АКПП для начинающих. Правильная эксплуатация АКПП
Автоматическая коробка передач современного автомобиля очень надежное устройство, невероятно облегчающее жизнь автовладельцу, особенно в условиях мегаполиса. Автомобиль с коробкой «автомат» для начинающих водителей вообще представляется идеальным вариантом, правда, при условии, что человек впоследствии будет ездить исключительно на «автоматах».
АКПП, как правило, имеет ресурс, сравнимый со сроком службы всего автомобиля. Но, как и всё в мире, АКПП при небрежной и неумелой эксплуатации можно вывести из строя досрочно. Восстановительный ремонт автоматической коробки – удовольствие не самое дешевое и произвести его своими руками в гаражных условиях не представляется возможным.
Правильная эксплуатации АКПП убережет вас от неожиданных и весьма чувствительных финансовых затрат.
Правильная Эксплуатация АКПП
Оговорюсь сразу: речь пойдет только о классических гидротрансформаторных АКПП. «Роботы» и вариаторные трансмиссии имеют свои особенности эксплуатации, о которых нужно говорить отдельно.
Перед тем, как начать рассматривать особенности эксплуатации АКПП, необходимо остановиться на режимах, которые вы включаете при установке рычага коробки в то или иное положение.
«Р» (parking) – режим парковки, при котором блокируются ведущие колеса автомобиля. Сама гидромеханическая трансмиссия в этом положении рычага работает в режиме «N»
«R» (reverse) – включение режима движения задним ходом.
«N» (neutral) – нейтральная передача. Крутящий момент к ведущим колесам не передается, они не заблокированы.
«D» (drive) – основной режим при эксплуатации автомобиля. Передачи автоматически переключаются во всем диапазоне от нижней передачи до высшей, и наоборот.
«3», «2», «1» — режимы, ограничивающие диапазон переключение передач. Цифры указывают на максимальную передачу, включение которой возможно в этом режиме эксплуатации.
Здесь возможны варианты в зависимости от типа коробки автомобиля. В самых простых «автоматах» эти режимы могут отсутствовать начисто.
В некоторых коробках присутствует так называемый «зимний режим», при котором автомобиль начинает движение со второй передачи и режим «спорт» — переключение передач происходит при более высоких оборотах двигателя.
На заглушенном автомобиле рычаг, как правило, находится в режиме «Р». Перевести его в другое положение при выключенном двигателе можно, нажав специальную кнопку разблокировки. Завести автомобиль ключом зажигания возможно только в положении рычага «Р».
Фиксатор режимов не позволяет перевести рычаг переключения из одного положения в другое. Исключение – режим «N» в режим «D» (и сопутствующие ему «3», «2», «1» и т.д.) и наоборот.>
Конструктивно фиксатор выполнен в виде кнопки на ручке рычага, либо — что чаще встречается на современных автомобилях – в виде гребенки на крышке коробки под рычагом.
Трогаться с места, производить переключение между режимами «D» и «R» можно только при неподвижно стоящем автомобиле и нажатой педали тормоза. После перевода рычага в нужный режим движения, педаль тормоза следует отпускать только после полного включения режима – это будет заметно по легкому толчку и некоторому снижению оборотов двигателя.
Вопреки расхожему мнению, нет никакой необходимости при переключении между режимами «D» и «R» задерживать рычаг АКПП в положении «N». Также не стоит переключаться в режим «N» и при коротких остановках — например, на светофорах и перекрестках.
Вообще следует запомнить, что режим «N» используется исключительно при буксировке автомобиля, либо для разблокировки ведущей оси во время проведения ремонтных или профилактических работ. Не рекомендуется буксировка автомобиля с АКПП на расстояние больше 50 км и со скоростью выше 50 км/ч.
Режим «D» — основной при эксплуатации автомобиля с АКПП. Иногда встречаются коробки с режимом «O/D» (overdrive) – повышающая передача. В городских условиях эксплуатации этот режим не нужен, его следует отключить.
Понижающие режимы «3», «2», «1» используются при движении в тяжелых условиях эксплуатации, в горах. Торможение двигателем на длинных спусках, при гололеде достигается включением режимов «2», «1». При переключениях АКПП из режима «D» в режимы пониженных передач и обратно, как, впрочем, и при переключении в любые другие режимы, не нужно нажимать педаль газа.
Режим «2» можно включать на скорости не более 80 км/ч, режим «1» — не более 50 км/ч.
Режим «Р» можно включать только после полной остановки автомобиля. Включение режима «Р» в движении приведет к быстрому выходу коробки из строя.
При резком нажатии на педаль газа во время движения, АКПП переключается на одну, а то и на две передачи вниз, что улучшает разгонную динамику. Не следует при эксплуатации этим режимом (кик даун) злоупотреблять – слишком частое его использование сокращает жизнь коробке, как и постоянная эксплуатация АКПП в режиме «тапку в пол». АКПП как, впрочем, и механическая КПП, любят размеренный стиль вождения – в этом залог их долговечности.
Тупо газовать на застрявшем автомобиле с автоматической коробкой вредно и бесполезно (как, впрочем, и на автомобиле с «механикой). Здесь, как и на автомобиле с МКПП, придется использовать метод раскачки вперед – назад. Но вот осуществить на практике этот метод здесь гораздо сложнее, потому как переключать между собой режимы «D» и «R» без полной остановки нельзя – это делается в верхней точке, после остановки автомобиля тормозом.
Нельзя, да и нет абсолютно никакой необходимости на автомобиле с «автоматом» нажимать на педали тормоза и газа одновременно.
Эксплуатация автомобиля при высоких оборотах на холодной АКПП, переключение режимов на высоких оборотах – вот еще пара факторов, которые быстро угробят вашу коробку.
Ну вот, пожалуй, и все. Соблюдай правила эксплуатации АКПП, умей вовремя выбирать нужные режимы, и автомобиль будет жить долго и счастливо.
Да, вот еще: часто спрашивают, можно ли завести автомобиль, оснащенный АКПП «с толкача»?
Правила эксплуатации автомобиля с АКПП
Редкий автомобиль сегодня в базовой или расширенной комплектации не оснащается автоматической коробкой передач. Большинство водителей выбирает «автомат» из-за удобства вождения, которое он предлагает (особенно в условиях городских пробок). Однако далеко не все автовладельцы знакомы с элементарными правилами эксплуатации этой коробки. Казалось бы, достаточно только нажать на газ — и едешь, а вот педаль тормоза – нажал и остановился.
Если знать о АКПП только это, то, скорее всего, она прослужит своему хозяину вдвое, а то и вчетверо меньше своего потенциального ресурса. В идеале же, автоматические коробки переключения передач при правильном обращении могут прослужить не меньше, чем «механика», не доставляя при этом проблем. Так как же нужно эксплуатировать АКПП, чтобы она работала долго и надёжно? Как следить за её техническим состоянием и как распознать первые признаки приближающихся неисправностей.
Чего не любит АКПП
Автоматическая коробка передач — это сложный гидромеханический агрегат, при эксплуатации которого могут возникнуть такие условия, в которых она быстро выходит из строя.
После запуска холодного мотора, пока он будет прогреваться, рекомендуется прогреть и коробку передач
Автовладельцам стоит знать, что на АКПП не рекомендуется езда «на холодную», продолжительная буксировка (особенно со скоростью выше 50 км/ч), запуск двигателя «с толкача», пробуксовка, переключение режимов работы во время движения, езда на нейтральной передаче.
После запуска холодного мотора, пока он будет прогреваться, рекомендуется прогреть и коробку передач. Делается это следующим образом. При нажатой педали тормоза селектор переключения режимов работы АКПП нужно переводить от первого положения Р до последнего (как правило, это L) и обратно, задерживаясь в каждом на несколько секунд. Делается это для того, чтобы масло разошлось по корпусу и попало во все пакеты фрикционов. После этого можно ехать.
Первые пару минут движения нужно стараться не делать рывков и не давать больших оборотов. Это будет полезно как двигателю, так и АКПП. Дальше можно продолжать движение в обычном режиме. Но в любом случае нужно помнить, что резкие старты и ускорения – удел спортивных автомобилей. Ехать нужно в режиме D, а при остановках лучше вообще не трогать рычаг селектора коробки, а просто удерживать тормоз. Если остановка продолжительная, селектор устанавливается в режим Р.
Самой распространенной ошибкой является включение нейтральной передачи (N) каждый раз при остановке и при движении накатом, например, под горку
Все переключения режимов работы АКПП осуществляются только при полной остановке автомобиля и нажатой педали тормоза. После переключения ощущается лёгкий и плавный толчок. Это означает, что режим включен и можно отпустить педаль тормоза и начинать движение.
Ошибки владельцев автомобилей с АКПП
Одной из самых распространенных ошибок является включение нейтральной передачи (положение селектора — N) каждый раз при всякой остановке и при движении накатом, например, под горку.
Многие это делают по привычке, выработавшейся на «механике». Однако, режим N в автоматической трансмиссии и нейтраль в механической КПП – это далеко не одно и то же. Более того, проходя положение N, не нужно на нем задерживаться, а надо стараться побыстрее его проскочить. Лишнее срабатывание автоматики в данном случае совершенно ни к чему. Все это не вымысел, а информация, которую указывает автопроизводитель и которую почти никто не читает. Игнорировать это ни в коем случае нельзя, так как в положении N в АКПП не создаётся необходимого давления, и фрикционы, не получая необходимого количества смазки, начинают подгорать.
Также на автомате нельзя при движении задним ходом сразу переключиться на режим D и поехать вперёд, без полной остановки автомобиля (и наоборот). Чревато это не только механическими повреждениями шестерёнок и фрикционов, но и поломкой картеров АКПП. Для этого нужно обязательно дождаться полной остановки автомобиля, перевести селектор в нужное положение и не снимать ногу с педали тормоза до тех пор, пока не переключится режим.
Если автомобиль забуксовал, то нажимать на педаль акселератора абсолютно бесполезно, машина будет только буксовать. Пытаться, меняя режимы, раскачивать автомобиль взад-вперёд, как на механике, недопустимо по причинам, описанным выше.
Попробовать выбраться из ловушки можно следующим образом. Включив понижающий режим L, попробовать поехать «внатяг», действуя педалью тормоза как сцеплением и обеспечивая медленное вращение колёс. Когда автомобиль начнёт двигаться, педаль тормоза можно отпустить и плавно начинать прибавлять газ. Дальше выехать на укатанную и твёрдую дорогу поможет электроника, главное, не дать колёсам сорваться обратно в букс.
Для парковки автомобиля на крутом склоне тоже есть свой нюанс. Оставить автомобиль только на режиме P недостаточно, так как сильно увеличится нагрузка на элементы механизма парковки в АКПП и может выйти из строя блокировка вала. В данном случае необходимо воспользоваться ручным тормозом. Делается это следующим образом. Удерживая ногой тормозную педаль, АКПП переводится в режим N и вытягивается ручной тормоз. Отпускается тормозная педаль, автомобиль чуть-чуть двинется вперёд и нагрузку в виде части веса автомобиля, возьмут на себя тормозные колодки. Селектор переключения переводится в режим P. Теперь нагрузка на механизм блокировки вала АКПП невелика, и он уже не выйдет из строя. Для начала движения, удерживая ногой педаль тормоза, селектор переводится в положение D и автомобиль снимается с ручника, после чего отпускается педаль тормоза.
Пара слов о дополнительных режимах современных АКПП
Автоматические трансмиссии, устанавливаемые на современные автомобили, бывают трёх типов: гидравлические, вариаторные и роботизированные. Две последние трансмиссии имеют всего лишь три режима работы (P, R, D и N) и возможность принудительного переключения передач с помощью того же селектора или подрулевых лепестков. Современная гидравлическая АКПП, кроме вышеперечисленных, имеет ещё несколько режимов работы. Для чего они существуют, полезно знать каждому водителю, а особенно тем, кто раньше ездил на вариаторе или роботе, а теперь приобрёл машину с обычной гидравлической коробкой передач.
АКППИтак, кроме уже известных режимов P, R, D и N, есть несколько дополнительных: 2, L, overdrive, кик-даун, PWR/SPORT, SNOW. Для чего же они используются?
OverDrive. Эта кнопка встречается на коробках, которые имеют более трех ступеней передач. Кнопка включения данного режима обычно находится на рычаге коробки. Предназначена для обгона или других случаев, когда необходим быстрый разгон. Ее действие заключается в том, что она не дает коробке переключиться выше третьей передачи, за счет чего обеспечивается ускорение. Встречается, в основном, на трансмиссиях американских автомобилей и на старых машинах европейского и японского производства. Постоянно использовать этот режим нельзя, так как его длительное использование приводит к перегреву трансмиссионного масла и требует установки специального масляного радиатора для его охлаждения. Если это требование игнорировать, выйдут из строя фрикционы АКПП.
Кик-даун активируется автоматически при резко нажатой педали газа «в пол». При этом коробка переключается на одну или две передачи вниз. Переключения на повышенные передачи происходят на более высоких оборотах, что обеспечивает автомобилю более интенсивный разгон, чем обычно. Не рекомендуется пользоваться этим режимом для старта с места, так как это даёт очень большую нагрузку на фрикционы. Включается, в основном, при обгонах и интенсивных разгонах.
Режим PWR/SPORT предназначен для активной езды. Переключение происходит на более высоких оборотах, что обеспечивает хорошую динамику разгона. Однако расход топлива в этом режиме максимален.
Режим SNOW предназначен для движения зимой. В этом режиме не включается первая передача, разгон начинается сразу со второй передачи, что уменьшает вероятность проскальзывания ведущих колес. Также в этом режиме переключение происходит на более низких оборотах, что делает машину более «вялой», однако обеспечивает безопасность движения на снегу. Некоторые люди используют этот режим и летом, так как расход топлива в этом режиме минимален. Но это делать не нужно, так как в этом режиме отключена первая передача, а, следовательно, все нагрузки падают на гидротрансформатор, который активно нагревается. Зимой для него это нормально, а летом может привести к перегреву и возможной поломке АКПП. Нельзя так же «буксовать» на автомобиле, пытаясь выехать из снега или грязи или пытаться «раскачать» его, меняя первую и задние передачи, как на механике – это приведёт к поломке АКПП.
Если разрядился аккумулятор
В случае возникновения такой ситуации лучше всего воспользоваться проводами для прикуривания. Заводить автомобиль с АКПП «с толкача» или буксира не рекомендуют ни производители, ни опытные автомобилисты. Практически такая возможность существует, но она очень сложна и требует специальных навыков и знаний устройства АКПП. Поэтому быстрее и безопаснее для «автомата» — зарядное устройство или провода для «прикуривания».
Автомобиль с автоматической КПП буксировать можно, но только при заведенном двигателе и в нейтральном положении коробки N на скорости до 50км/ч и на расстояние не более 50 км. Если же машина не заводится, большинство автолюбителей сходится во мнении, что лучше воспользоваться эвакуатором, чем потом оплачивать дорогостоящий ремонт коробки передач. Если же авто с автоматом само буксирует другой автомобиль или прицеп, то следует помнить следующие правила.
Буксировка другого автомобиля нежелательна вообще, так как это приводит к перегреву трансмиссионного масла, и к ней следует прибегать только при отсутствии альтернативных вариантов.
Буксируемый автомобиль должен быть легче или такой же массы, как и буксирующий. Двигаться с буксиром можно только в положении селектора коробки 2 или L и на скорости не более 40 км/ч.
Не слишком тяжелые прицепы автомат переносит без проблем, поэтому их буксировка разрешена в режиме D и со скоростью, разрешённой правилами дорожного движения. Для буксировки тяжёлого прицепа на автомобиль необходимо установить масляный радиатор. Сделать это очень непросто даже в авторизированном сервисе, так как в автомобиле для этого, скорее всего, банально не окажется свободного места. Поэтому если существует постоянная необходимость эксплуатации автомобиля с тяжёлым прицепом, лучше приобрести машину с механикой или автомобиль с АКПП, но уже оборудованный масляным радиатором. Как правило, это тяжёлые пикапы и джипы с приводом на две оси, которые позволяют безопасно буксировать тяжёлый прицеп в соответствии с Правилами дорожного движения.
От такого количества «не рекомендуется» и «нельзя» у водителя, ранее не имевшего опыта эксплуатации автомобиля с АКПП, поначалу голова может пойти кругом. Однако на самом деле правил не так уж и много, и знать их нужно очень хорошо. Если, в процессе эксплуатации не переключать селектор режимов коробки на ходу, без полной остановки автомобиля, прогревать коробку передач перед началом движения, не буксовать, не кататься на «нейтрали», не буксировать другие машины и не злоупотреблять спортивными и тяжело нагруженными режимами, то автоматическая КПП порадует своего владельца возможностью комфортного управления автомобилем и длительным сроком своей службы.
Правила и особенности правильной эксплуатации и использования автоматической коробки передач (акпп)
От автомобилистов часто можно услышать, что автоматическая коробка передач не настолько надежна, как механическая. Это не совсем так. Просто коробка автоматического переключения передач более требовательна к условиям эксплуатации и к обслуживанию, а значит, если все делать правильно и вовремя проводить обслуживание АКПП и эксплуатировать её, то коробка-автомат может служить Вам верой и правдой даже больше, чем механическая.
Перечислим важные нюансы, которые должен понимать и не забывать автолюбитель с наличием автоматической трансмиссии.
Режим «kickdown» в АКПП использовать только в случаях экстремальных ситуаций! Это ведь не спортивная машина, так? Вот и не надо делать её из своей гражданской машины. Если в душе Вы – гонщик, то автоматическая коробка передач явно не Ваш выбор. Масло в коробке передач нагревается при больших оборотах, и фрикционные муфты изнашиваются куда быстрее, чем при спокойном вождении. Да и уровень безопасности резко падает при произведении резких движений за рулем.
Заменяйте масло в коробке передач вовремя! Если в сервисной книжке написано, что менять масло надо через 50 тыс. километров или через два года (смотря, что будет раньше), то это стоит делать именно так. АКПП довольно чувствительна к «свежести» масла, а оно теряет свое качество после прошествии определенного времени. А ремонтировать автоматическую коробку передач очень дорого. Так что позаботьтесь о том, чтобы масло менялось в срок.
Не используйте заменители! Применяйте только то масло, которое рекомендует производитель. Простого названия ATF (жидкость автоматической трансмиссии), как правило, недостаточно – у производителей АКПП свои, особенные требования к маслам, которые превышают стандарты.
Категорически не стоит переключать трансмиссию в положение «нейтрали» или «паркинга» на светофорах. Когда Вы все время переключаете ручку трансмиссии, износ в десятки раз больше, чем, если бы Вы постояли несколько минут в режиме «драйв».
В зимний период нужно обязательно прогревать АКПП! Это не зависит не от каких факторов (марки, трансмиссионного масла, типа коробки передач и т.д.). В мороз всегда нужно завести машину, переместить положение ручки трансмиссии в положение «драйв» (не отпуская при этом педаль тормоза), на несколько минут оставить машину в таком состоянии, после этого еще на несколько минут включите режим «реверс». Обычно хватает пяти минут прогрева при температуре в минус десять градусов.
Всегда ставьте машину на ручник! Вне зависимости от того, стоит ли Ваше транспортное средство под углом или на вполне ровной дорожке. В некоторых ситуациях может пригодиться экстренное торможение.
Правильно и безопасно для трансмиссии заводить и глушить двигатель нужно следующим образом:
- Заглушаем двигатель: автомобиль полностью остановился – (не убирая ногу с тормоза) устанавливаем режим «паркинг» — (все еще держим педаль тормоза) затягиваем ручник – глушим двигатель.
- Запускаем двигатель: нажимаем на тормоз – заводим мотор – (держим тормоз) устанавливаем режим «драйв» или «реверс» — убираем ручник – убираем ногу с педали тормоза.
Эксплуатация автомобиля с АКПП
владельцев автомобилей с АКПП часто возникают вопросы: как обращаться с автоматической коробкой передач? Как распознать ее скорый выход из строя? Можно ли заводить машину с АКПП «с буксира»? Как правильно эксплуатировать автоматическую коробку зимой? Ответы на эти и многие другие вопросы — в данной статье.
1. Чем опасны заниженный или завышенный уровень масла в АКПП?
Слишком низкий уровень ATF (масла для АКПП) опасен тем, что насос вместе с маслом начинает захватывать воздух, в результате чего образуется воздушно-масляная «эмульсия», которая хорошо сжимается и имеет низкую теплоемкость и теплопроводность. Масло теряет важнейшие из своих свойств и становится сжимаемым. Следствием этого является снижение давления в системе управления, плохой отвод тепла из АКПП и ухудшение смазки трущихся элементов.
Эксплуатация автомобиля со вспененным маслом в АКПП быстро выводит коробку из строя.
Иногда на щупе появляется масло с отдельными крупными пузырьками воздуха — не стоит путать это явление с пенящимся маслом. Последнее представляет собой равномерно вспененную жидкость с очень мелкими воздушными пузырьками. Вспенивание масла увеличивают его объем, поэтому при проверке уровня он окажется завышенным. В этом случае следует заглушить двигатель и дать маслу отстояться в течение некоторого времени. Затем, не заводя двигатель, нужно снова проверить уровень масла. Если щуп окажется совсем сухим, можно смело доливать масло (1-2 литра). Если уровень масла превышает допустимое значение, его вспенивание может быть вызвано окунающимися в него вращающимися деталями АКПП. При этом вспенивание происходит не сразу после запуска двигателя (как в случае с заниженным уровнем масла), а в процессе движения, особенно на высоких оборотах. Как в случае заниженного, так и в случае завышенного уровня масла его вспенивание приводит к увеличению объема, и, как следствие, к выбросу масла через сапун коробки передач.2. Какова причина вспенивания ATF, если уровень масла нормальный?
Такое возможно в случае повреждения уплотнения фильтра или самого фильтра.
3. Уровень масла постоянно понижается, но следы течи отсутствуют. В чем причина?
Предпосылкой этой неисправности является наличие у некоторых типов АКПП вакуумного модулятора — специального устройства, формирующего давление, пропорциональное степени разряжения во впускном коллекторе двигателя. Внешне вакуумный модулятор напоминает аналогичное устройство на трамблере «Жигулей». Модулятор соединен с впускным коллектором трубочкой, по которой, в случае неисправности мембраны модулятора, масло из АКПП попадает в коллектор и сгорает. Автоматическая коробка передач с модулятором устанавливается на автомобили: Ford Scorpio, Ford Sierra, Ford Explorer, Mercedes, переднеприводные автомобили концерна General Motors с четырехступенчатыми АКПП. Следует отметить, что с начала 90-х годов от использования модуляторов стали отказываться, заменяя их электрическими датчиками. Еще одной причиной понижения уровня ATF в АКПП при отсутствии течи может служить нарушение герметичности системы охлаждения. У многих автомобилей радиатор для охлаждения масла АКПП встроен в систему охлаждения двигателя. В случае нарушения герметичности встроенного радиатора масло попадает в систему охлаждения ДВС, в результате чего антифриз превращается в розоватую эмульсию.
4. Сколько масла следует заливать в АКПП?
В зависимости от типа АКПП может вмещать от 4,2 литра (DAIHATSU TERIOS) до 15,5 литра ATF (FORD EXPEDITION). Следует иметь в виду, что при замене сливается далеко не весь объем масла — часть остается в каналах системы управления. Кроме того, далеко не все трансформаторы имеют пробки для слива масла, поэтому его часть остается в АКПП, что считается допустимым.
Если Вы хотите полностью сменить масло, необходима его двух- или трехкратная замена.
5. Как определить, какое масло залито в АКПП и какое заливать следует?Трансмиссионные масла отличаются как цветом, так и запахом. Существуют светло-желтые масла и масла красных оттенков (от светлого CASTROL до насыщенно-красного ELF). Цвет масла для АКПП зависит только от введенного в него красителя. Цвет не определяет никаких особых функций того или иного масла, а лишь отличает его от других используемых в автомобиле. Кроме того, через небольшой отрезок времени любое масло становится прозрачно-коричневым. Учитывая, что при замене масла обновляется далеко не весь его объем, а в процессе эксплуатации цвет и запах масла меняются, определить его марку практически невозможно, даже если оно менялось недавно.
Следует использовать то масло, которое оговорено в инструкции по эксплуатации автомобиля.
Иногда тип рекомендованного масла указывается не только в инструкции, но и на щупе. Кроме того, производители масел выпускают плакаты и альбомы (их можно найти в специализированных магазинах) с перечнем марок автомобилей и рекомендованных масел — как моторных, так и трансмиссионных. Обычно в инструкции по эксплуатации рекомендуется использовать вполне определенный тип масла. И этому есть не только техническое, но и коммерческое обоснование. Например, Chrysler и переднеприводные Mitsubishi рекомендуют использовать масло Mopar ATF 7176 — в инструкции указано, что оно имеет повышенные фрикционные свойства по сравнению с Dexron или Mercon. Однако на щупах Dodge RAM и Jeep Grand Cherokee можно обнаружить рекомендации заливать Mopar ATF 7176 или Dexron II. Значит, варианты все-таки воможны. Другой пример: Mobil не рекомендует смешивать разные типы масел даже собственного производства. Однако надпись на флаконе Mobil Synthetic ATF гласит: «Compatible with conventional ATF fluids» («Совместимо с обычными маслами для автоматических коробок передач»). Если дело касается замены масла в двигателе — алгоритм прост. Едем в крупный магазин, находим масла рекомендованного производителя, из всего ассортимента выбираем продукт для бензиновых или дизельных двигателей определенного класса по API (не ниже, чем в инструкции по эксплуатации) и желаемой вязкости по SAE. С трансмиссионными маслами все сложнее. Опыт ремонта нескольких тысяч АКПП указывает, что причины их поломок, в большинстве случае, не в смешении различных типов масел, а в условиях эксплуатации трансмиссии — если они нарушаются, не поможет даже самая дорогостоящая «синтетика».6. Как часто следует менять масло в АКПП?Срок замены масла зависит от типа АКПП. При нормальных условиях эксплуатации рекомендованный интервал замены составляет 70 тыс. км. пробега автомобиля. Если же условия эксплуатации отличны от нормальных (слишком жаркий или холодный климат, режим мегаполиса, постоянная эксплуатация машины с полной загрузкой и т.п.), то масло подлежит замене уже через 25 тыс. км. В некоторых дорогих моделях автомобилей (например, BMW 750) замена масла вообще не предусмотрена инструкцией. В любом случае качество ATF необходимо регулярно проверять (1 раз в неделю). Придерживаться установленных сроков замены следует в том случае, если в процессе эксплуатации не происходит значительного изменения качества масла, не возникает сложных условий движения (автомобиль не застревает, не буксирует другой автомобиль и т.п.). Внеплановая замена масла необходима в случае его потемнения и/или приобретения им горелого запаха.
Меняя масло в АКПП, замените также прокладку поддона и фильтр.
В некоторых типах АКПП замена фильтра во время смены масла не предусматривается, т.к. фильтр недоступен без снятия и разборки АКПП (например, в Daewoo Espero, Nissan Maxima с коробкой RE4F02A, SAAB 900 и 95, Volvo 850, переднеприводных моделях Opel с четырехскоростной АКПП).Как оценить качество масла в АКПП? Разные типы масел отличаются как цветом, так и запахом. Если коробка передач недавно побывала в ремонте, достаньте щуп и запомните цвет и запах ATF. Если в процессе эксплуатации цвет или запах сильно изменились, есть повод обратиться в сервис для проверки состояния АКПП. Масло должно быть прозрачным, не иметь темно-коричневого оттенка или горелого запаха. Капните масло со щупа на белую бумажную салфетку, убедитесь, что оно легко впитывается и не содержит посторонних включений. Если в неисправной АКПП перед продажей несколько раз подряд менялось масло, при тщательном анализе в нем можно различить мелкие темные частицы, а на шупе увидеть черный налет. В этом случае щуп необходимо тщательно вытереть и повторно проанализировать состояние масла. Не лишним будет заглянуть в систему охлаждения двигателя и убедиться, что антифриз прозрачный и не содержит водно-масляной эмульсии.
7. Какие масла используются в АКПП кроме масла для автоматических АКПП?
В переднеприводных конструкциях АКПП, а также в некоторых полноприводных трансмиссиях (например AUDI, SUBARU) главная передача и дифференциал располагаются вместе с коробкой передач в картере. Такая компоновка называется «transaxle» (в отличие от «transmission», когда главная передача находится в заднем мосту). Если главная пара располагается в одном корпусе с АКПП и представляет собой гипоидную передачу, то в картер дифференциала заливается масло для гипоидных передач (раздельная смазка). В остальных случаях смазка может быть как раздельной, так и совместной. В случае цилиндрического, косозубого зацепления в главной передаче для ее смазки используется, как правило, масло для AКПП. Проверка уровня масла в дифференциале при совместной смазке не требуется. В случае раздельной смазки, как правило, имеется контрольная пробка или щуп.
Как заменить масло в АКПП? Последовательность действий при замене масла такая же, как и при замене масла в двигателе. Старое масло сливается, фильтр меняется, заливается новое масло. В большинстве случаев для замены фильтра требуется снять поддон. Иногда фильтр находится внутри АКПП и недоступен без демонтажа и разборки АКПП. В этом случае замена масла происходит без замены фильтра. Вместе с фильтром меняется и прокладка поддона. Обычно фильтр и прокладка продаются в одном наборе (Filter kit). В некоторых моделях поддон установлен без прокладки на герметик. Если фильтр выполнен в виде мелкой металлической сетки и не имеет повреждений, то можно не менять его, промыв и продув сжатым воздухом. Перед установкой фильтра на место проверьте качество уплотнения его посадочного отверстия. Затягивать болты крепления фильтра и поддона следует строго определенными моментами, оговоренными в инструкции по эксплуатации автомобиля. После заливки свежего масла необходимо завести двигатель. Удерживая машину нажатием на педаль тормоза, переместите рычаг выбора диапазона (РВД) по всем положениям, задерживаясь в каждом на несколько секунд. Затем установите его в положение «Р» или «N», проверьте уровень масла и доведите его до отметки, соответствующей холодному состоянию масла. Окончательно проверять уровень следует только после пробега 15-20 км, когда температура масла достигнет рабочего значения. В процессе замены масла следует оценить наличие продуктов износа в поддоне, на магнитах поддона и в фильтре. Небольшое количество взвеси в масле, пыли цветных металлов и легкий серый налет на магнитах можно считать нормой. Кусочки пластмассы, металлов, черные чешуйки или глиноподобные отложения в поддоне свидетельствуют о необходимости капитального ремонта АКПП, даже если жалобы на работу трансмиссии пока отсутствуют.
8. Оправдано ли использование присадок к ATF?
Современные масла уже содержат в своем составе все необходимые присадки. В большинстве случаев проблемы в работе АКПП сопровождаются повышенным износом фрикционных элементов управления. Это необратимый процесс, поэтому ни замена масла, ни присадки его не остановят.
Единственный способ восстановить работоспособность трансмиссии — ее капитальный ремонт.
9. Что означают символы положения рычага выбора диапазона и зачем они нужны? РВД коробки передач имеет несколько положений с буквенными и цифровыми обозначениями. Количество этих положений у разных моделей автомобилей разное, но обязательно имеются позиции «Р», «R» и «N». Позиция «P» выбирается при длительной стоянке автомобиля. В этом положении рычага в АКПП выключены все элементы управления, а ее выходной вал заблокирован, поэтому движение автомобиля невозможно. В режиме «P» разрешен запуск двигателя. Позиция «R» выбирается для заднего хода. Перевод рычага в положение «R» во время движения может привести к выходу из строя коробки передач и других элементов трансмиссии. В этом положение РВД запуск двигателя невозможен. В позиции «N» либо выключены все элементы управления АКПП, либо включен только один. Механизм блокировки выходного вала при этом выключен, т.е. автомобиль может свободно перемещаться. В этом режиме разрешен запуск двигателя. В автомобилях, оборудованных четырехскоростными коробками передач, имеется, как правило, четыре положения движения вперед: «D», «3″, «2″ и «1″ («L»). Следует отметить, что в случае установки РВД в одно из этих положений запуск двигателя невозможен. Диапазон «D» — основной режим движения. Он обеспечивает автоматическое переключение с первой по четвертую передачу. В нормальных условиях движения рекомендуется использовать именно его. В диапазоне «3″ разрешено движение на первых трех передачах. Его рекомендуется использовать при движении по холмистой дороге или в условиях частых остановок. Диапазон «2″ разрешает движение только на первой и второй передачах, запрещая переключение на третью и четвертую. Его рекомендуется использовать при движении по извилистым горным дорогам. Диапазон «1″ разрешает движение только на первой передаче. Этот диапазон позволяет максимально реализовать режим торможения двигателем. Его рекомендуется выбирать при движении на крутых спусках. На некоторых моделях автомобилей разрешение на использование четвертой (повышающей) передачи осуществляется с помощью специальной кнопки «OD». Если она находится в утопленном состоянии и РВД установлен в положение «D», то переключение на повышающую передачу разрешено, в противном случае — запрещено. Состояние системы управления в этом случае отражается с помощью индикатора «OD OFF» (в случае разрешения использования повышающей передачи индикатор не горит).
10. Что такое овердрайв (overdrive)? Какой из режимов предпочтительней в городских условиях: драйв или овердрайв?
В терминологии американских автомобилестроителей оverdrive («OD», или «D») означает «повышающая передача». Ее рекомендуется использовать для размеренной экономичной езды по магистрали.
11. Можно ли переключать рычаг выбора диапазона на ходу?
Можно, но не во все положения. Категорически запрещается при движении вперед переводить РВД в положения «Р» и «R». В оба эти положения рычаг можно переводить только при полной остановке автомобиля. Нарушение этого правила может привести к серьезной поломке АКПП. Кроме того, не рекомендуется во время движения переводить РВД в положение «N», поскольку в этом случае теряется связь колес с двигателем, и резкое торможение может вызвать занос автомобиля. Во все остальные положения РВД переводить можно. В некоторых случаях это даже рекомендуется делать специально. Так, перевод рычага из положения «3″ в положение «2″ увеличивает эффективность торможения двигателем и т.д.
12. Следует ли переводить рычаг выбора диапазона в положение «N» при остановке у светофора?
Имеет смысл только при длительных остановках в уличных пробках в жаркую погоду — для снижения тепловыделения и предотвращения перегрева масла коробке. В остальных случаях делать это не рекомендуется.
13. Нужно ли использовать стояночный тормоз на стоянке, если рычаг выбора диапазона находится в положении «P»?
Для надежной фиксации автомобиля на относительно ровных участках исправного механизма блокировки выходного вала АКПП вполне достаточно. Однако если автомобиль стоит на уклоне, то включение ручного тормоза обязательно. Причем вначале необходимо затянуть ручной тормоз и только после этого установить РВД в положение «Р». В этом случае механизм блокировки выходного вала АКПП освобождается от дополнительной нагрузки, связанной со стремлением автомобиля скатиться вниз.
14. Как определить количество передач в АКПП?
В японских автомобилях четырехскоростную АКПП можно опознать по дополнительной кнопке на РВД, которая имеет маркировку «OD OFF» или «Hold». Если такой кнопки нет, то, скорее всего, АКПП трехскоростная, без повышающей передачи. В европейских автомобилях рычаг выбора диапазона трехскоростных АКПП маркируется символами PRND21, четырехскоростных — PRND3, пятискоростных — PRND4 и т.д. В американских автомобилях о наличии четвертой (иногда пятой) повышающей передачи свидетельствует наличие символа D. Имея некоторый опыт, определить количество передач можно и на практике, следя за стрелкой тахометра во время разгона автомобиля. Каждое переключение будет сопровождаться некоторым понижением оборотов двигателя. Только при этом необходимо иметь в виду, что стрелка тахометра таким же образом реагирует и на блокировку гидротрансформатора (правда, падение оборотов в этом случае будет не столь заметным, как во время переключения передач).
15. Можно ли буксовать на автомобиле с АКПП?
Ничего плохого во время буксования с АКПП не происходит. Повышенное тепловыделение в гидротрансформаторе в этом случае может быть критичным в том случае, если система охлаждения имеет низкую эффективность (радиатор охлаждения АКПП засорен продуктами износа).
16. Как буксировать автомобиль с АКПП?
Единого ответа на этот вопрос нет. Для некоторых автомобилей имеются очень жесткие паспортные ограничения. Например, Jeep Grand Cherokee рекомендуют транспортировать только на эвакуаторе. Немного проще у Chrysler с передним приводом. Автомобили с трехскоростной АКПП можно буксировать со скоростью 40 км/ч на расстояние 25 км, а с четырехскоростной АКПП — со скоростью 72 км/ч на расстояние до 160 км. Однако вне зависимости от марки автомобиля в случае неисправной трансмиссии предпочтительнее воспользоваться услугами эвакуатора. Дело в том, что в АКПП смазка осуществляется принудительно, т.е. масло подводится к каждой паре трения под давлением. Если трансмиссия неисправна, уверенности в наличии смазки нет. Работоспособность насоса можно оценить косвенно, сравнив уровень масла при заглушенном и работающем моторе: если он не меняется, буксировка нежелательна. Если других вариантов нет, буксировать автомобиль нужно при работающем двигателе и установке РВД в положение «N».
17. Допускается ли буксировка прицепа автомобилем, оборудованным АКПП?
Допускается. Однако необходимо помнить, что чем выше нагрузка, тем больше выделение тепла в гидротрансфоматоре. Если вы постоянно пользуетесь прицепом, подумайте об установке дополнительного радиатора в систему охлаждения АКПП. Кроме того, в случае длительного буксирования прицепа использование повышающей передачи нежелательно. Лучше это делать в диапазонах «3″ или «2″.
18. Нужно ли прогревать АКПП перед началом движения?
Первое время после начала движения рекомендуется избегать динамичной езды, пока масло во всех агрегатах не прогрелось до рабочей температуры. В холодное время года не помешает немного прогреть масло в АКПП до начала движения. Для этого необходимо переместить РВД во все положения, задерживаясь в каждом из них на несколько секунд, затем включить один из диапазонов движения и несколько минут удерживать автомобиль тормозом. Двигатель при этом должен работать на холостых оборотах.
19. В чем основные достоинства и недостатки АКПП?
Автоматическая трансмиссия увеличивает комфортность вождения.
Отсутствие необходимости выбора нужной передачи и осуществления переключения передач позволяет сосредоточиться на вождении, что в сложной дорожной ситуации не помешает даже опытному водителю. Благодаря наличию гидротрансформатора АКПП создает наиболее благоприятные условия эксплуатации как для двигателя, так и для ходовой части, что увеличивает их ресурс. Система управления работой автоматической трансмиссии предотвращает возникновение перегрузок двигателя и ходовой части автомобиля из-за ошибок водителя. Автомобиль с АКПП оборудован системой пассивной безопасности, которая не позволяет завести двигатель в положениях РВД, отличных от «P» и «N», а также предотвращает самопроизвольное движение автомобиля при стоянке на неровной площадке (т.к. извлечь ключ из замка зажигания можно только в положении рычага «P»). К недостаткам АКПП следует отнести более низкий КПД (из-за потерь в гидротрансформаторе), чем у механической КПП, что увеличивает расход топлива. Однако современные автоматические трансмиссии в некоторых режимах движения позволяют добиться более высокой экономичности по сравнению с механическими КПП за счет поддержания оптимальных оборотов двигателя и «интеллектуального» управления блокировкой гидротрансформатора. Другой недостаток автомобилей с АКПП — несколько худшие динамические показатели разгона, чем у автомобилей с механической КПП при прочих равных условиях. Разница не столь велика и для основной массы водителей несущественна.20. Что такое кикдаун (kickdown)?Если во время движения нажать до упора педаль управления дроссельной заслонкой, то в коробке передач произойдет переключение на одну или две передачи вниз. Этот режим рекомендуется использовать для получения более высоких значений ускорения, что бывает полезным, например, во время обгона. Обратное повышающее переключение в этом случае может произойти только при достижении двигателем максимальных оборотов. Если отпустить педаль управления дроссельной заслонкой, то коробка передач перейдет в штатный режим работы. Следует иметь в виду, что на скользкой дороге во время принудительного понижения передачи ведущие колеса могут начать буксовать, что может привести к возникновению заноса.
21. Как выглядит система охлаждения АКПП?
Как уже отмечалось, главным источником тепловыделения в АКПП является гидротрансформатор. Причем при больших нагрузках выделение тепла достаточно велико. Рабочая температура трансмиссии сравнима с температурой двигателя, а может и превышать ее.
Автомобили с АКПП имеют специальную систему охлаждения, радиатор которой либо встроен в радиатор системы охлаждения двигателя, либо установлен отдельно и охлаждается воздушным потоком.Некоторые старые автомобили с малым объемом двигателя оборудованы коробками с воздушной системой охлаждения. На корпусе гидротрансформатора имеются дополнительные внешние лопатки, с помощью которых организуется поток воздуха для отвода тепла.22. Как правильно начинать движение автомобиля с АКПП?Перед началом движения следует нажать на педаль тормоза, перевести РВД в нужную позицию, не нажимая при этом на педаль управления дроссельной заслонкой. После легкого толчка педаль тормоза можно отпустить и начать движение, воздействуя для этого на педаль управления дроссельной заслонкой.23. Какие существуют доступные методы проверки состояния АКПП? Что такое «Stall-Test»?
Время включения передачи при перемещении РВД из положения «N» в «D» или «R» не должно существенно превышать 1-1,5 сек. О включении передачи можно судить по характерному толчку. Обратите внимание на качество переключений во время обкатки. При переключениях передач не должно быть «ударов», вибрации и посторонних шумов. Момент переключения передач не должен сопровождаться повышением оборотов двигателя. Опытный водитель по поведению машины на дороге может сделать квалифицированное предварительное заключение о состоянии автоматической трансмиссии. Простым методом проверки состояния АКПП является Stall-Test. Суть этого теста заключается в определении оборотов двигателя при полностью заторможенном автомобиле и нажатой до упора педали управления дроссельной заслонкой. По величине этих оборотов можно судить об исправности некоторых элементов АКПП. Сразу же оговоримся, что Stall-Test должен выполнять опытный механик. Иначе Вы сами можете вывести АКПП из строя. Кроме того, для анализа работоспособности АКПП необходимо знать номинальное значение оборотов двигателя во время Stall-Test, без знания которых этот тест ничего не даст.24. Можно ли обойтись без ремонта АКПП в случае возникновения периодических проблем с движением автомобиля?
Владельцы автомобилей с «электронными» АКПП в случае отсутствия движения надеются, что все проблемы заключаются в отказавших датчиках. Однако алгоритмы управления не предусматривают блокировки движения в случае каких-либо отказов в системе. Т.е. даже если от исправной АКПП оторвать все провода и датчики, автомобиль не потеряет возможности двигаться. Даже периодическое отсутствие движения вперед или назад свидетельствует о серьезных проблемах в механической части АКПП. Решение проблемы только одно — ремонт. Процесс разрушения фрикционных элементов необратим. Сгоревшие фрикционы лечатся только их заменой, новое масло восстановить их не способно.
25. Чем отличаются «гидравлические» и «электронные» АКПП?
Сами АКПП одинаковы. Основное отличие касается системы управления. Условно ее можно разделить на три части: формирующую сигналы состояния АКПП и органов ее управления, анализирующую и исполнительную. В «гидравлической» АКПП работоспособность всех трех частей системы управления обеспечивает гидравлика путем формирования соответствующих давлений. В электронной АКПП все сигналы (входные и выходные) формируются электрическим путем, и только в конце цепочки управляющих сигналов используется гидравлика. Кроме того, для анализа поступающей информации и принятия решения используется электронный блок управления (компьютер). Это позволяет сделать систему управления АКПП более гибкой, обеспечивающей недоступные для гидравлической системы управления режимы работы АКПП.
26. Что такое коды? Почему мигают индикаторы «OD OFF», «Hold», «S» или «Check AT»? Почему отсутствуют переключения передач?
Речь идет об автоматических коробках с электронной системой управления. Работой «электронных» АКПП управляет бортовой трансмиссионный компьютер, который может быть выполнен как в виде отдельного устройства, так и быть совмещенным с блоком управления двигателем. В трансмиссионный компьютер поступают сигналы различных датчиков (скорости, угла открытия дроссельной заслонки, положения РВД, температуры масла АКПП и т.д.), расположенных как в АКПП, так и вне ее. Он обрабатывает эту информацию и на основе ее анализа вырабатывает команды (выходные сигналы) исполнительным устройствам АКПП (соленоидам). Таким образом происходит управление работой автоматической коробкой передач. Компьютер выполняет также и другую функцию — контроля и диагностики неисправностей. Для всех входных сигналов есть допустимые границы их изменения. Если какой-либо сигнал выходит за допустимые пределы, то компьютер записывает в память некоторую последовательность цифр — код (Diagnostic Trouble Code — DTC), соответствующий данной неисправности. Кроме того, компьютер контролирует сопротивления выходных цепей (либо токи, протекающие по ним, что одно и тоже). Для них также существуют допустимые границы, при выходе за которые в память записывается соответствующий код неисправности. Кроме того, компьютер может сравнивать показания датчиков оборотов входного и выходного валов АКПП, тем самым контролируя передаточное отношение АКПП. Отклонения вычисленного передаточного отношения от заданного является признаком проскальзывания во фрикционных элементах управления АКПП, что также фиксируется соответствующими кодами в памяти трансмиссионного компьютера. К сожалению, функция контроля передаточных отношений реализована далеко не во всех моделях автомобилей. Для чтения кодов в памяти компьютера требуется специальное диагностическое оборудование — сканер. Сканер позволяет не только считывать коды, но и стирать их. Также с его помощью можно определить показания различных датчиков системы управления АКПП. Процедуру считывания и определения неисправностей по кодам часто называют компьютерной диагностикой. Что происходит после того, как в памяти трансмиссионного компьютера появляется код неисправности? Это определяется алгоритмом программы, по которой работает компьютер. Реакция управляющей системы неоднозначна: при появлении одних кодов никаких ощутимых изменений в работе трансмиссии не происходит, а другие коды могут вызвать отсутствие переключений передач. Все зависит от того, в каком контуре системы управления произошел сбой. Одни коды носят информационный характер (например, код «отсоединялась аккумуляторная батарея»), другие приводят к изменению алгоритма работы системы управления АКПП (например, код «обрыв в цепи соленоида»). В случае возникновения серьезных проблем система управления переходит в режим защиты АКПП. У этого аварийного режима есть разные названия: Limp In, Limp Home, Safe Mode и т.п. Алгоритмы работы системы управления в аварийном режиме во многом определяются моделью АКПП. В некоторых случаях система управления перестает отслеживать качество переключений, и они происходят с «ударами». В других случаях в коробке включается вторая или третья передача, и все переключения передач запрещены. В некоторых автомобилях аварийный режим сопровождается миганием либо постоянной индикацией на панели приборов одного из сигналов, связанных с работой АКПП: «Hold», «S», «Check AT», «OD OFF» и т.п. В случае совмещенного моторно-трансмиссионного компьютера этим сигналом может быть «Check Engine» либо символ в виде контура двигателя. Если ни один из этих сигналов на панели не светится, то это не означает отсутствия в памяти компьютера кодов неисправностей, но если сигнал есть, то есть и коды в памяти компьютера. Аварийный режим не предполагает эксплуатации автомобиля, он служит только для того, чтобы добраться до сервиса и устранить неисправность. Если этого не сделать, то может получиться так, что из-за незначительной, вовремя не устраненной неисправности, выходит из строя вся АКПП.
Следует иметь в виду, что «электронная» коробка — это, по сути, исполнительное устройство.Проблемы с переключениями передач, плохая динамика, рывки, «удары» могут быть обусловлены как неисправностью самой трансмиссии, так и проблемами с проводкой и датчиками, а также неисправным трансмиссионным компьютером. Проблемы в бортовой электронике приводят к выходу из строя самой коробки, после ремонта которой ситуация наверняка повторится. И так до тех пор, пока не будет устранена причина неисправности электронной части системы управления, которая не всегда находится в самой АКПП. Как правило, автомобили, поступающие в ремонт, имеют не одну, а целый комплекс неисправностей. Разобраться в них поможет квалифицированная диагностика, возможности которой все же имеют объективные ограничения. Компьютерная диагностика далеко не равнозначна для разных типов АКПП. Ее возможности можно оценить, взглянув на полный список кодов для данной модели АКПП. У одних моделей список всех возможных кодов (а значит и контролируемых параметров) состоит из четырех пунктов, а других насчитывает полсотни.27. Что такое адаптивные автоматические коробки передач?
Этот термин больше относится к системе управления, а не к самой АКПП. Развитие «электронных» АКПП привело к появлению адаптивных коробок передач. Разрабатываемые алгоритмы управления стали более интеллектуальными, что привело к появлению тех же с механической точки зрения трансмиссий, но с новым качеством. Бортовой компьютер следит за манерой водителя управлять автомобилем, подстраиваясь под нее соответствующим образом. Кроме того, в алгоритм работы такого компьютера заложен учет износа фрикционных элементов управления АКПП . Все это приводит не только к повышению комфортности поездки на автомобиле, но и к повышению его ресурса и экономичности.
28. Что такое Autostick (Steptronic, Tiptronic)?
Это система управления работой АКПП, в которой, наряду с автоматическим, предусмотрен и полуавтоматический режим управления. В этом режиме команду на переключение передачи дает водитель, а качество этих переключений обеспечивает система управления. В зависимости от производителя этот режим имеет разные названия (Autostick, Steptronic, Tiptronic), реализуется он только на автомобилях, имеющих электронную систему управления АКПП (не на всех). В автомобилях, оборудованных такой системой, РВД имеет специальное положение, в котором включается режим Autostick. Относительно этого положения есть два противоположных, не фиксируемых положения РВД. Эти положения имеют обозначения «+»(«Up») и «-»(«Dn») — соответственно для переключения на более высокую или более низкую передачу. Режим Autostick является, скорее, полуавтоматическим, чем ручным, т.к. трансмиссионный компьютер не перестает контролировать действия водителя и не позволяет ему, например, тронуться с высшей передачи или выбрать передачу таким образом, чтобы обороты двигателя превысили допустимые. В остальном же создается полная иллюзия механической трансмиссии. По желанию водителя можно перейти и на обычный автоматический режим управления, переведя РВД в положение «D».
29. Как правильно эксплуатировать АКПП зимой?
АКПП работают крайне надежны во все времена года, кроме зимы. Поэтому при температуре ниже -15 градусов необходимо соблюдать следующие правила. Во-первых, прогревать двигатель до рабочей температуры. Масляный радиатор коробки и двигателя один и тот же, но коробка располагается от двигателя дальше, поэтому АКПП прогревается позже. Во-вторых, перед наступлением зимы нужно сменить масло и фильтр. В управляющей системе АКПП есть некоторое количество клапанов, которые открываются от давления. Густое масло оказывает большее давление, поэтому пластмассовые детали клапанов могут сломаться. Следствием этого может стать заклинивание и поломка шестерни. В результате коробка не переключает передачи либо выше второй, либо быстро переходит со второй на четвертую.
30. Возможен ли запуск автомобиля с АКПП с «буксира»?
Бытует мнение, что автомобиль с автоматической трансмиссией невозможно запустить с «буксира». Однако это не так. Установите рычаг в положение «N», включите зажигание. В холодную погоду один раз нажмите на педаль газа, чтобы обогатить смесь, и начинайте движение на буксире. Достигнув скорости 30 км/ч для холодной трансмиссии или 50 км/ч для прогретой, двигайтесь в таком темпе не менее двух минут, чтобы создать в трансмиссии необходимое давление масла. Затем переведите рычаг в положение «2″, и после того, как двигатель начнет вращаться, нажмите на педаль газа. Как только двигатель заработает, верните рычаг в нейтральное положение. Если через несколько секунд двигатель не заработает, переведите рычаг обратно в нейтральное положение во избежание перегрева коробки. Повторить попытку можно позже, предварительно прогнав автомобиль на «нейтрали» . Так же можно заводить автомобиль на склоне.