Акпп джатко как правильно эксплуатировать – Разновидности автоматических коробок передач Jatco: особенности

Содержание

Все об акпп Jatco JF414E установленной на Lada Granta, а так же отзывы

АКПП «Jatco JF414E» российскому автомобилисту знакомы по таким машинам, как Лада Гранта. Эта четырехступенчатая коробка передач стала популярной у владельцев автомобилей малолитражек. А началось все в 2012. Все об этой коробке автомат: устранения неисправностей в гидротрансформаторе, правильной эксплуатации, а также мнения приверженцев этой коробки – будет рассказано читателю далее.

Макет АКПП Jatco

АКПП «Jatco»

АКПП поперечного расположения «Jatco JF414E» относится к классу «Мини». Создана для передне-приводных автомобилей с литражом двигателя не более 1,6 л. Создана и разработана в стране Япония, а компания, изготовившая эту трансмиссию так и называется «Jatco». Название является аббревиатурой от «Japanese Automatic Transmission Co.», что в переводе на русский язык означает «Японский завод автоматических трансмиссий».

акпп Jatco JF414E

Модель «JF414E» – это не просто набор букв. Он тоже имеет свое значение. 

  • «f» – означает переднеприводные;
  • цифра «4» указывает на 4 ступени передач;
  • «14» – порядковый номер модификации;
  • «e» – с электронным управлением.

На какие автомобили устанавливался

Именно на автомате «Jatco» остановил свой выбор АвтоВаз в 2012 году для изготовленных к тому времени Лада «Гранта». 

Коробку передач от компании «Джатко» можно увидеть на следующих моделях автомашин:

  • Lada «Granta»;
  • Лада «Калина2».

Читателю, конечно, станет интересно, а на каких еще зарубежных марках машин, кроме российских «Гранта» и «Калина», ставится АКПП «Jatco JF414E».

Лада Гранта и Калина 2

Далее приведен список японских моделей авто:

  • Datsun On-Do;
  • Datsun Mi-Do;
  • Nissan March;
  • Ниссан Альмера;
  • Nissan Ad Van.

В последнее время компания Jatco производит кроме АКПП клиноременные вариаторы. Автомашины с такой трансмиссией не боятся снега и грязи. Примером служит вариаторная коробка Nissan Xtronic на модели Xtrail.

Советы по эксплуатации

Но какой бы неприхотливой ни была данная трансмиссия эксплуатировать ее, как и любую другую вещь, необходимо правильно.

Существуют определенные правила, который должен придерживаться любой владелец автомобиля с автоматом от «Джатко»:

  1. Проверка уровня и замена масла.
  2. Правильное вождение.
  3. Правильная буксировка.

Правильное вождение c АКПП «Jatco»

АКПП «Джатко» надежный и выносливый. Ключевой особенностью является легкость и плавность переключения скоростей. Но в любом случае рекомендуется прогревать автомобиль перед поездкой в зимнее время. А в летний период – охлаждать.

Проверка давления в магистрали JF414E

Не нужно дергать ручку переключения. Автомат сам подстраивается под стиль вождения. Водителю нужно только наслаждаться поездкой с этой трансмиссией. А также автомат не любит длительную езду с высокой скоростью.

Буксировка автомобиля

Для того, чтобы буксировать автомобиль с автоматом от «Jatco» следует соблюдать следующие рекомендации:

Буксировка авто

  1. Буксировать на расстояние не более, чем 40 км.
  2. Не превышать скорость на буксире – 35 км\ч.
  3. Кулису трансмиссии перевести в нейтральное положение.
  4. Избегать рывков при буксировке. Это может привести в негодность акпп Jatco.

Режимы переключения: кулиса коробки передач

Как и на всех автомобилях с автоматической коробкой передач Jatco имеет следующие положения кулисы:

  • P – парковка;
  • N – нейтрал;
  • D – движение вперед;
  • R – движение назад;
  • 1 – движение только на первой скорости;
  • 2 – начало движения на 1 передаче, затем произойдет автоматическое переключение с первой на вторую передачу. Дальше 2 передачи АКПП не разгонит автомобиль.

Кулиса коробки передач Лада Гранта

А также модель оснащена режимом «М» – механический. Водитель сможет самостоятельно повышать или понижать передачи. И имеет «А» – автоматический режим. Переключение будет происходить с помощью блока актуаторов.

Особенности технического обслуживания АКПП

Трансмиссии «Jatco» не требуют к себе пристального внимания. Они просты в обслуживании.

Детали АКПП аналогичны ее родственникам:

Это делает ее ремонт дешевым. Характеристики конструкции максимально упрощены, так как устанавливается она на бюджетные автомобили. 

Детали акпп JF414E

Замену масла в акпп Jatco сможет сделать сам автовладелец или же специалисты на станциях технического обслуживания.

Проверка уровня и состояния масла в АКПП «Jatco»

Использовать можно любую смазывающую жидкость для автомобильных АКПП. Помимо фирменного масла «Matic – S», в него можно заливать аналоги типа Dexron 6.

Проверка наличия трансмиссионной жидкости в акпп Jatco производится с помощью щупа при нагретом двигателе. Некоторые специалисты советуют проверять уровень и состояние масла по переливной трубке, сняв пробку снизу поддона.

Проверка масла в АКПП Гранты

После прохождения 200 тысяч километров специалисты рекомендуют установить внешний фильтр тонкой очистки. Это делается для того, чтобы избежать попадания мелкого мусор в гидроблок, появляющегося из-за износа фрикционов. Так как металлическая сетка, являющаяся внутренним фильтром, не сможет сдержать эти частицы.

Внимание! Первую смену трансмиссионной жидкости в коробках автомат «JF414E» рекомендуется делать после проезда 80 тысяч километров. А последующие – после 60 тысяч километров.

Замена трансмиссионной жидкости в АКПП «Jatco» 

Если владелец решил сам заменить масло, то ниже дана инструкция по правильной процедуре замены трансмиссионной жидкости.

  1. Открутить пробку слива жидкости КПП «JF414E».
  2. Подставить емкость для слива и дождаться пока масло не сольется.
  3. Снять шестнадцать болтов крепления поддона.
  4. Салфетками очистить внутренню часть его от старого масла.
  5. Снять масляный фильтр.
  6. Почистить фильтрующий элемент.
  7. Обратно собрать поддон в той же последовательности и поставить на место.
  8. В то место, куда вставляется масляный щуп, залить 1,5 литра трансмиссионной жидкости.
  9. Вставить щуп. Завести двигатель.
  10. Прокатить на автомобиле, пока масло не разогреется до 80 градусов по Цельсию.
  11. Заехать на ровную площадку и проверить уровень.
  12. Если нужно, то следует долить масло.

Признаки поломки АКПП «Jatco»

Частыми неисправностями автоматической коробки «Jatco» являются:

  • окисление контактов соленоидов. Последние быстро выходят из строя, если владелец проигнорировал совет по установке внешнего фильтра;
  • нарушение изоляции проводов. Электрическая часть АКПП боится скачков напряжения и поэтому часто вместе с проводами горит и электроплата при неправильном «прикуривании» от аккумулятора;
  • разрыв проводов и соединительных хомутов.

Выйти из строя может и гидроблок. Это случается в основном из-за того, что при замене масла поддон не очищался от старой трансмиссионной жидкости или было залито некачественное дешевое масло.

Главной причиной протечки масла в акпп Jatco могут стать старые прокладки из резины. Поэтому рекомендуется вовремя менять сальники и прокладки, не допуская иссушения или старения их. Так как это повлечет проблему низкого уровня трансмиссионной жидкости. А масляное голодание может повредить втулки.

Способы диагностики АКПП

Чтобы вычислить проблему трансмиссии необходимо провести компьютерную диагностику. Так как эта модель коробки передач чаще всего не запоминает ошибки, произошедшие в ней во время пользования автомашиной.

Специалисты на СТО часто, чтобы не кататься с владельцем в поисках выявления неисправностей идут на хитрость. Загоняют ее на подъемник, чтобы колеса свободно висели в воздухе и запускают двигатель. И затем начинают поиск проблем.

Электронная система управления

Электронная система управления редко выходит из строя. Если слетает прошивка, то мастера перепрошивают компьютерный блок автоматической трансмиссии.

Механическая и гидравлическая часть

Проверка происходит визуально:

  • если при проверке масла, владелец обнаружил множество черных крапинок, то это значит, что фрикционные накладки пришли в негодность. Поэтому чем быстрее автомобиль будет направлен на СТО, тем уменьшиться шанс полной замены АКПП.
  • замятая крышка поддона может повредить механическую часть трансмиссии и привести к потере масла.
  • считывание кодов, которые появляются на приборной панели. Расшифровка кодов неисправностей есть в мануале для этой модели трансмиссии. 

Конструкция коробки «Jatco» 

Конструкция коробки автомат «Jatco», как и у остальных трансмиссий, состоит из:

  • гидротрансформатора;
  • планетарной части;
  • гидроблока.

Гидротрансформатор

Гидротрансформатор является одновременно сцеплением и гидромуфтой коробки «Jatco». Он преобразует крутящий момент от двигателя и передает его на первичный вал. 

Планетарная передача

Планетарная передача включает в себя:

Планетарная передача Jatco JF414E

  • солнечную шестерню;
  • сателлиты, которые прикреплены на планетарное водило;
  • муфту сцепления;
  • ленточный тормоз.

Фрикционы и стальные диски

Фрикционы и стальные диски АКПП служат элементами для включения сцепления и передачи крутящего момента. По сути фрикционы – это стальные диски только на них наклеена фрикционная лента. Прижимаясь к стальным дискам фрикционы соединяют два вращающихся вала АКПП.

Фрикционы Jatco JF414E

Всей этой управляет компьютер, а гидроблок нажимает на поршни барабанов, сжимая фрикционы по переменке.

Гидроблок

Гидроблок Jatco JF414E

Гидроблок АКПП модели 414 e надежный и редко выходит из строя. Чаще всего владельцу приходится заменять соленоиды. Они являются расходным элементом трансмиссии. 

Советы опытных автовладельцев и механиков

Отзывы об автомате «Джатко» большинства автовладельцев положительные. Начинающим автолюбителям уже опытные водители и специалисты по ремонту советуют следующее:

  1. При протирке внутренних блоков АКПП использовать тряпки без ворса. Щуп также рекомендуется протирать чистой плотной и гладкой тканью. Так как ворсинки могут застревать в дроссельных отверстиях и выводить из строя электронные системы управления автоматом.
  2. При снятии крышки масляного фильтра помечать каждый болт и место расположения его фломастером, чтобы избежать путаницы. Так как болты имеют разную длину.
  3. Не рекомендуется использовать АКПП с заниженным уровнем масла или наоборот с повышенным. 

Заключение 

Применяя советы и хитрости, прочитанные в этой статье, владелец автомобиля с коробкой передач «Jatco» может повысить срок службы автомата и соответственно уменьшить расходы на полную ее замену.

Разновидности автоматических коробок передач Jatco: особенности

Гидравлические АКПП Jatco широко используются на легковых автомобилях с передним и задним расположением ведущего моста. Агрегаты производятся заводом, на 75% принадлежащим японскому концерну Ниссан. Ранние варианты трансмиссии имели гидравлическое управление, поздние модификации оснащаются электронным контроллером, улучшившим эксплуатационные характеристики коробок.

описание и отзывы

Автоматическая коробка передач Jatco.

На каких автомобилях используется

АКПП Джатко используются на легковых машинах и коммерческих пикапах Nissan, Mitsubishi, Honda. Агрегаты поставляются на конвейеры американских и европейских производителей автомобилей (например, Mazda, VAG, Land Rover). С 2012 г. коробка используется на продукции завода АвтоВАЗ. Трансмиссия JF414E с 4 передачами переднего хода была создана в начале 2010 г. в соответствии с требованиями российской стороны.

Разновидности АКПП Джатко

Компания Jatco разрабатывает коробки передач на основе технических условий, предоставляемых заказчиками. Ранние модификации трансмиссии имели 3 скорости переднего хода и дополнительную передачу заднего хода. Последующие модели агрегатов имели 4 скорости переднего хода, по отдельным заказам изготовлялись 5- и 6-ступенчатые трансмиссии.

Другим типом трансмиссий Джатко являются вариаторы, поддерживающие дополнительные режимы для движения по грязи или рыхлому снегу. Примером такой коробки является агрегат Nissan XTronic, используемый на автомобилях Juke или Qashqai. Существует несколько разновидностей вариаторов, оснащенных гидротрансформатором или сцеплением сухого типа. Агрегаты предназначены для машин с передним и полным приводом.

описание

Описание классической АКПП.

Классическая автоматическая коробка Jatco состоит из гидравлического трансформатора, изменяющего величину передаваемого от двигателя крутящего момента, и планетарной секции. Для передачи крутящего момента в коробке используются стальные и фрикционные диски, собранные в пакеты.

Электронный блок управления воздействует на диски при помощи исполнительного механизма, обеспечивая переключение ступеней. Агрегаты поддерживают алгоритм ручного переключения передач, габариты картеров позволяют установить коробки на малолитражные автомашины.

Инновационная конструкция фрикционов с рабочими барабанами, используемых в конструкции гидравлических коробок, позволяет плавно переключать ступени и обеспечивает снижение затрат топлива. Соленоиды отличаются низкими требованиями к качеству рабочей жидкости, что увеличило интервал сервисного обслуживания. Дополнительных регламентных работ автоматические коробки и вариаторы Jatco не требуют.

Переднеприводные и заднеприводные коробки

Для установки на машины с передним и полным приводом используются следующие коробки передач:

 

  1. Ранняя 3-ступенчатая модель RN3F01A, допускавшая установку двигателей с крутящим моментом до 150 Н*м. Картер вмещает 5,7 л жидкости Nissan AT Matic D Fluid.
  2. Последующие модификации коробок отличались применением 4 скоростей и повышенной прочностью конструкции, рассчитанной на крутящий момент до 260, а впоследствии до 330 Н*м. Завод выпускал 3 поколения трансмиссий, отличавшихся способом управления. Использовавшийся на Лада Гранта агрегат JF414E относится к третьему поколению коробок передач. Трансмиссия заправлена жидкостью Matic S Fluid (аналог Dextron IV), которая рассчитана на весь срок службы автомобиля, но рекомендуется менять масло через 40-60 тыс. км.
  3. Для установки на машины Ford, Mazda или Volkswagen использовалась 5-скоростная коробка, построенная на основе агрегата JF506E. Трансмиссия рассчитана на пробег до капитального ремонта 250 тыс. км, допускает установку моторов с крутящим моментом до 350 Н*м. В качестве рабочей жидкости используется масло Nissan ATF Matic K.
  4. В 2006 г. началось производство 6-скоростной коробки передач JF613E, предназначенной для машин Renault, Nissan и Mitsubishi. Конструкция рассчитана на использование с бензиновыми двигателями рабочим объемом до 3,5 л и с крутящим моментом не выше 330 Н*м. Для обеспечения работоспособности используется жидкость Nissan AT Matic J Fluid, объем заправки составляет 8,1 л.
виды

JF506E- пяти скоростная АКПП.

Для оснащения машин с продольным расположением двигателя и задним ведущим мостом используются следующие агрегаты:

  1. Агрегат 3N71B с 3 передачами, выпускавшийся с 1968 по 2010 г. Коробка выдерживает крутящий момент до 250 Н*м, заявленный заводом ресурс составляет 250 тыс. км.
  2. Семейство 4-ступенчатых коробок JR40*E, предназначенных для установки на пикапы и малогабаритные грузовые автомобили. Трансмиссии рассчитаны на крутящий момент от 300 до 450 Н*м, ресурс достигает 300 тыс. км. В качестве рабочей жидкости использовано масло AT Matic J Fluid.
  3. Усовершенствованные 5-ступенчатые коробки предназначены для внедорожников и пикапов, планка крутящего момента доведена до 650 Н*м.
  4. Для гибридных автомашин Nissan выпускается 7-ступенчатая трансмиссия JR71*E, построенная на базе предыдущей 5-скоростной версии.

Особенности эксплуатации АКПП

Управление автоматической трансмиссией имеет следующие особенности:

  1. Перед началом движения необходимо полностью остановить автомобиль, перевод селектора осуществляется при нажатой педали тормоза. При перемещении рычага из позиции D в положение R давать задержку в нейтральной точке N не требуется.
  2. Включение передачи сопровождается ощутимым толчком, педаль тормоза отпускается только после толчка.
  3. При низкой температуре воздуха коробка прогревается путем переключения режимов при нажатой педали тормоза. Перевод селектора обеспечивает начало циркуляции рабочей жидкости.
  4. При остановке на светофоре или при движении в пробках не следует переводить селектор в нейтральное положение. Не рекомендуется использовать режим нейтрали при движении накатом на спусках, поскольку снижение давления жидкости в магистралях приводит к повреждению трансмиссии.
  5. Если ведущие колеса машины пробуксовывают в грязи или снежной каше, то пытаться выбраться путем увеличения оборотов не следует. Коробка переводится в режим ручного управления на пониженную передачу, для снижения скорости вращения колес используется педаль тормоза.
  6. Если водитель раскачивает застрявшую машину, то переключение между передачами переднего и заднего хода производится при нажатой педали тормоза. Машина останавливается в точке «зависания», а затем селектор переводится в требуемое положение.
  7. При парковке машины на уклоне рекомендуется нажать на педаль тормоза, а затем включить нейтральную передачу. Затем водитель затягивает стояночный тормоз и переводит рычаг управления трансмиссией в позицию P. Манипуляция снижает нагрузку на детали коробки передач.
  8. Допускается буксировка неисправной машины с автоматической коробкой, переключенной в нейтральное положение. Скорость не должна превышать 50 км/ч, дистанция буксировки не более 50 км. Параметры могут отличаться в меньшую сторону, информация указывается в заводской инструкции по эксплуатации автомобиля.
  9. На части коробок Jatco используется режим принудительной блокировки гидравлического трансформатора (функция Overdrive). При активации функции коробка переключает передачи на повышенных оборотах двигателя, ограничивая переход на следующую скорость.

По заводскому регламенту гидравлические автоматы Jatco требуют замены масла через 60-80 тыс. км пробега. Для увеличения срока службы агрегата рекомендуется заливать свежую жидкость через 40-60 тыс. км. Замена фильтрующего элемента не производится, снятие поддона позволяет заменить жидкость и удалить продукты износа фрикционов и зубчатых колес.

Фильтрующий элемент состоит из мелкоячеистой металлической сетки, размеры детали зависят от модификации коробки. Например, на агрегате 414E на Lada Granta штатный фильтр имеет номер детали 31728 3MX0A.

Частые неисправности автоматики Джатко

Распространенные неисправности гидравлических АКПП Jatco:

  1. Окисление контактных элементов соленоидов управления, что вызывает проблемы с переключением передач. Дефект возникает на коробках с пробегом более 200 тыс. км из-за оседания частиц износа фрикционов в гидравлическом блоке. Для снижения вероятности появления неисправности используется внешний фильтрующий элемент.
  2. Засорение каналов гидравлического блока продуктами износа и загустевшим низкокачественным маслом.
  3. Повреждение соединительной проводки между блоками электроники и исполнительными механизмами. Дефект возникает в результате неправильной прокладки трасс или при воздействии агрессивных реагентов.
  4. Течи рабочей жидкости, возникающие из-за старения материала прокладок и сальников. Падение уровня масла негативно влияет на работу агрегата, поэтому владелец должен своевременно менять уплотнительные элементы.
  5. Электронные блоки управления не допускают скачков напряжения в бортовой сети. При повышении напряжения возможно необратимое повреждение компонентов или соединительных жгутов. Электронный контроллер фиксирует неисправности в виде кодов, которые считываются при помощи диагностического компьютера. Расшифровка информации позволяет определить неисправный узел.
  6. На машинах с небольшим клиренсом (например, на Lada Granta 2012 UP или Nissan Note) при движении по проселкам возможно повреждение крышки картера. В результате ухудшается подача масла к исполнительным механизмам и нарушается герметичность контура.

Отзывы автомобилистов

Тимофей, 36 лет, Воронеж

Приобрел в 2014 году автомобиль Лада Гранта, оборудованный автоматической коробкой Jatco. Трансмиссия плавно переключает скорости, возможен ручной выбор ступени. В зимнее время проблем с работой коробки не отмечено, перед началом движения всегда прогревал агрегат последовательным включением режимов. На пробеге 55 тыс. км появились рывки при переключении, замена рабочей жидкости и очистка поддона от отложений исправили ситуацию. Недостатком является малое количество ступеней, что негативно влияет на расход топлива.

Михаил, 44 года, Москва

Эксплуатировал автомашину Ford Mondeo 2006 года выпуска с 2,5-литровым бензиновым мотором и коробкой Jatco 5F31J, на пробеге 140 тыс. км появились проблемы с движением на передаче заднего хода. Замена масла и фильтра, выполненная со снятием поддона, ситуацию не исправили. При разборке агрегата обнаружилось повреждение тормозной ленты и барабана блока фрикционов задней передачи. После замены узлов и дополнительной промывки картера проблема исчезла. В дальнейшем менял масло через 40 тыс. км, машину продал при пробеге 200 тыс. км.

Правильная эксплуатация АКПП

В данной инструкции рассмотрим как правильно эксплуатировать автомобиль с коробкой передач АКПП (только стандартный гидротрансформатор). Данное руководство подойдет не только владельцам автомобилей Тайота или допустим Киа Рио, но и также относится к автомату Лады Гранта. Не буду заострять внимание на принципе работы автомата, сразу перейдем к особенностям эксплуатации. Только полезные советы, без лишней воды.

Итак, первое, что нельзя делать на стандартном гидротрансформаторе — это переключать селектор в положение N, при накате. Запомните одно простое правило: поставил D и поехал. Когда при движении вы переключаете коробку в нейтраль, отрицательных моментов тут нет и трансмиссия не испытывает ни каких нагрузок. Но когда включаете обратно драйв (особенно на трассе и при большой скорости) происходит толчок, ресурс коробки уменьшается, фрикционы изнашиваются быстрее.

Точно такое же, пагубное влияние на износ фрикционов происходит при включении D или R при поднятых оборотах двигателя. Вы еще не перевели селектор в положение Драйв, но уже на опережение нажали газ. Это стандартные ошибки при эксплуатации автоматической коробки передач каждого второго владельца автомобиля с гидротрансформатором. Таким образом вы сокращаете срок службы АКПП максимально быстро.

Если вы застряли, первое правило которого следует придерживаться — это не нервничать, а правильно вести себя в данной ситуации.

  1. Прибегнуть к помощи посторонних лиц
  2. Изменять передачу только при полной остановки авто (раскачка), делать это не торопясь
  3. Иметь при себе лопату и буксировочный трос
  4. Если вытаскивать авто приходится уже на следующий день, а на улице морозно, рекомендую прочесть статью о том как прогреть АКПП в холодное время года
  5. Почему я купил авто не на полном приводе 🙂

Для любителей активного образа жизни

  • Быстрый разгон: старт на Лаунч контроле допустим при поднятии оборотов только до 2 тысяч, свыше этих пределов  сокращение ресурса АКПП неизбежно.
  • Старт с нейтрали предварительно набрав обороты: вы спросите: как убить автоматическую коробку передач — именно так. Предварительно набрать обороты, потом включаем драйв и по газам, желательно всегда держать до упора педаль акселератора.
  • Прицеп: при полностью загруженном автомобиле или с прицепом, держите передачи пониженными на оптимальном крутящем моменте вашего двигателя. Также допускается использование старт с зажатой педалью тормоза (лаунч контроль).

Для любителей экономить топливо

Не нужно скидывать на нейтраль при движении в пробке. Любой автомеханик скажет вам, что туда сюда это не Гудд. Сто грамм на сто километров роли не сыграют, гораздо эффективнее ездить на автомате плавно и размеренно. Едь и Кайфуй. Хочешь экономить выбирай другую коробку: Вариатор, ДСГ, ну либо стандартную Мешалку

Ну и самое главное Ни когда не переводите селектор в положение Паркинг до полной остановки.

Принцип работы АКПП видео

Дополнительные режимы работы АКПП

  • OverDrive режим активируется кнопкой которая, как правило находится рядом с селектором переключения передач. Данный режим не позволяет переключаться на четвертую ступень. Используется при буксировании или для более агрессивного стиля вождения. Не рекомендуется продолжительное время использовать данную функцию в связи, с возможностью перегрева трансмиссионного масла.
  • Кик-даун активируется автоматически при нажатии педали газа в пол. В некоторых автомобилях под педалью газа есть кнопка, которая активирует режим Кик — дауна. Режим используется для резкого ускорения автомобиля в экстренных ситуациях. При этом коробка переключается на одну или две передачи вниз используя всю мощность мотора, ускорение происходит максимально быстро.

  • Спорт или положение «S» предназначен для активной езды. Переключение происходит на более высоких оборотах, реакция на нажатия педали газа становится ярко выражена, динамика разгона увеличивается. Также используется езде по серпантинам — торможение двигателем.
  • SNOW — режим зимней эксплуатации в гололед. Старт автомобиля происходит со второй передачи. Режим уменьшает вероятность проскальзывания ведущих колес на скользком покрытии, а переключения на третью и последующие скорости происходит на пониженных оборотах. Если вы застряли, данную функцию использовать не желательно.

 

АКПП Jatco: коробка автомат и вариатор

Компания Jatco входит в тройку лидеров среди производителей автоматических трансмиссий различных типов, являясь конкурентом Aisin и ZF. При этом АКПП Jatco активно используют крупнейшие автопроизводители из Японии, США и Европы, также трансмиссии этой фирмы часто встречаются на машинах из Южной Кореи.

Далее мы рассмотрим, на какие авто устанавливаются автоматы Jatco, какие преимущества и недостатки имеет коробка автомат Джатко, а также какие особенности характерны для указанных АКПП.

Читайте в этой статье

Особенности АКПП Jatco (Джатко)

Итак, фирма Jatco – крупнейший  производитель автоматических коробок передач (АКПП) и вариаторных коробок передач (CVT). Сегодня контрольный пакет акций принадлежит Nissan, то есть Jatco фактически является дочерней компанией данного японского автопроизводителя.

Не удивительно, что Ниссан повсеместно устанавливает автоматические коробки передач Jatco на свои автомобили. Также после слияния с Renault (альянс Renault-Nissan), автоматические трансмиссии Jatco также появились на моделях Renault. Еще следует добавить, что Jatco также поставляет свои коробки на конвейер Mitsubishi, Honda, Suzuki, GM и даже АвтоВАЗ.

Как видно, автомат Джатко можно встретить на многих популярных моделях. Сам производитель трансмиссий специализируется на разработке и изготовлении компактных и недорогих АКПП для установки на автомобили малого и среднего класса.

  • Другими словами, автоматы Jatco повсеместно встречаются как на бюджетных малолитражках, так и на седанах класса C/D, городских паркетниках и т.д.  Например, на отечеcтвенной модели Lada Granta стоит 4-х ступенчатая АКПП Jatco JF 414E, на популярном Daewoo Matiz или Kia Picanto установлена коробка Jatco JF 402/405E и т.д.

На практике АКПП данного производителя отличают компактные размеры, относительная простота и надежность конструкции. Многие коробки Джатко дополнительно имеют функцию ручного переключения передач Типтроник. Специалисты отмечают, что АКПП Джатко достаточно просто обслуживать, в случае ремонта не возникает особых проблем с запчастями.

Также, даже с учетом компактных размеров, инженерам Jatco удалось добиться повышенной надежности трансмиссии благодаря целому ряду уникальных технических решений и собственных технологических наработок. Это значит, что коробки Джатко имеют большой ресурс, а также данные агрегаты хорошо подготовлены для тяжелых режимов эксплуатации.

При этом производитель предлагает свои коробки автомат по доступной цене, в результате чего снижена конечная стоимость автомобиля с АКПП. Однако более доступная цена не означает, что автоматы Jatco являются удешевленным вариантом.

  • АКПП этой фирмы являются высокотехнологичными, оснащаются сложной системой электронного управления, имеют усовершенствованные гидроблоки, усиленные пакеты фрикционов и т.д. В результате агрегат плавно переключает передачи, что позволяет добиться высокого уровня комфорта при езде, свойственного гидромеханической коробке автомат.

Одновременно с этим разработчики повысили КПД трансмиссии и добились улучшенных показателей топливной экономичности. Также постоянно совершенствуется программное обеспечение, используются уникальные алгоритмы работы электронного блока.

Рекомендуем также прочитать статью о том, что такое АКПП Aisin. Из этой статьи вы узнаете о преимуществах и недостатках коробок автомат Аисин. Также в автоматических коробках Jatco применяются соленоиды, которые менее требовательны к качеству трансмиссионной жидкости ATF, имеют лучшие характеристики по сравнению с многими аналогами. Данное решение позволяет менять масло в коробке автомат реже, то есть на практике удалось увеличить срок службы жидкости и фильтров АКПП.

Как указывает сам производитель, в АКПП Jatco трансмиссионное масло нужно менять каждые 60-80 тыс. км. пробега, параллельно меняется фильтр АКПП. При этом в рамках сервисного обслуживания не требуется каких-либо других дополнительных действий.

Коробка вариатор Nissan (Jatco)

Отдельного внимания также заслуживают вариаторы Jatco. Данный тип бесступенчатой трансмиссии часто встречается на различных моделях авто, произведенных в Японии и Европе. Данная коробка передач способна обеспечить максимальный комфорт при езде, так как «физического» ступенчатого переключения передач не происходит, передаточное число меняется плавно.

В результате скорость изменяется без разрыва потока мощности, водитель попросту не ощущает моментов переключения передач. Единственным минусом CVT является повышенная чувствительность таких коробок автомат к качеству масла и нагрузкам. При этом вариатор Джатко отличается улучшенной конструкцией и повышенной надежностью. Также производителю удалось добиться снижения расхода топлива, увеличить динамические показатели.

На практике разгонная динамика с бесступенчатым вариатором остается на должном уровне. Еще вариаторы Jatco имеют функцию ручного переключения передач, которая имитирует работу ступенчатых КПП (водитель получает возможность вручную менять режим работы вариатора).

Напоследок отметим, что вариатор Джатко на многих авто дополнительно имеет несколько отдельных режимов, которые позволяют эксплуатировать автомобиль в тяжелых условиях. Работая в паре с ЭБУ двигателем, электронная система управления снижает чувствительность педали газа, в то время как контроллер коробки передач позволяют избежать пробуксовок колес в грязи или снегу, гибко изменяя крутящий момент.

Вполне очевидно, что вариаторы Jatco (с учетом их повышенной надежности) по ряду причин становятся востребованным решением. Подтверждением тому является оснащение бесступенчатыми коробками Джатко многих кроссоверов Японского и Европейского производства.

Как утверждает сам производитель, особенно надежны последние поколения вариаторов типа X-Tronic. Инженерам Jatco удалось доработать конструкцию шкивов и валов вариатора, повысить прочность ремня и улучшить алгоритмы работы коробки.

Рекомендуем также прочитать отдельную статью о том, что такое коробка передач Nissan XTronic. Из этой статьи вы узнаете об особенностях, а также преимуществах и недостатках АКПП данного типа.

В результате ресурс коробки вариатор Nissan XTronic, которая является продуктом  Jatco, значительно повышен. Также система управления вариатором стала еще более адаптивной, подстраиваясь не только под дорожные условия, но и под стиль езды конкретного водителя. 

Читайте также

АКПП JATCO - автоматические коробки передач

Автоматические коробки передач JATCO (Nissan)

Японская компания Jatco является одним из крупнейших производителей автоматических коробок передач и бесступенчатых трансмиссий. На сегодняшний день 75 % акций этой компании принадлежит японскому автопроизводителю компании Nissan, которая активно использует автоматические коробки передач от этого производителя. Автоматические трансмиссии от компании Jatco устанавливаются на автомобили Ниссан, Мицубиши, Сузуки, Хонда, многочисленные европейские и американские модели, а начиная с двухтысячных годов и на продукцию российского автопроизводителя компанию АвтоВАЗ.

 

JATCO производство

 

Основной специализацией этого японского производителя трансмиссии является изготовление недорогих компактных автоматических коробок передач, которые устанавливаются на автомобили экономичного сегмента. Так, например, на автомобили Лада Гранта устанавливается четырехступенчатая акпп Jatco JF 414E, которая имеет компактные размеры и функцию ручного переключения передач. Эти автоматические коробки зарекомендовали себя как сверхнадёжные, простые в обслуживании и ремонте. Благодаря своим компактным габаритам они могут устанавливаться на малолитражные городские автомобили. Добиться повышения показателей надежности удалось за счет использования собственных инженерных разработок и суперсовременных технологий, которые обеспечивают возможность использования АКПП в максимально тяжелых режимах эксплуатации.

 

 

Необходимо отметить, что коробки автомат этого производителя хоть и отличаются доступной стоимостью, но при этом имеют многочисленные автоматические системы управления и всевозможные датчики, которые следят за работой трансмиссии. Используемый гидроблок и инновационная конструкция фрикционов с барабанами позволяет выполнять максимально плавное переключения с улучшенными показателями экономии топлива при движении автомобиля. Используемые в АКПП Jatco соленоиды отличаются улучшенными характеристиками и не столь требовательны к качеству используемого масла. Тем самым удается существенно повысить межсервисный интервал обслуживания коробок передач. В соответствии с рекомендациями автопроизводителя рекомендуется выполнять процедуру замены трансмиссионного масла через каждые 60-80 тысяч километров. Более какого-либо существенного сервисного обслуживания автоматические коробки и бесступенчатые вариаторы jatco не требуют.

 

Отлично зарекомендовали себя вариаторы JATCO

 

Отдельно хотелось бы выделить бесступенчатые вариаторы, которые пользуются большой популярностью на японских и европейских автомобилях. Вариаторы Jatco относятся к категории бесступенчатых автоматических коробок передач и обеспечивают максимально возможный комфорт при использовании автомобиля с автоматической трансмиссией. Благодаря своей улучшенной конструкции и широкому использованию автоматики удалось значительно уменьшить расход топлива автомобиля с бесступенчатым вариатором, не жертвуя при этом динамическими показателями. Современные бесступенчатые вариаторы имеют эмуляцию ручного режима переключения передач, когда автовладелец получает возможность самостоятельно изменять режим работы коробки передач. В данном случае автомобиль получает улучшенную динамику. Отметим также наличие у бесступенчатых вариаторов специальных режимов, которые устраняют пробуксовку коробки передач при движении по рыхлому снегу и лёгкому бездорожье. Неудивительно, что подобные бесступенчатые вариаторы Jatco устанавливаются на многочисленные японские и европейские кроссоверы.

Вариатор JATCO в действии Видео

Jatco (Nissan) Трансакпп

Данные являются справочными и не исключен процент неточностей. Перепроверяйте в других источниках.

На втором месте после Тойоты (Айсин Ко) среди японских производителей АКПП уверенно стоит компания Jatco.

Компания находится в самом центре Японии у подножия Фудзиямы между мегаполисами Токио и Нагоя.

Jatco была образована (как совместное предприятие с Мазда) в 1970 году в составе Ниссан для производства автоматических трансмиссий. 

Само название "Jatco" незамысловато, но амбициозно составлено по простому советскому принципу: "Японский Завод Автоматических Трансмиссий" (Japanese Automatic Transmission Co).

Производство собственных трансмиссий могут позволить себе немногие автогиганты: гуру бизнеса Тойота (Aisin Co), большая тройка "Отцов АКПП" в Штатах (GM, Ford и Chrysler), немецкие ZF и Мерседес в Европе. Пробовали самостоятельно производить автоматы и VAG-группа (WV +Audi со своим 01М), и несколько японских автопроизводителей. Исключениями остались только уникальные "авто-фанатики" типа Хонды и Ссангёнга, которые несут значительные затраты на поддержание своих линеек акпп.

В Японии осталось только 3 производителя автоматов, и второй из них - Джатко. Чтобы новые автоматические трансмиссии было легче продавать конкурентам Ниссана и чтобы производство АТ приобрело новое дыхание с 1999 года Jatco начала процесс сепарации от Ниссан в независимую компанию. 

Jatco  сейчас является пожалуй единственным японским производителем автоматов, который успешно конкурирует с Тойотовским Айсин. Для этого Джатко активно кооперировался с Маздой, Судзуки, Субару, разрабатывая для них простые и недорогие автоматы. По крайней мере только Айсин и Джатко ежегодно продают свои автоматы сотнями тысяч штук для других автопроизводителей. А всего на мировом общем рынке таких производителей только три: еще один - немецкий ZF.

jf011

Сразу же после сепарации Джатко уже как независимый производитель трансмиссий выпустил "бомбу" - вариаторы RE0F06A. Это семейство вариаторов (JF011E) стало для Джатко таким же локомотивом, как Гольф для стагнировавшего в 60-х Фольксвагена или как Айпод-Айфон для загибающегося в 90-х Apple.

После этого вариатора Джатко укрепила свои позиции в мире и еще больше расширила географию поставок, включив туда и Форд, Ягуар, Рено, Хёндэ.

Как независмый производитель Джатко уже смог инвестировать в строительство производств и представительств по всему миру, начиная от Америки (Мексики), кончая ближней Азией (Корея).

Став признанным мировым поставщиком трансмиссиий, Jatco в 2003 году присоединил к себе предпоследнего одиночку Японии - Митцубиши AT\CVT подразделение, которое не от хорошей жизни отделилось от материнского автопроизводителя и вошла в состав трансмиссионной Джатко.

4-х ступенчатые автоматы Jatco всегда отличались завидной надежностью и хорошей ценой. И с успехом длительное время работали на автомобилях не только своих "родственников" Ниссан, Судзуки и Мицубиши, но и таких требовательных производителей как БМВ, Фольксваген, Исудзу и многие др.

Даже Тольяттинский ВАЗ выбрал ниссановскую коробку JF414E для Лады Гранты с АКПП.(справа)

До сих пор 4-х ступенчатые автоматы Джатко неплохо чувствуют себя на рынке, в отличии от 5-ти и 6-ти ступенчатых автоматов для переднего привода. Лучше чувствуют себя заднеприводные 7-ми ступенчатые автоматы JR710. Но зато джатковские вариаторы царствуют на рынке автоматов класса "мини"- "микро" и захватывая средний класс - вариаторы группы CVT7 - JF015Е- 011Е.

Классификация коробок Джатко-Ниссан имеет следующую систему: 

Пример ниссановского названия - RE5R05A:

- RE5... - означает: 5 - количество скоростей,

- Е (electronic) - электронное управление (в отличии от устаревшего "L" - гидравлическое управление)

...R05A - R (rear) - заднеприводные авто (F- forward\переднеприводные),

- 05A - порядковый номер модификации.

Кроме того Jatco может гордиться своими вариаторами имеющими "RE0..." вместо количества скоростей - RE0F06A.

Все АКПП Jatco кроме ниссановского имени RE0F09A имеют и джатковское название вроде:  JF010E (=RE0F09A ).

Где сокращения имеют те же несложные принципы.

На рынке АКПП Джатко сильны в сегменте недорогих надежных автомобилей от 1.6 до 3.5 литров, где важна низкая цена, простота в монтаже и ремонте и "неубиваемость".

Список самых популярных АКПП Jatco:

  • RL3F01A, RN3F01A
  • L4N71B, JR401E
  • JF404E
  • JF405E ( JF402E, SR410 /412)
  • RE4F04B/A (JF403E, 4F20E, LJ4A-EL)
  • RE4R01A, RL4R01A, RE5R01A (JR402)
  • RE4R03A, RG4R01A (JR404E)
  • RC4A-EL (JR405E)
  • RL4F02A \ RE4F02A
  • RE4F03, RL4F03
  • RE5R05A (JR507E)
  • RE0F09A, JF010E (CVT)
  • RE0F10A , JF011E, RE0F06A (CVT) JF015.
  • JF506E (RE5F01A \ 09А)
  • JF613E (F6AJA/ W6AJA)
  • JR710E, JR711E
  • JF414E (Лада Гранта, АвтоВАЗ)

что такое, сброс и калибровка коробки автомат

Адаптация АКПП – процесс, который происходит на современных автоматических коробках переключения передач без участия автовладельца. То есть АКПП привыкает к манере езды водителя. На старых моделях автомата адаптацию приходилось делать вручную.

Однако, если вы сделали капитальный ремонт автомату, то старую адаптацию придется скинуть, чтобы АКПП заново привыкала к водителю. О том, как это сделать и для чего вообще нужна адаптация поговорим сегодня.

Для чего она нужна

Для чего нужна адаптация

А вы знаете для чего нужна адаптация АКПП? Напишите в комментариях.

На сегодняшний день вы можете встретить не адаптивные коробки только на машинах 80 и начала 90 годов. Новые адаптированные автоматы вытеснили старые, которые не могли автоматически приспособиться к манере езды водителя.

Калибровка АКПП

Для чего это нужно было? Спросите вы. Автоматическая адаптация облегчает движение машины и управление ею водителем. Сидя за рулем, вы больше не почувствуете рывков при наборе скорости, если резко нажали педаль газа, а АКПП не успел перестроиться и быстро набрать передачи с первой.

  • уменьшается частота переключения скоростей. Автомат не подвержен постоянному износу механических деталей;
  • повышается безопасность езды по скользкому пути, грунтовым дорогам, где есть возможность завязнуть;
  • уменьшение вмешательства водителя. Автомат сам понимает, когда нужно сбрасывать скорость или какой режим включать.

Внимание! Со стороны водителя бывает трудно различить важные моменты при сбросе скоростей или опасности движения на скользкой дороге. Электроника быстрее различает эти моменты и создает специальные условия, которые защищают жизнь водителя и не мешают работать в спокойном режиме АКПП, чем увеличивают ее срок службы.

Адаптированные автоматы повышают плавность езды, электроника считывает действия водителя и привыкает к нему, повторяя или заранее подготавливаясь к нужному моменту.

Адаптивные коробки имеют два режима обучения:

  • адаптация в течение длительного срока. Машина должна проехать от 1 000 до 2000 километров. Настройки задаются в течении длительного времени. АКПП подстраивается под среднестатистический стиль вождения, и водитель становится одним целым с автомобилем;
  • быстрая адаптация. Автомат привыкает к манере езды за короткий срок от 100 м до 2 км. АКПП подстраивается только под тот момент езду, который происходит в настоящий момент.

Старые АКПП имеют только один из режимов обучения автомата. Соответственно и тупят больше, чем современные.

Если автомат стал плохо слушаться водителя, толкаться и пинаться в тот момент времени, когда он должен плавно набрать или сбросить обороты, то проблема может быть не только в конструктивной поломке механизма, но и в «мозгах» автомата.

Такое часто случается после ремонта, в первые дни после того, как поменялось масло. Значит автомат является не адаптивным и нужно сбросить адаптацию.

Внимание! Я советую делать сброс адаптации после замены гидроплиты, покупки бывшей в употреблении АКПП или автомобиля. А также рекомендую делать эту процедуру после экстремальных нагрузок и зимнего режима езды.

Основные параметры адаптации

Большинство современных коробок автомат не имеют специальных кнопок для переключения режимов. Это упрощает вождение автомобиля для автовладельца. Главное, чтобы в АКПП исправно работал чип с вшитой в него программой.

Основные параметры

Автомат запоминает:

  • стиль езды. АКПП самостоятельно настраивается на работу двигателя, реагирует на частое нажимание на педаль ноги водителя. Защищает от перерасхода топлива, которое может возникать в результате постоянной смены скоростей;
  • динамику разгона. АКПП помнит, как любит стартовать водитель и в следующий раз повторяет эти действия. В результате водитель получает плавное управление машиной без толчков и рывков;
  • стиль торможения. Если владелец авто любит тормозить резко, то коробка сбрасывает три передачи сразу после нажатия на педаль. Эти действия проходят незамеченными водителем.

АКПП умеет распознавать зимние условия. Например, если колеса пробуксовывают, то включается зимний режим. Понимает, когда машина двигается в гору. Во время этого процесса включается пониженная передача.

Чем отличается обычный и адаптивный автоматы

А вы знаете, что у адаптивных коробок и обычных есть существенные различия? Читайте об это ниже.

Отличия

Обычная АКПП не имеет никаких пониженных передач. Производитель закладывает в нее 2500 оборотов, на которых она должна переключиться на новый скоростной режим и раньше или позже достижения этого числа она не сделает переход.

На обычных коробках автомат водитель сможет найти кнопки имитаций повышенной передачи (Overdrive), спортивного режима (Sport). На адаптивных нет ничего такого. Переход с одного режима на другой исполняется по команде от компьютера, а не человека.

На полуадаптивных коробках, сброс адаптации в АКПП приходится делать самому владельцу транспортного средства. На полностью адаптивных – машина сама привыкает к манере езды. Нравится водителю экономить, то она будет делать это в любой ситуации. Если человек любит быструю езду, то автомобиль будет переключаться на высокие обороты через короткое время после старта.

Через сколько адаптируется АКПП

Через какое время самостоятельно адаптируется АКПП я уже писал в блоке выше. Однако можно проводить и принудительную адаптацию. Например, отдать в сервис-центр.

Километраж

Калибровка АКПП проводится на СТО. Подразумевает под собой перепрошивку «мозгов» автомата. Опытные механики перепрограммируют чип под манеру езды водителя.

Внимание! Самостоятельно не рекомендую делать перепрошивку. Хоть в интернете и есть ролики. Но, сделав хоть одну ошибку, вам придется полностью менять электронный блок устройства.

Можно откалибровать принудительно собственными руками без прошивки чипа. Следующий блок будет посвящен принудительному обучению АКПП собственными руками.

Обучение АКПП

Если вы не знали, как сделать адаптацию АКПП, то сейчас тот самый момент, когда вы поймете все хитрости обучения автомата. Но прежде, чем по новому обучать машину, нужно провести сброс.

Сброс адаптации на автомате

Я предупреждаю, что не всегда один и тот же способ сброса подходит для всех АКПП. Поэтому автовладельцу лучше обратиться к опытным механикам в сервис-центр. Они смогут с помощью специальной аппаратуры вычислить величины, которые нужно сбросить и правильно это сделать.

Сброс

Самым простым способом сброса адаптации АКПП является следующий:

  1. Поверните ключ в замке зажигания на два оборота. Двигатель не заводите.
  2. Нажмите на педаль газа максимальной сильно.
  3. Выключите двигатель. Подождите минуты три.
  4. Верните ключ в обратное положение и выньте его.
  5. Нажмите до упора на педаль газа.
  6. Затем отпустите педаль, и заведите мотор.

Таким образом проводится быстры сброс адаптации АКПП. Также вы можете сбросить обучение от предыдущего хозяина с помощью устройства – дилерского тестера. Это делается так:

  1. Заведите мотор и прогрейте его.
  2. Выключите зажигание и оставьте на пять минут.
  3. Затем снова заведите мотор.
  4. Подождите пока обороты не достигнут 2500.
  5. Снова заглушите его и через пять секунд заведите.
  6. Нажмите на педаль тормоза и переключайте коробку из режима в режим.
  7. Подключите дилерский тестер.
  8. Сбросьте обучение с помощью его.

Теперь вы знаете, как сделать сброс адаптации АКПП простым способом и с помощью тестера. После сброса, нужно адаптировать автомат под себя.

Способы адаптации автомата под себя

Есть такой способ адаптации автоматической коробки переключения передач, который называется принудительным.

Перепрошивка

Итак, первым вариантом будет сделать адаптацию на станции технического обслуживания. Опытные механики перепрошьют чип. Вы будете довольны. Автомат больше не будет «тормозить».

Второй вариант – адаптировать самому, если не времени на пробег хотя бы 1000 километров. Процедура быстрой адаптации такова:

  1. Заведите мотор. Прогрейте АКПП.
  2. Заглушите на секунды 4.
  3. Повторите эти действия три раза.
  4. Нажмите на тормоз, переключайте режимы передач ручкой селектора. Включайте их в таком порядке, в каком они должны будут работать.
  5. Заведите машину. Нажмите на педаль газа и прокатитесь некоторое расстояние на скорости в 40 км\ч.
  6. Заглушите мотор.
  7. Заведите снова и прокатитесь километра два на скорости в 80 км\ч.
  8. Повторите глушение, и заведите мотор.
  9. Прокатитесь 7 километров.

Если любите большую скорость во время вождения, то можете использовать режим kick-down.

Третий способ рассчитан на тех, у кого в запасе много времени. Можете проехать около 1000 километров. Автомат самостоятельно подстроится под манеру вашей езды.

Почему адаптивная АКПП тупит

Многие сейчас спросят, что купили машину. Бывшие хозяева сказали, что адаптивная АКПП настроена. А после пробок динамика разгона – никакая. Или, наоборот, на автомагистрали идет динамично, а при въезде в город и после нескольких минут городского режима, снова начинает «тупить».

Затуп АКПП

Дело в том, что автомат адаптируется к определенному режиму езды: в пробке или в городском режиме. Поэтому вариант с самостоятельной настройкой автомата порой бывает не эффективен.

А, чтобы не было таких затупов, я посоветую проводить адаптирование АКПП через прошивку чипа в специализированных мастерских.

Заключение

Адаптация понадобится вам, если коробка повела себя неадекватно: толкается или пинается. По правилам адаптация делается после каждой смены трансмиссионной жидкости.

Если вам понравилась статья, ставьте лайки. Пишите в комментариях, о чем еще хотели бы прочесть.

Author:

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о