Расход краски при покраске автомобиля – Расход акриловой краски на 1 м2 при окрашивании в 2 слоя: нормативы и особенности расчетов

Содержание

Количество и расход краски на покраску автомобиля



Содержание:

  1. Определение расхода по площади
  2. Факторы, влияющие на расход краски
  3. Расход различных типов красок


В прямой взаимосвязи находятся качество и количество материала для ремонта кузовного ЛКП: эмали обладают разной кроющей способностью, но учитывается в расчете расхода краски на покраску автомобиля и технология нанесения выбранного материала. Существуют нюансы использования кисти и краскопульта: применив нужный или правильно настроенный инструмент, можно сократить объем потраченной автоэмали до указанного производителем минимума. Мастера утверждают, что в первую очередь влияет на этот параметр опыт, но проблема расчета чаще встает перед начинающими малярами, поэтому в приведенных ниже расчетах предполагается, что маляр действует без фанатизма и серьезных просчетов.

Определение расхода по площади

Деление на лаки, эмали и грунтовки необходимо скорее производителям и продавцам для расширения списка продукции – на деле же состав этих материалов включает одинаковые вещества с разным соотношением.

Принято считать, что на 1 м² поверхности автомобиля используется не больше четверти литра краски. Те же цифры можно увидеть в рекомендациях по расчету расхода лака, грунтовки и пр. На полное укрытие подложки всего авто в среднем тратится 2.5 – 3.5 литра готовой эмали. Примерный расчет для деталей автомобиля класса «D»:

  • дверь – 300 мл;
  • крыло переднее – 200 мл;
  • крыло заднее – 300 мл;
  • крышка багажника – 300-400 мл;
  • задняя панель – 250 мл;
  • радиаторная решетка – 100 мл;
  • крыша кузова – 400 мл;
  • бампер передний и задний – 250-300 мл;
  • поверхность капота – 400-500 мл;
  • порог – 150 мл.

Вышеприведенные данные подходят для расчета полной покраски готовой эмалью (т.е. с добавлением отвердителя и доведением ее до нужной вязкости), но повлиять на результат в худшую или лучшую сторону может сразу несколько факторов. Локальный ремонт повреждения предполагает использование автоэмали того же цвета, поэтому кроющая способность не имеет здесь первостепенного значения и количество потраченного материала можно свести к минимуму. В худшую сторону результат будет отличаться, если подложка автомобиля не совпадает по цвету с наносимым материалом: покраска черной эмалью белой подложки и наоборот означает, что приведенные цифры можно увеличить на 30-50% (потребуется как минимум 1 дополнительный слой). В среднем лучшей кроющей способностью обладают светлые тона и насыщенный зеленый; густой красный и синий цвет находятся посередине шкалы калькуляции, но синий зависит от оттенка; желтый цвет и светлые оттенки красного цвета обеспечивают худшее цветовое перекрытие.

Факторы, влияющие на расход краски

Помимо качественных характеристик выбранного материала, повлиять на расход могут конкретные условия. Нетрудно догадаться, что густой эмали потребуется больший объем, но рабочая вязкость краски может зависеть не только от указаний производителя, но и от возможности мастера контролировать процесс. Попытка заливать поверхность разбавленной до предела эмалью приведет к появлению подтеков, но температура выше нормы потребует именно жидкого материала. Растворитель должен полностью испариться из автоэмали в процессе сушки, но температура воздуха и вязкость вещества вносят серьезные коррективы в процесс покраски авто.

Количество отвердителя не должно зависеть от температуры, но объем растворителя указывается производителем для температуры 20-23 ˚C. Подбор вязкости не должен производиться на глаз, иначе будет сложно избежать не только повышенного расходования материала, но и явных дефектов. Технология контролирования вязкости вискозиметром заключается в определении вязкости вещества путем измерения времени выливания нужного объема жидкости через отверстие определенного диаметра – потребуется сам вискозиметр и секундомер.

Свой процент в количественных затратах имеет и подготовка поверхности. Обработка поверхности под различные типы материалов отличается, и разница эта заметнее всего проявляется в размере зерна абразивов. Сложно покрыть акрилом грунтовку, ошкуренную P400, однако подготовка под сам грунт предполагает работы именно с крупным зерном. Под стандартные эмали требуется матирование грунта или металла абразивами P800-P1200: наждачная бумага меньшей зернистости приведет к худшей адгезии, крупное зерно потребует большего объема вещества, станет причиной появления дефектов.

Расход различных типов красок

Не секрет, что расход алкидной эмали больше, чем акриловой. Разница между этими эмалями для авто колеблется в пределах 40-60%. Таким образом, на полную покраску автомобиля будет израсходовано 3 или более литра алкидной эмали. Количественные характеристики технологии, включающей работу с лаком, зависят от кроющей способности используемого в качестве базы вещества. С лучшей стороны зарекомендовали себя лаки из синтетических смол, кроющая способность нитрокомбинированных аналогов заметно отстает.

Труднее всего нормировать окрашивание метала баллончиком. В среднем на 1 м² авто расходуется не более 4 баллончиков, однако большинство производителей указывает, что расход на 0.5 м² равен 1 баллону, т.е. потребуется объем краски в два раза меньший. Использование хорошего краскопульта также позволяет экономить на автоэмали, но регулировка HLVP систем зависит от конкретных обстоятельств (в частности от давления в компрессоре), поэтому требует тестовых выкрасок или большого опыта работы именно с этим инструментом.

​Рекомендуемые нормы расхода материалов для кузовного ремонта

КРАСКА БАЗОВАЯ R-M DIAMONT

Белый, черный, серый

160 мл на 1 кв. м

Синий, зеленый, желтый и оттенки

200 мл на 1 кв. м

Красный и оттенки

250 мл на 1 кв. м


ДВУХСЛОЙНОЕ ПОКРЫТИЕ

Для понимания класса автомобилей условно принято сравнивать со следующими моделями:

    1. Малый класс как БМВ – 1;
    2. Средний класс как БМВ – 3;
    3. Большой как БМВ – 7.

Вертикальные элементы

Основной слой, декоративный

Малый класс

Средний класс

Большой класс

Внедорожники

Белый, черный, серый

150

150

200

200

Синий, зеленый, желтый и оттенки

150

200

250

250

Красный и оттенки

200

250

300

350

Крыша, капот

Основной слой декоративный

Малый класс

Средний

Большой

Внедорожники

Белый, черный, серый

260

260

350

350

Синий, зеленый, желтый и оттенки

300

300

400

400

Красный и оттенки

350

350

450

450

Бампер, крышка багажника

Основной слой декоративный

Малый класс

Средний

Большой

Внедорожники

Белый, черный, серый

220

250

250

270

Синий, зеленый, желтый и оттенки

250

250

270

290

Красный и оттенки

280

300

300

320

ТРЕХСЛОЙНОЕ ПОКРЫТИЕ

При нанесении трехслойных покрытий дополнительно к обязательному расходу краски, указанному в разделе 1.1 «Двухслойное покрытие» добавляются указанные расходы базовой краски для приготовления грунтового базового слоя (оттеночной подложки)

Вертикальные элементы

Грунтовый базовый слой

Малый класс

Средний

Большой

Внедорожники

Белый, черный, серый

120

150

170

170

Крыша, капот

Грунтовый базовый слой

Малый класс

Средний

Большой

Внедорожники

Белый, черный, серый

200

250

300

350

Бампер, крышка багажника

Грунтовый базовый слой

Малый класс

Средний

Большой

Внедорожники

Белый, черный, серый

200

200

250

300

ПРОЗРАЧНЫЙ ЛАК

Расход указан в густом виде.

Бампер, крышка багажника

Малый класс

Средний

Большой

Внедорожники

Вертикальные элементы

150

200

200

200

Капот, крыша

300

350

380

400

Бампер, крышка багажника

200

230

250

270

ГРУНТ-НАПОЛНИТЕЛЬ

Расход грунта указан для внешней окраски элементов кузова. При полной окраске элемента расход может быть увеличен до 30% (на треть).

Малый класс

Средний

Большой

Внедорожники

Вертикальные элементы

130

150

200

220

Капот, крыша

300

300

380

400

Бампер, крышка багажника

200

220

300

330

ГРУНТ-ПОДКЛАД

Расход грунта указан для внешней окраски элементов кузова. При полной окраске элемента расход может быть увеличен до 50% (в полтора раза).

Малый класс

Средний

Большой

Внедорожники

Вертикальные элементы

120

150

150

170

Капот, крыша

220

250

250

260

Бампер, крышка багажника

150

150

180

200

АНТИКОРРОЗИОННЫЙ ГРУНТ

Расход грунта указан для внешней окраски элементов кузова. При полной окраске элемента расход может быть увеличен до 50% (в полтора раза).

Малый класс

Средний

Большой

Внедорожники

Вертикальные элементы

120

150

150

150

Капот, крыша

220

250

250

260

Бампер, крышка багажника

150

150

180

200

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ДОБАВКИ

1. К специальным добавкам относятся продукты, придающие лакокрасочному слою специальные свойства: структурность, матовость, эластичность.
2. Максимальное количество специальных добавок: в прозрачные лаки или грунты не должно превышать 50% от количества краски или грунта.

ШПАТЛЕВКИ

Расход полиэфирных шпатлевок в значительной степени зависит от сложности повреждения ремонтируемого элемента и может носить лишь проанализированный рекомендательный характер, не превышающий 1 кг шпатлевки на среднестатистический ремонт на одном автомобиле.

АБРАЗИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Расход абразивных материалов указан в максимально допустимом потреблении при выполнении сложных ремонтов со шпатлеванием.

Абразивные материалы

Кружки градаций Р80, 150, 240,320,P400

Кружки градаций 600, 800, 1000,1500, 2000, 3000

Рулоны, полоски Р80, 100, 120, 150, 180

Вертикальные элементы

по 1 каждой градации

по 0.3 каждой градации

по 0.5 м каждой градации

Капот, крыша

по 3 — 5

по 1 — 3

по 1-2 м

Бампер, крышка багажника

по 2 — 3

по 0.3 — 1

по 0.5-1 м

ПОЛИРОВАЛЬНЫЕ ПАСТЫ

Средний расход полировальные паст различных степеней зернистости и декоративных свойств не должен превышать:
— 50 мл. на вертикальные элементы и

— 100мл. на горизонтальные элементы.

Сколько нужно краски, чтобы покрасить стены? Рассчитываем расход

Одна из составляющих грамотного ремонта — экономия времени, финансов и ресурсов. Решили покрасить стены — заранее все спланируйте и посчитайте, сколько понадобится краски. Мы же расскажем, как сделать все максимально точно — с учетом всех необходимых факторов и подготовительных работ.

Даже если вы далеки от точных наук, задумав лакокрасочные работы, придется быть расчетливым и скрупулезным. Неверно рассчитав нужное количество материала, вы столкнетесь с рядом проблем. Придется идти в магазин и докупать краску – того же цвета и производителя. Будет неприятно, если нужного материала в магазине не окажется. Возможно, даже придется перекрашивать поверхность в другой цвет, а это дополнительные затраты. Если перестрахуетесь и купите материала больше, чем нужно, тоже нехорошо – зря превысите бюджет. 

Такой вопрос могут задать те, кто уже успел зайти в магазин, прикинул, что и сколько он хочет приобрести для ремонта, и увидел, что на банках с краской уже указан расход для покраски одного квадратного метра. Казалось бы, осталось только узнать точную площадь поверхности, которую вы собрались покрасить, и расчеты будут завершены. К сожалению, это не так.

Во-первых, на упаковке приводятся усредненные показатели, во-вторых, точные расчеты на основе этих данных не сделать, нужно учесть и ряд других факторов.

Чтобы с минимальными погрешностями рассчитать расход краски на 1 м2, нужно ответить на следующие вопросы:

  • какими инструментами будете пользоваться;
  • каков исходный цвет окрашиваемой поверхности;
  • насколько ровной является та поверхность, которая нуждается в покраске;
  • каковы тип и цвет выбранной краски.

Расход краски во многом зависит от инструментов. Как правило, при окраске стен используются: 

  • валики. средняя длина ворса используется для создания простого рельефа, короткий ворс подойдет, к примеру, для эффекта каменной стены;
  • краскопульт. подойдет для разного рода экспериментов и воплощения дизайнерских задумок;
  • широкая кисточка. необходимость в ней возникает при создании разного рода фактур, например, для создания эффекта состаривания;
  • губки, мастерки.

Самый экономный в плане расхода краски из приведенного списка – краскопульт. Этот инструмент в свое время стал настоящим прорывом в строительном мире. Краскопульт, или окрасочный пистолет, способен распределять краску тонким равномерным слоем, что позволяет существенно сократить расход материала. По сравнению с обычной кистью и валиком, с его применением используется в два, а то и в три раза меньше покрасочного материала. Кроме того, сам процесс окрашивания занимает гораздо меньше времени.

Самый расточительный метод – нанесение краски кистью: разная толщина слоев, потеки, неравномерность. Перечисленные факторы увеличивают расход. 

Оптимальным вариантом многие считают малярные валики: они доступные и недорогие, легко чистятся, а краска относительно экономично расходуется и ложится ровно.

Как рассчитать количество необходимой краски на 1 м2?

Покрытие предметов красящими составами придает им дополнительные свойства, не характерные для их привычного состояния. Если слой краски окажется недостаточным, нужный эффект не будет достигнут. Обратная ситуация приводит к неоправданной трате денег — надо правильно рассчитывать количество материалов с учетом особенностей укрываемой поверхности.

Расчет расхода краски

На каждой банке указано на сколько метров квадратных рассчитан литр.

 

От чего зависит расход краски на 1 кв м

Производство лакокрасочных работ предполагает планирование затрат на приобретение цветных составов. На упаковочных банках приводится информация о расходе краски на 1 м2 стены или иной поверхности.

Цифровые значения указывают для гладких и ровных оснований, чтобы подчеркнуть экономичность предлагаемого состава. На практике состояние окрашиваемых изделий и сооружений далеко от совершенства и влияет на расходование лакокраски в сторону увеличения.

Факторы, оказывающие влияние на потребление краски:

  • степень подготовленности материала под побелку, его плотность;
  • зеркальность или шероховатость базы, подлежащей окраске;
  • инструменты, применяемые для нанесения покрытия;
  • количество слоев;
  • исходный цвет окрашиваемой поверхности;
  • тип и физические характеристики краски;
  • квалификация маляра.

Способность пигмента на олифе скрывать истинный окрас поверхности при равномерном нанесении слоя называют укрывистостью, выражаемой в граммах на 1 кв м. Действенным считается показатель 120-160 г/м². Европейский стандарт расходной характеристики иной: площадь в квадратных метрах, которую можно укрыть килограммом или литром краски.

 

Нормы расхода разных составов

Нормативные значения укрывистости изменяются в зависимости от типа краски. Колер пигментной смеси также влияет на количество используемых составов.

Нормы расхода основных видов красителей:

  1. Эмаль ПФ-115 — пентафталевая.
    На однослойное нанесение требуется 110-130 г/м². В зависимости от цвета, объемом краски в 1 кг покрывается площадь 17-20 м², если колер черный, 7-10 — белый, 11-14 — зеленый, 13-16 коричневый. Разбавляют эмаль уайт-спиритом.
  2. Водоэмульсионка.
    Используется для побелки потолков и стен, если они не покрыты глянцевой краской. На расход влияет впитывающая способность поверхности. 1 л состава хватает для обработки в 1 слой — от 7 до 18 м².
  3. Краска масляная.
    Если она цветная, будет уходить 130-140 г на квадрат. Белого колера потребуется 150 г на ту же площадь. Килограммовой банки хватит, чтобы покрасить 6,5 м² гладкой поверхности. Для шероховатых стен расход 160 г/м².
  4. Акриловая основа водно-дисперсионной краски.
    При объеме в 1 л красящего состава должно хватать на 8 м², но практически получается 6-7, что соответствует расходу 115 г/м². Наносят состав в 2 или 3 слоя: меньшее количество покрытий относится к дорогим краскам.
Расход краски в зависимости от вида

Нельзя забывать, что посчитать расход красящего состава должным образом можно только с поправкой на 5-7%.

Укрывистость колеров на силиконовой, силикатной, латексной основе от компаний Dulux и Тиккурила нормируется в размере 300, 400 и 600 г/м². Цифры указаны с учетом нанесения второго слоя.

Правила расчета количества краски

Схема вычислений несложная: определить площадь окрашиваемой поверхности, оценить ее состояние, прикинуть, сколько слоев нужно нанести, каким способом выполнить побелку. Каждый из перечисленных параметров нужно будет учесть после получения базовой потребности в количестве краски путем увеличения.

Разрешается оставить в том же размере, если есть возможность привести поверхность в состояние, соответствующее нормативным требованиям покраски. Необходимо учитывать, что вес содержимого банки объемом в 1 л для ПФ-115 — 1,5 кг.

Тип поверхности

Поверхность различных сооружений до начала покрасочных работ осматривается на готовность к нанесению покрытия. Если это металл, обращают внимание на ржавчину, загрязнения в виде пыли, следов смазки. Значение имеет и профиль поверхности. Старый окрасочный слой удаляется с любой основы, шершавость стен и потолка нивелируется предварительным нанесением шпаклевки или грунтовочного состава.

В зависимости от материала поверхности показатели расхода краски в 1 слой следующие:

  • металл — 100-150 г/м²;
  • железобетон, штукатурка — 150-250;
  • древесина — 75-150.

Укрывистость по состоянию поверхности: металл гладкий покрывается 1 л краски на площади 14-16 м², шероховатый — 6-10 м². Того же количества колеровочного состава при нанесении на бетон хватит на 4-6 м², на штукатурку — 16, на дерево вдоль волокон 8-10, на обои фактурные — 10 м².

Когда надо красить несколько слоев

На практике красят на 2 раза. Расход раствора на первый слой выше на 10%.

Древесина окрашенная первый раз

Если древесина окрашивается впервые, то следует учесть расход краски на 3 слоя.

Покрывать поверхность дважды и трижды необходимо при таких обстоятельствах:

  • древесина окрашивается впервые;
  • требуется насыщенность цвета;
  • высокая текучесть побелки;
  • необходимость ярких оттенков;
  • разнонаправленное накладывание слоев: по вертикали, горизонтали.

Изначальный цвет также влияет на число покрытий — освежить светлую стену можно однослойной побелкой. Если колер накладывается темный, красить придется дважды. Второй слой наносят на высохшую поверхность.

Время ожидания для нитрокраски 0,5-3 часа, водоэмульсионки — 2-8 час. Алкидные составы сохнут в течение суток.

Предварительная грунтовка сокращает число слоев. Это правило не действует при окраске обоев — они не грунтуются. Подготовка поверхности в этом случае проводится раствором разбавленной в соотношении 80:20 акриловой краски и воды. Количество слоев не ограничивается, но стремление к росту удорожает ремонт.

Способ нанесения и расход

Окраска поверхностей выполняется 2 способами: вручную и с применением средств механизации. В последнем случае осуществляется набрызг побелки или колера на основание при помощи сжатого воздуха.

У каждого из малярных инструментов различное влияние на расход краски:

  1. Кисть из натуральной или синтетической щетины.
    Применяется при небольших объемах работ. Потери при окрашивании составляют 10-15% в зависимости от квалификации мастера.
  2. Устройство в виде валика с коротким или длинным ворсом.
    Используют его в паре со специальной ванночкой — в нее заливают краску, окунают и отжимают с вала излишки колера. Предназначен инструмент для обработки больших площадей. Расход превышает нормативный показатель на 5-10%.
  3. Распылитель или краскопульт — экономичный прибор для окрашивания.
    Снижение потребления краски достигается за счет нанесения тонкого слоя покрытия, недостижимого при использовании первых двух инструментов. Количество потерь — 3-5%.

 

Экономия с краскопультом

Экономично красить поверхности краскопультом или распылителем.

Расход уменьшается также за счет разбавления нитрокраски наполовину растворителем для разжижения. Густота водоэмульсионной краски снижается добавлением в нее 10% воды.

Примеры вычислений краски на 1 кв.м поверхности

Расчет состоит из 3 этапов: измерения габаритов окрашиваемых поверхностей, вычисления площади, определения расхода на основании показателей укрывистости краски от производителя с корректировкой на условия работы. Для наглядности предлагается пример №1. Окрасить предстоит стены комнаты 5х6 м при высоте потолка 250 см.

Алгоритм расчета:

  1. Площадь поверхности за вычетом оконных и дверных проемов составит: S=S1−S2−S3. Общая S1=(5+6)*2,5=55. Два окна S2=2*1,5*1,2=3,6. Двери S3=2*2*0,7=2,8. Результат: S=55−3,6−2,8=48,6 м².
  2. Укрывистость краски по информации на упаковке — 16 м²/л.
  3. Потребность в колере по нормативу 48,6/16=3,1 л.
  4. Корректировка на инструмент: при работе валиком расход увеличивается на 10%. Приобрести необходимо 3,1*1,1=3,4 л или 3,4*1,5=5,1 кг.

Пример №2 отличается применением нормы в килограммах на единицу площади. Если на упаковке указано 0,15 г/м², базовая потребность для ранее вычисленной площади составит 48,6*0,15=7,3 кг. С корректировкой на краскопульт добавляется 5%, итог: 7,7 кг.

Можно ли сэкономить

Профессионализм маляра позволит уменьшить расход краски за счет рационального распределения слоев на укрываемой поверхности. Если работу выполнять самостоятельно, следует учитывать изложенные факторы.

Грунтовка стен

Грунтовка стен экономит краску до 20%.

Способы сэкономить:

  • нивелировать неровности и грунтовать наружность — снижение расхода на 13-18%;
  • работать при температуре воздуха ≥25ºС;
  • не окрашивать толстым слоем: разбить его на 2 раза с промежуточной сушкой;
  • применять для покраски распылитель или валик.

Самостоятельно определить объем краски несложно. Нужно использовать все способы уменьшения расхода не в ущерб качеству покрытия.

Похожие статьи

Вся правда про акриловые краски (эмаль) для авто: технические характеристики

Благодаря быстросохнущим свойствам и способности образовывать прочную глянцевую или матовую однородную поверхность акриловые краски являются одними из самых используемых эмалей для окрашивания автомобиля.

Акриловое покрытие уже давно занимает лидирующие позиции в автобизнесе

[contents h3]

Состав акриловых красок

В состав акриловой краски входят три основных вещества – связующее, красящий пигмент, наполнитель, а также множество дополнительных добавок. Связующее придает акрилу прочностные характеристики и способность приклеиваться к поверхности, пигмент «отвечает» за цвет, а наполнитель добавляют в качестве сохранения связующего.

Полимерное связующее, или акриловая основа, изготавливается из смол, в процессе полимеризации затвердевает, делая покрытие стойким к повреждениям. После высыхания состава именно оно остается на поверхности, обеспечивает надежную адгезию – сцепление акрилового слоя с металлической поверхностью автомобиля.

Количество пигмента влияет на цвет эмали и расход красящего состава: чем его больше, тем выше укрывистость краски для автомобилей и меньшее количество материала требуется. От пигментных добавок также зависит простота нанесения смеси на поверхность, а их качество обеспечивает УФ-стойкость краски для автомобиля, способность не выгорать под воздействием солнечных лучей. Цветовым разнообразием акриловые эмали обязаны именно существованию большого числа пигментных наполнителей.

Добавки (стабилизаторы) отвечают за сохранение свойств состава в течение определенного времени: эластичности, пластичности, однородности и других.

Свойства и плюсы

Выделяют следующие основные свойства акриловой краски, наделяющими их преимуществами перед другими видами лакокрасочных материалов:

  1. Стойкость.Краска устойчива к ультрафиолетовому излучению, истиранию, смыванию, агрессивным химическим составам. Срок службы акрилового покрытия составляет до 20 лет.
  2. Скорость высыхания.Время высыхания акриловой краски обеспечивает готовый результат за минимальный период: первый слой сохнет за 7–20 минут, полная полимеризация происходит в течение суток.

    Быстрая скорость высыхания — очень практичное качество акриловой краски

  3. Простота нанесения.Окрашивание автомобиля производится распылением красящего состава при помощи краскопульта или аэрографа. Для окраски небольших площадей наносить акриловый состав можно аэрозольным баллончиком, специальным карандашом, обыкновенной кисточкой или валиком для краски.
  4. Оптимальное сочетание твердости и эластичности.Твердость – стойкость к механическим повреждениям – обеспечивает защиту от внешних воздействий. Эластичность позволяет эмали не разрываться на сгибах, делает возможным окрашивания сложных выпуклых и вогнутых поверхностей без трещин и разрывов. В акриловых эмалях сочетаются оба свойства – они прочные и эластичные.
  5. Отсутствует необходимость покрывать поверхность лаком.В состав многих автоэмалей входят светоотражающие вещества, поэтому поверхность приобретает блестящую глянцевую поверхность. Не требуется покрытие ее лаком еще раз, хотя при желании сделать это можно после полной полимеризации смеси и высыхания окрашенной поверхности.

Акриловые краски для авто

Акриловая эмаль имеет в своем составе полимерные акрилаты в которые добавлен пигмент. Полимеры придают ей твердость и однородность. По сочетанию цены, легкости нанесения и качеству покрытия автомобильные акриловые краски занимают лидирующие позиции на рынке.

Состав краски на основе акрилатов влияет на то, будет ли эмаль после высыхания твердой или мягкой. Полировка твердых – сложный и трудоемкий процесс, мягкие полируются с меньшими усилиями, но их легче повредить и поцарапать.

Особенностью этих красок является их многокомпонентность: доведение до нужного состояния вязкости происходит с помощью отвердителя и разбавителя. Правильное нанесение разведенного материала требует подготовки и практических навыков, поэтому желательно перед окрашиванием машины потренироваться на несложных поверхностях.

Растворитель

Растворитель (разбавитель) нужен для уменьшения вязкости смеси, он испаряется с поверхности после нанесения краски. Как разбавитель для акриловой краски может использоваться вода или спирт, эфир, толуол, сольвент, ксилол, бутилацетат, нефрас. В работе следует использовать тот состав растворителей, который соответствует химическим компонентам эмали, в идеале – от одного производителя.

Используйте тот состав растворителей, который соответствует компонентам составу эмали

Разбавитель обладает несколькими полезными свойствами:

  • улучшает технические характеристики акриловой краски;
  • обеспечивает быструю скорость высыхания;
  • позволяет добиться при окрашивании гладкой поверхности;
  • придает составу способность хорошо растекается и образовывать тонкую пленку.

Растворитель акриловых красок по испаряемости может быть быстрого, медленного или стандартного действия – используют их в зависимости от температуры окружающего воздуха. Летом уместно применение замедляющих высыхание составов, а зимой – ускоряющих.

Технология окрашивания

Все работы производят с применением средств индивидуальной защиты: одевают респиратор, предохраняющий дыхательные пути, перчатки для защиты рук от едкого растворителя.

Оптимальная температура для окрашивания автомобиля акриловыми красками – 18–22 ° C, в данных условиях они быстро высыхают не растекаясь. Средний расход акриловой краски на легковую машину – 3 литра акриловой эмали и 3 литра лака (если используется), по 150 г на крыло, по 250–300 г на капот, по 200 г на бампер.

Перед началом работ необходимо оклеить неокрашиваемые части автомобиля защитной пленкой или бумагой. Подготовка поверхности к окраске начинается с протирания антисиликоном. Затем следует удалить пыль – протереть поверхность липкой салфеткой, а оставшиеся жировые пятна убрать растворителем, распылив его краскопультом по поверхности, дать 5–7 минут постоять, протереть салфеткой.

Процесс покраски начинается с разбавления акриловой краски и настройки краскопульта. Равномерное нанесение состава и качество покраски акрилом зависит от двух условий:

  • соблюдения пропорций смешивания компонентов и достижения определенной вязкости состава;
  • правильной настройки краскопульта.

Для смешивания всех компонентов состава удобно использовать мерные стаканчики, которые надо предварительно очистить. Перед использованием эмаль в банке тщательно перемешивают. Двухкомпонентный состав разбавляют в следующих пропорциях: на 100% краски добавляют 50% отвердителя и 20% растворителя для акриловой краски. Точную рецептуру производители красок указывают на упаковке, она может не совпадать с приведенной. Ориентируются на температуру в помещении – если очень жарко, отвердителя добавляют меньше, чтобы смесь не так быстро сохла и успевала растекаться шагрень. Последовательность добавления составляющих имеет значение, менять ее нельзя: сначала краска, затем отвердитель и в последнюю очередь разбавитель.

Совет. Все используемые химические составы – акриловая основа, отвердитель, разбавитель, а также грунты и шпатлевки лучше использовать одного производителя. Это дает гарантию, что не возникнет отвержение составов, не будет испорчено покрытие, не придется переделывать работу.

Для определения вязкости полученного состава используется вискозиметр. Он часто идет в комплекте с краскопультом, представляет собой пластмассовый или металлический стаканчик с отверстием внизу диаметром 4 мм. С его помощью определяется плотность акриловой краски. В стаканчик до верха наливается разбавленная краска – рабочая смесь, по таймеру определяется количество секунд, за которое она из вискозиметра вытечет. В зависимости от марки краски для авто оно может составлять 20–26 секунд (указывается на упаковке). Если время вытекания отличается от нормы, это означает, что смесь слишком густая или жидкая, требуется дополнительно разбавить готовую смесь до рабочей вязкости.

Настройка краскопульта заключается в правильной регулировке подачи воздуха – его давление формирует необходимый для качественной покраски распыл смеси. В бачок краскопульта заливается активированная акриловая краска для авто, разбавленная до нужного уровня вязкости и профильтрованная.

В контейнер заливают ЛКМ, который краскопульт будет распылять

Давление выставляется при открытом курке. В ресивере обязательно должен быть запас воздуха: если пистолет потребляет 2,5 кг, то в приборе для комфортной работы должно быть около 6 кг.

Совет. Из компрессора должен подаваться воздух температурой выше 20° C обязательно пропущенный через влагоотделитель и жироуловитель.

Прежде чем подойти к машине и начать ее красить, рекомендуется наклеить лист белого ватмана на стену и протестировать, как краскопульт распыляет смесь. Сделать напыл на лист бумаги, посмотреть на его форму и отрегулировать при помощи регулировочных винтов. Например, если краскопульт кидает краску пятнышками или зернышками, это означает недостаточную подачу воздуха. Методы наложения акрила краскопультом – пятном, напылом, полная покраска открытым «веником», суженным «веником», факелом.

Красить акриловыми красками – технологически несложный процесс. Первый наносимый краскопультом слой – тоненький, опыльный. После нанесения первого слоя ждут его высыхания 5–7 минут, затем накладывают полноценный второй, оставляют сохнуть как минимум на 20 минут. Если на поверхности все-таки осталась шагрень (другое название дефекта «апельсиновая корка», она образуется из-за отклонений в показателях вязкости состава) или наплывы, то эти недостатки можно будет удалить при полировке.

Дополнительного покрытия лаком сама по себе акриловая эмаль для авто не требует, так как в ее составе присутствует специальные добавки, делающие поверхность глянцевой. Иногда слой акриловой краски автолюбители покрывают бесцветным лаком, но делать это следует только после ее полного высыхания. В продаже есть два вида акриловой краски – со светоотражающими добавками и без них. Под лак лучше покупать второй вариант. Полировку начинают через 3 часа, после полного просыхания лака.

Профессионалы окрашивают автомобиль, нанося три слоя: первый тонкий слой-подложка, второй основной нормальной толщины и третий – наружная пленка.

ПОСМОТРЕТЬ ВИДЕОИНСТРУКЦИЮ

Если возникает потребность или желание окрасить машину самостоятельно, автолюбители предпочитают использовать акриловые краски. Работать с ними несложно – научиться на практике их смешивать и наносить по силам каждому, а результатом является прочное и равномерное покрытие. Подобный ремонт автомобиля обходится дешевле.

Разбавление автомобильных красок и лаков, измерение вязкости

Как разводить краску

Коктейли бывают разные, и далеко не все они предназначены для приема «на грудь». Краски и лаки, которые мы используем для восстановления лакокрасочного покрытия автомобиля, – это ведь, по сути, тоже коктейли — правильно приготовленные смеси из нескольких ингредиентов. И коль мы стремимся к тому, чтобы восстановленная машина (крыло, дверь) после ремонта сверкала ярче новой, а краска лежала ровно, то и наш «окрасочный коктейль» должен быть приготовлен грамотно, с толком и расстановкой, а не состряпан абы как.

Сегодня вы узнаете

Ингредиенты

Прежде всего определимся с типом нашего «покрасочного коктейля»: будет ли это обычная акриловая эмаль (что менее вероятно), либо же краска типа «металлик» или «перламутр» (скорее всего).

Обычная акриловая эмаль — двухкомпонентная, с отвердителем. «Набор ингредиентов» для таких материалов состоит из трех банок. Например, литр краски, пол-литра отвердителя и 100-150 мл разбавителя. То есть, покупая литр краски, реально вы получаете около 1,6-1,7 литра разбавленной краски.

Это надо учитывать на подборе краски: некоторые лаборатории указывают цены за «густую» краску, а некоторые — за «разведенку». Разница, как вы сами понимаете, огромная.

В случае с «металликом» базовая краска обязательно покрывается сверху прозрачным лаком — без него эффектные покрытия выглядят невзрачно, да и стойкость к атмосферным воздействиям у двухслойных покрытий намного выше. Прозрачный лак, также как и акриловая эмаль — двухкомпонентный, с отвердителем. А вот к «базе» отвердитель не нужен — она однокомпонентна.

Таким образом «комплект» для двухслойных покрытий состоит уже из пяти банок. Например, литр «базы», 500-700 мл разбавителя для нее, литр прозрачного покровного лака, пол-литра отвердителя и 100-150 мл разбавителя для лака — всего 3,3 литра! При этом самой разведенной краски больше не стало, те же 1,7 литра.

Делаем замес

Прежде чем заправить пистолет, следует смешать составляющие приобретенной краски.

Для правильного смешивания компонентов, при котором получается окрасочный материал требуемой вязкости, необходимо выполнить следующие условия.

Посуда

Важно, чтобы тара, в которой мы проводим смешивание, была строго цилиндрической формы (плоское дно и вертикальные стенки). Только в такой таре можно равномерно перемешивать компоненты и корректно отмерять их количество.

Лучше, если это будет специальная мерная посуда в виде прозрачной пластиковой банки с крышкой. На такие банки нанесена разметка, позволяющая смешивать материалы в необходимом объемном соотношении (1:1, 2:1, 3:1, 4:1, 5:1 и т.д.).

Мерная посуда для краски

Мерные емкости выпускаются разных объемов, начиная от 100 мл и чуть ли не до полуведра

Также для дозирования и перемешивания ЛКМ удобно пользоваться специальной линейкой с метками, определяющей объемные доли компонентов.

Наливаем основу в цилиндрическую посуду до определенного деления, а после до нужной отметки доливаем отвердитель (если добавляется), затем растворитель. Все той же линейкой перемешали — и готово. Нередко мерная линейка продается вместе с комплектом краски, а на всех фирменных банках указаны пропорции согласно этим линейкам.

Мерная линейка

Необходимое количество компонентов удобно отмерять с помощью мерной линейки. Затем той же линейкой поболтал — и готово

Пропорции

При том изобилии, которое воцарилось на лакокрасочном рынке, дать, как говорится, один рецепт на все случаи жизни невозможно по определению. Да и не нужно этого делать. Есть TDS — остальное сами знаете от кого.

Тем не менее, обозначить некоторые общие ориентиры было бы полезно. В принципе, мы уже говорили о них немного выше: в двухкомпонентные продукты обычно добавляется до 50% отвердителя и 10-20% разбавителя. Степень разбавления базовых эмалей колеблется, как правило, в пределах 50-80%. Ну а точные пропорции смотрите уже в инструкции к конкретному продукту: все баночные лаки и эмали имеют указания в виде пиктограмм, которые информируют, в какой пропорции нужно развести краску с отвердителем (если материал двухкомпонентный) и разбавителем.

Как разбавить базовую эмаль (металлик) и прозрачный лак

Как разбивать акриловую краску

Напоминаем: в однокомпонетные материалы (алкиды, базовые эмали, 1К-грунты) добавляется только разбавитель; в двухкомпонентные материалы (акриловые эмали и лаки, 2К-грунты) сначала добавляется отвердитель, затем смесь доводится до нужной вязкости разбавителем.

Если же вы заказываете краску на подборе в лаборатории, то вам выдадут комплект компонентов (обычно заказывают комплектом), смешав которые вы получите готовый к применению материал с рабочей вязкостью — как говорится, «под распылитель». Либо выдадут уже разведенную краску (естественно, это касается только базы, поскольку время жизни двухкомпонентных материалов после смешивания строго ограничено).

Добавки

Описание рецептов приготовления лакокрасочных коктейлей было бы неполным без упоминания о добавках — материалах, применяющихся для изменения отдельно взятых характеристик эмалей, лаков или грунтов.

Например, для создания шероховатой поверхности — очень часто так окрашиваются пластиковые бамперы внедорожников — существуют структурные добавки разной степени зернистости. И вообще, чтобы краска на пластике не трескалась, в нее обязательно добавляется 20-40% пластификатора. Есть матирующие эластификаторы, разработанные для снижения степени блеска и окраски пластиковых деталей типа боковых накладок автомобилей Mercedes-Benz.

При покраске эффектными двухслойными покрытиями эти добавки нужно подмешивать к покровному лаку (пластификатор рекомендуется добавлять еще и в грунт-наполнитель). Подробнее о добавках и их применении читайте здесь.

Измеряем вязкость

Любой маляр должен уметь контролировать такой жизненно важный показатель, как вязкость. Зачем? Чтобы она соответствовала рекомендованному значению. Опять же, зачем? Чтобы равномерно нанести материал на поверхность, и получить покрытие необходимой толщины с запланированными свойствами — красивое и прочное.

«Вязкость» (от лат. viscosus — липкий, клейкий) — величина, характеризующая текучесть жидкости.

Зачем?

Подробнее — на примере грунта-наполнителя. Поверхность, которую мы им покрываем, имеет различного рода микронеровности, оставшиеся после подготовки (шлифовальные риски, поры и т.д.). Иными словами — выступы и углубления. От самой глубокой до самой высокой точки — примерно 50 микрон.

Так вот, если мы нанесем на эту поверхность слишком жидкий наполнитель, его тонкая пленка будет не в состоянии перекрыть эти неровности, да еще и с запасом на шлифовку (по аналогии: если положить на дно банки камушки и налить воды, не покрывая камни «с головой»). В результате поверхность останется неровной, а материал, по большому счету, потрачен зря. Приходится делать лишнюю работу — повторно наносить наполнитель, затрачивая на ремонт в два раза больше времени.

Возьмем обратную ситуацию с нанесением слишком густого наполнителя. Казалось бы, здесь проблем уж точно не должно быть. Как бы не так. Слишком густой и нетекучий наполнитель, опять-таки, не сможет толком заполнить все микронеровности — его проникающая способность слишком низкая и он попросту не способен затечь в эти маленькие углубления (как футбольный мяч не может упасть в лунку для гольфа).

Покрытие получается неплотное, плохо сцепленное с поверхностью, и в дальнейшем наполнитель начинает отслаиваться. Не слишком радужная перспектива, но и на этом неприятности не заканчиваются. Слишком густой наполнитель не сможет растечься по поверхности гладким слоем, образуется повышенная шагрень, что приводит к мучениям и перерасходу материалов при шлифовке.

И это только грунт-наполнитель! Что уж говорить про краски и лаки. Глянец, оттенок, фактура и адгезия опять же… Все это напрямую зависит от вязкости.

Кто-то спросит: «А что, если развести пожиже, чтобы везде затекло, хорошо сцепилось и растеклось гладко, а нанести потолще, чтобы был запас для выравнивания шлифовкой? Чем толще — тем лучше защита!»

Не советуем. Толстый слой жидкого материала содержит большое количество растворителя — покрытие будет очень долго отвердевать (до полного высыхания не часы и не дни — месяцы), а нанесенная поверх не высохшего грунта эмаль может привести к сморщиванию покрытия и нарушению адгезии между краской и грунтом. Кроме того, повышается вероятность возникновения такого неприятного дефекта, как «кипение» и множества других.

Дефекты вязкости

Итак, уметь контролировать вязкость необходимо. Возникает вопрос: как?

Как?

В обиходе измерение вязкости чаще всего выглядит следующим образом: маляр берет какой-либо длинный предмет (скажем, отвертку), обмакивает ее в банку с приготовленной краской и по одному ему известным признакам определяет, оптимальна ли вязкость или нужно разбавить еще. Грубо говоря, если нравится, как смесь стекает с отвертки — отлично, идем красить. Если не нравится — делаем жиже, добавляя растворитель, или гуще, добавляя основной продукт и отвердитель (если добавляется).

Должны сказать, что такой способ если и хорош, то только для профессионалов с очень большим практическим стажем. Уж они-то, что называется, кожей чувствуют лакокрасочный материал. А что делать малярам-новичкам, тем, у кого опыта не так много?

Из школьного курса физики мы помним, что вязкость обычно измеряется в паскаль-секундах (динамическая вязкость) или в квадратных метрах в секунду (кинематическая вязкость). Также известно, что методы определения истинных вязкостных свойств жидкостей довольно сложны, а значит — непригодны для применения в условиях ремонтных мастерских. Поэтому в обращение и было введено такое понятие, как «условная вязкость».

Определение условной вязкости сводится к измерению времени (в секундах) истечения определенного объема жидкости (100 мл) из воронки через отверстие определенного диаметра (обычно 4 мм).

Так что не удивляйтесь, увидев на банке с эмалью надпись: «рабочая вязкость 22-24 с». Это всего лишь значит, что материал следует разбавлять до условной вязкости 22-24 с, которая определяется при помощи специального устройства — вискозиметра, представляющего собой цилиндрическую мерную емкость объемом 100 см³ с конической нижней частью и отверстием в ней.

Наиболее распространенным для измерения вязкости лакокрасочных материалов является вискозиметр стандарта DIN4 — с диаметром калиброванного отверстия 4 мм. В нашем стандарте он называется ВЗ-4. Также может применяться воронка ВЗ-246, только у нее сопла сменные — с диаметрами 2, 4 и 6 мм.

Вискозиметр DIN4

Вискозиметр DIN4. В нашем стандарте — ВЗ-4

Зарубежные производители ЛКМ для измерения вязкости своих продуктов могут рекомендовать и другие приборы, например — вискозиметр Ford #4 (диаметр сопла 1/6 дюйма или примерно 4,2 мм), некоторые фирмы могут рекомендовать и свои собственные устройства.

На практике с равным успехом можно пользоваться любым из них: построены все эти приборы по одному принципу, а для пересчета показаний существуют специальные графики и номограммы. На точности измерений это никак не скажется, погрешность нивелируется допустимым разбросом рабочей вязкости.

Как же пользоваться вискозиметром? Примерная схема такова. Закрепляем вискозиметр в вертикальном положении, ставим под него чистую емкость объемом больше 100 мл, закрываем сливное отверстие вискозиметра и наливаем в него лакокрасочный материал вровень с краями. Жидкости даем немного отстояться, чтобы из нее вышли все пузырьки воздуха, а образовавшуюся пену можно снять ножом или стеклянной палочкой.

Затем открываем сливное отверстие и одновременно включаем секундомер. Заканчиваем измерение, когда жидкость прекращает течь непрерывной струей и приобретает капельный характер. Зафиксированное на секундомере время в секундах и есть условная вязкость измеряемой жидкости. К примеру, вязкость воды при 20 °С по DIN4 — 13 секунд.

Измерение вязкости с помощью вискозиметра

Вязкость — важнейший показатель. Она определяет расход материала, оптимальный режим его нанесения, а также свойства получаемого покрытия.

Добавим, что измерения необходимо проводить при температуре 20±0,5°С. Отклонения от этой температуры чреваты неточными измерениями, так как при повышении температуры вязкость материала понижается, он становится более текучим, а при понижении, наоборот, повышается.

Средняя рабочая вязкость при 20 ºC по DIN4 составляет:

  • для акриловых эмалей — 18-20 секунд;
  • базовых эмалей — 16-17 секунд;
  • лаков — 18-20 секунд;
  • 2К-грунтов — 20-22 секунд;
  • жидких шпатлевок — до 30 секунд.

Точные рекомендации смотрите в инструкции к продукту. Допустим, указанная вязкость — 22 секунды. Если краска вытекала дольше, значит ее вязкость выше нормы и ее необходимо еще немного разбавить.

Кстати, сами разбавители бывают «медленными» и «быстрыми» — в зависимости от скорости испарения и температурных условий, при которых они должны применяться. Так, при пониженных температурах стоит применять более «быстрые» разбавители, при работе в жару — «медленные». В стандартных температурных условиях (18-25°C), соответственно, стандартный. Подробнее об этом — здесь.

 

Фильтруем

Приготовленный лакокрасочный материал перед заправкой в бачок краскопульта должен быть непременно отфильтрован, так как в нем могут содержаться посторонние включения, угодившие туда в процессе приготовления, сгустки и т.д. В противном случае гарантировать получение качественной поверхности нельзя, ибо весь этот мусор в конечном итоге может оказаться на окрашиваемой поверхности.

Для фильтрации удобно использовать одноразовые бумажные воронки с фильтрующей нейлоновой вставкой (размер ячейки, как правило, 190 микрон). Вставил воронку прямо в бачок, процедил — готово, можно красить!

Одноразовый фильтр для краски

Заправку бачка для краски производим только с использованием фильтрующей воронки

Основные ошибки

Добиваться стабильно высокого качества выполняемых работ можно только при соблюдении технологических рекомендаций по применению тех или иных материалов. Другого пути у тех, кто хочет ремонтировать современные автомобили и ремонтировать качественно, просто нет.

А между тем, игнорирование технологических требований остается основной (!) причиной дефектов и ошибок. Как говорится, «…уж сколько раз твердили миру»…

Но «свободные нравы» всегда были и будут: краскопульт настраиваем «на слух», краску смешиваем «на глаз», забываем о строго определенных «сроках жизни» приготовленных к использованию продуктов.

Например, за час лак меняет вязкость в среднем на 100%. Он густеет. До обеда мы его размешали, измерили вязкость — 20, довольные ушли трапезничать, возвращаемся минут через 50, а у него уже все 40! Само-собой, применять материал уже нельзя. Но часто ли кто-нибудь считается с подобной «мелочью»?

Часто ли кто-нибудь помнит о том, что материал, в который мы недолили отвердителя, уже не сможет толком отвердеть, как его ни суши. Акриловые двухкомпонентные материалы ведь как отверждаются: за счет химической реакции между акриловым связующим (основой) и веществом для сшивания молекул — полиизоцианатом (отвердителем). И только производитель ЛКМ может знать, какое количество звеньев -N=C=O (присутствующих в отвердителе) необходимо для реакции с определенным количеством звеньев OH (находящихся в составе основы) и превращения материала в прочную полимерную пленку (подробнее об этом здесь).

Вот и получается, что если мы наливаем недостаточно отвердителя, для корректного отверждения пленки просто не хватает сшивающего материала. Покрытие получается мягким, неотвержденным.

Обратная ситуация — с избытком отвердителя (и, соответственно, излишком звеньев -N=C=O) имеет противоположный эффект — покрытие получается слишком твердым, но при этом неэластичным, сильно подверженным отслаиванию, растрескиванию, возникновению сколов.

Так что если на банке лака написано разбавлять в пропорции 2:1, то нужно не полениться отмерить строго две части лака и одну часть отвердителя. Ни больше, ни меньше.

Отверждение двухкомпонентных акриловых красок

Корректная полимеризация двухкомпонентных материалов возможна только при соблюдении правильных пропорций смешивания с отвердителем

Ну а то, что отверждать акриловые материалы можно только оригинальными отвердителями — вообще обсуждению не подлежит. В акриловых системах сополимер и полиизоцианат тщательно подбираются друг к другу, и если мы возьмем отвердитель от другого лака или другого производителя — получим другой полимер с совершенно иными свойствами.

Банка с остатками отвердителя должна быть плотно закрытой, так как отвердитель реагирует с воздушной влагой, в результате чего происходит его помутнение и выпадение кристаллов, иногда гелеобразование. Чтобы воздух не поступал в частично использованную банку с отвердителем, рекомендуется переворачивать ее и ставить на крышку, и в таком положении хранить.

Экономить на разбавителе при покупке фирменной краски также не стоит: дорогая краска помутнеет, и это быстро отобьет охоту к подобным экспериментам.

Хороший мастер, которому небезразлично то, чем он занимается, все подобные рекомендации должен хорошо знать. Он должен иметь под рукой всю технологическую документацию и уметь читать пиктограммы, чтобы знать, где, как и какой именно продукт применить.

Итак, все вышеописанные действия были последовательно и добросовестно выполнены. Базовая краска приготовлена с рекомендованным количеством разбавителя, тщательно перемешана, отфильтрована и залита в бачок краскопульта. Теперь главное не забыть сделать тест-напыл, чтобы убедиться, что краскопульт распыляет лакокрасочный материал равномерно. Подробнее об этом — в следующей статье.

Отверждение двухкомпонентных акриловых красок

Author:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *