Как влияет износ щеток на работу генератора – Как Снять, Проверить Износ и Длину, Отремонтировать Или Заменить Если Стерлись и Установить, Подключение не Снимая Генератор

Содержание

Признаки неисправности щеток генератора

Знание основных признаков неисправности генератора может помочь вовремя произвести ремонт, предотвратив внезапное загорание лампочки АКБ в пути. Рассмотрим все поломки, которые могут произойти с автомобильной генераторной установкой.

Перед прочтением материала рекомендуем ознакомиться с принципом работы генератора. Знания помогут вам лучше понять причину поломки и вовремя отследить характер ее проявления.

Основной признак неисправности

Водитель получает уведомление о неисправности генератора только в том случае, если уровень зарядки падает ниже напряжения аккумуляторной батареи. На приборной панели загорается контрольная лампа отсутствия зарядки АКБ. Опасность ситуации в том, что бортовая сеть автомобиля питается от аккумулятора, который имеет ограниченный и, в случае неисправности генератора, невосполнимый запас емкость.

Посторонние шумы

Уличить генератор в создании посторонних шумов при работе двигателя очень просто – достаточно скинуть ремень, вращающий шкив генератора. Если шумы исчезли, значит, источник был определен правильно. Возможные неисправности и их характерные симптомы:

  • свист (возможно, только на холодную) – проскальзывание ремня генератора. Устранить писк в большинстве случаев можно правильной натяжкой ремня. Иногда причина писка в попадании на ремень технических жидкостей, несоосности шкивов либо чрезмерной натяжке;
  • металлический скрип, шум – трение на сухую деталей подшипника генератора. Игнорирование признаков изношенного подшипника может привести к его заклиниванию и обрыву сервисного ремня. Устраняется неисправность установкой нового подшипника;
  • шум, граничащий с трескотом – неисправность обгонной муфты. Инерционный шкив предназначен для гашения ударных нагрузок и продления срока службы ремня генератора. Как показывает практика, неисправная обгонная муфта очень быстро приводит к обрыву ремня генератора.

Обмотка статора

Возможных неисправностей всего 3:

  • замыкание на «массу», или на корпус статора;
  • обрыв;
  • короткое замыкание между витками.

Для качественной проверки следует использовать мегомметр, но поскольку прибор имеет довольно узкую специализацию, первичную диагностику можно произвести мультиметром в режиме измерения сопротивления. Поскольку через обмотку проходят довольно большие токи, наиболее качественно проверить узел можно с использованием лампочки на 220 В.

При проверке обязательно соблюдайте правила электротехнической безопасности!

Межвитковое замыкание проверить сложнее, так как сопротивление исправной обмотки очень низкое, что не позволяет получить достоверных результатов при диагностике обычным мультиметром. В случае межвиткового замыкания сопротивление обмотки будет меньше по сравнению с исправным узлом. Замыкание можно выявить, рассчитав сопротивление по формуле. Для проверки нужно с помощью лабораторного блока питания пустить через обмотку ток, замерить напряжение и силу тока (методика показана на видео).

Обмотка возбуждения

Аналогичным образом проверяется состояние обмотки ротора генератора. Одним из контактов при проверке замыкания на корпус ротора либо обрыв будет коллектор. Выявить обрыв можно, подав «-» на одно контактное кольцо коллектора, а «+» на другое (если обмотка цела, лампа загорится). Неисправности обмотка статора и ротора довольно редко приводят к поломке генератора, но в случае комплексной диагностики пренебрегать их проверкой не стоит.

Диодный мост

На автомобилях устанавливается генератор переменного тока, но для питания бортовой сети нужен постоянный токи. Именно диодный мост служит для выпрямления тока. Признак неисправности всего один – падение напряжение зарядки, но проявлять себя может, к примеру, только при включенных потребителях. Примечательно, что поломке может сопутствовать гул, нарастающий с увеличением количества оборотов двигателя.

К сожалению, полноценно проверить диодный мост мультиметром не получится. С помощью универсального измерителя можно найти пробой диодов, обрыв контактов, но плавающие неисправности, способные влиять на работу генератора, можно найти только с помощью специализированного оборудования.

Принцип работы диодного моста основывается на свойстве диода пропускать ток только в одном направлении (в случае пробоя ток будет идти в обе стороны). Диагностику можно произвести мультиметром в режиме измерения сопротивления. Простой метод проверке диодного моста хорошо продемонстрирован на видео.

Реле-регулятор напряжения

Регулятор напряжения входит в перечень деталей, чаще всего вызывающих неисправность генератора. Узел предназначен для поддержания напряжения зарядки в безопасных для АКБ и бортовой сети приделах. Если бы в конструкции генератора не было предусмотрено реле-регулятор, то напряжение зарядки росло пропорционально повышению оборотов двигателя. Именно такое последствие поломки регулятора напряжения наиболее губительно для АКБ и блоков управления электронными системами автомобиля.

Характерные симптомы поломки:

  • падение напряжения зарядки. Из-за неисправного регулятора напряжение на щетках отключается при меньшем напряжении, поэтому происходит недозаряд;
  • перезарядка. Напряжение зарядки не должно быть больше 14,5 В. Длительное превышение этого значения может привести к перегреву АКБ и выкипанию электролита. Поэтому если вы заметили на корпусе аккумулятора подтеки жидкости, обязательно проверьте мультиметром напряжение зарядки.

Удобней всего проверить регулятор напряжения, имея лабораторный блок питания.

Щеточный узел

В процессе работы генератора щетки постоянно соприкасаются с коллекторными пластинами, что, естественно, приводит к уменьшению их длины (изнашивается и коллектор, но в значительно меньшей степени). Когда износ становится критическим и усилия пружины уже недостаточно для хорошего контакта, происходит ухудшение возбуждения обмотки якоря. В итоге износ щеток приводит к падению напряжения зарядки.

Характерно, что падение происходит постепенно, поэтому проявить себя может в самый неподходящий момент. При определенном стечении обстоятельств (доживающий свои дни АКБ, сильные морозы, большое количество холодных пусков, поездки на короткие дистанции с множеством включенных потребителей) ЭДС аккумулятора морозным утром окажется недостаточно для запуска двигателя. Особое внимание в этом плане следует проявлять владельцам дизельных авто, так стартеру для пуска ДВС цикла Дизеля необходим больший ток.

При желании произвести ремонт генератора автомобиля своими руками, рекомендуем обратиться к материалу, в котором подробно был рассмотрен процесс замены щеточного узла и отдельно щеток.

Простая диагностика генератора

  1. Переведите мультиметр в режим измерения постоянного тока. При проверке аккумулятор автомобиля должен быть заряжен (12,3-12,7 В).
  2. Запустите двигатель и замерьте напряжение на холостых оборотах (должно быть в пределах 13,2-14 В).
  3. Включите максимальное количество потребителей. На холостых оборотах зарядка не должна опускаться ниже 13,1 В (причина недозаряда может быть как в плохом контакте, так и в щеточном узле либо реле-регуляторе).
  4. Увеличьте обороты до 3-3,5 тыс./мин. Если напряжение на выводах АКБ превысило 14,5 В (кратковременный скачок допускается, но не более), значит, неисправен регулятор напряжения.

Сопутствующие поломки

При проверке автомобильного генератора следует помнить, что к падению выдаваемой им зарядки может привести неплотное зажатие клемм АКБ, выводов генераторной установки, наличие на них окислов. Причина отсутствия зарядки может быть в цепи возбуждения генератора. Если при включенном зажигании индикатор низкого заряда АКБ не горит, значит, в цепи возбуждения присутствует обрыв (возможно, проблема в самой лампочке), что также приведет к отсутствию зарядки.

В процессе поиска неисправности, из-за которой генератор работает с перебоями, следует помнить, что во многих современных автомобилях за функционирование системы зарядки отвечает ЭБУ. Блок управления в зависимости от режима работы двигателя способен кратковременно отключать возбуждение обмотки якоря генератора, уменьшая тем самым нагрузку на двигатель.

Подсоедините щупы тестера к контактам конденсатора. Перед подключением прибор показывает бесконечность. В момент подключения сопротивление уменьшается, а затем возвращается опять в бесконечность. В этом случае конденсатор исправен. Неисправный конденсатор надо заменить. Емкость конденсатора 2,2 мкФ ±20%

Добро пожаловать!
Щетки генератора — одна из важнейших деталей генератора которая стоит копейки и заменяется буквально за 20-30 минут, если вы давно занимаетесь уже ремонтом автомобилей и меняли эти щётки не раз, то и за минут 10 управитесь, кстати благодаря щёткам аккумуляторная батарея заряжается, а так же ток от генератора подаётся в бортовую сеть, но при выходе их из строя на автомобиле уже как говорится не поездишь, потому что сразу загорится лампа заряда аккумуляторной батареи (С этой лампой мы вас чуть позже ещё познакомим), которая будет говорить о том, что напряжение генератор не даёт и он нуждается в осмотре (В этом случае машина за счёт одного аккумулятора работать будет), а если вдруг в каком то не подходящем месте аккумулятор сядет, то автомобиль заглохнет и вы его больше не заведёте (Когда садится аккумулятор, ток перестает поступать в систему зажигания, в связи с чем пропадает искра и топливно-воздушная смесь перестаёт воспламеняться и тем самым автомобиль сразу глохнет), поэтому эксплуатировать автомобиль после того как загорелась аккумуляторная батарея на приборной панели, вообще не рекомендуется.

Примечание!
Чтобы произвести замену щеток генератора, из инструментов придётся взять: Гаечные ключи, накидными ещё запаситесь если есть, а ещё лучше накидными головками с воротком, кроме этого новые щётки купите (Если уверенны что именно они износились, если генератор ещё не снимали и уже грешите на щётки, то покупать ничего не нужно, потому что щётки визуально проверяются а не так, захотел их заменить потому что генератор ток не даёт и заменил) и пару отвёрток возьмите которыми щётки выкручивать будете (Они винтами к генератору крепятся)!

Где находятся щетки генератора?
Под крышкой генератора они располагаются которую будет нужно снять (Указана красной стрелкой) и после этого отвернуть винты которые крепят регулятор напряжения (Регулятор указан синей стрелкой), спросите а при чём здесь регулятор, объясняем регулятор идёт в сборе со щётками, винтами крепятся не сами щётки а регулятор, а сами щётки во внутрь генератора вставлены, поэтому не забудьте это потому что мы ещё не раз в этой статье будет упоминать об этом самом регуляторе напряжения.

Когда нужно менять щетки генератора?
Если у вас загорелась та самая лампа заряда аккумуляторной батареи которая для наглядности на фото ниже указана стрелкой, то нужно подумывать о том, чтобы проверить предохранитель который идёт на генератор и при необходимости его заменить, если с предохранителем всё в порядке и после его замены данная лампа так и не перестаёт гореть когда двигатель работает, то приступайте к снятию генератора и проверки щёток, диодного моста и т.д., кстати про симптомы вышедших из строя щёток скажем так, первом делом если что то с ними случилось то в автомобиле загорится лампа заряда АКБ, так же могут выключится некоторые приборы (Поворотники к примеру перестанут работать, при условии что предохранитель идущий на них цел), хуже начать приборы ещё могут (Свет по тускнел, печка начинает хуже работать), ну и аккумуляторная батарея в скорем времени разрядится, поэтому будьте аккуратны, а то автомобиль заглохнет и больше не заведётся.

План статьи: Введение. Что такое щётки генератора, где они находятся на ваз 2110. Фото/схема. Признаки неисправности

Замена щёток генератора на ВАЗ 2110 своими руками: инструкция автолюбителю

2. Что такое щётки генератора, где они находятся на ВАЗ 2110. Фото/схема.

3. Признаки неисправности.

4. Диагностика: как проверить. В том числе мультиметром.

5. Инструкция по замене:

— Пошаговая инструкция с фото. Возможна ли замена без снятия генератора? Если да, сделать 2 инструкции.

Меняем щётки генератора на «десятке»

Менять щёткигенераторана ВАЗ-2110 нужно через каждые четыре года или каждые 50 000 километров на одометре. Эта малозначительная на первый взгляд детальоченьважна, поскольку напрямую влияет на состояние заряда бортового аккумулятора.Генераторэто единственнная вещь, которая пощволяетсистемеэлектропитания «десятки» поддерживать работувсехсистем, включая зажигание и топливоподачу.Именнопоэтому стоит уделить внимание щёткам.

Как устроены генераторные щётки

Генераторные щётки, используемые в автомобильных генераторах, изготавливаются из графита, который иногда пропитывают специальным веществом, снижающим их износ. Щётки закреплены на генераторе при помощи специального пластмассового корпуса – щёткодержателя и представляют собой два металлических кирпичика с проводами.

Автомобильный генератор имеет подвижную и неподвижную части. Так вот, на вращающуюся часть, которая называется ротором, металлические пластины, называемые щётками, передают ток, а из-за воздействия силы трения ротора они постепенно приходят в негодность. Щёточный узел располагается вблизи ротора. На рисунке ниже он обозначен цифрой 3.

Основные неисправности и их признаки

Зачастую на проблемы со щётками генератора указывают снижение яркости свечения фар и подсветки приборов, сбои в работе магнитолы и прикуривателя. Это опасно тем, что водитель начинает искать проблему совершенно не там, где надо.

Проверка щеток генератора ВАЗ 2110

Также на износ щёток указывают следующие признаки:

  • Спонтанное отключение электроники без видимых причин
  • Падение напряжения в бортовой сети
  • Быстрая разрядка аккумуляторной батареи, которая после этого отказывается заряжаться

Эти проблемы сигнализируют о том, что генераторные щётки нужно срочно заменить. В противном случае автомобиль станет просто бесполезен и даже опасен. Не бойтесь, устранить проблему гораздо проще, чем кажется! Но для начала нужна правильная диагностика. Вдруг причина неприятностей окажется не в щётках?

В первую очередь, проверить состояние щёток можно визуально. Для этого потребуется обесточить и снять сам генератор и посмотреть, насколько выступают щётки из корпуса держателя. Если их уже не видно, значит, они стёрлись и подлежат замене. Также для проверки состояния щёток можно применить электрический мультиметр, который есть в гараже у многих автомобилистов. Это прибор, измеряющий как напряжение тока, так и электрическое сопротивление. Достаточно переключить тестер в режим омметра.

Затем нужно взять 12-вольтовую лампу с двумя проводами и подсоедините их к клеммам B+ и D+ автомобильного генератора. Щупы мультиметра прикладываем к разным концам щётки. Исправная щётка имеет сопротивление 0,05 Ом. Если это значение выше, щётки пора менять.

Замена щёток на ВАЗ-2110

Для того, чтобы снять щётки с генератора лучше всего сначала снять сам генератор. Для этого понадобятся:

  • Гаечный ключ на 13
  • Торцовый ключ на 8
  • Плоская отвёртка
  • Ключ на 10

Непосредственно для демонтажа генератора нужны ключи на 10 и на 13. В процедуре снятия генератора на «десятках» с 8-клапанными и 16-клапанными моторами есть отличия. В машине с 8-клапанным двигателем устройство можно достать сверху открыв капот, а вот на авто с 16-клапанным движком придётся снимать защиту картера и проводить демонтаж генератора находясь под днищем автомобиля.

Перед тем, как искать генератор, нужно отсоединить минусовую клемму аккумуляторной батареи. После этого можно приступать к демонтажу. Сперва, открутите гайку на плюсовом контакте генератора (B+).

Пора приниматься за ременный привод генератора. Ослабьте нижнюю гайку с помощью ключа на 13.

То же самое сделайте с верхней гайкой.

Ослабьте болт натяжителя и снимите генераторный ремень. Открутите полностью крепежные болты генератора.

Выкрутите регулировочный болт и снимите натяжную планку

После этого генератор можно вытащить из подкапотного пространства.

Часто спрашивают, а можно ли заменить щётки, не снимая генератора. Можно, но это будет гораздо сложнее, так как есть риск потерять значимые детали и повредить устройство. Кроме того, подобный трюк вряд ли пройдёт на 16-клапанном моторе, где даже просто подобраться к генератору уже нелёгкая задача.

Щёточный узел крепится на генераторе всего одним болтом, но для того, чтобы его достать, потребуется к стандартному набору инструментов добавить карданный шарнир с удлинителем и снять аккумулятор.
Для начала рукой отсоедините от генератора все подключенные к нему провода и контакты. Помогайте себе плоскогубцами по необходимости. После этого карданным шарниром выкрутите болт щёткодержателя и постарайтесь его не потерять. После этого вставьте в держатель новые щётки и закрутите болт на место. Если будет трудно, — делайте замену щёток первым способом, сняв генератор.

Заключение
Автомобиль как живой организм — все его детали требуют за собой бережного ухода и аккуратного обращения.

Но, как и человеческий организм, машина иной раз дает «сбои».

Выход из строя электрического генератора может доставить массу проблем автовладельцу,

но в его ремонте нет ничего сложно, и уж тем более, нет ничего такого, с чем бы не справился мужчина.

По какой причине генератор может выйти из строя

Так как признак неисправности генератора практически всегда одинаков, то сразу выявить причины, по которым он вышел из строя, без специального оборудования невозможно. Существует 4 основных поломки, из-за которых генератор может потерять работоспособность.

  1. Заклинивание подшипников. Во время эксплуатации машины в генераторе происходит постоянное движение элементов, которое приводит к исчезновению смазки и дальнейшему подклиниванию либо полному заклиниванию запчастей. Так как подшипники имеют большую плотность, то в первую очередь в основном рвётся ремень, который отвечает за их вращение. Если ремень порвался, то стоит задуматься о замене либо переборке генератора.
  2. Прогорание обмотки. Сгоревшая обмотка может возникать по разным причинам. Наиболее распространённой является попадание химикатов и соли, которыми посыпают зимой дороги. После того, как проводка перегорела или просто потеряла свою целостность, прекращается генерация тока.
  3. Износ либо заедание щёток. Проблемы в щёточном узле возникают из-за того, что износились графитовые стержни. Это достаточно частая проблема, так как многие автолюбители забывают своевременно заменять щётки.
  4. Поломка реле регулятора. Данная деталь предупреждает перезарядку аккумуляторной батареи и приводит напряжение в заданные параметры.

Дополнительно советуем прочитать статью нашего специалиста о том, что такое обгонная муфта генератора и где она находится.

Так как проверить генератор на машине не всегда бывает удобно в полевых условиях, то стоит заранее проводить плановое обслуживание и не пренебрегать симптомами скорого выхода из строя.

Особенности проверки

Нужно знать, как проверить работу генератора на автомобиле правильно, иначе можно столкнуться с тем, что исправная деталь будет полностью выведена из строя. Соблюдая всего несколько простых правил, можно избежать непредвиденной поломки.

  1. Проверка должна осуществляться при помощи мультиметра.
  2. При диагностике состояния вентилей ток должен иметь напряжение не выше 12 В.
  3. При необходимости замены проводки нужно подобрать провода идентичного сечения с исходными.
  4. Прежде, чем приступить к проверке генератора, нужно убедиться в правильности подключения всех креплений и в качестве натяжения ремня (читайте подробнее о натяжном ролике ремня генератора). При необходимости соединения доводятся до работоспособного состояния, а ремень подтягивается либо ослабляется.

Главным условием, при котором возможна проверка генератора в домашних условиях, является сохранение его работоспособного состояния. Если прибор находится в разобранном состоянии либо получил повреждения, которые мешают ему функционировать, то диагностика не позволит выяснить пригодность аппарата для дальнейшей работы.

Также советуем прочитать статью нашего эксперта, в которой рассказывается о том, как снять генератор на Приоре.

Возможно, вас также заинтересует статья нашего специалиста, посвящённая тому, как снять генератор на ВАЗ-2114.

Рекомендуем дополнительно прочитать статью нашего эксперта, в которой он рассказывает о том, как ремонтировать генератор ВАЗ-2106.

Существует список действий, которые категорически нельзя выполнять при проверке:

  • проверка работоспособности не должна выполняться при помощи короткого замыкания или другими словами «на искру»;
  • соединять клеммы разных конфигураций между собой, а также подключать клемму 30 или В+ к массе;
  • диагностика и работа генератора не должна начинаться без подключения потребителей. Особенно важно соблюдать этот пункт при отсоединённой аккумуляторной батарее;

Как проверить генератор на работоспособность в домашних условиях

Существует два основных метода проверки. Один из них, хоть и очень старый, но достоверно позволяет понять работоспособность прибора. Второй работает более тонко и способен реагировать на мелкие недостатки системы. При помощи второго метода можно выявить малейшие отклонения в работе каждого элемента.

Как проверить генератор на машине, не снимая и не имея нужного инструмента

Существует древний способ выявления неисправности генератора. Он очень прост, но результат может состоять только из двух пунктов:

  • работает исправно;
  • есть сбои в работе.

Так как проверить генератор автомобиля в домашних условиях этим способом может каждый желающий, то его популярность вполне оправдана. Необходимо запустить мотор и включить ближний свет. С рабочего движка нужно снять минусовую клемму. Если фары горят ровно, а такт двигателя не сбился, то генератор работает исправно. При неуверенной работе ДВС или изменении яркости фар необходимо выполнить более глубокую диагностику, так как аппарат находится в неисправном состоянии.

Как проверить генератор мультиметром

Измерение спецприбором позволит выявить даже небольшой сбой. Существует ряд показателей, которые считаются оптимальными для всех видов машин. Аккумулятор без нагрузки имеет напряжение в пределах 12,5 — 12,7 В. Так как при запуске мотора на аккумулятор накладывается нагрузка, то нормальными показателями являются 13,8 — 14,8 В. После получения максимальной нагрузки показатель напряжения должен снизиться до отметки 13,8. Если этого не произошло или напряжение опустилось ещё ниже, то потребуется проверка генератора.

Так как прозвонить генератор правильно могут не все автолюбители, то при выявлении неисправности, но при отсутствии возможности провести диагностику самостоятельно, лучше обратиться в сервисный центр. Опытные мастера смогут подсказать причины возникновения поломки и объяснят, почему не получилось выполнить исследование самостоятельно.

Пожалуйста, оцените этот материал!

Генератор является основным источником электроэнергии любого автомобиля. Поэтому неисправность этого элемента, через несколько километров, приведёт к полной остановки автомобиля. Но перед тем, как выйдет из строя генератор, машина подаёт признаки, по которым можно узнать о ближайших проблемах. Чтобы определить по признакам причину неисправности, нужно подробно изучить устройство основного источника питания.

Как устроен основной источник питания

Генератор состоит из двух основных частей: статора и ротора. Эти детали находятся в алюминиевом корпусе. Статор закреплён неподвижно, а ротор закреплён на валу и вращается на подшипниках. Вал ротора, связан с коленчатым валом автомобиля посредством приводного ремня.

При вращении коленчатого вала вращается ротор генератора, так вырабатывается электрическая энергия для бортовой системы автомобиля. Нужно отметить, что генератор вырабатывает ток переменного напряжения. Диодный мост выпрямляет ток и в бортовую систему машины поступает ток постоянного напряжения, около 14 вольт.

Генератор, через реле-регулятор, непосредственно связан с аккумуляторной батареей. При запуске автомобиля электричество поступает из аккумулятора. После запуска машины, в бортовую электрическую систему начинает поступать ток из генератора.

Аккумулятор восстанавливает плотность, потребляя электричество из бортовой системы машины. При исправном генераторе, вся электрическая система работает чётко. При выходе из строя генератора, электричество поступает только из аккумулятора. Если его не подзаряжать, то вскоре весь запас энергии израсходуется и машина заглохнет.

Признаки нестабильной работы или поломки генератора

Основные признаки неисправности главного источника питания автомобиля:

  1. Мотор плохо запускается. Если генератор прекращает работать нормально, аккумуляторная батарея не получает электроэнергию для восстановления нормального напряжения. Оно должно быть в пределах 13,5 вольт. Без подзарядки, оно будит постоянно снижаться. Аккумулятор, со слабым напряжением, не сможет быстро прокручивать стартер. Следовательно, возникнут проблемы с пуском двигателя.

Важно! Аккумулятор, который постоянно разряжается, верный признак неисправности генератора.

  1. Слабый или моргающий постоянно свет фар. Второй верный признак, мы можем получить при включенном свете фар. Это, так же, заметно по подсветке приборной панели и освещении салона. Свет будит значительно слабее, чем обычно, верный признак недостатка электроэнергии в бортовой системе автомобиля. Как известно, основной поставщики энергии в систему — генератор.
  2. Горит или мерцает контрольная лампа, в виде аккумулятора на панели приборов. Работа этой контрольной лампы, возможна в случае питания энергосистемы автомобиля только от аккумулятора. Нужно принимать срочные меры.
  3. Свист или запах горелой резины в моторном отсеке. Такой признак даёт знать о том, что ремень привода основного источника питания проскальзывают, следовательно, вал ротора вращается медленно, либо не вращается вообще. В этом случае потребители электроэнергии автомобиля испытывают дефицит электрической энергии.
  4. Под капотом слышен скрежет и шуршание. По этому, шуму можно судить о выходе из строя подшипников вала ротора. В них увеличился зазор, появился люфт, при котором ротор касается статора. Отсюда следует, что электрическая энергия не вырабатывается в нужном количестве.

Существует верный способ подтвердить все причины неисправности. Достаточно на работающем двигателе отключить массу или снять минусовую клемму с аккумуляторной батареи. Если двигатель заглохнет или станет работать с перебоями, значит нужно срочно ремонтировать основной источник питания автомобиля.

«>

14. Установите конденсатор и щеткодержатель в порядке, обратном снятию. Обратите внимание, конденсатор должен быть точно сориентирован относительно установочного выступа на крышке, иначе щеткодержатель не встанет на место

Замена щеток генератора | GenerStar

Замена щеток генератора должна производиться вовремя

Сломался авто?
Мы все починим!
+7 (961) 014-5673
+7 (915) 732-0659
Звоните!

Автомобильный генератор необходим для обеспечения электрическим током приборов и оборудования, а также для постоянной подзарядки аккумулятора. Своевременное обслуживание, ремонт, замена щеток генератора позволяют продлить его работоспособность, что очень важно, поскольку без генератора автомобиль хоть и сможет передвигаться, но только до тех пор, пока полностью не разрядится аккумулятор.

Причины поломки генератора

Причин выхода из строя генератора много – это износ щеток, повреждение подшипников, пробой обмоток и т.д. В результате одних повреждений устройство еще будет некоторое время работать, хотя и уже не сможет обеспечивать выработку достаточного количества энергии, а после других – вообще выйдет из строя. В этом случае предстоит ремонт генератора.

Износ щеток и является той неисправностью, после которой генератор полностью оказывается нерабочим. Но конструкция автомобиля выполнена таким образом, что к этому устройству имеется свободный доступ, так что с заменой щеток проблем не возникает.

На большинстве современных автомобилей щетки выполнены в одном корпусе с регулятором напряжения. А это значит, что если износ щеток большой или пришло в негодность реле-регулятор напряжения, то придется выполнять замену всего узла в сборе. Замена щеток необходима в тех случаях, когда их длина менее пяти миллиметров. Если имеется хотя бы небольшой опыт в ремонте автомобилей, то замену щеток можно выполнить самостоятельно. В противном случае рекомендуется обращаться в мастерскую по обслуживанию генераторов и стартеров.

Замена щеток на большинстве генераторов современных автомобилей возможна даже без снятия его с двигателя. Но, если устройство снять, то работать будет гораздо удобнее, более того, возможно даже раздельное снятие и замена щеток и регулятора. Начиная работу, следует помнить, что пластмассовую крышку лучше не откручивать – у видимых винтов функция совершенно другая, а если их отвернуть, то внутрь генератора попадут маленькие шайбы, что вызовет массу ненужных проблем. Именно поэтому рекомендуется для замены щеток генератора обращаться в автосервис – специалисты знают все тонкости и сделают работу быстро и качественно.

Признаки износа щеток

Узнать, что щетки сильно износились, можно по таким признакам:

  • в темное время фары горят слабо, часто моргают;
  • в подаче напряжения чувствуются перебои;
  • слабая зарядка аккумулятора;
  • самопроизвольно выключается магнитола.

Часто бывает такое, что при проведении технического обслуживания, в частности при осмотре генератора автомобиля, мелким деталям внимания уделяется мало, из-за чего многих автовладельцев застает врасплох выход из строя щеток. Но даже если во время эксплуатации авто наблюдаются нарушения работы генератора, не стоит сразу прибегать к замене щеток – сначала рекомендуется убедиться, что причина неисправности именно в них, а уж затем приступать к работе.

Система электрооборудования любого автомобиля выполнена таким образом, что предусмотрена индикация различных неисправностей. Например, если имеет место нарушение функционирования генератора, то на приборной панели сразу же загорается контрольная лампочка красного цвета. Ну и довольно часто причиной неполадки является износ или зависание щеток. В первом случае исправить ситуацию можно только их заменой, а во втором, если щетки еще работоспособные, их можно слегка обточить, чтобы они свободно двигались в посадочном месте.

Замена щеток генератора, как правило, трудностей не вызывает, так что в любой автомастерской с этим справятся очень быстро.



Износ щеток генератора — Энциклопедия по машиностроению XXL

Чрезмерно быстрый износ щеток генератора  [c.254]

ТО-2 — проверить износ щеток генератора и давление пружин щеткодержателей.  [c.113]

Для зачистки контактных колец и проверки износа щеток генератора необходимо  [c.216]

Износ щеток генератора.  [c.213]

Неисправности генератора и регулятора напряжения. Наиболее характерными эксплуатационными неисправностями генератора являются повышенный износ щеток и контактных колец, обрывы или замыкания в обмотках.  [c.72]

Генератор (табл. 22), являясь основным источником электрической энергии на автомобиле, служит для питания всех ее потребителей и для заряда аккумуляторной батареи при средней и большой частоте вращения коленчатого вала двигателя. На современных отечественных легковых автомобилях устанавливают генераторы переменного тока, которые имеют значительные преимущества по сравнению с ранее применявшимися генераторами постоянного тока. Отсутствие коллектора в генераторе переменного тока позволяет повысить частоту вращения ротора при работе двигателя в режиме холостого хода, снизить износ щеток и токосъемных колец. Современные генераторы обладают свойством самоограничения максимальной отдаваемой силы тока, что обеспечивает работу генератора без ограничителя силы тока.  [c.101]


После притирки щеток и зачистки коллектора надо продуть генератор сжатым воздухом для удаления пыли и продуктов износа щеток, вызывающих иногда замыкание на массу кронштейна щеткодержателя, установленного на тонкой изоляционной прокладке генератор в этом случае перестает давать ток.  [c.217]

Для предупреждения быстрого износа щеток рабочую поверхность коллектора 4 после обточки резцом подвергают шлифовке и пол№ ровке. При работе генератора, коллектор нагревается действием электрического тока и от трения щеток в связи с этим пайку проводников к пластинам надо производить припоем  [c.226]

Осмотр состояния коллектора и щеток должен производиться еженедельно, в случае загрязнения коллектор следует протереть чистой ветошью, смоченной в бензине, предварительно подняв щетки, чтобы их не загрязнить. В случае искрения щеток при работе генератора следует проверить правильность прилегания их к коллектору, а также силу нажатия пружин с помощью динамометра. Сила нажатия должна быть в соответствии с табл. 13. Замена щеток должна производиться через 500 часов работы генератора. Но мере износа щеток давление пружины на них уменьшается оно не должно быть ниже 65% величины, указанной в табл. 13.  [c.258]

В целях сохранения длительной работы щеток и коллектора поверхность последнего не следует чистить наждачным полотном, так как частицы наждака врезаются в медь пластин и при работе генератора вызывают быстрый износ щеток.  [c.265]

Неисправности генератора переменного тока. Наиболее характерные из неисправностей окисление контактных колец, зависание и износ щеток, обрывы и замыкания в катушках возбуждения ротора и в фазовой обмотке статора, износ подшипников вала ротора.  [c.136]

Генератор. С о -стояние щеток генераторов переменного тока проверяют при снятых щеткодержателях. При износе щеток до высоты 7 мм их необходимо заменить. Замасленные или окислившиеся контактные кольца следует промыть бензином или зачистить мелкой стеклянной шкуркой. Угольную пыль и другие загрязнения из внутренней полости генератора удалить продувкой сжатым воздухом.  [c.147]

Неисправностями генератора постоянного тока могут быть загрязнение коллектора, износ щеток, износ коллектора, обрыв или замыкание обмоток якоря и катушек возбуждения. Загрязненный коллектор протирают ветошью, слегка смоченной в бензине. Изношенные щетки заменяют новыми. Изношенный коллектор шлифуют мелкой стеклянной шкуркой или протачивают на станке и углубляют изоляцию между пластинами на 0,8 мм. Обрыв или замыкание обмоток якоря и катушек возбуждения устраняется в мастерских перемоткой обмоток или заменой деталей.  [c.137]


Неисправностями генератора переменного тока могут быть износ щеток, окисление или замасливание контактных колец, замыкание или обрыв обмоток статора или ротора. Изношенные щетки заменяются на новые окисленные или замасленные контактные кольца протираются смоченной в бензине ветошью и прочищаются мелкой шкуркой поврежденные обмотки статора или ротора ремонтируются в мастерской.  [c.137]

Причиной повышенного износа щеток может быть также неудовлетворительное состояние или загрязнение поверхности контактных колец. Грязь и масло удаляют с контактных колец ветошью, смоченной бензином. Кольца, поверхность которых подгорела или окислилась, зачищают, прижимая к ним деревянной колодкой через отверстие в крышке для щеткодержателя полоску мелкой стеклянной шкурки зернистостью не менее 100. Ротор генератора во время зачистки должен вращаться с малой частотой. Контактные кольца следует проточить, если они имеют большой износ или неровную поверхность.  [c.129]

Генераторы переменного тока более надежны, так как в них нет пластин коллектора, ускоряющих износ щеток. Они имеют более простую обмотку якоря, меньшие габаритные размеры и вес, обеспечивают заряд аккумуляторной батареи при малой скорости движения автомобиля. Недостатки высокая стоимость 108  [c.108]

Периодически добавляют смазку в подшипники генератора и проверяют состояние коллектора, щеток генератора и стартера. Поверхность коллектора должна быть блестящей и гладкой, а щетки плотно прилегать к коллектору. Если имеется подгорание или небольшой износ коллектора, его шлифуют стеклянной щ (уркой. Щетки должны перемешаться в щеткодержателях свободно, без перекосов.  [c.233]

Одной из наиболее часто встречающихся неисправностей генератора, когда он не дает в цепь ток, является, износ щеток и загрязнение коллектора. Для устранения неисправности нужно снять защитную ленту корпуса генератора, протереть коллектор чистой ветошью, слегка смоченной в бензине, и проверить состояние щеток. Изношенные щетки заменить новыми. Если после этого генератор не будет давать тока, снять его и сдать в ремонт.  [c.145]

Конечно, повышением передаточного числа ременной передачи привода генератора можно достичь того, что генератор будет отдавать необходимый потребителям ток при низких частотах вращения коленчатого вала двигателя, однако такие возможности не беспредельны, так как при больших передаточных числах (3 и более) снижается срок службы приводных ремней, увеличиваются износ щеток и колец генератора, механические нагрузки на вращающиеся узлы при высокой частоте вращения коленчатого вала.  [c.6]

При осмотре электродвигателей особенное внимание обращают на состояние щеток и контактных колец. При наличии рисок на кольцах их шлифуют так же, как коллектор генератора. Износ щеток не должен превышать допустимую величину. Предельная высота щетки для различных двигателей колеблется от 16 до 25 мм. При значительном износе щетку заменяют новой. Щетки должны входить в щеткодержатели с зазором до 0,2 мм в направлении вращения и 0,1—0,4 мм в направлении оси ротора.  [c.138]

Ремонт крышек генераторов и стартеров заключается в устранении следующих дефектов износа подшипников или медно-графитовых втулок ослабления креплений щеткодержателей, ослабления или поломок пружин и износа щеток.  [c.240]

Снять защитную ленту генератора н осмотреть щетки и щеткодержатели. При этом надо убедиться в том, что щетки целы, не заедают в щеткодержателях и надежно соприкасаются с коллектором проверить натяжение пружин щеток (при малом износе щеток оно должно быть в пределах 1250—1750 г).  [c.329]

Для облегчения обслуживания при ТО-2 необходимо снять защитную ленту генератора и убедиться в том, что щетки целы, что их не заедает в щеткодержателях и они надежно соприкасаются с коллектором проверить натяжение пружин щеток (при малом износе щеток натяжение должно быть в пределах 600— 800 Г). Высота щеток не должна быть менее 14 мм. Давление щения щеток ток измеряют динамометром, как показано на рис. 109. Для этого под щетку надо подложить полоску бумаги, а затем, натягивая пружину динамометра, одновременно потянуть бумажную полоску и в тот момент, когда бумага начнет двигаться, зафиксировать величину показания динамометра.  [c.204]

К основным неисправностям генераторов переменного тока относят быстрый износ щеток и контактных колец за счет увеличения биения контактных колец (ротора), а также при попадании масла с пылью на кольца ненормальный шум и стук генератора из-за износа и заедания подшипников, выработки посадочных мест под подшипники, недостаточного количества смазки в подшипниках, чрезмерного натяжения или перекоса ремня,  [c.49]

В процессе эксплуатации генератор автомобиля не требует смазки, так как смазка заложена на весь срок службы, до капитального ремонта двигателя. При техническом обслуживании генератора проверяют высоту щеток, которая должна быть не менее 7 мм от пружины до основания щетки (допустимый износ щеток до 40% от высоты новой щетки). Нельзя допускать работу щеток до заделки канатика в щетку, так как это приводит к усиленному износу коллектора или токосъемных колец. При замене щеток  [c.52]

Генератор снимают с машины, проверяют легкость вращения вала якоря (ротора) и убеждаются в отсутствии заеданий и значительных люфтов. Определяют состояние коллектора или контактных колец, высоту щеток и плавность их перемещения в щеткодержателях, проверяют упругость пружин щеткодержателей (рис. 14), которые при несоответствии техническим требованиям (табл. 8, 9) заменяют. Коллектор или кольца очищают ветошью, смоченной бензином или другим растворителем, при необходимости зачищают полоской стеклянной шкурки зернистостью 100—140. При сильном обгорании или износе коллектора генератор сдают в ремонт. При износе щеток более допустимого (см. табл. 8, 9) их заменяют и притирают, как показано на рис. 15.  [c.50]

Срок службы щеток исправного генератора составляет 50000— 100 000 км пробега, проточка коллектора требуется лишь при капитальном ремонте двигателя. Чрезмерно быстрый износ щеток при отсутствии их зависания часто вызывается незначительным смещением и выступанием (на 0,01—0,02 мм) одной из пластин коллектора. В этом случае проточка коллектора обычно устраняет дефект и восстанавливает нормальную работу генератора.  [c.100]

Неисправности генератора обнаруживаются по показаниям амперметра или сигнальной лампы амперметр будет показывать разряд, а сигнальная лампа будет гореть при работающем двигателе автомобиля. При обрыве или коротком замыкании обмоток генератор нуя но сдать в ремонт. Нарушение контакта щеток с кольцами может возникнуть от загрязнения обгорания или износа их, выкрашивания или износа щеток, а также ослабления или поломки нажимных пружин щеток.  [c.316]

Проверка технического состояния генератора, регулятора напряжения и стартера. Характерными неисправностями генератора являются обрыв или короткое замыкание в обмотках, подгорание контактных колец, износ щеток, подшипников, ослабление или поломка нажимных пружин щеток.  [c.176]

Стартер не включается вследствие следующих причин сильный разряд и окисление штырей батареи, неплотное крепление наконечников проводов к штырям батареи, сильное окисление и эрозия контактов и контактных дисков тягового реле и реле включения, обрыв цепи втягивающей обмотки тягового реле, загрязнение и замасливание коллектора, износ щеток, загрязнение и замасливание коллектора якоря генератора (для стартеров, имеющих реле включения).  [c.264]

Проверяют износ щеток генератора. Если высота щетки. менее 15 мм, ее заменяют. Вновь установленную щетку притирают мелкой шлифовальной шкуркой и пришлифовывают к коллектору. Шкурку передвигают под щеткой по направлению вращения якоря генератора. При нередвижещн ее в сторону, противоположную вращению якоря, щетку приподнимают. После прптиркн коллектор протирают сухой чистой ветошью или продувают генератор сухим сжаты.м воздухо.м.  [c.197]

Электродвигатели и генераторы необходимо осматривать ежедневно перед началом работы, а техническое обслунмощности двигателя изменяется в широких пределах — от 0,4 до 3 кгс. В случае превышения допустимого давления следует заменить пружины в механизме щеткодержателя. Износ щеток не должен превышать допустимой величины. Если износ щеток достиг предельного значения (предельно допустимая высота изношенной щетки 16—25 мм для различных электродвигателей), их необходимо заменить запасными. Внешним признаком нормально работающих щеток является их блестящая поверхность по всей площади соприкосновения с контактными кольцами и отсутствие шума.  [c.187]

Для правильной работы генератора должен быть хороший контакт щеток с коллектором. При плохом контакте искрят щетки и подгорает коллектор. Нарушение контакта может быть результатом загрязнения коллектора, износа щеток и коллектора, заедания щеток в щеткодержателях и ослабления пружин, прижимающих щетки к коллектору. Большое значение имеет степень нажатия щеток на коллектор. При слабом нажатии щетка подскакивает, увеличивается переходное сопротивление, усиливаются искрение и подгорание коллектора. Чрезмерно большая сила пружин приводит к быстрому износу шеток и коллектора, к большим потерям на трение и к перегреву коллектора. Проверять давление щеток на коллектор необходимо пружинным динамометром давление для новьщ и малоизношенных щеток—1200—1600 г, при износе щеток допускается уменьшение давления не более чем до 800 г.  [c.216]

При работе генератора на поверхности коллектора образуете слой так называемой политуры, представляющий собой тончайшую-пленку, состоящую из окислов меди. Цвет политуры бывает разный от соломенно-желтого до темно-коричневого. Образование политуры является нормальным следствием процесса коммутации.. Политура улучшает условия коммутации и уменьшает износ щеток. Поэтому удалять политуру с поверхности коллектора не следует.. Зачистку коллектора следует производить только при значительном подгорании коллекторных пластин. Следы подгорания и политура резко отличаются друг от друга. Коллекторные пластины подгорают у края, с которого сбегает щетка при вращении якоря, а политура покрывает всю поверхность коллектора. Подгоревшай поверхность коллектора матовая, ее цвет черный. Поверхность, покрытая политурой, гладкая, блестящая.  [c.127]

Неисправностями генераторов постоянного тока являются загрязнение коллектора, износ щеток, поломка или ослабление пружин щеткодержателей, обрыв в обмотках возбуждения, межвит-ковые замыкания в катушках и замыкание катушек на корпус генератора, замыкание якоря на массу и обрыв обмотки якоря, ослабление или чрезмерное натяжение ремня и др.  [c.177]

После первых 50—60 тыс. км пробега автомобиля, а в дальнейшем через одно ТО-2 проверяют высоту щеток генератора, а также состояние его контактных колец, шарикоподшипников. Для этого генератор снимают с двигателя, отворачивают винты крепления щеткодержателя к генератору, вынимают щеткодержатель из генератора и проверяют легкость перемещения щеток в щеткодержателе. Затем щетки извлекают из щеткодержателя и определяют их высоту. Там, где есть возможность (например, на автомобиле Москвич-2140 ) щеткодержатель извлекают не снимая генератор с двигателя. Щетки, износившиеся до высоты 8 мм (а на генераторе Г302А автомобиля ЗАЗ-968 Запорожец до 10—11 мм), заменяют. Если щетка перемещается в щеткодержателе с заеданием, ее и отверстие щеткодержателя протирают тряпкой, смоченной в неэтилированном бензине. Также рекомендуется протирать контактные кольца, если их поверхность содержит следы масла и грязи. При окислении контактных колец, что возможно при длительном перерыве в работе генератора, их зачищают мелкозернистой шлифовальной шкуркой. Кольца, износ которых превышает 0,5 мм по диаметру, протачивают.  [c.44]

Основные неиспрабности генераторов. К основным неисправностям генераторов постоянного тока относят усиленное искрение под щетками, нарушение контакта между щетками и коллектором в результате загрязнения щеток и коллектора, неплотного прилегания щеток к коллектору, слабого натяжения пружин и износа щеток, заедания их в щеткодержателе перегрев коллектора и сильный износ щеток, как правило, из-за чрезмерного нажатия щеток на коллектор обрывы и замыкания в обмотках возбуждения и якоря обрыв обмотки возбуждения, межвитковое замыкание в катушках обмотки возбуждения, замыкание обмотки возбуждения на корпус генератора, замыкание обмотки якоря на массу , межвитковое замыкание обмотки якоря (как правило, в лобовых частях), обрыв в обмотке якоря (нарущение контакта между концом секции и петушком коллектора) замыкание изолированной щетки на массу в результате разрушения изоляции щеткодержателя замыкание смежных пластин коллектора графитовой пылью выработка посадочных мест в крышках генератора под шарикоподшипник выход из строя шарикоподшипников, как правило, из-за отсутствия смазки в них.  [c.49]

В отличие от генераторов, изоляция между пластинами коллектора стартера не углубляется фрезерованием, чтобы медная пыль, образующаяся при износе щеток, не набивалась между пластинами и не замыкала их накоротко. После оборки стартера необходимо проверить динамометром нажим щеток на коллектор слишком слабый нажим вызывает неплотный контакт и обгорапие коллектора, а чрезмерный нажим приводит к быстрому износу щеток.  [c.152]

При работе двигателя амперметр не показывает Загрязнение, обгора- ние, износ коллектора генератора, износ или заедание щеток в щеткодержателе величину зарядного тока Очистить коллектор, щетки и щеткодержатели  [c.51]

Генератор не возбуждается или напряжение его меньше рабочих величин. Эта неисправность может появиться в результате обрыва цепи обмотки возбуждения, окисления или загрязнения коллектора и контактных колец, силь-ного износа щеток, уменьшения упругости пружин щеток, обры-ва и замыкания на массу обмотки статора или обмотки якоря,  [c.252]


какие признаки (явные) износа щёток генератора? (если его ещё не сняли!!!)

У меня на холостом ходу когда газа даёшь фары ярче начинают гореть, говорят щётки генератора надо поменять но я сам ещё не смотрел.

1-Пропадает заряд акб при работающем генераторе!! ! 2-Когда газуешь, падает тахометр!! ! Этот вариант 100% для грузовых, за легковые точно не знаю!!!

явные это когда генератор уже не работает!! ! и вообще на многих авто можно снять щётки без снятия генератора!

или падаёт напряжение что показывается на стелочке напряжения или загорается лампочка АККУМ

При включеном зажигании и не заведенном двигателе не горит индикатор разряда батареии,при работающем двигателе напряжение на уккуме должно быть в пределах от 13.8В. до 14.2В.. В противоположном случае не ПРОИСХОДИТ ЗАРЯД АККУМА!!!.О стальное можно проверить только методом прозвонки(может подтянуть ремень).

у меня на змз-402 такая картина была, появилась нехватка заряда (судя по стрелке), на холостых немного появляется, а при повышении оборотов падает или вовсе пропадает, т. к. щетки практически висят и не успевают снимать зарядку, а при холостых видимо немного проскакивало. замена оных занимает минуты и стоят копейки, всем советую комплект в бардачке катать.

Евгений, щетки на генераторе НЕ СНИМАЮТ заряд. Они подают напругу на ротор, тем самым создавая магнитное поле которое вращается внутри статора и обмоток. Больше оборотов — меньше напряжение на ротор, и наооборот. За напругу отвечает регулятор.

Как заменить щётки генератора

Автомобильный генератор предназначен для преобразования механической энергии вращения коленчатого вала двигателя в электрическую. Он выполняет две основные функции: подзарядки аккумулятора и питания выработанной электроэнергией систем электроснабжения автомобиля. В корпусе генератора переменного тока наряду с ротором и статором также размещены щеточный узел, регулятор напряжения и выпрямительный блок.

Щетки – наиболее уязвимый элемент генератора. В момент их контакта с токосъемными кольцами скорость вращения вала генератора достигает 12-14 тыс. об/мин, из-за чего возникает ускоренный износ контактирующих поверхностей. Своевременная замена щеток генератора позволяет предупредить поломку щеточного узла и обеспечить бесперебойное электроснабжение автомобиля в процессе движения.

Щётки генератора: какую функцию выполняют?

При контакте с расположенными на валу вращающегося ротора токосъемными кольцами щетки генератора передают ток от аккумуляторной батареи на обмотки возбуждения ротора. Так создаётся электромагнитное поле.

Под воздействием переменного магнитного поля вращающегося ротора в катушках обмоток статора наводится электродвижущая силаи создается переменный электрический ток. Ток, проходя через диодный мост (выпрямительный блок генератора) преобразуется в постоянный. Именно такой необходим для подпитки аккумулятора и обеспечения функциональности электрооборудования автомобиля.

Когда нужно менять щётки: основные признаки

Замену рекомендуется выполнять по мере их износа, но не реже 1 раза в 4 года (или по достижении пробега в 50 тыс. км). Однако в сложных условиях эксплуатации критический износ щеточных стержней, изготовленных из графита или его соединений с медью (бронзой, алюминием), может наступить раньше названного срока. Щётки должны выступать не менее чем на 5 мм (норма – 8-10 мм). Именно этот показатель является самым важным – замерив длину, можно понять, есть ли проблема.

На то, что нужна замена щеток, может указывать появление некоторых симптомов, в том числе:

  • отсутствие реакции стартера при повороте ключа зажигания в положение ON – это может произойти, если стержни перекошены, отсутствует их достаточное прилегание к поверхности токосъемных колец;
  • медленное вращение маховика двигателя стартером;
  • снижение мощности освещения салона, слабый или мигающий свет фар, габаритных огней;
  • внезапное отключение электроприборов;
  • быстрая разрядка аккумуляторной батареи, после которой зарядить ее становится практически невозможно.

Чтобы определить причину нарушений в работе генератора, необходимо провести точную диагностику неисправностей генератора и, в частности, щеточного узла.

Как проверить щётки генератора?

Щеточный узел, как правило, объединен с регулятором напряжения. Контакт с токосъемными кольцами ротора осуществляется за счет усилия пружин. Неисправность щеток генератора легко определить при визуальном осмотре (признак — длина выступающих концов менее 5 мм). Также нужно проверить диаметр токосъемных колец (норма – 14,2-14,4 мм, минимум – 12,8 мм). Не допускается наличие выработок на контактных поверхностях. Изношенные токосъемные кольца нужно менять.

Проблемы с генератором могут возникнуть также из-за повышенного сопротивления щеток, которое должно составлять не более 0,5 ом. Заменить щетки придется, если при проверке мультиметр показывает увеличенное сопротивление.

Однако, учитывая, что в большинстве современных автомобилей щеточный узел совмещен с регулятором напряжения, проблемы генератора бывают связаны с неисправностью реле-регулятора, рассчитанного на напряжение 15 В и ток до 5 А. Для диагностики используются замеры мультиметром. При заведенном двигателе величина напряжения на клеммах АКБ или на выходах генератора должна быть в пределах 14-14,2 В. Допускается изменение напряжения не более чем на 0,5 В. Если колебания оказываются более значительными, это признак того, что реле-регулятор неисправен и подлежит замене.

Полезно также проверить регулятор напряжения.

Для этого собирают схему, объединяющую при помощи проводов регулируемый блок питания, лампочку, регулятор напряжения со щеточным узлом и мультиметр (вольтметр). Блок питания и мультиметр подключают с соблюдением полярности к контактам регулятора напряжения. Провода лампочки крепят к щеткам. Путем включения блока питания подается напряжение (от 3 В), лампочка загорается. При постепенном увеличении напряжения и по достижении 14 В лампочка должна погаснуть – это говорит о нормальной работе регулятора.

Как поменять щётки на генераторе?

Выполнить замену можно, не снимая генератор – достаточно снять регулятор напряжения вместе со щеточным узлом. Перед этим следует отключить генератор от питания (отсоединить минусовую клемму от АКБ). После этого открутить зажимную гайку, снять регулятор напряжения со щеткодержателем. При критическом значении износа (вынос менее 5 мм) понадобится замена щеток (графитовых стержней). Вот как это делают:

  • отсоединить контакты (отпаять провода) и вытащить старые щетки, выполнить очистку места пайки, проверить упругость пружин;
  • установить новый комплект в щеткодержатель, припаять контакты;
  • проверить свободное

Признаки, причины неисправности генератора автомобиля; как найти основные возможные поломки по симптомам

Знание основных признаков неисправности генератора может помочь вовремя произвести ремонт, предотвратив внезапное загорание лампочки АКБ в пути. Рассмотрим все поломки, которые могут произойти с автомобильной генераторной установкой.

Перед прочтением материала рекомендуем ознакомиться с принципом работы генератора. Знания помогут вам лучше понять причину поломки и вовремя отследить характер ее проявления.

Основной признак неисправности

Водитель получает уведомление о неисправности генератора только в том случае, если уровень зарядки падает ниже напряжения аккумуляторной батареи. На приборной панели загорается контрольная лампа отсутствия зарядки АКБ. Опасность ситуации в том, что бортовая сеть автомобиля питается от аккумулятора, который имеет ограниченный и, в случае неисправности генератора, невосполнимый запас емкость.


Посторонние шумы

Уличить генератор в создании посторонних шумов при работе двигателя очень просто – достаточно скинуть ремень, вращающий шкив генератора. Если шумы исчезли, значит, источник был определен правильно. Возможные неисправности и их характерные симптомы:

  • свист (возможно, только на холодную) – проскальзывание ремня генератора. Устранить писк в большинстве случаев можно правильной натяжкой ремня. Иногда причина писка в попадании на ремень технических жидкостей, несоосности шкивов либо чрезмерной натяжке;
  • металлический скрип, шум – трение на сухую деталей подшипника генератора. Игнорирование признаков изношенного подшипника может привести к его заклиниванию и обрыву сервисного ремня. Устраняется неисправность установкой нового подшипника;
  • шум, граничащий с трескотом – неисправность обгонной муфты. Инерционный шкив предназначен для гашения ударных нагрузок и продления срока службы ремня генератора. Как показывает практика, неисправная обгонная муфта очень быстро приводит к обрыву ремня генератора.

Обмотка статора

Возможных неисправностей всего 3:
  • замыкание на «массу», или на корпус статора;
  • обрыв;
  • короткое замыкание между витками.

Для качественной проверки следует использовать мегомметр, но поскольку прибор имеет довольно узкую специализацию, первичную диагностику можно произвести мультиметром в режиме измерения сопротивления. Поскольку через обмотку проходят довольно большие токи, наиболее качественно проверить узел можно с использованием лампочки на 220 В.

При проверке обязательно соблюдайте правила электротехнической безопасности!

Межвитковое замыкание проверить сложнее, так как сопротивление исправной обмотки очень низкое, что не позволяет получить достоверных результатов при диагностике обычным мультиметром. В случае межвиткового замыкания сопротивление обмотки будет меньше по сравнению с исправным узлом. Замыкание можно выявить, рассчитав сопротивление по формуле. Для проверки нужно с помощью лабораторного блока питания пустить через обмотку ток, замерить напряжение и силу тока (методика показана на видео).

Обмотка возбуждения

Аналогичным образом проверяется состояние обмотки ротора генератора. Одним из контактов при проверке замыкания на корпус ротора либо обрыв будет коллектор. Выявить обрыв можно, подав «-» на одно контактное кольцо коллектора, а «+» на другое (если обмотка цела, лампа загорится). Неисправности обмотка статора и ротора довольно редко приводят к поломке генератора, но в случае комплексной диагностики пренебрегать их проверкой не стоит.

Диодный мост

На автомобилях устанавливается генератор переменного тока, но для питания бортовой сети нужен постоянный токи. Именно диодный мост служит для выпрямления тока. Признак неисправности всего один – падение напряжение зарядки, но проявлять себя может, к примеру, только при включенных потребителях. Примечательно, что поломке может сопутствовать гул, нарастающий с увеличением количества оборотов двигателя.

К сожалению, полноценно проверить диодный мост мультиметром не получится. С помощью универсального измерителя можно найти пробой диодов, обрыв контактов, но плавающие неисправности, способные влиять на работу генератора, можно найти только с помощью специализированного оборудования.

Принцип работы диодного моста основывается на свойстве диода пропускать ток только в одном направлении (в случае пробоя ток будет идти в обе стороны). Диагностику можно произвести мультиметром в режиме измерения сопротивления. Простой метод проверке диодного моста хорошо продемонстрирован на видео.


Реле-регулятор напряжения

Регулятор напряжения входит в перечень деталей, чаще всего вызывающих неисправность генератора. Узел предназначен для поддержания напряжения зарядки в безопасных для АКБ и бортовой сети приделах. Если бы в конструкции генератора не было предусмотрено реле-регулятор, то напряжение зарядки росло пропорционально повышению оборотов двигателя. Именно такое последствие поломки регулятора напряжения наиболее губительно для АКБ и блоков управления электронными системами автомобиля.

Характерные симптомы поломки:

  • падение напряжения зарядки. Из-за неисправного регулятора напряжение на щетках отключается при меньшем напряжении, поэтому происходит недозаряд;
  • перезарядка. Напряжение зарядки не должно быть больше 14,5 В. Длительное превышение этого значения может привести к перегреву АКБ и выкипанию электролита. Поэтому если вы заметили на корпусе аккумулятора подтеки жидкости, обязательно проверьте мультиметром напряжение зарядки.

Удобней всего проверить регулятор напряжения, имея лабораторный блок питания.

Щеточный узел

В процессе работы генератора щетки постоянно соприкасаются с коллекторными пластинами, что, естественно, приводит к уменьшению их длины (изнашивается и коллектор, но в значительно меньшей степени). Когда износ становится критическим и усилия пружины уже недостаточно для хорошего контакта, происходит ухудшение возбуждения обмотки якоря. В итоге износ щеток приводит к падению напряжения зарядки.

Характерно, что падение происходит постепенно, поэтому проявить себя может в самый неподходящий момент. При определенном стечении обстоятельств (доживающий свои дни АКБ, сильные морозы, большое количество холодных пусков, поездки на короткие дистанции с множеством включенных потребителей) ЭДС аккумулятора морозным утром окажется недостаточно для запуска двигателя. Особое внимание в этом плане следует проявлять владельцам дизельных авто, так стартеру для пуска ДВС цикла Дизеля необходим больший ток.

При желании произвести ремонт генератора автомобиля своими руками, рекомендуем обратиться к материалу, в котором подробно был рассмотрен процесс замены щеточного узла и отдельно щеток.

Простая диагностика генератора

  1. Переведите мультиметр в режим измерения постоянного тока. При проверке аккумулятор автомобиля должен быть заряжен (12,3-12,7 В).
  2. Запустите двигатель и замерьте напряжение на холостых оборотах (должно быть в пределах 13,2-14 В).
  3. Включите максимальное количество потребителей. На холостых оборотах зарядка не должна опускаться ниже 13,1 В (причина недозаряда может быть как в плохом контакте, так и в щеточном узле либо реле-регуляторе).
  4. Увеличьте обороты до 3-3,5 тыс./мин. Если напряжение на выводах АКБ превысило 14,5 В (кратковременный скачок допускается, но не более), значит, неисправен регулятор напряжения.

Сопутствующие поломки

При проверке автомобильного генератора следует помнить, что к падению выдаваемой им зарядки может привести неплотное зажатие клемм АКБ, выводов генераторной установки, наличие на них окислов. Причина отсутствия зарядки может быть в цепи возбуждения генератора. Если при включенном зажигании индикатор низкого заряда АКБ не горит, значит, в цепи возбуждения присутствует обрыв (возможно, проблема в самой лампочке), что также приведет к отсутствию зарядки.

В процессе поиска неисправности, из-за которой генератор работает с перебоями, следует помнить, что во многих современных автомобилях за функционирование системы зарядки отвечает ЭБУ. Блок управления в зависимости от режима работы двигателя способен кратковременно отключать возбуждение обмотки якоря генератора, уменьшая тем самым нагрузку на двигатель.

Сколько притираются щетки генератора — Все о Лада Гранта

Щётки генератора требуют надлежащего ухода, их необходимо проверять не реже, чем раз на 4 года, либо через каждые 50 тыс. пробега. Более того, эта проверка не потребует от вас демонтажа самого генератора.

Проверить щётки генератора можно следующим путем. Необходимо обесточить генератор, для этого отключите кабель (минус) от аккумуляторной батареи, затем демонтируйте регулятор напряжения. Обратите внимание на то, сколько щетки генератора выглядывают из своего укрытия. Если они выступают меньше, чем на пять миллиметров — необходима замена щеток.

Замена щеток происходит в следующем порядке.

1. Необходимо продуть или протереть посадочное гнездо щёткодержателя, а также отсоединить сами щетки генератора.

2. Для этого нужно будет отпаять провода.

3. Не лишним будет также очистка контактов, и проверка упругости пружин.

4. Следующий шаг — полировка контактного кольца. Процедура необязательная, однако, лишней не будет.

После того, как закончили демонтаж, а также подготовительные работы, приступайте непосредственно к самой замена щеток генератора.

1. Припаяйте провода к новому комплекту щёток. После того, как установка щеток закончена, необходимо убедиться в том, что щетки генератора свободно, без усилий двигаются на своем держателе.
2. Не спеша, аккуратно установите регулятор на свое место. Будьте осторожны, деталь очень хрупкая, так что постарайтесь действовать предельно осторожно.
3. Подключите «массу» к аккумулятору.
Вот и все, замена щеток произведена!
Важно понимать, что автомобильная система предупреждений зачастую может по ошибке сообщить о неисправности генератора, либо об отсутствии зарядки батареи. Такое явление — результат того, что новые щётки генератора не успели ещё как следует притереться.

Замена щеток процедура не сложная, важно только понимать принцип работы устройства, а также обладать кое-какими навыками. Надеюсь, данная статья поможет вам во всем этом разобраться

Замена щеток в электродвигателе требуется достаточно часто, поскольку их износ – одна из наиболее часто встречающихся неисправностей. При замене щеток для обеспечения правильной работы агрегата необходимо выполнить их притирку. Как притереть щетки электродвигателя и осуществить эту процедуру грамотно?

Процесс притирки щеток электродвигателя

Есть несколько способов притирки щеток. Выбирать, который из них использовать, следует исходя из типа двигателя и ваших предпочтений.

Первый способ.

Прежде всего, требуется грубая подгонка щеток по коллектору – ее проводят с помощью напильника и крупнозернистой бумаги. Затем:

  • Щетки устанавливаются на место, и под них подкладывается специальная шлифовальная стеклянная бумага (№ 00). Ее рабочая поверхность должна быть обращена к щеткам. Отрезок бумаги отмеряется таким образом, чтобы по длине он был равен приблизительно 1.5 длине окружности коллектора.
  • Якорь поворачивается вручную до того момента, когда бумага станет соприкасаться со всей поверхностью щеток и шлифовать ее.
  • Механизм очищается от угольной пыли и продувается сильной струей сжатого воздуха.
  • Двигатель включается с нагрузкой 25-30 % от номинальной для более тщательной пришлифовки щеток.

Так как наличие в двигателе пыли и продуктов износа щеток может привести к замыканию на массу кронштейна щеткодержателя, после выполнения притирки необходимо продуть сжатым воздухом генератор.

Второй способ.

Ваши действия должны выглядеть следующим образом:

  • На коллектор наматывается и тщательно закрепляется полоска стеклянной шкурки.
  • Крышка со вставленными в щеткодержатели щетками вращается вокруг неподвижного якоря вручную в том же направлении, в каком сам якорь вращается в собранном генераторе.

Третий способ.

Стеклянная бумага кладется на коллектор (абразивной стороной вверх) и несколько раз протягивается вперед и назад. Одновременно осуществляется не слишком сильный нажим на щетки. Процесс прекращается после того, как щетки начнут равномерно прилегать к коллектору. Ширина полоски бумаги должна быть больше ширины щетки.

Применение карборундового или наждачного полотна для выполнения притирки недопустимо, поскольку попадание абразивных частиц между пластинами коллектора может спровоцировать замыкание.

Когда требуется притирка щеток электродвигателя

Эту процедуру нужно проводить при:

  • Установке новых щеток взамен износившихся.
  • Их неравномерном износе по длине.
  • Неправильном скосе рабочей поверхности щеток при допустимой высоте.

Во избежание короткого замыкания и поломки двигателя следует регулярно проверять состояние щеткодержателей и щеток. Упругость пружин щеткодержателей проверяется с помощью рычажного или пружинного динамометра. Если показатель упругости меньше, чем указано в ТУ, щетки будут вибрировать, а коллектор быстрее изнашиваться.

Показатели правильного подбора и грамотной установки щеток – это:

  • Соответствие щеток марке двигателя.
  • Их свободное вращение на оси щеткодержателя.
  • Полное прилегание поверхности деталей к коллектору.

Признаки плохой притирки щеток

Плохую притирку щеток можно определить по следующим признакам:

  • искрение;
  • сильный шум;
  • нарушение коммутации механизма;
  • вибрация.

Правильная притирка щеток обеспечивает равномерность распределения тока по рабочей поверхности, что приводит к улучшению рабочих показателей электродвигателя.

Освоив процесс притирки щеток, вы сможете самостоятельно устранять мелкие неполадки в агрегате и проводить его профилактику, не прибегая к помощи специалистов.

Новая щетка

Притирке подвергаются как новые щетки, так и щетки с поврежденной рабочей поверхностью. В случае одновременной замены всех щеток генератору нужно дать поработать 2 — 3 часа вхолостую, чтобы новые щетки лучше притерлись на ходу. [46]

Наладка коммутации, обеспечивающая надежную безыскровую работу возбудителя, производится на заводе-изготовителе. На станции такая наладка осуществляется только в том случае, если обычные меры: проточка и шлифовка коллектора, установка новых щеток одной и той же марки, тщательное выравнивание расстояний между щеточными рядами по окружности коллектора, выверка установки щеток на нейтрали, восстановление симметричности магнитной системы — искрения не устранили. [47]

Номенклатура размеров щеток довольно обширна, но практически для тяговых двигателей применяются щетки шириной 12 5, 16, 20 или 25 мм при длинах 32, 40 или 50 мм. Допустимый износ щеток в эксплуатации определяется конструкцией щеткодержателя, но во всяком случае составляет не менее 15 — 20 мм при высоте новой щетки 40 — 50 мм. [48]

Щетки должны перемещаться в щеткодержателях свободно, без заеданий, располагаясь параллельно пластинам коллектора. Изношенные более чем на половину первоначальной высоты ( до высоты 12 — 13 мм) или поврежденные щетки следует заменить новыми. Новые щетки нужно притереть по профилю коллектора стеклянной бумагой. [49]

Другой причиной искрения может служить неисправное состояние щеток. Состояние щеточного механизма необходимо регулярно проверять, изношенные или поврежденные щетки заменять новыми. Новую щетку необходимо притереть к коллектору. Притирка производится при помощи стеклянной бумаги. Бумага укладывается на коллектор рабочей стороной наружу; при этом она должна плотно облегать коллектор, притирку производят в направлении вращения машины; п и обратном движении щетку необходимо приподнимать. Во избежание повреждения рабочих поверхностей остальных щеток их необходимо поднимать на время притирки новой щетки. [50]

Другой причиной искрения может служить неисправное состояние щеток. Состояние щеточного механизма необходимо регулярно проверять, изношенные или поврежденные щетки заменять новыми. Новую щетку необходимо притереть к коллектору. Притирка производится при помощи стеклянной бумаги. Бумага укладывается на коллектор рабочей стороной наружу; при этом она должна плотно облегать коллектор, притирку производят в направлении вращения машины; пгж обратном движении щетку необходимо приподнимать. Во избежание повреждения рабочих поверхностей остальных щеток их необходимо поднимать на время притирки новой щетки. [51]

При выработке щеток их заменяют. Величина допустимой выработки указывается в технической документации на каждую машнн. После установки новых щеток производят их притирку и пришлифовку. Рабочая поверхность шкурки придает щетке предварительный радиус, который близок к радиусу коллектора. Затем щеточный аппарат продувают сжатым воздухом для очистки от пыли и щетки пришлифовывают при вращающейся на холостом ходу машине. Пришлифовку можно считать законченной, когда не менее половины поверхности щетки прилегает к коллектору. [53]

Масло и грязь с поверхности коллектора и контактных ко лец генератора удаляют чистой тряпкой, смоченной бензином. Щетки, изношенные более 25 % по высоте, и ослабленные пружины заменяют новыми. При установке новых щеток их притирают по поверхности коллектора или колец стеклянной бумагой. Обрыв обмоток генераторов и реле-регуляторов определяют включением контрольной лампы последовательно в цепь аккумуляторной батареи и проверяемой обмотки. При обрыве обмотки лампочка не горит. [54]

Если поставить щетки без подгонки к поверхности кольца, то они будут касаться кольца не всем сечением, а частично. Поэтому при замене щеток рабочая поверхность новых щеток должна быть подогнана ( пришлифована) к поверхности кольца на остановленном генераторе. Ток ротора в этом случае до полной пришлифовки щеток в процессе работы генератора поддерживается меньше номинального. [56]

Причинами неисправности бритвы могут быть неполадки в двигателе. Если при включении в сеть питания при исправном шнуре питания и надежных контактах в местах электрического соединения, бритва не работает, нужно проверить щетки, коллектор, дроссель, а также катушки якоря и катушки возбуждения. Для этого бритву вскрывают, уста навливают новые щетки , предварительно притерев их надфилем или мелкой шкуркой. Нагар с коллектора снимают мелкой шкуркой, при этом тщательно прочищают пазы и протирают коллектор чистой тряпкой, смоченной в бензине. [57]

Для замены угольных щеток разбирают машинку так же, как было указано. Затем, отвернув винты крепления крышки щеткодержателей, откидывают их и вынимают щетки с пружинами. Сняв с изношенных щеток пружины, устанавливают их на новые щетки , которые крепят на место старых, предварительно притерев их по коллектору. [58]

Все подходы к обучению торгового персонала направлены на то, чтобы из пассивного приемщика заказов превратить торгового представителя в активного добытчика заказов. Приемщики заказов действуют на основе следующих предположений: потребители сами знают свои потребности, возмущаются любыми попытками повлиять на них и предпочитают вежливых и скромных торговых представителей. Примером такого образа мыслей могут служить торговые представители Fuller Brush, которые каждый день стучатся в дюжины дверей и просто спрашивают потребителей, не нужны ли им новые щетки . [59]

Зависание или неплотное прилегание щеток к контактным кольцам вызывается скоплением загрязнений в щеткодержателях, износом щеток или ослаблением пружин, прижимающих щетки к кольцам. При этом наблюдается уменьшение или колебание силы зарядного тока. При износе щеток до высоты 8 мм их необходимо заменить. Новые щетки нужно притереть к контактным кольцам при помощи стеклянной шкурки. [60]

Author:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *