Газ 3102 модернизация ходовой: 403 — Доступ запрещён – Тюнинг кузова Волга 3102 и 31105

По течению «Волги» — журнал За рулем

С уходом этой машины закончилась целая эпоха, даже несколько эпох.

volga

ГАЗ-21, 1956–1970 гг.

ГАЗ-21, 1956–1970 гг.

У нее огромная армия поклонников и столько же ненавистников. А ведь некогда о ней мечтал каждый или почти каждый гражданин гигантской страны. Для большинства машина так и оставалась мечтой, отчего любовь только крепла… В 2009-м производство все-таки свернули. Про нее можно написать еще не одну книгу. Но пока пройдем хотя бы по основным этапам более чем полувековой истории машины с гордым именем, заимствованным у великой реки.

volga2

ГАЗ-24/24-10, 1968–1994 гг.

ГАЗ-24/24-10, 1968–1994 гг.

БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА

Даже по современным меркам модель ГАЗ-21 «Волга» создали в невероятно короткие сроки — фактически за три года! Причем, если сравнивать с предшественницей, «Победой», практически все, от кузова до мотора, было новым. Задача стояла совсем не простая: ориентируясь на передовые американские и европейские образцы, создать машину, подходящую для СССР — страны с совсем другими технологическими возможностями и эксплуатационными условиями. Машина, бесспорно, удалась — получилась запоминающейся, современной, солидной. Дизайн навевал ассоциации с «Фордом» середины 1950-х, но впрямую его не копировал. Независимая пружинная подвеска спереди и рессоры сзади — весьма распространенная схема в те годы. Были, конечно, исключения — на «мерседесах» независимые подвески сзади делали еще до войны, а «Ситроен» и вовсе сотворил гидропневматическое чудо. Большинство же современников «Волги» принципиально от нее не отличались. Почти… Но в подвеске «американцев» уже стояли резинометаллические шарниры, а на «Волге» применяли (в течение 45 лет!) резьбовые втулки, требующие смазки. В 1956-м вопрос решили, установив централизованную систему, подающую масло к шарнирам подвески после нажатия педали. На Западе такие устройства делали еще в 1930-х.

volga3

ГАЗ-3102, 1982–2009 гг.

ГАЗ-3102, 1982–2009 гг.

Уже в начале 1960-х западные журналисты, тестировавшие «Волгу», иронизировали над ее валкостью. Но автомобиль создавался для иной жизни. Мягкая, длинноходная подвеска в сочетании с огромным (190 мм сзади и 200 мм спереди) дорожным просветом была спасением от того, что в СССР называли дорогами.

volga4

ГАЗ-31029, 1994–1997 гг.

ГАЗ-31029, 1994–1997 гг.

Верхнеклапанный нижневальный двигатель объемом 2,45 л (на первые партии ставили модернизированный мотор «Победы») развивал всего 70 л.с. Но ведь в стране ездили на 72-м, а то и на 66-м бензине. Мотор выдавал около 28 л.с. с литра рабочего объема. У 2,2-литрового агрегата «Мерседеса» середины 1950-х этот показатель — 38,6 л.с., у «Опеля-Капитан» — 32,8 л.с., а у американского «Форда» с V8 объемом 4,8 л — 43,2 л.с.

volga5

ГАЗ-3110, 1997–2006 гг.

ГАЗ-3110, 1997–2006 гг.

Основной коробкой передач для ГАЗ-М21 задумывалась 3-ступенчатая автоматическая. Но таких машин построили немного: ни массовое производство, ни тем более ремонтники не были к ней готовы. По рассказам заводских ветеранов, доходило до того, что первые владельцы «волг» требовали заменить новинку привычной механической коробкой. У американцев большинство машин комплектовали автоматами, но в Европе они были редкостью. С «Волги» автомат ушел еще в 1950-х… и уже никогда не вернулся.

volga6

ГАЗ-31105, 2006–2009 гг.

ГАЗ-31105, 2006–2009 гг.

Тормоза на ГАЗ-21 — барабанные без усилителя — можно, учитывая скоростные характеристики (максималка — 125 км/ч), считать нормальными. Совсем не нормальными они стали в мелкосерийном ГАЗ-23 со 195-сильной «восьмеркой». Но на таких машинах ездили тренированные профессионалы из спецслужб.

volga7

«Волгу» ГАЗ-21 отличали вполне современные для 1950-х верхнеклапанный двигатель, сцепление с гидроприводом, независимая пружинная подвеска передних колес.

«Волгу» ГАЗ-21 отличали вполне современные для 1950-х верхнеклапанный двигатель, сцепление с гидроприводом, независимая пружинная подвеска передних колес.

Модернизация 1962 года лишила «Волгу» централизованной смазки, которая уж очень загрязняла асфальт и полы гаражей. Отныне и на 40 лет вперед ремонтникам вменили в обязанность выполнять забытую ныне операцию — регулярную набивку (шприцевание) пресс-масленок. Машина второго поколения приобрела телескопические амортизаторы. Мощность двигателя возросла до 75 л.с. Были также 80- и 85-сильные версии — для зарубежных рынков, где высокооктановый бензин — норма.

volga8

Шасси «Волги» последнего поколения. Впрысковый двигатель недостаточной для этого класса мощности, тормоза без ABS, задняя подвеска — рессорная. Из более современных решений — гидроусилитель руля и бесшкворневая передняя подвеска.

Шасси «Волги» последнего поколения. Впрысковый двигатель недостаточной для этого класса мощности, тормоза без ABS, задняя подвеска — рессорная. Из более современных решений — гидроусилитель руля и бесшкворневая передняя подвеска.

«Двадцать первую» уважали и любили. Она была не только престижной — доступной немногим, но и по-настоящему прочной, надежной, довольно простой в ремонте. Конечно, рачительный шофер использовал каждую возможность прошприцевать все, что можно. Виртуозы, говорят, умудрялись делать это не только за несколько минут, но и почти не пачкаясь. У любви к «Волге», впрочем, была еще одна причина — конкурентов в СССР она не имела.

ГАЗ-3102 наделили вседорожным обвесом, впечатлившим пользователей

Российский представительский седан превратился в автомобиль повышенной проходимости.

ГАЗ-3102 давно завоевал популярность среди отечественных автолюбителей, однако на российских дорогах, качество которых оставляет желать лучшего, данный автомобиль фактически беспомощен, поэтому народные умельцы прибегают к ухищрениям, чтобы седан представительского класса стал более проходимым. Причем, из этих замыслов получаются вполне пристойные вещи, достойные внимания автомобилистов.

К таким проектам можно отнести и «Волгу», получившую самодельный вседорожный обвес, представленный на фотографии, опубликованной в тематическом сообществе в социальной сети Instagram. Интересно, что Горьковский автозавод не выпускал внедорожные версии ГАЗ-3102, то гаражным мастерам приходится создавать такие варианты, чтобы они могли бороздить проселочные дороги и сложное бездорожье. Поэтому, следует обратиться к разработчикам со следующими словами: «А с завода так нельзя?»

«Волга», продемонстрированная на фото, обзавелась увеличенным клиренсом, благодаря чему данный автомобиль без проблем должен ездить по труднодоступным местам, новой подвеской, внушительными колесными дисками, обутыми в шипованную резину, металлическими порогами, пластиковыми расширенными колесными арками, кенгурятником и дополнительными фонарями. Можно предположить, что данный ГАЗ-3102, благодаря данным доработкам, получит возможность не только покорять пересеченную местность, но и вытягивать другие машины, оказавшиеся в «плену».

ГАЗ-3102 во вседорожном обвесе впечатлил пользователей сети. «Волга – это сила», «Крутяк», «Огонь», «Смотрится вполне неплохо», «На ней на природу хорошо ездить», «Респект авторам шедевра», — комментируют подписчики.

Ранее в сети обсуждали фотографию, на которой морально устаревший ГАЗ-3102 смог отбуксировать новейший Tesla Model X, у которого иссяк заряд батареи. Стоит сказать, что на этом снимке ничего такого не показано, но этот случай довольно показателен. «Как тебе такое, Илон Маск», — иронизируют комментаторы.

грядет последняя модернизация (1996 год)


О достоинствах и недостатках появившейся в 1968 году «Волги» ГАЗ-24 можно спорить долго. Однако ее конвейерное долголетие — факт очевидный. Конечно, за эти почти 30 лет машина пережила не одну модернизацию, но вряд ли конструкторы предполагали столь долгую жизнь своего детища — обе предыдущие крупносерийные легковые модели ГАЗа «Победа» и «Волга» М-21 выпускались в среднем по 12 лет. Но судьба распорядилась иначе. Стратегический просчет с ГАЗ-3105, оказавшимся слишком дорогим для массового выпуска, трудно продвигающиеся экономические реформы и другие факторы привели к удивительному явлению: наметившийся было спад покупательского интереса к «Волге» превратился в бурный спрос. «Легковое» производство ГАЗа работает сегодня, как известно, в самом напряженном режиме. Но жить сегодняшним днем в бизнесе немыслимо, и потому в Нижнем Новгороде кипит работа над перспективной машиной, которая встанет на конвейер в начале следующего века. Впрочем, до него надо дожить, что и стало причиной модернизации нынешней «Волги». В конечном виде автомобиль, начавшийся как ГАЗ-24, получит индекс -3110. Процесс «перевоплощения» состоит из нескольких этапов. Предлагаем вашему вниманию рассказ главного конструктора легковых автомобилей АО «ГАЗ» Сергея Алексеевича Батьянова о первом этапе последней модернизации «Волги».
Не будучи заметными внешне, речь идет об изменениях в шасси автомобиля, они весьма серьезны по сути и приближают машину к соответствию современным требованиям среднего класса.
В 1996-м завод планирует существенно увеличить выпуск автомобилей «Волга», оснащенных 4-цилиндровым 16-клапанным бензиновым двигателем ЗМЗ-406.2 с электронным впрыском топлива мощностью 150 л. с. С этим двигателем возможна максимальная скорость 170 км/ч, а для модификаций с рабочим объемом 3,4 л (такой вариант также разрабатывается) — и выше. Для сравнения, максимальная скорость «Волги» с «402-м» — 146 км/ч. Все автомобили будут оснащать пятиступенчатой коробкой передач, двухвальной карданной передачей с эластичной промежуточной опорой, снижающей шум в салоне на высоких скоростях, и усиленным дифференциалом редуктора в заднем мосте. Некоторых изменений в конструкции моста требуют и 15-дюймовые колеса.

О самом колесе и новых шинах чуть ниже, а отличия модернизированного моста показаны на рис. 1. Новые элементы — полуось с измененной конфигурацией фланца, кожух полуоси, тормозной барабан. Колея задних колес увеличена на 20 мм по сравнению с ГАЗ-31029.

Совокупность элементов шасси должна обеспечить безопасное и надежное управление автомобилем, который стал более скоростным. Больше скорость, значит, выше термонагруженность тормозных механизмов, требования к рулевому управлению и шинам — они теперь с индексом максимальной скорости не ниже «S» (до 180 км/ч) или «Т» (до 190 км/ч).

ПЕРЕДНЯЯ ПОДВЕСКА, КОЛЕСА, ШИНЫ

Автомобили «Волга» с двигателями, обладающими более высокими характеристиками, чем серия «402», — а это и упомянутый ЗМЗ-406.2, и четырехцилиндровый «Ровер» — требуют оснащения не только передними дисковыми тормозами, но и передней подвеской с измененными углами установки колес. Подвеска с продольным углом установки шкворня 6° (вместо 0°, как у «Волги» с обычной подвеской) и увеличенным до 9° (вместо 4,5°) поперечным углом установки шкворня была разработана и применяется на автомобилях ГАЗ-3102, выпускаемых относительно небольшими сериями. Такая геометрия позволяет увереннее «держать» дорогу и обеспечивает курсовую устойчивость на скоростях свыше 150 км/ч. Кроме того, скоростному и маневренному автомобилю нужны шины с более высоким сопротивлением боковому уводу, чем у применяемой сегодня шины 205/70R14 на относительно узком ободе 5 1/2 Jх14. Для модернизируемых автомобилей предусмотрены скоростные низкопрофильные шины нового поколения 195/65R15, разработанные объединением «Старт» (Москва). Эти шины прошли испытания на ГАЗе и, не уступив по комплексу показателей импортным аналогам, получили высокую оценку. Их производство первым начал завод в Белой Церкви, присвоивший этой продукции индекс «БЦ-3». Шина монтируется на колесо размером 6 1/2 Jх15 h3 ET 45, что означает: колесо стальное, сварное, имеет посадочную ширину 6 1/2 дюйма и два хампа для бескамерных шин, вылет (расстояние от средней линии до привалочной плоскости) 45 мм. Дополнительные отличия от 14-дюймового колеса — вентиляционные окна и измененное расположение отверстий для пяти крепежных болтов заменили традиционные шпильки и гайки.

Помимо стального колеса, в содружестве с российско-германской фирмой «К&К» (Красноярск) разработаны элегантные колеса из алюминиевого сплава.

В подвеске передних колес (рис. 2), базирующейся на кованой балке автомобиля ГАЗ-31029, сохранены рычажно-пружинная система, сайлент-блоки и шкворневый узел. Модернизированная передняя подвеска в сборе может быть установлена на автомобили ГАЗ-31029 и ГАЗ-2410 прежних лет выпуска в комплекте с новыми колесами, шинами и задним мостом.

ДИСКОВЫЕ ТОРМОЗА ПЕРЕДНИХ КОЛЕС

Дисковые передние тормоза для «Волги» не внове — на модели -3102 и ее модификациях применены дисковые тормозные механизмы с оппозитной четырехпоршневой скобой и вентилируемым диском. Такая скоба позволяет использовать надежную схему дублирования гидроконтуров. Ее недостаток — невысокая ходимость тормозных накладок, резко уменьшающаяся при интенсивном нагреве тормозного механизма. Кроме того, в силу особенностей ступичного узла, для минимального биения рабочих поверхностей тормозного диска его приходится окончательно обрабатывать в сборе со ступицей на базе колец конических подшипников. Это привело к необходимости поставлять в запчасти тормозные диски только комплектно — в сборе со ступицей и ступичными подшипниками.

Позже для «Волги» ГАЗ-3105 на заводе было освоено производство однопоршневой плавающей тормозной скобы типа «Колет» по лицензии английской фирмы «Лукас». Эта скоба применена и на легких грузовиках семейства «Газель» и успела хорошо зарекомендовать себя в эксплуатации.

«Плавающая» скоба принципиально отличается от оппозитной тем, что имеет подвижный корпус, который перемещается на двух направляющих пальцах, уплотненных гофрированными резиновыми чехлами. При создании давления в тормозной системе поршень, перемещаясь, прижимает внутреннюю тормозную колодку к диску, а корпус, смещаясь на пальцах в противоположном направлении, прижимает к диску наружную колодку (рис. 3). Уплотнительное кольцо поршня с колодкой обеспечивает отвод поршня от тормозного диска при снижении давления и автоматическую установку зазора между диском и колодками вне зависимости от их износа.

Именно с «газелевскими» унифицированы однопоршневые плавающие скобы модернизированной «Волги». Они обеспечивают высокую эффективность тормозов в условиях повышенной- термонагруженности, снижают вероятность закипания жидкости, повышают ходимость накладок. В запчасти теперь можно поставлять только тормозной диск, изнашивающийся быстрее других деталей ступичного узла — рабочие поверхности диска и ступицы обрабатываются раздельно. Новые тормоза пойдут на все модификации «Волги» независимо от типа двигателя, а впоследствии — на грузопассажирские машины «Бурлак» и «Атаман».

ГИДРОУСИЛИТЕЛЬ РУЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ

Существенный недостаток «Волги» — «тяжелое» рулевое управление. В еще большей степени это относится к модели ГАЗ-3102: увеличенные продольный и поперечный углы наклона шкворня улучшают отдельные характеристики автомобиля, но требуют больших физических затрат от водителя, так как часть его усилий затрачивается на преодоление сопротивления передней части автомобиля, несколько приподнимающейся при повороте.

Сегодня все зарубежные автомобили класса «Волги» в качестве стандартного оборудования оснащены усилителями рулевого управления. С нынешнего года ОАО «ГАЗ» устанавливает такие устройства на «Волги» моделей -3102 и -31029.
Гидроусилитель состоит из силового цилиндра, воздействующего на тягу рулевой трапеции, клапана распределителя, гидронасоса, приводимого от двигателя автомобиля, резервуара и шлангов. Гидроусилители условно делятся на интегральные и неинтегральные -объединенные или не объединенные в один узел. Первоначально все модификации «Волг» с «402-м» двигателем будут оснащать гидроусилителем неинтегрального типа с так называемым осевым распределителем, установленным на поперечной рулевой тяге.
В настоящее время совместно с белорусским АО «Гидроусилитель» (Борисов) разрабатывается интегральный агрегат: в одном корпусе объединены рулевой механизм типа «винт-гайка» (вместо существующей червячной пары), распределитель и силовой цилиндр. Со временем гидроусилитель будет устанавливаться на всех легковых моделях завода.
Таковы изменения в конструкции автомобиля «Волга», ожидающие покупателей уже в нынешнем году.

По материалам журнала «За Рулем» за 1996 год

ГАЗ-3102 — Энциклопедия журнала «За рулем»

Описание модели


ГАЗ-3102
Технические характеристики:
кузов седан
количество дверей 4
количество мест 5
длина 4 960 мм
ширина 1 846 мм
высота 1 490 мм
колесная база 2800 мм
колея передняя 1563 мм
колея задняя 1548 мм
дорожный просвет 150 мм
объем багажника 500 л
расположение двигателя спереди продольно
тип двигателя бензиновый
объем двигателя 2445 см3
Мощность 102/4500 л.с. при об/мин
Крутящий момент 182/2500 Н*м при об/мин
Клапанов на цилиндр
КП четырех/пятиступенчатая механическая
Подвеска передняя независимая, на поперечных рычагах
Подвеска задняя зависимая, на продольных рессорах
Амортизаторы
Тормоза передние барабанные/дисковые
Тормоза задние барабанные
Расход топлива 11,5—13,5 л/100 км
максимальная скорость 135-180 (от типа двигателя) км/час
годы производства 1982-2009
тип привода задний
снаряженная масса 1450 кг
разгон 0-100 км/ч  сек

ГАЗ- 3102 — легковой автомобиль представительского класса, выпускавшийся Горьковским Автомобильным Заводом серийно с 1982 по 2008 годы. Являлся преемником ГАЗ-24-10 и предшественником Volga Siber. Стал базой для автомобилей семейства ГАЗ-31029. Выпускался исключительно в кузове седан. В иерархии представительских автомобилей СССР занимал промежуточное положение между Чайкой ГАЗ-14 и Волгой ГАЗ-24-10. При социализме в розничную продажу не поступал и обслуживал государственные учреждения, а также руководящих работников партаппарата. Серийный выпуск автомобиля продолжался с многочисленными модернизациями до 2009 года, после чего был прекращен. В последние годы выпуска машина технически была идентична ГАЗ-31105, сохранив при этом «классический» дизайн кузова.

История создания

К концу семидесятых годов коллективу ГАЗа коллективу предприятия становится понятно, что базовая модель ГАЗ-24 стремительно устаревает. Кроме того, с ростом доходов населения, а также постепенного вывода отработавших свое «Волг» из таксопарков, все большее количество автолюбителей получает возможность приобрести машину в частное пользование. Престиж «Волги» как представительского автомобиля стремительно падает. С конца семидесятых годов один за одним появляются варианты рестайлинга базового автомобиля.

Первым в череде концептуальных моделей появился ГАЗ-3101, в стайлинге которого уже можно заметить характерные черты будущего автомобиля. Обращают на себя внимание новые блок-фары, молдинг, пущенный по боковине кузова, иные передние крылья и капот.


В 1980 году испытания проходят так называемые «переходные» версии ГАЗ-3101. На фотографии ниже один из прототипов. Ручки дверей ещё от ГАЗ-24, однако передок полностью новый. Колпаки колес в стиле «Чайки» заменили аналогичные «тарелки» у «двадцать-четвертой»


По сравнению с предыдущей моделью, автомобиль был переработан и конструктивно. В частности, повышенное внимание уделялось безопасности, шумоизоляции и экологичности. Салон решен в стилистике более «взрослой» «Чайки». Была также переработана трансмиссия, а двигатель был предусмотрен оригинальный — форкамерный. Соответственно, совершено другой была головка цилиндров (блок цилиндров также отличался). Помимо основной камеры сгорания, в ней на каждый цилиндр имелась небольшая дополнительная (форкамера, предкамера, аванкамера). В неё из карбюратора (К-156) поступала обогащенная воздушно-топливная смесь. А основная камера заполнялась обеднённой смесью, которая и поджигалась факелом горячих газов, вырывающихся из форкамеры. В результате двигатель устойчиво работал практически во всех режимах на обеднённой смеси. Форкамерных двигателей было выпущено существенно меньше, чем «Волг» 3102, и многие из них поэтому оснащались обычным двигателем ЗМЗ-402.

Волга в необычном вишневом цвете. Фотография, скорее всего, сделана в Прибалтике.

Ещё одна рекламная фотография. На ней обращают на себя внимание классические колпаки колес вместо пластиковых.

Задние фонари будут перенесены на модель ГАЗ-31029

В 12 номере за 1982 год издание публикует подробный отчет. Опуская специфическую риторику тех лет, приведем текст вкладки с техническими характеристиками:

К производству «Волги» третьего поколения (после ГАЗ-21 и ГАЗ-24) горьковский автомобильный завод приступил недавно. У новой «Волги» более современной по внешнему виду кузов в сравнении с ГАЗ-24, новый интерьер салона, дисковые тормоза передних колес и ряд других усовершенствований. К числу их относятся радиальные шины, галогенные фары, струйные стеклоочистители фар, бензобак позади спинки заднего сиденья, раздельный привод тормозов. Важнейшее новшество — двигатель с форкамерным зажиганием, в основе которого лежит ЛАГ-процесс (лавинная активация горения), позволяющий снизить на 10-18% расход топлива, а также выброс в атмосферу с отработавшими газами токсичных веществ.

Также издание указывает и на работу, проделанную в сфере повышения безопасности автомобиля, что для 1982 года было уже весьма актуально, ведь продукция ГАЗа шла за рубеж:

в конструкцию автомобиля включен полный комплект элементов пассивной и активной безопасности, предусмотренных отечественными и зарубежными нормами. Это целиком новая тормозная система, усовершенствованное светотехническое оборудование, а также подголовники и инерционные ремни безопасности передних сидений, электрообогреваемое заднее стекло, топливный бак, вынесенный в безопасную от повреждений при ударах зону (за спинку заднего сиденья)

Модернизации

В 1992 году с использованием узлов и агрегатов ГАЗ-3102 начинается выпуск автомобиля ГАЗ-31029. По сути это все та же «десятая» модель, однако с более обтекаемым и современным оперением, задними фонарями от ГАЗ-3102 и двигателем ЗМЗ-406.10. Выпуск двух моделей, как и ранее, ведется параллельно.

В 1997 году ГАЗ-3102 был модернизирован. Обновления: 5-ступенчатая коробка передач, карданный вал с промежуточной опорой, неразрезной задний мост, гидроусилитель руля, передние вентилируемые дисковые тормоза типа «Лукас», 15-дюймовые колёса и новые колпаки, панель приборов и сиденья типа 3110 и другое оснащение салона.

В 2003 году автомобили ГАЗ 3102 стали оснащаться бесшкворневой передней подвеской и стабилизатором поперечной устойчивости в задней подвеске. Из внешних изменений можно отметить новые более удобные ручки дверей.

ГАЗ 3102 образца 2003 года. На автомобиле установлены более современные ручки дверей от ГАЗ-3110, а так же новые штампованные колеса (выглядят, впрочем, как литые)

В 2005 году интерьер ГАЗ 3102 был изменён. Автомобиль получил новый салон, который был позаимствован у модели ГАЗ-31105 .

В 2009 году производство этой классической модели официально сворачивается, однако, по некоторым данным, её можно заказать в ателье ГАЗа.

Быстроходная модификация ГАЗ-31013

На базе ГАЗ-3102 также выпускался быстроходный вариант ГАЗ-31013, причем в отличие от предыдущих версий «догонялок», из нового автомобиля секретов не делалось, напротив, его технические характеристики декларировались как высокое достижение. Машина украшала собой промышленную выставку 1984 года в Москве. ГАЗ-31013 комплектовался 5,53 литровым двигателем ЗМЗ-505.10 мощностью 195 л.с. Максимальная скорость — 170 км/ч, однако, скорее всего, этот показатель занижен.

Журнал «За рулем» о ГАЗ-3102

В течение 1981 — 1982 гг. журнал «За Рулем» публикует сразу несколько статей про новую модель «Волги». На фотографиях можно увидеть и знакомый бежевый седан с колпаками от ГАЗ-24

Статья в журнале «За рулем» №2, 1981

Из коллекции «За рулем» (№12, 1982)

Статья в журнале «За рулем» №12, 1982

Статья в журнале «За рулем» №6, 1988

http://www.zr.ru/a/393516/ Материал подготовлен при участии Александра Астапенкова

Author:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *