Почему переднюю панель называют «торпедо»?
«Торпедный катер», «торпедный аппарат», «торпедная атака» — такие словосочетания не редкость в книгах по истории военных действий на море. Но что «самодвижущееся подводное оружие» делает на борту автомобиля, который вовсе не собирается идти в атаку на линкор. АвтоВести пытаются разобраться.
Казалось бы, «передняя панель» — простое и всем понятное сочетание двух хорошо известных слов. Почему бы им не ограничиться? Но от владельцев самых разных автомобилей то и дело слышишь — «торпедо», «торпеда»… Причем происхождение этого неофициального термина непрозрачное: что общего может быть у передней панели автомобиля с той торпедой, которую подводная лодка выпускает в сторону вражеского корабля?
Стоит сказать, что французский термин torpille и производные от него слова в других языках (включая нашу «торпеду») автомобилисты в разные времена использовали по-разному. К примеру, в начале двадцатого века так называли обтекаемые сигарообразные кузова. Этот факт особых объяснений не требует — очевидно, что кузова напоминали своей формой те самые военно-морские торпеды, — но и прояснить вопрос с приборной панелью не помогает.
В двадцатые, тридцатые и сороковые годы слово Torpedo встречалось в названиях автомобилей многих марок. Пожалуй, самым ярким из них был американский Tucker Torpedo, выпуск которого начался в 1947 году. Внимание к нему привлекал не только динамичных очертаний кузов, но и передняя панель. Точнее, ее отсутствие: все приборы и переключатели были сгруппированы вокруг рулевого колеса, и все пространство между передними сиденьями и моторным щитом было отдано в распоряжение пассажиров. Впрочем, и эта информация не вносит ясности в интересующий нас вопрос. Как моду на слово, обозначающее переднюю панель, мог ввести автомобиль, у которого эта панель выглядела не так, как у абсолютного большинства других машин — как выпускавшихся в те годы, так и выпускающихся сейчас?
На автомобилях Tucker Torpedo передней панели в нынешнем понимании этого слова не было вовсе.
Поэтому истоки появления термина «торпедо» надо искать не в названиях автомобилях, а в названиях компаний. Точнее, одной компании, работавшей в Германии в середине двадцатого века и специализировавшейся на производстве автомобильных приборов. Как нетрудно догадаться, компания носила название Torpedo. Ее приборы часто встречались на автомобилях самых разных марок, поэтому сначала слово «торпедо» стали использовать для обозначения приборной панели, а потом — и всей передней панели.
Новая рубрика АвтоВестей ищет ответы на вопросы, над которыми не раз задумывался почти каждый неравнодушный к автомобилям человек — задумывался, но не находил нужным тратить время на поиски ответов. Ведь ответы эти скорее удовлетворяют любопытство, чем приносят практическую пользу. Но ведь порой любопытство оказывается не менее сильным инстинктом, чем забота о собственном благополучии и комфорте. Поэтому на этой неделе АвтоВести ежедневно публикуют ответ на один из таких вопросов. Кстати, это будет далеко не первая «неделя простых вопросов»: мы собираемся искать ответы и дальше — в том числе ответы на вопросы, которые вы зададите в комментариях.
Другие материалы недели простых вопросов
Как преодолеть брод?
Ответы на простые вопросы из архива АвтоВестей
Откуда взялось слово «седан»?
Почему врет спидометр?
Почему сверловка колес у всех автомобилей разная?
Почему АБС скрежещет и бьет по педали?
Как выбирают место для лючка бензобака?
Торпедо — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Торпедо — тип автомобильного кузова, характеризующийся сигарообразной формой[1], то есть плавным (или даже прямым) переходом от боковин и ветрового стекла к капоту. Автомобили с таким типом кузова часто имеют 4 или 5 мест для сидения, а также складную крышу (которая, однако, закрывает только зад и верх автомобиля, оставляя бока незакрытыми), которая крепится на лобовом стекле[2]. Боковые стойки у таких автомобилей отсутствуют[3].
Пик распространения автомобилей с таким типом кузова пришёлся на первую половину XX века, до 1930-х годов. После Второй мировой войны кузов вышел из моды.
Термин «Торпедо» впервые был использован бельгийским автодилером «Captain Theo Masui», который импортировал в Лондон французские автомобили Automobiles Grégoire, имевшие обтекаемый кузов[4]. Вскоре этот термин стал именем нарицательным.
Почему переднюю панель автомобиля называют «торпедо»
Понравилась статья? Следите за новыми идеями полезных авто советов в нашем канале. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзене. Подписаться.
Торпедный аппарат или торпедная атака – это словосочетания, которые уже давно используются в военных трактовках, но вот если говорить об автомобиле, то торпеда – это панель приборов, где все удобно и практично размещено. Но все равно многие задаются вопросом, что именно представляет собой торпеда в автомобиле, и какие именно особенности здесь можно выделить для практичного выполнения рабочих задач.
Передняя панель в транспортном средстве – это простое и доступное понятие, которое не требует детального описания, но вот от активных автомобилистов можно услышать разные описания: торпеда, торпедо и так далее. Но что же стало основой для появления такого нестандартного названия?
Почему передняя панель стала «торпедой»?
Конечно же, нет ничего общего между настоящей торпедой и панелью приборов в транспортном средстве, но все равно такие понятия уже давно укоренились в быту. И вот если сказать «торпеда», то водитель сразу же понимает, что речь идет об использовании передней панели приборов. А вот повелось такое название от наименования немецкой компании, которая ранее и занималась изготовлением тех самых передних панелей приборов. В те времена компания называлась Торпедо, откуда, собственно, и пошло такое нестандартное название.
Исторические особенности
Панель приборов в транспортном средстве – это важная составляющая комфортного управления средством передвижения для получения надежности, удобств и преимуществ в техническом плане. И вот изначально компания Торпедо занималась изготовлением передних панелей для автомобилей, поэтому теперь потребитель может рассчитывать на идеальное качество, практичность, надежность и, соответственно, качество рабочих особенностей.
Среди важных моментов изготовления передних панелей стоит отметить и то, что предоставляется большой ассортимент разных технологий и материал. Торпеды в транспортном средстве – это важные составляющие нормального режима функционирования, поэтому вне зависимости от того, как называется устройство, оно должно быть надежным и качественным в плане своего исполнения.
Правильно подобранная торпеда для обустройства транспортного средства – это гарантия надежности, практичности, функциональности и удобства в рабочем плане. А также важно то, что торпеда – это устройство с особыми техническими деталями, поэтому важно внимательно отнестись к обслуживанию, чтобы предотвратить любые технические поломки и неисправности. И именно поэтому стоит при надобности проконсультироваться со специалистами, получив ценные ответы на вопросы в данном автомобильном деле.
Торпедо (значения) — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 11 марта 2019; проверки требуют 6 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 11 марта 2019; проверки требуют 6 правок.Торпе́до (лат. torpedo, «оцепенение») — латинское название электрических скатов (в частности рода гнюсы, отряда Torpediniformes). В свою очередь, название происходит от латинского torpere («оцепенеть, остолбенеть»). В XVIII—XIX веках термин стал использоваться для наименования морских мин, а в дальнейшем — для наименования самодвижущихся подводных снарядов[1]. Также означает:
- Торпедо — тип автомобильного кузова, распространённого по 1930-е годы, характеризировавшегося сигарообразной формой, с открытым или складывающимся верхом и отсутствием боковых стоек.
- Торпедо — название приборной панели автомобиля, ставшее нарицательным по названию компании-производителя «Torpedo»[2].
- Торпедо — втулка заднего колеса дорожного велосипеда с барабанным тормозом. Также использовалась во многих советских велосипедах: «Украина», «Орлёнок», «Салют», «Кама», «Аист», «Десна».
- Торпедо (спортивное общество) — добровольное спортивное общество профсоюзов (ДСО) в СССР, на базе которого основывались одноимённые спортивные клубы по разным видам спорта. Объединяло рабочих автомобильной, тракторной и авиационной промышленностей; позднее стало частью ДСО «Труд»[3].
Футбольные клубы[править | править код]
- Торпедо (футбольный клуб, Бердянск) — Украина
- Торпедо (футбольный клуб, Владимир) — Россия
- Торпедо (футбольный клуб, Волжский) — Россия
- Торпедо (футбольный клуб, Георгиевск) — Россия
- Торпедо (футбольный клуб, Ижевск) — Россия
- Торпедо (футбольный клуб, Кутаиси) — Грузия
- Торпедо (футбольный клуб, Минск) — Беларусь
- Торпедо (футбольный клуб, Могилёв) — Беларусь
- Торпедо (футбольный клуб, Москва) — Россия
- Торпедо (футбольный клуб, Мытищи) — Россия
- Торпедо (футбольный клуб, Николаев) — Украина
- Торпедо (футбольный клуб, Павлово) — Россия
- Торпедо (футбольный клуб, Подольск) — Россия
- Торпедо (футбольный клуб, Рубцовск) — Россия
- Торпедо (футбольный клуб, Шадринск) — Россия
- Торпедо-БелАЗ — Жодино, Беларусь
- Торпедо-Виктория — Нижний Новгород, Россия
Расформированные и прекратившие своё существование:
Ранее именовавшиеся «Торпедо»:
В скобках года, когда клуб назывался «Торпедо»
- Армавир (1959—2016) — Армавир, Россия
- Волга (1947—1957) — Ульяновск, Россия
- Волынь (1968—1988) — Луцк, Украина
- Дагдизель (1987—1989) — Каспийск, Россия
- Дружба (1992—1999) — Арзамас, Россия
- Елец (1970—1994) — Елец, Россия
- Жемчужина-2 (1992—1994) — Сочи, Россия (представлял Адлер)
- Звезда (1953—1957) — Кировоград, Украина
- КАМАЗ (1988—1989) — Набережные Челны, Россия
- Лада-Тольятти (1970—1988) — Тольятти, Россия
- Лада (2017) — Димитровград, Россия («Торпедо-Димитровград»)
- Локомотив (1949—1951) — Пловдив, Болгария
- Люберцы (1950—1986, 2008—2009) — Люберцы, Россия
- Металлург (1961—1965) — Липецк, Россия
- Москва (1997—2003 «Торпедо-ЗИЛ», 2003—2004 «Торпедо-Металлург») — Москва, Россия
- Окжетпес (1968—1987) — Кокшетау, Казахстан
- Олком (1991—1999) — Мелитополь, Украина
- Ростов (1953—1957) — Ростов-на-Дону, Россия
- Ротор (1948—1957) — Волгоград, Россия
- Спартак (1988—1994) — Рязань, Россия
- Таганрог (1953—2004) — Таганрог, Россия
- Тобол (1986—1989) — Курган, Россия
- ФШМ (1999—2009) — Москва, Россия
Женские футбольные клубы:
Хоккейные клубы[править | править код]
Расформированные и прекратившие своё существование:
Ранее именовавшиеся «Торпедо»:
В скобках года, когда клуб назывался «Торпедо»
- Енисей (1954—1957) — клуб по хоккею с мячом, Красноярск, Россия
- Лада (1976—1989) — Тольятти, Россия
- Локомотив (1965—2000) — Ярославль, Россия
- Торос (1988) — Нефтекамск, Россия
Волейбольные клубы[править | править код]
Регбийные клубы[править | править код]
Спидвейные клубы[править | править код]
Футзальные клубы[править | править код]
Стадионы[править | править код]
- Торпедо (стадион, Владимир) — Россия
- Торпедо (стадион, Димитровград) — Россия
- Торпедо (стадион, Жодино) — Беларусь
- Торпедо (стадион, Люберцы) — Россия
- Торпедо (стадион, Могилев) — Беларусь
- Торпедо (стадион, Минск) — Беларусь
- Торпедо (стадион, Рубцовск) — Россия
- Торпедо (стадион, Таганрог) — Россия
- Торпедо (стадион, Тольятти) — Россия
- Торпедо (стадион, Шадринск) — Россия
Ранее именовавшиеся «Торпедо»:
В скобках года, когда стадион назывался «Торпедо»
- Торпедо (дворец спорта) — ледовый комплекс в Ярославле, Россия.
- Торпедо полевые — (устар.) «служат для усиления обороны укреплений как искусственное препятствие. Т. представляют собою особые чугунные ящики цилиндрической или иной формы около пуда весом и содержат до 20 фунтов пироксилина или иного взрывчатого вещества.»[4]
- «Торпедо» — футбольная команда в кинофильме «Вратарь» 1936 года по мотивам романа Льва Кассиля «Вратарь республики».
Почему переднюю панель автомобиля называют «торпедо»
Многие термины имеют довольно странное и иногда забавное название. К примеру, переднюю панель в салоне автомобиля называют словом торпедо, но более-менее образованный человек, конечно, знает о том, что этот термин указывает на снаряд, который используется военно-морским флотом. Весьма любопытно узнать, откуда этот термин появился в салоне автомобиля.
Немного истории
На самом деле объяснение рассматриваемого вопроса довольно простое и мы могли бы ответить в двух словах, но дабы предоставить возможность узнать немного нового и получить удовольствие от развития эрудиции, добавим немного дополнительных фактов.
Этимологически слово также восходит к французскому языку (изначально оно латинское, как многие исходники для европейских языков, но об этом далее) и представляет собой torpille – термин который используется в похожих вариациях в разных странах для передней панели авто. Оно относится именно к чем-уто вытянутому и обладающему характерной формой.
Обратите внимание. Термина передняя панель на самом деле вполне достаточно для того чтобы указать на то о чем идет речь, торпедо – термин дополнительный.
Именно так называли длинные сигарообразные авто, которые были популярны в первой половине предыдущего века. Собственно, тут ситуация вполне понятна и есть соответствие формы и никаких противоречий.
Если посмотреть на форму приборной панели, то там трудно увидеть нечто похожее, конечно, тоже есть возможность уловить обтекаемые формы и подобное, но в действительности ощутима разница между приборной панелью и чем-то сигарообразным.
Переходим к термину
В нынешнюю эпоху бренды часто дают названия тем или иным вещам. К примеру, спортивные штаны иногда называют адидаски, по бренду Адидас, а раньше спортивные тапочки (сине-белые) с плоской подошвой называли динамки, так как производились они фабрикой Динамо. Наверняка вы сможете вспомнить и массу других даже более интересных и типичных примеров.
Если говорить о приборной панели, то немецкая компания Torpedo появилась в середине предыдущего века и занялась выпуском различных деталей и оборудования для приборной панели.
Поэтому там часто красовалось название этого бренда, оно в некотором смысле буквально въелось в приборную панель, а также в мозги автомобилистов, которые и стали называть приборную панель тем словом, которое видели там достаточно часто.
Другие значения термина
Знаете ли вы что:
- слово происходит от латинского torpedo, то есть оцепенение, а глагол torpere означает остолбенеть или оцепенеть;
- Torpedo называют электрических скатов, которые, как легко понять, могут заставить вас остолбенеть и оцепенеть;
- также торпедо называют втулку заднего колеса на некоторых велосипедах;
- Торпедо – название довольно старого спортивного общества;
- полевые торпедо – довольно старая разновидность военных полевых укреплений, представляют собой крупные ящики цилиндрической формы со взрывчаткой.
Слова удивительны, так как они могут практически не меняться, но указывать при этом на самые разные смыслы.
Что такое «торпедо» и правильно ли «торпеда»?
Я часто слышу как приборную панель или облицовку приборной панели в автомобиле называют «торпедо» или «торпеда». И я всегда думал, что «торпедо» синоним «парприз».
Что такое «торпедо»?
Начну с того, что я ошибался, считая «торпедо» синонимом «парприз». Эти два жаргонизма ставших нарицательными обозначают разные вещи.
Торпедо — приборная панель или щиток приборов.
Парприз — облицовка панели приборов.
В Толковом словаре Д. Н. Ушакова можно найти другое значение для «торпедо», допускается и «торпеда». В словаре указывается, что это автомобиль сигарообразной формы.
Так выглядит торпеда согласно значению Толкового словаря Ушакова. На иллюстрации автомобиль 1920 года.Как правильно?
Д. Н. Ушакова работал над словарём в 1935-1940 годах. В те времена «торпедо» никак не ассоциировалось с приборной панелью. Торпедо стало синонимом приборной панели в середине прошлого века. Дело в том, что существовала немецкая компания Torpedo (может быть и сейчас существует, я не проверял) которая производила приборы для автомобилей различных марок. Со временем это слово стало нарицательным для приборной панели. После того как я узнал происхождение этого жаргонизма, мне стало понятно, что правильно употреблять именно «торпедо». Я не нашёл чёткого указания в словарях как всё таки правильно «торпедо» или «торпеда».
С парпризом оказалось всё проще. «Pare-brise» в переводе с французского означает лобовое стекло или козырёк, который защищает водителя от пыли и ветра. В наше время парпризом называют облицовку панели приборов, то есть парприз — это облицовка торпедо.
Если вам интересны подобные статьи, то вы можете следить за новыми публикациями в VK, Telegram, Instagram, Twitter, Яндекс.Дзене и YouTube:
https://zen.yandex.ru/bmw_oldschool
https://vk.com/bmwinform
https://www.instagram.com/bmwinform/
https://t.me/bmwinformer
https://twitter.com/BMWinform/
https://www.youtube.com/channel/UCih0F4o_L6sJiS-OyZOqyLA
Поделиться ссылкой:
Пожалуйста, оцените пост!
Submit RatingА ещё у меня есть YouTube канал и аккаунт Instagram…
Вы знаете, что нужно делать 😉
Панель приборов и что на ней находится. Комбинации на приборной панели автомобиля
Панель приборов, в сокращении звучит как приборка – это обобщенное название зоны, в которой располагаются все основные контрольно-измерительные приборы автомобиля. Они предназначаются для оперативного оповещения водителя о текущем состоянии всех значимых систем, узлов и агрегатов транспортного средства, актуальной скорости передвижения, доступном количестве топлива, пройденного пути и прочем.
Расположение и состав автомобильной приборной панели
В подавляющем большинстве машин все приборы панели управления расположены слева прямо перед водителем. В некоторых серийных легковых машинах панель приборов размещается по центру передней консоли, но все равно немного разворачивается в сторону водителя для удобства считывания информации с нее.
Как правило, панель приборов автомобиля включает следующие индикаторы:
- спидометр – указатель скорости;
- контрольные лампы работоспособности узлов;
- общий и посуточный счетчики пробега;
- индикатор температуры в системе охлаждения;
- индикатор уровня топлива;
- тахометр – указатель оборотов двигателя.
Это основной, стандартный набор показателей приборной панели, который может изменяться и дополняться в зависимости от конкретной модели автомобиля. Например, в некоторых современных машинах устанавливаются контроллеры износа тормозных дисков, от которых на приборную панель выводятся сигнальные лампы.
Обозначения на панели приборов.
Контрольно-измерительные приборы подавляющего большинства моделей автомобилей работают по единому принципу – красный свет, это проблемы. То есть, свечение любой красной лампочки или пребывание стрелки прибора в красной зоне говорит о проблемах с автомобилем. В таком случае лучше всего остановиться и изучить проблему, и только в случае ее классификации как неопасной, двигаться дальше.
Тестирование состояния узлов автомобиля по показателям приборной панели
Не всем известно, что еще до начала движения панель приборов может показать наличие проблем с автомобилем. Увидеть их просто – необходимо провести краткое тестирование систем в начале дневной эксплуатации машины.
Сначала включается зажигание, но двигатель не запускается. При этом на панели загорается большое количество разноцветных лампочек, точный состав и расцветки которых зависят от модели машины. Но в любом случае должны загореться следующие сигнализаторы:
- лампа давления в смазочной системе;
- лампа исправности аккумулятора;
- лампочка включения ручного тормоза.
В автомобилях с дизельными двигателями также обязательно должен кратковременно включиться индикатор состояния свечей накала, отключающийся после срабатывания соответствующего реле.
Далее следует запустить двигатель. Сразу после этого «тревожные» индикаторы красного цвета за исключением датчика ручного тормоза должны погаснуть. Чтобы проверить исправность ручника и его контролера, нужно просто затянуть его и опустить обратно, попутно проверяя реакцию соответствующего индикатора.
Спустя 10-20 секунд следует выключить двигатель, снова включив только зажигание. Если мотор полностью исправен, датчик масляного давления не должен загореться, поскольку оно уже повысилось до нормы. У двигателя в хорошем состоянии лампа должна загораться не ранее, чем через 5 секунд после выключения. Другой результат свидетельствует об износе мотора и необходимости посещения СТО.
Такой экспресс-осмотр состояния автомобиля не позволит определить все его существующие и вероятные неисправности, но даст довольно достоверную информацию о возможности его эксплуатации в ближайшие часы, что тоже полезно.
Самая простая процедура в ремонте панели — замена лампочек подсветки, остальные процедуры требуют определенных навыков.
Неисправности приборной панели
Панель приборов чаще всего содержит электронные, световые и механические приборы, причем доля последних постоянно уменьшается. Поломки в основном связаны с износом механических частей, сбоями бортового компьютера и неполадками в бортовой электросети автомобиля. При любой неисправности в приборной панели нужно сразу же обратиться к специалистам, поскольку ездить, не будучи уверенным в достоверности показателей панели, крайне опасно.