Геометрия колес ваз 2109 – как проводится расширение, сколько весит кузов и каковы его размеры

Размеры геометрии днища ВАЗ 2108, 2109

Проверка контрольных размеров геометрии днища кузова автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 производится путем измерения расстояния между определенными точками.


Делается это при помощи специальной телескопической линейки. При покупке подержанного автомобиля реккомендуется загнать его на яму, эстакаду или подъемник и проверить хотя бы несколько размеров по контрольным точкам. Так можно сразу выявить скрытые глазу деффекты.

Контрольные размеры геометрии днища кузова автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099

замеры днища 2108, 2109, 21099

Контрольные размеры между точками

  1. Центры передних болтов креплений растяжек передней подвески («крабов»).
  2. Центры передней и левой опор («подушек») двигателя автомобиля.
  3. Центры шарниров рычагов передней подвески.
  4. Точки крепления задней опоры («подушки») двигателя.
  5. Болты крепления рулевого механизма («рейки»).
  6. Болт крепления рулевой рейки — левая опора двигателя.
  7. Шток правого и левого амортизатора передних стоек.
  8. Шток амортизатора передней стойки, шток амортизатора задней стойки.
  9. Болты крепления задней балки.
  10. Штоки правого и левого амортизаторов задних стоек.

Примечания и дополнения

— Телескопическую линейку для проверки геометрии кузова можно приобрести в магазине, можно изготовить самому из подручных материалов.

Еще статьи по кузову автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099

— Кузовные зазоры и линейные размеры проемов кузова автомобилей ВАЗ 2108, 2109

— Восстановление и обработка арок передних колес автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099

— Замена порогов на автомобиле ВАЗ 2108 (21081, 21083)

ВАЗ 2109 | Колеса (установка и геометрия)

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Контрольные углы поворота


Конструктивное решение переднего моста и рулевого управления предоставляет  возможность достижения оптимального компромисса всех факторов, оказывающих  влияние на обкатку колес по дорожному покрытию при езде прямо и во всем диапазоне  угла поворота колес. Если не выдержаны рекомендуемые геометрические величины,  колеса при обкатке частично скользят – обдираются о дорожное покрытие. Результатом  является чрезмерный и быстрый износ шин. Некоторые величины установки колес  имеют, понятно, допуск.

Аналогичная ситуация наблюдается и у заднего моста с той только разницей, что колеса не имеют возможность поворачиваться.

Одновременным условием является и гармония в установке переднего и заднего мостов.

Оба должны быть взаимно параллельны и одновременно перпендикулярны продольной оси автомобиля и эта ось должна делить пополам колеи колес.

С учетом максимального упрощения обслуживания можно подвергать регулировке очень небольшое количество геометрических элементов.

Из основных геометрических величин переднего моста (развал колес, наклон шкворня  поворотного кулака вбок, наклон шкворня поворотного кулака назад, сход колес,  предельный угол поворота и контрольный угол поворота управляемых колес)  регулировкой можно повлиять лишь на сход колес и контрольный угол поворота  управляемых колес.

У заднего моста величины установки колес задаются конструктивно и ни одна из них не регулируется.

На сход колес переднего моста можно оказать, влияние сокращением или удлинением тяг  рулевого управления. Здесь необходимо предупредить, что коррекция должна быть  осуществлена одновременно изменением длины обеих тяг, а именно каждой на половину  требуемой величины. Управление должно быть симметричным. Для информации  добавим, что относительная длина тяг рулевого управления определяется измерением  длины резьбовой части между концом резьбы и контргайкой шарового шарнира. Этот  размер должен быть у обеих тяг одинаков.

Для практического применения важно знать, что сокращение или удлинение тяги на 1 мм, осуществляемое поворотом одной тяги на 360° , изменяет сход колес примерно на 0° 15" у каждого из колес.

Симметричность рулевого управления необходима для того, чтобы в процессе поворота колес из одного крайнего положения в другое были сохранены углы поворота управляемых колес.

В любом положении поворота колес рулем их установка должна быть такова, чтобы радиальные плоскости колес были перпендикулярны к прямым, проходящим через оси колес и точку вращения автомобиля.

Измерение геометрии является очень ответственной работой, требующей квалифицированного умения, точности, тщательности и хорошей измерительной техники. Поэтому контроль геометрии рекомендуется проводить в сервисе ШКОДА.


Проблемные места кузова автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099

проблемы кузова ВАЗ 2108, 2109, 21099Приобретая подержанный автомобиль (например, ВАЗ 2108, 2109, 21099) в первую очередь следует обратить внимание на состояние его кузова и кузовного покрытия. Это и не мудрено, так как кузов – самая дорогая составляющая автомобиля.


Рассмотрим наиболее проблемные места кузовов автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 и их модификаций. Под термином «проблемные» имеется в виду – наиболее подверженные коррозии и разрушению. Так же данная информация может оказаться полезной при самостоятельном кузовном ремонте автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099. На первых позициях разместим проблемные места, требующие незамедлительного ремонта, так как эксплуатация автомобиля с такими повреждениями может привести к печальному исходу. Ближе к концу списка – проблемы в основном косметического и функционального свойства.

Перечень основных слабых мест кузовов автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099

  1. Места крепления задней балки к кузову автомобиля.

Задняя балка автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 своими рычагами через резинометаллические шарниры крепится к треугольным кронштейнам с правой и левой сторон кузова. Кронштейны в свою очередь сидят на шпильках и закреплены гайками (по три шпильки и три гайки на кронштейн). Шпильки приварены к специальному усилителю из более толстого металла, находящемуся внутри заднего лонжерона.

Вокруг кронштейнов со временем возникает очаг коррозии (возможно из-за нарушения защитного слоя лонжерона, несвоевременной обработки защитным составом его внутренней полости, вибронагруженности данной части кузова). Сначала коррозия съедает металл порога вокруг кронштейна, потом принимается за усилитель. Через некоторое время крепления балки к кузову попросту вырывает, и автомобиль становится неуправляемым. Очень важно провести ремонт этого соединения на ранней стадии разрушения (пока не разрушился усилитель внутри лонжерона).

Металл лонжерона под кронштейнами в этом случае можно заменить более толстым. В сильно запущенных случаях (например, когда балку уже вырвало) ремонт тоже возможен, но более трудоемок, так как требует восстановления разрушенных элементов с соблюдением геометрических параметров (иначе возможен увод автомобиля в сторону и подъедание резины задних колес). Подробнее про ремонт креплений задней балки см. «Ремонт мест креплений задней балки к кузову на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099».

  1. Места крепления кронштейнов растяжки («крабов») передней подвески к кузову автомобиля.

Аналогичная ситуация возникает при образовании коррозии в районе крепления «крабов» к нижней части рамки радиатора. В местах крепления кронштейнов рамка радиатора так же имеет усилители из более толстого металла. В основном разрушения начинаются вокруг них. В продаже имеются ремонтные вставки под кронштейны, которые необходимо вварить вместо разрушенных. Ремонт должен проходить с соблюдением всех геометрических размеров, так как в противном случае нарушается установка углов колес, которая в дальнейшем не поддается регулировке. См. «Ремонт мест крепления кронштейнов растяжки передней подвески к кузову автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099».

  1. Стаканы стоек передней подвески.

Грязь, скапливающаяся в арках передних колес, со временем приводит к разрушению брызговиков двигателя и соответственно стаканов передних стоек. Постоянная вибронагрузка мест крепления верхней части стоек (опорных подшипников) к кузову является причиной появления трещин возле их шпилек и гаек. Ремонтная деталь имеется в продаже, но замена ее трудоемка. В качестве профилактики рекомендуется периодически обновлять защитное покрытие арок колес и использовать пластиковые локера (подкрылки).

  1. Стаканы стоек задней подвески (арки задних колес).

Такая же ситуация складывается и со стаканами стоек задней подвески. Ржавчина здесь обычно начинает появляться со стороны колесных арок, за стойками. Если не разрушились сами стаканы стоек, то все может обойтись лишь заменой прогнивших участков на свежий металл, что не так сложно. Рекомендации по профилактике те же: защитное покрытие колесных арок, проливка скрытых полостей специальными составами и использование подкрылков.

  1. Пороги.

Разрушение порогов наиболее распространенная проблема кузовов автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099. Эксплуатация автомобиля с прогнившими порогами вобщем-то возможна, но жесткость кузова резко снижается прямо пропорционально степени разрушения. Особенно прогрессирует ржавчина под пластиковыми декоративными накладками на пороги. Замена порогов в большинстве случаев невозможна без восстановления элементов пола, к которым пороги крепятся. Порог автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 состоит из четырех элементов (двух усилителей, нижней части и внешней накладки). Замена производится либо в целом, либо тех элементов, которые наиболее подверглись коррозии.

В качестве профилактики разрушения и продления жизни порогов автомобиля рекомендуется не использовать декоративные накладки или проводить дополнительную обработку под ними, периодически проводить обработку скрытых полостей и внешних элементов специальными составами, прочистку дренажных отверстий в нижней кромке порогов. Подробнее о замене порогов см. «Замена порогов автомобиля ВАЗ 2108», «Замена порогов автомобилей ВАЗ 2109, 21099».

  1. Дверь задка ВАЗ 2108, 2109, крышка багажника на ВАЗ 21099.

Постоянно летящая грязь оседает на двери задка автомобиля и вызывает коррозию ее нижней кромки, что со временем приводит к разрушению. В принципе ремонт данной детали возможен, но по цене сопоставим с заменой двери на новую или б.у., но в хорошем состоянии. В качестве профилактики рекомендуется устанавливать на заднюю верхнюю часть кузова над дверью задка спойлер. Загрязнение двери сильно сократится.

Примечания и дополнения

— Остальные проблемы: места крепления рычагов подвески и кронштейнов стабилизатора поперечной устойчивости к кузову, элементы пола под ногами с усилителями,  нижние части дверей, рамка ветрового стекла, дренажные отверстия кузова и пр. имеют место не на всех автомобилях и встречаются несколько реже и менее существенны.

Еще статьи по ремонту автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099

— Замена подшипника ступицы заднего колеса на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099

— Замена наконечников рулевых тяг на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099

— Прокачка тормозов на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099

— Замена ветрового стекла на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099

— Контрольные размеры для проверки геометрии днища кузова автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099

ВАЗ 2109 | Геометрия подвески

Геометрия подвески

Углы установки колёс автомобиля - общая информация

Углы установки колёс в значительной мере влияют на устойчивость автомобиля, износ шин и расход топлива. Номинальные значения углов приведены в Спецификациях Главы Подвеска и рулевое управление.

Развалом называется угол наклона плоскости колеса относительно вертикали. Если колёса наклонены верхними краями наружу, развал называется положительным, и наоборот. Величина развала измеряется в градусах. Правильность регулировки развала определяет величину и положение пятна контакта протекторов с дорожным покрытием и позволяет компенсировать изменения в геометрии подвески, происходящие во время совершения поворотов и при движении автомобиля по неровному дорожному покрытию.

Сходимостью (схождением) называется величина сведения друг к другу передних краев колёс автомобиля. Такое нарушение параллельности установки колёс позволяет минимизировать износ протектора за счёт предотвращения юза при совершении поворотов. При нулевой сходимости расстояние между передними краями колёс равно расстоянию между их задними краями. Величина сходимости колёс приведена в Спецификациях Главы Подвеска и рулевое управление

. Нарушение регулировки сходимости ведёт к ускорению износа протекторов шин за счёт проскальзывания их по дорожному покрытию.

Выбегом называется угол продольного наклона оси поворота колеса, т.е., угол отклонения данной оси от вертикали в плоскости колёсного диска. Если ось поворота наклонена назад, выбег называется положительным, наоборот.

Величина предельных углов поворота передних колёс автомобиля должна быть снижена при увеличении размера последних.

Общая проверка геометрии подвески производится на специальном стенде в условиях специализированной мастерской.

ВАЗ 2109 | Геометрия подвески

Геометрия подвески

Углы установки колес автомобиля - общая информация

Геометрией подвески и ее жесткостью определяется возможность ограничения вертикальных перемещений кузова и уменьшения угловых колебаний вокруг поперечной и продольной осей.

Передние колеса поворачиваются вокруг наклонных осей, чье положение определяется шарнирами и деталями подвески автомобиля.

Наиболее важными являются перечисленные ниже кинематические установки колесных сборок по отношению к рулевому управлению и передаче сил между шинами и дорожным покрытием. Следует помнить, что углы установки колес в значительной мере влияют на устойчивость автомобиля, износ шин и расход топлива. Номинальные значения подлежащих проверке и регулировке углов установки колес рассматриваемых в настоящем Руководстве автомобилей приведены в Спецификациях Главы Подвеска и рулевое управление.

Сходимостью (схождением) называется угол между линиями, образованными при сечении горизонтальной плоскостью следующих плоскостей:

  • Плоскость симметрии автомобиля;
  • Плоскость колесного диска.

Сходимость передних колес


Сходимость может быть также определена как разность расстояний между крайними передними и задними краями колесных сборок. Сходимость оказывает влияние на прямолинейность движения автомобиля и на его управляемость, а на переднеприводных моделях компенсирует результирующие кинематические изменения геометрии подвески, определяемые воздействием силы тяги. При нулевой сходимости расстояние между передними краями колес равно расстоянию между их задними краями. Нормальная сходимость обычно не превышает долей дюйма (1 дюйм = 2.54 см).

Развалом называется угол между линиями, образованными при сечении вертикальной плоскостью, перпендикулярной плоскости симметрии автомобиля следующих плоскостей:

  • Плоскость симметрии автомобиля;
  • Плоскость колесного диска.

Углы установки колеса

Если верхняя часть колеса отклонена от оси симметрии автомобиля наружу, развал называется отрицательным, и наоборот. Правильность регулировки развала определяет величину и положение пятна контакта протекторов с дорожным покрытием и позволяет компенсировать изменения в геометрии подвески, происходящие во время совершения поворотов и при движении автомобиля по неровному дорожному покрытию.

Кинематическая длина цапфы представляет собой кратчайшее расстояние между центром управляемого колеса и осью его поворота. Для полноприводных автомобилей данный параметр характеризует влияние сил тяги и сил сопротивления качению на управляемость транспортного средства.

Плечом стабилизации называется расстояние между точкой контакта колеса и точкой пересечения оси его поворота с дорожным покрытием на виде сбоку, определяющее величину стабилизирующего момента и влияющее на курсовую устойчивость автомобиля и на распределение сил в рулевом управлении при совершении поворотов.

Выбегом называется угол продольного наклона оси поворота колеса, т.е., угол между осью поворота и вертикалью на виде сбоку. Вместе с углом поперечного наклона оси выбег оказывает влияние на изменение развала колес при изменении угла поворота рулевого колеса, а также влияет на стабилизирующий момент.

Плечо обкатки определяется как расстояние между точкой контакта колеса с дорожным покрытием и точкой пересечения оси его поворота с дорожным покрытием на виде спереди. Плечо считается отрицательным, когда последняя из названных выше точек находится между центром и верхней частью колеса. Параметр оказывает влияние на степень воздействия сил торможения на рулевое колесо и на величину стабилизирующего момента, причем, отрицательное плечо обкатки увеличивает последний.

Угол поперечного наклона оси поворота колеса представляет собой угол между осью поворота колеса и вертикалью в плоскости поперечного сечения автомобиля. Наряду с выбегом и величиной продольного смещения оси поворота оказывает влияние на чувствительность рулевого управления.

Общая проверка геометрии подвески производится на специальном стенде в условиях специализированной мастерской.

Задние колеса автомобиля имеют определяемые геометрией подвески, не поддающиеся регулировке нулевые углы развала и выбега. Описание процедур проверки и регулировки углов установки передних колес автомобиля приведено в Разделе Проверка и регулировка углов установки передних колес.

Условия проверки углов установки колес

Проверка углов установки автомобиля требует наличия специально оборудованной эстакады. Перед началом проверки следует удостовериться в выполнении следующих условий:

  • Давление воздуха в шинах соответствует номинальному;
  • Передние колеса установлены прямолинейно;
  • Автомобиль не загружен, топливный бак полностью заправлен;
  • Элементы подвески автомобиля осажены с усилием;
  • Рулевой привод правильным образом отрегулирован;
  • Люфты в колесных подшипниках, наконечниках рулевых тяг и шаровых опорах подвески не выходят за допустимые пределы;
  • Глубина протектора шин, установленных на колеса одной оси одинакова.

Углы установки колес ВАЗ-2108

Проверка и регулировка углов установки колес выполняется на специальных стендах согласно инструкции на стенд.  
Проверка углов установки колес обязательна, если проводится замена или ремонт деталей подвески, которые могут повлечь за собой изменение углов установки колес.

У нового обкатанного автомобиля в снаряженном состоянии и с полезной нагрузкой 3136 Н (320 кгс) [4 человека и 392 Н (40 кгс) груза в багажнике], углы установки колес должны иметь следующие значения:

  • развал 0°±30´ (30´± 30°)*
  • схождение (0 ± 1) мм [(1,5±1) мм]*

угол наклона оси поворота:

  • продольный 1°30 ± 30’ (20´±30´)*
  • поперечный 13°4´ 

Перед регулировкой углов установки колес проверьте:

—давление воздуха в шинах;

— радиальное и осевое биение дисков колес: оно не должно превышать для осевого — 1 мм, для радиального — 0,7 мм;

— свободный ход рулевого колеса;

— свободный ход (люфт) в подшипниках ступиц передних колес;

— техническое состояние деталей и узлов подвески (отсутствие деформаций, разрушения и износа резинометаллических шарниров, недопустимой осадки верхней опоры стойки подвески).

Замеченные неисправности устраните.

После установки автомобиля на стенд, непосредственно перед контролем углов, "прожмите" подвеску автомобиля, прикладывая 2—3 раза усилие в 392—490 Н (40—50 кгс), направленное сверху вниз, сначала на задний бампер, а потом — на передний.

При этом колеса автомобиля должны распологаться параллельно продольной оси автомобиля.

При проверке и регулировке углов установки колес сначала проверяйте и регулируйте угол продольного наклона оси поворота, затем угол развала колес и в последнюю очередь — схождение колес.

Угол продольного наклона оси поворота

Рис. 1. Передняя подвеска в сборе

Если величина угла не соответствует данным, приведенным выше, измените количество регулировочных шайб 23 (см. рис. 1), установленных на обоих концах растяжек 29 подвески.

для увеличения угла продольного наклона оси поворота уменьшите количество шайб на растяжке в передней или задней ее части.

И, наоборот, для уменьшения угла добавьте количество шайб, но только в задней части растяжки, так как спереди ЭТО ВЫПОЛНИТЬ не всегда ВОЗМОЖНО из-за короткой резьбовой части растяжки.

При изменении количества шайб На растяжке следите за тем, чтобы фаски На шайбах были обращены в сторону упорного торца растяжки. Это же правило соблюдайте при установке внутренней упорной шайбы резинометаллического шарнира, когда полностью удалены регулировочные шайбы.

При несоблюдении ЭТИХ требований возможно ослабление затяжки гаек крепления растяжек.

Количество регулировочных шайб на растяжке не должно быть более двух штук спереди, четырех — сзади.

Для того, чтобы не изменилось положение растяжки 29 относительно рычага 22 подвески при регулировке продольного наклона оси поворота, пользуйтесь специальным приспособлением, которое фиксирует растяжку относительно рычага, то есть не допускает поворачивание растяжки от воздействия усилий при заворачивании гайки крепления растяжки к рычагу.

Это требование необходимо соблюдать, чтобы не допустить преждевременного износа резинометаллического шарнира и резиновой подушки, на которые опираются концы растяжки.

При установке или изъятии одной регулировочной шайбы угол продольного наклона оси поворота изменяется приблизительно на 19’.

Угол развала передних колес

Если угол развала отличается от нормы, то отрегулируйте его. Для этого ослабьте гайки верхнего и нижнего болтов и, поворачивая верхний регулировочный болт 11 (см. рис. 1), установите необходимый угол развала колес.

По окончании регулировки затяните гайки моментом 88,2 Нм  (9 кгс м).

ВАЗ 2109 | Регулировка углов установки задних колес

15.3. Регулировка углов установки задних колес

Проверка общего положительного схождения
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Поднимите заднюю часть автомобиля так, чтобы задние колеса оказались над землей.
2. Поворачивая колесо рукой, мелом отметьте линию по центру шин.
3. Установите автомобиль на горизонтальную поверхность.
4. Измерьте расстояния А и В.

Положительное схождение: 3±3 мм

Регулировка положительного схождения

Предупреждение

При установке угла осевой нагрузки в соответствии с нормой для положительного схождений задних колес значение угла, измеренное при помощи прибора для регулировки 4 колес, должно находиться в пределах установленных значений. При невыполнении этого требования проверьте размеры кузова.

Угол осевой нагрузки: 0°±0,10


ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Снимите крышку.
2. Ослабьте кулачковую гайку поперечной тяги.
3. Отрегулируйте положительное схождение, поворачивая регулировочный болт с кулачковой головкой следующим образом:

Левое колесо

Правое колесо

Положительное схождение против часовой стрелки по часовой стрелке
Отрицательное схождение по часовой стрелке против часовой стрелки

Предупреждение

Один оборот регулировочного болта с кулачковой головкой меняет положительное схождение примерно на 3,2 мм.


4. Затяните кулачковые гайки.

Момент затяжки: 78–117 Н•м

5. Установите крышку.

Проверка развала
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Снимите колеса.
2. Снимите крышку и отверните гайки крепления ступицы.
3. Установите прибор для измерения развала/ угла продольного наклона шкворня.
4. Измерьте развал.

Развал:–0° 21'±45'


Предупреждение

Регулировка развала невозможна.


5. Снимите прибор для измерения развала/ угла продольного наклона шкворня.
6. Затяните новые гайки крепления ступицы колеса и зачеканьте их.

Момент затяжки: 235–319 Н•м

7. Установите колеса.

Момент затяжки: 88–117 Н•м

Author:

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о