Антифризы — экспертиза 12 образцов — журнал За рулем
Многие продаваемые у нас охлаждающие жидкости могут стать причиной пожара. Мы в этом убедились, проверив на горючесть 12 образцов антифризов. Результаты — на видео.
Недавно по телевидению прошел сюжет про творог, который горит! Я не знаю, что туда подмешали. Но абсолютно уверен, что получить легковоспламеняющуюся охлаждающую жидкость намного проще. Достаточно при производстве вместо дорогого этиленгликоля использовать дешевый глицерин и добавить метанол для приведения вязкости продукта к приемлемому уровню. Причем этим занимаются многие производители. И никому не говорят, что температура кипения метанола — всего-навсего 64,5°C. Зачем, дескать, пугать людей?
Чем метанол опасен для моторов, мы писали неоднократно. Но никогда не заостряли внимание на том, что утечка в системе охлаждения может привести… к пожару. Попади метанол, скажем, на раскаленный коллектор — и привет: вспоминайте, как звонить с мобильника пожарным. Не верите? Мы провели небольшие испытания.
Это и есть хроматограф. Справа на мониторе можно узреть всё, что намешали изготовители. Глицерин, метанол — кто больше?Это и есть хроматограф. Справа на мониторе можно узреть всё, что намешали изготовители. Глицерин, метанол — кто больше?
Закупив в подмосковном магазинчике дюжину различных охлаждающих жидкостей, именуемых тосолами и антифризами, мы напросились в гости в химлабораторию — измерить температуру кипения и определить таким образом наличие метанола. В серьезных испытаниях для этого обычно используют хроматограф, который легко покажет на экране состав проверяемой жидкости. Но наша цель была иной. Хроматограф — это нечто заумное, а электрическая плитка и термометр сделают проверку простой и наглядной. Особенно когда на плитке одновременно стоят два стаканчика с жидкостями, одна из которых вовсю кипит, а вторая и не думает. Именно такой эксперимент мы и провели. Тем, кто захочет его повторить, очень советуем раздобыть специальные термостойкие стаканчики, которые не станут трескаться в неподходящий момент.
Такой стаканчик закипает через 8–9 минут.Такой стаканчик закипает через 8–9 минут.
Мы нагревали каждую приобретенную жидкость, фиксируя температуру начала кипения (появление первых пузырьков) и собственно температуру кипения. Полученные результаты приводим в нашей фотогалерее, а самые эффектные кадры — на видео.
Вспомнив про горящий творог, мы попытались поочередно поджечь все проверяемые жидкости зажигалкой. Результат жутковатый: пять образцов из дюжины мгновенно вспыхнули. Более того, если на плитке одновременно находились два стаканчика — один со стандартным антифризом, а другой с метанольным коктейлем, то при попытке поджечь хорошую жидкость вспыхивал… соседний состав. Пары метанола очень не любят раскаленных поверхностей и открытого огня!
Гвоздь программы: две охлаждающие жидкости на одной плитке. Справа — хорошая, слева — плохая. Пытаемся поджечь ту, что справа, однако вместо нее вспыхивают пары метанола слева.Гвоздь программы: две охлаждающие жидкости на одной плитке. Справа — хорошая, сле
Почему антифриз горит? Чем плох метанол в охлаждающей жидкости
Расследование по антифризам приближается к кульминации. На данный момент завершена первая часть исследований. Эксперты обнаружили три образца, в которых содержится метанол. Это напрямую запрещено техническим регламентом Таможенного союза, и по идее такие канистры вообще не должны попадать в торговую сеть. Чем плохо наличие этого спирта в антифризе? Лучше продемонстрируем наглядно, во время небольшого теста. Подогреем подозрительные жидкости, проверим температуру кипения, а потом попробуем поджечь пары. Горит!
Вмешательство в основной состав: метанол вместо этиленгликоля
Все наши образцы (более тридцати канистр) сейчас направлены на вторую часть экспертизы. Не будем называть производителей трех антифризов, в которых обнаружен метанол. Скажем лишь, что они завезены из России.
Для нынешнего теста возьмем три других образца подозрительной жидкости (честно скажем, мы знаем, что с высокой долей вероятности они относятся к метаноловым), а для сравнения проведем такую же процедуру с качественным антифризом.
— Как говорилось в предыдущих публикациях, хороший антифриз состоит из этиленгликоля (пропиленгликоля), воды и пакета присадок. Может в незначительных количествах также содержаться глицерин, — напоминает Евгений Рязанов, начальник отдела технического развития «Шате-М Плюс» (компания выступает партнером расследования). — Но этиленгликоль иногда замещают более дешевым сырьем, которое при этом обеспечивает незамерзаемость. Правда, в ущерб другим свойствам охлаждающей жидкости.
В некоторых современных антифризах (например, стандарта G13) применяется глицерин, и это указано на этикетке. Но во-первых, в крайне малом количестве. А во-вторых, в составе хорошей охлаждающей жидкости есть специальный пакет присадок, который рассчитан на присутствие глицерина и вступает с ним во взаимодействие.
Сразу подчеркнем, что в данном случае речь идет о грубом вмешательстве в основной химический состав антифриза, когда один из важнейших компонентов (этиленгликоль) подменяется более дешевым (например, метанолом, т. е. метиловым спиртом).
Цены на этиленгликоль и метанол формируются на бирже. Стоимость варьируется в зависимости от сезона. Разница может быть в несколько раз.
— Применение метанола в охлаждающих жидкостях запрещено техническим регламентом Таможенного союза, — акцентирует внимание специалист. — Порог обнаружения данного вещества составляет 0,05%. Это очень мало. Можно сказать, следы. Если в антифризе обнаружено больше, то жидкость должна быть изъята из торговой сети.
Образец №1. Кипит при +95 градусах и горит
Первая жидкость розово-оранжевого цвета, прозрачная. Никаких посторонних следов или примесей, что могло бы указывать на подозрительный состав. С виду обычный антифриз.
Отметим, на этикетках канистр не указано, что в состав входит метанол. Не удивительно…
Образец наливают в колбу из термостойкого стекла, которую подогреют на плитке. Фиксировать температурные показатели будет прибор, прошедший поверку около месяца назад.
А в конце теста попробуем поджечь пары. Это известный прием, указывающий на присутствие горючих веществ, которых в антифризах быть не должно.
Пока жидкость нагревается, Евгений Рязанов посвящает в суть:
— Температура кипения антифриза (с температурой начала кристаллизации −37 градусов) определена стандартами. При нормальном атмосферном давлении она должна составлять не менее +108 градусов (здесь и далее температура указана в Цельсиях. — Прим. Onliner). А температура охлаждающей жидкости в определенных узлах двигателей автомобилей может достигать +115—120 градусов.
Важная оговорка: в системе охлаждения машины создается избыточное давление, которое приводит к повышению температуры кипения антифриза. Это нужно учитывать, анализируя результаты теста.
Индикатор термопары отражает температуру жидкости: +70, +75, +80…
Когда счетчик показывает +84 градуса, появляются первые пузырьки. Однако специалисты лаборатории нас предупреждают: «Температура полного кипения достигается тогда, когда наблюдаются не отдельные пузырьки или имеются локальные участки закипания, а когда жидкость кипит в полном объеме, как вода в чайнике».
При +95 градусах в колбе происходит бурное кипение. Эксперт делает заключение: данную отметку можно считать ключевой. Антифриз «сдается», не достигнув даже отметки в +100 градусов…
Для справки: температура кипения метанола при нормальном атмосферном давлении составляет +64,7 градуса. Но если он смешан с водой, то, разумеется, показатель будет выше.
— Можно сделать вывод, что охлаждающая жидкость (даже если бы она была на основе этиленгликоля) как минимум не соответствует требованиям международных стандартов по температуре кипения, — заключает Евгений Рязанов. — Не соответствует она и объективным требованиям к антифризам, применяемым в системе охлаждения автомобиля.
Как объясняет специалист, о применении этиленгликоля и воды, разведенных в неправильной пропорции, говорить в данном случае не приходится. Иначе закипание произошло бы при более высокой температуре.
— Закипание антифриза может привести к тому, что система охлаждения перестанет эффективно отводить тепло, — рассказывает о последствиях специалист. — Это достаточно серьезная проблема. Образуются газовые пузыри, которые препятствуют качественному переносу тепла от металла к антифризу. В больших количествах паровые пробки могут заблокировать циркуляцию в некоторых местах системы охлаждения.
Проще говоря, кипящая жидкость не в состоянии эффективно отводить тепло.
В финале пробуем поджечь пары. Пламя вспыхивает мгновенно. Пары горят!
— Наличие еще одной легковоспламеняющейся жидкости в автомобиле (кроме топлива и моторного масла) не просто недопустимо, но и опасно, — замечает Евгений Рязанов. — Может произойти стравливание паров метанола, которые станут причиной возгорания.
Образец №2. Кипит при +88,5 градуса и горит
Приходит очередь второго образца, также, по нашим сведениям, метанолового. Антифриз тоже не выглядит подозрительно: синего цвета, прозрачный, насыщенный. Кажется, лей в радиатор, и делов. Но…
Уже при достижении температуры в +78 градусов в жидкости появляются пузырьки. Можно даже услышать, как они с характерным звуком, напоминающим звон, схлопываются.
Это приметы опасного для некоторых элементов системы охлаждения процесса кавитации. В результате микровзрывов происходит выбивание мелких кусочков металла, например, с поверхности крыльчатки помпы.
При +88,5 градуса специалисты констатируют устойчивое кипение: «Это отвратительного качества антифриз. Представьте, что будет, если залить такую жидкость в автомобиль. Да, в системе охлаждения другое давление, при котором температура кипения выше, но все же…»
По словам экспертов, срок жизни антифриза на основе метанола — не более года. Если из хорошей охлаждающей жидкости (на базе этиленгликоля) в основном испаряется вода, то в таком антифризе первым «уходит» метиловый спирт. Соответственно, его температура замерзания повышается.
— Антифриз с содержанием метанола неплохо выглядит на полке, — иронизирует начальник отдела технического развития «Шате-М Плюс». — С его помощью удается понизить температуру кристаллизации, но как только жидкость начнет эксплуатироваться в автомобиле, ее свойства будут ухудшаться.
«Нагревание антифриза приводит к испарению метанола. Процент содержания воды в составе охлаждающей жидкости станет выше, а значит, температура замерзания также повысится. В следующие холода антифриз может замерзнуть»
Как можно понять, что жидкость плохая? Органы дыхания, зрения, осязания, увы, в данном случае не помощники. Получается — только столкнувшись с негативными последствиями… Обычно это происходит в жаркий день, когда машина попадает в пробку. Дальше вы знаете: открытый капот, пар, растерянный водитель.
— Негативные последствия использования метанолового антифриза чаще проявляются тогда, когда автомобиль оказывается в режиме большой тепловой нагрузки, — рассказывает Евгений Рязанов. — Например, при движении с небольшой скоростью с прицепом или просто при медленной езде (стоянии в пробке), когда набегающий поток воздуха в недостаточной степени охлаждает радиатор.
Но вернемся к нашему эксперименту. Остается тест огнем. Пламя едва заметное, но, если присмотреться, оно есть. Доказательства? Подносим листок к колбе, и его кончик сразу загорается. Без комментариев…
Метанол является катализатором активной коррозии металлов, которые используются в двигателях машин.
Образец №3. Кипит при +97 градусах и горит
Евгений Рязанов наливает в колбу третий образец, розово-оранжевого цвета. По предварительным данным, там тоже содержится метанол. Вот сейчас и проверим!
Включаем плитку. +60, +70, +80 градусов… Дисплей термопары мерно ведет отсчет. Пока жидкость находится в покое, не выказывая желания побурлить.
Первые пузырьки появляются при +88 градусах. Часть схлопывается в жидкости со знакомым уже звоном, часть поднимается на поверхность.
При +97 градусах специалисты фиксируют бурное кипение по всему объему образца. Это и есть температура полного кипения. Напомним, по стандарту при атмосферном давлении она должна составлять не менее +108 градусов.
— Очень низкая температура кипения, что неприемлемо для любого современного автомобиля,
— делает заключение Евгений Рязанов. — Этот антифриз непригоден по одному из главных параметров.Полученный результат косвенно свидетельствует о наличии в образце метанола. Одним из оснований для полного его запрета в антифризах и стеклоомывающих жидкостях был вред для здоровья человека. Метиловый спирт не имеет запаха и при этом токсичен. Однако есть обывательское мнение, что негативное воздействие этой жидкости на организм преувеличено.
— При выкипании антифриза, что вполне может случиться с метаноловой жидкостью, водитель и окружающие, не исключено, получат отравление, — говорят специалисты. — Пары попадают в салон машины через систему вентиляции воздуха. А метанол, как известно, имеет свойство накапливаться в организме, постепенно поражая центральную нервную систему, зрение и печень.
Пробуем поджечь испытуемую жидкость. Пламя вспыхивает — и заметно! Для пущей убедительности Евгений Рязанов подносит бумагу, которая тотчас загорается.
К слову, про горючие жидкости. Есть еще одна проблема, связанная с антифризами. Речь об их употреблении. Говорят, метанол был запрещен также по этой причине.
Среди выпивох бытует мнение, что для поднятия настроения годится любой спирт. Однако метанол крайне токсичен. Даже пары глотков достаточно, чтобы получить тяжелейшее отравление, угрожающее жизни.
Нам известен случай, когда девушка, случайно приняв антифриз (находился в обычной бутылке) за лимонад, сделала пару глотков. Итог — несколько недель в больнице и долгое восстановление. К счастью, все обошлось.
— Некоторые механики проверяют сочащуюся из патрубков жидкость на вкус, — припоминают в лаборатории. — Если сладковатая — значит, антифриз. Это делать категорически запрещено!
Именно по этой причине в качественные охлаждающие жидкости обязали добавлять горький компонент, чтобы исключить случайное употребление антифриза людьми и животными.
Образец №4. Кипит при +110 градусах. Не горит
Чтобы не сложилось ложного ощущения, будто все антифризы закипают при +100 градусах и менее, проведем такой же тест с качественной охлаждающей жидкостью. Антифриз был произведен в Германии, доставлен в Беларусь в виде концентрата. Нам остается развести его в пропорции один к одному: в этом случае жидкость не должна замерзать при минус 36 градусах (как сказано на этикетке), что соответствует нашей климатической норме.
Итак, ставим колбу на плитку, включаем термопару и ждем. Проба невозмутимо выдерживает испытание температурой в +80, +90 и даже +100 градусов.
— Все предыдущие образцы при таких температурах бурно кипели, — комментирует Евгений Рязанов. — В данном случае нет даже локальных очагов закипания. Хотя вода в чайнике уже вовсю пузырилась бы.
Первые пузырьки появляются лишь при +106 градусах. Когда на индикаторе высвечивается +108, специалист констатирует локальные очаги закипания. А полноценное кипение наблюдается при +110 градусах.
Несколько раз эксперт подносит зажигалку к парам, но огонь гаснет.
— Так как испаряется вода, ее пары гасят пламя, — замечает специалист. — В случае с метанолом, как мы видели ранее, все происходило с точностью до наоборот, поскольку испарялось именно горючее вещество.
На всякий случай подносим к колбе бумагу: вдруг огонь есть, просто скрыт и невидим глазу? Ничего не происходит. Что и требовалось доказать.
— Качественная охлаждающая жидкость — это довольно сложное понятие, — подытоживает наш небольшой эксперимент Евгений Рязанов. — То, что антифриз состоит из базовой жидкости (этиленгликоль, пропиленгликоль, в небольших количествах глицерин) и воды, еще ничего не значит. За бóльшую часть задач отвечает пакет присадок. А насколько он качественный, простым способом определить нельзя.
Благодарим за помощь в подготовке публикации партнера расследования — компанию «Шате-М Плюс».
Остальные публикации расследования по антифризам:
Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей
Auto.Onliner теперь в Telegram! Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. [email protected]
Тест антифризов — из 27 образцов половина провалились — журнал За рулем
Вода не горит, а вот антифриз — запросто. Рассказываем и показываем, чем опасны охлаждающие жидкости, если в них вместо дорогостоящих компонентов намешана дешевая химия.
Многие приобретают негодные жидкости для системы охлаждения не из жадности и не по глупости. На прилавке все охлаждающие жидкости выглядят вполне пристойно, а ценники у них схожие. Разница в цене зависит обычно от аппетита продавца и его маркетинговых уловок (привлекательная реклама, красивая упаковка, рекламные акции), но часто не от содержимого. Чтобы помочь автолюбителям выбрать хорошую жидкость, мы провели очередное расследование.
Огонь!
Основной эксперимент настолько прост, что повторить наши опыты сможет любой желающий. В том числе и производители, у которых возникнут сомнения в результатах экспериментов ЗР: проверьте, горит ваша продукция или нет.
Охлаждающая жидкость становится легковоспламеняемой, когда вместо дорогостоящего этиленгликоля производитель использует более дешевые глицерин и метанол. Ведь температура кипения метанола — всего лишь 64 градуса с хвостиком (нормальная охлаждающая жидкость закипает при температуре примерно 108 ºС). И это опасно не только потому, что такой антифриз может вспыхнуть, случайно угодив, к примеру, на раскаленный коллектор.
Страшилка для тех, кто верит сказкам про безвредность охлаждающих жидкостей с метанолами и глицеринами. В прежней жизни это была качественная чугунная гильза. Но борьбу с кавитацией она проиграла нокаутом. Вместе с двигателем, естественно.Страшилка для тех, кто верит сказкам про безвредность охлаждающих жидкостей с метанолами и глицеринами. В прежней жизни это была качественная чугунная гильза. Но борьбу с кавитацией она проиграла нокаутом. Вместе с двигателем, естественно.
Материалы по теме
Давайте заглянем внутрь двигателя. Поршни носятся вверх-вниз, вращается коленчатый вал. Подобная «гимнастика» неизбежно вызывает колебания стенок цилиндров: гильзы начинают вибрировать. Охлаждающая жидкость испытывает перепады давления, периодически вскипая. При этом на наружных стенках гильз возникают воздушные пузырьки, которые, лопаясь, порождают эффект кавитации. И если жидкость легкокипящая (с глицерином и метанолом), кавитация резко усиливается. Пузырьки взрываются, выгрызая из гильз кусочки металла. После этого — два пути: капремонт или помойка. Аналогичным образом от кавитации страдает крыльчатка насоса охлаждающей жидкости.
Кроме того, если в системе охлаждения возникают паровые пробки, то охлаждающая жидкость перестает циркулировать. Двигатель начинает перегреваться, метанол из охлаждающей жидкости выкипает, остается водный раствор глицерина с температурой кристаллизации от —20 до —12 ºС. И такой «антифриз» вполне может замерзнуть.
Первые признаки закипания. Первые признаки закипания. | Кадр посвящается тем, кто полагает, будто все охлаждающие жидкости разливаются из одной бочки. Ничего подобного! Синяя уже кипит, а вот красная и не думает. Кадр посвящается тем, кто полагает, будто все охлаждающие жидкости разливаются из одной бочки. Ничего подобного! Синяя уже кипит, а вот красная и не думает. |
Что получилось?
В тесте участвовало два с половиной десятка жидкостей — и почти половина не выдержала проверку! Мы измеряли у каждой жидкости температуру кипения и пытались ее поджечь.
По науке наличие метанола, как и иных веществ, оценивают на хроматографах. Но мы специально ставили наглядный эксперимент. Результаты плачевные: почти половина проверенных охлаждающих жидкостей может отправить двигатель в капремонт.
замерзают, закипают и огнем полыхают «АзотХимФортис»
У жидкостей, которые используются в системах охлаждения двигателей, два функциональных назначения. Во-первых, в сильные морозы они не должны превращаться в лед, что и объясняет, почему охлаждающие жидкости называют также антифризами, ведь antifreeze в переводе с английского означает «против замерзания». Во-вторых, охлаждающая жидкость не должна преждевременно закипеть и стать по этой причине виновницей перегрева мотора.
В том, что риск перегрева, к которому может быть причастен антифриз, залитый в систему охлаждения, существует, мы убедились нынешним летом в ходе проверки температуры кипения 8 образцов разных марок, закупленных в нескольких торговых точках Минска. Более того, тогда же выяснилось, что пары некоторых кипящих антифризов способны воспламеняться от источника огня и продолжают гореть, о чем рассказали в статье «Шокирующий тест ABW.BY: антифризы горят ярким пламенем!».
Однако когда в свои права вступает зима, самое время проверить готовность антифризов не замерзать до того, как столбик термометра сравняется с температурой, заявленной производителями на ярлыках товарных емкостей с охлаждающими жидкостями. На этот раз мы решили не ограничиваться 8 антифризами, а брали на экспертизу все, что попадалось на глаза в торговых точках по продаже автомобильных запчастей и расходных материалов.
Исключение — концентраты, а также готовые жидкости, за качество которых голосовала авторитетная торговая марка и высокая стоимость. Цена, по словам продавцов, была причиной низкого спроса на подобные продукты, а нас интересовали антифризы, доступные широким массам потребителей и, стало быть, на прилавках не залеживающиеся. В результате набрали 17 образцов.
Но в товарных емкостях на экспертизу они не поехали. Мы обезличили участников теста, для чего перелили их в одинаковые бутылки и присвоили каждому соответствующий номер.
В таком виде антифризы были доставлены в лабораторию, сотрудников которой мы попросили ответить на три вопроса:
- при какой температуре замерзнет каждый образец?
- какова температура его кипения?
- способны ли испарения кипящей жидкости воспламеняться и продолжать гореть?
Если следовать букве ГОСТ 28084-89 и технического регламента ТС 030/2012, то в соответствии с этими документами антифризы должны оцениваться не по полному замерзанию, а по температуре начала кристаллизации.
При этом по Приложению I ТР ТС 030/2012 для охлаждающих низкозамерзающих жидкостей температура начала кристаллизации должна быть не выше -35°С.
Наши образцы проверялись с помощью прибора АТКт-02, работающего по гостовской методике.
Прибор аттестован БелГИМ. Погрешность измерения составляет ±1°С. Это означает, что если проба антифриза начнет кристаллизоваться, например, при -35°С, то фактическая температура жидкости в это время имеет значение в интервале от -34°С до -36°С.
Согласно методике в пробирку для проверки заливается 20 мл жидкости.
Далее пробирка с образцом помещается в криостат прибора.
Сверху гнездо криостата закрывается крышкой с термометром и мешалкой, перемешивающей содержимое пробирки.
Работает аппарат АТКт-02 в автоматическом режиме.
На дисплей прибора выводятся температуры пробы, камеры криостата и хладагента в текущий момент времени. При необходимости можно получить распечатку параметров.
Об окончании испытаний прибор сигнализирует звуковым сигналом.
Работа прибора основана на фиксации изменения пропускания света через жидкость в связи с появлением кристалликов льда. Что визуально представляет собой начало кристаллизации, можно увидеть по тому, во что превратилось содержимое пробирки.
На температуру начала кристаллизации все образцы подвергались испытанию по три раза, что позволило для каждого антифриза усреднить этот показатель и сделать его более достоверным. Что касается температуры замерзания, как ее понимают рядовые потребители, то, по мнению работников лаборатории, она ниже температуры начала кристаллизации на 2 градуса, а если учесть погрешность измерения, то можно уверенно говорить, что антифриз замерзнет полностью при температуре, на 3 градуса более низкой, чем температура начала кристаллизации.
В отличие от летних испытаний на воспламеняемость, когда для наглядности температура кипения оценивалась лишь приблизительно с помощью термометра, на этот раз ее определяли опять-таки по гостовской методике оценки температуры начала перегонки.
Проверке на температуру кипения каждый образец подвергался дважды. Но что готовые антифризы могут гореть, разработчики ГОСТ 28084-89 понятия не имели. Поэтому методики проверки на воспламеняемость нет — в лаборатории просто вносили в испарения закипевшей на электроплитке охлаждающей жидкости зажженную лучину и смотрели, возгорится ли пламя. Как это делается, подробнее можно прочитать в указанной выше статье.
Что получилось в итоге?
Образец №1 — антифриз Starex производства ООО «Нижнекамскнефтеоргсинтез» (Нижнекамск, Россия). Что означает надпись «-40» на этикетке, осталось загадкой, ведь отсутствие единицы измерения превращает ее в абстрактную величину, рядом с которой с одинаковым успехом могли бы стоять как °С, так и кг, л, м и даже амперы с вольтами. Температура начала кристаллизации оказалась ниже, чем требует регламент ТС. Что также плохо — пары Starex горят, хотя на этикетке есть надпись «Пожаровзрывобезопасно». Судя по всему, она, как и «-40» ни к чему не обязывает.
Образец №2 — антифриз EuroLine. Не только хорошо, но и честно, так как при заявленной производителем PPH Chemia Bomar (Скорогощ, Польша) начальной температуре кристаллизации -37°С мы получили -39°С. Кстати, EuroLine оказался единственным антифризом, на этикетке которого с обратной стороны емкости говорится именно о начальной температуре кристаллизации.
Образец №3 — антифриз Vaxoil производства COOO «Вакс-Авто» (Калинковичи, Беларусь). К температуре начала кристаллизации претензий нет. Температуру кипения хотелось бы выше. А к предупреждению на этикетке при работе с жидкостью не курить следует отнестись всерьез не только в связи с указанием «Осторожно! Ядовито», но и потому, что при испытании на воспламеняемость паров выяснилось, что они горят.
Образец №4 — тосол А-40М Arctic производства ООО «БЛЮ СТАР» (Дзержинск, Россия). Плохо все, в том числе и повторяемость результата на возгорание паров, ведь эта охлаждающая жидкость была среди 8 образцов, которые мы испытывали летом.
Образец №5 — антифриз ONZ OIL Optimal производства СООО «М-Стандарт» (Минский район, Беларусь), изготовленный по заказу ООО «Онза-Авто» (Минск, Беларусь). К параметрам вопросов нет, смущает только внушительный список спецификаций производителей, приведенный на этикетке. На упаковках ни одной из представленных выше охлаждающих жидкостей мы не видели ничего подобного. Это маркетинг или антифриз действительно был сертифицирован согласно допускам означенных в списке автомобильных компаний?
Образец №6 — антифриз Sintec ЗАО «Обнинскоргсинтез» (Обнинск, Россия). Температуру кипения хотелось бы чуть выше, ведь этикетка с обратной стороны емкости уверяет, что жидкость можно использовать до +110°С. Больше придраться не к чему. Летние испытания на возгораемость паров образец такой охлаждающей жидкости тоже прошел без замечаний.
Образец №7 — антифриз Venol производства Venol Motor Oil GmbH (Франкфурт-на-Одере, Германия). Когда на этикетке указано -35°С без уточнения, о чем конкретно идет речь, вопрос несоответствия температуры начала кристаллизации требованиям регламента ТС выглядит риторическим.
Образец №8 — антифриз Sibiria производства OOO «Дзержинский завод органического синтеза» (Дзержинск, Россия). Вновь вызывает смущение этикетка с внушительным списком автомобильных марок, которым продукт рекомендован. Кристаллизоваться антифриз начал при -37°С, а закипел при 108°С. Но не горит — это факт.
Образец №9 — антифриз MaxLane производства COOO «Белполиуретаны» (Могилев, Беларусь). На лицевой этикетке крупно написано: «Без метанола».
В это верим, ибо пары кипящей жидкости не загорелись, но давали ли согласие все автомобильные компании, перечисленные в этикетке с обратной стороны емкости, на применение MaxLane в своих двигателях — вопрос.
Образец №10 — тосол «Сибирь» А-40М, изготовленный ООО НПО «Органик-Прогресс» (Дзержинск, Россия). Среди участников экспертизы, которую мы проводили летом, был антифриз «Сибирь» этого же производителя. Не похоже, что между тосолом и антифризом есть разница: пары тосола тоже воспламенились, температуры начала кристаллизации и кипения антифриза оставляют желать лучшего.
Образец №11 — антифриз Pilot производства ООО «ТРЭКСТЭН» (Пушкино, Россия). Температура начала кристаллизации вполне себе, но по температуре кипения и способности гореть между этим образцом и «красным» Pilot, который приобретался для летней экспертизы, разницы не находим.
Образец №12 — антифриз Felix, выпущенный ООО «Тосол-Синтез-Инвест» (Дзержинск, Россия). Вопросов нет, за исключением ссылок на автопроизводителей, проходящих под вывеской Recommended for. Это рекомендация производителя Felix или автомобильных компаний?
Образец №13 — антифриз производства NordTec ПТЧУП «КиликияПлюс» (Минск, Беларусь). Заявление на этикетке, что NordTec используется в системе охлаждения от -40°С, учитывая определенную при испытаниях температуру начала кристаллизации -30°С, кажется излишне смелым, но других претензий нет.
Образец №14 — изготовитель Сергей Боярских. Что образцы были обезличенными, мне показалось мало. Втихаря я разбавил пополам один из купленных антифризов водой из крана и назвал продукт собственного приготовления «камнем преткновения». Когда он действительно превратился в камень при -10°С, в лаборатории поинтересовались, могу ли я раскрыть марку антифриза и его состав, заявленный производителем, ибо с образцом №14 происходит что-то непонятное. Так тайное стало явным, после чего мне посоветовали убрать этот образец из протокола экспертизы как не имеющий смысла. Так что в таблице результатов испытаний его нет, но по поводу смысла позволю себе не согласиться с коллегами. Бывает, что в дороге приходится доводить уровень охлаждающей жидкости до нормы и случается, что, кроме воды, больше долить в систему нечего. Что может произойти, если такую смесь не слить до морозов, «камень преткновения» продемонстрировал в лучшем виде.
Образец №15 — антифриз GreenCool производства СООО «М-Стандарт» (Минский район, Беларусь). Вопросов нет.
Образец №16 — антифриз «Гродно-Азот» АМ35, выпущенный ПТУП «АзотХимФортис» (Гродно, Беларусь). Вопросов нет, за исключением, может быть, несовременного вида тары, но ведь важно не то, как выглядит упаковка, а то, что в нее залито. Или все-таки важно и то и другое?
Образец №17 — антифриз X-Freeze производства ООО «Синтез-Пак» (Дзержинск, Россия). Вопросов нет.
Образец №18 — антифриз Arctic, выпущенный ООО «АкцентХим» (Дзержинск, Россия), стал вторым и незапланированным «камнем преткновения» экспертизы. Кристаллизоваться он начинал при -19°С, закипел при 96°С, но вопреки ожиданию не воспламенился. Из-за таких результатов мне тоже посоветовали не вносить образец №18 в протокол, а подвергнуть его дополнительным углубленным исследованиям. Насчет исследований посмотрим, а пока я решил, что читателям куда важнее знать, что Arctic трижды, а повторюсь, что на температуру кристаллизации все образцы проверялись по три раза, начал замерзать при температуре, которая в наших условиях эксплуатации куда более вероятна, чем 35-градусные морозы, на которых настаивает регламент ТС.
Наш вердикт
Если продается, значит, можно использовать — не так ли думают покупатели, увидев тот или иной товар на торговом прилавке? Однако результаты, показанные шестью из 17 взятых на экспертизу образцов, не отвечают требованиям Приложения I ТР ТС 030/2012 к температуре начала кристаллизации. Кроме того, семь образцов закипели рановато, испарения пяти из них воспламенились, что вызывает еще большие сомнения в целесообразности применения этих охлаждающих жидкостей в двигателе. Возникает и вопрос: как подобные продукты оказываются на прилавке?
Источник: https://www.abw.by/news/193857/
Все, что нужно знать об антифризах — журнал За рулем
Развенчиваем многочисленные мифы о происхождении и применении антифризов. И помогаем выбрать подходящую охлаждающую жидкость.
Материалы по теме
Антифриз или охлаждающая жидкость?
Правильный термин — охлаждающая жидкость (ОЖ). Однако часто ее называют антифризом, поэтому в рамках этой статьи условно будем считать их синонимами. Подробнее об этом — чуть ниже.
В чем разница между антифризами и тосолами?
Тосол отличается от антифриза, как щука от рыбы. Тосол — это один из антифризов. Так раньше называли отечественную охлаждающую жидкость, а со временем ее название стало именем нарицательным. Самое распространенное заблуждение — полагать, что тосолы предназначены для отечественных машин, а антифризы — для иномарок.
Сколько типов ОЖ сегодня на авторынке? Чем они отличаются друг от друга?
Все антифризы состоят из базовых компонентов — воды и этиленгликоля, а также добавленных в них функциональных присадок. По составу присадок антифризы в настоящее время делятся на четыре основных типа: карбоксилатные (ОАТ), гибридные (hybrid), лобридные (lobrid) и традиционные (traditional).
Карбоксилатные:
- Havoline XLC (Chevron, США)
- Glysantin G30 (BASF, Германия)
- G‑Energy Antifreeze SNF (Газпромнефть-СМ, Россия)
- CoolStream Premium (Техноформ, Россия)
- Lukoil Coolant SF (Лукойл, Россия)
- Sintec G12+ (Обнинскоргсинтез, Россия).
Содержат ингибиторы коррозии на основе органических (карбоновых) кислот. В иностранной литературе обозначаются как сarboxylate coolants, OAT (organic acid technology), SNF (silicate nitrite free), а также G12+ (спецификации Фольксвагена). Такие ингибиторы не образуют защитного слоя по всей поверхности системы — они адсорбируются лишь в очагах возникновения коррозии. Срок службы — более пяти лет. Хорошо защищают металлы от коррозии и кавитации, обеспечивая оптимальное охлаждение двигателя.
Гибридные:
- Glysantin G48 (BASF, Германия)
- Mobil Antifreeze Extra (Mobil, США)
- G‑Energy Antifreeze NF (Газпромнефть-СМ, Россия)
- Lukoil Coolant Plus (Лукойл, Россия).
Помимо органических (карбоксилатных) ингибиторов содержат также неорганические ингибиторы: силикаты (европейская технология), нитриты (американская технология) или фосфаты (японская и корейская технологии). Обозначения: hybrid coolants, HOAT (hybrid organic acid technology), NF (nitrite free), а также G11 (спецификации Фольксвагена). Срок службы — от трех до пяти лет. Это фирменные антифризы для автомобилей марок BMW, Volvo и Mercedes-Benz.
Материалы по теме
Лобридные:
- Glysantin G40 (BASF, Германия)
- Cat ELC (Chevron, США)
- G‑Energy Antifreeze HD (Газпромнефть-СМ, Россия)
- Lukoil Coolant SOT (Лукойл, Россия)
Появились в 2008 году. Органическая основа дополнена небольшим количеством минеральных ингибиторов. Для них еще не установлено общепринятое обозначение. Европейские разработчики называют их lobrid coolants или Si-OAT (силикатно-карбоксилатные), американские — N‑OAT (нитритно-карбоксилатные), японские и корейские разработчики — Р‑OAT (фосфатно-карбоксилатные). Срок службы — как у карбоксилатных: более пяти лет.
Традиционные:
- Cat DEAC (Chevron, США)
- Fleetguard ES Compleat (Cummins Filtration, США)
- Газпромнефть Тосол (Газпромнефть-СМ, Россия)
- Тосол Felix (Тосол-Синтез, Россия).
Ингибиторами коррозии в этих антифризах служат неорганические вещества — силикаты, фосфаты, бораты, нитриты, амины, нитраты и их комбинации. Обозначаются терминами traditional coolants, conventional coolants, IAT (inorganic acid technology). Считаются морально устаревшими. Их, за редким исключением, не применяют при первой (заводской) заправке автомобилей. Это связано с тем, что неорганические ингибиторы имеют небольшой срок службы и не выдерживают температур выше 105 °C. Срок службы — примерно два года. В этом секторе — наибольшее количество подделок и суррогатов, особенно под названием Тосол.
И еще…
И еще немножко про Фольксваген. На практике для антифризов часто используют краткие обозначения, принятые в спецификации TL 774 группы Volkswagen: карбоксилатные — G12 (TL 774‑D, выведено из употребления в 2005 году) и G12+ (TL 774‑F), гибридные — G11 (TL 774‑C), лобридные — G12++ (TL 774‑G) и G13 (TL 774‑J).
К сожалению, по этикетке в большинстве случаев невозможно понять, к какому типу относится та или иная ОЖ.
Внимание! Огнеопасный антифриз!
Вода не горит, а вот антифриз — запросто. Рассказываем и показываем, чем опасны охлаждающие жидкости, если в них вместо дорогостоящих компонентов намешана дешевая химия.Многие приобретают негодные жидкости для системы охлаждения не из жадности и не по глупости. На прилавке все охлаждающие жидкости выглядят вполне пристойно, а ценники у них схожие. Разница в цене зависит обычно от аппетита продавца и его маркетинговых уловок (привлекательная реклама, красивая упаковка, рекламные акции), но часто не от содержимого. Чтобы помочь автолюбителям выбрать хорошую жидкость, мы провели очередное расследование.
Огонь!
Основной эксперимент настолько прост, что повторить наши опыты сможет любой желающий. В том числе и производители, у которых возникнут сомнения в результатах экспериментов ЗР: проверьте, горит ваша продукция или нет.
Охлаждающая жидкость становится легковоспламеняемой, когда вместо дорогостоящего этиленгликоля производитель использует более дешевые глицерин и метанол. Ведь температура кипения метанола — всего лишь 64 градуса с хвостиком (нормальная охлаждающая жидкость закипает при температуре примерно 108 ºС). И это опасно не только потому, что такой антифриз может вспыхнуть, случайно угодив, к примеру, на раскаленный коллектор.
Страшилка для тех, кто верит сказкам про безвредность охлаждающих жидкостей с метанолами и глицеринами. В прежней жизни это была качественная чугунная гильза. Но борьбу с кавитацией она проиграла нокаутом. Вместе с двигателем, естественно.
Давайте заглянем внутрь двигателя. Поршни носятся вверх-вниз, вращается коленчатый вал. Подобная «гимнастика» неизбежно вызывает колебания стенок цилиндров: гильзы начинают вибрировать. Охлаждающая жидкость испытывает перепады давления, периодически вскипая. При этом на наружных стенках гильз возникают воздушные пузырьки, которые, лопаясь, порождают эффект кавитации. И если жидкость легкокипящая (с глицерином и метанолом), кавитация резко усиливается. Пузырьки взрываются, выгрызая из гильз кусочки металла. После этого — два пути: капремонт или помойка. Аналогичным образом от кавитации страдает крыльчатка насоса охлаждающей жидкости.
Кроме того, если в системе охлаждения возникают паровые пробки, то охлаждающая жидкость перестает циркулировать. Двигатель начинает перегреваться, метанол из охлаждающей жидкости выкипает, остается водный раствор глицерина с температурой кристаллизации от —20 до —12 ºС. И такой «антифриз» вполне может замерзнуть.
Что получилось?
В тесте участвовало два с половиной десятка жидкостей — и почти половина не выдержала проверку! Мы измеряли у каждой жидкости температуру кипения и пытались ее поджечь.
По науке наличие метанола, как и иных веществ, оценивают на хроматографах. Но мы специально ставили наглядный эксперимент. Результаты плачевные: почти половина проверенных охлаждающих жидкостей может отправить двигатель в капремонт.
Фрагмент испытаний охлаждающих жидкостей на коррозию. Полная проверка занимает 336 часов при температуре 88 ºС. Каждая жидкость проходит проверку на шести различных образцах: медь, припой, латунь, сталь, чугун, алюминий. В конце теста оценивают изменение массы каждой пластинки, а также изучают ее внешний вид.
Чуть больше года назад (ЗР, № 8, 2016) мы провели аналогичную экспертизу — тогда из дюжины протестированных охлаждающих жидкостей половина оказалась пожароопасной. Три из них — Pilot, Unix и Аляsка — вновь попали к нам на проверку. И опять та же картина: горят синим пламенем. Видимо, производители за это время не успели (или не захотели) изменить технологию и наладить выпуск негорючих охлаждающих жидкостей. Самым страшным для них будет наказание рублем — если люди перестанут покупать их продукцию. Равно как и другие охлаждающие жидкости, не выдержавшие испытания.
Тех, кому захочется повторить наши эксперименты, предупреждаем: использовать следует только химические стаканчики из тонкого стекла. Граненый может лопнуть! Перчатки тоже не помешают.
Результаты теста — относятся только к конкретным образцам приобретенной нами продукции, а потому не могут служить основанием для каких-либо выводов о деятельности той или иной компании в целом.
Как выбрать хорошую охлаждающую жидкость? Самый простой и надежный вариант — воспользоваться результатами наших исследований и приобретать только ту продукцию, которая успешно выдержала испытание. Вы продлите жизнь вашему двигателю и сможете избежать дорогостоящего ремонта.
Антифриз для японских автомобилей AGA ( зеленый, -42) у нас в продаже >>
ТЕРМИНОЛОГИЯ
В стародавние времена в радиаторы автомобилей заливали воду. С наступлением холодовее разбавляли этиленгликолем; такой состав на морозе превращался в вязкую шугу с кристалликами льда, которая не угрожала порвать в клочья мотор и радиатор. Это и был первый антифриз (в переводе — незамерзайка).
Чугунным моторам и латунным радиаторам дремучих автомобилей подобная смесь не грозила коррозией. А вот в более современных двигателях горячий антифриз начал выгрызать куски металла. Поэтому химики создали новую охлаждающую жидкость. Первые три буквы ее названия взяли с таблички над дверью отдела: «Технология органического синтеза». Окончание «ол» позаимствовали из химической терминологии. Так появился «Тосол».
Название превратилось в имя нарицательное. Однако к сегодняшнему дню ситуация изменилась: этим именем начали называть любые охлаждающие жидкости для машин отечественного производства. «Тосол» и «антифриз» стали чуть ли не синонимами определений «плохой» и «хороший». К сожалению, такое разделение охлаждающих жидкостей поддержали все — от оптовиков и розничных торговцев до автомобилистов. В то, что сегодня называют тосолом, производители чаще всего добавляют присадки, обеспечивающие разве что минимальные антикоррозионные свойства. И это объяснимый ход: дешево и вполне достаточно для Жигулей. А вот чтó заливают в яркие и привлекательные канистры с надписями «Антифриз», мало кому известно. И тем более неизвестно, как оно отразится на здоровье современного двигателя дорогой иномарки.
Так что вывод традиционный: избежать неприятностей вам помогут экспертизы ЗР.
Источник: журнал «За рулем»
Приобрести проверенный, качественный антифриз можно в нашем интернет-магазине, в разделе : охлаждающие жидкости >>>
Тест на замерзание антифриза. Чем чревато?
Расследование по антифризам продолжается: если в прошлый раз охлаждающие жидкости (точнее, их пары) поджигали, то теперь попробуем образцы заморозить. Этот тест не претендует на особую научность, зато он очень простой и наглядный. Насколько термин «антифриз», буквальный перевод которого звучит как «против замерзания», соответствует характеристике, заключенной в самом названии? Двенадцать проб поместили в термокамеру, где были созданы условия 35-градусных морозов. О результатах — ниже.
Из истории вопроса: раньше была вода
Как говорилось в предыдущих публикациях, две важнейшие функции антифриза — это регулирование температуры в двигателе и предотвращение коррозии в системе охлаждения. И только на третьем месте — защита от замерзания.
На заре автомобилестроения в качестве охлаждающей жидкости использовали обычную воду. Между прочим, отличный теплоноситель. Однако есть два «но». Во-первых, вода оказывает существенное коррозионное воздействие на элементы системы охлаждения. А во-вторых, при замерзании она превращается в монолитный лед, расширяясь в объеме примерно на 10%.
— Это может привести к механическим повреждениям в системе охлаждения, — предупреждают специалисты. — Патрубки срывает, хомуты разжимает, в головке блока цилиндров образуются микротрещины.
Большинство производителей изготавливают охлаждающую жидкость на основе этиленгликоля, который предотвращает ее замерзание. Данный компонент в чистом виде кристаллизуется уже при –13 градусах (здесь и далее градусы указаны по Цельсию). При этом в отличие от H2O смесь этиленгликоля с водой (в пропорции 50% на 50%) увеличивается в объеме всего на 1—1,5%, что некритично для автомобиля.
— Даже если раствор этиленгликоля и воды замерзнет, то он превратится не в монолитный лед, а в шугу (снежную рыхлую массу), которая не приводит к механическим повреждениям, — подчеркивают эксперты.
Тем не менее законодательством Евразийского экономического союза четко определена температура начала кристаллизации готовой к использованию охлаждающей жидкости. Она составляет –35 градусов. Если выше, то антифриз не соответствует требованиям технического регламента ЕАЭС.
Для сравнения: в Западной Европе используют охлаждающую жидкость с температурой начала кристаллизации от −20 до −37. А в Якутии — до −60 градусов!
На этикетках канистр с концентратом обычно указывают, в какой пропорции разводить его с водой. Вот почему еще важно следовать рекомендациям производителя антифриза: раствор с содержанием 25% этиленгликоля и 75% воды увеличивается в объеме на 3,5%. Жидкость, состоящая на 40% из этиленгликоля и на 60% из воды, — на 1,5%.
Эксперимент: −20, −25, −30, −35… Есть замерзшие!
Подобный эксперимент может провести практически любой автолюбитель, поместив колбу с антифризом в обычный холодильник. В нашем случае использовалась сертифицированная термокамера, которая несколько месяцев назад прошла поверку. Так что объективность результата и честность испытания гарантированы.
— В термокамеру загрузили двенадцать образцов антифризов разных производителей, — рассказывает Евгений Рязанов, начальник отдела технического развития «Шате-М Плюс» (компания выступает партнером расследования). — Десять жидкостей продавались в готовом виде, еще две были приготовлены из концентрата согласно рекомендациям производителей.
Сперва была установлена температура в −20 градусов. Все пробы выдержали испытание, не выдав признаков кристаллизации. Тогда прибор настроили на −25. Результат тот же. Образцы даже не помутнели.
А вот при −30 градусах три антифриза «сдались», не выдержав температурного испытания.
— В колбах №8, 9 и 10 наблюдается процесс кристаллизации, — комментируют результат специалисты. — Стоит отметить, что на этикетках канистр (две из них произведены в России, одна в Беларуси) была указана температура замерзания в −40 градусов.
Разночтение в −35 (по законодательству) и −40 градусов (от производителя) эксперты объясняют следующим образом: «Так сложилось исторически. Температура начала кристаллизации, при которой в растворе появляются первые кристаллики льда, — это скорее технический параметр. Шуга (снежная кашица) образуется при температуре на пару-тройку градусов ниже».
Поэтому производители антифризов чаще указывают на этикетке т. н. температуру защиты, которая может составлять от −40 до +108 градусов.
Спустя сутки эксперимент продолжился. За это время температура в термокамере была понижена до −35 градусов. Даже через смотровое окошечко видно, что «капитулировали» еще три образца — №1, 2 и 4.
На этикетках двух из них производители указали температуру замерзания в −40 градусов, еще у одного стоял показатель в −35.
— В данном случае мы можем смело констатировать: образцы не соответствуют требованию технического регламента Таможенного союза, в котором четко указана температура начала кристаллизации антифризов — не выше −35 градусов, — замечает Евгений Рязанов. — Кроме того, наш небольшой эксперимент наглядно демонстрирует, что охлаждающая жидкость не отвечает параметру, указанному на этикетке.
Ранее сотрудники «Шате-М Плюс» в своей лаборатории устраивали аналогичную проверку антифризам. Примечательно, что некоторые повторно не прошли данное испытание.
Два образца и «горят», и «мерзнут»
В прошлый раз антифризы мы нагревали, чтобы выяснить температуру кипения. А для пущей убедительности поджигали пары. Все эти охлаждающие жидкости были подвергнуты и тесту на замерзание. Так вот две пробы и «горят», и «мерзнут»!
— Это еще одно свидетельство того, что данные антифризы некачественные, — подчеркивает Евгений Рязанов. — Более того, эти жидкости некорректно называть антифризами.
По словам специалистов, факт замерзания говорит о том, что в охлаждающей жидкости содержится недостаточное количество базового компонента (этиленгликоля). Например, его для удешевления могли заменить метанолом.
— Про метанол много говорилось в прошлый раз, — напоминает начальник отдела технического развития «Шате-М Плюс». — Метиловый спирт образует горючие пары и активизирует коррозию. По мере выкипания метанола температура начала кристаллизации будет повышаться. В худшем случае такая жидкость в сильный мороз превратится не в кашицу, а в монолитный лед, что чревато механическим разрушением элементов системы охлаждения.
Консистенция — кашеобразная
Теперь Евгений Рязанов предлагает достать образцы из термокамеры и с помощью химической палочки проверить, в каком они состоянии.
С незамерзшими образцами все ясно — они в жидком состоянии, поэтому интереса для нас не представляют. А вот «самочувствие» проб, не прошедших испытание, более любопытно.
— Консистенция снегообразная, — берет в руки колбу с образцом №10 специалист.
Аналогичная ситуация с образцами №8 и 9. Это густая кашица. Та самая шуга.
— В образце №4 частично заметны кристаллы. А №1 и 2 замерзли плотнее и представляют из себя снежную, рыхлую кашицу.
На самом деле это означает, что в них все же содержится некая часть этиленгликоля (пропиленгликоля) и они не представляют опасности в плане механического разрушения элементов системы охлаждения и двигателя.
Остальные образцы в морозы не замерзнут
В числе шести образцов, выдержавших температурное испытание, оказались жидкости белорусского, российского и немецкого производства.
Тем не менее, по словам экспертов, говорить об их качестве в полной мере сложно: «Да, они выдержали тест на температуру кристаллизации. Однако насколько эффективно эти жидкости препятствуют образованию коррозии, пены и как воздействуют на эластомеры, сказать без специальных исследований сложно».
— На этой стадии можно утверждать только одно: данные образцы (№3, 5, 6, 7, 11, 12) в морозы не замерзнут, — заключает Евгений Рязанов.
А если охлаждающая жидкость замерзла?
В самой первой публикации расследования по антифризам специалисты с помощью рефрактометра установили, что жидкость, залитая в радиатор ВАЗа, может замерзнуть при –10 градусах. Это совсем плохо?
— Только без паники! — призывает Евгений Рязанов. — Если в системе охлаждения содержится антифриз на базе этиленгликоля, то его замерзание к фатальным последствиям привести не должно. Ведь такая жидкость превращается в снежную кашицу, существенно не увеличиваясь в объеме. А значит, бояться механических повреждений не стоит.
Владельцу «Жигулей», понятное дело, было объяснено, чем чревата длительная эксплуатация с таким антифризом: «У данной жидкости нет запаса точки кипения. Она будет быстро закипать. А чем больше в составе антифриза воды, тем выше вероятность образования монолитного льда».
— И все же к тем образцам, которые полностью замерзли, нужно относиться с опаской, — считает начальник отдела технического развития «Шате-М Плюс». — Их эксплуатация может привести к повреждению насоса системы охлаждения или привода этого насоса.
В самом худшем случае, если охлаждающая жидкость все-таки замерзла и превратилась в монолитный лед, это чревато серьезными повреждениями двигателя.
— Разрыв хомутов, патрубков, прочих соединений тоже может иметь негативные последствия, — говорят специалисты. — Представьте, автовладелец не заметил данную неисправность, завел двигатель и поехал. В процессе антифриз уходит или, что еще хуже, через микротрещины попадает в камеру сгорания, оказываясь в моторном масле. В результате элементы двигателя работают в условиях нехватки смазки, а в системе охлаждения уровень жидкости оказывается недостаточным. В процессе дальнейшей эксплуатации это может привести к перегреву двигателя и необходимости в его капремонте.
Повторимся: если говорить об антифризе на базе этиленгликоля (разведенного в правильной пропорции), то даже если он замерзнет в сильные холода, этого пугаться не стоит. По словам экспертов, после запуска мотора охлаждающая жидкость оттает: «По мере нагрева металлических деталей двигателя антифриз начнет циркулировать по рубашке системы охлаждения. Затем постепенно приоткроется термостат и жидкость попадет в большой круг, в который входит радиатор».
Как подчеркивают специалисты, наибольшая проблема в сильные морозы (от —25 до —35) заключается в прокачивании застывшего моторного масла, которое нужно доставить в точки трущихся пар в цилиндрах, а не в возможной кристаллизации антифриза.
Совет автовладельцам, которые решат проверить, не замерз ли антифриз в холода, простой: поднять капот, пощупать патрубки, ведущие к системе охлаждения. Если там образовалась шуга, то услышите характерный хруст. А если лед, то вы даже не сможете сжать патрубок. В таком случае поездку рекомендуют отложить до потепления.
В комментариях часто спрашивают: как выбрать качественную охлаждающую жидкость? По мнению экспертов, продукция известного производителя — один из гарантов, что антифриз будет соответствовать требованиям автоконцернов. Зарекомендовавшие себя с лучшей стороны изготовители тратят большие деньги на исследования, тестирование, получение допусков, а также рекламу, внешний вид канистры, поддержку сайтов и продвижение продуктов через соцсети.
Словом, производители качественных антифризов не прячутся от покупателя, а громко заявляют о себе.
— В любом случае подходить к выбору охлаждающей жидкости нужно ответственно, — подытоживает Евгений Рязанов. — Пусть замерзание не приведет к фатальным последствиям, однако оно может сделать невозможным эксплуатацию автомобиля в сильные морозы или после холодов.
Благодарим за помощь в подготовке публикации партнера расследования — компанию «Шате-М Плюс».
Остальные публикации расследования по антифризам:
Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей
Auto.Onliner теперь в Telegram! Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. [email protected]