) – поддержание установленного микроклимата в салоне машины вне зависимости от колебаний температуры снаружи.

Работа климат-контроля основана на получении электронным управляющим блоком (ЭУБ) сигналов с датчиков, находящихся в разных частях салона.

Сообразуясь с полученной информацией, головной блок изменяет интенсивность работы отопителя или кондиционера.

В сущности идея КК схожа с бытовыми сплит-системами, которые также поддерживают оптимальный уровень температуры в помещении. Только для автомобиля система климат-контроля сложнее из-за того, что работает она в более сложных условиях.

Кроме охлаждения или согревания воздуха в салоне, КК отвечает за его очистку и осушение. Благодаря этой функции стекла меньше запотевают.

В наиболее совершенных моделях учитывается влияние солнечных лучей на температуру в салоне с помощью датчика ультрафиолетового излучения. Есть также модели, в которых включена функция ионизации воздуха.

Система климат-контроля придет на помощь в случае сильного смога – при значительной концентрации загрязнений в воздухе снаружи, КК переходит на рециркуляцию воздуха в салоне, отсекая поступление извне загрязненного воздуха.

Такая функция особенно полезна при нахождении автомобиля в плотной пробке, когда из-за отсутствия ветра концентрация выхлопных газов очень сильно повышается.

Типы КК

В первую очередь системы климат-контроля отличаются по зональности. Различают КК с количеством зон от 1 до 4.

Подача воздуха в многозонной системе климат-контроля.

Самый простой тип КК – однозонный. Он контролирует температуру воздуха в передней части салона – на местах водителя и переднего пассажира. Заднее сидение остается вне контроля.

Двухзонный – это улучшенный вариант однозонного. Он также контролирует только переднюю части салона, но делит пространство на 2 части – водительское и переднего пассажира, которые могут установить для себя разные показатели температуры.

КК с тремя и четырьмя зонами более комфортны для пассажиров, так как включают в систему заднее сидение. В первом случае в отдельную зону выделяют все заднее сидение, в последнем – делят его также на 2 части.

Четырехзонная система считается самой продвинутой и комфортной.

Климат-контроль совершеннее простого автокондиционера и имеет от него ряд отличий. Функции кондиционера – охлаждение и осушение воздуха.

Обратной связи он не имеет, поэтому водитель сам регулирует подаваемый воздух, устанавливая его холоднее или теплее. У КК обратная связь есть.

Это значит, что он сам удерживает температуру в постоянных границах.

При этом подача воздуха разделяется на разные потоки, позволяя по-разному строить схему обогрева.

Например, можно подать теплый воздух на ноги. В этом случае можно быстро согреться, но голова останется ясной и не потянет в сон.

У многозонный систем климат-контроля значительно больше режимов работы, чем у однозонных.

Устройство системы

Система климат-контроля состоит из целого ряда устройств. Она более сложная, чем у автокондиционера.

Среди основных частей КК нужно отметить следующие:

Электронный блок управления. Важнейшая часть, которая отвечает за нормальное функционирование всей системы.

Делится на контроллер, в который вшиты программы управления и систему ввода информации. Регуляторы могут использоваться механические или электрические.

Сейчас, как правило, используются электрические. Современные блоки управления представляют собой специализированный мини-компьютер.

Команды в них вводят цифровыми методами. Для этого используется встроенная в блок клавиатура или пульт дистанционного управления.

На основе полученных команд контроллер строит работу других частей системы кондиционирования: регулирует скорость обдува, интенсивность работы кондиционера или отопителя, изменяет положение заслонок.

Датчики. Без датчиков невозможна нормальная работа климат-контроля. Делятся они на внутренние и внешние.

Первые устанавливаются в салоне автомобиля и сигнализируют блоку управления о величине температуры в определенной зоне контроля.

Для того, чтобы информация была более актуальна, внутрисалонные датчики имеют принудительный обдув.

Внешние датчики нужны для того, чтобы контролировать температуру на улице. Это нужно для нормальной работы кондиционера и отопителя.

Благодаря им блок управления сразу понимает с какой интенсивностью нужно включить устройства. Кроме того, эти датчики проверяют качество воздуха, сигнализируя о критическом повышении уровня загрязняющих веществ, что позволяет КК автоматически переходить на внутрисалонную циркуляцию воздуха.

Исполнительные устройства. К этой группе механизмов относятся самые различные узлы. В них включают кондиционер и отопитель, вентиляторы, заслонки и их приводы, воздушные фильтры, осушитель, дефлекторы, воздуховоды и другие детали.

Схема узлов многозонного климат-контроля.

Для пользования автомобилем хорошо разбираться в системе климат-контроля ни к чему. Лучше, если обслуживанием КК будут заниматься специалисты.

От водителя требуется уметь настраивать параметров системы, знать обозначения на блоке управления.

Важно не игнорировать рекомендуемые профилактические мероприятия, которые позволят поддерживать систему в работоспособном состоянии длительное время.

В противном случае придется траться на ремонт, который стоит обычно не дешево.

Как использовать климат контроль

Управление системами климат-контроля часто значительно различается в зависимости от марки и модели автомобиля.

Тем не мнее, разобраться в настройках не так сложно, так как большинство используемых обозначений стандартизировано или интуитивно понятно.

Для включения климат-контроля используется кнопка, обозначенная надписью ON/OFF или рисунком с разорванной окружностью.

Это общепринятые символы, которые применяются и на других бытовых устройствах.

Чтобы включить кондиционер, найдите кнопку с литерами А/С. Для установки конкретной температуре в салоне или же в определенной зоне служит вращающийся верньер или же две кнопки, нажатие одной из них увеличивает температуру на определенное значение, вторая уменьшает ее с таким же шагом.

Чаще всего регулировка происходит с шагом 0,5°С, но в некоторых моделях бывают другие настройки.

Учтите, в многозонных системах КК температура настраивается индивидуально, но в целом разброс значений не очень большой.

Нельзя сделать так, что на одного человека будет дуть холодный воздух, а на другого теплый.

Максимальный разрыв значений между зонами не превышает 4-5°С.

Для автоматического поддержания заданных параметров нужно нажать на кнопку AUTO.

Также на блоке управления климат-контролем имеется ряд кнопок, на которых обозначен вид поступления воздуха.

Например, обдув только ног, головы и ног, или поступление потока на лобовое стекло. Кнопок режима бывает не меньше трех на простых моделях и больше.

Несмотря на разное исполнение панели блока управления, примерно настройка на всех моделях кондиционирования выполняется примерно одинаково.

Однако иногда встречаются определенные нюансы, поэтому лучше всего хотя бы бегло просмотреть мануал к автомобилю по части регулировок.

Это избавит вас от необходимости разбираться системе методом тыка, раздражаясь по пустякам.

Еще лучше просмотреть инструкцию по работе с системой климат-контроля – она обязательно прилагается к машине.

Один из вариантов панели управления климат-контролем в автомобиле.

Если автомобиль сильно нагрелся за время стоянки, то чтобы он быстрее охладился, включите пониженную передачу, подняв повыше обороты двигателя.

Дело в том, что КК более эффективно функционирует, когда мотор автомобиля работает на повышенных оборотах. После того, как температура опустится, можно будет перейти в оптимальный режим движения.

Чтобы система кондиционирования работала без поломок и сбоев, каждый год хотя бы один раз проверяйте герметичность системы циркуляции хладагента.

Если его количества недостаточно, то необходимо его дозаправить.

Самому делать это не рекомендуется, так как в систему при кустарной дозаправке может попасть грязь и влага. Лучше сделайте обслуживание в специализированном сервисе ТО. Одновременно желательно провести диагностику блока управления на специальном стенде.

Чтобы система кондиционирования работала без сбоев, рекомендуется включать ее не менее чем через 1 минуту после начала работы двигателя.

При выключении климатической остановки нужно поступать наоборот – выключать ее первой, а потом, не ранее чем через минуту – глушить двигатель.

И еще один совет. Чтобы не повредить здоровью, не увлекайтесь чересчур высоким охлаждением воздуха. Врачи не советуют устанавливать температуру в салоне по сравнению с ее показателем на улице менее, чем на 10°C.

Установка КК

Климат-контроль значительно повышает комфорт использования автомобиля, поэтому некоторые владельцы машин, не оборудованных такой опцией, решают ее установить самостоятельно.

Однако поставить КК можно не на все модели. Система КК требует значительного пространства под торпедой и в самом салоне, чтобы можно было поставить дополнительные воздуховоды, проводку, сервоприводы.

Также потребуется установить приборную панель блока управления, печка также потребует замены. В любом случае работа потребуется достаточно сложная и хлопотная.

При установке системы потребуется целый ряд устройств и узлов от аналогичной модели автомобиля, оснащенной климат-контролем:

  1. Электропроводка, рассчитанная на подключение дополнительных устройств.
  2. Отопитель с рабочими сервоприводами.
  3. Блок управления.
  4. Датчик вентилятора с креплением.
  5. Вентилятор.
  6. 2 датчика температуры для управления печкой.
  7. 2 датчика температуры для центральных воздуховодов.
  8. Датчик УФ-излучения (нужен не всегда).

Торпеду, скорее всего, придется доработать, чтобы можно было аккуратно вставить панель управления для блока управления.

Вообще, лучше, если все эти работы сделали специалисты, потому что зачастую любители склонны переоценивать уровень своего мастерства.

Не работает климат-контроль

Как любая другая сложная система устройство климат-контроля может выйти из строя или дать сбой. Диагностику ее вполне возможно провести самостоятельно.

Сразу нужно учитывать, что на разных моделях автомобилей присутствуют свои нюансы, поэтому перед диагностикой нужно проштудировать соответствующий мануал.

Для примера приведем алгоритм проведения проверки для автомобиля Nissan Tiida.

1. Включаем зажигание автомобиля. На панели управления КК нажимаем кнопку OFF, чтобы система перешла в режим самодиагностики.

В этом режиме загорятся все кнопки, а на экране включатся все индикаторы. Проверьте, все ли элементы подсвечены.

2. Проверяем цепи температурных датчиков на отсутствие обрывов. С помощью регулятора повышаем температуру на 1 шаг (обычно 0,5 градуса).

На экране появится цифра 2. Блок управления в это время проверяет цепи на целостность. Если через несколько секунд 2 сменится на 20 – все в порядке.

Если высветится иное число, то значит, что система показывает код ошибки. Что он обозначает нужно смотреть в мануале.

3. Проверяем работу смесителей заслонок, а также заслонки обдува. Еще на 1 шаг повышаем температуру воздуха. На дисплее высвечивается 3.

Блок управления проведет самодиагностику и покажет число 30, если все в порядке. Иначе также нужно будет смотреть, что значит код ошибки.

4. Проверяем на исправность приводы всех заслонок. Опять повышаем на 1 шаг значение температуры. Всего заслонок 6 штук.

Переключиться между ними можно при помощи нажатия кнопок режимов обдува. Каждая заслонка подключается поочередно и проверку можно провести, просто приблизив к решетке подачи воздуха руку. Так можно определить – поступает воздух или нет.

5. Проверяем датчики – правильно ли они отображают температуру. Повышаем еще на 1 шаг показатель, так чтобы на мониторе зажглось 5.

Сначала нужно проверить наружный датчик. Для этого включаем режим обдува воздухом лобового окна. Экран покажет температуру снаружи автомобиля.

Еще раз нажмите кнопку и на дисплее появится значение температуры, установившейся в салоне (от внутреннего датчика). Третье нажатие кнопки переключит показатель на датчик засасываемого воздуха.

6. Настройка значений датчиков. С помощью этой функции можно настроить показатели в пределах 3 градусов в обе стороны: плюс или минус текущего показателя.

Применяется при небольшом расхождении информации с датчика и истиной температуры. Выставляем опять режим диагностики в значение 5.

Затем увеличьте на 1 положение его с помощью поворота ручки скорости вентилятора. На экране покажет 0. Это значит, что датчик не откорректирован.

Вращением ручки вправо или влево установите нужное значение в пределах от – 3 до +3. Это позволит отрегулировать сигнал от датчика без его замены.

Не забывайте. что процедура диагностики у разных машин отличается, поэтому нужно внимательно прочесть раздел по самодиагностике климат-контроля непосредственно для вашей модели автомобиля.

Профилактика неисправности

Бесперебойность системы климат-контроля, как и любого другого узла автомобиля, достигается при помощи периодической профилактики и обслуживания.

Наиболее уязвимые части системы: кондиционер. Не менее 1 раза в год нужно проверять его на утечки фреона.

Давление хладагента не должно быть ниже минимального значения. При необходимости фреон нужно заправлять.

Также регулярной замены требует фильтр воздуха в салоне. Это нужно делать тем чаще, чем интенсивнее вы пользуетесь климат-контролем.

Забившийся фильтр становится благоприятным местом для размножения болезнетворных микроорганизмов и может приводить к простудным и другим легочным заболеваниям. Кроме того забившийся фильтр снижает эффективность работы системы, задерживая воздух.

Радиатор кондиционера склонен забиваться пылью, насекомыми. Его нужно чистить, продувая сжатым воздухом и мыть водой. Но делать это нужно осторожно, так как пластины радиатора очень тонкие и их легко согнуть.

Система кондиционирования благоприятна не только для человека, но и для микроорганизмов, среди которых могут быть и болезнетворные.

Поэтому салон нужно время от времени чистить от пыли и грязи, мыть полы и обивку сидений и стенок. Для уничтожения бактерий и микробов отлично подходят парогенераторы, специальные аэрозоли, другие очищающие средства.

Преимущества и недостатки

Идеальной техники нет, любая имеет не только преимущества, но и недостатки. Система климат-контроля не исключение.

Плюсы климат-контроля:

  1. Автоматизация работы, не требующая внимания водителя.
  2. Повышенный комфорт нахождения в салоне, особенно в случае многозонных моделей.
  3. Большое количество настроек.
  4. Простота использования.
  5. Понятный, легкий в освоении интерфейс устройства.

Минусы климат-контроля:

  1. Значительная стоимость, что оборачивается увеличением цены на автомобиль.
  2. Повышенные затраты на обслуживание и ремонт.
  3. Увеличенные затраты на работу, что оборачивается перерасходом горючего.

Но все недостатки перекрываются увеличением комфорта, поэтому все больше автомобилей сейчас оборудуются системой КК, причем эта опция часто является штатной даже на легковых машинах эконом-класса.

Заключение

Климат-контроль, в отличие от обычной системы кондиционирования, имеет обратную связь с помощью многочисленных датчиков.

Это позволяет системе работать без участия человека, автоматически поддерживая заданные параметры, корректируя все системы по мере необходимости.

Управление системой КК очень простое, интуитивно понятно и не требует больших усилий для освоения. Однако, устройство достаточно сложное, поэтому для бесперебойной эксплуатации она требует периодической и регулярной проверки и профилактического обслуживания.

Хотя диагностировать большинство неисправностей и сбоев можно самостоятельно, ремонтом лучше самому не заниматься, а доверить это дело специалистам на станции техобслуживания.

Однозонные и многозонные системы ОВКВ