Проверка генератора на автомобиле осциллографом: 403 — Доступ запрещён – Проверка генератора мультиметром, стенд для проверки неисправностей

Содержание

Проверка генератора электронным осциллографом

Осциллограф позволяет по форме кривой выпрямленного напряжения точно и быстро проверить исправность генератора и определить характер повреждения.

Для проверки необходимо собрать схему. Отсоеди­нить провод общего вывода трех дополнительных диодов от штекера «В» регулятора напряжения и принять меры, чтобы наконечник отсоединенно­го провода не замкнулся с «массой» генератора. К штекеру «В» регулято­ра присоединить провод от аккумуляторной батареи через контрольную лампу 7. При этом обмотка возбуждения будет питаться только от акку­муляторной батареи. Включить электродвигатель стенда и довести часто­ту вращения ротора до 1500…2000 об/мин. Выключателем 6 отключить аккумуляторную батарею от клеммы «30» генератора и реостатом 4 уста­новить ток отдачи 10 А.

Проверить по осциллографу напряжение на клемме «30» генератора. При исправных вентилях и обмотке статора кривая выпрямленного на­пряжения имеет пилообразную форму с равномерными зубцами. Если есть обрыв в обмотке статора либо обрыв или короткое за­мыкание в вентилях выпрямительного блока, форма кривой резко меняет­ся: нарушается равномерность зубцов и появляются глубокие впадины

.

Проверив форму кривой напряжения на клемме «30» генератора и убедившись, что она имеет нормальный вид, следует проверить напря­жение на штекере «61» или на наконечнике провода, отсоединенного от штекера «В» регулятора напряжения. Эти точки являются общим выво­дом трех дополнительных диодов, питающих обмотку возбуждения при работе генератора. Кривая напряжения здесь также должна иметь пилооб­разную форму. Неправильная форма кривой свидетельствует о поврежде­нии дополнительных диодов.

13. Неисправности стартера, их характерные признаки и порядок их устранения.

В процессе эксплуатации могут происходить обрывы обмоток старте­ра, отказы тягового реле, межвитковые замыкания, окисление контактов, щеток, отказы муфты свободного хода, изнашивание втулок подшипни­ков, заедание рычага привода.

При включении стартера тяговое реле не срабатывает, якорь не вращается: Неисправна или полностью разряжена аккумуляторная батарея — Зарядить или заменить батарею; Сильно окислены полюсные выводы аккумуляторной батареи и наконечники проводов, слабо затянуты наконечники — Зачистить полюсные выводы батареи и наконечники проводов, смазать техни­ческим вазелином и затянуть; Отсоединился или оборвался провод тягового реле со стороны стартера или вы­ключателя зажигания — Восстановить соединение; Межвитковое замыкание в обмотке тя­гового реле стартера, обрыв или замыкание ее на «массу» — Заменить реле; Неисправна контактная часть выключа­теля зажигания, не замыкаются контакты «30» и «50» — Заменить контактную часть; Заедание якоря тягового реле — Снять реле, проверить и обеспечить легкость перемещения якоря.

При включении стартера тяговое реле срабатывает, но якорь не срабатывает или вращается недостаточно интенсивно:

Разряжена аккумуляторная батарея — Зарядить или заменить батарею; Окислены полюсные выводы аккуму­ляторной батареи и наконечники соедини­тельных проводов, ослабла затяжка креп­ления наконечников проводов — Зачистить полюсные выводы батареи и наконечники проводов. Смазать их тех­ническим вазелином и обеспечить надеж­ную затяжку крепежных элементов; Окислены контактные болты тягового реле стартера — Зачистить контактные болты; Окислены наконечники проводов и ослабло их крепление на контактных бол­тах тягового реле стартера — Зачистить наконечники и затянуть их крепление; Подгорание коллектора, зависание ще­ток или их большой износ — Зачистить коллектор, промыть щетко­держатели, заменить щетки; Обрыв в обмотке статора или якоря — Заменить катушку статора или якоря; Замыкание между пластинами коллек­тора, межвитковое замыкание в обмотках якоря либо статора или замыкание их на «массу» — Заменить неисправные детали; Замыкание изолированного щеткодер­жателя плюсовой щетки на «массу» — Устранить замыкание или заменить заднюю крышку статора; Масло в картере двигателя по вязкости не соответствует сезону — Заменить масло рекомендуемым для данного сезона.

При включении стартера якорь вращается, а коленчатый вал двигателя не прокручивается: Пробуксовка муфты свободного хода — Проверить стартер на стенде, муфту заменить; Поломка рычага выключения муфты или выскакивание его оси — Заменить рычаг или установить на ме­сто его ось; Поломка поводкового кольца муфты или буферной пружины — Заменить муфту; Заедание или тугое перемещение при­вода на винтовой нарезке вала якоря стартера — Промыть и зачистить нарезку вала, смазать ее моторным маслом.

Повышенный шум стартера при вращении якоря: Чрезмерный износ втулок подшипни­ков или шеек вала якоря — Заменить втулки или крышки старте­ра, заменить якорь; Ослабло крепление стартера или оно осуществлено с перекосом, поломана крышка со стороны привода — Проверить правильность установки стартера, подтянуть крепление, заменить дефектную крышку; Ослабло крепление полюса в корпусе стартера (якорь задевает при вращении за полюс) — Затянуть и зачеканить винт крепления полюса; Повреждены зубья шестерни привода или венца маховика двигателя — Зачистить или заменить дефектные детали.

Стартер не отключается после пуска двигателя: Заедание рычага привода — Выявить причину, устранить ее или заменить рычаг; Заедание привода на валу якоря стар­тера или слипание контактов тягового реле — Немедленно остановить двигатель, снять и разобрать стартер и устранить причину заедания. Зачистить шлицы и смазать их моторным маслом; Ослабли или поломаны возвратные пружины муфты свободного хода либо тя­гового реле стартера — Заменить муфту или реле; Заедание якоря тягового реле — Устранить заедание или заменить реле; Неисправна контактная часть выклю­чателя, не размыкаются контакты «30» и «50» — Проверить правильность замыкания контактов при различных положениях ключа, неисправную контактную часть за­менить; Поломана возвратная пружина выклю­чателя зажигания — Заменить дефектный выключатель.

Проверка исправности генераторной установки.


Диагностирование генераторной установки




В процессе эксплуатации генераторной установки возникает необходимость в проведении работ по техническому обслуживанию, диагностированию и ремонту установки в целом или отдельных ее элементов. Поскольку генератор и приборы, осуществляющие регулирование процессов получения электроэнергии являются сложными электротехническими изделиями, необходимы определенные знания и навыки для правильного оценивания работоспособности генераторной установки, ее ремонта и технического обслуживания. Необходимо знать наиболее характерные неисправности, присущие генераторной установке, причины их возникновения, а также уметь распознавать внешние признаки отказов и поломок.

Обслуживание генераторной установки в процессе эксплуатации сведено к минимуму, поэтому глубоких познаний ее устройства и работы не требуется.

Обслуживание генератора заключается в очистке его наружных поверхностей, проверке крепление генератора к двигателю, надежности присоединения проводов к генератору и регулятору напряжения, а также натяжения приводного ремня.
Если натяжение слабое, то генератор работает неустойчиво из-за периодического проскальзывания ремня по шкиву, если сильное — ремень и подшипники интенсивно изнашиваются.
При осмотре генератора проверяется состояние приводного ремня. На нём не должно быть трещин и расслоений.

Состояние подшипников генератора можно проверить, сняв приводной ремень и вращая ротор рукой за шкив. При исправном состоянии подшипников вращение ротора должно происходить плавно, без заеданий, чрезмерного люфта, шумов и щелчков.

Перед поездкой рекомендуется проверить работоспособность генераторной установки по контрольной лампе, установленной на панели приборов. После включения зажигания до запуска двигателя контрольная лампа горит, что позволяет проверить ее работоспособность.

При нормальной работе генераторной установки контрольная лампа должна погаснуть после запуска двигателя.
Исправная генераторная установка при средних частотах вращения коленчатого вала двигателя должна вырабатывать напряжение в пределах 13,5…14,2 В. Величину этого напряжения измеряют вольтметром на клеммах аккумулятора при работающем двигателе.

Углубленную диагностику генераторной установки осуществляют с использованием специальных приборов или на стенде.
Для поиска неисправности электрических цепей генераторной установки достаточно иметь омметр. Более точная проверка обмоточных узлов требует применения специальных приборов, таких как ПДО-1 или аналогичных, с помощью которых осуществляется поиск неисправности в обмотках методом сравнения их параметров.
Для проверки регулятора напряжения понадобятся источники постоянного напряжения

12…14 В и 16…22 В.
Все диагностические работы удобнее проводить на генераторе, снятом с автомобиля.

***

Меры предосторожности при эксплуатации генератора

Эксплуатация генераторных установок требует соблюдения некоторых правил, связанных, главным образом, с наличием в них электронных элементов.

1. Не допускается работа генераторной установки с отключенной аккумуляторной батареей. Даже кратковременное отсоединение аккумуляторной батареи при работающем генераторе может привести к выходу элементов регулятора напряжения из строя.
При полностью разряженной аккумуляторной батарее машину невозможно завести, даже если катать ее на буксире: батарея не дает тока возбуждения, и напряжение в бортовой сети остается близким к нулю.

В таких случаях иногда прибегают к установке исправной заряженной батареи с другого автомобиля, которая затем при работающем двигателе меняется на прежнюю, разряженную. Чтобы избежать выхода из строя элементов регулятора напряжения (и подключенных потребителей) из-за повышения напряжения, на время перестановки батарей необходимо включить мощные потребители электроэнергии, такие, как обогрев заднего стекла или фары.

При работающем на средней частоте вращения коленчатого вала двигателе разряженная батарея (если она исправна) через некоторое время (полчаса-час) зарядится достаточно для того, чтобы завести двигатель.

2. Не допускается подсоединение к бортовой сети источников электроэнергии обратной полярности («плюс» на «массе»), что может произойти, например, при запуске двигателя от посторонней аккумуляторной батареи.
«Минус» аккумуляторной батареи всегда должен соединяться с массой, а «плюс» — подключается к зажиму «30» генератора. Ошибочное обратное включение батареи немедленно вызовет повышенный ток через вентили генератора, и они выйдут из строя.

3. Не допускаются любые проверки в схеме генераторной установки с подключением источников повышенного напряжения (выше

14 В).
Вентили генератора не допускается проверять напряжением более 12 В или мегомметром, так как он имеет слишком высокое для вентилей напряжение и они при проверке будут пробиты (произойдет короткое замыкание).
Проверять сопротивление изоляции обмотки статора генератора повышенным напряжением следует только на стенде и обязательно с отсоединенными от вентилей выводами фазных обмоток.

4. Запрещается проверка работоспособности генератора «на искру» даже кратковременным соединением зажима «30» генератора с «массой». При этом через вентили протекает значительный ток, и они повреждаются. Проверять генератор можно только с помощью амперметра или вольтметра.

5. При проведении на автомобиле электросварочных работ клемма «масса» сварочного аппарата должна быть соединена со свариваемой деталью. Аккумуляторную батарею и провода, идущие к генератору и регулятору напряжения, следует отключить.

***

Проверка генератора на стенде

Проверка на стенде позволяет определить исправность генератора и соответствие его рабочих характеристик номинальным. Перед установкой генератора на стенд необходимо убедиться, что щетки хорошо притерты к контактным кольцам коллектора. Контактные кольца должны быть чистыми и не иметь механических повреждений.

Установите генератор на стенд и выполните соединения как указано на рис. 2. Включите электродвигатель стенда, реостатом 5 установите напряжение на выходе генератора в пределах 13 В и доведите частоту вращения ротора до 5000 об/мин. Дайте генератору поработать на этом режиме не менее 10 мин, а затем замерьте силу тока отдачи. У исправного генератора она должна быть не менее 55 А.

Если измеренная амперметром величина отдаваемого тока меньше, то это говорит о неисправностях в обмотках статора и ротора, либо о повреждении диодов выпрямительного блока. В этом случае необходима тщательная проверка обмоток и вентилей, чтобы определить место неисправности.
Напряжение на выходе генератора проверяется при частоте вращения ротора 5000 об/мин. Реостатом 5 установите ток отдачи 15 А и замерьте напряжение на выходе генератора, которое должно быть 14,1±0,5 В при температуре окружающего воздуха и генератора 25±10 °С.
Если напряжение не укладывается в указанные пределы, то замените регулятор напряжения новым, заведомо исправным, и повторите проверку. Если напряжение будет нормальным, то, следовательно, старый регулятор напряжения поврежден и подлежит замене. А если напряжение по-прежнему не будет укладываться в указанные выше пределы, то необходимо проверить на исправность обмотки и вентили генератора.

***

Проверка генератора электронным осциллографом

Осциллограф позволяет по форме кривой выпрямленного напряжения точно и быстро проверить исправность генератора и определить характер повреждения.

Для проверки соберите схему в следующей последовательности: отсоедините провод общего вывода трех дополнительных диодов от штекера «В» регулятора напряжения и примите меры, чтобы наконечник отсоединенного провода не замкнулся с массой генератора. К штекеру «В» регулятора присоедините провод от аккумуляторной батареи через контрольную лампу. Таким образом, обмотка возбуждения будет питаться только от аккумуляторной батареи.
Включите электродвигатель стенда и доведите частоту вращения ротора до 1500…2000 об/мин. Выключателем отключите аккумуляторную батарею от клеммы «30» генератора и реостатом установите ток отдачи 10 А.

Проверьте по осциллографу напряжение на клемме «30» генератора. При исправных вентилях и обмотке статора осциллограмма выпрямленного напряжения имеет синусоидальную форму с равномерными амплитудными зубцами (рис. 2, а). Если имеется обрыв в обмотке статора, либо обрыв или короткое замыкание в вентилях выпрямительного блока, форма осциллограммы резко меняется: нарушается цикличность синусоиды, на графике появляются глубокие впадины.

Проверив осциллограмму напряжения на клемме «30» генератора и убедившись, что она имеет нормальную форму, проверяют напряжение на выводе «61» или на наконечнике провода, отсоединенного от штекера «В» регулятора напряжения. Эти точки являются общим выводом трех дополнительных диодов (см. рис. 1), питающих обмотку возбуждения при работе генератора.
Форма осциллограммы напряжения здесь также должна иметь правильную синусоидальную форму. Неправильная линия осциллограммы свидетельствует о повреждении дополнительных диодов.

***

Проверка обмотки возбуждения ротора

Обмотка возбуждения проверяется после разборки генератора. Но можно проверить ее и не снимая генератор с автомобиля, сняв только регулятор напряжения вместе со щеткодержателем. Зачистив при необходимости шлифовальной шкуркой контактные кольца, омметром или контрольной лампой проверяют, нет ли обрыва в обмотке возбуждения, и не замыкается ли она с массой.

***

Проверка статора

Статор проверяется отдельно, после разборки генератора. Выводы его обмотки должны быть отсоединены от выпрямительного блока.
В первую очередь проверяется омметром или с помощью контрольной лампы и аккумуляторной батареи, нет ли обрывов в обмотке статора, и не замыкаются ли ее витки на массу.
Изоляция проводов обмотки должна быть без следов перегрева, который происходит при коротком замыкании в вентилях выпрямительного блока. Статор с такой поврежденной обмоткой выбраковывается.
Далее необходимо проверить сопротивление катушек обмотки специальным дефектоскопом, чтобы убедиться в отсутствии короткозамкнутых витков.

***



Проверка вентилей выпрямительного блока

Исправный вентиль выпрямительного блока должен пропускать ток только в одном направлении. Если вентиль пробит (короткозамкнут) он будет пропускать ток в обоих направлениях, если в нем повреждена электрическая цепь – ток через вентиль проходить не будет.
В случае повреждения даже одного из вентилей необходимо заменять выпрямительный блок полностью.

Короткое замыкание вентилей выпрямительного блока можно проверить, не снимая генератор с автомобиля, предварительно отсоединив провода от аккумуляторной батареи и генератора. Также отсоединяется вывод «Б» (поз. 4 на рис. 3) регулятора напряжения от клеммы «30» генератора и провод 5 от вывода «В» регулятора напряжения.

У генераторов с новым регулятором напряжения (см. рис. 5, а) вывод «Б» отсутствует и в этом случае необходимо отсоединять только вывод «В». Проверить вентили можно омметром или с помощью лампы (1…5 Вт, 12 В) и аккумуляторной батареи, как показано на рис. 3 .
Сначала проверяется наличие или отсутствие замыкания одновременно в «положительных» и «отрицательных» вентилях. Для этого «плюс» батареи через лампу подсоедините к зажиму «30» генератора, а «минус» к корпусу генератора (рис. 3, а). Если лампа горит, это указывает на короткое замыкание «отрицательных» и «положительных» вентилей.

Короткое замыкание «отрицательных» вентилей можно проверить, соединив «плюс» батареи через лампу с одним из болтов крепления выпрямительного блока, а «минус» — с корпусом генератора (рис. 3, б).
Горение лампы означает короткое замыкание в одном или нескольких «отрицательных» вентилей. Следует помнить, что в этом случае горение лампы может быть и следствием замыкания витков обмотки статора на корпус генератора. Однако такая неисправность встречается реже, чем короткое замыкание вентилей.

Для проверки короткого замыкания в «положительных» диодах «плюс» батареи через лампу соедините с зажимом «30» генератора, а «минус» — с одним из болтов крепления выпрямительного блока (рис. 3, в).
Горение лампы укажет на короткое замыкание одного или нескольких «положительных» вентилей.
Обрыв в вентилях без разборки генератора можно обнаружить либо осциллографом, либо при проверке генератора на стенде по значительному снижению (на 20…30%) величины отдаваемого тока по сравнению с номинальным. Если обмотки, дополнительные диоды и регулятор напряжения генератора исправны, а в вентилях нет короткого замыкания, то причиной уменьшения отдаваемого тока является обрыв в вентилях выпрямительного блока.

***

Проверка дополнительных диодов

Короткое замыкание дополнительных диодов можно проверить без снятия и разборки генератора по схеме, приведенной на рис. 4 . Также как и для проверки вентилей выпрямительного блока, при этом необходимо отсоединить провода от аккумуляторной батареи и генератора и провод от вывода «В» регулятора напряжения.
Плюсовая клемма аккумуляторной батареи через лампу (1…3 Вт, 12 В) присоединяется к выводу «61» генератора, а минусовая клемма — к одному из болтов крепления выпрямительного блока. Загоревшаяся контрольная лампа сигнализирует о наличии короткого замыкания в одном или нескольких дополнительных диодах. Чтобы найти поврежденный диод необходимо снять выпрямительный блок и проверить каждый диод в отдельности.
Обрыв в дополнительных диодах можно обнаружить осциллографом по искажению осциллограммы напряжения на выводе «61», а также по низкому напряжению (менее 14 В) на выводе «61» при средней частоте вращения ротора генератора.

***

Проверка регулятора напряжения

Регулятор напряжения должен поддерживать стабильное напряжение в заданных пределах при изменении частоты вращения ротора и тока нагрузки генератора. Осуществляется это посредством изменения силы тока в обмотке возбуждения.

Проверка регулятора напряжения на автомобиле

Для проверки необходимо иметь вольтметр постоянного тока со шкалой до 15…30 В, класса точности не ниже 1,0.
После 15 минут работы двигателя на средних оборотах при включенных фарах замеряется напряжение между клеммой «30» и массой генератора. Напряжение должно быть в пределах 13,6…14,6 В.
В случае, если регулируемое напряжение не укладывается в указанные пределы, регулятор напряжения необходимо заменить, поскольку такая неисправность приведет к систематическому недозаряду или перезаряду аккумуляторной батареи.

Проверка снятого регулятора напряжения

Регулятор, снятый с генератора, проверяется по схеме, приведенной на рис. 5. Регуляторы, выпускавшиеся до 1996 г., лучше проверять в сборе со щеткодержателем, так как при этом можно сразу обнаружить обрывы выводов щеток и плохой контакт между выводами регулятора напряжения и щеткодержателя.
Между щетками включите контрольную лампу 1…3 Вт, 12 В. К выводам «В», «Б» (если он имеется) и к массе регулятора присоедините источник питания сначала напряжением 12 В, а затем напряжением 15…16 В.

Если регулятор исправен, то в первом случае лампа должна гореть, а во втором — гаснуть.
Если лампа горит в обоих случаях, то регулятор пробит, а если не горит в обоих случаях, то либо в регуляторе имеется обрыв, либо нет контакта между щетками и выводами регулятора напряжения.

***

Проверка конденсатора

Конденсатор служит для защиты электронного оборудования автомобиля от импульсов напряжения в системе зажигания, а также для снижения помех радиоприему.
Повреждение конденсатора или ослабление его крепления на генераторе (ухудшение контакта с массой) обнаруживается по увеличению помех радиоприему при работающем двигателе. Предварительно исправность конденсатора можно проверить, замерив его сопротивление мегомметром (по шкале 1…10 МОм).
Если в конденсаторе нет обрыва, то в момент присоединения щупов прибора к выводам конденсатора стрелка должна отклонится в сторону уменьшения сопротивления, а затем постепенно вернуться обратно.
Можно измерить емкость конденсатора специальным прибором – у исправного конденсатора она должна быть равна 2,2 мкФ ±20%.

***

Проверка подшипников и крышек генератора

Проверку подшипников осуществляют внешним осмотром, выявляя наличие коррозии, трещин в обоймах, наволакивания или выкрашивания металла и т. д. Проверяют легкость вращения обойм и отсутствие сильного люфта и шума. Если у подшипника сильно изношены посадочные места или имеются описанные выше неисправности, он подлежит замене.

Внешним осмотром крышек генератора определяется отсутствие трещин, проходящих через гнездо подшипника, обломы лап крепления генератора, сильные повреждения или износ посадочных мест под подшипники. При наличии таких неисправностей крышка подлежит замене.

***

Основные неисправности генератора



с помощью мультиметра, осциллографа, лампочки и другими способами, неисправности и их решения

Генераторный узел является основным элементом электрической сети автомобиля. Благодаря его работе при запущенном двигателе все приборы и устройства обеспечиваются напряжением. Поломка узла приведет к серьезным проблемам. Поэтому каждый автовладелец должен знать, как проверить генератор, чтобы своевременно определить неисправность в его работе.

Содержание

Открытьполное содержание

[ Скрыть]

Почему генератор может выйти из строя?

Прежде чем проверить генератор в домашних условиях на автомобиле лампочкой, мультиметром, осциллографом или другим тестером, необходимо разобраться в причинах поломки. В зависимости от неисправности, процедура диагностики может выполняться по-разному.

Каковы причины поломки устройства:

  1. Выход из строя подшипниковых устройств в результате заклинивания. Эта проблема характерна для генераторных установок, ресурс эксплуатации которых подходит к концу. Ротор прокручивается на подшипниковых элементах, а в результате длительного использования и воздействия грязи и влаги на узел происходит износ деталей. Они заклинивают и больше не могут вращаться. При наличии клина шток не прокручивается, но если есть незначительное подклинивание, то он будет проворачиваться, пусть и со сложностями. Определить подклинивание самостоятельно сложно. Эта проблема может привести к обрыву приводного ремешка, предназначенного для прокручивания генераторной установки от мотора.
  2. Произошло повреждение или перегорание статора или ротора, речь идет об обмотках этих устройств. Выход из строя происходит в результате воздействия влаги. Это приводит к тому, что обмотку разъедает и происходит ее замыкание либо перегорание. Это связано с использованием медных проводов внутри. В результате замыкания и повреждения проводки генерация тока в электрической сети прекращается.
  3. Поломка щеточного механизма. Такая неисправность актуальна для многих автомобилей. Щетки представляют собой графитовые стержни, обычно квадратной формы, которые перемещаются по дорожкам статорного устройства. В результате длительной эксплуатации происходит износ щеток, что приводит к необходимости их замены.
  4. Поломка реле-регулятора. Этот компонент является выпрямителем, поскольку он регулирует напряжение, которое вырабатывает генератор, чтобы оно не превышало допустимы пределов. Благодаря работе реле генераторное устройство не перезаряжает аккумуляторную батарею. При поломке реле работа генератора может быть невозможной.

Пользователь Denis МЕХАНИК рассказал о методе диагностики генератора без снятия устройства с машины.

Основные признаки неисправности

определить неисправность генераторной установки можно по следующим признакам.

Трудности в запуске двигателя

При заряженном аккумуляторе стартер крутится достаточно сложно, пуск силового агрегата неуверенный. Потребители энергии первое время могут работать нормально, но со временем АКБ перестает получать необходимый заряд. В результате стартерное устройство прокручивается с трудом. В итоге аккумулятор может полностью разрядится либо перезаряжаться.

Если выходит из строя электронный блок регулятора напряжения, генератор будет выдавать больший ток, чем необходимо. Это станет причиной выкипания раствора электролита из банок аккумулятора, что приводит к его поломке. На большинстве современных транспортных средств двигатели перестанут запускаться, если уровень напряжения в электросети авто станет меньше 12 вольт. Аккумулятор будет прокручивать стартер, но двигатель не заведется.

Некорректная работа оптики

Фары светят тускло или мерцают, пока не увеличатся обороты двигателя. При их снижении фонари опять начинают светить слабо. Это связано с нагрузками, которые возлагаются на электрическую сеть. При таком состоянии автомобильный генератор надо демонтировать и проверить измерительными приборами, но сначала следует произвести диагностику приводного ремешка. Скорей всего, он просто не справляется с нагрузкой, которая возлагается на узел. Аналогично светить слабо могут лампочки в салоне и подсветка на приборной панели. При увеличении оборотов освещенность восстанавливается.

На контрольном щитке загорелся индикатор разряда АКБ

Такая проблема может свидетельствовать о разряде аккумулятора, но надо учитывать, что не всегда причина связана непосредственно с батареей. Индикатор на приборной панели сообщает водителю о том, что в скором времени произойдет полный разряд и машина не сможет ехать. Как правило, зарядки АКБ хватает на несколько десятков тысяч километров пробега, но многое зависит именно от состояния АКБ и числа потребителей энергии, подключенных к бортовой сети.

Если на приборке появился индикатор батареи, надо отключить все электрическое оборудование.

Речь идет об:

  • оптике;
  • автомагнитоле;
  • отопительном устройстве;
  • обогреве заднего стекла и т. д.

Надо быстро доехать до СТО или гаража, чтобы заняться решением проблемы.

Помните, что на большинстве современных авто АКБ ломаются после первого полного разряда.

В моторном отсеке появился свист

Его издает приводной ремешок, который обеспечивает движение роторного устройства. Свист может появляться во влажную погоду при запуске силового агрегата или присутствовать постоянно. Причина может заключаться в износе или слабом натяжении приводного ремня. Надо определить причину, по которой ремешок ослаб, и устранить ее. Иначе шкив генератора не сможет прокручиваться с необходимой скоростью и оптимально заряжать АКБ.

В современных машинах может использоваться один приводной ремень, использующийся для генератора, гидравлического усилителя руля, системы кондиционирования и т. д. Такие ремешки обычно натягиваются до нужного уровня автоматически. В более старых машинах регулировка натяжения осуществляется вручную.

Ремешок стал перегреваться либо разрушаться

Сопутствующими симптомами этой проблемы будет дымок и запах гари, который исходи от ремня. Внимательно изучите внешний вид изделия. Если вы заметили следы отслоения или кусочки резины, это говорит о подклинивании навесного узла, в том числе генераторной установки или обводных роликов.

В результате обрыва может произойти полное отключение устройства. Если остатки ремня генератора попадут под ремешок привода газораспределительного механизма, это станет причиной нарушения фаз ГРМ и даже выхода из строя силового агрегата. При перегреве и разрушении изделия, надо произвести диагностику шкива устройства. Если все в порядке, то он будет вращаться без заеданий, а из-за нагрузки он не станет перекашиваться.

Странный звук, доносящийся из моторного отсека

Звуки могут быть шуршащими или звенящими. Внутри генераторной установки расположены подшипниковые устройства качения, на них возлагаются большие нагрузки, эти детали функционируют в условиях высоких температур. Срок службы подшипников невысокий. По истечении ресурса эксплуатации элементы изнашиваются, из них выходит весь смазочный материал. В результате они работают более шумно, перекашиваются и иногда подклинивают роторный узел. В итоге подшипники полностью разрушаются.

Причина нехарактерных для работы генератора звуков может заключаться в износе демпферной либо обгонной муфты. Ее срок службы невысокий, со временем она деформируется и не может выполнять функции, возложенные на нее. Для устранения проблем надо отключать генераторную установку, снимать ее и производить ремонт.

Электрический гул

Посторонние звуки могут быть вызваны замыканием обмотки статорного устройства. Такой шум проявляется звуками, которые напоминают работу двигателя коммунального транспорта — трамваев, троллейбусов и т. д.

Евгений Шевнин рассказал, как произвести проверку генераторной установки, не снимая ее с автомобиля.

Как проверить генератор своими руками?

В зависимости от поломки и режима работы генераторного устройства, схема проверки на работоспособность может быть разной. Ниже представлены инструкции по диагностике, которые вы можете применять для проверки устройства.

Тестирование реле-регулятора

Реле-регулятор используется для поддержания постоянного уровня напряжения на выходе генераторной установки. Когда транспортное средство движется, скорость вращения вала агрегата регулярно меняется. Величина напряжения может варьироваться в районе 12-20 вольт. А регулятор используется для ограничения этого параметра. Его правильна работа зависит не только от заряда аккумуляторной батареи. Если происходят скачки напряжения в системе, все электрооборудование и приборы функционируют нестабильно, возможен их выход из строя.

О диагностике регулятора напряжения можно узнать из видео, опубликованного пользователем Вячеславом Чистовым.

Для проверки потребуется мультиметр, его надо перевести в режим работы вольтметра. С учетом полярности подключите контакты тестера к клеммам аккумуляторной батареи, силовой агрегат при этом должен быть отключен. Если величина напряжения составляет в диапазоне от 12 до 12,8 вольт, это нормально. Необходимо запустить силовой агрегат и повторить проверку. Параметр напряжения на выходе должен увеличиться до 13,5-15,5 вольт. Если это так, то генераторное устройство рабочее. Выход напряжения за эти пределы свидетельствует о неполадках в работе реле-регулятора.

Проверка диодного моста

Этот элемент выполняет функцию выпрямителя, он преобразует переменный ток, который вырабатывается генераторной установкой, в постоянный. В зависимости от модели авто, конструкция устройства может быть разной, но обычно она включает в себя шесть полупроводниковых диодных элементов. Три из них — плюсовые, а другие три — минусовые. Положительные диоды пропускают ток в указанном направлении, а отрицательные — в противоположном.

Диагностика выпрямительного устройства может производиться как на снятом генераторе, так и без снятия агрегата, разберем оба способа.

Не снимая

Если диагностировать поломку не снимая устройства, то перед началом проверки надо отключить провода, подключенные к диодному мосту, а также реле-регулятора, все работы должны осуществляться при отключенной бортовой сети. Поэтому надо отсоединить клеммы от аккумуляторной батареи.

В первую очередь производится диагностика выпрямительного устройства на предмет наличия короткого замыкания. Для этого активируйте мультиметр и переведите его в режим работы омметра. Плюсовой выход тестера маркируется красным цветом, его надо подключить к положительному контакту моста, который обычно обозначается цифрой «30», отрицательный шум соединяется с корпусом агрегата. Если выпрямительное устройство рабочее, показатели тестера будут стремиться к бесконечности. Элемент подлежит замене, если величина сопротивления варьируется в районе нескольких Ом.

О диагностике диодного моста можно узнать из ролика, снятого каналом IZO LENTA.

Снимая

Диагностика снятого диодного моста позволит определить пробой. Для проверки плюсовых диодных компонентов надо подключить положительный контакт тестера к выводу 30, а минусовой — к болтам, которые фиксируют выпрямительное устройство, это будет масса. Величина сопротивления должна стремиться к бесконечности.

Если показания тестера другие, это говорит о том, что пробиты один либо несколько диодных компонентов. Аналогично выполняется диагностика отрицательных диодов. Положительный контакт тестера подключается к винтам, фиксирующим выпрямитель, а отрицательный — к корпусу генераторной установки. Если тестер показывает стремление к бесконечности, это говорит о том, что диодные элементы целые.

Проверка ротора генератора

Если генераторное устройство не выполняет сервисные и основные функции, причина может заключаться в повреждении или замыкании обмоток ротора. Проблема может быть следствием скачков напряжения, попадания жидкости на устройство, износа щеток и т. д. Диагностика осуществляется с помощью тестера, для ее проведения потребуется получить доступ к обмоткам, поэтому обязательно демонтируйте генератор.

Процедура снятия выглядит по-разному в зависимости от автомобиля, рассмотрим процесс демонтажа на примере ВАЗ 2106:

  1. Производится демонтаж грязезащитного щитка. Под днищем авто надо ослабить гайку, фиксирующую нижнее крепление генераторного устройства.
  2. Открывается капот, в моторном отсеке надо ослабить затяжку фиксатора устройства, которая крепит агрегат к натяжной планке. Для удобства можно демонтировать аккумулятор, это облегчит процесс ослабления затяжки. Чтобы выкрутить гайку, потребуется инструмент — головка с карданным шарниром на удлинителе.
  3. Ослабляется натяжение приводного ремешка, для этого генераторную установку надо переместить к ДВС. После ослабления ремень демонтируется со шкива насосного устройства, а также с коленвала.
  4. Выкручивается гайка, фиксирующая генераторное устройство к натяжной планке, после чего шайба извлекается. Производится демонтаж защитного элемента, расположенного на выводе 30. Выкручивается гайка, фиксирующая проводку к контактам генератора.
  5. Отключаются две электроцепи от контакта 30, один провод от разъема обмотки статорного устройства, а также один провод от контакта 67 щеточного узла.
  6. Выкручивается гайка нижнего фиксатора, демонтируются шайбы. Поддерживая генераторную установку, извлекается винт.
  7. Генератор наклоняется и демонтируется с силового агрегата, для этого его надо немного опустить вниз.

После демонтажа производится разбор генераторной установки, вам надо добраться до роторного устройства. На его валу имеются специальные контактные кольца. Тестер переводится в режим омметра, его выходы подсоединяются к кольцам на валу. При нормальной работе величина сопротивления будет варьироваться в районе 2-5 Ом. Если показатель будет выше, то между кольцами обмотки ротора испортился контакт. Если полученные параметры ближе к нулю, то в обмотках могло произойти межвитковое замыкание.

Как проверить стартер генератора

Стартерное устройство считается одним из самых трудно демонтируемых элементов агрегата. Проверить состояние стартера можно после демонтажа генератора и его разбора.

После извлечения устройства выполняется диагностика:

  1. Осмотрите стартер на предмет дефектов и повреждений. Убедитесь в том, что изоляция проволоки целая, не должно быть следов подгорания или обрыва.
  2. После осмотра надо подключить щупы тестера к контактам устройства. Мультиметр надо активировать в режим прозвонки. Суть диагностики заключается в поиске короткого замыкания обмоток с корпусом механизма.
  3. Величина сопротивления в результате проверки должна стремиться к бесконечности. Если диагностика не показала пробои, то надо произвести проверку сопротивления всех обмоток. В общей сложности в асинхронных генераторных устройствах их три. Параметр сопротивления зависит от конкретной модели генератора, но эта величина на всех обмотках должна быть одинаковой.
  4. На завершающем этапе диагностики выполняется проверка электроцепи индикатора, расположенного в контрольном щитке.

При диагностике генератора тестером надо прозвонить все цепи, идущие от агрегата до АКБ. Параметр сопротивления должен быть невысоким, а когда происходит изгиб провода, он не должен меняться.

Пользователь Denis МЕХАНИК показал в своем ролике, как производится диагностика и ремонт генераторного устройства.

Износ щеток генератора

С демонтированного генератора надо снять щеточный узел и проверить его состояние. В результате длительного использования эти элементы могут износиться. Их работоспособность может быть нарушена вследствие перекоса роторного вала. При наличии следов износа либо нарушении формы щеточного узла производится замена элементов.

Износ подшипников генератора

Генераторное устройство оборудуется двумя подшипниковыми элементами. Одна из деталей монтируется на роторном валу, а другая устанавливается в центральной части крышки. Появление свиста и гула со стороны агрегата при запущенном моторе говорит о том, что подшипниковые устройства надо проверить и при необходимости заменить. О неисправности деталей может сообщить перегрев корпуса агрегата.

Если подшипники не поменять вовремя, это может привести к перекосу роторного вала и дальнейшему заклиниванию устройства. Для диагностики подшипниковых устройств, демонтируйте приводной ремешок генераторной установки и попробуйте прокрутить вал рукой. Если вращение происходит быстро, без заеданий и зазора, то подшипники рабочие. Если прокручивание затруднено или вы обнаружили люфт, то детали подлежат замене.

Загрузка ...Загрузка ... Загрузка …

Видео «Пособие по диагностике генератора»

Александ Шестопалов снял видео, где объяснил все нюансы проверки и показал, как протестировать генераторный узел своими руками.

Проверка генератора автомобиля с помощью осциллографа

При проведении тестирования генератора, для визуального анализа амплитуды и формы, выдаваемого им напряжения, очень удобно пользоваться осциллографом. Осциллограф покажет, насколько корректно работает генератор и распознает причину поломки.

 Самые распространённые дефекты, которые помогает выявить проверка осциллографом:

  • Пробой или обрыв диода в диодном мосту;
  • Замыкание обмоток статора (межвитковое, на корпус статора или межобмоточное).

Если неисправность присутствует, в этих ситуациях, будут большие пульсации напряжения (большая переменная составляющая).

Методика диагностики

Использование осциллографа при тестировании автогенератора, позволит минимизировать перечень возможных поломок. Осциллограф применяется во многих областях электроники. При проверке генератора, осциллограф поможет увидеть форму сигнала и определит, присутствует ли сигнал вообще. Но, всегда стоит помнить о том, что анализ рабочего состояния генератора, при помощи осциллографа, проводится, опираясь на амплитуду колебаний выходного напряжения.

Существуют еще некоторые особенности процедуры, о которых необходимо знать. Сложность проведения проверки осциллографом заключается в потребности получить стабильную осциллограмму. Даже когда проверка проходит успешно, необходимо уметь верно и грамотно трактовать полученные результаты. Разобраться в результатах проверки может специалист с соответствующей квалификацией и опытом работы в этой области.

Профессиональное оборудование для диагностики генератора

Осциллограф – это простой способ проверки, который не подходит для диагностики всех генераторов и любых автомобилей. Именно поэтому в сервисах и СТО для проведения качественной диагностики используется профессиональное оборудование (стенды и инструменты).

Например, стенд MS006 проверяет 12 и 24-вольтовые автогенераторы (с максимальной нагрузкой 50А и 25А соответственно). Стенд помогаетопределить причину поломки, протестировать генератор после ремонта. Он уже оборудован осциллографом, может распечатать результаты диагностики и имеет еще множество дополнительных возможностей.

Стенд для тестирования генераторов и стартеров MS002 COM проверяет генераторы 12В до 200А и 24В–100А. Питается от 3-х фазной сети с напряжением 380В.

Стенд MS004 COM подходит для диагностики стартеров и генераторов. Максимальная нагрузка для 12В генераторов – 100А, для 24В генераторов – 50А, такой нагрузки достаточно, чтоб проверить агрегат на работоспособность. Питается стенд от однофазной сети 220В. Компактный стенд подходит для небольших мастерских, легко размещается на рабочем столе специалиста автосервиса.

Смотрите больше информации о профессиональном оборудовании MSG Equipment для автосервисов и СТО на нашем сайте.

Author:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *