Как выбрать краскопульт для покраски авто? Основные критерии выбора и покупки.
Выбор и покупка краскопульта (краскораспылителя) достаточно ответственный и весьма затратный момент. Если вы встали перед выбором, какой краскопульт выбрать и потерялись в огромном море предлагаемых видов и систем малярных пистолетов, то вам просто необходимо получить немного теоретических знаний по видам краскораспылителей и систем передачи краски, в которых они работают.
Для начала немного теории (куда без нее) — разберемся с устройством простого краскораспылителя и системами распыления.
Устройство классического краскопульта и системы переноса краски
Основные регулировки на краскораспылителе:
- Регулятор подачи воздуха для точной настройки давления на выходе.
- Регулятор формы факела. Позволяет непосредственно во время работы подобрать оптимальную форму распыла.
- Регулятор хода иглы (открытия форсунки), отвечающий за количество и подачу материала.
Все современные предлагаемые на продажу краскопульты подразделяются по следующим системам распыления:
- HP (High Pressure) – высокое давление.
- HVLP (High Volume Low Pressure) — высокий объем, низкое давление.
- LVLP (Low Volume Low Pressure) — низкий объём, низкое давление.
- LVMP (Low Volume Middle Pressure) – низкий объем среднее давление.
- RP (Reduced Pressure) — пониженное давление.
- MP (Middle Pressure) — среднее давление.
- HTE (High Transfer Efficiency) – Высокая эффективность передачи.
Ниже, более подробно рассмотрим системы переноса краски, наиболее часто применяемые малярами для гаражной и вообще ремонтной окраски автомобилей.
Краскопульты системы HP
Пожалуй, занимают первое место среди гаражных маляров и это уже ставшая классической, система распыления краски. Краскопульты этой системы распыляют материал при большом давлении на выходе распыляющей головки составляющим порядка 1,2 – 1,5 атм.Рекомендуемое давление на входе такого краскопульта имеет широкий диапазон и составляет 2.5 – 5 атм. Расход воздуха при работе с такими краскораспылителями можно считать достаточно низким от 100 до 300 литров в минуту.
Достоинства HP.
- Широкий факел, вследствие чего достигается равномерное нанесение материала (краски, лака).
- Большая скорость нанесения покрасочного материала.
Недостатки HP.
- К недостаткам можно отнести низкий процент переноса краски, примерно до 45%, т.е. 55% купленной вами краски-лака просто улетает в воздух рикошетом от поверхности, превращаясь в туман и оседая, окрашивают все вокруг.
- Также, благодаря высокому давлению создаются завихрения в воздухе, что приводит к высокой замусоренности окрашиваемой поверхности, что в дальнейшем ведёт к неизбежной шлифовке и полировке поверхности после окрашивания.
Краскопульты системы HVLP
Были придуманы конструкторами в 80-х годах прошлого столетия в угоду защиты окружающей среды. Их конструкция устроена так, что благодаря специальному строению воздушных каналов пистолета распыление краски происходит при низком давлении на выходе (примерно 0,7атм) и достаточно высоком давлении на входе 2,5-3атм. За счет такой конструкции распылителя разработчики добились высочайшего переноса материала, свыше 70%. (Официальное требование к производителям такого оборудования – перенос материала не менее 65%) И как можно понять, всего 35-20% краски улетает в воздух, соответственно, это система распыления является не только экономичной, но и более экологичной.
Такая экономия достигается тем, что на выходе из сопла капли краски имеют очень невысокую скорость, соответственно и меньший рикошет и меньшее образование тумана. Поэтому, наносить материал таким краскопультом следует достаточно близко от окрашиваемой поверхности, примерно 12 — 15см.
Достоинства HVLP.
- Высокая экономия материалов.
- Практически отсутствие опыла.
- Нет завихрений — нет мусора.
Недостатки HVLP.
- Высокое потребление сжатого воздуха, от 360 и выше литров в минуту, следовательно, нужен мощный компрессор с большой производительностью.
- Увеличенный диаметр воздухопровода.
- Установка дополнительных фильтров очистки воздуха от влаги и масла, так как компрессор работает, что называется «на всю катушку» перегоняя массу воздуха.
- От маляра требуется высокий профессионализм. Чуть задержал руку при проводке, и подтеки тебе гарантированы. Из-за близкого расстояния краскопульта до окрашиваемой поверхности, неудобно красить далеко расположенные места, к которым трудно дотянуться.
Краскопульты системы LVLP
Достоинства LVLP.
- Низкое потребление воздуха.
- Высокий перенос материалов на окрашиваемую поверхность.
- Низкая чувствительность к перепадам давления.
Недостатки LVLP.
- Пока не обнаружены.
Остальные системы распыления (LVMP, RP, MP, HTE и другие) являются симбиозом вышеперечисленных, не имеют особых конструктивных особенностей и отличаются только оригинальным названием, данным им производителем, поэтому углубляться в их изучение, пожалуй, нет смысла.
Рассмотрим основные критерии выбора системы распыления для наших требований по работе в гараже
Как видно из информации приведенной выше, наиболее подходящими под требования гаражного ремонта подпадают краскораспылители с системой передачи материала LVLP. Но вместе с тем, есть еще немало нюансов влияющих на выбор. Это и производитель и стоимость, и конечно компрессор, с которым будет работать ваш краскопульт.
Связь компрессор – краскопульт.
Если у вас уже есть компрессор, то краскопульт подбирайте под его производительность. Если он вырабатывает 260 литров, то система HVLP ему будет явно не по зубам.
Подбирайте малярный пистолет таким образом, чтобы его потребность в сжатом воздухе была ниже производительности компрессора.
Является ли покраска автомобилей вашим основным делом?
Если нет и вы красите всего пару деталей в год, то и пульвер за 3-4 сотни баксов вам явно не нужен. В этом случае стоит обратить внимание на китайские краскопульты, и среди них попадаются экземпляры достойные внимания за очень небольшие деньги около 100$. Правда тут высока вероятность нарваться на полный отстой. И учтите — китайцы любят завышать или занижать, где нужно технические параметры на свои изделия.
Теперь по поводу размера дюзы (она же форсунка, сопло)
Чем меньше зерно распыляемого материала, тем меньше должен быть диаметр дюзы у краскораспылителя.
Так для базовых покрытий типа металлик подойдет – 1.2 – 1.3 мм.
Для лака и акриловых красок – 1.4 – 1.5 мм.
Для акриловых 2К грунтов наиболее предпочтительней будет дюза – 1.5 – 1.7 мм.
Для нанесения жидкой шпатлевки – 1.7 – 2.0 мм иногда и больше, смотреть в техничках производителей ремонтных и окрасочных материалов.
Если вы только собираетесь заняться покраской, то рекомендую для начала приобрести краскопульт с дюзой 1.4 мм. Этого будет достаточно, на первое время и его можно будет использовать как универсальный. В том числе и для грунтовочных работ, немного добавляя в грунт растворителя сверх нормы, для более жидкой консистенции.
Некоторые производители выпускают и продают сменные комплекты дюз и запирающих игл с широкой линейкой диаметров, делающие краскопульт универсальным. Поэтому, выбирая себе краскораспылитель, поинтересуйтесь этим моментом.
Делаем выводы
Теперь, вооружившись теорией и сделав для себя нужные выводы можно смело идти к продавцам краскопультов, мучить их всякими вопросами и не бояться, что они начнут вас грузить мудреными терминами из жизни краскораспылителей – ведь вы уже в курсе.
Несомненно, если вы собираетесь заняться покраской автомобилей профессионально, то со временем у вас наберется несколько видов краскораспылителей, а может даже и больше десятка. Каждый будет, скажем так – заточен под необходимую работу, будь то покраска, лаком или базой, грунтование или нанесение жидкой шпатлевки. Но свой путь к профессиональному покрасочному оборудованию надо начинать с первого шага, так пусть этот шаг будет правильным и ваши средства, потраченные на приобретение первого краскопульта, не будут выброшены на ветер.
Удачного выбора!
Самостоятельная настройка краскопульта для покраски автомобиля. Давление воздуха, уровень подачи краски, диаметр сопла и правильная форма факела.
Наиболее часто используемым инструментом автомаляра является краскопульт. Им наносят грунтовку, краску и лак. От выбора типа этого инструмента и правильной настройки краскопульта зависит и качество финишного покрытия кузова автомобиля. В этой статье мы постараемся разобраться с технологией калибровочных работ и научимся проводить тестовые замеры перед нанесением ЛКП на кузов авто.
Принцип работы покрасочного пистолета
Содержание статьи
Практически все модели краскораспылителей, которые применяются для покраски отдельных деталей машины или же кузова целиком в своей основе используют принцип пневматического распыления. Проще говоря, краска или лак подается по специальному каналу в краскопульте и под воздействием потока сжатого воздуха разбивается на мелкие частицы, далее материал выходит из сопла инструмента на большой скорости.
Таким образом, на выходе с воздушной головки образуется покрасочный факел из мелких частиц лакокрасочного материала, которые быстро движутся к обрабатываемой поверхности. Попадая на поверхность детали, эти частицы оседают на ней, создавая равномерный слой краски или лака.
Схема и основные узлы конструкции краскопульта
Чтобы произвести грамотную настройку краскопульта, вам нужно знать из каких деталей и узлов состоит этот инструмент и что за что отвечает при его работе.
Из основных составных частей можно выделить:
- каркас с каналами для подачи сжатого воздуха и покрасочных материалов, уровень подачи которых контролируется игольчатыми клапанами.
- рычаг спуска. Это кнопка, которая приводит в действие сам механизм.
- сопло краскопульта, в котором происходит смешивание воздуха и краски, в итоге образуется окрасочный факел нужного формата.
- емкость для краски в виде съемного бачка.
- винты для регулировки объема подачи воздуха от компрессора, или же краски. Подкручивая эти элементы, вы можете калибровать форму и размер пятна распыла.
Когда маляр нажимает на спускной клапан, сначала открывается канал подачи сжатого воздуха, а при дальнейшем нажатии начинает поступать и лакокрасочный материал.
Регуляторы и их функционал
При настройке краскопульта, для начинающих мастеров нужно понимать какие регулировочные винты есть и за что они отвечают. На примере краскораспылителя SATA мы покажем их функционал.
- Регулятор формы факела. В данном случае он расположен сбоку, на пистолетах других производителей они могут быть и в другом месте. Данный регулятор отвечает за форму и размер выходящего факела из краски.
- Регулятор подачи краски. Тут производится калибровка хода иглы, и таким образом происходит контроль подачи ЛКМ в канал.
- Регулятор подачи воздуха. Данный тип настроек есть не на всех краскопультах. В данном примере он расположен сзади под регулятором подачи материала, но часто его можно встретить и на рукоятке инструмента.
Суть настройки покрасочного пистолета сводится к поиску оптимального соотношения подачи сжатого воздуха и краски. Если все сделать правильно, то на выходе должен получиться равномерный окрасочный факел, который в свою очередь будет четко распределять материал на обрабатываемой поверхности.
Типы краскораспылителей
Основным параметром классификации покрасочных пистолетов является рабочее давление, которое поступает в инструмент из компрессора и которое выдается в результате на воздушной головке. Зачастую выделяют три группы оборудования по этой характеристике:
- конвенциональные. Это тип устройств, которые работают при высоком давлении воздуха.
- HVLP (High Volume Low Pressure). В этом случае используется большой объем поступающего воздуха и низкое давление.
- LVLP (Low Volume Low Pressure). Тут же используется низкий объем и низкое давление.
Если говорить о качестве и экономической целесообразности, то к покупке стоит рассматривать два последних типа устройств. HVLP и LVLP краскопульты работают при давлении 0,7 – 1,2 бара. В то время как конвенциональное оборудование распыляет материал под давлением 3 – 4 бара.
В чем же плюс HVLP и LVLP пистолетов? Они имеют значительно высший показатель переноса краски на деталь. Под низким давлением краска меньше превращается в бесполезную пыль и лучше переносится на саму поверхность кузова автомобиля. У краскопультов типа HVLP и LVLP этот показатель переноса составляет 65% – 70%. У конвенциональных типов всего 30% – 45%. Исходя из этого, вы существенно экономите материал, особенно это ощущается при нанесении дорогих красок под металлик или перламутр.
Если вы используете в работе краскораспылители SATA, то этот производитель для настройки краскопульта HVLP или LVLP типа изготавливает специальные воздушные головки с двумя манометрами. Такую насадку можно купить отдельно, но зачастую ее нет у начинающего маляра, поэтому мы будем рассматривать альтернативные варианты калибровки.
Настраиваем входное давление
Покупая инструмент, обратите внимание и на то, что производитель указывает оптимальное значения давления воздуха на входе в краскопульт. Этот параметр можно посмотреть в технической документации.
Настройку давления воздуха лучше всего производить согласно показателям манометра установленного на рукоятке краскораспылителя. Обосновано это тем, что выставив давление на компрессоре, оно непременно будет отличаться на входе в пистолет, поскольку будут потери в воздушном канале и фильтрах установленных в систему. Иногда показатель падает на 1 бар и больше, что может сказаться на качестве работы мастера. С манометром на рукоятке вы сможете получить более точные данные для настройки.
Ниже, мы рассмотрим несколько вариантов подбора нужного давления исходя из различных конструктивных особенностей краскопультов.
Вариант 1. С использованием манометра-регулятора.
Опираясь на схему, для лучшего понимания вам нужно будет провести следующие шаги.
- Открываем на максимум винты контролирующие подачу сжатого воздуха и размера окрасочного факела. При этом винт подачи краски может быть в любом положении и на данном шаге он нас не интересует.
- Далее жмем на спускной рычаг и ждем поступления сжатого воздуха. Удерживая кнопку краскопульта, прикручиваем регулировочный рычаг подачи воздуха и выставляем на манометре в рукоятке нужный показатель давления указанный производителем. В случае с HVLP и LVLP устройствами этот показатель будет около 1,5-2,5 бар.
- После выставления давления воздуха, полностью выкручиваем регулировочный винт, отвечающий за подачу материала. Опять нажимаем на кнопку и смотрим результат на тестовой поверхности. Но про тестирование инструмента мы поговорим ниже.
Вариант 2. Есть встроенный манометр.
В более дорогих и «нафаршированных» моделях краскопультов есть встроенный цифровой манометр, который еще больше упрощает настройку краскопульта для покраски автомобиля, особенно для новичков.
Тут технология следующая:
- Откручиваем винт регулятора размера факела полностью.
- Нажимаем на спускной клапан.
- Выставляем нужный показатель давления с помощью регулировочного винта подачи сжатого воздуха.
Вариант 3. Манометр без регулятора.
Такие случаи также бывают. Тут процесс будет следующим:
- На максимум открываем канал подачи воздуха.
- Также на максимум откручиваем и регулятор размера факела.
- Нажимаем кнопку на краскопульте.
- На редукторе компрессора или фильтр группе выставляем нужный показатель давления.
Вариант 4. Если манометр вообще отсутствует.
Это наименее точный способ настройки. Без измерительных датчиков вам будет сложно ориентироваться по давлению, поступающему в инструмент. Обычно мастера в таком случае «на глаз» выставляют параметры на компрессоре или же фильтр группе.
Тут можно учитывать примерные потери показателей при прохождении воздушного канала и фильтров. Так на воздушный канал диаметром 9мм и длиной около 10 м, могут припадать потери около 0,6 атмосфер, а в фильтрах около 0,3 – 0,5 атмосфер. Если фильтры забиты, то потери будут выше. Используя данную погрешность, выставляют и нужное давление на компрессоре.
Пошаговая инструкция:
- На максимум откручиваем регулятор подачи воздуха и размера факела.
- Нажимаем спускной рычаг.
- Выставляем на компрессоре давление согласно заданному производителем и накидаем сверху 0,9 – 1 бар.
- Тестируем полученный результат.
Вариант 5. Если краскопульт no name.
Часто можно встретить случаи, когда неопытный маляры покупают дешевый китайский краскопульты, у которых даже нет технической документации. Перед вами встанет задача подбора рабочего давления воздуха для этого инструмента, и тут вы потратите много сил и нервов для того, чтобы хоть немного настроить дешевый вариант краскораспылителя.
Для калибровки такого инструмента в бачок с материалом заливают эмаль. Далее полностью откручивают все регуляторы. Нажимают на клапан и, регулируя винт подачи воздуха, добиваются максимально ровной формы окрасочного факела. При этом сам краскопульт размещают на расстоянии около 15 см от тестовой поверхности. Когда вы получите «лучший из возможных» результат это и будет рабочим давлением.
Работать с копиями известных брендов будет практически не реально, так как опытные мастера говорят, что добиться равномерного факела фактически не реально и в любом случае будут «плевки» краской и наплывы. Лучше не экономить на оборудовании и сразу купить приобрести хороший инструмент.
Настройка размера факела краскопульта
На самом деле максимально равномерное покрытие получается при работе с максимальным размером окрасочного факела. Чем шире распыляемое пятно правильной формы, тем более равномерный слой ЛКП вы получите в результате, это в частности обусловлено и меньшим количеством проходов и переходов между ними.
Существуют и исключения в этом вопросе. Например, если вы осуществляете локальную покраску, или же обрабатываете места изгибов, труднодоступные детали и прочее. В таких случаях размер факела нужно регулировать, подкручивая отвечающий за это винт на корпусе краскопульта.
Регулируем подачу лакокрасочных материалов
При полной покраске кузова авто или же отдельных его деталей, лучшим решением будет полностью открыть регулятор подачи краски. В случаях частичной обработки поверхности или работы с труднодоступными областями деталей можно корректировать подачу материала согласно выставленных вами требований.
Учтите, что при максимально открученном регуляторе краски будет минимальный износ сопла и иглы покрасочного пистолета
Выбор диаметра сопла
На работу краскопульта с различными типами материалов напрямую влияет такая деталь как сопло и его диаметр. Тут работает формула: чем гуще материал – тем дюзу больше размера нужно вкручивать на инструмент.
Часть производителей в технической документации даже указывают, какой размер сопла использовать для материалов с различной вязкостью. Мы предоставим вам, примерные характеристики, на которые можно ориентироваться.
- базовая краска (эмаль) – 1,3 – 1,4 мм.
- акриловые эмали и лаки – 1,4 – 1,5 мм.
- грунтовка – 1,5 – 1,8 мм.
- жидкая шпаклевка – 2 – 3 мм.
- резиносодержащие покрытия (антигравий) – 6 мм.
Каждый мастер выбирает тот размер сопла, с которым ему удобно работать. Ведь чем меньше дюза, тем меньший расход материала и на выходе будет тоньше слой, но работать нужно будет дольше. Если брать больший диаметр сопла, то возможны подтеки материала на поверхности, и без практики нанесения краски или лака новичку будет сложно избежать дефектов.
Тестирование краскопульта
После того как вы провели предварительные настройки, вам нужно протестировать полученный результат на черновой поверхности, перед тем как начать работать с кузовом авто.
Существует три основных теста, которые маляра проводят перед началом работ, чтобы проверить корректность работы инструмента, и при необходимости немного его откалибровать.
- Тест на правильность формы отпечатка факела.
- Тест на равномерность распределения материала в факеле.
- Тест на качество распыления.
Давайте пошагово разберем каждый из них.
Тест на правильность формы отпечатка факела
Для начала в качестве тренировочной поверхности обычно используют лист бумаги, для этого его закрепляют на стене, чтобы удобно было тестировать оборудование.
Далее процедура следующая:
- Узнайте рекомендуемое расстояние удаленности краскораспылителя от рабочей поверхности, а это для типов HVLP и LVLP 15 – 20 см, а для конвенциональных аппаратов около 20 см. Поднесите инструмент на такое расстояние.
- Направьте воздушную головку перпендикулярно листу и на 1 секунду зажмите спускной клапан.
- Проанализируйте форму полученного отпечатка от факела.
Чтобы оценить результат мы приведем изображения того как должно быть и как быть не должно.
В идеале должна получиться форма вертикально вытянутого овала с равномерно распределенной краской по всей площади, при этом края могут быть немного размыты. Не должно быть выпуклостей и впадин на боковых частях овала, а также краска должна распыляться без просветов.
Причиной нарушения формы или однородности пятна факела является неправильная регулировка, и вам нужно подогнать настройки краскопульта. Если вы заметили наплывы краски в центре пятна или на краях, то попробуйте прикрутить винт подачи материала. Если же форма факела имеет вид восьмерки, то уменьшите входное давление. Форму в виде банана пятно получает за счет того, что забился один из каналов воздушной головки пистолета.
Тест на равномерность распределения материала в факеле
Для этой процедуры вам нужно развернуть краскопульт в горизонтальное положение, и на чистый лист бумаги, подвешенный на стене начать распылять краску. Распылять нужно до тех пор, пока материал не начнет стекать по листу вниз. По скорости стекания и расстояния между ними можно судить о равномерности распределения краски по всей площади, наносимой факелом.
Пример образцов, по которым вы можете сориентироваться приведен ниже на фото.
Тест на качество распыления
Этот тест имитирует реальный процесс нанесения материала на деталь машины. Нужно зажать спускной рычаг и провести по горизонтали краскопультом закрашивания несколько листов бумаги. Вы сможете опробовать инструмент в работе, определиться с размером сопла, если слой очень тонкий или слишком много «поливает».
На этом настройка краскопульта для авто завершена и можно приступать к работе.
Видео об универсальной калибровке инструмента фирмы Walcom.
Выводы. С помощью такой настройки вы сможете подстраивать инструмент под различные типы краски и под лак, которые имеют разную вязкость состава. Старайтесь подходить к вопросу комплексно, проверяя все опции перед началом работ, и не экономьте на инструменте.
Видео настройки китайского пистолета девилбис.
Дополнительные полезные материалы
Настройка краскопульта Walcom.
Формы отпечатков факела и рациональность их использования.
На этом процесс настройки краскопульта завершен, и можно приступать к работе. Напишите в комментариях как вы проводите настройку своего покрасочного пистолета, и какие нюансы являются наиболее важными.
Какие бывают и как выбрать краскопульт для покраски авто
Выполнение автомобильных лакокрасочных работ – занятие довольно кропотливое. Сложность проведения этих работ сводится к потребности в нанесении краски ровным слоем по всей поверхности, при этом никаких потеков краски не должно образовываться.
Нанести краску ровным слоем на поверхность кузова авто или определенную его часть было бы сложно без использования специального приспособления – краскопульта для покраски авто.
Процесс распыления лакокрасочного покрытия на кузов с использованием краскопульта сводится к тому, что на данный инструмент подается воздух под давлением. Проходя через краскопульт поток воздуха захватывает частицы краски. Выходя из него этот поток, но уже с краской, движется вперед, достигая поверхности элемента кузова. Воздух отбивается от нее, а поскольку краска тяжелее воздуха, она, распыляясь на поверхности, остается на ней.
Конструкция покрасочного пистолета
Содержание статьи
Устройство распылителя для покраски автомобиля
Для удобства выполнения работ пульверизатор сделан в виде пистолета, поэтому его еще часто называют покрасочным пистолетом. Состоит он из корпуса с рукояткой. В нижней части рукоятки размещается штуцер для подключения трубопровода от компрессора. Внутри корпуса покрасочного пистолета располагаются каналы для подачи воздуха и краски. Все они подводятся к головке распылителя, с установленным в ней соплом, через который распыляется поток воздуха с краской.
Краска подается из бачка. Сам бачок может иметь верхнее, нижнее или верхнее боковое расположение.
Управление подачей воздуха и краски производиться курком. При отпущенном положении курок перекрывает каналы подачи краски, для того, чтобы открыть эти каналы, нужно выжать курок. Этим достигается возможность прерывания работы для перехода к другой поверхности, к примеру, при покраске только отдельных элементов кузова авто.
Регулировка краскопульта
При работе с краскопультом, можно произвести регулировку подачи воздуха и краски. Для этого у пистолета имеется три регулировочных винта. Первым производится регулировка выходного давления воздуха на головке. Благодаря этому винту можно произвести калибровку капель краски, которая будет выходить из сопла.
Видео: Настройка краскопульта и очередность покраски
Второй винт отвечает за форму краско-воздушной смеси, выходящей из сопла, так называемого «факела». Этим винтом можно увеличивать или уменьшать площадь распыления краски. Данная регулировка позволяет закрашивать поверхность большой площади, или же локальное небольшое пятно, без нанесения краски на близлежащие поверхности.
Третьим винтом производится регулировка подачи лакокрасочного материала, который будет захватываться потоком воздуха. Эта регулировка позволяет установить количество потребляемой краски.
Конструктивно все краскопульты практически одинаковы, отличаться могу только по расположению бачка и регулировочных винтов. А вот особенности процесса работы, при котором производится нанесение краски – разные. Основными у всех пульверизаторов являются три вида процесса – распыление краски под высоким давлением, под низким давлением на выходе и средним давлением. Первые два – совершенно разные, а третий – производная от них.
У каждого из этих способов имеется своя маркировка. Покрасочные пистолеты, выполняющие нанесение краски под высоким давлением маркируются буквенным обозначением «HP». Пульверизатор с низким давлением на выходе из сопла обозначается как «HVLP». А маркировку «LVLP» имеют модели, работающие со средним давлением. Имеется еще несколько моделей, с другими маркировками (RP, HTE, MP, LVMP), но, по сути, они лишь модифицированные версии первых трех типов.
Классификация краскопультов по распылению краски
Сравнение форм распыления по эффективности переноса краски
1. Краскопульты системы HP
Первый вид пульверизаторов, производящих распыление краски под высоким давлением и имеющим маркировку «HP» являются самыми распространенными. Особенностью этих пистолетов является высокое давление на выходе из сопла (около 1,5 атм.) при том, что на вход в краскопульт должен подаваться воздух под давлением 2,5-5,0 атм. За счет высокого давления скорость воздуха на выходе из сопла достаточно большая. Из-за этого факел получается достаточно широким, что обеспечивает более равномерное нанесение слоя краски, а также влияет на скорость проведения работ. При этом расход самого воздуха у краскопульта сравнительно небольшой, от 100 до 300 л/мин.
- Основным недостатком распылителей «HP» являются большие потери краски при работе. Высокая скорость воздуха на выходе из сопла приводит к тому, что достигая поверхности капли краски не успевают прилипнуть к ней и попросту рикошетят. Из-за этого теряется примерно 65% лакокрасочного материала. Отлетевшая от поверхности краска образует мелкодисперсный туман, постепенно оседающий на поверхностях вокруг. На окрашиваемую поверхность переноситься только 30-35% лакокрасочного материала.
- Еще одним недостатком является то, что при работе поток воздуха, отталкиваясь от окрашиваемой поверхности, образует воздушные вихри. Они захватывают мелкие частицы сора, находящиеся в воздухе, прижимают к слою краски, и те к ней прилипают. В итоге, после покраски потребуется проведение шлифовальных и полировальных работ.
2. Краскопульты системы HVLP
Распылители «HVLP» действуют не так. У них на выходе давление воздуха значительно ниже – около 0,7 атм. При этом давление на входе остается высоким – 2,5-3,0 атм. Достигнуть падения давления удается за счет специального строения воздушных каналов внутри краскопульта.
Видео: Как выбрать краскопульт. Системы распыления.
За счет малого давления на выходе, скорость движения воздуха с частицами краски значительно ниже. Из-за этого капли краски успевают хорошо прилипнуть к поверхности. Этим достигается высокий процент переноса краски на поверхность – до 70%, от рикошета теряется только 30-35% краски. При этом образование вихрей нет, поэтому дополнительных работ после покраски не требуется.
Но сопровождается такой процесс покраски значительным расходом воздуха, компрессор должен обеспечивать свыше 360 л/мин воздуха.
Дополнительным недостатком является потребность в малом расстоянии между краскопультом и окрашиваемой поверхностью. Из-за этого окрашивать поверхности с трудным доступом и на расстоянии достаточно сложно.
3. Краскопульты системы LVLP
При создании распылителей системы «LVLP», объединяют положительные качества двух вышеперечисленных видов. В таких краскопультах на выходе обеспечивается давление 0,7-1,2 атм., при входящем давлении 1,5-2,0 атм. Благодаря этому удалось обеспечить высокий процент переноса краски – до 75% при небольшом расходе воздуха – 15-350 л/мин. Поэтому такие пистолеты являются сейчас приоритетными.
Характеристики сопел и выбор краскопульта
Перейдем к характеристикам сопел. От них зависит размер капель краски, которые будут подаваться на поверхность. Основной характеристикой сопла является диаметр отверстия.
Для разных материалов используются сопла с разным диаметром. Так, для базовых лакокрасочных материалов подходит сопло с диаметром отверстия 1,2-1,3 мм. Для акриловых красок и лака нужно отверстие размером 1,4-1,5 мм. А вот для жидкой шпатлевки диаметр отверстия должен быть 1,7-2,0 мм.
Можно просто доверить работу детям)
На выбор краскопульта для покраски авто влияет не так уж и много параметров.
- Первое, что следует учитывать – так это производительность компрессора. Он должен обеспечивать количеством воздуха вдвое больше, чем расходует краскопульт. Это обеспечит удобство работ, а также не приведет к тому, что компрессору придется работать с повышенными нагрузками.
- Второй параметр при выборе – частота использования. Если приобретается распылитель для нечастых работ, то необязательно покупать профессиональную дорогостоящую модель. Для использования в условиях гаража прекрасно подойдет и любой недорогой вариант.
- Также важно определиться с диаметром сопла. Для домашних работ оптимальным является сопло диаметром 1,4 мм. Оно подойдет для большинства лакокрасочных материалов.
Как вариант, можно приобрести краскопульт со сменными соплами. Такой пистолет будет универсальным вариантом и подойдет абсолютно ко всем краскам и лакам.
Подбор сопла (дюзы) для краскопульта
Для того чтобы рационально расходовать ЛКМ, важно правильно подобрать сопло и знать основные особенности техпроцесса и окрашиваемого материала. Выбор правильного сопла особенно важен для достижения максимальной производительности, так как сопло определяет поток жидкости и размер пятна распыла. Использование правильного сопла обеспечивает максимальный контроль и минимальный перерасход краски, что означает более высокую скорость работы.
Выбор правильного сопла очень важен для получения качественного покрытия независимо от того, какой материал наносится. Следует уточнить, чтобы правильно выбрать окрасочное сопло, необходимо учесть несколько факторов; вязкость материала, максимальный расход окрасочного материала и наилучший размер отпечатка.
Во-первых , убедитесь, что расход лакокрасочного материала сопла сопоставим с производительностью окрасочного аппарата. А также, что окрасочный пистолет поддерживает данный вид сопла. Например, сопло размером 0,017” имеет расход лакокрасочного материала 1,17 л/мин. Аппарат должен обладать не меньшей производительностью.
Во-вторых, определите тип материала для нанесения. Более низкая вязкость материала требует сопла с меньшим диаметром. Более вязкие материалы, как латекс, требуют сопла с большим диаметром. Для ЛКМ на основе смол, уретанов, полимеров, битумных и эпоксидных материалов требуются сопла размером больше чем 0,079”.
Сопла для пневматических краскопультов
Применение (материал) | Маркировка сопла | |||
Базовые эмали | 1,3 – 1,4мм | |||
Акриловые эмали и прозрачные лаки | 1,4 — 1,5мм | |||
Жидкие первичные грунты | 1,3 — 1,5мм | |||
Грунты-наполнители | 1,7 — 1,8мм | |||
Жидкие шпатлёвки | 2 — 3мм | |||
Антигравийные покрытия (специальный распылитель антигравийных материалов) | 6мм |
Сопла ACF3000 для комбинированных безвоздушных краскопультов
Применение (материал) | Щелевой Фильтр | Цвет фильтра | Маркировка сопла |
Природные красители | Щелевой фильтр 200 ячеек | X | 7/10 7/20 7/40 |
Бесцветные лаки | Щелевой фильтр 200 ячеек | X | 9/20 9/30 9/40 9/50 9/60 |
Лаки на основе синтетических смол. Лаки на основе PVC | Щелевой фильтр 100, 200 ячеек | X | 11/10 -11/80 |
Лаки. Грунтовочные лаки. Грунтовки. Наполнители | Щелевой Фильтр 100 ячеек | XX | 13/10-13/80 |
Наполнители. Антикоррозионные краски | Щелевой Фильтр 60, 100 ячеек | XX | 15/10-15/80 |
Антикоррозионные краски. Латексные краски | Щелевой Фильтр 60, 100 ячеек | XX | 17/20-17/80 |
Антикоррозионные краски. Латексные краски | Щелевой Фильтр 60 ячеек | XX | 19/20-19/80 |
Клей. Цинконаполненные краски. Флуоресцентные краски | Щелевой Фильтр 60 ячеек | X | 21/20-21/80 23/40-23/80 25/40-25/80 27/70-27/80 29/40-29/80 31/40-31/80 3/40-35/80 |
Маркировка:
Например, сопло 7*/10**
*проходное сечение ( 7 – 0.007 дюйма или 0.18 мм)
** угол распыления (10 градусов, что равняется 5см факела)
0,007″ — 0,011″ — для покраски деревянных изделий лаками и
морилками, для нанесения жидких грунтов, для нанесения красок вязкостью похожей
на воду.
0,011″ — 0,013″ — для нанесения красок на окна и двери, для
покраски мебельных фасадов, для покраски лакокрасочными материалами низкой
вязкости.
0,015″ — 0,017″ — для нанесения грунтов, масляных красок и
красок при покраске вагонов, автокранов, в авиастроении, при покраске
вертолетов, при нанесении красок, например, ПФ 115 или ГФ 021
0,019″ — 0,023″ — для нанесения фасадных красок,
антикоррозионных покрытий, цинконаполненных составов типа (Цинол, Цинотан),
жидкой теплоизоляции (типа Корунд, Атсратек), огнезащиты по дереву или по
металлу.
0,023″ — 0,031″ — для нанесения огнезащитных составов для
металла, например, Вуп 2, Феникс, Протерм Стил, Нулифаер, Огракс, Уникум,
Джокер , Крауз и им подобных. Также данными соплами наносятся гидроизоляционные
материалы, например, Гипердесмо
0,033″ — 0,067″ — для нанесения вязких, пастообразных составов,
сверх вязких или тягучих огнезащитных составов, гидроизоляции, распыляемой
безвоздушным способом шпатлевки.
Сопла для безвоздушных краскопультов
Применение |
Маркировка сопла |
Внутр. диаметр, дюймы (мм) |
Угол распыления |
Ширина струи * |
Цвет фильтра |
Водорастворимые и содержащие растворители лаки и эмалевые краски, масла, разделительные средства |
107 |
0,007 (0,18) |
10 ° |
100 |
X |
207 |
0,007 (0,18) |
20 ° |
120 |
X |
|
307 |
0,007 (0,18) |
30 ° |
150 |
X |
|
407 |
0,007 (0,18) |
40 ° |
190 |
X |
|
109 |
0,009 (0,23) |
10 ° |
100 |
X |
|
209 |
0,009 (0,23) |
20 ° |
120 |
X |
|
309 |
0,009 (0,23) |
30 ° |
150 |
X |
|
409 |
0,009 (0,23) |
40 ° |
190 |
X |
|
509 |
0,009 (0,23) |
50 ° |
225 |
X |
|
609 |
0,009 (0,23) |
60 ° |
270 |
X |
|
Синтетические порошкообразные лаки, лаки ПВХ |
111 |
0,011 (0,28) |
10 ° |
100 |
X |
211 |
0,011 (0,28) |
20 ° |
120 |
X |
|
311 |
0,011 (0,28) |
30 ° |
150 |
X |
|
411 |
0,011 (0,28) |
40 ° |
190 |
X |
|
511 |
0,011 (0,28) |
50 ° |
225 |
X |
|
611 |
0,011 (0,28) |
60 ° |
270 |
X |
|
Лаки, лаки первого покрытия, грунтовочные лаки, наполнители |
113 |
0,013 (0,33) |
10 ° |
100 |
XX |
213 |
0,013 (0,33) |
20 ° |
120 |
XX |
|
313 |
0,013 (0,33) |
30 ° |
150 |
XX |
|
413 |
0,013 (0,33) |
40 ° |
190 |
XX |
|
513 |
0,013 (0,33) |
50 ° |
225 |
XX |
|
613 |
0,013 (0,33) |
60 ° |
270 |
XX |
|
813 |
0,013 (0,33) |
80 ° |
330 |
XX |
|
Наполнители, антикоррозионная краска |
115 |
0,015 (0,38) |
10 ° |
100 |
X |
215 |
0,015 (0,38) |
20 ° |
120 |
X |
|
315 |
0,015 (0,38) |
30 ° |
150 |
X |
|
415 |
0,015 (0,38) |
40 ° |
190 |
X |
|
515 |
0,015 (0,38) |
50 ° |
225 |
X |
|
615 |
0,015 (0,38) |
60 ° |
270 |
X |
|
715 |
0,015 (0,38) |
70 ° |
300 |
X |
|
815 |
0,015 (0,38) |
80 ° |
330 |
X |
|
Антикоррозионная краска, латексная краска, дисперсии |
117 |
0,017 (0,43) |
10 ° |
100 |
X |
217 |
0,017 (0,43) |
20 ° |
120 |
X |
|
317 |
0,017 (0,43) |
30 ° |
150 |
X |
|
417 |
0,017 (0,43) |
40 ° |
190 |
X |
|
517 |
0,017 (0,43) |
50 ° |
225 |
X |
|
617 |
0,017 (0,43) |
60 ° |
270 |
X |
|
717 |
0,017 (0,43) |
70 ° |
300 |
X |
|
817 |
0,017 (0,43) |
80 ° |
330 |
X |
|
219 |
0,019 (0,48) |
20 ° |
120 |
X |
|
319 |
0,019 (0,48) |
30 ° |
150 |
X |
|
419 |
0,019 (0,48) |
40° |
190 |
X |
|
519 |
0,019 (0,48) |
50 ° |
225 |
X |
|
619 |
0,019 (0,48) |
60 ° |
270 |
X |
|
719 |
0,019 (0,48) |
70 ° |
300 |
X |
|
819 |
0,019 (0,48) |
80 ° |
330 |
X |
|
919 |
0,019 (0,48) |
90 ° |
385 |
X |
|
Огнезащита |
221 |
0,021 (0,53) |
20 ° |
120 |
X |
321 |
0,021 (0,53) |
30 ° |
150 |
X |
|
421 |
0,021 (0,53) |
40 ° |
190 |
X |
|
521 |
0,021 (0,53) |
50 ° |
225 |
X |
|
621 |
0,021 (0,53) |
60 ° |
270 |
X |
|
721 |
0,021 (0,53) |
70 ° |
300 |
X |
|
|
0,021 (0,53) |
80 ° |
330 |
X |
|
921 |
0,021 (0,53) |
90 ° |
385 |
X |
|
Кровельные 821 покрытия |
223 |
0,023 (0,58) |
20 ° |
100 |
X |
323 |
0,023 (0,58) |
30 ° |
120 |
X |
|
423 |
0,023 (0,58) |
40 ° |
150 |
X |
|
523 |
0,023 (0,58) |
50 ° |
190 |
X |
|
623 |
0,023 (0,58) |
60 ° |
225 |
X |
|
723 |
0,023 (0,58) |
70 ° |
300 |
X |
|
823 |
0,023 (0,58) |
80 ° |
330 |
X |
|
Толстопленочные материалы, защита от коррозии, шприцевая шпаклевка |
225 |
0,025 (0,64) |
20 ° |
120 |
X |
325 |
0,025 (0,64) |
30 ° |
150 |
X |
|
425 |
0,025 (0,64) |
40 ° |
190 |
X |
|
525 |
0,025 (0,64) |
50 ° |
225 |
X |
|
625 |
0,025 (0,64) |
60 ° |
270 |
X |
|
725 |
0,025 (0,64) |
70 ° |
300 |
X |
|
825 |
0,025 (0,64) |
80 ° |
330 |
X |
|
227 |
0,027 (0,69) |
20 ° |
150 |
XX |
|
427 |
0,027 (0,69) |
40 ° |
190 |
XX |
|
527 |
0,027 (0,69) |
50 ° |
225 |
XX |
|
627 |
0,027 (0,69) |
60 ° |
270 |
XX |
|
827 |
0,027 (0,69) |
80 ° |
330 |
XX |
|
529 |
0,029 (0,75) |
50 ° |
225 |
XX |
|
629 |
0,029 (0,75) |
60 ° |
270 |
XX |
|
231 |
0,029 (0,75) |
20 ° |
120 |
XX |
|
331 |
0,029 (0,75) |
30 ° |
150 |
XX |
|
431 |
0,029 (0,75) |
40 ° |
190 |
XX |
|
531 |
0,029 (0,75) |
50 ° |
225 |
XX |
|
631 |
0,029 (0,75) |
60 ° |
270 |
XX |
|
731 |
0,029 (0,75) |
70 ° |
300 |
XX |
|
831 |
0,029 (0,75) |
80 ° |
330 |
XX |
|
433 |
0,033 (0,84) |
40 ° |
190 |
XX |
|
533 |
0,033 (0,84) |
50 ° |
225 |
XX |
|
633 |
0,033 (0,84) |
60 ° |
270 |
XX |
|
235 |
0,035 (0,90) |
20 ° |
120 |
XX |
|
335 |
0,035 (0,90) |
30 ° |
150 |
XX |
|
435 |
0,035 (0,90) |
40 ° |
190 |
XX |
|
535 |
0,035 (0,90) |
50 ° |
225 |
XX |
|
635 |
0,035 (0,90) |
60 ° |
270 |
XX |
|
735 |
0,035 (0,90) |
70 ° |
300 |
XX |
|
835 |
0,015 (0,38) |
80 ° |
330 |
XX |
|
539 |
0,039 (0,99) |
50 ° |
225 |
XX |
|
Применение в тяжелых условиях |
243 |
0,043 (1,10) |
20 ° |
120 |
X |
443 |
0,043 (1,10) |
40 ° |
190 |
X |
|
543 |
0,043 (1,10) |
50 ° |
225 |
X |
|
252 |
0,052 (1,30) |
20 ° |
120 |
X |
|
552 |
0,052 (1,30) |
50 ° |
225 |
X |
|
261 |
0,061 (1,55) |
20 ° |
120 |
X |
|
461 |
0,061 (1,55) |
40 ° |
190 |
X |
|
263 |
0,063 (1,60) |
20 ° |
120 |
X |
|
463 |
0,063 (1,60) |
40 ° |
190 |
X |
|
267 |
0,067 (1,70) |
20 ° |
120 |
X |
|
467 |
0,067 (1,70) |
40 ° |
190 |
X |
Маркировка сопла
Дает пояснения касательно угла распыления и внутреннего диаметра
Пример: сопло 517
Угол распыления 50 градусов
Внутренний диаметр 0,017 дюйма
Ширина струи
Идеальное расстояние до объекта составляет примерно 30 см
Угол сопла определяет ширину струи: например, 225 мм в случае сопла 517
Настройка краскопульта для покраски автомобиля
SONY DSCЗдравствуйте читатели блога kuzov.info!
В этой статье рассмотрим основы настройки краскопульта для покраски автомобиля.
Смысл похож на открывание замка сейфа с определённой комбинацией: вращение отдельных дисков кодового замка не даст ничего, только при полном совпадении всей комбинации дверца открывается.
Большинство покрасочных пистолетов имеют 3 базовых регулировки, которыми можно настроить краскопульт на оптимальное распыление какого-либо материала. Это подача краски, подача воздуха и регулировка формы факела.
Как работают регуляторы краскопульта?
- Регулятор подачи краски находится сразу за иглой. Настройка происходит поворотами по часовой стрелке (уменьшение подачи краски) и против часовой стрелки (увеличение подачи краски). Регулировка подачи краски влияет на расположение иглы. Чем больше выкручено оборотов от полностью закрученного состояния, тем больше игла отодвигается назад от головки распылителя, и тем больше проходит краски через сопло при нажимании курка краскопульта.
- Регулятор формы факела обычно располагается сбоку корпуса покрасочного пистолета. Он регулирует количество воздуха, который проходит по воздушным отверстиям, расположенным на выступах головки распылителя. Воздух, который выходит из этих отверстий помогает придать форму выдуваемой краске и формирует факел. С полностью открытым регулятором формы факела, воздух будет равномерно распределяться во все воздушные каналы головки распылителя. Получается овальный сигарообразный факел. Если Вы начнёте закрывать этот регулятор, то это начнёт ограничивать воздух, который проходит через отверстия, расположенные на выступах воздушной головки распылителя. Когда Вы полностью закрываете регулятор факела, то получится факел в форме круглого пятна.
- Регулятор подачи воздуха могут иметь не все покрасочные пистолеты. Регулировкой подачи воздуха можно произвести более тонкую настройку подачи воздуха, после выставления необходимого давления. Обычно, регулятор подачи воздуха должен быть открыт полностью. Давление выставляется регулятором с манометром, который встраивается между шлангом и краскопультом. Регулятор подачи воздуха настраивает количество воздуха, которое выходит из отверстий в головке распылителя и расщепляет краску на маленькие капли.
Как настроить краскопульт для покраски автомобиля?
Цель настроек — добиться «облака» при распылении. Это будет говорить о хорошем расщеплении краски воздухом.
Вообще, нужно вывести свою технику настройки краскопульта. Смысл такой, что нужно начать с основных рекомендаций, а со временем экспериментировать и настраивать краскопульт так, как Вам удобнее.
Регулятор подачи воздуха
Когда этот регулятор полностью закручен по часовой стрелке, то подача воздуха закрыта. Можно экспериментальным путём отрегулировать подачу воздуха. Слишком большая подача воздуха может дать излишний переопыл. Также, будет получаться сухое ЛКП.
Слишком маленькая подача воздуха может быть причиной плохого расщепления воздухом краски на мелкие капли. Будут заметны крупные капли на поверхности при распылении. Не будет образовываться правильного «облака» распыления.
Многие маляры используют регулятор давления, который устанавливается на входе воздушного шланга в покрасочный пистолет. Это самый корректный способ поставить рекомендованное для распыления давление воздуха. Если использовать регулятор, который стоит на компрессоре, то нужно помнить, что на каждый метр воздушного шланга происходит падение давления. То есть выставленное на компрессоре давление будет отличаться от давления, которое будет на краскопульте.
Регулятор подачи краски
Поворачивая регулятор подачи краски по часовой стрелке, сокращается подача краски.
Настройку этого параметра лучше производить, выкрутив на максимум подачу краски и факела. Теперь, чтобы выставить нужное давление, нужно нажать на курок наполовину, так, чтобы пошёл воздух. Теперь на регуляторе давления, который идёт на входе в пистолет, выставляете нужное давление. Теперь можно нажать курок сильнее, чтобы начала распыляться краска. Нужно сделать пробное распыление на какую-нибудь поверхность для тестирования (к примеру, маскировочную бумагу) и посмотреть, как выглядит распылённая краска. После изменения факела, нужно снова проверить давление воздуха, так как оно поменяется при сокращении ширины факела. Теперь нужно настроить подачу краски.
Если подача слабая, то потребуется много времени для нанесения краски на поверхность. Если подача слишком большая, то может возникнуть проблема с недостаточным объёмом воздуха для распыления большого объёма поступающей краски.
При увеличении подачи краски, нужно увеличивать подачу воздуха и скорость движения краскопульта во время покраски. Обе эти регулировки влияют на скорость покраски поверхности.
Некоторые маляры выкручивают подачу краски полностью, при этом ускоряя движение краскопульта при покраске и немного увеличивая расстояние до поверхности. Преимущество такой настройки в том, что у Вас гарантированно будет хорошо укрывать и растекаться краска и лак при любой температуре. Недостатком является то, что при недостаточном навыке можно наделать подтёков.
Регулятор формы факела
Этот регулятор изменяет форму факела при распылении.
Некоторые маляры выкручивают регулятор факела полностью, но есть некоторые тонкости при такой настройке. Наблюдается эффект сухости краски на краях факела. Также, недостатком может быть небольшой перерасход материала. Поэтому нужно выкрутить регулятор полностью, а потом немного закрутить обратно.
Слишком маленький факел, распылит слишком много краски в концентрированном месте. Это повлечёт за собой подтёки и полосы при окраске. Уменьшение факела должно сопровождаться уменьшением подачи распыляемого материала.
Сигарообразная форма факелаШирокий овальный факел позволяет окрашивать площадь быстрее и равномернее. Если ширина факела маленькая, то нужно сделать больше проходов, чтобы покрасить поверхность, а также в таком факеле концентрируется больше краски и возникает опасность подтёков.
Можно вращать головку распылителя и тем самым менять угол факела. Чаще всего используется факел в вертикальном положении, но также может быть применено горизонтальное положение факела. Это может понадобиться при окрашивании вертикальных узких деталей.
Настройка зависит от того, какая работа предстоит. Если Вы хотите загрунтовать небольшую площадь, то Вам нужен будет небольшой факел, чтобы опыл от грунта не разбрызгивался повсюду. При покраске всей детали целиком, факел должен быть широким, чтобы нормально нанести краску и не наделать полос.
Пробное распыление
Приклейте отрезок маскировочной бумаги на стену. На нём Вы сможете сделать пробные распыления.
Выставьте необходимое давление на краскопульте, используя регулятор. Нужно выставлять давление при нажатом курке. Сначала полностью закройте подачу воздуха, нажмите курок до состояния, когда выдувается воздух, но не краска. Далее выставьте нужное давление так, чтобы оно не менялось при выдуваемом воздухе. Далее можно отпустить курок и ваш пистолет будет настроен на необходимое давление и объём воздуха.
Теперь выкрутите на максимум регулятор ширины факела, а потом немного убавьте. После изменения факела, немного изменяется давление на входе в пистолет, поэтому нужно его подкорректировать.
Теперь закрутите полностью регулятор подачи краски. Далее откройте его на 2 полных оборота (4 полуоборота).
Можно начинать пробное распыление
Держите пистолет перед бумагой для пробного распыления ровно, на расстоянии 15–20 см. Теперь полностью нажните на курок и сразу отпустите. Тестовое распыление должно выглядеть в форме «сигары» с полным прокрасом внутри и с плавными краями по бокам (см. иллюстрацию).
Какие могут быть проблемы при тестовом распылении и в чём их причина?
Центр должен быть полностью окрашен без подтёков. Если возникают подтёки, то, возможно, краскопульт слишком близко от поверхности, либо долго распыляется краска во время теста. Если расстояние и время тестового распыления в норме, то краскопульт отрегулирован на слишком большую подачу краски. Нужно немного убавить подачу.
Нужно, чтобы покрасочный пистолет распылял как можно более мелкие капли, при этом сохранял хорошую укрывистость.
Слишком большое давление воздуха при покраске будет причиной формирования слишком маленьких капель, и краска будет разлетаться повсюду. При избыточном давлении происходит перерасход распыляемого материала. Та краска, которая долетает до поверхности, формирует сухое покрытие, которое выглядит матовым и блеклым. Высокое давление при распылении может быть причиной формирования факела в виде цифры 8. Такой факел оставляет полосы при окрашивании.
При слишком маленьком давлении капли получаются большими, что становится причиной крупной шагрени при покраске (эффект «апельсиновой корки»).
Другие факторы, влияющие на характеристики распыления
Есть другие факторы, которые влияют на характеристики распыления, которые не связаны с регулировками краскопульта.
Разбавление краски
Когда краска разбавлена, то её легче распылять, но разбавление влияет на скорость сушки. Слишком много разбавителя может вызвать проблемы в конечном результате. Обычно, не должно быть разбавителя в краски более 10%.
Расстояние от поверхности
Обычно рекомендуется расстояние от поверхности порядка 30 см. Это расстояние можно варьировать, в зависимости от вязкости краски. Если краска разведена жидко, то можно немного увеличить дистанцию от поверхности.
Скорость движения краскопульта
То, как быстро движется покрасочный пистолет, влияет на количество жидкости, которое наносится на поверхность в момент времени. При медленном движении будет формироваться более толстый слой. Быстрое движение краскопульта будет давать более тонкий слой. При слишком быстром движении плёнка ЛКП может не сформироваться, так как краски на поверхности будет мало и её капли не будут сливаться друг с другом. Но, опять же, всё зависит от настроек краскопульта и вязкости краски. Если краска разведена жидко и подача краски выкручена на максимум, то быстрая скорость движения краскопульта во время покраски – это необходимость.
[adsp-pro‑4]
Печатать статью
Ещё интересные статьи:
Как удачно выбрать краскопульт для покраски авто
Краскопульт принадлежит к числу важнейших инструментов, необходимых для проведения ремонтной окраски автомобиля. Особенностью его применения является распыление краски воздушно-капельным путем, т.е. под давлением сжатого воздуха. Современный рынок отличается приятным разнообразием и, как следствие, особенно актуальным становится вопрос, какой краскопульт выбрать среди множества представленных в магазине брендов, и на какие характеристики следует обратить внимание при покупке.
Краскораспылитель современного типа был изобретен еще в начале прошлого века, однако, конструкций его множество. Различие систем в первую очередь обусловлено способом работы. Несмотря на внешнее сходство всех пневматических пистолетов, краскопульты серьезно различаются по строению внутренних воздушных головок, а также конструкции проводящих воздух каналов. Данные особенности каждого конкретного краскораспылителя значительно влияют на удобство его эксплуатации при выполнении покрасочных работ, а также на скорость и качество выполнения поставленной задачи.
Устройство краскопульта
Для того чтобы иметь отчетливое представление о том, как выбрать краскопульт пневматический следует познакомиться с устройством стандартного малярного пистолета. Следующие системы регулировки присутствуют на любом современном краскопульте:
- Регулятор подачи воздуха. Служит для тонкой настройки выходного давления.
- Регулятор формы факела. Необходим для подбора оптимальной формы распылителя непосредственно во время покрасочных работ.
- Регулятор открытия форсунки (хода иглы). Отвечает за количество подаваемой краски.
Представленные на рынке краскопульты разделяются в соответствии с техническими особенностями следующим образом:
- HTE (High Transfer Efficiency) – высокая эффективность передачи
- LVLP (Low Volume Low Pressure) – низкий объём, низкое давление
- RP (Reduced Pressure) – пониженное давление
- HVLP (High Volume Low Pressure) – высокий объем, низкое давление
- HP (High Pressure) – высокое давление
- MP (Middle Pressure) – среднее давление
- LVMP (Low Volume Middle Pressure) – низкий объем и среднее давление
Далее, особенности работы каждой из систем рассмотрены досконально. Выявление всех плюсов и минусов позволяет наиболее точно ответить на вопрос: как выбрать электрический краскопульт и использовать особенности его характеристик максимально эффективно для гаражной или ремонтной окраски?
Система краскопультов с высоким давлением
Краскопульты системы НР занимают сегодня заслуженное первое место среди систем для гаражной покраски автомобиля. Их особенностью является высокое давление материала. На выходе из распыляющей головки оно составляет порядка полутора атмосфер. Рекомендуемое давление на входе для краскопульта системы High Pressure составляет 2.5–5 атмосфер. Расход воздуха при этом достаточно низкий и варьируется в объемах от 100 до 300 литров в минуту. Достоинства систем НР:
- Широкий факел, с помощью которого достигается равномерное нанесение покрасочных материалов
- Относительно высокая скорость нанесения
Минусы систем НР:
- Главным минусом является низкий процент переноса краски. Большая часть купленного материала (до 65%) просто улетает в воздух от рикошетов об окрашиваемую поверхность из-за слишком высокого давления. Так, отлетающая краска превращается в туман и постепенно оседает, окрашивая всё вокруг.
- Высокое давление вызывает завихрения потоков воздуха, вследствие чего мусор особенно активно липнет к окрашиваемой поверхности. После применения системы окраски НР неизбежны такие операции, как шлифовка и полировка.
Система краскопультов HVLP
Придуманные в 80-х годах прошлого столетия, краскопульты системы большого объема и низкого давления являли своей целью нанесение минимального урона окружающей среде. Конструкция краскораспылителей данного типа предусматривает специальное строение воздушных каналов, при котором не менее 65% материала переносится на обрабатываемую поверхность. Такой показатель достигается благодаря низкому (~0,7 атмосфер) давлению на выходе и достаточно высокому (~2,5-3 атм.) давлению на входе.
Как следствие, при применении краскопульта системы HVLP в воздух улетает всего 20-35% рабочего материала. Результатом использования данной технологии, в итоге, стала не только забота об окружающей среде, но и существенная экономичность. Невысокая скорость материала на выходе из сопла краскопульта позволяет уменьшить объемы улетающей в воздух от рикошета краски. Как следствие – тумана образуется меньше, но и наносить материал из краскораспылителя системы HVLP следует на достаточно близком (~12-15 см) расстоянии. Достоинства систем HLVP:
- Высокая экономичность
- Относительно высокие экологические характеристики
- Малое образование тумана
- Минимальное количество мусора на окрашиваемой поверхности
Недостатки системы HVLP:
- Высокое потребление воздуха (от 360 литров в минуту). Как следствие – необходим мощный компрессор.
- Увеличенный диаметр воздухопровода
- Необходимость установки дополнительных фильтров очистки воздуха от масла и влаги как следствие высокой мощности компрессора
- Высокий профессионализм маляра просто необходим при работе с краскопультом данного типа. В противном случае гарантированы подтеки краски, стоит лишь чуть задержать руку в одном месте при проводке.
- Красить в некоторых местах крайне неудобно за счет малой дальности дистанции работы краскопульта HVLP
Система краскопультов LVLP
Одной из последних разработанных систем краскопультов является система, работающая с низким объемом материала и низким давлением. Представляя, по сути, компромисс между системами HVLP и HP, новая разработка демонстрирует перспективное решение, избавленное от главных недостатков своих предшественников. В системе LVLP давление на выходе достигает 0.7-1.2 атм., а на входе измеряется значениями от 1.5 до 2 атм.
Получаемый процент переноса краски в итоге составляет более 65%, сжатого воздуха при этом потребляется от 150 до 350 литров, что на порядок меньше, чем в системах HVLP. Также имеет место увеличение расстояния до окрашиваемой поверхности на 5-10 см относительно системы HVLP, что позволяет проще окрашивать труднодоступные места. Достоинства системы LVLP:
- Невысокое потребление воздуха (150-350 л.)
- Высокий (от 65%) процент переноса материала на окрашиваемую поверхность
- Пониженная чувствительность к перепадам давления компрессора
Недостатки системы LVLP:
Прочие системы, такие как RP, MP, LVMP, HTE являются комбинацией трех описанных систем (HVLP, HLVP, LVLP), и их технические особенности не нуждаются в подробном освещении.
Соответственно способу подачи лакокрасочного материала на распылитель следует выделить два основных. Первый – возможность подачи краски с помощью увеличивающего давление шланга, подцепленного к краскопульту. Такой способ используется при окраске больших однотонных площадей. Второй – покраска деталей краскопультом с бачком, объем которого не сильно велик, однако достаточен для непрерывной работы в течение примерно часа (в зависимости от используемой краски).
Главные критерии выбора
Соответственно задаче, профессиональный маляр в своей работе использует от трех и более аппаратов для распыления краски. Объясняется это персональными особенностями каждого конкретного типа. Вам следует определиться с основными требованиями, предъявляемыми к приобретаемому краскораспылителю. Ниже рассмотрено, как и какой краскопульт выбрать для максимально эффективного использования в покрасочных работах заданного типа.
Как видно из основных характеристик систем распыления, наиболее оптимальным выбором для гаражных работ будет краскораспылитель системы LVLP. Однако есть множество нюансов, которые следует учесть при выборе пневматического краскопульта. Это, несомненно, производитель, стоимость и, конечно же, компрессор, необходимый для работы вашего распылителя.
Если последний у вас уже имеется, то при подборе распылителя краски необходимо учитывать его мощность. Так, при малой мощности подающего воздух аппарата, к примеру, 250 литров, не стоит выбирать краскопульт системы HVLP, т.к. компрессор просто не сможет обеспечить необходимые для работы объемы воздуха.
При работе краскопульта важнейшую роль играет размер сопла. Для правильного его выбора необходимо знать производительность используемого краскораспылителя. К примеру, чтобы цвет базы, налитой из одного и того же ведра, но нанесенной с помощью краскораспылителей разных производителей с различными характеристиками не отличался после покраски, необходимо устанавливать на эти краскопульты сопла с разными диаметрами. Отличие в размерах форсунок может быть порядка 0.1 мм, но на полученный после нанесения краски цвет может повлиять кардинально. Вязкость применяемого материала при выборе сопла также критична, как и производительность краскопульта.
При работе с сильно вязкими материалами и грунтами сам метод распыления имеет не столь большое значение, как в случае нанесения грунтового покрытия методом «мокрый по мокрому». В последнем случае, характеристики должны быть как у краскопульта, настроенного для нанесения лака. На сегодняшний день данный способ окраски составляет порядка 70-80% от общей ремонтной окраски. У профессионального маляра под рукой всегда должны быть два грунтовочных краскопульта.
- Как следствие, выбирать пневматический краскопульт следует из моделей с потреблением воздуха никак не выше уровня производительности вашего компрессора
- Все возможные регулировки на краскопульте должны быть доступны и открыты, на входном манометре необходимо производить постоянный контроль входящего давления сжатого воздуха
- Необоснованно выставленные характеристики и настройки краскораспылителя могут обернуться неповторением наносимого декоративного покрытия. Это случится наверняка, если в базовой эмали имеются перламутры со сложной игрой цвета. Даже если сама краска подобрана безошибочно.
- Для покраски пары деталей не стоит тратиться на дорогую систему распыления, для скромных целей вполне может подойти китайский аналог, способный значительно сэкономить вам средства.
- Размер сопла (форсунки, дюзы) должен быть адекватен размеру зерна распыляемого материала. Меньше зерно – меньше диаметр сопла.
- Для базовых покрытий «металлик» это 1.2-1.3 мм
- Для лака и акриловых красок – 1.4-1.5 мм
- Для акриловых 2К грунтов оптимальными размерами сопла будут 1.5-1.7 мм
- Для нанесения жидкой шпатлевки – 1.7-2.0 мм (иногда, возможно больше, что необходимо уточнять в технических характеристиках у производителя)
- Для первой покраски, в качестве универсального, подойдет краскопульт с дюзой 1.4 мм. Его можно использовать и для грунтовых работ, добавляя растворителя в грунт чуть больше нормы, для достижения более жидкой консистенции.
- В продаже бывают сменные комплекты сопл и игл с довольно широкой линейкой диаметров. Подобный комплект сделает ваш краскопульт универсальным.
Теперь, зная принципы работы и основные характеристики распылителей краски, вы четче представляете себе, как выбрать электрический краскопульт, какой краскораспылитель подходит именно для ваших задач, и можете смело интересоваться об особенностях работы той или иной модели у продавца.
Если вы собираетесь заниматься покраской автомобилей достаточно часто или профессионально, то, несомненно, со временем у вас появится весь набор необходимых инструментов, каждый из которых будет «заточен» под свою работу и будет выделяться оригинальными техническими данными. А вопрос, какой краскопульт выбрать, вы будете решать, не выходя из собственного гаража.
Как правильно красить краскопультом автомобиль?
Приветствую дорогие читатели!
В этой статье разберём процесс покраски краскопультом. Эта тема будет интересна новичкам, осваивающим малярное дело, а также мастерам, которые не до конца разобрались в тонкостях покраски краскопультом и пока не могут добиться стабильного качества покраски.
Правильно настроенный покрасочный пистолет при правильной технике применения способен сформировать лакокрасочное покрытие такого качества, которое не достижимо другим средствам и способам нанесения краски.
Перед покраской важно правильно настроить покрасочный пистолет и правильно развести краску или лак. Про настройку краскопульта можете прочитать подробную статью.
Важно практиковаться
Практика помогает достичь совершенства. Важно практиковаться, используя правильную технику исполнения. Иначе, сколько не упражняйся, выработаешь неправильные навыки, которые не помогут достигнуть желанных результатов.
Многое зависит от покрасочного пистолета. Также, немаловажно правильно подготовить поверхность перед покраской. Если собираетесь заниматься покраской автомобилей постоянно, то при покупке краскопульта, лучше покупать самый лучший экземпляр, который Вы сможете себе позволить. Подробнее о выборе краскопульта можете прочитать в отдельной статье этого блога.
Покраска – это определённая последовательность и слаженность действий. Если Вы выработаете для себя эту последовательность, и будете постоянно повторять, то быстро научитесь делать всё правильно. Как роботы красят на конвейере, запрограммированные делать одно и тоже каждый раз. Нужно делать ровные проходы, перекрывающие друг друга с одинаковой скоростью и расстоянием. Угол нанесения всегда должен быть перпендикулярным к окрашиваемой поверхности. Самое основное, над чем должен работать новичок – это скорость и расстояние.
Скорость движения покрасочного пистолета
Скорость движения покрасочного пистолета – это главная проблема для начинающих маляров.
Если красите слишком быстро, то у Вас будут проблемы с сухостью покрытия, а также недостаточной укрывистостью. Скорость зависит от вязкости распыляемого материала. Можно увеличить скорость, если вязкость краски или лака позволяет, без ущерба качеству покрытия. Краска должна хорошо растекаться, при этом, не создавая подтёков.
Дистанция от краскопульта до поверхности
Кроме соблюдения постоянной скорости движения покрасочного пистолета, важно выдерживать одинаковое расстояние краскопульта до окрашиваемой поверхности. В этом вся сложность для начинающего маляра. Несоблюдение правильной дистанции ведёт к появлению дефектов покраски.
Расстояние от краскопульта до поверхности зависит от распыляемого материала, давления воздуха и варьируется от 15 до 25 см. (размер раскрытой руки, см. рис.)
Расстояние от краскопульта до поверхностиЕсли покрасочный пистолет слишком далеко от поверхности, то Вы получите сухое покрытие. Распылённая краска будет долетать до поверхности уже сухой.
Распыление краски со слишком близкого расстояния может стать причиной подтёков. Если всё же хотите распылять краску ближе к окрашиваемой поверхности (но не слишком близко), то нужно увеличить скорость движения покрасочного пистолета. Соответственно, при увеличении расстояния, нужно немного замедлиться.
Всё эта логика понятна и не слишком сложна, но для новичков требуется много практиковаться, чтобы всегда соблюдать дистанцию и расстояние. Всё должно дойти до автоматизма.
Угол распыления
Меняйте угол краскопульта в соответствии с формой поверхностиПокрасочный пистолет нужно держать под одинаковым углом от поверхности, но нужно учитывать контур кузова автомобиля. Важно «повторять» формы кузова краскопультом при нанесении краски. Если не менять угол краскопульта в соответствии с формами кузова, то не будут прокрашиваться некоторые области или краска будет ложиться неправильно.
Для начинающего маляра это выполнить не слишком просто. Опять же, умение приходит с практикой.
Перекрывание слоёв
Каждый последующий слой должен перекрывать предыдущий на 1/3 – ½ прохода. Это нужно для того, чтобы проходы были незаметны и сливались в одно равномерное покрытие, а также, чтобы не оставалось не прокрашенных областей. Во время правильного перекрывания проходов формируется слой краски необходимой толщины.
Распыление нужно начинать за границами детали. Таким образом, хорошо прокрашивается вся деталь, включая её края, а также на кузовную панель распыляется краска из краскопульта, имеющего уже сформированный факел.
Нанесение базы
Цель базового покрытия, которое в дальнейшем покрывается лаком – создать равномерное декоративное покрытие. Базовое покрытие должно полностью укрыть ремонтную деталь, либо старое ЛКП. Его функция — придавать нужный цвет и спрятать ремонтную область. Оно имеет минимальный слой, и не имеет защитной функции. База наносится тонким, не глянцевым слоем.
Нанесение лака
Лак имеет другую функцию. Его цель – сформировать прозрачный, глянцевый защитный слой. Лак наносится на базу. Его слой гораздо толще базового декоративного покрытия.
Один из вариантов сформировать глянцевый лаковый слой нужной толщины – использовать покрасочный пистолет с дюзой большего размера. Это поможет нанести более толстый слой.
Можно, также, наносить лак тем же краскопультом, что и базу, немного изменив его настройку. К примеру, увеличивая подачу краски и немного уменьшая факел, можно наносить лак, формируя гладкую поверхность с хорошим глянцем. Не нужно нарушать время сушки между слоями. Если наносить второй слой лака, выждав мало времени, то могут появиться подтёки. Также, раннее нанесение второго слоя может стать причиной появления кратеров. Это происходит, когда растворитель из нижнего слоя испаряется, а следующие слои уже сформировали плёнку.
Формируйте глянцевое покрытие
При нанесении лака или акриловой краски (с отвердителем, которая будет служить защитным слоем) с помощью краскопульта, требуется так распылить лакокрасочный материал, чтобы сформировалось не пористое глянцевое покрытие.
Уже в момент распыления нужно перед движением руки с покрасочным пистолетом контролировать появление глянца и, как только он появился, Вы продолжаете двигать краскопульт дальше. Для этого требуется хорошее освещение в мастерской, где происходит покраска. Смотреть на «появление» глянца нужно сбоку, под острым углом.
В дальнейшем, выработается навык, и Вы будете чувствовать, с какой скоростью нужно двигать пистолет в зависимости от вязкости краски и настроек краскопульта.
По собственному опыту могу сказать, что лучше ставить подачу краски как можно больше (а чаще всего на максимум). При этом нужно научиться выдерживать ритм движения краскопульта и нужное расстояние до поверхности. Преимущество такого распыления в том, что лакокрасочный материал будут хорошо растекаться и формировать ровное глянцевое покрытие нужной толщины. Не будет сухой пористой краски при любой температуре в мастерской.
Рекомендации
- Курок нужно нажимать и отпускать за пределами окрашиваемой панели. Таким образом, распыление краски на поверхность должно происходить, когда факел полностью сформирован.
- При приближении краскопульта к поверхности, нужно увеличивать скорость его движения. При близком расстоянии уменьшается контроль над распылением. Любая задержка при движении покрасочного пистолета может быть причиной подтёка. Поэтому, выдерживая расстояние около 30 см, у Вас остаётся право на незначительные задержки при распылении, которые не приведут к появлению дефектов.
- Перед покраской кузовной панели нужно в первую очередь прокрасить её края. При окрашивании закруглённых панелей нужно менять угол краскопульта в соответствии с формой панели.
- При покраске, курок должен быть полностью нажат и краскопультом, нужно делать полный проход, не останавливаясь.
- Не нужно поворачивать краскопульт в конце прохода иначе будет неровно нанесена краска и до 65% краски будет распылено в воздух.
Советуйтесь с опытными малярами
На этапе обучения, важно общаться с опытными малярами, которые смогут указать на ошибки, которые Вы, возможно, допускаете. Правда, не каждый хороший автомаляр сможет доходчиво объяснить процесс покраски краскопультом, но даже наблюдение вблизи за тем, как работает профессионал, может дать пользу. Также, можно многому научиться, просматривая видео-уроки.
Как было написано выше, нужно оттачивать навыки, применяя правильную технику распыления. Не нужно бояться подтёков или других дефектов покраски, нужно понимать причины их появления и стараться улучшить результат. В итоге, навык покраски должен дойти до автоматизма и тогда качество покраски станет стабильно высоким.
[adsp-pro‑4]
Печатать статью