советы по выбору электроинструмента для полировки
Во время движения покрытие кузовной части автомобиля подвергается интенсивному воздействию микрочастиц, наносящих царапины разной величины. Особому риску кузов авто подвергается при поездках по пересечённой местности, когда частей корпуса касаются ветки придорожных растений, оставляющие явные отметины.
Со временем красивая блестящая поверхность машины теряет свою привлекательность, покрываясь сеткой микроскопических дефектов. В этот момент многие владельцы личного автотранспорта задумываются о такой восстановительной процедуре, как полировка кузова, для чего используются полировальные машины, устраняющие дефектный слой.
Посещение СТО или специализированного центра – удовольствие не из дешёвых, поэтому нередко автомобилисты покупают собственную полировальную машину и производят полировку своими руками.
В этой статье рассмотрим вопрос, как правильно выбрать полировальную машину в 2018 году.
Краткое содержимое статьи:
Разновидности
Какие бывают полировальные машины? Конструктивно модели делятся на два класса – прямые и угловые.
Приводиться в действие полировальные машины могут с помощью пневматики и электричества. Конечно, любой автовладелец предпочтёт электрику, поскольку пневматический привод уместен исключительно в условиях крупной СТО или сервисного центра.
В свою очередь, электрические устройства могут быть сетевыми и аккумуляторными. Сетевые модели намного легче за счёт отсутствия батареи, не требуют подзарядки, не нуждаются в замене аккумулятора, исчерпавшего свой ресурс.
Аккумуляторные устройства более мобильны, ими можно пользоваться в любой обстановке, когда поблизости отсутствует источник электропитания, не заботясь о поиске розетки и удлинителе. Во время работы мастеру не мешает кабель, которым в гаражных условиях можно что-нибудь зацепить или опрокинуть.
Фото полировальных машин дают полное представление о том, насколько каждая из моделей будет соответствовать поставленным задачам:
- Угловые машинки подобны обычной болгарке. Шлифовальный круг и корпус устройства образуют между собой прямой угол. Таким инструментом удобно работать с вертикальными поверхностями;
- Прямая машинка управляется точнее, её удобнее использовать, работая с горизонтальными поверхностями.
Для любителей и профессионалов
На полках магазинов электроинструмента и в каталогах интернет-магазинов можно встретить множество видов и размеров полировальных машин:
Бытовые – оптимальный вариант для личного гаража. Такой инструмент покупается для редкого использования, во время работы нуждается в отдыхе, пока не остынет двигатель.
Но в случае, когда полировочные работы производятся всего несколько раз в году, этими моментами можно легко пренебречь, тем более что стоимость, размеры и вес бытовых моделей минимальны.
Профессиональные – дорогое оборудование, адресованное мастерам, работающим этим инструментом часто и долго. Двигатель выдерживает большие нагрузки, детали созданы из более прочных материалов, чем достигается долговечность устройства.
Во время длительной работы по полировке обширных поверхностей профессиональная машинка не нуждается в продолжительных паузах.
Лучшие производители полировальных машин:
- Для профессионалов – Bosch, Hitachi, DeWalt, Makita.
- Для любителей – Elitech, Калибр, Интерскол, Зубр.
Подбирая модель, следует обратить внимание на такую опцию, как управление оборотами диска, поскольку на разных этапах обработки кузова потребуются разные режимы.
На более низких оборотах устраняются глубокие микротрещины и царапины, а на высоких – производится полировка деталей, возвращающая им фирменный блеск.
Восстановление внешнего вида кузова
Стояночные условия большинства автомобилей далеки от идеальных. Часто автомобили паркуются под окнами жилых домов, претерпевая все погодные воздействия – жару, холод, град, ветер с песком.
Всё это не может не сказываться на лакокрасочном покрытии, которое быстро теряет фабричный лоск, покрываясь мутной паутиной микротрещин. Полировка и обработка кузовных деталей является лучшим способом устранения повреждений.
В числе дефектов, с которыми приходится сталкиваться владельцу автомобиля – мутные разводы, царапины, следы попадания микрочастиц, неравномерность лакокрасочного покрытия, зернистость слоя. В большинстве случаев шлифование решает проблему.
Зачистка поверхности производится с использованием абразивной полироли, включающей шлифовальные частицы. Следует помнить, что в данном случае устраняется испорченный внешний слой покрытия, а не производится его регенерация.
Лишившись внешнего слоя, покрытие становится более уязвимым, из чего следует, что данная операция носит временный косметический характер, существенно улучшая внешний вид авто, но ослабляя защиту металла.
Фото полировальных машин
Техники, применяемые при полировке
Для полирования лакокрасочного покрытия автомобиля используются ротационная и эксцентриковая полировальные машинки. Эксцентриковая машинка оказывает более щадящее действие, ей проще полировать, не имея опыта, но она менее эффективна при абразивной полировке и устранении дефектов ЛКП. Главное преимущество ротационной машинки над эксцентриковой – это скорость и большее абразивное воздействие. Это важно для профессионалов, у которых время работы ограничено и приходится работать с ЛКП разной твёрдости. Недостатком является нагрев краски, который может повредить ЛКП при неправильных действиях. Ротационная машинка может убрать потёртости, царапины, окислы, въевшиеся загрязнения и другие дефекты, которые не проникли глубже толщины лака.
В этой статье мы разберёмся, как использовать ротационную полировальную машинку, рассмотрим техники абразивного воздействия, как правильно полировать выпуклые и вогнутые части панелей.
Полировальные круги
Полировальные круги бывают разной жёсткости. Большинство компаний производят их разного цвета, чтобы легче отличать. Абразивная паста с полировальными кругами разной жёсткости будет действовать на ЛКП по-разному.
Шерстяные круги имеют более сильное абразивное действие, чем поролоновые и больше подходят для коррекции серьёзных дефектов ЛКП. Однако шерстяные круги оставляют после себя мелкие круговые царапины, чего не делают поролоновые. Если полируете шерстяным кругом с абразивной пастой на высокой скорости для удаления дефектов, то получите такой эффект как «голограммы». Поэтому такой этап не должен быть последним. Более подробно про выбор между шерстяными и поролоновыми кругами читайте статью “Шерстяные или поролоновые круги”.
Использование полировальной машинки
Ротационная машинка имеет триггер (пускатель) для старта машинки, кнопку фиксации триггера (чтобы зафиксировать пускатель во время полировки) и регулятор оборотов машинки. Большинство качественных машинок имеют функцию плавного старта. Это значит, что при нажатии на кнопку пуска вращение начинается постепенно и скорость вращения зависит от того, насколько сильно нажат пускатель. Если его нажать наполовину, то круг будет вращаться не на полную силу, потом нажать на 75% — вращение ускориться, нажать полностью – будет максимальным. Как это можно использовать? Неполное нажатие пусковой кнопки может потребоваться для того, чтобы равномерно распределить нанесённую на кузов абразивную пасту. Далее уже можно поставить нужную скорость, зафиксировать пускатель и начать полировать. Нужно помнить, что ротационная машинка нагревает поверхность, если её долго удерживать на одном месте, поэтому круг должен постоянно перемещаться.
Угол расположения полировального круга к поверхности
Часто профессионалы рекомендуют при полировке лакокрасочного покрытия, располагать круг на поверхности всей своей площадью. Плоское расположение круга даёт равномерное воздействие на поверхность. Плоское расположение круга на поверхности меньше оставляет круговых царапин.
При этом многие полировщики со стажем, возможно интуитивно, его немного наклоняют. При плоском расположении движение машинки сложнее контролировать. Совсем небольшой наклон круга позволяет избежать его «волочения», из-за которого создаются голограммы.
Более сильный наклон иногда нужен при коррекции какого-то отдельного дефекта. Вы концентрируетесь на отдельной царапине и надавливаете на это место краем круга. Смотрите, что происходит, и можете добавить или ослабить давление. Нужно быть очень внимательным, чтобы не перегреть краску.
После этого способа появляются мелкие круговые царапины. Их можно убрать, снова расположив круг плашмя и отполировав поверхность. Тот же результат можно получить плоским расположением круга, но это займёт больше времени. К тому же придётся дольше полировать на одном месте, что не очень хорошо.
Тестовая полировка
Желательно сначала сделать тестовую полировку и убедиться в хорошем результате, а потом переходит к остальной части автомобиля.
Тестовое полирование стоит делать на маленькой области (обычно горизонтальной для лучшей видимости).
Наклейте малярную ленту, чтобы разделить тестовую область. Полируйте только с одной стороны этой ленты. Потом её нужно отклеить, и будет видно отличие старого ЛКП от полированного.
Тест позволяет:
- Понять, как лакокрасочное покрытие реагирует на полирование. Понять твёрдая или мягкая краска или что-то между этим.
- Подобрать нужную пасту и круг для данного ЛКП.
- Сразу можно увидеть, как лакокрасочное покрытие будет выглядеть после полировки. Результат можно показать клиенту (если занимаетесь детейлингом профессионально). Будет хорошо видна разница до и после.
Техники абразивного воздействия
Для варьирования силы абразивного воздействия (режущей способности абразивной пасты) применяется три техники полировки. Это варьирование скорости вращения полировального круга, давление на круг, скорость перемещения машинки. Рассмотрим подробнее как можно применять эти техники.
Скорость вращения полировального круга
Шпиндель ротационной полировальной машинки вращается только на одной оси, как дрель. Обычно от 600 до 3000 оборотов в минуту. Можно использовать диапазон оборотов от 600 до 1500 при полировке практически любой машины. Работайте на меньших оборотах и увеличивайте их постепенно.
При использовании шерстяных кругов самое сильное воздействие происходит на оборотах 2000–2500 RPM. После этого завершать работу можно на 1100–1300 оборотов в минуту поролоновыми кругами. Менее агрессивно полировать шерстяными кругами можно на оборотах 1600–1800.
Необходимая скорость вращения зависит от множества переменных, таких как твёрдость краски, используемая техника, жёсткость круга. Если краска твёрдая, то вращение может быть довольно быстрым, в то время как при мягком лакокрасочном покрытии при таких же настройках краска может перегреться.
- Скорость вращения круга влияет на режущую способность пасты. Чем быстрее, тем абразивное воздействие больше, чем медленнее, тем паста действует мягче.
- Чем медленнее вращение, тем меньше устраняются дефекты, но легче контролировать машинку. Низкая скорость меньше нагревает краску.
- Чем быстрее вращение, тем лучше устраняются дефекты, но больше нагревается краска. Также образуется больше мелких круговых царапин.
- Не рекомендуется превышать 1800–2000 оборотов в минуту.
Давление на круг
- Варьировать абразивное воздействие можно увеличением давления полировального круга на поверхность ЛКП. При этом слишком сильное давление не даст абразивной пасте работать правильно. Давление на круг не должно быть сильным. Чаще всего достаточно веса самой полировальной машинки.
- Надавливать на круг нужно иногда во время полировки, чтобы усилить действие в отдельных местах, где царапина или матовость не убирается при обычном воздействии круга. Как упоминалось ранее, можно немного наклонять круг в одну сторону, чтобы сконцентрировать действие в одном месте. В остальное время давление на круг должно быть минимальным.
- Для уменьшения абразивного действия можно немного приподнимать машинку. Тем самым давление полировального круга на лакокрасочное покрытие становится меньше.
Скорость движения машинки
Ротационную машинку нужно постоянно двигать во время полирования, чтобы нагрев не концентрировался в одном месте. Краска может перегреться за секунды и протереть лак. Полировать нужно медленными равномерными движениями.
Направление движения круга при полировке. Каждый проход должен перекрывать предыдущий на 50%.- Чем медленнее движение машинки по поверхности, тем больше дефектов устраняется. При слишком быстром вращении круга и медленном перемещении машинки увеличивается риск перегрева лакокрасочного покрытия и его повреждение.
- При быстром движении машинки убирается меньше дефектов. Если двигать машинку слишком быстро, то абразивная паста не будет успевать воздействовать на ЛКП. Будут оставаться царапины и матовость.
- Быстрые движения машинкой часто сопряжены с изменением наклона круга и полирование краем, что ведёт к появлению голограмм, но создаётся впечатление, что полировщик быстро и эффективно работает.
- Нужную скорость движения машинки нужно научиться чувствовать, когда начнёте практиковаться.
Размер области полировки
Это размер области, с которым вы работаете в одно время. Размер полируемой области должен примерно равняться ширине плеч полировщика. Если охватывать слишком большую область, то не получиться концентрироваться на отдельных дефектах, будет сложнее контролировать движение полировальной машинки.
Полировка выпуклых и вогнутых частей панелей
При полировании выпуклой части панели с маленьким радиусом выпуклости, не получится охватить кругом сразу всю эту часть за один проход, даже если позволяет величина круга. Какая-то часть будет не плотно контактировать с кругом и не отполируется как следует. Делайте горизонтальные проходы по каждой «грани», которой полировальный круг касается полностью, потом полируйте вертикальными проходами, следуя изгибу, как бы обнимая кругом выпуклую поверхность.
При полировании вогнутой части панели величина круга может не позволить нормально отполировать внутреннюю самую вогнутую зону. Полируйте отдельно области до самой вогнутой части и после, на которых круг контактирует полностью. Самую вогнутую часть можно отполировать, наклонив круг под нужным углом, либо используя специальный маленький круг с машинкой или дрелью.
При работе с бамперами также может потребоваться использовать маленький полировальный круг. Различные рёбра и труднодоступные места лучше пропускать и потом отполировать вручную, так как велика вероятность протереть краску в этих местах.
Завершение
Теперь становится понятно, как техника полировки влияет на процесс и как можно минимизировать проблемы и улучшить эффективность и результат, варьируя технику, в зависимости от ситуации. Серьёзность дефектов, твёрдость краски, даже климат может влиять на применяемую технику. Учитывая огромную вариацию окрасочных систем, если применять одну и ту же технику полировки на всех машинах, то вы будете периодически пропускать дефекты. Хороший детейлер применяет различные техники, в зависимости от исходных условий. Нужно изучать ЛКП и исходя из этого, действовать определённым образом.
Печатать статью
Ещё интересные статьи:
Полировальная машинка для авто. Инструмент для самостоятельной полировки.
Под воздействием окружающей среды ЛКП мутнеет, а поверхность неминуемо покрывается «паутиной» и царапинами. Полировальная машинка для авто в паре с соответствующими абразивами поможет приблизить кузов автомобиля к первозданному виду.
Полировка вручную и с помощью УШМ
Если вы не представляете себе, каких титанических усилий стоит качественная ручная полировка авто, то вам обязательно стоит испытать это. Вручную можно «стереть» лишь незначительные царапины либо нанести слой защитных средств. Полировка всего автомобиля будет либо поверхностной, либо навсегда отобьет желания следить за привлекательностью окрашенных деталей.
Многие владельцы ошибочно считают, что для подобных работ подойдет болгарка с регулировкой оборотов. В отличие от машинок для полировки, где используется червячная передача, в болгарке редуктор устроен по типу конической пары. Вследствие чего УШМ способны развить большое количество оборотов, но плохо переносят прижимное усилие на якорь. Иными словами, полируя авто, вы рискуете сжечь болгарку. К тому же полировальная машинка имеет меньшее число минимальных и максимальных оборотов (перегреть лак намного сложней). Болгарка, в принципе, не имеет такой функции, как стабилизация оборотов. Вам придется сделать обороты побольше, чтобы приложенное усилие для полировки снизило их до требуемых. Неверно подобранное значение чревато перегревом лака и непоправимыми изменениями в структуре краски.
Функционал
Качественная и быстрая полировка авто возможна лишь в том случае, если устройство имеет ряд следующих функций:
- регулировка оборотов. Функция позволяет значительно ускорить процесс. Количество требуемых оборотов зависит от этапа полировки, применяемых абразивов, температуры ЛКП;
- плавный пуск. При включении устройства с функцией стабилизации пускового тока, нанесенный на круг полировочный материал не будет разлетаться;
- поддерживание заданных оборотов. В независимости от приложенных на круг усилий, количество оборотов останется неизменным;
- D-образная рукоятка. Как ни странно, некоторые модели имеют лишь угловой держатель, что не позволяет равномерно распределить усилия, а также делает процесс более утомительным.
Для работы с абразивами машинка должна обладать достаточной мощностью (минимальное значение 1,2 кВт). Удобным дополнением будет функция фиксации кнопки включения, а также защита от несанкционированного запуска.
Сопутствующие материалы
Использование машинки для полировки невозможно без следующих комплектующих:
- стандартного круга под «липучки» на который одевается наждачная бумага. В большинстве случаев такой круг идет в комплекте с устройством. Для самостоятельной покупки нужно знать диаметр резьбы шпинделя;
- полировочные круги различной степени жесткости. «Грубые» круги принято окрашивать в белый цвет, средней жесткости в желтый, а финишные в черный. Также можно приобрести войлочные и универсальный круги;
- абразивные пасты и неабразивные полироли. Первые применяются на авто со старым ЛКП либо заметными царапинами. Финишные полироли придают глянцевый блеск, а также защиту от воздействия окружающей среды.
Правильная эксплуатация
Работа с ЛКП авто – это ответственный технологический процесс. Отсутствие соответствующих знаний или банальная невнимательность могут привести к помутнению лака, протирам до базового слоя краски либо грунта, неравномерного слоя ЛКП и прочим неприятным моментам.
Универсальной инструкции в работе с полировочной машинкой не существует. Применяемые круги, количество подходов со сменой градации абразивного материала и время полировки будет зависеть от состояния ЛКП. Но существуют определенные правила, которые не только продлят жизнь приспособлению для полировки, но и обезопасят вас от распространенных ошибок. К таковым можно отнести следующие:
- следите за температурой поверхности. Не задерживайтесь подолгу на одном месте. Особенно этот пункт важен в жаркую пору года, когда ЛКП авто разогревается солнечными лучами;
- не меняйте положение скорости вращения шпинделя, когда круг соприкасается с поверхностью;
- следите за чистотой полировочных кругов. После каждой полировки их нужно тщательно очищать. Засохшие абразивы способны поцарапать ЛКП;
- работайте с небольшими перерывами, если ваша полировочная машинка не оснащена защитой от перегрева. Интервалы зависят от типа обрабатываемой поверхности и качества самого устройства.
Какую машинку выбрать
Ни в коем случае не покупайте устройство подобного типа. Такие полировочные агрегаты дешевые только потому, что подходят лишь для нанесения защитных составов (воск, глина). На большее такие маломощные экземпляры неспособны.
Устройства именитых брендов гарантируют долговечность и качественную полировку авто (3M, Makita, Bosch, RUPES). Если стоимость подобных экземпляров для вас слишком большая, можно подобрать и более бюджетные варианты (Interskol и прочие).
Шлифовальная машинка для автомобиля – какая лучше?
Шлифовальная машинка для автомобиля значительно облегчает процесс полирования и шлифования. Кроме того, возможность использования мелких абразивов обеспечивает равномерную обработку кузова транспортного средства и снижает вероятность полного стирания лакокрасочного покрытия. Однако для осуществления успешных манипуляций при помощи этого устройства следует учитывать важные нюансы, касающиеся его параметров и принципа работы.
Разновидности шлифовальных машинок
Современный рынок предлагает следующие виды машинок для шлифовки и полировки авто:
Назначение и особенности конструкции
- ленточные – отличаются высоким уровнем производительности, применяются для обработки значительных площадей. Шлифмашинки такого типа выполняют свои функции за счет кольцевого движения абразивной ленты, которое очень напоминает движение тракторной гусеницы. Чаще всего в комплекте идет специальный пылесборник, который предотвращает рассеивание отработанных частиц. Трудности в применении агрегата возникают редко – он легко устанавливается на необходимую поверхность, а все, что требуется от автовладельца – это совершать равномерные движениями и следить за результатом;
- вибрационные (плоскошлифовальные) – основным рабочим элементом таких приспособлений является прямоугольная подошва, на которой фиксируется абразив. Шлифовальная шкурка, в зависимости от особенностей устройства, может крепиться двумя способами: при помощи липучки или же прижимным механизмом, расположенным с двух сторон подошвы. Шлифовка и полировка авто осуществляется возвратно-поступательными движениями с амплитудой порядка 2 мм;
- дельташлифовальные – отличаются от вибрационных только треугольной (наподобие утюга) формой подошвы, которая может двигаться вокруг своей оси или по орбите. Применяются для обработки труднодоступных участков;
- орбитальные (эксцентриковые). Такие шлифовальные машинки представляют собой круглую подошву, к которой крепиться шлифовочный круг. Все процессы осуществляются благодаря одновременному вращению подошвы по орбите и вокруг своей оси, что позволяет завершить работу в достаточно краткие сроки;
- угловые – обеспечивают качественную шлифовку посредством щлифовального круга, который вращается вокруг своей оси. Внешне угловая шлифмашина очень напоминает болгарку и может использоваться не только для шлифовки, но и для резки различных материалов. Для нечастого использования отлично подойдет УШМ с диаметром диска от 115 до 125 мм, тогда как шлифовальный инструмент с диаметром диска 180-230 мм относиться к разряду профессиональных.
Шлифовальная машинка для автомобиля значительно облегчает процесс полирования и шлифования
Источник питания
- воздушные (пневматические) – характеризуются высокой производительностью и электробезопасностью. Но обслуживание пневматической машинки для авто – это достаточно сложный процесс, требующий поддержки постоянного давления и равномерного расхода воздуха. Существенным минусом является также толстый шланг, который усложняет процесс шлифовки и делает его неудобным. Такие устройства чаще всего применяются на заводах или крупных СТО, где специально обученные специалисты могут обеспечить должную функциональность;
- электрические с питанием от аккумулятора – применяются в том случае, если нет возможности подключиться к электрической сети. В связи с ограниченной аккумуляторной емкостью они предназначены для обработки небольших поверхностей и отличаются слабой мощностью;
- электрические с питанием от электричества – такие машинки используются чаще всего, благодаря своему удобству, высокой производительности, а также ценовому показателю, который варьируется в зависимости от модели и конструкционных особенностей, то есть такой тип шлифовочных инструментов по карману любому автовладельцу.
Как выбрать шлифмашинку?
Выбирая шлифовочные устройства, необходимо обратить внимание на такие особенности:
- мощность, от которой зависит продолжительность работы устройства и скорость вращения диска. Чем выше этот показатель, тем большим может быть объем работ;
- масса. Чем меньший вес имеет шлифовальная машинка, тем точнее процессы, выполняемые с ее помощью, но продолжительность обработки при этом возрастает. В среднем масса подобной техники составляет 1-2,5 кг;
- диаметр диска – должен совпадать с типоразмером устройства;
- скорость вращения диска – приборы с высокой производительностью способны обеспечить до 20 тысяч оборотов в минуту, что необходимо для серьезной обработки кузова, например, при подготовке к окрашиванию, тогда как для полировки авто достаточно будет 5-6 тысяч. Желательно, чтобы в приобретаемом устройстве была предусмотрена функция регулировки скорости вращения диска;
- при покупке орбитальной шлифовальной машинки очень важен такой параметр, как величина хода эксцентрика. Чем ниже данный показатель, тем качественнее выполняется процесс, но в то же время чем больше этот параметр, тем быстрее будет происходить обработка. Для стандартных моделей характерна величина хода от двух до шести миллиметров. Существуют машинки, позволяющие корректировать ход эксцентрика, но они стоят достаточно дорого.
Чем меньший вес имеет шлифовальная машинка, тем точнее процессы, выполняемые с ее помощью, но продолжительность обработки при этом возрастает
Правильное использование
Качественную полировку и шлифовку транспортного средства можно осуществить, выполняя такие рекомендации:
- разделить поверхность на несколько участков и поочередно обрабатывать каждый из них – это не даст абразивному или полировочному высохнуть;
- в начале работы скорость должна быть минимальной а после распределения абразива по поверхности необходимо включать повышенные обороты;
- в процессе работы необходимо периодическое выключение шлифовальной машинки – это даст кузову автомобиля остыть и предотвратит его перегрев;
- при проведении обработки кузова необходимо следить за равномерностью нажима на область подошвы, а движения должны быть плавными;
- в процессе манипуляций шлифовальные круги периодически прочищаются при помощи щетки;
- при появлении нехарактерного звука во время эксплуатации инструмента необходимо произвести тщательную его проверку, очистку и смазку.
Несмотря на то, что шлифмашинка ускоряет и облегчает проведение ремонтных работ, ее применение все же требует аккуратности и внимательности, ведь в случае неправильной эксплуатации инструмента может возникнуть необходимость в полной замене лакокрасочного покрытия автомобиля.
Поделиться с друзьями:
Похожие публикации