ПРОМЫВКА КАРБЮРАТОРА ВАЗ 2107
Промывка карбюратора в отличие от мойки других агрегатов является таким же важным средством поддержания работоспособности карбюратора, как и регулировка. Принцип работы карбюратора, основанный на движении топлива и воздуха в узких каналах, определяет необходимость постоянно поддерживать чистоту и внутри, и снаружи. Маслянистые отложения на наружной поверхности карбюратора никакого влияния на его работу не оказывают, так как они не могут попасть внутрь, но толстый слой загрязнений на рычажном механизме может ухудшить подвижность рычагов и тяг. В этом случае, а также перед разборкой карбюратора, даже частичной, его наружную поверхность необходимо промыть. Но помните, что при каждой мойке, даже самой тщательной, в приработанные трущиеся пары рычажного механизма попадает дополнительное количество абразива и песка, поэтому не советуем слишком часто мыть карбюратор. По этим же причинам лучше не смазывать рычажный механизм.
Для наружной мойки карбюратора можно использовать неэтилированный бензин, керосин или дизельное топливо. Из соображений противопожарной безопасности предпочтительнее, однако, пользоваться специальными моющими средствами в аэрозольной упаковке, которые смываются водой вместе с загрязнениями. После мойки продуйте поверхность карбюратора сжатым воздухом.
Внутренние поверхности и детали промывайте теми же жидкостями, что и для промывки наружных поверхностей. Но поскольку бензин и керосин плохо растворяют лакообразные отложения в воздушных каналах и жиклерах, более эффективно использовать растворители марок 646–649, ацетон, дихлорэтан, амилацетат и различные спирты.
В последнее время широко распространены так называемые «Очистители карбюратора» в аэрозольных упаковках. Эти высокоэффективные составы, содержащие комплекс сильнодействующих растворителей и моющих присадок, согласно инструкции полагается впрыскивать непосредственно в карбюратор, сняв крышку воздушного фильтра. Они практически мгновенно растворяют плотные лакообразные загрязнения в воздушных каналах и жиклерах. Однако пользоваться ими надо очень аккуратно и только в тех случаях, когда требуется срочно пустить остановившийся из-за сильного загрязнения карбюратора двигатель. При чрезмерном скоплении загрязнений в карбюраторе и большой порции очистителя загрязнения разрыхляются и мгновенно забивают все воздушные и топливные каналы, поэтому удовлетворительно работавший карбюратор потребует полной разборки для тщательной промывки. Кроме того, у длительно работавшего карбюратора возникшие со временем неплотности в разъемах постепенно забиваются частицами пыли, играющими в данном случае роль дополнительного уплотнения. Очиститель вымоет эти частицы, в результате нормальная работа карбюратора без замены прокладок и уплотнителей будет невозможна. По этой причине лучше использовать это высокоэффективное средство для промывки разобранного карбюратора.
Всегда строго соблюдайте одно из главных правил промывки карбюратора: никогда не протирайте вымытые детали, особенно жиклеры, пусть и абсолютно чистой ветошью. Даже малозаметная ворсинка, попав, например, в топливный жиклер системы холостого хода, полностью прекратит топливоподачу и остановит двигатель. После мойки сушите детали только продувкой сильной струей сжатого воздуха. По этой же причине не удаляйте ветошью осадок на дне поплавковой камеры. Вместе с бензином его нужно осторожно откачать резиновой грушей. Если с первой попытки не удалось удалить весь осадок, долейте в поплавковую камеру чистый бензин и повторите операцию до полной очистки дна камеры. После этого продуйте ее сжатым воздухом.
Нет необходимости слишком часто вскрывать карбюратор для промывки поплавковой камеры только в профилактических целях. Отложения на дне камеры накапливаются плотным слоем, а сравнительно высокое расположение главных топливных жиклеров над дном камеры не дает им попасть в каналы карбюратора. Отложения могут накапливаться годами на дне поплавковой камеры, не оказывая влияния на работу карбюратора. Если же их стало так много, что появились явные признаки засорения главных топливных жиклеров, исправить положение лишь промывкой дна камеры не удастся. В этом случае потребуется более углубленная разборка карбюратора для более тщательной промывки.
Приведенные ниже операции по разборке и промывке для наглядности показаны на снятом с двигателя карбюраторе, но их нетрудно выполнить и на карбюраторе, установленном на автомобиле.
Карбюратор Ваз-2107 | Автолюбители
Карбюратор
Схема карбюратора «Озон»
1 — винт регулировки хода впускного клапана ускорительного насоса;
2 — крышка карбюратора;
3 — топливный жиклер переходной системы второй камеры;
4 — воздушный жиклер переходной системы;
5 — воздушный жиклер эконостата;
6 — топливный жиклер эконостата;
7 — главный воздушный жиклер второй камеры;
8 — эмульсионный жиклер эконостата;
9 — пневмопривод дроссельной заслонки второй камеры;
10 — малый диффузор;
11 — жиклеры;
12 — нагнетательный клапан ускорительного насоса;
13 — распылитель ускорительного насоса;
14 — воздушная заслонка;
15 — главный воздушный жиклер первой камеры;
16 — жиклер пускового устройства;
17 — автоматическое пусковое устройство;
18 — воздушный жиклер холостого хода;
19 — топливный жиклер холостого хода;
20 — игольчатый клапан подачи топлива;
21 — топливный фильтр;
22 — штуцер подвода топлива;
23 — поплавок;
24 — винт заводской подстройки системы холостого хода;
25 — главный топливный жиклер первой камеры;
26 — регулировочный винт качества рабочей смеси;
27 — регулировочный винт количества рабочей смеси;
28 — дроссельная заслонка первой камеры;
29 — корпус карбюратора;
30 — дроссельная заслонка второй камеры;
31 — корпус дроссельных заслонок;
32 — эмульсионная трубка;
33 — главный топливный жиклер второй камеры;
34 — перепускной жиклер ускорительного насоса;
35 — впускной клапан ускорительного насоса;
36 — рычаг привода ускорительного насоса.
Описание конструкции
На автомобилях ВАЗ-2107 и ВАЗ-21047 в настоящее время устанавливается карбюратор «Озон» модели ДААЗ 2107-1107010. С 1986 года на части автомобилей устанавливается карбюратор ДААЗ 21053-1107010 (модель на базе семейства карбюраторов «Солекс»). На автомобиле ВАЗ-21072 с двигателем меньшего литража использовали карбюратор ДААЗ 2105-1107010, имеющий другие тарировочные данные.
Карбюратор «Озон» – эмульсионного типа, двухкамерный, с падающим потоком. Он имеет одну сбалансированную поплавковую камеру, две главные дозирующие системы, обогатительное устройство (эконостат) во второй камере, автономную систему холостого хода с экономайзером принудительного холостого хода (ЭПХХ), переходные системы первой и второй камер, диафрагменный ускорительный насос с распылителем в первой камере, золотниковое устройство отвода картерных газов в задроссельное пространство, пневматический привод дроссельной заслонки второй камеры. Управление воздушной заслонкой первой камеры – ручное, с тросовым приводом. После пуска двигателя заслонка автоматически приоткрывается пусковым устройством диафрагменного типа под действием разрежения во впускном трубопроводе. Карбюратор снабжен штуцером отбора разрежения для управления вакуумным регулятором опережения зажигания.
Топливо поступает в карбюратор через сетчатый фильтр и игольчатый клапан. Клапан механически связан с поплавком и поддерживает заданный уровень топлива в поплавковой камере.
Из поплавковой камеры топливо поступает через главные топливные жиклеры (первой и второй камер) в эмульсионные колодцы и эмульсионные трубки, где смешивается с воздухом, поступающим через главные воздушные жиклеры. Топливовоздушная эмульсия поступает через распылители в диффузоры карбюратора.
Система холостого хода и экономайзер принудительного холостого хода объединены в одну общую систему.
Система холостого хода отбирает топливо из эмульсионного колодца первой камеры. Топливо проходит через жиклер холостого хода и смешивается с воздухом, поступающим через воздушный жиклер холостого хода и отверстия переходной системы первой камеры. Образовавшаяся эмульсия по двум каналам (один имеет калиброванное отверстие – жиклер, а другой – регулировочный винт – винт качества) подается к отверстию, перекрываемому иглой экономайзера, где дополнительно смешивается с воздухом и далее через эмульсионное отверстие попадает во впускной трубопровод. Количество смеси изменяется регулировочным винтом, который действует на иглу экономайзера, а состав смеси регулируется винтом качества.
При частичном открытии дроссельных заслонок (до включения в работу главной дозирующей системы) топливовоздушная смесь поступает в камеры через переходные отверстия – по два в каждой камере.
Эконостат обеспечивает поступление топлива непосредственно из поплавковой камеры в распылитель эконостата, который расположен в диффузоре второй камеры. Эконостат включается в работу на режимах максимальной мощности, дополнительно обогащая рабочую смесь.
Ускорительный насос – диафрагменного типа, с механическим приводом от оси дроссельной заслонки первой камеры. При резком открытии заслонки порция топлива впрыскивается через распылитель в первую камеру карбюратора, обогащая смесь. Насос снабжен шариковыми клапанами. Один клапан – обратный – расположен в канале, связывающем поплавковую камеру с полостью ускорительного насоса. Он открывается при заполнении полости насоса топливом и закрывается при нагнетании топлива диафрагмой. Другой клапан расположен в распылителе. Он открывается под давлением нагнетаемого топлива и закрывается под действием веса шарика, как только подача топлива прекращается. Избыток топлива при нагнетании перетекает через дренажный канал с жиклером обратно в поплавковую камеру. Производительность насоса зависит от профиля кулачка, диаметра отверстия перепускного жиклера, профиля и длины регулировочной иглы в канале перепускного жиклера. Регулировке в процессе эксплуатации ускорительный насос не подлежит.
Тарировочные данные карбюратора ДААЗ 2107-1107010
Параметры
Первая камера
Вторая камера
Диаметры, мм:
диффузора
22
25
смесительной камеры
28
36
главного топливного жиклера
1,12
1,5
главного воздушного жиклера
1,5
1,5
топливного жиклера холостого хода/ переходной системы
0,5
0,6
воздушного жиклера холостого хода/ переходной системы
1,7
0,7
топливного жиклера эконостата
–
1,5
воздушного жиклера эконостата
–
1,2
эмульсионного жиклера эконостата
–
1,5
воздушного жиклера пускового устройства
0,7
–
жиклера пневмопривода дроссельной заслонки
1,5
1,2
отверстия распылителя ускорительного насоса
0,4
–
перепускного жиклера ускорительного насоса
0,4
–
Подача ускорительного насоса за 10 полных ходов, см 3
7±25%
Маркировка распылителя смеси
3,5
4,5
Маркировка эмульсионной трубки
F15
F15
Зазор между поплавком и крышкой карбюратора с прокладкой, мм
6,5±0,25
Зазоры у заслонок для регулировки пускового устройства, мм:
воздушной
5,5±0,25
дроссельной
0,7–0,8
Пусковое устройство состоит из воздушной заслонки, рычага управления воздушной заслонкой, телескопической тяги, тяги привода дроссельной заслонки, диафрагменного механизма и привода управления дроссельной заслонкой. При вытягивании рукоятки привода («подсоса») воздушной заслонки с места водителя она закрывается, а дроссельная заслонка первой камеры приоткрывается на 0,7–0,8 мм (пусковой зазор). При первых вспышках в цилиндрах разрежение за дроссельной заслонкой передается за диафрагму, которая через шток и тягу приоткрывает воздушную заслонку. Максимальная величина приоткрытия заслонки регулируется упорным винтом диафрагмы, расположенным под винтом-заглушкой.
Все работы по ремонту и регулировке карбюратора, связанные с частичной его разборкой, а потому требующие чистоты и аккуратности, рекомендуем проводить на снятом карбюраторе. Перед разборкой карбюратора небольшой жесткой кистью с невыпадающим волосом с использованием бензина или керосина удаляем грязь с его наружной поверхности. Удобно пользоваться для этой цели аэрозольным баллончиком «для промывки карбюратора» со специальным составом. Используемая ветошь должна быть чистой и не оставлять волокон и нитей.
- Устройство Ваз 2107
Lada 2107 Fuel Saver MAGNUM Лямбда-Эко Экономайзер Датчик Лямбда с Головкой Bosch
Отзывы покупателей о Лямбда-Эко Экономайзер Лямбда Датчик с Головкой Bosch
Средний рейтинг
Простота установки
Качество
СОЕДИНЕНИЕ ЦЕНА К Стоимости
Доставка и упаковка
Клиентская и техническая поддержка
42 Отзывы о клиентах
Премиум 4. 5 до 5 Star83%
. до 4 звезд7%
средняя оценка 3 звезды 5%
плохая оценка 2 до 2,5 звезды 2%
очень плохая оценка ниже 2 звезд 2%
(5/5)
Простота установки
Качество
Соотношение цены и качества
Доставка и упаковка
Клиентская и техническая поддержка
Значительная экономия миль на галлон Датчик кислорода в экономайзере Lambda-Eco с головкой Bosch для Шевроле HHR 2.0 л турбо – Воскресенье, 18:42
Заметный прирост расхода топлива без потери производительности.
8 из 15 пользователей считают этот отзыв полезным.
Был ли этот отзыв полезен?
Да Нет
(5/5)
Простота установки
Качество
Соотношение цены и качества
Доставка и упаковка
Клиентская и техническая поддержка
Эко-набор сделал магию
Отзыв от org/Person»> Ferdynand s. (Барвице, Польша) , проверено на Датчик кислорода в экономайзере Lambda-Eco с головкой Bosch для Мерседес 280SE 3,5 л – Воскресенье, 16:58
Этот эко-набор сотворил чудо с моим классическим 280SE, и я буду рекомендовать ваш продукт всем.
4 из 4 пользователей считают этот отзыв полезным.
Был ли этот отзыв полезен?
Да Нет(1/5)
Простота установки
Качество
Соотношение цены и качества
Доставка и упаковка
Клиентская и техническая поддержка
не подходит к моему широкополосному датчику
Отзыв: индро О., аналитик методов (Саммит, Нью-Джерси, США) , проверено на Датчик кислорода в экономайзере Lambda-Eco с головкой Bosch для Порше 928 5,4 В8 – Воскресенье, 8:41
не подходит к моему широкополосному датчику
2 из 2 человек считают этот отзыв полезным.
Был ли этот отзыв полезен?
Да Нет
(5/5)
Простота установки
Качество
Соотношение цены и качества
Доставка и упаковка
Клиентская и техническая поддержка
делает именно то, что вы хотели бы
Отзыв Сальвиано. (Holland Landing, Канада) , проверено на Датчик кислорода в экономайзере Lambda-Eco с головкой Bosch для Ауди 4000 1,6 л – вторник, 9:46
Очень услужливые ребята, сверхбыстрая доставка с бесплатной доставкой, хорошее качество, и это именно то, что вы ожидаете от усилителя экономики Скверны.
1 из 1 пользователей считают этот отзыв полезным.
Был ли этот отзыв полезен?
Да Нет
(4/5)
Простота установки
Качество
Соотношение цены и качества
Доставка и упаковка
Клиентская и техническая поддержка
определенное увеличение расхода топлива на галлон (округ Лагранж, штат Индиана, США)
, проверено на Датчик кислорода в экономайзере Lambda-Eco с головкой Bosch для Киа Седона 3,8 л – вторник, 8:45Я увидел явное увеличение расхода топлива на галлон, и транскрипция прошла гладко. Не расстраивайтесь, но этот датчик не является сменной заменой, поэтому вам нужно, чтобы его установил сертифицированный технический специалист.
2 из 2 пользователей считают этот отзыв полезным.
Был ли этот отзыв полезен?
Да Нет
(5/5)
Простота установки
Качество
Соотношение цены и качества
Доставка и упаковка
Клиентская и техническая поддержка
точно так, как рекламируется
Отзыв Грант Л., сертифицированный локомотивщик (округ Лагранж, штат Индиана, США)
Это работало именно так, как рекламировалось, без кода MIL, и, в конце концов, машина стала работать немного лучше.
1 из 7 пользователей считают этот отзыв полезным.
Был ли этот отзыв полезен?
Да Нет
(3/5)
Простота установки
Качество
Соотношение цена-качество
Доставка и упаковка
Клиентская и техническая поддержка
Доставка медленная
Отзыв Salviano c. (Holland Landing, Канада)
, проверено на Датчик кислорода в экономайзере Lambda-Eco с головкой Bosch для Ауди 4000 1,6 л – Пятница, 9:46 утрапоставляется медленно и в комплект не входит заглушка датчика o2
1 из 1 пользователей считают этот обзор полезным.
Был ли этот отзыв полезен?
Да Нет
(5/5)
Простота установки
Качество
Соотношение цены и качества
Доставка и упаковка
Клиентская и техническая поддержка
все мои цели
Отзыв org/Person»> ashton E. (Буда, США) , проверено на Датчик кислорода в экономайзере Lambda-Eco с головкой Bosch для Додж Стратус 2.7 л – пятница, 00:33
14 из 16 пользователей считают этот отзыв полезным.
Был ли этот отзыв полезен?
Да Нет
(4/5)
Простота установки
Качество
Соотношение цены и качества
Доставка и упаковка
Клиентская и техническая поддержка
, похоже, увеличился расход топлива (Holland Landing, Канада)
, проверено на Датчик кислорода в экономайзере Lambda-Eco с головкой Bosch для Додж Стратус 2.7 л – пятница, 9:46Быстрая, дружелюбная и полезная поддержка со знанием того, что доставка была быстрой, а эко-датчик, казалось, увеличил расход топлива примерно на 12% на моем Stratus с 27-м двигателем. Меньше, чем ожидалось, но лучше, чем ничего. Работа двигателя не пострадала. На самом деле я доволен.
5 из 13 пользователей считают этот отзыв полезным.
Был ли этот отзыв полезен?
Да Нет
(5/5)
Простота установки
Качество
Соотношение цены и качества
Доставка и упаковка
Клиентская и техническая поддержка
превосходит все ожидания Датчик кислорода в экономайзере Lambda-Eco с головкой Bosch для Kia Ceed Sportwagon 1.6L GDI – Пятница, 9:46 утра
Этот экосенсор превзошел все мои ожидания. Спасибо за отличную техническую поддержку!
2 из 4 пользователей считают этот отзыв полезным.
Был ли этот отзыв полезен?
Да Нет
(4/5)
Простота установки
Качество
Соотношение цены и качества
Доставка и упаковка
Клиентская и техническая поддержка
OK
Отзыв предоставлен org/Person»> Grant l. (округ Лагранж, штат Индиана, США) , проверено на Датчик кислорода в экономайзере Lambda-Eco с головкой Bosch для Киа Седона 3,8 л – пятница, 7:45
OK
2/2считают этот отзыв полезным.
Был ли этот отзыв полезен?
Да Нет
(4/5)
Простота установки
Качество
Соотношение цены и качества
Доставка и упаковка
Клиентская и техническая поддержка
Доставлено увеличение пробега
Проверено G. I., сертифицированным механиком по локомотивам (округ Лагранж, штат Индиана, США)
, проверено на Датчик кислорода в экономайзере Lambda-Eco с головкой Bosch для Киа Седона 3,8 л – пятница, 6:45Поскольку меня всегда не заботил контроль за выбросами, поэтому, хотя моя вялая Sedona в некоторой степени увеличила пробег (9,7% в городе), я ожидал немного большего увеличения MPG.
1 из 1 пользователей считают этот отзыв полезным.
Был ли этот отзыв полезен?
Да Нет
(5/5)
Простота установки
Качество
Соотношение цены и качества
Доставка и упаковка
Клиентская и техническая поддержка
Я рекомендую этот кислородный датчик (Ашленд, Орегон, США)
, проверено на Датчик кислорода в экономайзере Lambda-Eco с головкой Bosch для Вольво В40 1,9л турбо – пятница, 16:557 из 15 пользователей считают этот отзыв полезным.
Был ли этот отзыв полезен?
Да Нет
(5/5)
Простота установки
Качество
Соотношение цена/качество
Доставка и упаковка
Клиентская и техническая поддержка
Впечатление от экобуста
Проверено org/Person»> Shin’ichi O. (Ками-аоки, Япония) , проверено для Датчик кислорода в экономайзере Lambda-Eco с головкой Bosch для Пежо 406-406 купе 3,0 л – пятница, 10:51
Я впечатлен эко-ускорением, но проводка была сложной
0 из 0 человек считают этот отзыв полезным.
Был ли этот отзыв полезен?
Да Нет
(5/5)
Простота установки
Качество
Соотношение цены и качества
Доставка и упаковка
Клиентская и техническая поддержка
мой джип стал чертовски агрессивным , рассмотрено для Датчик кислорода в экономайзере Lambda-Eco с головкой Bosch для джипа чероки 2.4 л – Четверг, 19:42
Поскольку я установил его в местном (удаленном) магазине, я скорее новичок в специфике, но этот тюнер заставил мой джип работать чертовски агрессивно
17 из 22 пользователей считают этот отзыв полезным.
Был ли этот отзыв полезен?
Да Нет
(5/5)
Простота установки
Качество
Соотношение цены и качества
Доставка и упаковка
Клиентская и техническая поддержка
замечено улучшение расхода топлива
Отзыв от Датчик кислорода в экономайзере Lambda-Eco с головкой Bosch для Шевроле Монте-Карло 5,7 л – Понедельник, 7:29ВЕЧЕРА
После доработки и тестирования сразу заметил улучшение расхода топлива. Нет кода неисправности — нет падения производительности. На самом деле подключи и работай, за исключением обжима, но все разъемы включены. Очень легко подключить, и до сих пор эта покупка казалась отличной сделкой. Я буду рекомендовать другим.
0 из 0 человек считают этот отзыв полезным.
Был ли этот отзыв полезен?
Да Нет
(4/5)
Простота установки
Качество
Соотношение цены и качества
Доставка и упаковка
Клиентская и техническая поддержка
ОК, за исключением длины привязи
Отзыв org/Person»> Тами Ю. (Москва, Россия) , проверено для Датчик кислорода в экономайзере Lambda-Eco с головкой Bosch для Мерседес CLS63 АМГ 5,5 л турбо – Понедельник, 15:02
ОК, за исключением длины жгута, красный провод должен быть продлен до зажигания
2 из 4 пользователей считают этот отзыв полезным.
Был ли этот отзыв полезен?
Да Нет
(4/5)
Простота установки
Качество
Соотношение цены и качества
Доставка и упаковка
Клиентская и техническая поддержка
Лучшая экономия топлива
Отзыв isaak (Walbridge) Датчик кислорода в экономайзере Lambda-Eco с головкой Bosch для Фольксваген Пассат 2.8 л ВР6 – Среда, 18:30
Отправлено по бесплатному фиксированному тарифу, доставлено очень быстро, установка прошла без проблем, особенно заметно улучшилась экономия топлива, но все еще неизвестно, насколько эта мелодия для экономии топлива увеличила пробег моего Passat. Проведу 10 тестов и обновлю свой отзыв, если увижу существенные изменения
0 из 1 человек считают этот отзыв полезным.
Был ли этот отзыв полезен?
Да Нет
(5/5)
Простота установки
Качество
Соотношение цены и качества
Доставка и упаковка
Клиентская и техническая поддержка
на вес золота
Отзыв от Tyson (Сент-Круа, Канада) , проверено для Датчик кислорода в экономайзере Lambda-Eco с головкой Bosch для Ниссан Скайлайн 300 3.0 л – вторник, 15:40
WOW сверхбыстрая доставка без денег, ценное обновление, и оно стоит своего веса в алмазе, экологический кислородный датчик сделал все, что должен был сделать, технические помощники делают очень хорошую работу, когда вам это нужно.
34 из 45 пользователей считают этот отзыв полезным.
Был ли этот отзыв полезен?
Да Нет
(5/5)
Простота установки
Качество
Соотношение цены и качества
Доставка и упаковка
Клиентская и техническая поддержка
Заметно возросла экономия топлива
Отзыв Andrzej K. Датчик кислорода в экономайзере Lambda-Eco с головкой Bosch для Мицубиси Паджеро 2.3 л – вторник, 1:09ВЕЧЕРА
Доставили быстро и бесплатно, сразу исправили мой код неисправности, заметно увеличилась экономия топлива.
2 из 3 пользователей считают этот отзыв полезным.
Был ли этот отзыв полезен?
Да Нет
Джей Лено строит биодизельный суперкар с турбинным двигателем
Команда разработчиков медиаплатформ
Элегантный турбинный суперкар Джея EcoJet был вдохновлен выставочным автомобилем Cadillac Cien 2002 года, а также реактивными автомобилями GM Firebird 1950-х годов, разработанными легендарным Харли Эрлом.
Когда я был ребенком, машин с реактивным двигателем казались будущим. Я смотрел The Jetsons по телевизору, они садились в свой реактивный автомобиль, заводили его и умчались прочь. Я читал о газотурбинном автомобиле Rover-BRM в 60-х, и я пошел на Всемирную выставку в Нью-Йорке в 1964 году, чтобы увидеть собственное вращение Chrysler на стенде. Я всегда был большим поклонником этих автомобилей. А недавно мне удалось купить одну из девяти оригинальных турбинных машин от Chrysler. Обладание им было трепетом всей жизни. Хотя мне 1963-й турбинный автомобиль Chrysler был построен 45 лет назад, и по сей день, когда я на нем езжу, люди говорят: «Оооо, посмотрите, какой плавный этот автомобиль!»
Вот я и подумал, а почему бы не попробовать построить новый? Было бы здорово, если бы я мог запустить газотурбинный автомобиль на биодизеле, особенно на непищевом топливе. Так что я сел со Стивом Андерсоном и Фрэнком Сауседо из студии Advanced Design Studios General Motors и рассказал им, что у меня на уме. Я не дизайнер, поэтому не смог передать то, что искал; они должны были дать мне некоторые идеи. Они что-то рисовали и спрашивали: «Это оно?» Я говорил «неееет», а потом предлагали другой дизайн: «Как насчет этого?» Я помню, как Эд Уэлберн, вице-президент GM по глобальному дизайну, был на одной из наших встреч и делал наброски на салфетках для коктейлей. Я упомянул, что мне понравился внешний вид шоу-кара Cadillac Cien. Команда дизайнеров GM продолжала делать наброски. Я знал, что узнаю правильный дизайн, как только увижу его. И я сделал.
Мы решили назвать машину EcoJet, и это был серьезный проект. Мой главный механик Бернард Джучли вместе с изготовителем Джимом Холлом и остальными ребятами из мастерской проделали замечательную работу по его созданию. Metalcrafters, компания, которая строит многие концепт-кары на автошоу, сконструировала кузов из углеродного волокна поверх кевлара. Шасси было в основном собрано в моем гараже. Alcoa оказала техническую поддержку гидроформованным лонжеронам рамы, алюминиевой пространственной раме, конструкциям подрамника и кованым легкосплавным дискам в стиле турбинных лопастей. Каждое из этих колес было сделано из 400-фунтовой алюминиевой заготовки.
Еще от Popular Mechanics
В соответствии с темой экологичности этого автомобиля мы не хотели использовать продукты животного происхождения. Вместо этого интерьер изготовлен из материалов, которые можно перерабатывать, таких как алькантара, искусственная замша.
Мы использовали столько компонентов GM, сколько могли, например карбоновые тормоза Brembo — те же, что и в Corvette ZR1. Рычаги подвески взяты от Z06 C6 Corvette, как и сильно модифицированные лонжероны рамы.
Сама турбина Honeywell LTS-101, такая же, как те, что используются в вертолетах Bell 222 и Dolphin береговой охраны США. Он развивает мощность 650 л.с. и крутящий момент 583 фунт-фут. Четырехступенчатая автоматическая коробка передач была адаптирована от C5 Corvette. Пришлось использовать автомат, потому что турбина требует постоянной нагрузки. Ручное управление приводило к тому, что турбина разгонялась до слишком высоких оборотов — это похоже на выжимание сцепления на автомобиле с двигателем, находящимся в красной зоне.
Поскольку на холостом ходу двигатель работает на 60% от максимальной скорости 40 000 об/мин, частота вращения выходного вала составляет 3300 об/мин. Поэтому мы попросили Hot Flush разработать для нас специальный преобразователь крутящего момента с частотой вращения 3500 об/мин — чуть выше скорости холостого хода турбины. Но вот самое интересное. Чтобы уменьшить общую длину автомобиля, мы поставили двигатель поверх трансмиссии. Вейсманн, те же самые талантливые ребята, которые построили коробку передач для McLaren F1, сконструировали раздаточную коробку передач 1:1, которая опускает выходной вал двигателя на 6 дюймов, реверсирует вращение и передает мощность обратно на гидротрансформатор, мало чем отличаясь от V-образной коробки передач. покататься на лодке. И эти ребята прямо здесь, в Калифорнии. (Южная Калифорния по-прежнему остается мировой столицей хот-родов.)
Команда разработчиков медиаплатформ
Electronics International создала приборный дисплей (вверху). Это «стеклянная кабина», адаптированная для уличного использования из самолета с турбинным двигателем. Microsoft и Azentek спроектировали навигационную и аудиосистемы таким образом, чтобы Джей мог пользоваться Интернетом, а также отправлять и получать электронную почту с переднего сиденья EcoJet — конечно, когда машина припаркована.
Когда EcoJet был закончен, мы участвовали в гонках на реактивном самолете по взлетно-посадочной полосе аэропорта и разгонялись до 160 миль в час. Скорость не проблема для этой машины; он рассчитан на скорость 245 миль в час. Турбина должна вращаться, чтобы генерировать энергию, поэтому есть заметная задержка, прежде чем она наберет скорость. Вы нажимаете на педаль тормоза, увеличиваете обороты, затем ускоряетесь. Как и в случае с любым другим реактивным двигателем, вся эта мощность находится в верхней части диапазона. Ездить по улице очень весело, и это очень плавно. Но эта машина очень шумная, и этот грохот исходит в основном от воздухозаборника. Инженеры Chrysler были гениями еще в 60-х. Их турбина достаточно тихая, потому что они хотели, чтобы люди слышали звук реактивного двигателя — жужжание! Мы работаем с K&N и Flowmaster, чтобы лучше герметизировать воздухозаборник и разработать систему фильтрации для снижения шума. В основном нам нужен впускной глушитель.
Признаюсь, экономия топлива не велика. В стеклянной кабине есть расходомер топлива, а EcoJet работает на холостом ходу со скоростью от 8 до 9 галлонов в час. На скорости 70 миль в час мы сжигаем 14 галлонов в час, а на полном газу — около 57 галлонов в час. Помните, это реактивный самолет.
Когда в 60-х годах вышла оригинальная турбина Chrysler, вам нужно было идти на стоянку грузовиков, чтобы заправиться дизельным топливом, или использовать домашнее печное топливо.
Но EcoJet также работает на биодизеле B100. Мы получаем наш от Seattle Biodiesel. Есть два 18-галлонных топливных бака: левый бак для топлива Jet A и правый бак для биодизеля. Мы запускаем машину на реактивном топливе и переключаемся на B100, как только выезжаем в дорогу. Мы всегда переключаемся обратно на топливо для реактивных двигателей перед отключением, чтобы не засорить блок управления подачей топлива. Мы не заметили реальной разницы в экономии топлива между двумя видами топлива. Турбина жрет любое топливо, которое сгорает на кислороде — уууррррррррррррррррррр! Это как большой парень в буфете. Просто ест все подряд.
Улучшение автомобиля было непрерывным процессом. Двери работают с соленоидами. Нажми на кнопку, и он дернется, так что мы найдем переключатель потише. Но самое сложное сделано. Сейчас в дороге, не перегревается. Трансмиссионная жидкость остается очень прохладной, и машина работает плавно.
Мне нравится, что EcoJet — это практичное транспортное средство, которое выглядит как автомобиль будущего.