Электродвигатель вентилятора отопителя
Особенности конструкции
На автомобиле установлен электродвигатель вентилятора отопителя с возбуждением от постоянных магнитов. Данные для проверки электродвигателя приведены в табл. 9.5.
Таблица 9.5 Даннные для проверки электродвигателя вентилятора отопителя
Проверяемый показатель |
Значение |
Частота вращения вала при нагрузке электродвигателя крыльчаткой при напряжении 12 В и температуре (25+10) °С, мин-1 |
3000 |
Потребляемая сила тока при указанной нагрузке и частоте вращения, А, не более |
18 |
Рис. 9.23. Схема включения электродвигателя вентилятора отопителя и элемента обогрева заднего стекла: 1 – выключатель зажигания; 2 – монтажный блок; 3 – переключатель электродвигателя отопителя; 4 – дополнительный резистор; 5 – электродвигатель отопителя; 6 – элемент обогрева заднего стекла; 7 – выключатель обогрева заднего стекла с контрольной лампой включения; А – к источникам питания; К6 – дополнительное реле; К7 – реле включения обогрева заднего стекла |
Схема включения электродвигателя приведена на рис. 9.23.
Для получения разных частот вращения в цепи питания электродвигателя установлен дополнительный резистор. Резистор имеет три спирали и предохранитель. При прохождении тока через все три спирали обеспечивается 1-я скорость вращения вентилятора отопителя, если ток проходит через две спирали – 2-я скорость, через одну – 3-я скорость. При включении электродвигателя без дополнительного резистора якорь электродвигателя вентилятора вращается с максимальной 4-й скоростью (3000 мин-1).
В случае выхода из строя электродвигатель замените новым. Единственно возможный ремонт электродвигателя заключается в зачистке коллектора.
Снятие и установка электродвигателя вентилятора отопителя
Вам потребуется отвертка.
1. Отсоедините провод от клеммы «минус» аккумуляторной батареи. |
2. Снимите вещевой ящик (см. «Снятие и установка облицовки тоннеля пола»). |
3. Отсоедините колодку жгута проводов от электродвигателя. |
4. Отсоедините шланг подвода воздуха. |
5. Выверните три винта крепления электровентилятора отопителя. |
6. Снимите электровентилятор в сборе с крыльчаткой. |
7. Снимите пружинную шайбу. |
8. Снимите крыльчатку. |
9. Установите крыльчатку на электродвигатель и электровентилятор на автомобиль в порядке, обратном снятию. |
Снятие и установка дополнительного резистора вентилятора отопителя
Вам потребуется отвертка.
1. Отсоедините провод от клеммы «минус» аккумуляторной батареи. |
2. Отсоедините колодку жгута проводов от отопителя. |
3. Выверните винт крепления дополнительного резистора и… |
4. …извлеките резистор. |
5. Установите резистор в порядке, обратном снятию. |
Поиск неисправности вентилятора печки — Auto-Self.ru
Поиск причины, из-за которой не работает вентилятор печки, следует начинать с изучения принципа работы отопителя салона автомобиля и принципиальной схемы включения электродвигателя. Рассмотрим основные методы поиска и устранения неисправностей печки.
За неимением понимания базовых электротехнических терминов и представления о простейших методах диагностики к самостоятельному устранению неисправности электроприборов лучше не приступать.
Диагностический инструмент
Проверить, приходит ли питание на разъем моторчика печки можно с помощью обычной контрольки. Но если речь идет о полноценной диагностике и поиске более сложных неисправностей, то вам потребуется мультиметр. Если вы знаете, как пользоваться мультиметром, то без труда сможете проверить наличие питания на выводах разъемов, определить сопротивление, что поможет вам найти обрыв проводки или констатировать поломку резистора. Также проверка проводов в режиме измерения сопротивления может помочь найти короткое замыкание.
Для проверки ШИМ-контроллеров на системах с электронным управлением скоростью вращения вентилятора печки потребуется осциллограф. Потратить значительную сумму на покупку такого рода диагностического прибора для ремонта печки никак нельзя назвать разумным решением. Если вы воспользуетесь всеми нижеописанными и показанными на видео методами диагностики, а причина так и не будет найдена, рекомендуем обратиться к профессиональному электрику.
Вентилятор не включается
Основные причины:
- износ щеток. Поскольку вентилятор печки является обычным двигателем постоянного тока, его главная проблема – истирание щеток, использующихся для подвода напряжения к коллектору. Когда медно-графитовые щетки истираются настолько, что прижимающего усилия пружины уже недостаточно для хорошего контакта, вентилятор работает с переменной частой. К примеру, может включиться после удара по приборной панели либо проезда выбоины на дороге;
- неисправности в электрической цепи управления. Возможно, причина в отпаявшемся контакте, так как во время работы определенные детали электрической цепи могут сильно нагреваться;
- окисление контактов, обрыв проводов;
- перегорание предохранителя (рекомендуем почитать, как правильно заменить предохранитель). Если после замены предохранитель перегорает вновь и вновь, необходимо искать участок цепи, на котором происходит короткое замыкание.
Диагностика своими руками
Если предохранитель цел, для проверки работоспособности вентилятора необходимо добраться к его разъему питания. Электродвигатель печки может находиться либо в салоне под панелью приборов, либо в подкапотном пространстве со стороны салона за моторным щитом. Информацию о том, где находится вентилятор отопителя и как к нему добраться, вы можете найти в руководстве по эксплуатации и ремонту вашего автомобиля. Там же вы найдете схему включения вентилятора.
Изучив схему, определите, на каком из пинов разъема, подходящего к электродвигателю, должен приходить «+» после включения первой скорости вентилятора. Вставьте в этот пин один из контактов контрольки, второй контакт замкните на «массу», включите зажигание и поверните переключатель вентилятора печки в любое из положений. Если лампочка контрольки загорелась, значит, проблема в электродвигателе. Если питание на разъем так и не пришло, необходимо искать обрыв проводки в цепи, идущей к включателю отопителя.
Замена щеток
Для замены щеток необходимо снять лопастное колесо с корпуса электродвигателя (обычно держится на защелках). Если вы не смогли подобрать щетки по каталогу автозапчастей, отпаяйте старые щетки и подберите похожие по размеру. При необходимости медно-графитовые щетки можно подпилить надфилем. Для пайки щеток вам потребуется паяльник, канифоль и немного припоя. Перед сборкой электродвигателя очистите внутренности от продуктов износа предыдущих щеток.
Если вентилятор, до того как перестал включаться, издавал писк либо излишний шум при работе, рекомендуем смазать втулки литолом. Положите небольшую порцию смазки на торец втулки и нагрейте ее, чтобы она затекла внутрь. Если вентилятор работал бесшумно, то смазывать втулки не рекомендуется вовсе. Смазка будет задерживать пыль, что со временем превратит ее в абразивную пасту.
Рекомендуем посмотреть видео, в котором довольно подробно показан процесс поиска неисправности вентилятора печки и замены щеток.
Работает только последняя скорость либо отсутствует одна из скоростей
Неисправность в добавочном резисторе. Режим максимальной скорости вращения имеет, что называется, прямое подключение, поэтому можно сделать вывод об исправности цепи управления и самого электродвигателя. Схема с добавочным резистором применяется на большинстве автомобилей. Но также скорость вращения электродвигателя отопителя может регулироваться ШИМ-сигналом.
Проверка резистора
Проверить добавочный резистор можно с помощью мультиметра. Для этого достаточно измерить сопротивление на выводах резистора и сравнить показания с эталонными значениями для вашего авто. Обратите внимание на термопредохранитель, который при коротком замыкании может перегореть, также нередки случаи отпаивания элемента вследствие чрезмерного нагрева резистора. Подобрать похожий резистор можно в магазине радиодеталей. На представленном ниже видео показан процесс обслуживания неразборного моторчика печки. Единственное, что мы не можем рекомендовать — избавляться от термопредохранителя!
Не работает автоматическое управление отопителем
Проблема может быть в контактах электрической цепи управления, датчике температуры воздуха в салоне, датчике положения воздушной заслонки либо в электронном блоке системы автоматического управления отопителем (САУ).
Поделитесь с друзьями в соц.сетях:
Google+
Telegram
Vkontakte
lab4x4.ru — Подключение мотора печки
Подключение мотора печки
Не редко встаёт вопрос о добавлении функциональности и эффективности работы бортового оборудования незатратными или мало затратными средствами. Как говорится, «дёшево и сердито». Под это подпадает возможность подключения мотора отопителя для работы в различных режимах. Как правило пользователи автомобилей «НИВА» стараются усовершенствовать работу этого устройства «как получится». Но, как говорится, «не надо изобретать велосипед» всё уже давно придумано. Приведём простую и в то же время функциональную схему подключения мотора печки от ВАЗ 2108. На нашем сайте наличествует кожух отопителя, но нет схемы подключения мотора. Заполним этот пробел. Представим здесь эту схему, что бы она всегда была «под рукой».
В данном примере используется пакет добавочных сопротивлений 2123-8118.022 и переключатель режимов 1118 (33.3769). Данная схема обеспечивает 4 режима работы мотора отопителя при 5 положениях переключателя. Клемму «+» нужно подключить после выключателя зажигания. Штатное сопротивление не используется, но при желании его можно добавить в эту схему и изменить скорость вращения мотора которое обуславливается пакетом сопротивлений 2123-8118.022. Конечно, можно подбирать другие скорости вращения мотора и использовать различные органы управления и регулировки которые возможно будет найти, но эта схема представлена как широко используемая и достаточно функциональная.
Обозначение: 2123-8118 022
Резистор добавочный предназначен для включения последовательно в цепь электровентиляторов отопителей автомобилей ВАЗ с целью ступенчатого управления частотой вращения электродвигателя отопителя.
Применение: Шевроле-Нива, автомобили семейства 2110 с модифицированным отпителем 2111.8101012, имеет закрытые спирали и оснащён термопредохранителем
Аналог: 2123-8118022-01 (КЗТА, г.Калуга)
Вес, кг: 0.085
Технические характеристики
Резистор должен работать в цепи постоянного тока с номинальным напряжением 12 В
Номинальный ток через сопротивления резистора:
5,1 А — при работе на первой частоте-
9,0 А — при работе на второй частоте-
14,0 A — при работе на третьей частоте.
Режим работы резистора — продолжительный номинальный S1 по ГОСТ 3940 при постоянном обдуве воздухом вентилятора отопителя.
Резистор должен выдерживать воздействие:
А) предельных температур окружающей среды от -50° до +100°С-
Б) повышенной относительной влажности 90…95% при температуре окружающей среды воздуха +40°С-
В) циклические изменения температуры окружающей
среды от -40°С до +100°С.
Подсоединение резистора в электрическую цепь осуществляется посредством штыревой колодки.
Обозначение: 33.3769
Переключатель отопителя предназначен для коммутации электрических цепей управления мотором вентилятора отопителя.
Вес, кг: 0,03
Использование в цепи постоянного тока с номинальным напряжением 12 В
Ток нагрузки (при индуктивности нагрузки 2 мГн):
контакты 1-2 — 6 А
контакты 1-3 — 9 А
контакты 1-4 — 15 А
контакты 1-5 — 20 А
Падение напряжения, мВ/А — <10
Момент переключения, Н-м — 0,1
Ваз 2110: замена резистора отопителя своими руками — инструкция
Резистор отопительной системы ВАЗ 2110
В автомобиле ВАЗ 2110 система отопления обеспечивает заданную температуру в салоне. Резистор предназначен для выбора режима в котором будет работать вентилятор.
Особенности устройства системы отопления ВАЗ 2110
Управление узлом отопительной системы осуществляется двумя рукоятками.
Итак:
- Левая задает желаемую температуру в диапазоне от 16 до 28 градусов. Крайние положения рукоятки, обозначенные красной и синей точками, обеспечивают полное открывание или закрывание заслонки отопителя, подачу горячего или холодного воздуха.
- Правая рукоятка устанавливает режим работы вентилятора. При установке в положение 0 – вентилятор включается, положение I– вентилятор имеет среднюю частоту вращения вентилятора, II – малая частота, А – управление вентилятором автоматическое.
- В выводные контролеры поступает информация от:
- датчика контролирующего температуру воздуха внутри салона;
- датчика, регулирующего положение вала микроредуктора привода заслонки отопительной системы – дает информацию о положении заслонки.
- При положении А, переключателя режима работы вентилятора, контролер выполняет еще и управление частотой вращения вентилятора, которая зависит от разности имеющихся температур воздуха задатчика и в салоне.
- Клапан рециркуляции при включении выключателя ускоряет прогрев воздуха в салоне авто ВАЗ 2110. Это происходит за счет перекрывания поступления наружного воздуха в салон, а циркуляция его происходит через отопитель только в салоне.
- Электродвигатель в вентиляторе отопителя имеет возбуждение от постоянных магнитов.
- Встроенный дополнительный резистор служит для создания малой частоты вращения. В устройстве две спирали: сопротивление одной 0,23 Ом, другой 0,82 Ом.
- Если в цепи включены обе спирали это обеспечивает первую скорость вращения вентилятора.
- Спираль 0,23 Ом обеспечивает вторую скорость.
- Отключение резистора обеспечивает вращение вентилятора с максимальной третьей скоростью, величина которой – 4100 об/мин.
Совет: Если в автомобиле ВАЗ 2110 неисправный электродвигатель отопителя, его лучше заменить новым. Ремонту может подлежать только зачистка коллектора.
Замена резистора в системе отопления ВАЗ 2110
Если вентилятор в отопительной системе работает только на третьей скорости, но не переключается на первую и вторую, причина скорее всего в выходе со строя резистора, которому нужназамена. Резистор отопителя ВАЗ показан на фото.
Дополнительный резистор
За вакуумным усилителем, сбоку отопителя установлен дополнительный резистор.
В нем:
- первая спираль имеет сопротивление 0,23 Ом;
- вторая с величиной сопротивления равной 0,82 Ом.
Заменить резистор можно своими руками. Несложная инструкция подскажет водителю как правильно выполняется замена дополнительного резистора отопителя ВАЗ 2110.
Итак:
- От аккумуляторной батареи отсоединяется провод от минусовой клеммы.
- Снимается облицовка, накладка ветрового стекла и обивка, предохраняющая от шума.
- Для более удобной работы лучше снять вакуумный усилитель.
- Отсоединяется от контактов на дополнительном резисторе колодка с проводами.
- С помощью омметра проверяется исправность устройства. Снимать резистор для проверки не обязательно.
Омметр поочередно подсоединяется к контактам резистора. При показании сопротивления на устройстве сильно отличающемся от номинального, необходима замена резистора отопителя ваз 2110.
Схема проверки исправности дополнительного резистора
- Отворачивается винт, который крепит резистор и деталь вынимается из автомобиля.
Замена резистора на отопителе ВАЗ 2110
- Новый резистор, цена которого невысокая, устанавливается в порядке обратном снятию. К резистору колодка подсоединяется лишь в одном положении.
Как выполняется замена дополнительного резистора отопителя на ВАЗ 2110 можно посмотреть на видео.
Исправно работающие отопление и вентиляция в салоне любого автомобиля создают комфорт пассажирам и водителю в любое время года. Помимо этого они обеспечивают хороший обзор изнутри салона через стекла, что очень важно для безопасности движения авто по дорогам.
Дополнительный резистор двигателя отопителя
Устройство относится к области автомобильной электротехники, в частности к устройствам регулирования скорости вращения электродвигателя вентилятора отопителя салона автомобиля. Резистор содержит электроизоляционное основание с контактами для подключения внешних цепей; керамический корпус с осевым отверстием, полостью с биметаллическим предохранителем и заделанным в него резистивным элементом в виде нихромовой спирали, с токоподводами, два из которых частично выходят в закрытую крышкой полость керамического корпуса. К токоподводам присоединен биметаллический предохранитель либо посредством отогнутых утоненных концов токоподводов, либо посредством коротких металлических штифтов. Техническим результатом является обеспечение защиты цепей питания электродвигателя от перегрузки по току и перегрева резистивного элемента из-за неисправности вентиляторной части отопителя, технологически, надежности и самовосстанавливаемости. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.
Изобретение относится к области автомобильной электротехники, в частности к устройствам регулирования скорости вращения двигателя отопителя салона автомобиля, и может найти применение при проектировании и реализации подобных устройств.Известно устройство [1], представляющее собой бескаркасный проволочный резистор в виде спирали из материала круглого сечения с высоким удельным сопротивлением, например из нихрома или фехраля, закрепленный на изоляционном основании, которое снабжено контактами для подключения наконечников проводников от переключателя и электродвигателя. При необходимости снизить скорость вращения электродвигателя вентилятора отопителя салона автомобиля известное устройство включается посредством расположенного в салоне переключателя последовательно в цепь питания электродвигателя вентилятора. При этом за счет падения напряжения на резисторе уменьшается напряжение питания электродвигателя и, соответственно, уменьшается частота вращения вентилятора. Для получение нескольких скоростей вращения вентилятора резистор может иметь один или несколько отводов от спирали. Известное устройство отличается достаточной простотой, однако ему свойственен существенный недостаток — оно имеет открытую спираль, которая при работе электродвигателя вентилятора на пониженных оборотах должна рассеивать некоторую мощность и при этом нагревается. При исправном вентиляторе располагаемый в воздуховоде резистор обдувается воздушным потоком и охлаждается. Однако при возникновении неисправности — заклинивания крыльчатки вентилятора либо отсоединения ее от вала электродвигателя, резистор перестает обдуваться и разогревается до температуры красного каления — примерно до 700…850С. Учитывая, что воздуховоды выполнены из пластмассы, а также то, что они могут содержать и легковоспламеняющиеся предметы, например сухую листву либо тополиный пух, набившийся за лето, не исключены случаи возгорания элементов конструкции автомобиля, что является опасным для жизни водителя и пассажиров.Известно также устройство [2], наиболее близкое к предлагаемому, представляющее собой аналогичный по конструкции приведенному выше спиральный резистор, установленный внутри керамического корпуса. Последний выполнен в виде отрезка трубки из керамического материала. Провод спирали резистора в известном устройстве [2] соприкасается внешней своей поверхностью с внутренней поверхностью керамического корпуса, который выполняет роль теплоотвода, забирая часть теплового потока на свой разогрев. Однако и данному устройству свойственен существенный недостаток — малая площадь контакта провода спирали с керамической трубкой, который, по существу, является линейным контактом. Поэтому и данная конструкция дополнительного резистора не обеспечивает требуемую степень пожарной безопасности и, кроме того, в качестве средства защиты использует штатный плавкий предохранитель, устанавливаемый в автомобиле по электрической цепи двигателя отопителя.Предлагаемое устройство отличается тем, что два заделанных в керамическом корпусе токоподвода частично выходят в закрытую крышкой полость, в которой размещен присоединенный к ним биметаллический предохранитель; биметаллический предохранитель присоединен посредством либо отогнутых утоненных концов токоподводов, либо посредством присоединенных к токоподводам металлических штифтов.На фиг.1 представлено предлагаемое устройство; на фиг.2 и 3 — варианты присоединения биметаллического предохранителя. Устройство содержит (см. фиг.1) электроизоляционное, например пластмассовое, основание 1 с контактами 2 для подключения внешних электрических цепей; керамический корпус 3 с осевым отверстием 4, полостью 5 и с заделанным в него резистивным элементом 6, например, в виде нихромовой спирали с токоподводами 7- 10; в полость 5 частично выходят два из заделанных в керамический корпус токоподводов, например 7 и 8, к которым присоединен биметаллический предохранитель 11. Присоединение выводов биметаллического предохранителя 11 к токоподводам 7 и 8 может быть выполнено либо (см. фиг.2) посредством отогнутых утоненных концов указанных токоподводов, например пайкой, либо (см. фиг.3) посредством коротких металлических штифтов 12 и 13, которые одним концом присоединяются, например, сваркой к токоподводам 7 и 8, а вторым — к соответствующим выводам биметаллического предохранителя 11, например, пайкой. Полость 5 закрыта крышкой 14, присоединяемой к корпусу, например, клеевым составом. Соединение основания 1 и контактов 2 может быть выполнено либо в виде заделывания контактов 2 в материал основания 1 при его изготовлении методом литья, либо механическими элементами крепления, например заклепками. Присоединение контактов 2 и токоотводов 7-10 может быть осуществлено любым известным способом, обеспечивающим малое переходное сопротивление, например контактной сваркой либо пайкой высокотемпературным припоем. Соединение выводов нихромовой спирали резистивного элемента 6 и токоподводов 8, 9 и 10 осуществляется сваркой. Заделка резистивного элемента 6 и токоподводов 7-10 в керамический корпус возможна как с помощью известных цементообразных замазок и цементов, так и путем заливки керамическим шликером при формировании корпуса устройства с последующим совместным спеканием. Биметаллический предохранитель 11 может быть известной конструкции, например на основе хлопающей мембраны, с нормально замкнутыми контактами.Работает предлагаемое устройство следующим образом. Устройство располагается в отопителе салона автомобиля в зоне, обдуваемой воздушным потоком вентилятора отопителя. В исходном состоянии биметаллический предохранитель 11 замкнут, и резистивный элемент 6 включен в цепь питания электродвигателя вентилятора отопителя (условно не показан) последовательно полностью либо частично — через отвод (в зависимости от требуемой скорости вращения вентилятора). При включении напряжения питания от бортовой сети автомобиля (условно не показано) ток протекает через биметаллический предохранитель 11 и спираль резистивного элемента 6 предлагаемого устройства. Из-за протекающего тока, который в нормальном, рабочем режиме может составлять 5…9 А, резистивный элемент 6 нагревается и передает свое тепло корпусу 1 устройства, который выполняет роль теплоотвода — обдувающий его воздух обтекает как наружную поверхность, так и внутреннюю. За счет постоянного обдува температура корпуса 1 предлагаемого устройства не превышает температуру срабатывания биметаллического предохранителя 11, поэтому отключения питания электродвигателя вентилятора не происходит. При аварийном увеличении тока, например из-за неисправности электродвигателя (замыкании его цепей питания), а также при прекращении обдува из-за проскальзывания крыльчатки вентилятора на валу электродвигателя происходит увеличение температуры корпуса 1 устройства. В некоторый момент времени температура корпуса 1 достигнет и превысит температуру срабатывания биметаллического предохранителя 11 (что соответствует значению температуры в 145…165С), последний сработает и разомкнет цепь питания электродвигателя. По прошествии некоторого времени, необходимого для передачи тепла от устройства в окружающую среду, корпус 1 устройства остынет, и биметаллический предохранитель 11 возвратится в исходное состояние, т.е. замкнет свои контакты и восстанавит цепь питания электродвигателя. Если неисправность к этому моменту не будет устранена, то процесс включения с последующим выключением предохранителя 11 продолжится вновь и будет продолжаться периодически с некоторой частотой. После устранения неисправности пердлагаемое устройство работает в нормальном рабочем режиме. Параметры срабатывания биметаллического предохранителя 11 могут быть выбраны такими, что он срабатывает также и при резком увеличении тока двигателя.Предлагаемое устройство наиболее полно обеспечивает отбор тепла от резистивного элемента и контроль температуры тела спирали резистивного элемента из-за того, что корпус полностью охватывает тело проводника спирали; осуществляет защиту как по току цепи питания электродвигателя, так и по температуре нагрева резистивного элемента в случае возникновения неисправности в вентиляторной части отопителя.Источники информации1. Автомобили ГАЗ 33021 «Газель». Руководство по ремонту. Атласы автомобилей. — М.: 1999, с.237.2. Автомобили семейства «ОКА». Руководство по техническому обслуживанию и ремонту. За рулем. — М.: 1999, с.131.Формула изобретения
1. Дополнительный резистор двигателя отопителя, содержащий электроизоляционное основание с контактами для подключения, керамический корпус со встроенным резистивным элементом с токоподводами, отличающийся тем, что два из заделанных в керамическом корпусе токоподводов частично выходят в закрытую крышкой полость, в которой размещен присоединенный к ним биметаллический предохранитель.2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что биметаллический предохранитель присоединен посредством отогнутых утоненных концов токоподводов.3. Устройство по п.1, отличающееся тем, что биметаллический предохранитель присоединен к токоподводам посредством металлических штифтов.РИСУНКИ
Рисунок 1